Для чего создан следственный комитет

Для чего создан следственный комитет

Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации

2. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации, перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий, и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 506-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Основными задачами Следственного комитета являются:

1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования и судебной экспертизы, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

3.1) организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 224-ФЗ)

4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

Положения п. 8 ч. 4 ст. 1 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 487-ФЗ) в части предоставления в органы прокуратуры Российской Федерации первичных статистических данных о состоянии преступности применяются с 01.01.2022.

8) определение порядка формирования и предоставления статистических отчетов и отчетности о деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета, процессуальном контроле.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 487-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

6. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

7. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом Российской Федерации.

8. Следственный комитет выпускает специальные издания.

Источник

ФБР по-русски

С реди сотрудников Следственного комитета России популярен сугубо профессиональный анекдот: когда десять лет назад создавался СК нужно было, в числе прочего, придумать герб новой силовой структуры. Глава комитета Александр Бастрыкин поручил подчиненным его разработать, и вскоре ему принесли проект: щит, за ним орлиные головы и скрещенные мечи, а на щите Чебурашка.

— Отлично нарисовано! Но почему Чебурашка?

— Ну, как, глаза больши-и-ие — все видит. Уши больши-и-ие — все слышит. А ручки маленькие.

Как и многие силовые структуры «путинского разлива», Следственный комитет появился в результате одного из кризисов власти.

К середине нулевых с Владимира Владимировича Путина уже слетел легкий флер умеренно-либерального государственника, который был у него в начале карьеры. Немало сил к этому приложил генеральный прокурор России Владимир Устинов. Прокуратура под его началом была верной дубиной, которая неукоснительно реализовывала политическую волю Кремля. Устинов буквально сметал все преграды.

При нем никакой «левый» кандидат просто не мог появиться на региональных выборах и никакие муниципальные фильтры были не нужны, прокуратура просто возбуждала дело против такого выскочки. Дело ЮКОСа прокуратура, несмотря на сопротивление жертвы и «прогрессивной общественности», реализовала так, как было нужно Кремлю. А до ЮКОСа было дело подлодки «Курск». Ситуация была весьма чувствительная, и, расследуя дело «Курска», прокуратура сделала все для того, чтоб президент мог подытожить ее труды простой фразой: «Она утонула».

Не менее чувствительным было расследование теракта в школе Беслана. Тут уже вопрос «кто виноват» мог быть адресован и непосредственно первому лицу. И опять Устинов не подвел.

Прокуратура превратилась в настоящего монстра, всевластный орган, за которым тянулся шлейф рейдерства, коррупции, криминальных связей еще из 1990-х, зато Устинов был верноподданейшим из верноподданейших.

При этом сам грозный генпрокурор был слегка карикатурен, меч в карающей деснице государства не скрывал своих право-патриотично-православных взглядов (это сейчас такое мейнстрим, а тогда посконно-домотканый стиль смотрелся странно на этом уровне), его заместитель Владимир Колесников мог публично пуститься в рассуждения о том, что «мы научили англичан штаны носить, а то они в юбках ходили», или приняться излагать взгляды на историю Фоменко и Насовского.

С появлением СК ни одна силовая структура не получает контроль над полным циклом репрессивной машины государства

На почве православия и патриотизма на самой вершине пирамиды российской власти сложился политический клуб, междусобойчик: Устинов, Сечин и примкнувший к ним Фрадков. В рамках этого единения успели даже пожениться сын генпрокурора Дмитрий и дочь Игоря Ивановича Сечина Инга. Ближний круг президента становился одной большой семьей. И вдруг, как гром средь ясного неба, отставка генпрокурора Устинова.

За что!? Он ведь был таким верным!

Бастрыкин так и не смог научиться каменнозадой солидности отечественного чиновника

Так выглядело сосуществование спецслужб до 2011 года. Потом на СК навесили еще и все дела, в которых фигурируют малолетние. Это особая примета президентства Медведева, при котором продвигали ювенальную юстицию и борьбу с педофилами.

Рядовые сотрудники СК считают, что этим комитет просто «закопали», теперь следователи вынуждены откладывать в сторону свои профильные «убои» и «износы» и заниматься какой-нибудь чепухой вроде косяка с анашой, владельцу которого нет 18.

Кстати, попутно разоблачу еще один миф — о какой-то непримиримой вражде между СК и материнской структурой, Генеральной прокуратурой. Разумеется, ведомства Александра Бастрыкина и Юрия Чайки не слишком любят друг друга, но в этом чересчур далеко не заходят, «до крови» дошло лишь однажды, когда Следственный комитет раскручивал так называемое «игорное дело». Тогда высокопоставленных сотрудников подмосковной прокуратуры обвинили в крышевании нелегальных казино. Однако дожать это дело Александр Бастрыкин не смог, не хватило аппаратного веса.

В общем, это была бы малоинтересная структура, если бы не ее руководитель.

