Для чего строили башни на кавказе
Какие тайны хранят и как устроены древние сторожевые родовые башни Северного Кавказа
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кавказские башни, как архитектурные произведения
Сторожевые башни на Кавказе считаются одним из примеров и символов уникальной самобытности культуры горских народов. В настоящее время такие строения можно найти на территории 6 российских республик: Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Осетии и Чечни. Сторожевые башни, являясь весьма удачным с точки зрения фортификации, а также устойчивости к воздействию сил природы, в разные времена появлялись в культурах многих наций и народов.
Если смотреть с экономической точки зрения, то подобные строения были весьма дорогостоящими при их возведении. Следовательно, значения этих башен для рода, племени или целой народности, было трудно переоценить. Ввиду этого подобные строения очень часто имели довольно широкий функционал: они были как наблюдательным постом или фортификационным сооружением для обороны от захватчиков, так и использовались в качестве обычного жилья.
Именно из-за своего военного предназначения большинство башен разрушены и не сохранились до настоящего времени. Историки выяснили, что довольно много таких построек были родовыми или фамильными. Интересен тот факт, что сооружение башни от закладки фундамента и до начала эксплуатации, должно было длиться не более одного года. Если строители не укладывались в этот срок – род, чьей планировалась быть башня, начинали считать неблагополучным.
Что касается расположения сторожевых башен, то чаще всего их строили в непосредственной близости к селениям. А вот родовые башни возводились в самом поселении, ближе к его центру. Если говорить о том, когда кавказские народы начали сооружать подобные каменные постройки, то первые из сохранившихся до нашего времени башен относятся к периоду X-XII веков. Некоторые сторожевые башни Северного Кавказа хорошо сохранились до нашего времени и являются весьма значимыми и посещаемыми туристическими достопримечательностями.
Башня Амирхана в Кабардино-Балкарии
Один из форпостов системы обороны Черек-Балкарского ущелья – башня Амирхана, или Амирхан-Кала. Уникальность этого сооружения заключается в том, что построено оно на природном скальном валуне высотой более 5 метров. Сооружена башня примерно в XVII-XVIII веках по заказу одного из глав рода Амирхановых.
В северо-восточной стене башни имеется входная дверь на высоте чуть менее полуметра от основания. На противоположной стене (юго-западной) есть оконный проем. На северо-западной стене башни присутствует небольшая бойница. Сама башня построена из грубо отесанных камней, перемазанных известковым раствором и была двухэтажной. Об этом свидетельствуют характерные стенные проемы, в которые были заведены деревянные балки перекрытия.
Башня у аула Хулам
На левой стороне Хуламо-Безенгийского ущелья в Балкарии над аулом Хулам возвышается сторожевая родовая башня. Расположение этой постройки с точки зрения ее предназначения очень выгодное: Хуламская башня возведена на горизонтальной площадке, добраться до которой весьма непросто.
Единственный путь к постройке – это опасная извилистая горная тропа, которая в конце упирается в заградительную стену Хуламской башни, возведённую между отвесными скалами.
Комплекс башен Болат-Кала
В Черек-Балкарском ущелье расположен целый комплекс сторожевых башен – Болат-Кала. Данный комплекс является самым крупным фортификационным сооружением в регионе. Началось возведение Болат-Кала в XII веке с однокамерной башенной постройки, вокруг которой была построена каменная стена. Позже рядом с основной башней пристроили 2-камерное строение с окнами и бойницей, которые обеспечивали отличный просмотр окружающей местности.
Комплекс имел один вход в стене, которая прилегает к отвесной скале. Враг не то, чтобы проникнуть, даже подойти к башне незамеченным никак не мог. Комплекс мог выдерживать не только массированные атаки неприятеля, но и весьма длительную осаду. Для этого в одном из углов главной башни были построены несколько колодцев. Их использовали защитники комплекса для хранения продовольствия и других хозяйственных потребностей.
