Для чего служит гв на электровозе
Назначение и устройство главного выключателя ВОВ-25-4МУХП1
Главный выключатель (ГВ) установлен в цепи питания первичной обмотки трансформатора. При его отключении прерывается цепь питания этой обмотки, а следовательно, снимается напряжение со вторичной и вспомогательной обмоток трансформатора.
Во всех тяжелых аварийных режимах, представляющих опасность для основного оборудования электровоза, защиты воздействуют на ГВ, который, отключаясь, снимает напряжение с силовых и вспомогательных цепей электровоза. Снятие напряжения приводит к прекращению питания тяговых двигателей и вспомогательных машин, все силовые цепи электровоза, в том числе и цепь с аварийным режимом, остаются без напряжения — аварийный режим прекращается. Чем меньше времени проходит от возникновения аварийного режима до снятия напряжения, тем меньше опасность повреждения оборудования. Главный выключатель отключается за 0,04 — 0,06 с, что обеспечивает в большинстве случаев сохранность оборудования электровоза.
Во время работы на электровозе машинисту часто приходится отключать ГВ, что он осуществляет с помощью соответствующей кнопки. Например, перед опусканием токоприемника машинист обязан выключить ГВ. Если он этого не сделает, то при опускании токоприемника между полозом и проводом образуется устойчивая и довольно продолжительная (1—2 с) дуга, которая может повредить поверхность контактного провода, что приведет к его ускоренному износу.
При осмотре или ремонте электровоза, находящегося под контактным проводом, отключать ГВ необходимо также для обеспечения безопасности работающих в высоковольтной камере людей. По условиям безопасности необходим двойной разрыв между контактным проводом и электрическими цепями электровоза, на котором работают люди. Первый разрыв образуется между проводом и опущенным токоприемником, а второй обеспечивается отключенным ГВ. Если при осмотре электровоза ГВ оставить включенным, то в случае обрыва контактного провода или струнки контактной сети на токоприемник может попасть напряжение 25 кВ, и, следовательно, все цепи электровоза окажутся под напряжением.
Таким образом, ГВ предназначен для оперативного включения или отключения первичной обмотки трансформатора, а также для автоматического отключения трансформатора от контактной сети при опасных для оборудования аварийных режимах (короткие замыкания, перегрузка, повреждение изоляции и т. п.).
На электровозах переменного тока в качестве ГВ устанавливают воздушные выключатели, в которых сжатый воздух используется и для привода выключателя, и для гашения дуги, образующейся на контактах при их размыкании. Токоведущая цепь воздушного выключателя имеет две пары контактов: разрывные 1 (рис. 1) и разъединителя 2.
Рисунок 1 – Схема силовой цепи воздушного выключателя
Процесс отключения воздушного выключателя состоит из двух последовательных операций: размыкания разрывными контактами силовой цепи под нагрузкой и размыкания разъединителем уже обесточенной цепи. После отключения разъединителя замыкаются уже обесточенные разрывные контакты, а силовая цепь остается разомкнутой контактами разъединителя. Все операции строго согласованы во времени: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей. Это объясняется тем, что нельзя допустить, например, чтобы контакты разъединителя начали размыкаться раньше, чем погаснет дуга на разрывных контактах. Нарушение очередности привело бы к выгоранию и порче контактов разъединителя, не приспособленных для размыкания цепи под нагрузкой. Нельзя также допустить, чтобы в процессе отключения выключателя разрывные контакты замкнулись раньше, чем разъединитель отключится, так как это приведет к повреждению разъединителя. Таким образом, разрывные контакты замкнуты как при включенном, так и при отключенном ГВ. Они лишь кратковременно размыкаются в процессе отключения выключателя, разрывая силовую цепь под нагрузкой и обеспечивая возможность отключения разъединителей.
Процесс включения воздушного выключателя заключается лишь в замыкании контактов его разъединителя: разрывные контакты замкнуты.
Рассмотрим, как устроены и работают воздушные выключатели, и попутно отметим их характерные особенности.
1.2 УСТРОЙСТВО ГЛАВНОГО ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ ВОВ-25-4М
Основой выключателя ВОВ-25-4М, установленного на отечественных электровозах, является силуминовый корпус 12 (рис. 2), которым выключатель крепится к крыше электровоза. Уплотнение между корпусом и крышей обеспечивается резиновым шнуром. К корпусу с помощью патрубка прикреплен воздушный резервуар 11 емкостью 32 л. Во время процесса отключения сжатый воздух из резервуара подается в дугогасительную камеру через патрубок 10 и полость наклонного изолятора 9. Из резервуара выведена трубка, предназначенная для выпуска сжатого воздуха и конденсата. Трубка оканчивается в корпусе штуцером, к которому подсоединяется труба с запорным вентилем. Другой штуцер служит для подсоединения питающего воздухопровода.
