Для чего создали электромобиль
Будущее транспорта: кто придумал электромобили и зачем они нужны?
Коллапс на отечественных АЗС заставляет пересмотреть отношение к личному авто. Самое время искать альтернативу. Мало того, она существует. И довольно давно.
Отечественную нефть невыгодно возить на отечественные нефтеперерабатывающие заводы: не возвращается НДС, как в случае с экспортом. Да и заводов на всю республику – три. Они находятся на длительной модернизации (фактически, полной перестройке). При этом постройка 4-го завода под вопросом – говорят, что трёх заводов достаточно и 4-й нужно строить только в 2025 году. А литр бензина уже сейчас стоит 150 тенге. Топлива не хватает, и оно становится всё дороже. На заправках огромные очереди, а пользователи социальных сетей уже называют бензиновый кризис причиной, чтобы пересесть на авто на электротяге.
«Нет бензина – пересаживаемся на электромобили», – пишет на своей странице пользователь Арман Кашкинбеков. К похожему мнению пришёл и казахстанский актёр Санжар Мади. «В связи со всей этой канетелью с бензином я всерьёз задумался обзавестись розеточным авто, он же электрокар», – опубликовал он у себя на странице в Facebook.
А главный редактор сайта Motor.kz Евгений Кубеков в своём посте уже подсчитал экономию при использовании электрокара: «Даже с самым высоким действующим тарифам на электроэнергию – 27,48 тенге за кВт*ч одна зарядка электромобиля (18-22 кВт) обойдётся вам в 600 тенге. А это более 100 километров беззвучного счастья. А что если заряжать при двухтарифном счётчике ночью? Дешевле только пешком».
Продвигает экологичные авто и давний «тесловод» Санжар Алтаев. На своей странице в Facebook Санжар отметил, что электрокар себя оправдывает. «Сейчас в 12 часов ночи мы увидели такую картину, что в стране дефицит бензина, что он подорожал. Сейчас все те люди, которые меня не понимали, теперь говорят, что за электромобилями будущее. В очереди стоят все. Начиная от таксистов и заканчивая дорогими люксовыми авто», – пишет Алтаев.
В июле этого года в агентстве Bloomberg подсчитали, что электромобили ежедневно делают ненужными 28 тыс. баррелей нефти. C 2011 года количество нефти, которую ежедневно делает невостребованной электротранспорт, увеличилось в 95 раз. Это по-прежнему немного – 0,03% дневного мирового потребления. Но тенденция указывает, что со временем мы откажемся от использования авто с ДВС.
Электромобили – один из важнейших технологических трендов. Главный идеолог развития этого вида автотранспорта – инженер и визионер Илон Маск. Многие называют электрокары спасителями городской экологии (а иногда и экономики), и всё больше компаний инвестируют в их развитие. Но мало кто знает, что электромобиль был изобретён в позапрошлом веке, а многие рыночные игроки намеренно вставляли ему палки в колёса. Давайте разберемся, насколько оправданно пересесть на электрокар прямо сегодня и что ждет эту индустрию в будущем.
Как создали и убили электромобили?
Первый электромобиль появился раньше двигателей внутреннего сгорания – это была тележка с электромотором, созданная в 1841 году. Первой компанией, которая начала массово выпускать электромобили в 1907 году, была Detroit Electric. Основателями компании были Томас Эдисон, Джон Рокфеллер и Генри Форд. Но автомобили с двигателем внутреннего сгорания сильно подешевели, массовая добыча нефти и Великая депрессия снизили продажи электромобилей, и компания закрылась.
Возрождение электромобилей
В любом рассказе о возрождении электромобилей часто упоминается компания Tesla Motors и ее идейный вдохновитель Илон Маск. Компания была основана в 2003 году, но настоящая история Tesla Motors начинается с приходом всемирно известного инженера Илона Маска и презентацией электромобиля Tesla Roadster.
Спустя год международный концерн General Motors представил Chevrolet Volt. Дальше последовали презентации электромобилей практически от всех мировых автоконцернов. Renault Nissan, Mitsubishi, Peugeot, Subaru – все начали разрабатывать автомобили нового поколения для мира без выхлопов и смога.
