Для чего стоп кран в самолете
Есть ли стоп-кран в самолете?
Современные путешественники или деловые люди, которым по долгу службы нужно часто переезжать из одного города в другой, выбирают для передвижения современный авиалайнер. Это вовсе не удивляет, ведь именно воздушный вид транспорта способен быстро, с комфортом и всеми удобствами доставить пассажира в нужное место, причем даже в самое отдаленное.
Согласно статистике, воздушные суда считаются самыми безопасными, но, несмотря на это, многих интересует: есть ли стоп-кран в самолете и, если да, то зачем в самолете стоп-кран и как можно им воспользоваться? С этими вопросами мы и будем разбираться в этой статье.
Все прекрасно знают, что в поездах имеется стоп-кран, но не все знают, что такое устройство предусматривается и в самолете, так как его расположение скрыто от глаз пассажиров, ведь стоп-кран расположен в комнате в которую открыт доступ только пилотам. Чтобы попасть в это помещение нужно:
Кроме этого, существует еще один законный способ, который поможет не только попасть в «святую святых» самолета – приобрести сертификат на обучающий полет с инструктором, обратившись для этого в любую летную школу. В этом случае можно будет не только ощутить себя в роли второго пилота, но и ознакомиться с многочисленными приборами и даже пусть недолго, но все же управлять воздушным видом транспорта. И можно даже не сомневаться, любителям экстремальных ситуаций такое развлечение непременное придется по душе.
Впервые, осматривая кабину пилота, можно растеряться от многочисленных приборов и рычагов, и, конечно, с первого раза понять принцип их работы вряд ли кому-то удастся. В так называемой потайной комнате можно рассмотреть и ознакомиться с действием следующих приборов:
Конечно, в кабине пилота имеется еще немало устройств и вечно мигающих приборов, но именно вышеперечисленные больше всего интересуют тех, кто решится на такую ознакомительную экскурсию.
Какого цвета стоп-крана в самолете?
Так какого цвета стоп-кран в самолете и какие функции выполняет это устройство? В воздушных судах стоп-кран окрашен в синий цвет в отличие от схожих устройств в поездах, которые окрашиваются в красный. Почему в самолете синий стоп-кран, а в поезде красный? Многие считают, что синий или оттенок голубого на таком устройстве не вызывает опаску у тех, кто находится на борту. Кроме этого, такие оттенки относятся к воздушной стихии, которую покоряют самолеты, цвет формы бортпроводниц и всего экипажа воздушного суда имеет такой же окрас.
Красные оттенки, как многие знают, относятся к агрессивным, поэтому могут насторожить и очень обеспокоить любого пассажира, который станет рассматривать такое устройство, как кнопку тревоги. Так как самолет осуществляет авиаперелеты на очень приличном расстоянии от земли и пассажиры при этом находятся в полностью закрытом пространстве, то ничто не должно нарушить их спокойствие. Наверное, этот момент и следует расценивать как ответ на вопрос – почему в поездах стоп-кран красного цвета, а в самолетах голубого или синего. Ведь, как утверждают эксперты, оттенки синего и голубого помогают человеку расслабиться, так как не несут страха и агрессии. Поэтому тревожных мыслей у пассажиров, увидевших случайно стоп-кран на борту воздушного транспорта, не будет возникать.
Функции стоп-крана на борту авиалайнера
Если рассматривать основное предназначение стоп-крана в поезде, то все прекрасно понимают, что при активации данного устройства можно быстро привести в действие тормоза всего состава. После открытия данного устройства воздух из основной магистрали железнодорожного транспорта выпускается, что и приводит в действие тормоза. Дистанционным способом, во избежание повторного срабатывания экстренного торможения, закрыть устройство не получится, поэтому машинист или его помощник должны найти открытый кран внутри локомотива и ручным способом его закрыть. Обязательно выясняется причина экстренного торможения, а зарядиться тормозная магистраль поезда сможет лишь после того, как тормоза ручным способом будут отпущены до предела.