Рисунок 2 – Воздушный выключатель ВОВ-25-4М
Главный выключатель ВОВ-25-4М: Назначение, устройство и ремонт
Главный выключатель или ГВ служит для оперативного или аварийного отключения электрооборудования при срабатывании аппаратов защиты. Время срабатывания составляет 0,04-0,06 с, что обеспечивает своевременную защиту оборудования электровоза в аварийных режимах. На большинство Отечественных электровозах переменного тока в качестве ГВ использовали главный выключатель ВОВ-25-4М.
Устройство ВОВ — 25- 4М
Основный узлы ГВ — это дугогасительная камера 5, воздухопроводного изолятора 2, разъединителя 6, блока управления 22 и резервуара для сжатого воздуха 32.
Дугогасительная камера служит для гашения электрической дуги, возникающей между контактами при срабатывании или дистанционном отключении. Состоит из, электрода (ограничителя дуги) 33, неподвижного контакта 35, подвижного контакта 37, поршня пневматического привода 40, пружины 3.
Разъединитель 6 состоит из контактных ножей, поворотного изолятора 10, подвижного шарнира 8, вывода 9, а также заземляющего кронштейна 7 и поворотного вала 12. Служит для замыкания и размыкания силовой цепи в обесточенном состоянии.
Техническое обслуживание ТО-2
Обслуживание главного выключателя выполняют в соответствии с Руководством по ТО и ремонту соответствующей серии локомотива и инструкцией ПКБ ЦТ.25.0084 по которым в ремонтных локомотивных депо составляют технологическую карту ТО и ремонта ГВ.
При заходе локомотива на техническое обслуживание ТО-2 слесарем по ремонту производится проверка бортового журнала ТУ-152 на наличие замечаний по работе главных выключателей.
Перед началом работ нужно выпустить конденсат из резервуара, перекрыть краны подачи сжатого воздуха.
Проверить крепление болтовых соединений по месту, подводящих шин и изоляторов. Крепление изоляторов проверять при помощи динамометрических ключей с моментом затяжки, для изоляторов 19,6 Н*м (2 кгс/м) и 1,4 Н м (0,35 кгс-м) для нелинейного сопротивления, протяжку производить последовательного по кругу, не допуская их поворота более чем на 60°за один раз.
Произвести очистку изоляторов с помощью салфетки, при обнаружении сколов менее 15% длины пути возможного перекрытия электрической дуги произвести зачистку мелкой шкуркой с протиркой салфеткой, смоченной в бензине и последующим покрытием электроизоляционной эмалью ГФ-92ХС. При сколах более 15% произвести замену повреждённого изолятора.
Проверить соосность ножей, произвести замеры контактного нажатия, которое должно быть, в пределах 8,5-10,5 кгс, величина сжимающей пружины должна быть 14-15мм. Незначительные оплавления зачистить надфилем, наличие значительных оплавлений свидетельствуют о недостаточном нажатии или наличия причин, вызывающих запоздание отключения ножа. Если нажатие в норме совместно с мастером принимается решение о замене для проверки параметров на стенде.
После выполнения обслуживания проверяется работа ГВ под напряжением, и замеряются параметры срабатывания автомата минимального давления АМД. При достижении давления в резервуаре 5,6-5,8 кгс/см2 реле срабатывает на включение, при давлении 4,6-4,8 кгс/см2 реле отключается.
Текущий ремонт ТР-1
При проведении ТР-1 необходимо выполнить все работы проводимые, при ТО-2 и дополнительно необходимо произвести ревизию шарнирного соединения поворотного вала, проверить состояние шпильки крепления ножа.
На разъединителе проверить соосность, нажатие, оплавление ножей. Натяг между подвижным и неподвижным контактом должен быть в пределах 1-2 мм. Отклонение от осевой линии при вхождении ножей разъединителя допускается не более 5 мм.
Замерить толщину ножей у неподвижного допускается не менее 8,5 мм, подвижного не менее 2,0мм. Поверхность соприкосновения контактов ножа должна составлять не менее 80% их рабочей поверхности. При помощи ключа произвести включение, отключения выключателя вручную, на наличие заеданий.