Через месяц Бастрыкин вновь пришел к Путину, президент уже не столь оптимистичен.

— Саня, хотел я тебя пристроить и в «Газпром», и в «Роснефть», но тебя, оказывается, везде знают, и все говорят, не надо нам этого дурака, придется, видимо, под тебя целое новое ведомство создавать.

Но кто бы вспомнил о десятилетнем юбилее Следственного комитета, если бы его возглавляла не столь колоритная личность?

Уникальность Бастрыкина в том, что, несмотря на чины и огромный стаж государственной службы, он так и не смог научиться каменнозадой солидности отечественного чиновника. Вроде бы все у него как у людей: липовая диссертация, недвижимость в Чехии, безупречный послужной список, генеральские погоны, прямое подчинение президенту, то есть доступ к телу, ну не так, конечно, чтоб «дверь ногой открывать», но тем не менее.

Для отечественного чиновничества Бастрыкин немного анфан терибль, но на общем фоне он выглядит от этой инфантильности каким-то очень понятным, я бы сказал, даже человечным

И вот человек с таким положением самолично вывозит известного московского журналиста в лесок, на разборку, за то, что щелкопер что-то там накропал. Все в лучших традициях «лихих девяностых».

Действительный тайный советник и особа, приближенная к императору, в глубине души мечтал быть крутым и авторитетным пацаном, которые к этому времени остались лишь в телесериалах. На дворе XXI век! Боже мой, у него же был шанс стать таким тогда, но он не стал. Почему? Да потому что хотеть быть и быть — не одно и то же. Зато теперь он генерал и может себе позволить.

Или сцепиться во дворе с мужиком, выгуливающим собаку, и махать у него перед носом пистолетом, это в генеральских-то чинах.

Да я просто не могу себе представить ситуацию, чтобы чиновник такого ранга мог вообще столкнуться с каким-то «левым» мужиком. А этот — на тебе, пожалуйста.

Ко всему прочему мечтающий о «крутости» генерал оказался поэтом. Поэт он никакой, но сам факт.

Бывает и чиновник прихварывает графоманией, взять хотя бы главу МИД Лаврова или того же Улюкаева. Однако Бастрыкин не просто презентовал миру свою слабость. Для своих виршей он выдумал целого польского поэта Станислава Струневского, сочинил ему биографию, жил в интернете двойной жизнью, даже общался сам с собой, и за этим детским занятием, именуемым в психиатрии «синдром воображаемого друга», был пойман журналистами.

До этого литературными мистификациями на вершине пирамиды власти баловался только Владислав Сурков, но там все было с соблюдением всех респектабельных правил этого жанра. «Околоноля» был солидно издан на бумаге, все критики написали взаправдашние рецензии, обсуждая не только авторство, но и книгу по существу. Одну из рецензий (отрицательную) автор написал под псевдонимом сам. Сурков не потерял в солидности и только укрепил свою репутацию творческой личности.

Бастрыкину же ничего, кроме журналистских издевок, его «вымышленный друг» не принес. Он решительно не способен вести себя как «взрослые люди».

Видимо, для отечественного чиновничества он немного анфан терибль, но на общем фоне он выглядит от этой инфантильности каким-то очень понятным, я бы сказал, даже человечным.

И безусловно, именно его личность — главная достопримечательность Следственного комитета.

Источник

Новости

Для чего создан следственный комитет. Смотреть фото Для чего создан следственный комитет. Смотреть картинку Для чего создан следственный комитет. Картинка про Для чего создан следственный комитет. Фото Для чего создан следственный комитет

Председатель Следственного комитета России Александр Иванович Бастрыкин в режиме видео-конференц-связи принял участие в работе совместной XXII ежегодной международной научно-практической конференции Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ) и XX международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) по теме «Роль права в обеспечении благополучия человека». На мероприятии присутствовали декан юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Александр Константинович Голиченков, ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) Виктор Владимирович Блажеев, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова, другие известные российские и зарубежные ученые, практикующие юристы.

Выступая на конференции, Председатель СК России в первую очередь отметил, что уровень права определяет благополучие человека, и также напомнил о закрепленном в Конституции положении, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью. К сожалению, современная молодежь иногда забывает о том, что правам корреспондируют обязанности, а право одного заканчивается там, где начинается право другого. А.И.Бастрыкин подчеркнул, что негативная тенденция, когда молодые люди, считая себя полноценной личностью, полагают возможным делать все что угодно, вплоть до совершения преступных деяний, формируется под воздействием ложных трактовок о личности и ее безграничных правах. В этой связи глава ведомства обратил внимание на необходимость возвращения к классическому понимаю личности, подразумевающему определение четкого баланса между правами и обязанностями человека перед другими гражданами, что будет способствовать общественному благополучию.