Согласно действующих правил проезда на железнодорожном транспорте РФ, пассажирам не разрешается активировать экстренный рычаг торможения, если для этого не будет серьезных оснований. К примеру, активировать стоп-кран в вагоне пассажиры могут в том случае, если ими будет обнаружено внезапное возгорание. Сорвать стоп-кран проводники вправе и в том случае, если высадка пассажиров или посадка в вагон не осуществилась до конца, а локомотив по каким-то причинам начал свое движение.
А какие же функции выполняет стоп-кран в самолете? Ведь глупо считать, что при активации такого устройства можно просто затормозить воздушный вид транспорта на высоте более 10 тыс. км. Разумеется, такое суждение следует рассматривать, как обычную шутку, ведь основная функция стоп-крана в кабине самолета – не торможение воздушного транспорта в небе, а перекрывание доступа топлива к двигателям. Этот момент очень важен при возникновении пожара или, если в полете возникнет экстренная ситуация. Поэтому правильным ответом на вопрос: есть ли в самолете устройство под названием стоп-кран, будет такой – действительно такое устройство имеется в кабине, где располагается пилот, но, наверное, корректнее его будет назвать рычагом для перекрытия топлива к двигателям. Причем с помощью этого рычага можно перекрыть доступ как к одному двигателю, так и двум одновременно в зависимости от создавшейся ситуации на борту.
Стоит отметить, что его основная функция совершенно не похожа с устройством, которое предназначается для поездов. И даже если какой-то любитель экстремальных розыгрышей решит дернуть устройство в воздухе, впрочем, это крайне сложно осуществить, так как стоп-кран расположен в кабине пилотов, то с самолетом в небе ничего страшного не произойдет. Ведь конструкция воздушного судна собрана таким образом, что даже при неработающих двигателях транспорт сможет планировать в небесном просторе, причем довольно приличное время, которого вполне хватит для того, чтобы приблизиться к ближайшему аэропорту и благополучно приземлиться на взлетно-посадочной полосе. А благодаря тому, что так называемый стоп-кран расположен в месте, куда не может попасть пассажир, запустить в действие это устройство под силу лишь пилотам и то лишь в том случае, если иного выхода из сложившейся ситуации не получится найти. Ну а синие и голубые оттенки умиротворенно влияют на человека, поэтому именно такой цвет решили выбрать конструкторы для окрашивания важного устройства, чтобы предотвратить панику и тревогу у всех, кто находится на борту.
Какого цвета стоп-кран в самолете?
Доброго времени суток. Наверняка большинство из вас слышали такую загадку – «Какого цвета стоп-кран в самолете?» или «Почему в поезде стоп-кран красного цвета, а в самолете – синего?». И, конечно же, мы сразу начинаем ассоциировать окраску этого приспособления в летательном аппарате с цветом неба и объяснять вопрошающему свои догадки. Но, как холодный душ на нас сваливается ответ, что в самолете стоп-крана нет и быть не может, типа, этот агрегат призван экстренно останавливать поезд, а разве возможно остановить самолет в воздухе? И все начинают смеяться и подшучивать, хотя и сами об этом не догадывались.
Возможно Вас заинтересует – «Быстрейший самолет в мире».
Стоп-кран в самолете Л-29
Но, спешу Вас заверить, стоп-кран в самолете ЕСТЬ! И если стоп-кран в поезде предназначен для экстренной остановки состава, то на самолете это устройство служит для перекрытия подачи топлива к авиадвигателю, как в штатной, так и в нештатной ситуации. Цвет его бывает, синим, желтым, серым, в большинстве случаев — красным. Стоп-краны в самолетах бывают в виде рычагов, кнопок и АЗС – автоматов защиты сети (тумблеров). Количество обычно равно количеству силовых установок на самолете. Например, в учебно-тренировочном самолете Л-29 это один рычаг алого цвета, расположенный рядом с ручкой управления двигателем (РУД) в кабине пилота. А в двухмоторном Ан-24 – два АЗС, закрытых алыми предохранительными колпачками.
Стоп-краны в самолете Ан-24
Некоторые умники утверждают на просторах интернета, что при остановке всех двигателей, современное воздушное судно может без особого труда спланировать и сесть на ближайшем аэродроме без каких-либо последствий. Но так пишут люди далекие от авиации и не знающие законов аэродинамики. Да, некоторые самолеты действительно приспособлены совершить посадку с неработающим мотором, но это низкоскоростные легкие летательные аппараты, типа Ан-2. Высокоскоростные же пассажирские авиалайнеры или истребители на такое не способны, при остановке двигателей они просто упадут.