Однако электромобили долгое время оставались дорогой и диковинной игрушкой. Всё изменилось в 2016 году, когда Tesla презентовала Model 3 стоимостью 35 тысяч долларов. За первую неделю машину зарезервировали 325 тысяч человек. Это первый автомобиль компании, который имеет все шансы стать массовым, а популярность электромобилей стала мировой. В этом помогли активное государственное субсидирование стран Европы, США и Китая, тренд за «зелёные» технологии многих компаний и забота человечества о будущем нашей планеты.
Почему люди выбирают электромобили?
Очевидно, что главной причиной перехода на электромобили – минимальное воздействие на окружающую среду. Автомобиль на двигателе внутреннего сгорания выбрасывает огромное количество вредных веществ в атмосферу: диоксид углерода, альдегиды, оксиды азота. Городской житель дышит ядовитыми газами и аэрозольными частицами, и это развивает в нём болезни дыхательных путей – бронхит, астму, рак легких.
В глобальном масштабе выхлопные газы способствуют глобальному потеплению. Огромный выброс СО2, тяжёлых металлов и частиц влияет на повышение температуры слоёв атмосферы, что грозит таянием ледников, наводнениями, а в дальнейшем – невыносимым условиям жизни.
Не только «зелёные» убеждения автомобилиста являются причиной покупки электрокара, но и дешевизна стоимости пробега, огромные государственные льготы и практичность. Государства озабочены проблемой экологии, особенно там, где она усугубилась и целый ряд стран развивают индустрию электромобилей. Например, в Норвегии электромобили освобождены от налога на регистрацию, что составляет половину от стоимости машины. Как результат – более трети транспорта в Норвегии на электрической тяге. Китай тоже борется с проблемой загрязнения воздуха и всецело поощряет производство и использование электромобилей. В настоящее время лидером азиатского рынка электромобилей является Китай.
Низкая по сравнению с бензином стоимость электроэнергии удешевляет стоимость годового пробега. Бензин постоянно дорожает, и в этой тенденции вряд ли что-то изменится, т.к. это исчерпаемый ресурс. В то же самое время электроэнергетика находит всё новые способы добычи, что в перспективе может значительно удешевить стоимость электричества.
«Яндекс.Такси», например, запустила в начале июня на линию два электромобиля Tesla Model S, и по происшествии двух месяцев каждый из них сэкономил на топливе более 385 000 тг. За два месяца электрокар проехал 11 000 километров дорог, похожий по характеристикам с Model S автомобиль на ДВС потратил бы топлива за это расстояние на 410 000 тг. А количество энергии для электромобиля (при ночных зарядках) обошлось службе такси в 25 000 тг.
Электромобили безопасны и бесшумны. Всё дело в двигателе. Электродвигатель при столкновении останавливается мгновенно, что значительно снижает тормозной путь и вероятность катастрофы. Кроме того, электродвигатель не издаёт характерных шумов. Мелочь, но приятно.
Электромобили в Казахстане
Электромобили в Казахстане только-только набирают популярность. В первом полугодии 2017 года купили 19 подобных машин. В общем, в стране насчитывают около 200 электромобилей. Они представлены в основном премиальными моделями: Tesla Model X, Model S, BMW i3, JAC iEV5 и и JAC iEV6S.
В основном покупатели электрокаров в Казахстане – это физические лица из Алматы и Астаны. Государство активно поддерживает покупку электромобилей субсидиями – это беспошлинный импорт на территорию Казахстана и освобождение от транспортных налогов.
Одна из основных причин неторопливого развития электротранспорта в Казахстане – медленный рост инфраструктуры, но сеть заправочных станций для электрических двигателей постепенно увеличивается, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в стране реализуется пилотный проект, согласно которому до конца года появится 120 новых зарядных станций – по 50 в Астане и Алматы и еще 20 вдоль республиканской трассы между этими городами.
Казахстанский автопром при этом планирует производить электромобили. Уже определились с моделью для серийного производства – им стал JAC iEV7S, выпуск которого будет налажен в Костанае. По словам производителей, цена на этот автомобиль будет существенно ниже стоимости известных электрических аналогов, таких как Tesla или BMW
Прогнозы на будущее
Ряд стран уже уверенно переходит на электромобили. Лидер в этом направлении – Норвегия.
