Для чего созданы животные

Животные в вечности: к постановке вопроса

Для чего созданы животные. Смотреть фото Для чего созданы животные. Смотреть картинку Для чего созданы животные. Картинка про Для чего созданы животные. Фото Для чего созданы животные

Православное догматическое богословие некоторые вероучительные положения определяет однозначно в виде догматов, другие же не формулирует так четко. Как писал апостол Павел, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11,19). Один из вопросов, не раскрытых в полной мере в православной догматике, – это вопрос о судьбе животных в вечности.

Известный английский писатель и ученый К. С. Льюис в своем трактате «Страдание» несколько наивно пишет: «Прежде страдания животных возводили к грехопадению человека… Но теперь мы знаем, что животные существовали задолго до людей и поедали друг друга»[1]. Откуда мы можем знать, что они поедали друг другадо грехопадения людей? Научно это доказать невозможно. Далее К. С. Льюис пишет о том, что виной смерти и зла в животном мире стали демоны, при этом животные нисколько не виноваты в этом и не несут никакой ответственности. И далее пишет: «Если гипотеза эта достойна внимания, то возможно и другое: явившись в мир, человек должен был животных спасти»[2]. Однако подобное утверждение не имеет оснований ни в Библии, ни в Предании Церкви.

Митрополит Макарий в «Догматическом богословии» так определяет место человека в материальном мире: «человек был поставлен как бы посредником между Творцом и творением земным: в частности предназначен быть как бы его пророком, чтобы словом и делом предвозвещать в нем волю Божию; первосвященником, чтобы возносить от лица всех земнородных жертву хвалы и благодарения Богу и низводить на землю благословения небесные; главою и царем, чтобы сосредоточивая в себе цели бытия всех видимых творений, он мог соединять через себя все с Богом, и таким образом всю цепь земных творений содержать в стройном союзе и порядке»[4].

Возникает вопрос: в чем же тут высшая Божия справедливость, когда из-за грехопадения первых людей вся земная природа, в том числе и все животные, оказывается обречена на страдание? Ответ на этот, казалось бы, «неразрешимый» вопрос можно найти, если рассматривать весь материальный мир как единое целое. Протопресвитер Александр Шмеман говорил в одной из своих проповедей: «О единстве и всеединстве говорит и учит древняя дохристианская философия, о стремлении к единству свидетельствуют мистики и духовидцы всех времен. Это стремление чувствует и воплощает искусство. И вне этого стремления, проще рассказать, вне любви, и мир, и жизнь становятся сразу же адом, леденящей душу борьбой всех со всеми. И это навеки выражено в библейском рассказе о творении на том детском и поэтическом языке, который один может поведать о последних тайнах, о последней глубине жизни. Что же сказано там? Да просто вот что: любовью и для любви творит Бог и мир, и человека, творит и призывает из небытия в чудный Свой свет, потому что Он Сам – любовь, и потому что любви свойственно изливаться, творить, быть щедрой, тогда как эгоизму свойственно все глубже погружаться в бесплодное одиночество. Вот этот опыт самой жизни как единства и любви и лежит в основе христианского учения»[5].

Так называемое «Новое время» стало временем постепенного перехода от целостного (как сейчас принято говорить, «холистического») восприятия мира к фрагментарному. А.Ф. Лосев в «Диалектике мифа» писал, что «…понятие Бога есть условие и цель мыслимости бытия, как всего бытия, как цельного бытия. Вот почему понятие Бога рушится одновременно с разрушением интуиции цельности бытия вообще. Новоевропейская мысль не только отринула реальность Бога. Одновременно пришлось отринуть и реальность очерченного и обозримого космоса, т.е. мира вообще; пришлось отринуть реальность души, природы, истории, искусства и т.д»[6].

Внедренная в сознание масс на Западе идеология индивидуализма и приоритета частного над общим, узкая специализация, бессмысленные сами по себе, но востребованные в рамках мегаполисов социальные роли людей – на самом деле лишь часть этих процессов. Возможно, это делалось для того, чтобы затем предложить человечеству как панацею от ощущения неминуемого распада единение на совсем иных принципах, чем объединение в Церковь во Христе, своего рода «Анти-Церковь».

