Для чего ситников и кукшина в романе
Сочинение: Ситников и Кукшина в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.09.2019 · Обновлено 30.09.2019
(398 слов) В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» четко показаны нигилистические убеждения главного героя – Евгения Базарова. Нигилисты отрицают современный общественный уклад, не приклоняются перед авторитетами, отрицают всяческие чувства, а также красоту и искусство. Но в демократической молодежи такого направления найдутся те, для кого данные идеи – повод выделиться перед обществом. Таких героев представляет нам автор — это Ситников и Кукшина.
Поставив главного героя с Авдотьей Кукшиной и Виктором Ситниковым, автор подчеркивает всю серьезность убеждений Базарова. Ситников считает себя старинным знакомым Базарова и его учеником. Автор описывает его следующим образом: одет в славянофильскую венгерку, а на его визитных карточках написан как французский, так и русский текст, который выполнен славянской вязью. Благодаря мелким деталям, Тургенев демонстрирует, что вся приверженность Ситникова новым идеям носит исключительно показной характер. Все мысли и идеи, произнесенные Базаровым, Ситников повторяет в искаженной и вульгарной манере. Для Ситникова нигилизм – это мода, в которой можно выделиться и спрятать глупость и сомнительное происхождение. В эпилоге автор говорит о том, что Ситников все еще продолжает «дело» Базарова, но его семейство помыкает им, а жена и вовсе считает дурачком.
Авдотья Кукшина относит себя не только к нигилистам, но и к «эмансипированным дамам». Главные темы, которые волнуют Кукшину: «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия и воспитание. Кукшина глупа, развязна и вульгарна. Автор описывает множество деталей в ее интерьере и внешности, чтобы в точности передать всю сущность героини: криво прибитая визитная карточка на двери, пыль на всей поверхности убранства, растрепанные волосы, дешевые браслеты на руках, а также черные пальцы (от табака). Она без умолку болтает обо всем и ни о чем, задает вопросы, но ответы ее не интересуют. Она делает вид, что знает все на свете, но по факту это не так. Для нее в порядке вещей напиться шампанским и всю ночь провести в компании молодых людей. В эпилоге автор говорит, что теперь Авдотья, помимо естественных наук, увлекается архитектурой и даже открыла в этом направлении новые законы.
Автор специально вводит этих персонажей, чтобы показать слабые стороны максималистского мировоззрения Базарова. Двойники составляют контраст главному герою, для которого нигилизм – осознанно выбранная позиция. В эпилоге оба «нигилиста» пытаются прикрыть свою никчемность социальными понятиями, ничего в них не понимая. Конечно, у Базарова должны быть единомышленники, но автор намерено показал идейное неприятие характера и убеждений героя. Хоть Тургенев и испытывал неприязнь к идеям главного героя, но все же показал, что для Базарова нигилизм – основа его жизни, в отличие от его бездарных двойников — Ситникова и Кукшиной, для которых любые течения были лишь маской.
Ситников и Кукшина в романе И. Тургенева «Отцы и дети»
Ни одно произведение Тургенева не вызвало столько жарких споров, столько противоречивых толков, как роман «Отцы и дети». Революционно-демократическая критика журнала «Современник» увидела в Базарове «клевету» и «карикатуру» на молодое поколение. Нигилист-отрицатель не отвечал представлению молодого поколения о революционере. Дворянская критика также не приняла главного героя Тургенева, поставленного автором на очень высокий пьедестал.
«Отцы и дети» — роман, подводящий итог большому периоду творчества Тургенева. В нем писатель осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения».
Центральным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров, олицетворяющий русскую «новь». Он нигилист, отрицающий все то, что было отжившим, устаревшим, ненужным в дворянском обществе и в самих аристократах. Одинок ли Базаров в своем нигилизме или у него есть друзья, единомышленники? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав образы Аркадия, Ситникова и Кукшиной.
Ситников и Кукшина, конечно, не являются центральными фигурами произведения, но образы их по-своему интересны, так как они выступают в романе как псевдоученики Базарова.