Два из пяти автомобилей, проданных в Осло в сентябре. – электрические. Электрокары составляют 7,5% от общего числа автомобилей норвежской столицы, а уже через три года их будет 15%. Восточный сосед Норвегии – Швеция также не отстаёт. В частности, сегодня на электрокарах передвигаются полицейские в крупных шведских городах. Уже через 13 лет Швеция планирует полностью отказаться от использования всех видов ископаемого топлива, в том числе и от бензина.
Но больший интерес представляет наш сосед – Китай. В августе этого года в Поднебесной продано 55 тысяч электрокаров – это на 68% больше, чем годом ранее. Причём основную массу составляют компактные и недорогие модели с привлекательным дизайном. Лидер продаж – BAIC EC-Series стоимостью 19 000 евро.
Правительство ввело жёсткие квоты на долю электромобилей в продукции автопрома: в 2019 году они должны составлять не менее 10 процентов, а в 2020 – не менее 12. Китайская автомобильная компания BYD прогнозирует, что уже к 2030 году Китай полностью перейдёт на электротранспорт.
Первые электромобили
Электромобиль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов и т. п.), а не двигателем внутреннего сгорания. Электромобиль следует отличать от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и электрической передачей, а также от троллейбусов и трамваев.
Электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году.
Электромобили, произведённые в 1880 году, в последующие десятилетия обрели большую популярность.
Недостатком первых моделей была высокая цена. К тому же максимальная скорость не превышала 20 миль в час. Но состоятельные автолюбители ценили их весомые преимущества: простоту в эксплуатации, мгновенный запуск двигателя, бесшумность и отсутствие запаха в отличие от бензиновых аналогов.
Ранний электромобиль на зарядке, 1900.
«Электричество – это вещь. Не гудит, нет сложнопередвигаемых рычагов, безопасно, не зловонно как бензин и никакого шума», – Томас Эдисон.
Томас Эдисон позирует со своим первым электрическим автомобилем – Edison Baker, 1895.
Мужчины едут на электромобиле, разработанном немецкой компанией Siemens & Halske за Берлином, Германия, 1882.
Электрический автомобиль Columbia, 1899.
Роджер Уоллес в своём электромобиле, 1899.
Камиль Женатзи ведёт электрический автомобиль собственной разработки недалеко от Парижа, Франция. Он стал первым человеком, который превысил заветный рубеж скорости 100 километров в час (62 мили в час) на автомобиле, 1899.
Выстроенные в ряд электромобили Edison Company на Манхэттене в Нью-Йорке, 1906.
Электрическая уличная подметально-уборочная машина очищает проезжую часть в Берлине, Германия, 1907.
Электромобили на станции подзарядки, 1909.
Продажи электромобилей достигли пика в начале 1910-х годов, когда выросли масштабы электрификации частных домов. В Соединённых Штатах в это время 38% от всех автомобилей были электрическими.
Однако популярность электромобилей пошла на спад. Тому способствовал ряд факторов: расширение дорожной инфраструктуры, открытие нефтяных месторождений и разработка нефтепродуктов, изобретение электрического стартера и глушителя. Таким образом, бензиновые автомобили превратились в более доступный и практичный вариант средства передвижения.
Реклама электрического автомобиля, 1910.
«Теперь владельцы электричества могут установить собственную зарядную установку у себя в конюшне».
Зарядный комплект для электрической машины в гараже в Кливленде, штат Огайо, 1910.
Дама использует устройство для зарядки своего электрического автомобиля Columbia Mark 68 Victoria, 1912.
Автомобиль Detroit Electric на дороге между Сиэтлом и горой Рейнир, штат Вашингтон, 1920.
La Jamais Contente — первый автомобиль, разогнавшийся свыше 100 км/ч. Это электромобиль с легкосплавным псевдообтекаемым кузовом.