Башня Мамия-Кала в Карачаево-Черкессии
Башня Мамия-Кала была построена на вершине горы Кала-Баша примерно в XIII-XIV веках. Это сооружение является единственным в регионе Приэльбрусья, а также самой старой постройкой подобного типа в Карачаево-Черкессии. Мамия-Кала являлась фортификационным объектом, защищающим аул Хузрук. Основание башни являет собой квадрат.
Построена сторожевая башня была из обтесанных камней, “скрепленных” в кладке известковым раствором. Мамия-Кала была многоэтажным строением – в стенах на каждом из уровней заметны углубления для балок межэтажных перекрытий. Возле входа в башню размещён выдолбленный в скальной породе и выложенный камнем колодец. В нем защитники Мамия-Кала хранили продовольствие, воду и запасы топлива.
Сторожевая башня селения Мусрух
Сторожевая башня в селе Мусрух Шамильского района Дагестана является одной из самых высоких сохранившихся до нашего времени кавказских башен. Строилось это семиэтажное сооружение в XV-XVI вв. келебской общиной для защиты от нападения со стороны родовых общин, живущих в долине Гидатль.
Стратегически расположение Мусрухской башни очень выгодное – она построена в центре селения и благодаря своей высоте, а также возвышенности, на которой она возведена, башня обеспечивала великолепный круговой обзор.
Сторожевая родовая башня селения Ицари
Возле поселения Ицари Дахадаевского района Дагестана на краю горного плато возвышается сторожевая родовая башня. В отличие от большинства кавказских башен, башня Ицари имеет не квадратную, а круглую форму своего основания. Да и способ постройки этого сооружения немного отличается от других башен. В Ицари ее строили из необработанных отколотых от скал камней. В качестве скрепляющей смеси использовался не известковый, а глиняный раствор. Чтобы выровнять кладку стены, зодчие того времени (XIV век) применяли некрупные камни.
Данный архитектурный стиль характерен для большинства сторожевых башен на территории Дагестана. На всех уровнях башни в ее каменных стенах толщиной в 2 м по кругу расположены бойницы. В настоящее время башня у селения Ицари считается самой крупной из полностью сохранившихся до наших дней. После реставрации данная достопримечательность была внесена в перечень охраняемых памятников архитектуры федерального значения.
Башенный комплекс Эрзи
Комплекс из 31 башни в природном заповеднике Эрзи Джейрахского района Республики Ингушетия считается в настоящее время наиболее крупным и прекрасно сохранившимся башенным комплексом Северного Кавказа. Все его строения – а это 20 жилых, 9 боевых и 2 полубоевых башни, были возведены в период с XIV по XVII столетия.
Башни Эрзи не имеют фундамента. Они построены из больших отесанных каменных валунов прямо на скальной террасе. С тыла весь комплекс надежно защищен горами. Все боевые башни Эрзи имеют 5 уровней с бойницами и смотровыми окнами.
Смотря на эти родовые башни, невольно начинаешь осознавать, как трудна была жизнь у горных народов с вечной борьбой за лучшие пастбища и земли. Сейчас все это стало историей и рассыпалось в прах между веками. И только молчаливые стражи предгорий – каменные башни, до сих пор несут свою службу на фоне величественных вершин Северного Кавказа.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Родовые башни на Кавказе: почему их нужно было построить за год
На Северном Кавказе и в некоторых регионах Закавказья сохранились до сих пор, причем, в относительно неплохом состоянии родовые башни. Многие из них на протяжении последних веков подверглись разрушению, но немало башен, возведенных представителями различных тейпов, и ныне поражают воображение своей функциональностью и устойчивостью к погодным, общественно-политическим и вызванных временем катаклизмам.
Предназначение башен
Башни, предназначенные для оборонительных целей (боевые), жилые, полубоевые, сигнально-сторожевые в средние века (14-18 вв.) возводились и активно использовались тейпами (родами), прежде всего, для защиты своих семей от набегов, как иностранных завоевателей, так и недружественных соседей. Их строительство было характерно для горцев Ингушетии, Чечни, Северной Осетии, реже – Карачаево-Черкесии, Дагестана и Кабардино-Балкарии. Характерны они также для некоторых регионов Грузии: Тушетии, Хевсуретии, Сванетии, Хеви и Мтиулети.
