Для чего широко используется куклотерапия
Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми
Печурина Светлана
Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми
Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой). Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.
В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол (куклы–марионетки, куклы-игрушки, теневые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие).
Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы.
В куклотерапии используются такие известные виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.
Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.
Куклы-марионетки. Марионетка – это на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.
Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.
Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка.Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
Целенаправленность куклотерапии
Куклы тесно связаны с культурными и религиозными традициями человека. Первые из них были прообразами богов, служили защитой, привлекали благополучие и счастье, покровительствовали деятельности. Кукла обеспечивает связь поколений и является архетипом, выстраивающим взаимоотношения с миром.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
• коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации ребенка, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого напоминает ребенку травмирующую ситуацию. Попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется эмоциональной разрядкой (плач, смех и т. д.).
Процесс куклотерапии
Коррекция протестного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре со взрослым или с ровесниками типичных конфликтных ситуаций из жизни ребенка.
• Итак, всякая куклотерапияпроходит в три этапа:
• Первый этап (первое занятие) Изготовление (пошив) куклы
• Второй этап (второе занятие) Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего,что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились», церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.
Первый этап работы с ребенком начинается с установления контакта.
Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребенка в процессе изготовления куклы и терапевтической работы с ней. От него зависит все дальнейшее со-трудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальные осторожность и тактичность, соучастие и отношение к ребенку, как к взрослому. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует.
Говорим ребенку о том, что для игры, в которую мы будем с ним играть, необходимо изготовить куклу,и приглашаем его к этому процессу вопросом: «Какую куклу ты хотел бы сделать?».
Примерный список вопросов:
Как зовут твою куклу?
Как она проводит время?
Чем любит заниматься?
Есть ли у нее друзья?
Кукла- игрушка из фольги
для изготовления куклыиз фольги необходимо:
• развитие грубой и мелкой моторики рук;
• развитие коммуникативных навыков;
• профилактика и коррекция тревожности и страхов;
• коррекция заикания;
• разрешение внутренних конфликтов;
• коррекция детско-родительских отношений
• развитие навыков саморегуляции.
После изготовление куклы, возможно проиграть историю связанную с ней.Используя следующие вопросы:
• Как зовут твою куклу?
• Как она проводит время?
• Чем любит заниматься?
• Есть ли у нее друзья?
В завершение занятия для подведения итогов целесообразно задать следующие вопросы:
• Что тебе запомнилось из нашей встречи?
• Что было сложным или, наоборот, легким при изготовлении куклы?
• Понравилось ли занятие?
Ребенку предлагается взять изготовленную куклу и на следующей встрече рассказать, что с ней происходило после занятия.
Настольный кукольный театр Я хочу представить вашему вниманию настольный театр, которым мы пользуемся на занятиях и в свободное время с детьми. Для показа настольного.
Работа с педагогическим коллективом в форме консультаций-презентаций Работа с педагогическим составом в форме консультаций-презентаций: 1. Эмоциональное выгорание педагога (симптомы, методы профилактики).
Игротерапия для детей
Содержание статьи
Игра для ребенка – один из главных способов познания жизни и становления в ней. Во время игрового процесса дети учатся взаимодействию со сверстниками и другими взрослыми людьми, расширяют кругозор, развивают интеллект. Игротерапия как метод психологической коррекции преследует цель помочь детям с нарушениями психики, это один из методов арт-терапии, базирующийся на проведении ролевой игры для интенсивного воздействия на развитие личности. Обязательно существуют правила, при необходимости используются игрушки. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825459/
The Effect of Group Play Therapy on Social-Emotional Skills in Pre-School Children
Ahdieh Chinekesh, Mehrnoush Kamalian, Masoumeh Eltemasi, Shirin Chinekesh, and Manijeh Alavi
Возможности игротерапии очень широки, она применяется при нарушениях речи, стрессах и др., такая технология эффективна, потому что позволяет в легкой и доступной форме скорректировать поведение ребенка, привить ему правильные навыки, социально адаптировать. Основной принцип такой терапии – понять малыша, а не управлять им, научить его видеть себя и свое «Я» с разных сторон, правильно оценивать поступки, поднять уверенность в себе, помочь принять себя как личность. Источник:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2989834/
Play Therapy
Considerations and Applications for the Practitioner
Ritesh Kool, MD and Timothy Lawver, DO
Показания к применению метода
Для маленьких детей все – игра. Поэтому существенных показаний выделить нельзя, так как игры – это основной досуг малышей. Когда дети играют, они находятся в хорошем настроении, не расценивают это как что-то неприятное и отталкивающее. Средства игротерапии эффективны в следующих случаях:
Виды и формы игротерапии
В зависимости от психологических принципов, выделяют следующие виды методики:
В зависимости от используемых игрушек и особенностей приемов, выделяют очень много видов игротерапии. Рассмотрим основные:
Средства игротерапии
Обязательно присутствие взрослого, который будет ведущим – родитель, игротерапевт. Ведущий предоставляет ребенку средства, чтобы он мог в игровой форме раскрыться, подобранные строго индивидуально. Это могут быть: лепка из пластилина, танцы, рисование, куклы, песок, конструкторы, ролевые сюжеты, подвижные игры. Кроме того, могут подбираться и любые другие средства, чтобы раскрыть личность ребенка, его внутренний мир, смоделировать проблемные ситуации и разрешить конфликты – внешние и внутренние.