Как отмечал А.Ф. Лосев, «Я, кажется, не буду ничего утверждать нового и особенного, если скажу, чтоСредневековье основано на примате трансцедентных реальностей, Новое же время превращает эти реальности в субъективные идеи. Отсюда весь рационализм, субъективизм и индивидуализм Нового времени. Новоевропейская культура не уничтожает эти ценности, но она превращает их в субъективное достояние. Она лишает объекты их осмысленности, их личностности, их самостоятельной жизни, превращая внешний мир в механизм, а Бога – в абстрактное понятие. Поэтому индивидуализм, кульминирующий в так называемом романтизме, и механизм – диалектически требуют один другого. Эта эпоха выдвигает на первый план отдельные, дифференцированные способности или всего субъекта, напрягая это до противоестественных размеров; все же прочее превращается в некое аморфное чудовище, в безглазую тьму, в бесконечно расплывшийся, черный и бессмысленный, механистический мир ньютоновского естествознания. Отсюда такие лозунги, как знание без веры, такое вероучение и мифология, как о всемогуществе знания, это постоянное упование на науку, на просвещение, этот слепой догмат “в знании – сила”»[7].

«В мире нет ничего, – учил В.И. Ленин, – кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени»[8]. Основатель антропогеографии Фридрих Ратцель писал: «Всеобщие законы распространения жизни охватывают также законы распространения жизни человеческой. Поэтому антропогеография мыслима только как отрасль биогеографии, и целый ряд биогеографических понятий может быть непосредственно перенесен на вопросы о распространении человека»[9]. Позднее В.И. Вернадский развил на основании идей Эдуарда Леруа и Тейяра де Шардена учение о ноосфере. В частности В.И. Вернадский писал: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности… Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно… Человек стремится выйти из предела своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет… Это новое состояние эволюции, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть “ноосфера”… Ход этого процесса только начинает нами выясняться…»[10]

Современные ученые, культурологически осмысляя данную проблему, фактически прямо говорят о единстве постхристианского человечества как единстве в Анти-Церкви. Профессор В. П. Океанский пишет: «Если для первого тысячелетия Антихрист выступал как внешняя по отношению к Церкви сила, “скованная на тысячу лет” (Ап. 20:2), для второго – как сила, вторгающаяся в Церковь, то для третьего он выступит как сила, созидающая Анти-Церковь»[11]. Перекликаются с этим слова профессора А.И. Тихонова о том, что «те, кто еще способен видеть, могут распознать Зверя, тело которого подобно гигантскому муравейнику, состоящему из людей, покорно исполняющих его волю, даже не подозревая об этом»[12].

Представляется интересным сравнение человечества в его измененном грехом состоянии с раковой опухолью планеты Земля. Как пишет один из современных авторов, «поведение современного человека напоминает поведение раковой клетки, которая не подчиняется программе организма, то есть не выполняет полезной для него функции, активно перестраивает его в своих интересах, плодя своих потомков вдоль кровеносных сосудов, заполняя все доступное пространство, вытесняя здоровые ткани и обрекая их на атрофирование. Это происходит до тех пор, пока организм не утратит целостность своей организации и не погибнет вместе с колонией раковых клеток. Это такой стиль жизни, когда кто-то временно выигрывает, затем все проигрывают. Не это ли характерно для современного человечества? Человек рвется в бессмертие, раковая клетка уже открыла эликсир бессмертия. Если здоровая клетка гибнет по требованию организма и имеет предел делимости, который диктуется организмом, то раковую клетку можно погубить только прямым воздействием (например, путем ампутации); размножаться она может до бесконечности»[13].