По мнениям ученых, изложенных в книгах Виноградова В. Б., Марковина В. И. «Археологические памятники Чечено-Ингушской АССР», Гольдштейна А.Ф. «Башни в горах» и других, башенная культура наибольшее развитие получила в Ингушетии, которая и ныне в некоторых источниках называется «страной башен». Только боевых башен в ее горах официально учтено более 120-ти.
Боевые башни – вершина зодческого искусства горцев
Строили с толком
Строительство башен в указанных выше регионах Кавказа было настоящим обычаем. Причем, она должна была быть возведена в жестко регламентированный срок – не более года. Если это у конкретного рода (тейпа) не получалось, он покрывал себя позором, переходил в разряд второразрядных, а недостроенная башня либо растаскивалась на камни, либо так и прозябала десятилетиями (законы горцев строго запрещали ее достраивать).
Башни сохраняли прочность конструкции веками, что обуславливалось использованием при их строительстве камней особо твердых пород и раствора на базе казеина (белка, образующегося при скисании молока).
Интерес к башням постоянно растет
Наиболее сохранившиеся башни и архитектурные комплексы на их основе вошли в состав ряда заповедников Кавказа, пользуются популярностью у туристов, как российских, так и зарубежных. Наиболее сохранившимся специалисты считают замковый комплекс Эрзи, состоящий из 9-ти боевых, двух полубоевых и двадцати жилых башен (Джейрахский район Ингушетии). Интересны также комплексы Эгикал, Вовнушки, Таргим, и пр.
В последнее время наметилась тенденция восстановления родовых башен потомками тейпов, когда-то их возводивших. В этих процессах все более активное участие стали принимать волонтеры, в том числе и из центральных регионов России. В некоторых регионах (Сванетия, Хевсуретия и т.д.) башни иногда используются местными жителями в качестве складских помещений.
Сторожевые башни Северного Кавказа
Башни как произведения зодчества
С давних времен башни приковывали к себе внимание историков, путешественников и этнографов. Будучи одним из самых устойчивых типов сооружений, они появлялись в культурах различных народов на протяжении многих веков. Это сложные и дорогостоящие произведения зодчества.
На Северном Кавказе башни несли и жилую функцию, и оборонительную, именно поэтому они чаще всего были сторожевыми родовыми. Из-за вражеских нашествий бóльшая часть этих сооружений не сохранилась. Некоторые из башен были фамильными. По обычаю башня должна была строиться не более года, иначе род могли счесть неблагополучным; возводилась она обычно вблизи поселения. Ранние сторожевые башни (XV–XVII века) отличались от сторожевых родовых высотой и месторасположением.
Селение Ицари
На окраине плато, у дагестанского селения Ицари, стоит круглая сторожевая родовая башня. Местные жители возвели ее на окраине села, чтобы защититься от набегов соседней общины. В башне размещается декоративный подвесной карниз, копирующий навесные бойницы для вертикального обстрела противника. Вход расположен на уровне второго этажа. Толщина стен уменьшается по направлению к верхней части. Башню собирали из отколотых камней, промазанных глиняным раствором. Для выравнивания кладки использовались мелкие камни. Такой тип конструкций характерен для Дагестана.
Селение Мусрух
Семиэтажная сторожевая родовая башня у крутого склона горы в селении Мусрух строилась келебской общиной. Она была необходима для защиты от родовых общин из долины Гидатля. Башня, установленная в центральной части поселка, занимает главенствующее положение и в нем, и в котловине Келебской долины. Высота сооружения и размещение его на скальной площадке обеспечивали отличный обзор.
Аул Хулам
В Балкарии, в верховьях Черек-Балкарского и Хуламо-Безенгийского ущелий, башни строились в стратегически важных точках. Они представляли собой идеально продуманную оборонительную систему. Хуламская сторожевая родовая башня располагается над аулом Хулам, с левой стороны Хуламо-Безенгийского ущелья. Она возведена на труднодоступной горизонтальной площадке. К башне можно было пробраться лишь по опасной горной тропе, которая завершалась заграждающей стеной между скалами.