Общественное благополучие зависит в том числе и от деятельности Следственного комитета. Так, на особом контроле всегда находится расследование преступлений в отношении детей, пожилых граждан, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны. Ведомство остро реагирует на социальные темы, защищая права сирот и участников долевого строительства.

Участники поблагодарили Председателя СК России за важные поднятые проблемы, выходящие за пределы узкоотраслевой проблематики, что особенно соответствует замыслу конференции. В ходе дальнейшей дискуссии участники продолжили обсуждение, направленное на выработку механизмов правового регулирования проблем, обозначенных на мероприятии.

Источник

История

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

Именной указ от 25 июля 1713 г. об основании
следственной канцелярии М.И. Волконского.
Подлинник. Подпись-автограф Петра I

(РГИА.Ф. 1329. Оп.1.Кн.27.Л.1)

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Как отмечают историки, в первой четверти XVIII в. внимание этих органов привлекли 11 из 23 российских сенаторов. Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.

Современники отмечают, что даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии. Так, согласно протоколу заседания Сената от 17 октября 1722 г., рассмотрев обращение Святейшего Синода с жалобой на действия представителя следственной канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова, сенаторы распорядились: «Ответствовать, что понеже оныя канцелярии Сенату не подчинены, того ради им, Правительствующему Сенату, о том и рассуждения никакого определить не надлежит».

Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.
После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления. Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).
К концу XVIII в. стало очевидно, что следует более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы. Возникла необходимость дифференцировать формы предварительного расследования в зависимости от характера и тяжести преступления, выделив в одну группу сокращенные по времени и упрощенные по процедуре, а в другую — более длительные и сложные. Такая дифференциация была введена в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов. В соответствии с ними досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания) и следствия формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма — прообраз современного предварительного следствия).

Однако уже в начале XIX в. обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти обусловили значительный рост коррупции и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической. Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовным преступлениям и не вполне приспособлен для борьбы с опасными посягательствами на основы государственности.

Для чего создан следственный комитет. Смотреть фото Для чего создан следственный комитет. Смотреть картинку Для чего создан следственный комитет. Картинка про Для чего создан следственный комитет. Фото Для чего создан следственный комитет

Первый лист подлинника
именного указа от 8 июня 1860 г.
об учреждении в России
судебных следователей

(РГИА.Ф.1329.ОП.1.Кн.722.Л.218)

Последний лист подлинника
именного указа от 8 июня 1860 г.
об учреждении в России
судебных следователей

(РГИА.Ф.1329.ОП.1.Кн.722.Л.223 об.)

В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 г. заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период даже не рассматривался. Как представляется, одной из основных причин этому стало слабое влияние главы государства на происходившие в стране политические процессы.
В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей.
Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.
Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы включал в себя следующие должности:
1) участковых народных следователей при народных судах;
2) старших следователей при губернских судах;
3) следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
4) следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

Однако во многом под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

В силу статьи 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Причем, как показывает анализ исторических предпосылок этого процесса, такое перераспределение обычно не было основано на каких-либо научных доктринах или хотя бы принципах политической целесообразности, а зависело от степени политического влияния руководителя ведомства на высшее руководство страны.

Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры в ходе судебной реформы 1956 – 1964 гг. было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.

Вскоре аналогичные нормы были закреплены и в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик. Так, в пункте 7 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. было сказано, что термином «следователь» должны именоваться исключительно следователи прокуратуры и органов государственной безопасности.

С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать. Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством 184 405 уголовных дел, то в 1961 г. — 244 280, а в 1962 г. — уже 256 123.

Однако в середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.

После назначения на должность Министра охраны общественного порядка (позже ставшего Министром внутренних дел) Щелокова Н.А. и еще большего усиления влияния органов внутренних дел наметилась тенденция к расширению круга дел, подследственных следователям органов внутренних дел, за счет сокращения круга дел, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры. Подтвердим сказанное статистическими данными: в 1964 г. было 256 815 дел, оконечных производством следователями органов внутренних дел, в 1974 г. – 457 173 дела, в 1989 г. – 976 123 дела.

К 1990 г. в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90 % уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1 %.
С начала периода «оттепели» в 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер.

Для чего создан следственный комитет. Смотреть фото Для чего создан следственный комитет. Смотреть картинку Для чего создан следственный комитет. Картинка про Для чего создан следственный комитет. Фото Для чего создан следственный комитетДля чего создан следственный комитет. Смотреть фото Для чего создан следственный комитет. Смотреть картинку Для чего создан следственный комитет. Картинка про Для чего создан следственный комитет. Фото Для чего создан следственный комитет

Церемония вручения знамени
Следственного комитета Российской Федерации

Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:
Положение о Следственном комитете Российской Федерации;
перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям;
перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;
перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.
Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для чего создан следственный комитет. Смотреть фото Для чего создан следственный комитет. Смотреть картинку Для чего создан следственный комитет. Картинка про Для чего создан следственный комитет. Фото Для чего создан следственный комитет