Это сравнение не более чем образ, но он органично дает ответ, почему из-за грехопадения человека пострадала вся земля: если рак возникает в одной части организма, то страдает целое. А живого на земле намного больше, чем обычно думают последователи механистической философии, в определенной степени являющейся философией смерти. «Возникновение механистической философии, становление экспериментального метода в науке и расцвет в 17 веке жанра натюрморта имеют одни и те же социальные корни. В натюрморте, с одной стороны – отказ от мирских радостей, а с другой – пристальный интерес ко всем подробностям мира. Для просто любования не нужно было убивать природу. Подобный же настрой на размышления о смерти создавали в 17 веке механические устройства. Если живая природа ассоциировалась с аффектами, свойственными поврежденной человеческой природе, то механические устройства – с полным контролем разума над собой и миром. Образы мира как часового механизма, а Бога как часовщика воспринимались как душеспасительные. Парадоксально, но образ искусственной вещи, мертвой природы, механизма противопоставлялся протестантизмом 17 века явлениям живой природы как выражение высшей духовности в противоположность ветхой душевности»[14].

О том, что духом жизни обладают не только животные, но и растения хорошо писал архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «Между миром растительным и миром животным нельзя найти определенной границы, ибо в области простейших одноклеточных много почти совершенно похожих форм, из которых одни служат началом растительного мира, другие – животного, и различить их почти невозможно. Такие простейшие формы животных, как речная гидра, вольвокс, совершенно похожи на растения и по своим жизненным функциям почти не отличаются от них. От класса простейших начинаются два грандиозных мира живых существ – растений и животных. Совершенно несомненно, что весь растительный и животный мир обладает, по крайней мере, низшим из даров Святого Духа – духом жизни»[15]. При этом он отмечал: «Мы не приписываем растениям душу в том смысле, как она понимается у человека и животных, а только бессознательное представление и бессознательную волю»[16].

О будущем блаженстве животного мира образно написал пророк Исаия: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11; 6-8).

Но здесь уместно уже в положительном контексте обратиться к работе К.С. Льюиса, писавшего: «Мы не можем себе представить и собственной нашей вечной жизни, тем более не вообразить нам тамошней жизни животных. Если бы земной лев узнал, что ему уготовано есть сено, как волу, он счел бы это описанием ада, а не рая. И если во львах нет ничего, кроме кровожадности, в вечность переходить нечему. Но если что-то есть, Бог может дать этому и тело, какое пожелает, – не пожирающее ягненка, а львиное в том смысле, в каком мы употребляем это слово, когда говорим о силе, царственности и великодушии»[17].

В современном учебнике православного догматического богословия написано: «Мир со всеми силами и законами, которые ему присущи, целиком и полностью отвечает тем целям и задачам, ради которых он был создан. Даже после грехопадения мир сохраняет свою ценность в очах Божиих, и эта характеристика остается в силе. Священное Писание говорит, что мир после грехопадения лежит во зле, однако, сам мир не является злом, поскольку всякое творение по природе своей благо, даже если по какой-то причине способ существования твари изменился и пришел в противоречие с тем способом, которым изначально был задан ей Творцом. Это видно из слов апостола Павла: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4,4)»[18].

Завершить эти небольшие размышления хотелось бы словами святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит апостол Павел: “Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучается доныне” (Рим. 8, 19-22). Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть будет нетленной. В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим»[20].

[1] Льюис К. С. Страдание / К.С. Льюис. Собрание сочинений в 8 томах. Том 8. М., 2000

[2] Льюис К. С. Указ. соч. С. 195

[3] Серафим (Роуз), иером. Православный взгляд на эволюцию russia-talk.org›cd-history/otkliki/ot-615.htm (дата обращения 20.08.2013 года)

[4] Макарий, митрополит. Православно-догматическое богословие. СПб., 1883. С. 462-463

[6] Лосев А.Ф.Диалектика мифа. М., 2008. С. 271

[7] Лосев А. Ф. Указ. соч. С. 157-158

[9] Ратцель Ф. Человечество как жизненное явление на земле. М., 2011. С. 8

[10] См.: Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./ Сост. Г.П. Аксенов. М., 1993. С. 505-520