Из кузова электровоза произвести ревизию блока управления, осмотреть состояние катушек электромагнитов, блокировочных устройств, привода вала поворотного изолятора. Протереть их безворсовой салфеткой, контрольно-сигнальный аппарат протереть замшей, а при необходимости зачистить стальной пластиной. Проверить резиновое уплотнение между корпусом главного выключателя и крыше локомотива.
Через один ТР-1 необходимо проводить ревизию дугогасительной камеры, для этого разобрать камеру, протереть внутреннюю часть изолятора безворсовой салфеткой, смоченными в бензине, затем протереть насухо. Контакты со следами закопчённости протереть, незначительные оплавлении зачистить личным напильником до металлического блеска, не нарушая геометрии. Запрещается зачищать наждачной бумагой.
При выгорании глубиной более 2 мм заменить, толщина киритовой накладки подвижного контакта должна быть не менее 2,8 мм, у электрода неподвижного контакта не менее 20 мм. Резиновую прокладку с трещинами, надрывами, неравномерной толщины заменить. Затяжку дугогасительных контактов производить при вывернутых стопорах. После затяжки его необходимо засверлить под стопорный винт, завернуть винт и закернить в шлиц.
При сборке дугогасительной камеры обратить внимание на соосность контактов. После сборки дугогасительной камеры проверить вжим подвижного контакта, который составляет 14-15 мм. Регулировку вжима осуществлять ввинчиванием или вывинчиванием трубы. С помощью омметра или контрольной лампы определить момент касания контактов, после чего произвести регулировку вжима — 4,0-4,5 оборота трубы составляют 8 мм перемещения неподвижного контакта.
При установке нелинейного резистора, во избежание поломки фарфора, необходимо вначале затянуть гайки к скобе, а затем затянуть болт крепления к дугогасительной камере. Смазать все трущиеся части, контактные поверхности ножей смазкой ЦИАТИМ-203.
Проверить пневматическую систему на герметичность. Если при перекрытом запорном вентиле, давлении с 8 кгс/см2 за 6 минут упадёт более чем на 0,1 кгс/см2 нужно устранять утечку. А также проверить падение давления при срабатывании ГВ, на включение должно происходить падение не более 0,05 МПА (0,5 кгс/см2), на отключение не более 0,25 МПа (2,5 кгс/см2). Замеры проводить с давлением в резервуаре 8 кгс/см2.
На каждом четвёртом ТР-1 проверить ток уставки РМТ на соответствие нормативам в зависимости от серии электровоза. После ремонта проверить работу под напряжением и параметры срабатывания АМД.
Материалы по главному выключателю ВОВ-25-4М:
Устройство ГВ
Основой выключателя является силуминовый корпус, которым выключатель крепится к крыше электровоза. К корпусу с помощью патрубка прикреплён воздушный резервуар ёмкостью 32 л. Во время отключения сжатый воздух из резервуара подаётся в дугогасительную камеру через патрубок и полость наклонного изолятора. Из резервуара выведена трубка, предназначенная для выпуска сжатого воздуха и конденсата. Трубка оканчивается в корпусе штуцером, к которому подсоединяется труба с запорным вентилем. Другой штуцер служит для подсоединения питающего воздухопровода.
На верхней части корпуса расположена высоковольтная часть выключателя, к которой относится разъединитель, состоящий из ножей, укреплённых на поворотном изоляторе, неподвижного контакта и дугогасительной камеры, смонтированной в горизонтальном полом изоляторе. На горизонтальном изоляторе установлен нелинейный резистор. Между ножами разъединителя шарнирно укреплён вывод, присоединённый к высоковольтной цепи электровоза. Вторым выводом является фланец, установленный на полом изоляторе. На корпусе закреплён кронштейн, на который заземляются ножи разъединителя в отключенном положении.
Рис. 44. Главный выключатель ВОВ-25-4М.
Внутри корпуса смонтированы механизмы управления выключателем. Подвод низковольтных проводов управления и сигнализации от цепей электровоза осуществляется через штепсельные разъёмы.
Поршень постоянно отжимается пружиной в сторону замыкания дугогасительных контактов. Для смягчения ударов поршня при перемещении его вправо (при отключении) на нём устроен демпфер, набранный из резиновых и стальных шайб. Контактное нажатие между дугогасительными контактами 450 Н. К фланцу прикреплён колпак и ограничитель дуги, оканчивающийся тугоплавким наконечником. Место крепления ножей разъединителя к изолятору покрыто колпаком.