Башня Мамия-Кала
Хузрукская трехэтажная башня (Мамия-Кала) возведена на вершине горы Кала-Баша. Арочный вход расположен на уровне первого этажа. Сообщение между этажами осуществлялось по приставным лестницам через люки в междууровневых перекрытиях. Мамия-Кала имеет квадратное основание. Стены состоят из идеально соприкасающихся обтесанных камней, промазанных известковой смесью. На стенах каждого уровня — уступы для брусьев межэтажного перекрытия. Рядом с входом расположен выдолбленный в стене и выложенный камнями колодец. В нем хранили продовольственные запасы и топливо.
Башня Амирхана
Башня Амирхана у древнего аула Шканты — форпост оборонительной системы Черек-Балкарского ущелья. Она была сооружена на пятиметровом валуне, из тесаных камней, промазанных известковым раствором. По предположению историка И.М. Мизиева, башня состояла из двух этажей.
Комплекс Болат-Кала
Главная достопримечательность села Верхняя Балкария — башенный комплекс Болат-Кала, считающийся самым мощным оборонительным сооружением Черек-Балкарского ущелья. Первоначально он представлял собой однокамерное строение с укрепленной заградительной стеной. Затем у главной башни была возведена двухкамерная пристройка; через ее окна и бойницу отлично просматривалась вся окружающая территория. Вход в комплекс — в стенном проеме, прилегающем к отвесу скалы. Несколько колодцев в углу главной башни использовались для хозяйственных нужд.
Комплекс Эрзи
Наиболее крупным и хорошо сохранившимся считается замковый комплекс Эрзи в Джейрахском районе Ингушетии. Он состоит из девяти боевых, двадцати жилых и двух полубоевых башен. Археологи полагают, что комплекс создавался из тесаных валунов в XIV–XVII веках. У башен отсутствует фундамент, они находятся на скальной террасе, за ними вздымаются горные вершины. Пятиярусные боевые башни практически целиком дошли до наших дней.
Башни как символ
Много башенных комплексов и сторожевых родовых башен встречается и в восточной части Балкарии, у границы с Северной Осетией.
Северокавказские башни символизируют честь рода, сплоченность и мужество, являясь вершиной строительного и архитектурного мастерства горцев Северного Кавказа.
Зачем древние жители Кавказа строили многоэтажные башни, и Какие тайны там скрыты
Большинство древних архитектурных памятников, сохранившихся до нашего времени, являют собой постройки культового или религиозного характера. Однако существуют и такие монументальные строения, которые имели вполне практическое назначение, необходимое для борьбы и выживания народа или племени. И это не обязательно могут быть какие-то замки, обнесенные толстыми стенами и глубокими рвами.
На склонах Северного Кавказа разбросаны каменные сторожевые башни, которые словно маяки на фоне моря одиноко выпрямились среди силуэтов кавказских вершин.
Кавказские башни, как архитектурные произведения
Сторожевые башни на Кавказе считаются одним из примеров и символов уникальной самобытности культуры горских народов. В настоящее время такие строения можно найти на территории 6 российских республик: Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Осетии и Чечни. Сторожевые башни, являясь весьма удачным с точки зрения фортификации, а также устойчивости к воздействию сил природы, в разные времена появлялись в культурах многих наций и народов.
Если смотреть с экономической точки зрения, то подобные строения были весьма дорогостоящими при их возведении.
Следовательно, значения этих башен для рода, племени или целой народности, было трудно переоценить. Ввиду этого подобные строения очень часто имели довольно широкий функционал: они были как наблюдательным постом или фортификационным сооружением для обороны от захватчиков, так и использовались в качестве обычного жилья.
Именно из-за своего военного предназначения большинство башен разрушены и не сохранились до настоящего времени. Историки выяснили, что довольно много таких построек были родовыми или фамильными. Интересен тот факт, что сооружение башни от закладки фундамента и до начала эксплуатации, должно было длиться не более одного года. Если строители не укладывались в этот срок – род, чьей планировалась быть башня, начинали считать неблагополучным.