[11] Культурфилософские смыслы и основания жизнедеятельности человека в современном мире: Монография / Науч. ред. В. П. Океанский. Шуя, 2012. С. 12

[12] Тихонов А.И. Законы природы с позиций теории информации. Иваново, 2008. С. 3

[13] Тихонов А.И. Указ. соч. С. 31

[14] Королева Л.М. Генезис научной картины мира. М., 1985. С. 65

[15] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Наука и религия. М., 2001. С. 209-210

[17] Льюис К. С. Указ. соч. С. 199

[18] Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. azbyka.ru›…i…davydenkov_dogmaticheskoe_bogoslovie…(дата обращения 20.08.2013 года)

[19]Святые животные . Беседа Людмилы Ильюниной с философом Татьяной Горичевойbudapest.orthodoxy.ru›sozdal/sozdal7.html (дата обращения 20.08.2013 года)

[20] Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Наука и религия. М., 2001. С. 290

Источник

Если Бог Творец, то почему Он сотворил хищников, паразитов и другое зло?

Такой вопрос можно часто услышать от неверующих сегодня. Частично мы уже касались этого вопроса в главе «Что? Как? Почему?» В этой мы остановимся на нем более подробно.

Люди, выступающие против Бога, либо отвергают бытие Божие, либо становятся на путь критики Бога. Они дерзко заявляют: «Будь мы на месте Бога-Творца, мы бы создали мир намного лучше и совершеннее. Почему мудрый Бог создал наравне с полезными и нужными растениями и животными множество вредителей и паразитов, как в животном, так и в растительном мире, при этом, подводя итог Своих дел, самодовольно произнес: «…вот, хорошо весьма» (Быт. 1,31)? И с насмешкой добавляют: «Да, ведь Он-то, ваш Бог, и не разбирался, что хорошо и что худо».

Что можно ответить на это?

Когда мы рассматриваем историю творения, а затем историю грехопадения, то картина выглядит совершенно иначе, чем ее представляют люди, «не знающие Писания, ни силы Божией». «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Еккл. 3,11).

При творении растительного и животного мира Господь не творил хищников и паразитов. Они появились гораздо позже, как следствие грехопадения.

«Когда Земля вышла из рук Творца, она была необычайно красива. Ее украшали горы, холмы и равнины, спокойно текущие реки, чудесные озера; горы не устрашали своей неприступной крутизной и жуткими безднами, как в наши дни. Остроконечные скалистые выступы земли покоились под слоем плодородной почвы, покрытой роскошной растительностью. Не было ни отвратительных болот, ни бесплодных пустынь, но пышные кустарники и нежные цветы повсюду ласкали взор. Деревья, намного более величественные, чем в наши дни, украшали вершины гор и холмов. Воздух, не зараженный вредными испарениями, был чист и здоров. Сады самых великолепных дворцов меркнут в сравнении с красотой первозданной Земли. Небесные воинства с восхищением рассматривали картину прекрасных дел Божьих.

После того как сотворенная земля с многочисленными животными и богатой растительностью была приготовлена для человека, венец творения Божьего вступил в свои владения. Ему была отдана власть над всей землей… (Быт. 1,26-27).

…но Творец дал им еще одно доказательство Своей любви, создав рай, который должен был стать их домом. В этом саду росли различные деревья, гнувшиеся под тяжестью изумительных душистых плодов; с великолепных виноградных лоз свисали тяжелые гроздья соблазнительных ягод, переливающихся всевозможными оттенками. Из ветвей, покрытых роскошной листвой и плодами, Адам и Ева сделали для себя жилище. Повсюду благоухали чудесные цветы. Посреди рая стояло дерево жизни, затмевающее своей красотой все деревья сада. Золотисто-серебряные плоды его давали силу долголетия». 257