Удерживающая катушка состоит из обмотки, якоря и пружины. Когда на катушку подано напряжение, она удерживает якорь притянутым в правом положении. Если выключатель отключен, то толкатель, находясь в правом положении, не сжимает пружину и она независимо от наличия напряжения на удерживающей катушки не воздействует на якорь. При включенном выключателе толкатель сжимает пружину, и её усилие стремится переместить якорь влево. Однако якорь удерживается электромагнитными силами катушки в правом положении. Если разорвать цепь удерживающей катушки, то якорь под воздействием пружины переместится влево и рычагом откроет клапан, что является начальной операцией отключения выключателя.
Устройство и ремонт электровозов. 1. Устройство и работа ГВ при включении.
1. Устройство и работа ГВ при включении.
Для включения – отключения обмотки т-тр. А также автоматического отключения электрооборудования электровоза при КЗ перегрузке и др. аварийные режимы. Отключаются при давлении 4,8а, включается при 5,8а, срабатывает РМД. Время отключения 0,04 сек., время включения 0,06 сек. Ток уставки грузовые 100А, пассажирские 280А.
Основные узлы: 1) верхняя часть, силовая: подвижный контакт и неподвижный, дугогасительная камера, а так же наверху расположен резервуар. 2) нижняя часть, управление ГВ: кран питательный, АМД, вкл и выкл катушки, а также удерживающая; вкл клапан, удерж. клапан, клапан с поршнем, главный поршень, вал, доводная пружина, блокировки ГВ.
Включение ГВ:
В откл положении ГВ, разрывные контакты дугогасительной камеры замкнуты, они размыкаются только на момент гашения дуги при отключении, поэтому для вкл ГВ достаточно вкл его разъединитель, операция вкл начнется при вкл включающей катушки. На включающий эл. магнит подается питание, его сердечник втягивается и штоком открывается пусковой клапан и воздух из патрубка по каналам устремляется в цилиндр и перемещает в крайнее левое положение поршень который при помощи штока, тяги и рычага поворачивает вал с изолятором и разъединителем (15-20º после этого доводная пружина доведет эксцентриковый вал на угол 60 градусов. Ножи разъединителя замыкаются с неподвижным контактом. В конце поворота вала, рычаг поворачивает вал сигнально блокировочного устройства, прерывается цепь на вкл катушку, сердечник электромагнита возвращается в исходное положение за счет пружины и закрывает пусковой клапан. При этом воздух из цилиндра привода по каналам выходит в атмосферу. Операция включения закончена.
При повороте вала рычаг сидящий на валу при помощи звеньев заряжает пружину удерживающей катушки на отключение, если катушка электромагнита потеряет питание, то произойдет немедленное отключение ГВ.
2. Цепи управления реле КV15 при сборе режима тяги электровоза ВЛ80тк.
При установке вала усилия в положение «П»:
SF23 > H023 > Э19 > реверсивный вал контакты 1 и 2 > Э2 > контакты SA5 > контакты A11 QT1 (блокировки тормозного переключателя первой силовой группы) > U82 > клапан противоразгрузочного устройства Y6.
Y6 получив питание пропустит сж.в. давлением 1,5-1,8 Атм в цилиндр ПРУ.
От провода Н5 получат питание катушки реверсивных переключателей А11 QP1 – 1 группа, А12 QP1 – 2 группа, замкнут бл.к. в цепи КТ7.
От провода Н9 через ограничивающие сопротивления R94 получит питание удерживающая катушка РЗ KV1.
Катушка получив питание якорь KV1 не притянется, недостаточно магнитного потока.
От провода Н9 через контакты КМ15 получит питание реле времени КТ7. КТ7 получив питание замкнет бл.к. в цепи реле KV15.
SF23 > H023 > контакты реверсивного вала 7-8 > H31 > контакты «ЭПК ключ» Y25 > ПВУ контроля давления в ТМ SP4 (вкл 4,5-4,8 Атм, откл 2,7-2,9 Атм) > бл.к. KV13 > бл.к. KV12 > бл.к. KV18 > бл.к. КТ2.
Реле КТ2 получив питание при сборе схемы РТ, служит для затухания переходных процессов в силовых цепях ТД.
От провода Н36 получат питание катушки тормозных переключателей А11 QT1, A12 QT1 и замнет свои бл.к. > от провода Н38 через бл.к. КТ7 получит питание реле КТ1.