Таким образом, стоп-кран в полете используют лишь в экстренных (аварийных) ситуациях, например, при пожаре авиадвигателя или при его разрушении, чтобы не спровоцировать возгорание. Поэтому находится он только в кабине экипажа и не доступен для пассажиров и обслуживающего персонала.
Теперь, если Вас спросят – «Какого цвета стоп-кран в самолете?», можете смело отвечать, что в основном это устройство окрашивают в пурпурный цвет. Но может быть и любого другого, все зависит от того, в каком именно ЛА находиться этот стоп-кран.
Зачем нужен стоп-кран в самолете
Исчерпывающий ответ на вопрос о наличии данного приспособления на борту самолета и его истинном назначении дает командир транспортника А. Романов. В интервью, данном Аргументам и Фактам, он рассказал, что в авиации стоп-кран не останавливает движение самолета, а экстренно или в штатном режиме перекрывает подачу топлива к одному или нескольким двигателям.
Устройство самолета
Подробно описанное предназначение стоп-крана, расположенного в кабинет пилотов, есть в учебнике Житомирского Г. И. «Конструкция самолетов». Издание предназначается для углубленного изучения устройства подачи топлива студентами авиационных специальностей.
Стоп-краны имеются на самолетах гражданской, военной авиации. Их количество соответствует числу двигателей. Конструкция имеет различный вид, выполняется в виде кнопок, тумблеров, рычагов.
Среди непрофессионалов ходят легенды о цвете стоп-кранов. Они уверяют доверчивых слушателей, что стоп-кран самолета всегда окрашен в цвет неба — голубой. В действительности тумблеры, отсекающие подачу топлива к силовым установкам, могут быть красными, серыми, металлическими и т. д.
Обычным пассажирам увидеть стоп-кран, а тем более воспользоваться им, не удастся. Устройство располагается в кабине самолета, часто закрыто защитным кожухом.
Задачи и функции стоп-крана
Не стоит проводить аналогию с поездом, где активация системы торможения приводит к остановке состава. В самолете стоп-кран входит в систему управления топливной аппаратурой. Пилот приводит в действие запирающий клапан при возникновении экстренной ситуации, связанной с возгоранием, разрушением топливной магистрали. В зависимости от необходимости перекрывается подача горючего к одному или нескольким двигателям.
При срабатывании системы ничего трагического не происходит. Конструкция самолета позволяет планировать длительное время даже при неработающих двигателях. Обычно запаса прочности хватает, чтобы потянуть до ближайшей посадочной полосы и совершить экстренную посадку.
Для чего стоп кран в самолете
Исчерпывающий ответ на вопрос о наличии данного приспособления на борту самолета и его истинном назначении дает командир транспортника А. Романов. В интервью, данном Аргументам и Фактам, он рассказал, что в авиации стоп-кран не останавливает движение самолета, а экстренно или в штатном режиме перекрывает подачу топлива к одному или нескольким двигателям.
Устройство самолета
Подробное описание и назначение стоп-крана, расположенного в кабине пилотов, можно найти в учебнике Житомирского Г. И. «Конструкция самолетов». Издание предназначено для углубленного изучения устройства подачи топлива студентами авиационных специальностей.
Стоп-краны имеются на самолетах гражданской и военной авиации. Их количество соответствует числу двигателей. Конструкция имеет различный вид, выполняется в виде кнопок, тумблеров, рычагов.
Среди непрофессионалов ходят легенды о цвете стоп-кранов. Они уверяют доверчивых слушателей, что стоп-кран самолета всегда окрашен в цвет неба — голубой. В действительности тумблеры, отсекающие подачу топлива к силовым установкам, могут быть красными, серыми, металлическими и т. д.
Обычным пассажирам увидеть стоп-кран, а тем более воспользоваться им, не удастся. Устройство располагается в кабине самолета, часто закрыто защитным кожухом.