Материалы по теме
А вот ещё:
Русско-турецкая война и антирусская пропаганда
Безжалостная апрельская резня и позиция Лондона
Премьер Великобритании покрывал зверства башибузуков
«Апрельское восстание» болгар в 1876-м подняли местные революционеры, загнанные в угол очередным повышением турецких налогов. Турки реагировали на бунты «неверных» применением грубейшей силы. Наводить порядки отправились иррегулярные пехотинцы-башибузуки. Эти группировки набирались османами из черкесов, курдов, албанцев и служили «за еду». Христиан они воспринимали за враждебных мусульманам недолюдей, расправляясь с ними с особой жестокостью.
Турция на тот момент союзничала с Великобританией. С одной стороны, не пристало цивилизованной стране покрывать кровавые преступления безродных варваров. Но с другой, в международной дипломатии часто дружат против кого-то. Англия использовала партнерство с турками «против России», которая оправилась после Крымской войны 1853–56-х и угрожала влиятельным возвращением на мировую арену. В свою очередь, наблюдались противостояния и в самом Лондоне, где оппозиция спала и видела отставку премьер-министра Дизраэли. А это сделалось бы возможным с доказательством его пособничества убийцам. Когда «Лондон дейли ньюс» опубликовала материал о зверствах турок в Болгарии, первые британские политики ожидаемо обвинили газету во вранье.
Нужно сказать, что Великобритания придерживалась подобной позиции и раньше. Накануне Крымской войны тамошняя пресса рассказывала о сладкой жизни православных христиан под властью благородного султана, противопоставляя их угрюмым россиянам. Английские СМИ в один голос стали выгораживать турок, которые, по их свидетельствам, применяли силу лишь в адрес болгарских повстанцев, не трогая женщин и детей. Часть изданий вообще обвинили в преступных действиях восставших, которые якобы убивали своих же сограждан по заказу русских.
Британская оппозиция и американский корреспондент
Американец, не выбирая выражений, рассказывал, как турки хладнокровно подожгли церковь с сотнями стариков и женщин, как повергали страшным пыткам мужчин, насилуя их жен и убивая детей. По свидетельству журналиста, башибузуки вырезали 58 болгарских селений, и 90% убитых представляли мирное население. Статья Януария в Британии произвела небывалый эффект. В каждом доме, пабе и на скачках люди говорили о далеких Балканах. Англичане задумались: а почему власть защищает Турцию, спонсирующую орду убийц?
Поражение турок от русского меча
Памятник журналисту в болгарском городе Елена. /Фото: photos.wikimapia.org
Свидетельств правоты американца становилось все больше, и слова Дизраэли окончательно обесценились. Читатели авторитетных европейских изданий с ужасом осознали, что политики им врут. Долгое время Европа «спасала» от русских варварское государство, безжалостно расправлявшееся с христианами. На основе публикаций американского журналиста Уильям Гладстон подготовил книгу «Болгарские ужасы и Восточный вопрос», где открыто призвал соотечественников надавить на британское правительство и посодействовать уходу турок с территории Болгарии.
В этом же ключе публично высказывались и известные европейские деятели Чарльз Дарвин, Виктор Гюго, Оскар Уайльд, Джузеппе Гарибальди.
Благодаря приятельству с генералом Скобелевым, американцу позволялось находиться в расположении самых передовых частей. Его яркие репортажи с эпицентров сражений охватили все основные вехи новой русско-турецкой войны. Он же первым в СМИ сообщил о безоговорочном поражении османской армии и лично присутствовал при подписании мирного соглашения в Сан-Стефано.
Рассвет и закат электромобилей: первая половина XX века
Электромобиль Detroit Electric 1907 года преодолевал без подзарядки 130 километров, а BMW i3 выпуска 2013 года без подзарядки преодолевает… 130 километров. Как и новенький VW Golf с электрическим двигателем. Только Tesla выбивается из списка, так как Model X проезжает 426 километров на одном заряде. О том, как выглядел рынок электромобилей в начале XX века и почему в какой-то момент все пересели на авто с двигателями внутреннего сгорания — читайте под катом.
Самым многообещающим типом автомобиля в будущем можно считать электрический, но пока он ещё недостаточно усовершенствован. Электрические двигатели не дают ни шума, ни копоти, они, бесспорно, удобнее и совершеннее всех других… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
В прошлой статье мы остановились на том, что в начале XX века электромобили пользовались особенной популярностью в Нью-Йорке.