Но что произошло после. Первая чета не выдержала испытания, которое было поставлено перед ней. Сатана хитростью и лукавством обманул человека. Последний вкусил запрещенного плода с дерева познания добра и зла. Е.Г. Уайт пишет: «Господь намеревался уберечь невинную чету от греха. Он щедро наделил их всеми благами и в то же время скрыл от них зло. Но, вопреки Его повелению, они съели запретные плоды и с этого времени должны были вкушать их, познавая зло во все дни жизни своей». 257

Так на земле начал действовать грех, стало развиваться зло, и, в результате, проклятие постигло землю — она начала вырождаться, появились мутанты в животном и растительном мире в виде хищников, вредных насекомых, паразитов, «терний и волчц». Бог, удерживавший в природе проявление злых сил, разрешил им действовать, когда человек добровольно избрал зло. Быт. 3,17-19: «Адаму же сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», — проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей, и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься».

Адам, подчинившись дьяволу, утерял право быть управителем на Земле. Новый хозяин захватил власть. Господь не воспрепятствовал этому, ибо это был добровольный шаг со стороны человека. Человек пошел по пути познания зла. Теперь сатана по своему начал править миром. В совершенном до сих пор творении Божьем стали проявляться черты характера нового хозяина. Мирные до этого животные вырождались, превращаясь в хищников. Чудесные насекомые превращались во вредных. Творение, которое было создано, чтобы служить на благо человеку, стало жить для себя, за счет других. Но Господь не оставил человека погибать в беде. Он заложил баланс равновесия в природе: появились насекомые, которые уничтожали насекомых-паразитов. Хищные звери питаясь грызунами и другими мелкими животными, часто причинявшими вред, поддерживали равновесие, которое сохраняло природу от саморазрушения. Иногда люди пытались включаться в эту борьбу, но это приводило к отрицательным последствиям.

«Как-то, вскоре после Отечественной войны, на энтомологическом съезде я, случайно, услышал спор двух его участников, — пишет автор книги «Тайны мира насекомых». — Один из них, практик, специалист по борьбе с насекомыми, расхваливал преимущества новых инсектицидов:

— Теперь проблема вредителей решена. Вредные насекомые скоро все будут уничтожены. Нам поможет ДДТ и ГХЦГ, — с уверенностью убеждал он своего собеседника.

— Подождите, подождите, — отвечал ему энтомолог, изучавший образ жизни насекомых. — А какое влияние окажут эти яды на полезных насекомых? Ведь этими ядами они также будут уничтожены все до единого.

— Это не имеет значения, — запальчиво возражал энтомолог-борьбист. Для нас теперь ничего не значат насекомые-враги насекомых, ведь среди них, все равно больше вредителей. — И он решительно рассек воздух ладонью.

Эти слова задели энтомолога-биолога. Он покраснел и, едва скрывая неудовольствие, сказал:

— Вы, энтомологи-борьбисты, имеете примерно такое же отношение к энтомологии, как артиллеристы к антропологии!

Два энтомолога долго продолжали спор в повышенном тоне, потом разошлись и больше уже не подходили друг ко другу. Каждый из них упорно придерживался своего мнения.

С того времени прошло более 20-ти лет…

Ученые разочаровались в химических средствах ДДТ и ГХЦГ. Они разрушали сложные связи, установившиеся в природе, погубили многих полезных насекомых, у вредных вызвали появление устойчивых к ядам форм, в общем принесли немало зла. И еще оказалось, что яды постепенно отравляют растения, животных и человека, изменяют биологические процессы в почве, заражают сельскохозяйственные продукты, с которыми и попадают в наш организм. Проблема борьбы с вредными насекомыми оказалась гораздо сложнее, чем предполагали.

Многоликая природа не выносит грубого вмешательства. Природу надо тщательно изучать, прежде чем вносить в нее какие-либо изменения. С вредными насекомыми следует бороться не только при помощи химических веществ, а умелым управлением взаимоотношений между вредными и полезными насекомыми…

Вспомнив этот разговор, мимолетно услышанный, я подумал о другом…

А во что бы превратились наши поля и леса, луга и степи, пустыни и горы?! — Постепенно исчезли бы все цветы, и наш глаз уже не радовали бы их яркие краски и чудесные формы. Все фруктовые деревья и многие огородные культуры исчезли бы. Их некому стало бы опылять, а те растения, которые и могли бы самоопыляться, постепенно выродились бы. Питание человека стало бы значительно однообразней, скуднее. Медицина лишилась бы многих лекарственных растений.