Задачи и функции стоп-крана
Не стоит проводить аналогию с поездом, где активация системы торможения приводит к остановке состава. В самолете стоп-кран входит в систему управления топливной аппаратурой. Пилот приводит в действие запирающий клапан при возникновении экстренной ситуации, связанной с возгоранием, разрушением топливной магистрали. По необходимости перекрывается подача горючего к одному или нескольким двигателям.
При срабатывании системы ничего трагического не происходит. Конструкция самолета позволяет планировать длительное время даже при неработающих двигателях. Обычно этого хватает, чтобы дотянуть до ближайшей посадочной полосы и совершить экстренную посадку.
Правда ли, что в самолётах есть стоп-кран?
Ходят слухи, что стоп-краны встречаются не только в поездах, но и в самолётах. Мы проверили, так ли это.
Существует известная загадка с подвохом: какого цвета стоп-кран в самолёте? Евгений Сидоренко в своей книге «Логика. Парадоксы. Возможные миры: размышления о мышлении в девяти очерках» пишет: «Парадоксально, но на вопрос: «Какого цвета стоп-кран в самолёте?» большинство спрошенных, подумав, почти всегда дают ответ. Одни говорят, что голубой, другие — что красный, третьи признаются, что не знают. Когда позднее осознают нелепость вопроса, удивлённо и без обиды смеются. Это типичный пример вопроса, в котором спрашиваемого некоторым образом отвлекают от нелепости этого самого вопроса».
Но так ли уж он нелеп? Конечно, сама мысль о том, что пассажиры могут остановить двигатель в воздухе, дёрнув за рычаг, кажется безумной. Однако важно знать не только слово «стоп-кран», но и понятие, которое за ним скрывается. Как пишут, в частности, «Аргументы и факты», на воздушных судах стоп-кран всё-таки есть, вот только бесполезно его искать в пассажирском салоне. Стоп-кран находится на приборной доске в кабине пилотов, куда доступ пассажирам запрещён. Да и функция его в самолёте — совсем не экстренное торможение, как у стоп-кранов в поездах. На борту летательного средства это устройство служит для открытия и закрытия подачи топлива в двигатели. Стоп-кран переводят в одно положение перед запуском двигателей, чтобы пошла подача топлива, и в обратное — по завершении полёта, когда топливо нужно перекрыть.
Однако есть нюанс. Те же «Аргументы и факты», ссылаясь на слова опытного пилота, замечают, что это устройство нельзя называть стоп-краном. По словам лётчика, правильное его название — топливный кран, а народное прозвище самими пилотами не используется и даже технически некорректно. Во-первых, это профессиональное мнение противоречит большому количеству фотографий, встречающихся в Сети. На них хорошо различима надпись «стоп-кран» на рычаге (иногда на тумблере) или возле него:
Несмотря на антикварный вид представленных приборных досок, среди них есть и принадлежащие вполне современным самолётам. Например, в левом верхнем углу — фрагмент приборной доски самолёта Ан-124 «Руслан», одного из крупнейших воздушных судов в наше время. Так что как минимум на уровне бортовой терминологии подобное именование корректно.
Ну а узнать официальное (техническое) название приспособления нам поможет соответствующая литература. В учебном пособии 2015 года «Системы бортового оборудования самолётов и вертолётов» использован термин «перекрывной кран», в действующем в России ГОСТе «Системы топливные самолётов и вертолётов» — «перекрывной топливный кран» (на английском — shutoff valve). А вот в руководстве по лётной эксплуатации самолёта Ан-24 говорится именно о стоп-кране (а также о переключателе «стоп-кран»). Что касается вертолётов, то в документации Ми-8 это устройство названо краном останова. Как видим, во всех случаях терминология разная, но необходимо отметить, что непосредственно на приборной доске воздушного судна нет никаких кранов — там расположены рычаги (тумблеры, выключатели, переключатели), а сами краны находятся гораздо глубже, внутри топливной системы.
Итак, мы убедились, что термин «стоп-кран» хоть и отсутствует в ГОСТе, однако встречается на приборных досках и в руководствах по эксплуатации воздушных судов. Поэтому использовать его, особенно в быту, вполне корректно. Что касается цвета стоп-крана, как видно на фотографиях, он может быть практически любым.