В России рассвет электромобилей запаздывал, не смотря на старания отдельных инженеров.
В начале века по Москве уже ездил такой омнибус от фирмы «Дукс» на десять человек. А Ипполит Романов, изобретатель двухместного электромобиля, просил у Санкт-Петербургской Думы разрешить открыть десять маршрутов — для восьмидесяти омнибусов. Такой поворот событий не устраивал владельцев конки и извозопромышленников — те делали все возможное, чтобы проект Романова не состоялся. К сожалению, Романов в этой борьбе проиграл.
На 1914 год в России было 8 электрических экипажей: 4 грузовика, 1 трехколесный фургон и 3 частных легковушки.
Фирма «Дукс» пыталась производить такой автобус для передвижения по рельсам.
Поскольку в США в начале века электромобилей и авто на паровой тяге было немало, зарядные станции там встречались также часто, как и автозаправки. Электромобиль на зарядке у какого-то сарая.
Сенатор США от Род-Айленда Джордж Уитмор на электромобиле, 1906 год.
С 1907 года в Детройте начали производить автомобили под маркой Detroit Electric. Эти электромобили собирали до 1939 года. Изначально машины оборудовали свинцово-кислотными аккумуляторами, но с 1911 по 1916 годы можно было выбрать версию с железо-никелевым аккумулятором Эдисона. Максимальная скорость составляла 32 км/ч, а проехать авто мог 130 километров.
Во время Первой мировой войны цены на бензин были высоки, поэтому в 1910-е годы электромобили пользовались особым спросом — компания продавала до двух тысяч единиц в год. В 1920-е продажи снизились из-за снижения цен на авто с двигателем внутреннего сгорания.
На этой фотографии — Томас Эдисон у автомобиля этой марки. Владели компанией Томас Эдисон, Джон Рокфеллер и жена Генри Форда — Клара Форд.
EV-Opera-Car, модель 68/17 B.
Печатная реклама автомобилей Detroit Electric 1920-х годов.
Гибридные автомобили придумали не вчера и не позавчера. В 1916 году Клинтон Эдгар Вудс начал производство автомобиля Woods Dual Power Model 44 Coupe с электродвигателем и двигателем внутреннего сгорания — сразу двумя.
В СССР в 1935 году построили электромобиль на базе ГАЗ-А.
В том же году в МЭИ построили аккумуляторный мусоровоз, переделав в него ЗИС-5. Машину оснастили сорока аккумуляторами общей ёмкостью 168 ампер-часов, их масса составляла 1400 кг. Такой электромобиль был способен перевозить мусор массой 1800 кг со скоростью 24 км/час на сорок километров. Мощность двигателя — 13 кВт.
Шведский грузовой автомобиль с электродвигателем, 1943 год.
Nissan TAMA с 1947 года производился в пассажирской и в грузовой версиях. Это был первый автомобиль с электрическим двигателем Nissan.
Четыре электромобиля НАМИ-ЛАЗ грузоподъемностью 0,5 и 1,5 тонн с 1948 года использовала московская почта. Еще десять опытных образцов до 1958 года возили почту в Ленинграде.
Пик производства электромобилей попал на 1910-е годы. От электромобилей не было гари и копоти, женщины выбирали их, так как не нужно было обладать недюжей физической силой, чтобы запустить их — в отличии от двигателей внутреннего сгорания.
Какие же были недостатки у электромобилей? Дороги стали слишком хорошие, люди хотели ездить далеко — а в начале века было сложнее расставить через каждую сотню километров зарядные станции. Без подзарядки электромобили могли проехать сто-сто тридцать километров, как и некоторые машины сейчас.
Благодаря Генри Форду цены на автомобили снизились, а рост добычи нефти вызвал снижение стоимости топлива. Электрический стартер — его разработали в 1912 году — сделал автомобили с двигателем внутреннего сгорания более удобными. С тридцатых годов производство электромобилей перестало быть массовым, не смотря на попытки использовать их в служебных целях.
В 1960-1970-е годы люди задумались об экологии и снова вспомнили про электрические двигатели. Но это уже другая история…