Ситников, например, говорит, что считает Базарова своим учителем: «Я ему обязан своим перерождением». Тургенев описывает «базаровского ученика» как человека невысокого роста, одетого в славянофильскую венгерку. У него вполне приятное лицо, но во всех чертах сказывается «тревожное и тупое выражение». Все это, как и «визгливый» и «деревянный» смех, показывает, что человек этот противоположен спокойному, увереному в себе и, безусловно, умному Базарову. Ситников многословен и суетлив, во всех его поступках видно желание услужить. Заявления этого героя оказываются пустым звуком. Ситников называет себя нигилистом, но при этом любит «комфорт жизни». «Молодой прогрессист», как насмешливо характеризует его Тургенев, подчеркивает, что он презирает женщин, но автор тут же замечает, что через несколько месяцев Ситников, женившись, будет пресмыкаться перед своей женой только потому, что она урожденная княжна Дурдолесова.
Именно Ситников знакомит Базарова и Аркадия с одной «прогрессивной» дамой, И вот перед нами Евдокия Кукшина — еще одна «нигилистка». В ее доме мы встречаемся с признаками «эмансипированности» хозяйки: криво висящая на двери табличка, разбросанные повсюду окурки, запущенность и грязь.
Внешний вид «эмансипэ» Кукшиной вызывающе неряшлив: это несколько растрепанная молодая дама в не совсем опрятном платье. Казалось бы, Базаров не придает значения одежде, но и он, увидев Кукшину, поморщился. Автор сообщает читателю, что выражение ее лица как-то неприятно действовало на всех, кто ее видел.
Все ненатурально в Кукшиной. Она хочет быть независимой и даже развязной, но при этом получается у нее все неловко, неестественно. Она стремится показать себя образованной женщиной и пытается втянуть Базарова в псевдонаучный разговор о женском вопросе и отсталости Жорж Санд. По всему ясно, что такие же беседы она постоянно ведет с Ситниковым, удивляя своими «познаниями» провинциальных горожан. А вот Базарова, понимающего пустоту этих рассуждений, такие дискуссии не интересуют.
Как бы ни кичилась Кукшина своей «эмансипированностью», она все же живет с оглядкой на общественное мнение. Так, например, на балу у губернатора, когда Аркадий и Базаров уехали, «независимая» дама «нервически» злобно, но робко засмеялась им вслед. Ее самолюбие было уязвлено тем, что на нее не обратили внимания.
Так кто же такая Кукшина? Прогрессивная образованная женщина? Конечно, нет. Она даже и журналов не читает — они лежат у нее в комнате с неразрезанными страницами. Видимо, у нее не сложилась семейная жизнь. Детей, которым можно было бы уделять внимание, у нее нет. И чтобы как-то заявить о себе, с одной стороны, и оправдаться перед провинциальным обществом, с другой, она объявляет брак предрассудком и даже преступлением.
Базаров говорит: «Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои». «Долой авторитеты!» — вторят ему Кукшина и Ситников. Но разве они имеют о чем-либо свое мнение? Нет. Их привлекает нигилизм как мода. Они видят в нем возможность заставить о себе говорить и вести себя с большой долей распущенности.
На их примере Тургенев показывает, насколько велика разница между словами «быть» и «слыть». Ситников и Кукшина слывут прогрессивными людьми, но таковыми не являются. Окружив Базарова мнимыми учениками, жалкими и бездарными подражателями, автор возложил миссию представлять поколение «детей» целиком на главного героя.
Ситников и Кукшина, подражая нигилистам, скрывают свое чувство неполноценности. У Кукшиной это проявляется в неспособности быть женой и матерью. Ситников же стыдится своего простого происхождения.