КТ1 получив питание своими бл.к. разрывает цепь питания катушек тормозных переключателей в положение торможение, КТ1 своими бл.к. создаст цепь на реле KV15. Реле KV15 получив питание своими бл.к. подготовит цепь питания контакторов КМ41, КМ42.
(Дополнительно:От вставки F37 > H017 двумя параллельными ветвями через бл.к. разъединителей ВИП QS3, QS4 > бл.к. KV22 > бл.к. KV15 > бл.к. KM11, 12 > контакты тормозного реле SK31, 32 (температура плавления контактов 181-203ºС) > контактора КМ41, 42.
КМ41, 42 своими бл.к. поставят себя на самоподхват получив питание и тем же контактом создадут цепь на удерживающие катушки ВБ тем самым произведут шунтировку бл.к. KV22.
КМ41, 42 получив питание своими силовыми контактами от ОСН через вставку F17 выводами С1, С240 подадут напряжение 406В на блоки питания А73, 74 (блоки питания ВИП). КМ41, 42 своими бл.к. разорвут цепь на индикатор ВИП, а себя поставят на самоподхват.)
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 14 ; Нарушение авторских прав
Для чего служит гв на электровозе
Для защиты силовых цепей электровоза, а также для отключения от контактной сети в цепи регулировочной обмотки тягового трансформатора установлен главный выключатель ГВ. При отключении ГВ во время движения электровоза прекращается тяговый режим и останавливаются вспомогательные машины.
На электровозах ЧС4 и ЧС4Т в качестве главного выключателя используется воздушный однополюсный выключатель с разрывной мощностью 250 мВА при номинальном напряжении 25 кВ, частоте восстанавливающего напряжения не более 2 кГц и давлении сжатого воздуха 9 кгс/см2. На электровозах до ЧС4-212 применяются ГВ типа 20УУ-25А1 (рис. 175), на электровозах последующих выпусков (в том числе на ЧС41) — 2БУУ-25А2 с несколько измененной системой управления.
Главный выключатель установлен на крыше электровоза. Расположенные на внешней стороне корпуса ГВ его элементы рассчитаны для работы на открытом воздухе, а расположенные внутри корпуса и под крышей электровоза — только для работы в закрытом помещении.
ГВ состоит из следующих основных частей: опорной плиты с рамой, дугогасительной камеры с разрывными контактами, разъединителя с пружинно-пневматическим приводом, резервуара для сжатого воздуха, управляющих элементов и реек с зажимами. Для привода выключателя и гашения дуги, образующейся на главных контактах при их размыкании, используют сжатый воздух.
Токоведущая цепь ГВ включает в себя разрывные контакты, расположенные в дугогасительной камере, и разъединитель, который отключает и заземляет уже обесточенную цепь.
Процесс отключения выключателя состоит из трех последовательных операций: размыкание разрывными контактами силовой цепи под нагрузкой, размыкание разъединителя и повторное замыкание разрыв-‘ ных контактов. Каждая последующая операция начинается только после завершения предыдущей. Таким образом, разрывные контакты всегда замкнуты как при включенном, так и при отключенном главном выключателе. Они размыкаются только в процессе отключения ГВ. При
отключении разъединителя одновременно происходит заземле-
ние силовой цепи электровоза. Токоведущая цепь, находящаяся под высоким напряжением, изолирована от корпуса ГВ фарфоровыми высоковольтными изоляторами.
Опорная плита 2 корпуса выключателя, отлитая из силумина, укреплена четырьмя болтами на крыше электровоза. Она предназначена для монтажа всех основных узлов ГВ.
На плите установлены два опорных фарфоровых изолятора 4 и 8, поддерживающих дугога-сительную камеру 6. Опорный изолятор 8 полый и предназначен как для опоры дугогасительной камеры б, так и для подачи в нее сжатого воздуха из резер-
вуара 11. В состоянии покоя (при неработающей камере) полость изолятора вентилируется постоянно струей воздуха малого давления. На плите также установлен разъединитель, состоящий из поворотного изолятора 3, ножа 5 и контактной головки 7.
Поворотный изолятор может поворачиваться в установленных на опорной плите подшипниках. От пневматического привода 1 через рычажно-кулисную передачу движение передается на поворотный изолятор, и тем самым осуществляется выключение или включение ножа разъединителя в контактной головке.