Что касается расположения сторожевых башен, то чаще всего их строили в непосредственной близости к селениям. А вот родовые башни возводились в самом поселении, ближе к его центру. Если говорить о том, когда кавказские народы начали сооружать подобные каменные постройки, то первые из сохранившихся до нашего времени башен относятся к периоду X-XII веков.
Некоторые сторожевые башни Северного Кавказа хорошо сохранились до нашего времени и являются весьма значимыми и посещаемыми туристическими достопримечательностями.
Башня Амирхана в Кабардино-Балкарии
Один из форпостов системы обороны Черек-Балкарского ущелья – башня Амирхана, или Амирхан-Кала. Уникальность этого сооружения заключается в том, что построено оно на природном скальном валуне высотой более 5 метров. Сооружена башня примерно в XVII-XVIII веках по заказу одного из глав рода Амирхановых.
В северо-восточной стене башни имеется входная дверь на высоте чуть менее полуметра от основания. На противоположной стене (юго-западной) есть оконный проем. На северо-западной стене башни присутствует небольшая бойница. Сама башня построена из грубо отесанных камней, перемазанных известковым раствором и была двухэтажной. Об этом свидетельствуют характерные стенные проемы, в которые были заведены деревянные балки перекрытия.
Башня у аула Хулам
На левой стороне Хуламо-Безенгийского ущелья в Балкарии над аулом Хулам возвышается сторожевая родовая башня. Расположение этой постройки с точки зрения ее предназначения очень выгодное: Хуламская башня возведена на горизонтальной площадке, добраться до которой весьма непросто.
Единственный путь к постройке – это опасная извилистая горная тропа, которая в конце упирается в заградительную стену Хуламской башни, возведённую между отвесными скалами.
Комплекс башен Болат-Кала
В Черек-Балкарском ущелье расположен целый комплекс сторожевых башен – Болат-Кала. Данный комплекс является самым крупным фортификационным сооружением в регионе. Началось возведение Болат-Кала в XII веке с однокамерной башенной постройки, вокруг которой была построена каменная стена. Позже рядом с основной башней пристроили 2-камерное строение с окнами и бойницей, которые обеспечивали отличный просмотр окружающей местности.
Комплекс имел один вход в стене, которая прилегает к отвесной скале. Враг не то, чтобы проникнуть, даже подойти к башне незамеченным никак не мог. Комплекс мог выдерживать не только массированные атаки неприятеля, но и весьма длительную осаду. Для этого в одном из углов главной башни были построены несколько колодцев. Их использовали защитники комплекса для хранения продовольствия и других хозяйственных потребностей.
Башня Мамия-Кала в Карачаево-Черкессии
Башня Мамия-Кала была построена на вершине горы Кала-Баша примерно в XIII-XIV веках. Это сооружение является единственным в регионе Приэльбрусья, а также самой старой постройкой подобного типа в Карачаево-Черкессии. Мамия-Кала являлась фортификационным объектом, защищающим аул Хузрук. Основание башни являет собой квадрат.
Построена сторожевая башня была из обтесанных камней, “скрепленных” в кладке известковым раствором. Мамия-Кала была многоэтажным строением – в стенах на каждом из уровней заметны углубления для балок межэтажных перекрытий. Возле входа в башню размещён выдолбленный в скальной породе и выложенный камнем колодец. В нем защитники Мамия-Кала хранили продовольствие, воду и запасы топлива.
Сторожевая башня селения Мусрух
Сторожевая башня в селе Мусрух Шамильского района Дагестана является одной из самых высоких сохранившихся до нашего времени кавказских башен. Строилось это семиэтажное сооружение в XV-XVI вв. келебской общиной для защиты от нападения со стороны родовых общин, живущих в долине Гидатль.
Стратегически расположение Мусрухской башни очень выгодное – она построена в центре селения и благодаря своей высоте, а также возвышенности, на которой она возведена, башня обеспечивала великолепный круговой обзор.