Исчезло бы множество птиц, услаждавших наш слух пением, и некоторые охотничьи промысловые птицы. Погибли бы многие животные: летучие мыши, землеройки, кроты, ежи, барсуки и другие.

Долгое время в природе царил бы хаос. Сорняки, ранее уничтожавшиеся насекомыми, размножились бы в большом количестве. Вероятно, на земле развелись бы различные мелкие, мышевидные грызуны, ранее вымиравшие от болезней, переносимых насекомыми. Понадобились бы многие тысячелетия для восстановления какого-то подвижного равновесия в мире, из которого ушли маленькие создания, игравшие такую важную, но незаметную роль. Земля стала бы пустыней, с однообразной растительностью, без цветов, без аромата, без щебета птиц, неузнаваемо серая, монотонная и неприглядная. И стало бы на ней скучно и безотрадно ее главному жителю человеку.

Нет, уж лучше пусть живут на Земле все ее жители, и красивые и безобразные. На нашей планете должно быть место всему, что создано…» [258]

Природа вступила в сферу влияния зла, которое поработило ее. Изменения произошли как в животном, так и в растительном мире. Многие животные и растения настолько изменились под действием греха, что обрели совершенно новый вид и строение. «Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее)» (Рим. 8,20).

Не это ли приводит в замешательство ученых, которые находят кости неизвестных животных, остатки совершенно неизвестных растений. В них замечают что-то родственное современным видам. Но вместо того, чтобы изучить это явление во свете Священного Писания многие ученые пустились на путь отступления, запутавшись в гипотезах и предположениях. Как мы уже заметили, каждый придерживается своего мнения; поистине получается: «сколько голов — столько толков». Сейчас даже трудно разобраться, кому верить, кто ближе к истине. Выработались теории «эволюции», «естественного отбора» и прочие, которые ничего общего с истинной наукой не имеют.

Чем больше мир погружался в грех, тем большие изменения происходили в природе. Менялся и сам человек. Он был создан для того, чтобы развиваться и постигать все новые горизонты познаний, но грех сделал свое дело. Сегодня это научно подтверждается.

Появились «крупные дисгармонии в человеческой природе… служащие источником многих бедствий…» [259] Между тем, как человек был «спроектирован на вечную молодость и жизнь… старость (и смерть) не была «запрограммирована» вначале». [260] Не было в плане Творца, чтобы человек старился и умирал. Человек сам избрал себе этот удел, вкусив от дерева «познания добра и зла» и потеряв доступ к «дереву жизни», он подвергся болезням и смерти.

Сегодня ученые уже видят несостоятельность теории «естественного отбора». «Несмотря на то, что естественный отбор отметает всё дисгармоническое, не приспособленное к условиям существования и закрепляет все приспособленное, в настоящее время человеческая природа проявляет многочисленные и крупные дисгармонии…» [261]

Открытия показывают, что наши прародители не были низшими существами, не были обезьяно-человеки, а были высшими интеллектуальными существами. Человек был устроен по «образу и подобию» Творца. «Бог создал человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29) и вследствие этого на нашей планете под воздействием греха и смерти господствует не «естественный отбор», а «естественный упадок», не прогресс, а регресс. Движение идет не по восходящей, а по нисходящей. И только Тот, Кто предназначил человека «на вечную молодость и жизнь», способен поднять и облагородить павшую человеческую природу, если человек обратится к Нему.

Однако мир продолжал погружаться в грех, и три проклятия последовали одно за другим.

«Адаму же сказал: за то, что ты послушал жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе, и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3,17-19).

«И сказал Господь Каину: «…ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет больше давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4,11-12).