И все же эти герои не случайно появляются в романе Тургенева. Они подчеркивают одиночество Базарова, усиливая его трагедию. Нет у Евгения союзников, единомышленников, последователей и продолжателей его дела. Даже Аркадий оказался временным попутчиком. Учителю не удалось перевоспитать лучшего и единственного своего ученика. А перевоспитывать Ситникова и Кукшину он и не собирался. Неужели его теория дала трещину? Где он ошибся? Почему он одинок? Может, Базарову надо поискать новую общественную теорию? Как неуступчивая и трагическая личность, он идет до конца, выбирая последовательный индивидуализм на почве старых взглядов.
С какой целью И. С. Тургенев вводит в роман образы «учеников» Базарова и какова их роль в раскрытии авторского отношения
Базаров в кругу своих учеников
Базаровские ученики в романе — Аркадий, Ситников и отчасти Кукшина — оттеняют масштаб и исключительность своего учителя. Аркадий лишь ненадолго увлекается идеями Базарова, в мыслях, чувствах, поступках он остаётся сыном своего отца. Он мягок, лиричен, склонен к мечтательности и, как только расходится с Базаровым, он влюбляется в Катю. Жизнь одиночки, борца за дело не для него; “мякенький, либеральный барич”, — аттестует Аркадия Базаров.
Образы Ситникова и Кукшиной обрисованы в романе с карикатурной резкостью. С их помощью Тургенев открывает ещё один аспект существования идеи в обществе. Независимо от того, какова эта идея, хороша она или дурна, истинна или ложна, становясь достоянием масс, она неизбежно опошляется, снижается, мельчает. Для Ситникова и Кукшиной нигилизм, эмансипация — только маски, в отличие от Базарова они отрицают не “в силу ощущения”, а потому, что это модно. В итоге же доминантной чертой их портретов становится ненатуральность, фальшь, напыщенность. Но реакция “учителя” на присутствие “Ситниковых” крайне интересна. “Ситниковы нам необходимы, — объясняет Базаров Аркадию. — Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать!” Ситниковы нужны Базарову для наращивания массы, для “грязной работы” — распространения нигилистических идей в широких слоях общества. Себе Базаров отводит роль “бога”, человека, стоящего на высших ступенях иерархии власти, и это ещё одна важная, довольно зловещая черта в обрисовке существования идеологии в обществе
Ситников и Кукшина в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
Ситников и Кукшина в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» являются второстепенными персонажами, они представляют собой мнимых последователей Базарова. Мнимые, потому что в отличие от главного героя им неизвестно, что такое самопожертвование ради своей идеи. Нигилистические идеи им не близки по духу, а просто маскируют скудность внутреннего мира и ограниченность знаний. Ситников пытается прикрыть модной философией позор своего происхождения, а Кукшина – свою нереализованность в качестве женщины, жены и матери.
Ситников говорит о том, что Евгений Базаров его давний товарищ и учитель, открывший перед ним дверь в новую жизнь. Он мечтает стать таким же бесцеремонным и свободным от рамок приличия, как и его наставник, но его подражательство выглядит очень смешно. Нигилизм для него всего лишь способ преодолеть собственные комплексы, это просто возможность стать более уверенным в себе и своих правах. Его отец зарабатывал себе на жизнь тем, что спаивал крестьян, а Ситников этого очень стыдился. Он осознавал никчёмность своего происхождения и знал, что общество не примет его таким, какой он есть. Нигилизм позволял этому персонажу почувствовать себя причастным к общему великому дело, ощутить свою значимость и превосходство над «незнающими».
Ничтожность натуры Ситникова проявляется в слепом обожании Базарова, который откровенно презирал своего ученика. Базаров считал, что такие личности нужны только для выполнения грязной работы и общался с ним только из корыстных побуждений.
Тургенев изображает этого персонажа, как суетливого человека с наигранным смехом и тупым выражением лица с бегающими глазами. Несмотря на приятную внешность, весь его внешний вид выражал некую тревогу и волнение, выступая полной противоположностью образу уверенного в себе истинного нигилиста Базарова. Во время первой встречи с давним приятелем, Ситников был одет в славянофильскую венгерку и несоответствующие по стилю перчатки, у него были визитки, на которых имя было написано с одной стороны французским языком, а с другой – русским.