Сторожевая родовая башня селения Ицари
Возле поселения Ицари Дахадаевского района Дагестана на краю горного плато возвышается сторожевая родовая башня. В отличие от большинства кавказских башен, башня Ицари имеет не квадратную, а круглую форму своего основания. Да и способ постройки этого сооружения немного отличается от других башен. В Ицари ее строили из необработанных отколотых от скал камней. В качестве скрепляющей смеси использовался не известковый, а глиняный раствор. Чтобы выровнять кладку стены, зодчие того времени (XIV век) применяли некрупные камни.
Данный архитектурный стиль характерен для большинства сторожевых башен на территории Дагестана. На всех уровнях башни в ее каменных стенах толщиной в 2 м по кругу расположены бойницы.
В настоящее время башня у селения Ицари считается самой крупной из полностью сохранившихся до наших дней. После реставрации данная достопримечательность была внесена в перечень охраняемых памятников архитектуры федерального значения.
Башенный комплекс Эрзи
Комплекс из 31 башни в природном заповеднике Эрзи Джейрахского района Республики Ингушетия считается в настоящее время наиболее крупным и прекрасно сохранившимся башенным комплексом Северного Кавказа. Все его строения – а это 20 жилых, 9 боевых и 2 полубоевых башни, были возведены в период с XIV по XVII столетия.
Башни Эрзи не имеют фундамента. Они построены из больших отесанных каменных валунов прямо на скальной террасе. С тыла весь комплекс надежно защищен горами. Все боевые башни Эрзи имеют 5 уровней с бойницами и смотровыми окнами.
Смотря на эти родовые башни, невольно начинаешь осознавать, как трудна была жизнь у горных народов с вечной борьбой за лучшие пастбища и земли. Сейчас все это стало историей и рассыпалось в прах между веками. И только молчаливые стражи предгорий – каменные башни, до сих пор несут свою службу на фоне величественных вершин Северного Кавказа.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Башни среди скал
Рассказы о замках. Бывает так, что кто-то боится вируса и сидит дома, а кто-то едет отдыхать на Кавказ, купается там в горячих источниках и дышит горным воздухом в предгорьях Эльбруса. Так, например, поступила моя дочь и хорошо провела там время. Ну и, конечно же, в её «задание», как и всегда, входил сбор интересной информации для сайта «Военное обозрение». Поэтому когда ей предложили ещё и съездить посмотреть какие-то горские башни, она без колебаний согласилась. Так я получил интересные фотографии, и именно так родился этот материал про «башни на Кавказе».
Их даже сегодня выявлено более 120…
А было так, что строить башни на Северном Кавказе тамошние жители почему-то начали очень давно, ещё в эпоху мегалитов. Потом их строительство прекратилось, но затем возобновилось в эпоху Средневековья. И было их построено в той же Ингушетии столько, что её назвали «страной башен». Причём и сегодня их здесь выявлено более 120, хотя, скорее всего, их значительно больше.
Считается, что строили их в XIII-XIV вв. и вплоть до XVII века, ну а потом им здорово досталось в период Кавказской войны 1817-1864 гг. и во время депортации ингушского народа в период 1944-1957 гг., когда едва ли не половина этих башен была попросту уничтожена.
В любом случае история возникновения башнеподобных построек на Кавказе теряется во тьме веков, так как датируется I тыс. до н. э. – периодом распространения кобанской культуры.
Не только башня, а целый семейный комплекс!
А вот позднее в горах Ингушетии в Средние века появились посёлки, состоявшие из некоего подобия рыцарских замков. Они состояли из каменных башен, предназначавшихся для жилья, а также полубоевых и боевых башен, объединённых в один единый семейный комплекс. Многие селения окружали высокие оборонительные каменные стены. Причём особенно высокими и прочными были боевые башни, отличающиеся строгими пропорциями и… очень толстыми стенами, толщина кладки которых у основания достигала одного метра!
Зачем местные жители строили столь специфические жилые сооружения ясно как божий день: им постоянно угрожали как внешние агрессоры, так и внутренние междоусобицы. Поэтому хочешь не хочешь, а приходилось строить именно вот такие дома-крепости. Благо строительного материала вокруг было сколько угодно.