Результатом этого проклятия стало общее истощение почвы. А человек стал скитальцем и кочевником в поисках лучших условий существования.

«Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, день и ночь не прекратятся» (Быт. 8,22).

Это третье проклятье, которое постигло землю за грехи допотопного мира. Результатом его стало изменение климата.

Первое проклятие мы уже рассматривали раньше, поэтому перейдем к следующим двум проклятиям и посмотрим на те изменения, которые произошли на Земле под действием сил зла.

Сейчас мы знаем, что для того, чтобы поддерживать плодородие почвы люди вносят много биологических и химических удобрений. Но не всегда было так. Было время, когда земля во всей своей силе служила человеку. После грехопадения, Бог допустил, чтобы грех истощал почву, а в некоторых местах превратил ее в пустыни или солончаки.

Люди пытаются обвинить Бога в том, что Он проклинал всю землю за грехи отдельных людей. Но, когда мы изучаем природу греха, то становится ясным, что не Бог виноват в этом, а человек. Погружаясь в грех, человек испытывал на себе новые проявления зла. О чем же говорит выражение: «Господь сказал: «проклята земля»? Этим Господь объяснял, что сатана, присвоивший себе роль хозяина Земли, вступал в более полные права господства над ней, а человек терял сферы своего влияния. И Господь не препятствовал этому, потому что сам человек передал свое право правления покорившему его дьяволу.

Находясь под проклятием греха, вся природа должна была свидетельствовать человеку о том, что значит восстать против Бога, и к чему это приведет.

Пока Адам оставался верен принципам Неба, природа была подчинена ему. Но, когда он нарушил Божественный закон, подвластный ему животный мир восстал против его правления… Такая школа, необходимость которой вызвана грехопадением, должна научить человека обуздывать себя и свои страсти и развивать самообладание. Это являлось частью великого замысла Божьего в возрождении человека из бездны греха и падения». 262

Проходили столетия. Мир всё глубже и глубже погружался во зло. Дошло до того, что человечеству угрожало самоистребление, и Бог был вынужден вмешаться, чтобы сохранить жизнь на планете. Это было достигнуто через истребление нечестивого поколения, «грехи которого достигли неба», в водах потопа, и через сохранение рода человеческого в восьми душах семьи Ноя. Мир был потоплен, но на планете остался новый след проклятия.

«После потопа земля являла собой неописуемое зрелище хаоса и опустошения. Горы, которые были когда-то так прекрасны в своей соразмерности, превратились в беспорядочное нагромождение земли и различных пород. Поверхность ее покрывали обломки камней и скал. Во многих местах бесследно исчезли холмы и горы, а там, где раньше простирались равнины, теперь тянулись горные цепи. Но не везде произошли одинаковые изменения. Края, когда-то славившиеся богатыми запасами золота, серебра и драгоценных камней, носили самые тяжелые следы проклятия, а ненаселенных частей земного шара и тех мест, где грех господствовал не в такой сильной мере, проклятие коснулось меньше.

Громадные леса были погребены под землей. Постепенно они превратились в обширные залежи угля, существующие и до наших дней, а также в большое количество нефти». 262

Вследствие греха допотопного мира третье ужасное проклятие постигло землю (Быт.8,22).

До потопа на земле существовал влажный умеренный климат, который был одинаков для всей суши земного шара. «Пар поднимался от земли, и орошал все лице земли» (Быт. 2,6). После потопа бури, ураганы, наводнения стали частым явлением. А устойчивый умеренный климат сменился резко-континентальным.

Ученые давно заметили это изменение. Раскопки показали, что когда-то теплые влажные субтропики были в тех местах, где в настоящее время господствует вечная мерзлота. Кроме того, до потопа умеренный климат не изменялся круглый год, т. е. не было различия между летом и зимой. Исследуя причины этого, ученые обратили внимание, что «земная ось составляет с площадью орбиты угол в 66,5 градусов». 263

Возник вопрос: почему земная ось не перпендикулярна к площади орбиты Земли? Когда и почему произошло отклонение оси на 23,5 градуса от прямого угла в 90 градусов? Какой был бы климат, если бы не было этого наклона?

