Служебные части речи – это слова, служащие для связи слов и частей предложения либо передающие эмоциональные и смысловые оттенки.
У них нет форм, к ним нельзя задать вопросы, и они не являются членами предложения. Это неизменяемые части речи. К служебным частям речи относят предлоги, союзы и частицы.
Предлоги
Предлоги – слова, которые выражают зависимость существительных, прилагательных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
По составу предлоги могут быть простыми (за, наподобие), сложными (из-за, по-над) и составными (во время, по отношению к). По происхождению предлоги делятся на непроизводные и производные (образованные от других частей речи).
Производные предлоги — это слова других частей речи, утратившие лексическое значение и грамматические признаки.
Виды производных предлогов по происхождению
1. От существительного: ввиду, вследствие, в течение, вместо, вроде, насчёт, по мере, по поводу;
3. От деепричастия: благодаря, включая, несмотря на, спустя, исключая, начиная, не считая.
Следует отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, на которые они похожи:
Благодаря брату я избежал проблем. (предлог!)
Благодаря брата за помощь, я не смог сдержать слёз. (что делая? деепричастие!)
Непроизводные предлоги — это предлоги, которые не образованы от других частей речи. Непроизводные предлоги появились очень давно и не имеют аналогов в других частях речи.
Данные предлоги используются для выражения пространственных отношений.
Предлог «в» обозначает направление движения внутрь, расположение внутри чего-либо, в ограниченном пространстве.
Предлог «на» обозначает нахождение чего-либо на поверхности или направление движения на поверхность.
Также предлог «на» употребляется, если ограничение пространства отсутствует: работать на поле, работать на выгоне, выращена на Алтае, отдыхали на Кавказе.
Предлоги «в»- «на», «из» — «с» образуют антонимичные пары, т.е. обладают значением противоположности. Поэтому при выборе предлогов «из» — «с», следует обратиться к их парам.
Данные предлоги употребляются только с именами существительными (местоимениями) в форме дательного падежа:
Правописание производных предлогов
Слитно
Раздельно
вследствие (грозы) насчет (работы) вместо (пробежки) наподобие (шара) вроде (него) ввиду (болезни) напротив (парка) вдоль (улице) свыше (километра) поперек (дороги) навстречу (матери) согласно (правилам) вопреки (принципам) наперекор (судьбе) несмотря на (холод) невзирая на (боль) благодаря (поддержке) спустя (год) включая (всех) исключая (всех)
в течение (дня) в продолжение (вечера) в заключение (выступления) в виде (исключения) в целях (улучшения) в случае (опасности) в силу (обстоятельств) в связи с (ситуацией) за счет (родителей) по мере (поступления) по поводу (поведения) по причине (неудачи)
Союзы
Союзы – слова, которые соединяют однородные члены или части сложных предложений.
Союзы делятся на две большие группы: сочинительные иподчинительные.
Сочинительные союзы служат для связи однородных членов в простом предложении и простых предложений в составе сложносочиненных предложений. Подчинительные союзы служат для связи простых предложений в составе сложноподчиненного предложения.
По строению союзы могут быть простыми и составными. Простые союзы состоят из одного слова (и, а, но, да), а составные — из двух и более (как …, так и, для того чтобы).
Частицы
Частицы – это слова, добавляющие различные оттенки к значению самостоятельных слов.
По составу частицы делятся на простые (даже, только), сложные (всё-таки, просто-напросто) и составные (хоть бы, того и жди). По значению и функциям частицы подразделяются на две группы – смысловые (выражают оттенки значения) и формообразующие (для образования форм слова), внутри которых выделяются отдельные разряды.
Служебные части речи — это предлог, союз и частица.
Укажем, что такое служебные части речи в русском языке, как их отличить от слов самостоятельных частей речи.
Что такое служебные части речи?
В системе частей речи русского языка различают самостоятельные и служебные части речи. Самостоятельные части речи обладают общим грамматическим значением. Они могут называть предмет (река, любовь), признак или принадлежность признака предмету (глубокая река, мамина любовь), действие или состояние (прыгать в реку, любить) и т. д.
Слова служебных частей речи не называют ни предмет, ни признак, ни действие. Они не имеют лексического значения, которое было бы зафиксировано в словаре. К служебным частям речи принадлежат слова:
Это такие же лексические единицы языка, как существительные, прилагательные и глаголы. И в то же время это особенные слова, у которых нет лексического значения, но тем не менее без них в речи не обойтись. Убедимся в этом, рассмотрев предложение:
Кто же из нас не знает этого?
Уберем служебные слова из высказывания, и оно рассыплется на отдельные, не связанные друг с другом лексемы:
кто, нас, знает, этого.
И в то же время служебные слова самостоятельно не выполняют никакой роли в предложении.