Каждое такое горное поселение, как и западноевропейский средневековый замок, было вполне самодостаточным объединением живущих бок о бок соседей-родственников. Руководили жизнью такой вот «ячейки общества» старейшины, действовавшие в строгом соответствии с народным правом – адатом. То есть это были небольшие и совершенно независимые друг от друга «средневековые города», в которых во главу были поставлены интересы общины. Соответственно, несколько таких поселений составляли что-то вроде федерации городков-посёлков. Стояли они на важных в стратегическом отношении перевалах и в ущельях – самый крупный пункт в наиболее важном таком месте, он одновременно являлся и чем-то вроде столицы такого объединения.
Изящные и прочные!
Считается, что ингушские башни выделяются среди всех прочих башен соседних народов особым изяществом и большим количеством мелких деталей, встроенных в стены и заборы. Это и кормушки для лошадей, и каменные коновязи, и каменные козырьки над окнами. Кроме того, именно ингушские башни самые высокие, то есть постройка их требовала от их строителей огромного труда и немалого мастерства.
Е. И. Крупнов, известный исследователь Кавказа советского времени, в своей фундаментальной работе «Средневековая Ингушетия» писал:
Отметим, что поскольку в этих местах всегда существовал огромный дефицит плодородной земли, так что под засевы использовался буквально каждый её клочок, то для постройки башенных поселений старались выбрать самые бесплодные участки, где ничего расти не могло, а то и строили вообще на голых камнях.
Нельзя забывать, что место постройки башен ещё и находится в сейсмоопасной зоне: здесь приходится опасаться и землетрясений, и сходов лавин, оползней, а в ущельях ещё и паводков! Поэтому башни старались строить там, где все эти напасти постройкам не угрожали. А вот проблем с питьевой водой у тамошних жителей не было, поскольку в горах было много речушек и родников. В любом случае эстетика и порядок строительства башенных сооружений соблюдались очень строго. Фантазии тут было не место. Всё должно было быть, как у всех!
«Построить башню мудрено: сначала мы берём…»
Строительство ингушских башен по традиции, идущей из тьмы веков, сопровождали различными ритуалами. Первые камни обагряли кровью жертвенного барана. Ну и, конечно, с мастером и рабочими заключался договор на хорошую кормёжку, а те в свою очередь должны были трудиться не покладая рук. Интересно, что строилась башня изнутри, никаких лесов для этого не возводили, да и леса столько бы здесь не нашлось. Для работы устанавливали временные настилы по периметру башни. Выкладывали часть стен и поднимали настил на новую высоту. А вот когда нужно было выложить пирамидальную кровлю – характерную особенность ингушских башен, то тут мастер должен был работать снаружи, обвязанный верёвками. Отметим, что пирамидально-ступенчатая крыша башни обычно состояла из тринадцати сланцевых плит, а всю эту конструкцию венчал большой конусовидный камень, который поднимали наверх на верёвках. Установив этот камень, мастер спускался вниз и, получив символическую «спускную плату», по обычаю оставлял отпечаток ладони на растворе кладки у входа или же выбивал её контур зубилом на камне, после чего строительство считалось законченным. До нас дошли народные ингушские песни, повествующие о строительстве таких башен, прославляющие их красоту, а ещё умение и талант строивших эти башни мастеров. Причём одна из них так и называется: «Илли о том, как построили башню».
Башня в качестве критерия «силы»
Опять же по обычаю башню следовало построить ровно за один год (365 дней). Потому что иначе все начинали считать этот род слабым. Случалось, что башня рушилась, но винили в этом в первую очередь именно род: мол, бедные были и плохо строителей кормили. Но и с теми, у кого башни давали трещины, а то и рушились, договоров старались не заключать. Ну и, конечно, ремесло строителя башен в Ингушетии было в большом почёте, а мастер, построивший много прочных и красивых башен, считался очень уважаемым человеком.