Контактная головка 7 укреплена на амортизаторе дугогасительной камеры и покрыта двумя круглыми крышками из алюминиевого листа. Конструкция головки гарантирует надежное включение и выключение ножа разъединителя при любых климатических условиях. Ее контакты медные, покрытые серебром.
На опорной плите корпуса ГВ установлен кронштейн (на рис. 175 не показан), соединенный с корпусом электровоза и предназначенный для заземления ножа разъединителя при выключенном положении ГВ.
Под опорной плитой расположен резервуар 11 емкостью 55 л; имеется также дополнительный резервуар емкостью 57 л. Общий объем резервуаров таким образом составляет 112 л.
Под опорной плитой установлены также пневматический привод 1, предназначенный для включения и выключения разъединителя; главный (гасящий) клапан 9, пусковой (каскадный) вентиль 10 для подачи сжатого воздуха из резервуара в дугогасительную камеру; электропневматические вентили; обратный клапан, препятствующий выходу воздуха из резервуара при снижении давления в пневматической системе электровоза; предохранительный клапан; рейка с зажимами и сигнальный переключатель с контактами.
Дугогасительная камера (рис. 176) установлена горизонтально на двух опорных изоляторах. Она выполнена в виде полого фарфорового изолятора, через который подается сжатый воздух. Применен принцип одностороннего дутья, что способствует быстрому и надежному выключению. Внутри дугогасительной камеры расположены неподвижный 4 и подвижной 15 контакты, поршень 7 подвижного контакта и гидравлический амортизатор 9. Неподвижный контакт 4 выполнен в виде медной трубки, ввернутой в медную плиту 17, которая установлена между фланцем изолятора 3 и силуминовым колпаком 1. С внутренней стороны колпака укреплена стальная вставка 2. Медная трубка служит для выхлопа потока деионизированного воздуха из пространства, в котором происходит гашение дуги. На другом конце медной трубки закреплено медное контактное сопло 16, покрытое слоем серебра, предназначенное
Рис. 176. Дугогасительная камера главного выключателя
для обеспечения надежного контакта. Подвижной контакт 15 прижимается к неподвижному пружиной 13, которая одним концом опирается на фланец центрирующей вставки амортизатора 9 и другим концом на фланец полого поршня 7. Поршень передвигается в бронзовом цилиндре 8 подвижного контакта. Между поршнем^и цилиндром помещено бронзовое поршневое кольцо, обеспечивающее хороший электрический контакт. На поршень навинчен полый цилиндр 14 с шаровым контактом 15. На конце подвижного контакта припаяна вставка 5-со сферической контактной поверхностью из тугоплавкого материала (элмета). Вставка способствует уменьшению обгорання медного наконечника при образовании дуги.
Гидравлический амортизатор 9 предназначен для смягчения ударов подвижного контакта при перемещении его в крайние положения. Одновременно это устройство служит для возвращения подвижного контакта дугогасительной камеры в исходное включенное положение после окончания дугогасительного процесса и для обеспечения необходимого контактного давления.
При отключении ГВ подвижной контакт приводится в движение сжатым воздухом, который поступает из горловины А корпуса 6 под поршень 7. Сжатый воздух, воздействуя на поршень 7, преодолевает силу нажатия пружины 13 и приводит в движение подвижной контакт. Поршень подвижного контакта, пройдя определенный путь, упирается в упор, соединенный со штоком 12 поршня амортизатора 9. С этого момента перемещение подвижного контакта тормозится гидравлическим амортизатором, при этом движение подвижного контакта происходит только за счет перемещения поршня 11 во внутренней втулке 10 амортизатора. Камеры а и б амортизатора соединены между собой отверстиями для пропуска тормозной жидкости.
Движение поршня амортизатора тормозится за счет того, что тормозная жидкость, находящаяся перед поршнем 11, при его движении протекает через калиброванное отверстие в поршне и далее поступает из камеры б в камеру а амортизатора, при этом в камере а происходит сжатие воздуха за счет увеличения объема тормозной жидкости.
При обратном движении поршня амортизатора жидкость из камеры а возвращается в камеру б и далее под поршень 11, при этом давление в камере а снижается до первоначального.
Для гашения дуги, образующейся при размыкании контактов, используется сжатый воздух. Он поступает из воздушного резервуара, интенсивно охлаждает электрическую дугу и выдувает образовавшиеся при ее горении ионизированные газы через контактное сопло 16 и внутреннюю полость трубки 4 неподвижного контакта в колпак / и далее через выхлопные отверстия в атмосферу. Это способствует быстрой деи-онизации камеры и гашению дуги за 0,01—0,02 с.