Сущность Ситникова заключалась в том, что он не имел собственного мнения, не мог отстоять свою точку зрения, поэтому всегда соглашался с другими. Во всех его поступках прослеживается стремление услужить, быть полезным. Взаимоотношения Ситникова и Базарова напоминали собой безоговорочное подчинение крепостного своему барину, полное послушание и отсутствие противоречий.
Ситников не мог отвечать за свои слова, говоря о своём презрении к женскому полу, он даже не подозревает, что через несколько месяцев будет пресмыкаться перед своей новоиспечённой женой, только из-за её благородного происхождения.
Другим мнимым приверженцем нигилизма была хорошая приятельница Ситникова Кукшина. Она описывается как светловолосая дама, одетая в неопрятное, смятое платье. Её фамильярность и нахальное поведение, в дополнении с неряшливым внешним видом, производит негативное впечатление на большинство окружающих, в том числе и Аркадия. Выражение лица Кукшиной оказывало неприятное воздействие на тех, кто его видел. Даже Базаров, обычно не обращающий внимание на внешний вид других людей, поморщился при первой встрече с этой дамой. Всё в её образе было искусственным, наигранным и ненатуральным.
Она считает своим предназначением защищать права всех женщин и отстаивать их независимость. Главным увлечением в жизни Кукшиной были естественные науки, которыми она уже довольно давно интересуется и неплохо осведомлена в этой сфере. Но, несмотря на определённые познания, умной женщиной «последовательницу» Базарова называть нельзя. Даже выписанные журналы просто лежат на столике с неразрезанными страницами, они нужны для подтверждения статуса, а не для чтения.
Под маской приверженца нигилистской философии Кукшина скрывает свою грусть и тоску, вызванную уходом мужа и последующим долгим одиночеством. Она не отличается особой красотой и поэтому не имеет популярности у мужского пола. Не пользуется спросом также среди простых собеседников, потому как очень резко выражается и постоянно пытается вступить с кем-нибудь в спор, не ища для этого особого повода. Хотя на самом деле она ограничена в своих суждениях и доказать свою точку зрения не способна. Неуверенность Кукшиной в себе проявляется на губернаторском балу, когда Базаров и Ситников неожиданно уезжают, задев её самолюбие. Для независимой нигилистки было обидно, что на неё не обратили должного внимания.
Ситников и Кукшина сами себя называют нигилистами, но на самом деле ними вовсе не являются. Так они просто прикрывают чувство собственной неполноценности, для первого это способ скрыть своё происхождение, а для второй – несчастливую женскую судьбу. Они не чувствуют себя действительно нужными, просто пытаются доказать свою важность окружающим, в первую очередь им не хватает уверенности: в себе, своем мнении, своих поступках. Эти два образа можно назвать сатирическими, автор в их изображении использует комические приёмы. На их примере он показывает насколько большая разница между словами «быть» и «казаться». Таких, как Ситников и Кувшина очень много, они перенимают чужие мысли, говорят заученными фразами и называют себя новаторами, способствующими всемирному прогрессу. Намного меньше в обществе порядочных умных женщин и образованных, достойных мужчин.
Эти второстепенные персонажи нужны в романе, для того чтобы увеличить трагедию Базарова, подчеркнув его одиночество в этом мире. У него совершенно не было сторонников, единомышленников и последователей. Все друзья появлялись в его жизни ненадолго, оставив в ней лишь незначительный след. Он один представляет новую зреющую силу, которая способна изменить общество.
Роман «Отцы и дети» — это вершина творчества Ивана Сергеевича Тургенева. Ни одно его произведение не вызвало вокруг себя такое большое количество дискуссий. Литературные и политические критики увидели в образах Базарова, Ситникова и Кукшиной карикатуру на молодое поколение. В своём романе И.С. Тургенев показал общественно-политическую картину дореформенной России второй половины 19 века. Автор изобразил образ «нового человека» так, как сам его видел, понимая, что изменения в обществе неизбежны.
Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе «Отцы и дети»?
Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе «Отцы и дети»?
В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное устройство исчерпали себя. Но по какому пути должна развиваться Россия? Этот важнейший вопрос либералы и демократы решали по-разному. В предыдущих романах, Тургенев явно симпатизировал дворянским либералам, хотя видел и честно изображал их недостатки: вялость характера, нерешительность, погружённость в собственные переживания (например, Фёдор Лаврецкий из романа «Дворянское гнездо», Андрей Берсеньев и Павел Шубин из романа «Накануне»), В «Отцах и детях» писатель сделал главным героем демократа, который выступает принципиальным противником либерального дворянства. Поэтому тема романа — описание общественной борьбы накануне 1861 года, а идея — изображение «нового человека», как Тургенев видел и понимал его. По тому, как писатель представил Базарова, можно сказать, что в Тургеневе боролись два чувства. С одной стороны, революционный демократ Базаров отрицает идеалы дворянского общества, то есть, как казалось автору, уже ничего не признаёт и заслуживает названия нигилист. С другой стороны, Тургенев честно старается понять и изобразить характер Базарова. Именно такой подход к «новому человеку» делает роман «Отцы и дети» чрезвычайно интересным. Автору не очень симпатичен Базаров, что заметно из описания его непривлекательной внешности, странного балахона-пальто, бесцеремонного поведения, хотя одновременно с этим Тургенев признаёт в главном герое пытливый ум, трезвость мысли, прямоту чувств, собранность воли, что делает его необычным человеком среди мягких, безынициативных дворян Кирсановых. Писателю не нравится презрение Базарова к дворянской культуре и её традиционным ценностям (к семейным отношениям, любви, искусству, природе), но Тургенев не нашёл среди дворян, общающихся с молодым нигилистом, никого, кто мог бы победить его в идейных спорах. В романе среди дворян у Базарова нет достойных противников, но и настоящих единомышленников у него тоже нет. Аркадий Кирсанов дорожит дружбой «лекарского сына» и искренне считает, что Базаров — «один из самых замечательных людей» (XXI), с которыми он когда-либо встречался. Но в конце романа Аркадий прощается со своим другом-учителем навсегда, так как не выдерживает требований базаровского максимализма. Для Базарова дело — борьба с устаревшими научными взглядами и несправедливыми общественными порядками; для Аркадия дело — любовь, семья, поэтому он спокойно меняет передовые общественные идеи на счастливое житьё-бытьё в родовом имении. К нему Базаров относится дружелюбно и одновременно снисходительно-иронически. Откровенно презрительно относится Базаров к двум другим «нигилистам» — к Кукшиной и Ситникову, но вынужден их терпеть, чтобы иметь под рукой помощников, предназначенных для разных грязных дел: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать. » (XIX). При всей нелюбви Базарова к аристократам он должен признать, что дворяне Кирсановы и Локтевы по уму и развитию многократно превосходят «нигилистов» Ситникова и Кукшину. Если Базарова Тургенев изображает в романе серьёзно, а в некоторых эпизодах даже сочувственно, то Кукшина и Ситников описываются просто сатирически. Тургенев сознательно заостряет их безалаберность, распущенность, глупость. Их вполне справедливо характеризуют слова Павла Петровича: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотели прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! — и дело в шляпе. (…) И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» (X). Чтобы показать своё отношение к женской эмансипации (равноправию), Тургенев рисует в романе двух помещиц — Авдотыо Никитичну Кукшину и Анну Сергеевну Одинцову. Обе героини свободны, правда по разным причинам. Одинцова — молодая вдова и поэтому вполне самостоятельна: сама успешно управляет своим имением, заботится о младшей сестре Катей старой тётке. Она, не боясь злых сплетен, приглашает Базарова и Аркадия к себе в имение. Кукшина тоже самостоятельна, так как «разъехалась» (XII) (разводы были в то время чрезвычайно редки) с мужем, но эта «передовая», по рекомендации Ситникова, дама не знает, что делать со своей независимостью. Её имением практически управляет староста Ерофей, которого она красиво сравнивает со знаменитым американским литературным героем (!) — Патфайндером (Следопытом из одноимённого романа Ф.Купера), детей у неё нет, о её бедных родственниках ни разу не упоминается. Одним словом, Кукшина использует свою свободу очень неразумно: ведёт беспорядочный образ жизни и скандализирует время от времени губернское общество.