Доклад на тему «Куклотерапия»
Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми
Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой). Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.
Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические проблемы.
В куклотерапии используются такие известные виды кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные и веревочные.
Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.
Куклы-марионетки. Марионетка – это на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.
Перчаточные куклы, сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.
Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
Куклы тесно связаны с культурными и религиозными традициями человека. Первые из них были прообразами богов, служили защитой, привлекали благополучие и счастье, покровительствовали деятельности. Кукла обеспечивает связь поколений и является архетипом, выстраивающим взаимоотношения с миром.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
• коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.) ;
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Коррекция протестного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре со взрослым или с ровесниками типичных конфликтных ситуаций из жизни ребенка.
• Итак, всякая куклотерапия проходит в три этапа:
• Первый этап (первое занятие) Изготовление (пошив) куклы
• Второй этап (второе занятие) Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились», церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.
Первый этап работы с ребенком начинается с установления контакта.
Этот этап очень важен, поскольку с опорой на него происходит эмоциональное раскрытие ребенка в процессе изготовления куклы и терапевтической работы с ней. От него зависит все дальнейшее со-трудничество. На этой стадии необходимо проявить максимальные осторожность и тактичность, соучастие и отношение к ребенку, как к взрослому. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует.
Говорим ребенку о том, что для игры, в которую мы будем с ним играть, необходимо изготовить куклу, и приглашаем его к этому процессу вопросом: «Какую куклу ты хотел бы сделать? ».
Примерный список вопросов:
Как зовут твою куклу?
Как она проводит время?
Чем любит заниматься?
Есть ли у нее друзья?
Кукла- игрушка из фольги
для изготовления куклы из фольги необходимо:
• развитие грубой и мелкой моторики рук;
• развитие коммуникативных навыков;
• профилактика и коррекция тревожности и страхов;
• разрешение внутренних конфликтов;
• коррекция детско-родительских отношений
• развитие навыков саморегуляции.
После изготовление куклы, возможно проиграть историю связанную с ней. Используя следующие вопросы:
• Как зовут твою куклу?
• Как она проводит время?
• Чем любит заниматься?
• Есть ли у нее друзья?
В завершение занятия для подведения итогов целесообразно задать следующие вопросы:
• Что тебе запомнилось из нашей встречи?
• Что было сложным или, наоборот, легким при изготовлении куклы?
• Понравилось ли занятие?
Ребенку предлагается взять изготовленную куклу и на следующей встрече рассказать, что с ней происходило после занятия.
Для чего широко используется куклотерапия
В настоящее время не существует чёткого определения куклотерапии.
Так, Г. Денисова, А. Осипова, Л. Лебедева относят её к арт-терапии, А. Тащёва, С. Гридневак игротерапии. В.С. Мухина, А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук, И. Я. Медведева и Т. JI. Шишовавыделяют её отдельно.
В данной статье мы будем рассматривать метод куклотерапии как один из способов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Всевозможные экономические, политические, социальные преобразования, происходящие в нашем с вами обществе, заставляют многих задуматься о будущем страны, о будущем своих детей. В современном мире размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, бездушности, аморальности и агрессивности.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Нравственное воспитание влияет на формирование таких качеств дошкольника, как; добродушие и проявление гуманных отношений, чувство ответственности и справедливости, дружеские отношения со сверстниками, уважение к старшим. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, уважение, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, у него не возникает проблем в общении с окружающими и он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно еще и потому, что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, которые в дальнейшем будут регулировать его поведение и поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
В современном мире дошкольного воспитания отмечается, что ребёнок дошкольного возраста испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не понимает, как можно владеть способами нравственной деятельности, поэтому встаёт необходимость обучения этим способам.
Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным и правильным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей.
В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее объяснение: кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека [2; c.313].
Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнёра для игры. Ребёнок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не умеет злиться.
Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.
Были и такие интересные и полезные куклы: Козьма и Демьян. Это предание про двух братьев, которых за добрые поступки возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.
Существовали и игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а потом перевязывали веревкой. Затем к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду, кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси спокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот нос: нечистый дух может вселиться.
На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Была и такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде.
В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Так, например, академик Е. А. Аркин считал, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности,счастья, покровительства и заботы о младших, заботы о детях.
«Оживляя» куклу, ребёнок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, «жизнь», слова, поведение, здоровье; учится находить адекватное, вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.
С целью формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста нами была разработана социально-педагогическая программа, в основу которой легла идея куклотерапии.
Социально-педагогическая программа «Куклотерапия»
Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников»
Тамара Куракина
Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников»
Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской культуры. Для ребенка кукла – прежде всего игрушка, которую можно превратить в партнера для игры, общения. Кукла может выступать заменителем реального друга, который все понимает и прощает.
Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Куклотерапия широко применяется для решения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе, со страхами, заиканием, нарушения поведения, детьми, имеющими эмоциональную травму.
В моей группе есть ребята с повышенной двигательной активностью и дети малообщительные, плохо идущие на контакт. Им порой бывает достаточно трудно признать свое неправильное поведение, осознать переживаемые эмоции и адекватно их выразить. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником стала Кукла. Кукла помогала детям приобрести важные социальные навыки: здороваться, прощаться, оказывать помощь и поддержку. То, что просит сделать взрослый, делает кукла, а не ребенок. Ребята с большим удовольствием выполняли различные задания от имени куклы и для нее.
Игра проводилась в виде импровизаций монологов и диалогов действующих лиц. Я брала на себя роль сказочного героя, взаимодействовала с другими игровыми персонажами в ситуации неожиданного появления, угрозы, хитрости, дружбы и т д. Успешным был вариант изображения отрицательного героя, например, агрессивного волка или хитрой лисы, в борьбе с этими персонажами объединялись другие дети-персонажи и зрители. Все хотели помочь беззащитному зайцу, выражали ему сочувствие. Игра с куклами строилась так, чтобы некоторые дети, ради которых она проводилась, смогли узнать себя как бы в зеркальном отражении, что позволило им лучше осознать и перестроить свои нежелательные формы поведения.
Таким образом, благодаря куклотерапии создается особая среда, влияющая на развитие ребенка,при этом достигаются желаемые результаты: развивается речь детей, эмоциональная и моторная адекватность, коммуникативные навыки.
В изготовлении кукол принимали участие родители. Этот момент очень важен, так как кукла, созданная руками любящих взрослых, оказывает значительный эффект.
Вот такие куклы сделали наши родители.
Этих сказочных героев сделали из маленьких йогуртовых бутылочек, теннисных мячиков.
«Пальчиковые куклы»— небольшие куклы, одевающиеся на палец.
Головки были вылеплены из соленого теста.
«Куклы перчатки». Они изготовлены из носков.
Эти ложки с разными эмоциями можно превратить в героев и проиграть нужные ситуации. Которые помогут понять, как побеждать зло.
А эта улитка и Задира шарфик были сшиты из шарфов.
Осьминога связала заботливая мама. Он может смеяться, грустить, удивляться. А мы сделаем, чтобы он всегда был веселый.
Каждая кукла найдет место в нашей игре и станет нашим другом.
Коммуникативные музыкальные танцы-игры в социально-личностном развитии дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ойский детский сад» Составила: музыкальный руководитель Любивая Анна Андреевна.
Использование игр в социально-личностном развитии ребёнка и формирование доброжелательных отношений у детей 3–7 лет Социальное развитие – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим.
Использование мнемосхем в развитии речи дошкольников Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Мастер-класс «Использование технологии М. Монтессори по математическому развитию в образовательной деятельности дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Светлячок» Мастер-класс «Использование технологии М. Монтессори.
Мастер-класс «Использование проблемных ситуаций при формировании здоровьесберегающего поведения у дошкольников» В дошкольном возрасте формируются поведенческие привычки детей, которые оказывают существенное влияние на качество здоровья. Работа по формированию.
Мастер-класс на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» Автор мастер-класса: Чуднова Елена Ивановна – воспитатель БДОУ г. Омск «Детский сад №216 общеразвивающего вида» Мастер-класс предназначен.
Мастер-класс с педагогами «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» Мастер – класс с педагогами МБДО на тему «Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации с детьми, направленные на социально-коммуникативное.
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников» Цель: • Научить детей (педагогов) составлению синквейнов.