После окончания дугогасительного процесса пружина 13 возвращает подвижной контакт в исходное положение и обеспечивает необходимое контактное нажатие. Величина контактного нажатия составляет около 45 кгс. Для обеспечения расчетного контактного нажатия необходимо, чтобы зазор между контактами был равен 27 мм. Зазор создается регулировочным кольцом подвижного контакта.
Подачу сжатого воздуха из резервуара в дугогасительную камеру осуществляет главный гасящий клапан (рис. 177). Он управляется пусковым клапаном, на который в свою очередь воздействует выключающий электропневматический вентиль. Корпус 4 главного клапана соединен болтами с фланцем воздушного резервуара и своей горловиной входит за пределы фланца внутрь воздушного резервуара.
Рис. 177. Главный и пусковой клапаны главного выключателя
сжатого воздуха в резервуаре к торцу корпуса 4 прижимается через резиновое уплотнение 7 стальной диск 6, плотно закрывая главный клапан и препятствуя выходу воздуха из резервуара в полость В опорного изолятора. Резиновый амортизатор 3 предназначен для смягчения ударов.поршня 10 о корпус 4 при открытии клапана. Поршень 10 перемещается во втулке 9, Он находится в крайнем левом положении, когда камера Б в поршневом цилиндре соединена с атмосферой.
На крышке // корпуса главного клапана четырьмя болтами укреплен пусковой клапан, соединенный трубкой с воздушным резервуаром ГВ. В корпусе 16 помещен направляющий клапан 13; клапан 14 из нержавеющей стали удерживается в верхнем положении пружиной 12. В таком положении этого клапана камера А соединяется с атмосферой.
При поступлении сжатого воздуха от выключающего электропневматического вентиля через отверстие в корпусе 16 поршень 18 из нержавеющей стали с уплотнительным кольцом 17 передвигается и пружиной 15 удерживается в верхнем положении. При этом сжатый воздух поступает в полость А, передвигая поршень 10 вправо и открывая доступ из резервуара переключателя в полость опорного изолятора и ду-гогасительную камеру.
Вентиляция внутренней полости опорного изолятора и дугогаситель-тельной камеры осуществляется сжатым воздухом. Давление воздуха указывает манометр 6, установленный в нижней части влагоотделителя (рис. 178), предназначенного для очистки вентиляционного воздуха. Давление воздуха для вентиляции внутренних полостей изоляторов должно быть 5 кгс/см2, его регулируют болтом 8. Влагоотделитель через муфту 1 с гайкой соединен с воздушным резервуаром, давление воздуха в котором контролируют по манометру 3. К влагоотделителю присоединен предохранительный клапан 2.
Воздух из резервуара поступает в вертикальный канал 10. В середине канала находится стальное кольцо 9 с войлочным уплотнением и фильтрами из тонкого слоя раскрошенного кварца. В трубе ^расположен фильтр 5 для очистки воздуха, состоящий из слоя кварца. Пробка 7 предназначена для спуска влаги. Общий расход воздуха для вентиляции 50 л/ч.
Пневматический привод разъединителя (рис. 179) установлен под опорной плитой ГВ. В алюминиевый цилиндр 1 вставлена бронзовая втулка 2, в которой перемещается алюминиевый поршень 9, переходящий в поршне-
вой стержень. Поршень в цилиндре уплотнен бронзовым кольцом. В середине поршневого стержня имеется цапфа 8, выступающая из цилиндра и снабженная роликом, который переводит поступательное движение поршня во вращательное движение разъединителя при помощи рычага кулисы 7. В крайних положениях разъединитель фиксирует пружина 4, расположенная на тяге 3, которая соединена с рычагом 5 поворотной цапфы 6.
Отключение главного выключателя производится либо нажатием кнопки «Выкл. ГВ» на пульте управления электровозом (оперативное отключение), либо происходит под действием аппаратуры защиты (автоматическое отключение).
Включение главного выключателя происходит следующим образом (рис. 180). При подаче напряжения на катушку включающего электропневматического вентиля 10 сердечник вентиля откроет пусковой клапан и сжатый воздух из резервуара 1 по трубке диаметром 8/6 мм поступит в цилиндр 5 привода разъединителя со стороны правого поршня. Одновременно сжатый воздух попадает в выпускной клапан 4, который соединяет пространство под левым поршнем привода с атмосферой. Поршни в приводе переместятся в крайнее левое положение, поворотный изолятор кулисным механизмом 9 поворачивается и разъединитель включается..