Тургенев помещает в свой роман два очень похожих эпизода: сначала Базаров и Аркадий запросто приходят в гости к Кукшиной (XIII), а через несколько дней, после бала, наносят визит Одинцовой, по её приглашению (XV). Дом Авдотьи Никитичны напоминает Бедлам (знаменитый сумасшедший дом в Лондоне): автор не забывает отметить криво прибитую визитную карточку на входной двери, пыль и беспорядок в комнате, растрёпанные волосы хозяйки, её неопрятное платье, безвкусные браслеты на коротких руках, бурые от табака пальцы. Хозяйка с лёгкостью судит обо всём, начиная с мастики для склеивания кукол и кончая женским трудом на фабриках. Кукшина сама говорит без умолку, перескакивает с одной темы на другую, задаёт вопросы собеседнику и не слушает ответы. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы упиться шампанским в компании малознакомых мужчин и участвовать в пьяном веселье, которое даже цинику Базарову показалось неприличным.
Одинцова свой номер в губернской гостинице украсила множеством цветов, к гостям — Аркадию и Базарову — она вышла в «простом утреннем платье» (XV), которое было ей к лицу, и во всё время визита «оставалась совершенно спокойной» (XV). Одинцова отличается тактом, умением слушать собеседника, неназойливым умом и начитаностью, так что обоим приятелям было легко говорить с ней: «Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая» (XV). Одинцова одевается со вкусом, держится с достоинством, не стремится во что бы то ни стало привлечь всеобщее внимание к своей персоне, но на балу у губернатора она с момента знакомства совершенно очаровывает Аркадия, да и Базаров выделяет её из пёстрой толпы дам. А Кукшина на том же балу может «блеснуть» только грязными перчатками, райской птицей в волосах (XIV) и весьма смелым танцем с Ситниковым. Ситников столь же ничтожный человек, как и Кукшина, он призван оттенить незаурядность личности главного героя. Робость и развязность отмечает Тургенев в его портрете (XII), а в его поведении переплетаются апломб и неуверенность. Вот он без приглашения приезжает в Никольское. «Трудно передать словами, какою перепёлкою влетел в комнату молодой прогрессист» (XIX), — язвительно замечает Тургенев. Именно Ситников, как никто другой, похож на «шута горохового» и нелепым костюмом (славянофильской венгеркой — XII), и заискивающим поведением. Несмотря на свои прогрессивные убеждения, он всеми силами стремится втиснуться в светское общество, где его встречают удивлённо-презрительно. Ситников спешит представиться губернатору, на балу он обещает познакомить Аркадия с Одинцовой, хотя сам едва знает её. Для Ситникова нигилизм — мода, возможность показать себя интересным человеком и тем самым скрыть обыкновенную глупость и сомнительное происхождение, которого он очень стесняется (XIII): его отец — известный винный откупщик. Для уничтожающей характеристики этого нигилиста достаточно вспомнить его слова, невольно пародирующие знаменитое высказывание Диогена: «Я — ученик Базарова. Я ему обязан своим перерождением. (…) Когда Евгений Васильевич при мне в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг …словно прозрел! «Вот, — подумал я, — наконец я нашёл человека!»» (XII). Кукшина и Ситников — пена, которая всегда оказывается на поверхности, на виду, но по пене нельзя судить о глубинной сути явления. Сын откупщика Ситников и femme emancipee (свободная от предрассудков женщина) Кукшина извращают передовые идеи своего времени, для них нигилизм — способ скандализировать общество и таким образом отличиться самим, стать заметными.