Интересно, что существовало разделение по отдельным «специальностям»: были добытчики строительного камня, камнерезы, наёмные перевозчики, каменотёсы и собственно строители-каменщики. Конечно, построить сарай из камней, что лежат в этой стране буквально под ногами, или, скажем, загон для скота, здесь мог каждый физически здоровый мужчина. Но вот сложить высокую башню – для этого требовалось уже большое мастерство. Недаром имена их строителей народная память сохранила до наших дней.
Башни горцев делились на три типа
Первый тип – жилые башни, по сути, просто каменные жилые дома в два-три этажа в среднем высотой 10-12 метров и площадью от 5×6 и до 10×12 м в основании. Стены сужались кверху, что было характерной особенностью архитектуры ингушей эпохи Средневековья.
Башни в Горной Ингушетии строили на известковом растворе, покрывали стены толстым слоем штукатурки жёлтого либо жёлто-белого цвета, а внутри швы кладки замазывали раствором. По преданию, в его состав добавлялось молоко либо сыворотка и белок куриного яйца.
Особенностью строения был внутренний опорный столб, на который опирались все балки межэтажных перекрытий. Сверху на эти балки укладывали хворост, на который затем насыпали глину и тщательно её утрамбовывали. Аналогичным образом делали и крышу.
Высота потолка в жилом помещении, где большую часть времени находилась семья, равнялась 3-4 м. На третьем этаже был склад, и там же могла быть устроена комната для гостей и балкон. В стенах было множество бойниц, так что это жилище вполне могло служить и крепостью. Клетки для невольников здесь, кстати, тоже были…
Полубоевые башни строили в 3-4 этажа. Они были почти квадратными и по площади меньше жилых. Высота – 12-16 м. Главное, чем они отличались от жилых башен – это отсутствие центрального опорного столба. Зато на них были балкончики-машикули, как у боевых башен, но вход был устроен так же, как у жилых, то есть на первом этаже. Полубоевые башни, у которых вход располагался на втором этаже, как у боевых, встречаются довольно редко. Здесь всё было продумано до мелочей. Каждый этаж предназначался для определённой надобности. Так, на первом обычно держали пленников, на втором находилась стража, на третьем и четвёртом жили защитники (гарнизон) башни и семьи, что в ней жила, на пятом же находились члены семьи и дозорные.
Вход в такую башню обычно находился на уровне второго этажа, так что применять таран, чтобы выбить дверь, смысла не имело. Лишь у некоторых башен, построенных в самых диких и труднодоступных местах, имелся вход на первом этаже.
Ни поджечь, ни захватить!
Причём если потолки в жилых башнях были из дерева и глины, то в боевых потолок выкладывался в виде ложного свода стрельчатых очертаний. Такой свод было невозможно поджечь снизу, да и подняться наверх без лестницы тоже было невозможно. И находиться внизу (если врагам удавалось войти на первый этаж) тоже не вариант, так как в полу были предусмотрены бойницы для стрельбы.
Опять же начиная со второго этажа, на каждом из них имелись световые окна, бойницы и смотровые щели, снаружи совершенно незаметные. Причём бойницы располагались так, что непростреливаемого пространства вокруг башни не оставалось.
То есть даже вплотную подойдя к стенам башни, противник мало чего мог добиться, поскольку на него сверху тут же обрушивался град камней. А отойдя от башни, он попадал под выстрелы с верхних этажей!
В высоту пятиэтажные башни достигали 20-25 метров, а вот шестиэтажные башни уже 26-30 метров.
«Огни на башнях: враги идут!»
Ингушские поселения находились друг от друга на расстоянии от 500 метров до одного километра. Так что башни были хорошо видны и могли использоваться ещё и как сигнальные: переданный с башни на башню сигнал тревоги в считаные минуты проходил многие километры от одного селения до другого.
Башни Ингушетии, как и башни в городах Италии, есть яркое проявление дошедшей до наших дней древней национальной культуры, уникальное во всех отношениях. Причём ингуши ментально до сих пор связаны со своей башенной культурой и гордятся её традициями. Для них это символ бережного отношения к родному дому как к святилищу семьи, а семья и род для горца до сих пор самое главное в жизни!