С приводом разъединителя связаны блок-контакты ГВ. Один из них после включения разъединителя прерывает цепь включающей катушки //, клапаны вентиля под действием
Рис. 179. Пневматический привод разъединителя
Рис. 180. Пневматическая схема управления главным выключателем и разъединителем
пружины перемещаются вправо, в результате чего правая полость цилиндра соединяется с атмосферой. Разъединитель остается включенным благодаря фиксирующему воздействию пружины.
Вместе с изолятором разъединителя поворачиваются сигнальные сегменты. Четырехгранный вал, на котором они расположены, приводится во вращение с помощью рычага, установленного на кулисе пневматического привода разъединителя.
Подсоединение цепи управления ГВ к низковольтным цепям электровоза осуществляется на рейке зажимов, смонтированной под опорной плитой выключателя.
Технические данные главных выключателей 2БУУ-25А1 и 2БУУ-25А2 следующие:
Номинальное напряжение. 25 кВ
Номинальный ток отключения. 10000 »
Кратковременный ток отключения при к. з. 25000 »
Диапазон рабочих давлений сжатого воздуха 6,5—9 кгс/см2
Разрывная мощность при давлении 9 кгс/см2 250 мВА
Собственное время отключения. 0,04 с
Номинальная мощность вентилей:
включающего. 150 Вт
Напряжение цепей управления. 48 В
Масса выключателя. 275 кг
В процессе эксплуатации главный выключатель должен подвергаться периодическим осмотрам не реже одного раза в 3—4 дня. При его осмотре следует обращать внимание на чистоту и целостность изоляторов. Ножи разъединителя не должны иметь следов оплавления. Зачистку ножей и контактов контактной головки следует производить наждачным полотном. После зачистки ножи протереть технической салфеткой, смоченной в бензине, затем смазать техническим вазелином.
Изоляторы также протереть техническими салфетками. Контрольным ключом проверить затяжку болтов, фланцев, изоляторов, надежность контактов разъединителя в крайних положениях. Внимательно осмотреть состояние аппаратуры управления главным выключателем.
Стрелка нижнего манометра не должна находиться ниже красной отметки 1,2 кгс/см2. Если она стоит на делении 0, необходимо сменить или прочистить фильтр продувки. Следует убедиться в отсутствии утечки воздуха.
Значительное обгорание контактов разъединителя свидетельствует об ослаблении контактного нажатия или о наличии причин, вызывающих нарушения временной связи в отключении ножей разъединителя по отношению к контактам в дугогасительной камере.
После окончания периодической ревизии проверить работу ГВ при действии электропневматических вентилей, реле давления, а также при действии защит. Смазать трущиеся детали слоем смазки ЦИАТИМ-201.
Во время подъемочного ремонта, но не реже одного раза в год ГВ нужно подвергать капитальной ревизии, при этом производить его полную разборку. Проверить состояние всех деталей с тщательной очисткой их от грязи. В случае необходимости произвести ремонт или замену отдельных деталей.
Испытания ГВ надлежит производить на стенде проверки и регулировки аппаратов переменного тока. При этом необходимо:
испытать при оперативном отключении и включении, при автоматическом отключении, для чего надлежит подать импульс тока на катушку импульсного выключающего электропневматического вентиля при давлении в воздушном резервуаре 9 кгс/см2, при этом время от размыкания контактов в дугогасительной камере до размыкания контактов разъединителя должно быть 0,03—0,035 с. При проверке пневматической системы определить утечки воздуха. При давлении 9 кгс/см2 снижение давления в резервуаре за счет утечек не должно превышать 1 кгс/см2 за 1 ч или 0,1 кгс/см2 за б мин;
проверить работу электропневматических вентилей при давлении 9 кгс/см2 и напряжении 33 В, надежность выключения и включения ножа разъединителя при давлении 6,5 кгс/см2;
проверить и отрегулировать реле давления воздуха, с тем чтобы контакты его замыкались при увеличении давления в резервуаре до 7,2_02 кгс/см2 и размыкались при снижении давления в резервуаре до 6,’5_о12 кгс/см2;
испытать электрическую прочность изоляции переменным током в течение 1 мин при напряжении 60 кВ и цепи управления при напряжении 1 кВ.