Признаки служебных слов
Предлоги, союзы и частицы отличаем от слов знаменательных частей речи по их характерным признакам. Сравним самостоятельные части речи и служебные, составив следующую таблицу:
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
1. обладают лексическим и общим грамм. значением
1. не имеют лексического значения
2. имеют постоянные и непостоянные морфологические признаки
2. не изменяются
3. можно задать вопрос
3. нельзя задать вопрос
4. являются членом предложения
4. не являются членом предложения
5. употребляются самостоятельно
5. употребляются со словами самост. ч. речи
Исходя из указанных признаков, дадим определение, что такое служебные части речи.
Укажем, какое определение служебным частям речи дает Википедия:
Служебные части речи
Лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений.
Эти слова имеют специфичную служебную функцию в предложении:
Часть речи
Функция
Предлог
связывает слова друг с другом, выражает зависимость существительного,числительного, местоимения от других слов в словосочетании и предложении.
Союз
связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного или фрагменты текста.
Частица
придает дополнительные оттенки словам или предложениям, служит для образования некоторых форм слов.
Рассмотрим в отдельности каждую служебную часть речи.
Что такое предлог?
По происхождению предлоги бывают непроизводными (без, в, для) и производными, которые образованы способом перехода слов других частей речи в служебную:
По структуре различаем предлоги:
Предлоги выражают смысловые отношения:
Предлог не является членом предложения, однако входит в состав членов предложения. Предлог в предложении подчеркивают вместе с тем словом, падежную форму которого он создает.
С ветки на ветку прыгает шустрая белка.
Союзы в русском языке
В парке сильный ветер качает ели и сосны, березы да осины.
Союзы делятся на непроизводные (и, а, но) и производные (точно, словно, благодаря тому что).
По структуре укажем союзы простые (но, зато, или) и составные (как будто, с тех пор как), а по употребительности они бывают повторяющиеся (ни…ни, либо…либо) и двойные (как…так и, чем…тем).
По синтаксической роли укажем союзы сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы соединяют слова и предложения на основе их равноправия. Они делятся на следующие группы:
Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненных предложений и указывают на зависимость одного компонента от другого.
Я позвоню вам, если мы не встретимся.
Подчинительные союзы делятся на виды в зависимости от того, какую придаточную часть они присоединяют в предложении:
Союзы не являются членами предложения. К ним нельзя задать синтаксический вопрос от других членов предложения.
Частицы
В отличие от других служебных частей речи частицы не выражают грамматических отношений между словами и предложениями.
Множество частиц связаны по происхождению с глаголами (пускай, возьми, давай), с местоимениями (всё, это, что за), наречиями (как, просто), союзами (а, да).
Частицы делят на модальные и немодальные (формообразующие и словообразующие).
Модальные частицы по значению делят на группы:
Формообразующие частицы участвуют в образовании грамматических форм слов. Частица «бы» образует форму условного наклонения глаголов:
Частицы не являются членами предложения, но могут входить в состав члена предложения.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ 1. Сами по себе не являются членами предложения. 2. Не имеют лексического значения. 3. В связи с этим не отвечают ни на какие вопросы.
ПРЕДЛОГ СЛУЖИТ для связи слов в словосочетании и установления смысловых отношений между ними: Пошёл В школу Пробежал МЕЖДУ домами Выскочил ИЗ-ПОД дивана Без предлогов эти словосочетания не имеют смысла, предлоги устанавливают пространственные отношения, существительные с предлогами отвечают на вопросы КУДА? ГДЕ? ОТКУДА?
ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ ОБРАЗОВАНЫ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, их нужно не путать со словами, от которых они образованы!
ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ ИЗ НАРЕЧИЙ: близ, вдоль, вне, внутри, вместо, возле, вокруг, кругом, кроме, мимо, относительно, касательно, помимо (сочетаются с Р.п.) Вопреки, согласно, вслед, подобно, сообразно, соразмерно и др. (сочетаются с Д.п.) Многие из них уже совершенно перестали употребляться в качестве наречий и целиком перешли в предлоги: вместо, вопреки, кроме, подобно. Сравните: бегал (где?) вокруг — наречие; бегал (где?) вокруг меня — предлог с местоимением.
ИЗ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ: путём, по мере, по части, с помощью, по случаю, под видом, в виде, ввиду, насчёт, за счёт, по причине, во время, в лице, вследствие, в течение, в заключение, во избежание, за неимением, за исключением, по истечении и др. Став предлогами, эти слова перестали сами по себе быть членами предложения, стали синонимичны другим предлогам, сочетаются с Р.п.: ввиду плохой погоды, вследствие плохой погоды=из-за плохой погоды. (СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ!)
При работе со служебными словами – предлогами, частицами, союзами – важно отличать их от омонимичных слов, принадлежащих к самостоятельным частям речи.
Правописание предлогов
Предлоги бывают непроизводные и производные (образованные от других частей речи). Написание последних нередко вызывает у учеников вопросы. Нужно помнить, что предлог всегда можно заменить другим предлогом.
Предлог
Знаменательная часть речи
Предлоги, образованные от существительного с предлогом
В течение (=длительность, время)
И всё это образовалось в течение каких-нибудь трёх суток (В.К. Арсеньев)
В течение (про реку, болезнь), можно вставить прилагательное в середину
Гласная на конце зависит от падежа
Я увидел рыбу в течени и реки
В продолжение (=время)
По рассказам соседей, он в продолжени е трёх дней съедал только один фунт хлеба (А.П. Чехов)
В продолжение (в следующей части), можно вставить прилагательное в середину
Гласная на конце зависит от падежа
В продолжени и статьи брошено ещё несколько презрительных отзывов о критике (Н.А. Добролюбов)
Вследствие (=из-за)
Вследствие напряжённой работы все устали
Не путать предлог вследствие с наречием впоследствии(=потом)
Впоследствии белорусские крестьяне это доказали (И.И. Лажечников)
В следствие (вывод; расследование), можно вставить прилагательное в середину
Гласная на конце зависит от падежа
В следстви е закралась ошибка
Навстречу (=к)
Илья вскочил и бросился вперёд, но публика шла навстречу ему (М. Горький)
На встречу с…
Можно вставить прилагательное в середину
Максим досадовал на встречу с сокольником (А.К. Толстой)
Ввиду (=из-за); в виде (=наподобие)
Ввиду непогоды гулять
Нос в виде спелой сливы (Н.В. Гоголь)
Иметь в виду
Устойчивое выражение, пишется в три слова
Этого уж я не понимаю совсем: имел в виду и не знал, что имел в виду (Ф.М. Достоевский)
Насчёт (=о, об); за счёт (=благодаря)
Поговорили насчёт свадьбы
За счёт соседей удалось ликвидировать пожар
На счёт (связан с деньгами)
Она положила все деньги на (его) счёт
Наподобие
У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (И.С. Тургенев)
На подобие (задаётся вопрос)
Гласная на конце зависит от падежа
Обратите внимание на (что?) подобие треугольников
В заключение (=под конец)
В заключени е своего выступления хочу поблагодарить всю комиссию за внимание
В заключение (задаётся вопрос)
Гласная на конце зависит от падежа
Он пробыл в заключени и шесть лет
Предлоги, образованные от деепричастий
Несмотря на, невзирая на (=вопреки)
Несмотря на непреоборимую твёрдость, глуповцы – народ изнеженный и до крайности набалованный (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Не смотря, не взирая
Коль скоро я вам позволяю, вы забудьте ваше звание и целуйте, не взирая (А.Н. Островский)
Правописание союзов
Союзы чтобы, тоже, также, зато, притом, причём, итак, оттого пишутся слитно в отличие от омонимичных частей речи, пишущихся раздельно (что бы, то же и т.д. — союзных слов). В словах знаменательных частей речи один из компонентов легко убирается, перемещается, к нему задаётся вопрос либо между элементами можно вставить ещё одно слово, с союзами это не работает.
Чтобы (=для того чтобы, с тем чтобы)
Я зашёл, чтобы передать привет
Что бы (бы опускается)
Что бы вы ни приготовили, он не удивится
Тоже, также
Мы тоже любим родителей
Он также велел распорядиться насчёт лошадей
То же, так же (же опускается)
Она видела то (же), что и ты
У всех напрягся лобтак (же), как и в прошлый раз
Запомнить правописание следующих устойчивых сочетаний слов:
Зато (=но)
Глуп, зато силён
За то (к то задаётся вопрос)
Спрятался за то (какое?) дерево
Притом, причём (=к тому же, вместе с тем)
Она часто встречала бедных, притом образованных людей
При том, при чём (к том, чём задаётся вопрос)
При том (каком?) царе жили плохо
Итак (=подводя итог, следовательно)
Итак, мы постановили следующее
И так (к как задаётся вопрос)
Оттого, что (=так как, потому что), оттого (=поэтому)
Оттого и дороги мне люди, / что живут со мною на земле (С.А. Есенин)
От того (к того задаётся вопрос)
От того (от какого?) парня не дождёшься ничего путного
Составные союзы потому что, так как, так что, для того чтобы, тогда как пишутся раздельно!
Правописание частиц
Раздельно пишутся частицы бы (б), же (ж), ведь, мол, что (только что), кое (если между ней и следующим элементом стоит предлог) и остальные. Дорогой сюда они успели кое в чём сговориться (Ф.М. Достоевский)
Урок русского языка в 3-м классе «Служебные части речи»
Ход урока
1. Организационный момент
Начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке гости. Желаю вам успехов в работе. Запишите в тетрадь число, “Классная работа”.
2. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
Начнем наш урок с игры. Откройте задачник с.42 №128. Авторы предлагают нам словесную игру.
Прочитайте стихотворение. Один ученик вслух.
Три шустрые белки (на)ели___________________
Три мы.ки (на)них (из-под)ели____________________
Гл.дели, а шишек (не)ели._________________________
— Решим орфографические задачи. (Дети показывают карточки с буквами. Один ученик проверяющий.)
— Рядом на строчках запишите слова, на которых строится игра. Не теряй слова- помощники.( Один уч-к на доске).
— Что необычного в этих словах? (Пишутся одинаково, а значение имеют разное.)
— Какие части речи вы знаете? Обозначьте их в стихотворении.
(Ученики называют по цепочке) Учитель на доску вывешивает таблички с названиями частей речи.
— Какие слова-помощники встретились в стихотворении? Подчеркните их. Как вы их написали?
— Мы знаем научные слова для слов названий, указателей. Как вы думаете, а что мы должны узнать сегодня на уроке? ( Узнать научные слова для слов-помощников, научиться их правильно употреблять и писать.)
3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.
Учитель: “ Ученые проделали большую работу, изучая слова – помощники и дали им названия. Откроем учебник с. 43. Прочитаем об этом в рамочке. Читая, делайте пометки
(Ученики читают, делают пометки.)
— Прочитайте то, что вы знали. Ученики читают про предлоги.
Предлоги помогают именам существительным и местоимениям связываться с другими словами.
— Для чего служат предлоги?
На доску вывешивается табличка
Для связи слов в предложении
— Прочитайте новые названия. Один ученик читает: “Союзы (и, а, но) участвуют в работе всего предложения”.
— Для чего служат союзы?
На доске вывешивается табличка
Союзы
Участвуют в работе всего предложения
— Второй ученик читает : Частицы ( не и другие) придают дополнительное значение. Частицу не за значение, которое она вносит, назвали отрицательной.
— Для чего служат частицы?
Учитель вывешивает табличку
Частицы
Придают дополнительное значение, отрицание
4. Учитель: “ Вернемся к словесной игре. Дайте словам – помощникам названия. Обратим внимание на запись этих слов сокращенно. ( пр., с., ч.) Найдите в стихотворении слова с частицей не. Почему эту частицу назвали отрицательной?
Учитель: “Мы знаем, как пишутся предлоги. А вы знаете, как пишется частица не? Какой знак ставится перед союзами а, но?(ответы учеников)
Проверим свои предположения
Прочитаем правило в учебнике с.44. Читаем по абзацам. 1 ученик: Предлоги с именами существительными и местоимениями пишутся отдельно. 2 ученик: Частица не с глаголами, кроме некоторых, пишется отдельно. 3 ученик: Перед союзами а, но в предложении ставится запятая. Вернемся к игре, теперь мы можем решить проблему с написанием не. Как надо написать “ не ели”? Раздельно, ели – глагол, не с глаголами пишется раздельно.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.
— Используя эти правила, выполним следующее задание. На уроке чтения мы часто встречаем пословицы. Некоторые из них я выписала. Прочитайте.
Учитель “Вместе с нами изучает части речи и Джон, мальчик- иностранец. Все ли у него получается? Откроем задачник с. 42 №133.
Какие подписи под рисунками сделал Джон? Взял тетрадь стол, книга упала стол, положил тетрадь стол. Все ли в них правильно? Без каких слов не обойтись?
— Исправьте ошибки. Работаем в парах.
— Проверка. Какая часть в слове стол изменялась? (Окончание) Выделите окончания.
6. Продолжим наши исследования. Учебник с.44 № 131.
Прочитайте 1 предложение.
Все части речи ученые разделили на две группы: самостоятельные и служебные.
— Как вы думаете, к какой группе частей речи относятся предлоги, союзы, частицы? Почему?
— А какую группу составляют другие части речи?
7. ОБОБЩЕНИЕ.
— Поучимся рассказывать о частях речи, пользуясь новыми научными словами. Расскажите по таблице с.44 друг другу в парах.
Части речи
Самостоятельные
служебные
Им. Сущ.
Пр.
Им.прил.
с.
Им.числ.
ч.
Гл.
Мест.
Раньше эти части речи называли по-другому:
8. КОНТРОЛЬ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
Самостоятельная работа. На партах у учеников текст.
Наступила осень. Ребята шли по лесной тропинке. Вокруг толпились молодые березки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Солнце ярко светило, но грело мало. Тихо. Не слышалось пение птиц. Не шуршала листва.
Проверка: читают ученики.
9. ИТОГ.
Мы проделали большую работу. Подведем итог, ответим на вопросы.