Оказывается, если бы ось земли оставалась перпендикулярной к площади орбиты, то на земле не было бы разницы между летом и зимой, и в каждой точке планеты круглый год был бы один и тот же сезон. Какой? — «Для умеренного и полярного поясов его можно назвать весной. Дни всегда и везде были бы равны ночи… В жарком поясе изменения в климате оказались бы не так заметны; на полюсах… солнце никогда не заходило бы, а целый год скользило бы по горизонту… Стояло бы вечное утро. Суровый полярный климат был бы заметно смягчен». 263

Примерно такова картина наблюдалась до потопа.

Последствия третьего проклятия земли привели к существующему в настоящее время наклону земной оси, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Природа всё больше и больше восставала против правления человека. Человек из управителя делался подвластным и должен был, подобно природе, подчиниться полностью законам природы.

На этих трех видимых изменениях дело не остановилось. Стихии природы высвобождались, всё учащаясь по мере приближения к концу времени, в виде вулканов, землетрясений, наводнений, разрушительных ураганов, морских цунами и пр.

А вот еще одно изменение, которое произошло на земном шаре в древности. Читаем 1Пар. 1,19: «У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля…» (см. Быт. 10,25).

Очень краткое историческое сообщение огромного события: «земля разделилась». Уже давно ученые заметили «поразительное сходство в очертаниях берегов Атлантики; если их сдвинуть вместе, то выступ Бразилии почти точно войдет в Гвинейский залив, а далеко выступающая в океан Западная Африка удобно уместится в Карибском море…»

«Схожи не только очертания материков по обеим сторонам Атлантического океана. Гвианское нагорье в Южной Америке словно является продолжением гор Судана. Одинаковое происхождение и возраст имеют не только осадочные и вулканические породы на берегах Африки и Америки, даже отдельные слои в недрах земли и там и тут чередуются в одинаковом порядке. Что это.

На берегах Америки и Европы… находили в земле останки одних и тех же животных: мамонтов, диких лошадей, мускусных быков… На обоих берегах Атлантики росли платаны, секвойи, болотные кипарисы, тюльпанные деревья. Как они могли перебраться через океан?

…На Шпицбергене и в Антарктиде (когда-то) шумели зеленой листвой тополя, магнолии, кипарисы, даже саговые пальмы». 264

Впервые этим вопросом заинтересовался австрийский геофизик Альфред Вагнер в 1910 году. Он сделал заключение, что когда-то «все нынешние материки составляли одну исполинскую глыбу суши — Пангею». 264

В наши дни этим вопросом ученые занялись вновь.

Это открытие подтверждает ход истории и свидетельство Библии. Нам становится легче понять, как появились первые люди за океаном.

Перед учеными встал целый ряд вопросов: «Почему земной шар так сильно менял наклон оси своего вращения? И почему первоначально суша находилась в одном Южном полушарии? Почему она не раскололась раньше? и др». 264

Правильный ответ на все эти вопросы может дать только наука всех наук Священное Писание или Библия.

Таким образом опять делаем вывод, что окружающая нас природа не только свидетельствует о Боге, но также свидетельствует и о грехопадении. Ап. Павел в Рим.8,19-23 пишет: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне: И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».

Перед нами проходит вся история грехопадения. Как зародилось и развивалось зло, как человек терял господство над созданной для его блага природой. Как природа, будучи однажды на высоком уровне развития, постепенно, будучи порабощенной грехом, всё более и более вырождается.

Еще больше дополняют наши познания в этих вопросах открытия, которые сделала наука. Хотя некоторые ученые пытаются отрицать бытие Божие, открытия науки всё чаще говорят в пользу Вечного Творца.

И чем больше открытий, тем яснее. Чем точнее открытия, тем труднее противникам отрицать существование Бога. «Будет ли состязующийся со Вседержителем ещё учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов. 39:32).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *