Для чего транцевые плиты на лодку

Нужны ли транцевые плиты?

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

Вы часто видите транцевые плиты, как правило, две штуки, разнесенные на корме, управляемые гидравлическим или электрическим приводом. Для чего они нужны и всем ли они нужны, попробуем разобраться:

Практически любой катер, когда выходит на глиссер испытывает максимальную нагрузку и именно для преодоления пика горба используются транцевые плиты для выхода в глиссер.

При регулировании плит на них создается дополнительный гидродинамический поток, который создает дополнительную силу, и перераспределяет гидродинамику по дну катера.

В районе плиты вода подтормаживается и создает тягу, поднимающую лодку, (для выхода в глиссер).

Плиты также полезны, если катер не устойчив на воде, и транцевые плиты помогут устойчивости катера.

Также специалисты хотят отметить при установке плит:

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

Представьте себе крыло самолета с закрылками. Так закрылки и есть транцевые плиты для судна. Опустили вниз, и создалась подъемная сила, которая поднимает катер и опускает нос корабля.

Если катер сильно загружен или неравномерно, то управляя, пластинами попеременно можно выровнять катер.

Скоростные катера могут использовать плиты опять же для повышения скорости и устойчивости на воде и сглаживания «гладильной доски».

Подъемная сила плиты, конечно, будет зависеть от площади соприкосновения с водой. Чем больше, тем лучше.

Перед тем чтобы решится ставить плиты, посоветуйтесь со специалистами, может они Вас отговорят, а может и установят плиты, но чтобы понять действительно надо ли это Вам, попробуйте прокатиться на таком же катере с транцевыми плитами и Вы все поймете сами.

Удачи всем на воде.

Добавить комментарий

Источник

Транцевые плиты

О транцевых плитах.

Подвесной мотор и дифферентовка.

В некоторых руководствах по обслуживанию подвесных моторов утверждается, что угол установки струбцин крепления мотора может изменить дифферент катера. Считают, что нос поднимется, если гребной вал направлен вверх, или нос опустится, если упор гребного винта будет направлен вниз.

Такое представление не соответствует действительности! Дифферентовочный эффект от упора гребного винта почти равен нулю! Регулировочный механизм для мотора имеет другое назначение, важное для хорошего хода. Пластина над гребным винтом, называемая также антикавитационной пластиной, должна точно располагаться по направлению водяного потока, чтобы не вызывать ненужного сопротивления и не подводить к гребному винту мешающее завихрение. Кроме того, она должна находиться не над водой, а слегка покрываться водой, чтобы гребной винт не терял эффективности из-за засасывания воздуха. Итак, необходимо выравнивать установку мотора, а не дифферент катера.

Глиссирующие катера с малой относительной длиной (L/b ≤ 3) в переходном режиме движения имеют чрезмерный ходовой дифферент, значительно увеличивающий сопротивление. Отгиб днища вниз в кормовой части позволяет существенно уменьшить угол дифферента и, соответственно, сопротивление в переходном режиме.

Однако с увеличением скорости и переходе на движение в режиме глиссирования отгиб днища приводит к тому, что дифферент становится меньше оптимального, который (в зависимости от килеватости и формы днища) должен составлять 3,5-5°. Уменьшение дифферента означает резкое возрастание смоченной поверхности и, как следствие, увеличение сопротивления трения.

Поскольку каждой скорости соответствует свое, определенное значение угла дифферента, лучше использовать не фиксированный отгиб днища, а управляемые транцевые плиты, которые могут располагаться под наиболее выгодным для каждого режима движения углом.

Такие плиты являются наиболее эффективным средством регулировки дифферента на ходу. Они представляют собой две пластины, прикрепленные к транцу на шарнирах и являющиеся как бы продолжением днища (рис. 95)

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

Рис. 95. Принцип действия транцевой плиты.

Эти пластины можно отклонять вниз на небольшой угол α и тем самым создавать на них гидродинамическое давление, результирующая сила которого А направлена вверх перпендикулярно плоскости плиты. Эта сила пропорциональна квадрату скорости, а ее вертикальная составляющая D стремится поднять корму лодки, уменьшая угол дифферента. Сила сопротивления плит R, как правило, незначительна.

Простейшие транцевые плиты нетрудно сделать из алюминиевого уголка и пластины (рис. 96).

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

Рис. 96. Конструкция простейшей транцевой плиты.

Уголок 1 приклепывается к транцу лодки. К нижней его полке прикрепляют упругую пластину 2, угол изгиба задней кромки которой регулируется отжимными винтами 3. Для мотолодок длиной 4,5 м размер пластины по ширине а = 150 мм, размер b = 75 мм.

В качестве примера эффективности установки транцевых пластин можно привести следующие данные.

Мотолодка «Прогресс», оборудованная плитами указанных размеров с мотором мощностью 25 л. с. и водоизмещением 700 кг, получает выигрыш в скорости до 30 %. Этот показатель снижается при перемещении ЦТ судна в нос и уменьшении водоизмещения. Примерная схема расположения плит на транце мотолодки показана на рис. 97.

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

На практике заранее не выбирают какой-либо определенный угол установки транцевых плит, а находят его опытным путем в процессе оптимизации дифферента и замеров скорости. Во время такой доводки точные результаты можно получить с использованием тахометра. Например, если частота вращения двигателя увеличилась без изменения положения дроссельной заслонки, то это говорит о том, что найденный угол установки плит оказался эффективным.
Конструкции транцевых плит

К настоящему времени известно несколько конструкций управляемых транцевых плит, привод которых может быть механическим с ручным управлением, электромеханическим и электрогидравлическим (рис. 98).

Конструкции транцевых плит

К настоящему времени известно несколько конструкций управляемых транцевых плит, привод которых может быть механическим с ручным управлением, электромеханическим и электрогидравлическим (рис. 98).

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

В частности, широкое распространение получили управляемые плиты «Bennett Trim Tabs» с гидроприводом для различных по длине лодок.

Особую категорию составляют автоматические транцевые плиты. Угол отклонения этих плит изменяется автоматически в зависимости от дифферента катера и скоростного напора. Эта обратная связь обеспечивает оптимальное управление дифферентом в расчетном диапазоне скоростей. Схемы такого рода, используемые зарубежными фирмами, а также изготовленная на этом принципе плита показаны на рис. 99.

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

Эти системы обладают тем преимуществом, что не требуют механизмов для дистанционного управления. Транцевые плиты «Аква-Стабс», запатентованные в США, предназначены для улучшения стартовых свойств глиссирующих катеров. Ось вращения плиты 2 расположена на некотором расстоянии от транца таким образом, что на стоянке и малом ходу передняя кромка плиты упирается в упоры 3, имеющиеся на продольных стенках.

В момент, когда катер получает ход, плита расположена под большим углом атаки, и подъемная сила действует в основном на переднюю часть плиты, поднимая корму катера. При повышении скорости точка приложения гидродинамической силы постепенно смещается назад и отклоняет плиту в оптимальное для полного хода положение. При установке таких плит существенно сокращается период разгона катера и экономится моторесурс двигателя. Положение упора 3 и оси вращения подбирается опытным путем. Плиты этой конструкции изготовляются «тяжелыми» с утолщением в кормовой кромке.

Существует несколько практических правил для приближенного определения размеров плит:

Источник

ЯХТЫ, КАТЕРА, БУКСИРЫ, БАРЖИ, ПАРОМЫ строителство и продажа

ЯХТЫ, КАТЕРА, БУКСИРЫ, БАРЖИ, ПАРОМЫ строителство и продажа

> В период выхода на глиссирование и в момент преодоления «горба» сопротивления гребной винт на катере работает в тяжелом режиме. Требуется известное время, чтобы двигатели развили полный обороты и мощность и вывели судно на глиссирование. Задача управляемых на ходу транцевых плит (рис. 1) состоит в том, чтобы путем изменения продольной профилировки инища в начальный момент снизить дифферент катера и «горб» сопротивления, а по мере набирания скорости устранить этот эффект, аналогичный действию подпорного клина.

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

Рис. 1. Управляемые транцевые плиты с гидравлическим приводом: а — плита на транце катера; б— пульт управления. 1 — алюминиевая плита; 2 — обтекатель из пружинящей пластины; 2 — пластиковый шарнир; 4 — основание, крепящееся к транцу; 5 — кронштейн; 6 — масляный трубопровод, 7 — гидроцилиндр; 8 — магниевый протектор. При отклонении транцевых плит на угол а на них появляется дополнительная гидродинамическая подъемная сила, а также происходит перераспределение давлений на всем днище (рис. 2). По мере приближения к транцу поток воды, движущийся вдоль днища, подтормаживается, вследствие чего давление здесь заметно повышается (на рисунке пунктирной линией показана эпюра давления на цнише катера без транцевых плит).

Рис. 2. Схема действия транцевой плиты: а — дополнительная подъемная сила D, возникающая на плите при ее перекладке; б — распределение гидродинамического давления на днище.

Транцевые плиты позволяют регулировать ходовой дифферент во время плавания катера. Например, при выходе в плавание с полным запасом топлива и пассажирами на борту можно «настроить» катер на переходный режим движения, установив плиты под большим углом атаки. При снижении нагрузки отклонение плит можно уменьшить, снизив тем самым их сопротивление и придав катеру оптимальный дифферент. Для улучшения управляемости при сильном волнении может возникнуть необходимость увеличить ходовой дифферент катера — это также возможно осуществить с помощью транцевых плит. Как правило, на катерах устанавливают две транцевые плиты, разнесенные к бортам, с раздельным управлением, что позволяет выравнивать не только дифферент, но и крен судна. Это может оказаться важным для высокобортного катера с развитой надстройкой, когда он идет под углом к направлению ветра. Чтобы избежать сноса с курса, руль приходится перекладывать в наветренную сторону. Сила давления на перо руля и реакция воды на подветренную скулу вызывают крен судна в сторону ветра. При этом возрастает сопротивление в результате погружения скулы и повышенного брызгообразования. Увеличив угол атаки транцевой плиты со стороны накрененного борта, можно выровнять катер. Плиты используют и при резких поворотах — если не забыть опустить внутреннюю по отношению к центру циркуляции плиту, то крен не будет чрезмерным. Существующие конструкции транцевых плит можно разделить на плиты с автоматическим регулированием угла атаки (стартовые плиты), управляемые дистанционно с поста рулевого на ходу (с помощью механических, электромеханических и гидравлических устройств), и неуправляемые плиты, угол отклонения которых устанавливается на стоянке.

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

Рис. 3. Автоматические транцевые плиты «Аква-Стабо (а) и «Ден Оуден» (б).

Примером плит первого типа может служить устройство «Аква-Стабс», запатентованное Ауслендером и Томасом в США. Ось вращения 4 плиты 5 (рис. 3, а) расположена на некотором расстоянии от транца 1 таким образом, что на стоянке и малом ходу передняя кромка плиты упирается в штифты 2, имеющиеся на продольных стенках 3. В момент, когда катер начинает движение, плита расположена под большим углом атаки а, и подъемная сила действует в основном на переднюю часть плиты, поднимая корму катера. При повышении скорости точка приложения гидродинамической силы постепенно смещается назад и отклоняет плиту в оптимальное для полного хода горизонтальное положение. Благодаря применению этой конструкции плит существенно сокращается период разгона катера из положения «Стоп» до полной скорости и экономится моторесурс двигателя. Положение штифта 2 и оси вращения 4 подбирается опытным путем для каждого катера. Плиты «Аква-Стабс» изготавливаются тяжелыми, с утолщениемк кормовой кромке. Таков же принцип действия и автоматических плит голландской с параллелограммной подвеской к транцу (рис. 3, б). Рабочий угол атаки плиты фиксируется с помощью зубчатого соединения и гайки-барашка. На стоянке тяжелая плита висит в воде под большим углом, как и в конструкции «Аква-Стабс». Как только давление на плиту достигает определенной величины, она поднимается и остается в предварительно зафиксированном положении. Плитами (см. рис. 1) управляют дистанционно с поста рулевого с помощью гидравлического цилиндра. Рабочая часть плиты выполнена из стальной пружинящей пластины, соединенной с алюминиевой плитой. Эластичный профиль, вставляемый в пазы пластин, выполняет роль шарнира. Выступающие за транец катера плиты могут быть повреждены при швартовке. Поэтому существуют также плиты, встроенные в днище катера (рис. 4).

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

Рис. 4. Транцевые плиты, встроенные в днище катера.

Простейшие транцевые плиты, регулируемые только на стоянке и применяющиеся для небольших мотолодок и катеров, показаны на рис. 5. Плита состоит из алюминиевого угольника 1 и упругой пластины 2. Угол отгиба задней кромки пластины регулируется отжимными винтами 3. Для мотолодок длиной 4,5 м а = 150 мм, b = 75 мм; для катеров длиной 6,5 м a = 200 мм, b = 120 мм.

Рис. 5. Транцевая плита простейшей конструкции.
Для крупных катеров расстояние от кормовой кромки плиты до транца рекомендуется принимать в пределах 2—3% длины катера по ватерлинии, а ширину плиты — равной 1/4 — 1/5 ширины корпуса на скуле. >

Как усилить транец на стеклопластиковой лодке

Многие новички, приобретая пластиковые или прогулочные лодки, не знают и не могут предугадать всех возможных сложностей эксплуатации такого девайса. Отправившись в первое приключение, «мореплаватели» обнаруживают узость диапазона скоростных возможностей судна и вынуждены задумываться об апгрейде лодки. При погружении в суть процедуры становится ясно, что для того, чтобы навесить на лодку более мощный двигатель, нужно иметь резерв прочности транца. Но есть ли он? И можно ли усилить прочностные характеристики транцевой плиты? Попробуем разобраться.

ГОСТ дает формулы и правила

В России действует государственный стандарт (ГОСТ) 19105 – 79, описывающий основные типы и параметры гребных и моторных судов. В документе подробно описаны многие технические требования к пластиковым лодкам для рыбалки или прогулок, в том числе оговаривается вопрос расчета максимальной мощности подвесного мотора, который способно выдержать судно.

Для глиссирующих судов определение предельной мощности мотора зависит от значения коэффициента К. Его вычисляют по формуле:

Мощность двигателя вычисляют по графику, где К — расчетный коэффициент, N — предел мощности в кВТ (л.с.).

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

Если водный транспорт имеет нестандартную конфигурацию (тримаран, глубокое V), то таблицу используют как ориентир, а точный показатель максимально возможной мощности мотора вычислят в ходе испытаний.

Материалы для усиления

Усиливать стеклопластиковый транец можно металлом, фанерой, пластиком. Также понадобится профильная труба сечением 40 х 40 мм.

Ход работы

Обновленную транцевую доску держит пространственная конструкция из профилей и металлических шпилек. На фото пример реально проведено модернизации одним из народных умельцев.

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

Сначала укрепляют нижний пояс транца: две металлические шпильки вставляют в пространство кокпита.

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

Верхний пояс усиления собирают из профильной трубы и крепят к задней переборке кокпита и бортам.

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

В финале процедуры конструкцию нужно загрунтовать и покрасить под основной цвет лодки.

ВАЖНО! В ГИМСе могут потребовать предоставить бумажный чертеж усиления и переоформят стандартную модель лодки в судно самостоятельной постройки.

Риски усиления транца

При неправильном расчете более мощный мотор может вырвать транец на ходу или даже повредить корпус лодки.

В интернет-сообществе описаны случаи, когда судовладельцы покупали с рук усилители транца с сертификатами, которые на поверку оказывались липовыми, как и набор дополнительных деталей для усиления. Результат — испорченный корпус судна, лишние траты и в конечном итоге покупка новой более мощной лодки.

Опыт показывает, что расширить рабочий диапазон мощности лодки больше, чем вдвое, практически невозможно. Например, на лодку с изначально стоящим мотором в 2,2 л.с. поставить мотор сильнее 5 л.с. не удастся — пострадают ходовые качества.

Вывод: хотите усилить транец стеклопластиковой лодки — обращайтесь в профессиональную судоверфь, например в «ENIGMABOAT». Мастера проконсультируют, дадут совет, как не испортить судно неумелым апгрейдом.
21.10.2016, 11:20

Требования, предъявляемые к транцам

И покупной, и самодельный транец для надувной лодки должен соответствовать таким обязательным требованиям:

Важно! Самые прочные по конструкции транцы устанавливаются для использования мотора, максимальной мощностью равной 10 л.с. Они предназначены для лодок длиной до 3,5 м с диаметром баллона около 0,44 м.

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку
Многослойная фанера и хромированный металл обеспечат надлежащую влагостойкость и гарантирую долговечность.

Преимущества покупки на нашем сайте

Основной плюс покупки в нашем интернет-магазине — оригинальные товары от проверенных производителей. Подделка полностью исключена, что обусловлено предоставленными сертификатами. Приобрести выбранную позицию можно в один клик. Для этого поместите агрегат или аксессуар в корзину, и укажите номер мобильного телефона. В ближайшее время вам перезвонят наши менеджеры для уточнения деталей.

Доставка заказа осуществляется по городам России. Возможна отправка по СНГ. Мы пользуемся услугами надежных транспортных компаний, которые доставят товар своевременно и без проблем. Если перевозчика, которому вы доверяете, нет в списке, то обратитесь к консультантам. Они свяжутся с указанной фирмой, уточнят возможность отправки и рассчитают стоимость. Ответ будет предоставлен в короткие сроки.

Что касается оплаты — это еще один плюс. Вы можете внести деньги не только с помощью банковской карты, но также посредством электронных кошельков. Если у вас наличные, то доступна оплата курьеру при получении. Все предусмотрено для вашего комфорта, остается только выбрать нужный товар!

Транцевые плиты на лодку: конструктивные особенности

В зависимости от типа толкателей, которые меняют положение агрегатов, различают механические и гидравлические транцевые плиты. Управление ими осуществляется рулевым с поста.

Электрические транцевые плиты несколько хуже по показателям надежности и долговечности по сравнению с гидравлическими. Здесь толкатели могут выйти из строя из-за попадания влаги. Но если вы приобретаете качественный товар от мировых брендов, то подобные риски сводятся к минимуму. Они полностью компенсируются предоставленной гарантией, а потому можете быть уверены в своей покупке.

Автоматические транцевые плиты не требуют вмешательства в функционал. Они выпрямляются при отсутствии нагрузки и подаются назад, если увеличивается давление воды (при накате волн). Вам не нужно ничего делать для обеспечения оптимальных параметров хода плавательного средства.

Механические транцевые плиты — это верное решение для небольших лодок и катеров. Они просты в управлении и безопасны. Пластины предпочтительны для тех, кто не желает переплачивать за дополнительный функционал.

Транцевая плита на лодку ПВХ: чем руководствоваться при выборе?

Транцевая плита на ПВХ лодку обеспечивает наибольшую эффективность. Надувные плавательные средства идеально подходят для установки данного приспособления. Избавьтесь от неудобств, которые обусловлены хождением по волнам или малой мощностью мотора, благодаря небольшой доработке.

Вы можете купить транцевые плиты на лодку прямо сейчас, для чего необходимо выбрать модель и добавить ее в корзину. При этом нужно учитывать габариты плавательного средства, чтобы правильно подобрать площадь пластин. Если вы сомневаетесь при принятии решения, обратитесь за помощью к консультантам. У каждой компании-производителя есть таблица, где соотнесены модели устройства, размеры катера и тип его двигателя. Наши менеджеры помогут подобрать оптимальный вариант, благодаря чему выход на воду будет сопровождаться комфортом.

Используем мотор «по полной», или особенности усиления транца

Практика показывает, что рассмотренные способы крепления жесткого элемента хорошо показывают себя при работе мотора на половинной мощности.

Как только мотор включается на всю мощность, его часто начинает «заворачивать» под лодку, сгибать баллоны и т.п.

В большинстве случаев избавиться от этой проблемы позволяет усиление жесткого элемента. Суть процедуры – правильное распределение нагрузки от мотора по поверхности лодки. Сделать его своими руками также довольно просто.

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку
Приемлемый вариант – установка дополнительных «растяжек», изготовленных из металлического прутка.

Для этого на борта лодки наклеиваются дополнительные леера, в отверстия которых вставляются металлические усилители.

Вместо бортов для придания дополнительной жесткости можно продумать вариант крепления навесного транца, где дополнительные «растяжки» крепятся к днищу или скамье (банке) лодки.

Бывалыми рыбаками замечено, что для придания нормального хода лодке из ПВХ с использованием мотора лучше использовать не настил днища, изготовленный в виде сланей из раздельных элементов, а представляющий собой цельную конструкцию.

О том, как сделать тент для лодки ПВХ можно узнать тут.

Источник

Зачем нужны транцевые плиты?

Информационный портал СВАО

Специалисты в этой сфере сразу ответят вам на этот вопрос. Если вы установите транцевые плиты на свой катер, то вам сразу станет доступен такой скоростной режим, как скорость устойчивого глиссирования. В этой небольшой заметке мы рассмотрим некоторые аспекты транцевых плит.

Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть фото Для чего транцевые плиты на лодку. Смотреть картинку Для чего транцевые плиты на лодку. Картинка про Для чего транцевые плиты на лодку. Фото Для чего транцевые плиты на лодку

В чём же заключаются преимущества от установки транцевых плит на катер?

Если вы хотите настоящий интерцептор на лодке, то заходите по указанной ссылке, и выбирайте. Там есть система интерцепторов и большой выбор транцевых плит.

Как правило, транцевые плиты представляют собой две регулируемые пластины из стали. Они устанавливаются на транце катера. Их положение настраивается при помощи гидравлических патронов, которые опускают или поднимают пластины по команде с пульта управления. Специалисты сравнивают эффект от транцевых плит с таким же у закрылков и элеронов воздушных судов.

Транцевые плиты наращивают подъемную силу судна. Это обеспечивает компенсацию потери скорости, а также не идеальное состояние поверхности воды и неравномерное распределение груза на судне. Если пластины опущены, то водный поток, набегающий на них, обеспечивает подъемную силу для поднятия кармы. В результате снижается трение катера о водную поверхность. Стоит отметить, что эта сила увеличивается при росте площади транцевых плит, угла их наклона и скорости передвижения катера.

Иногда для обеспечения глиссирования капитаны катеров просят пассажиров переместиться на переднюю часть судна. Когда катер получает дополнительную подъемную силу от транцевых плит, то глиссирование происходит быстрее. Кроме того, в этом случае мотор меньше загружен и расходует меньше топлива.

Транцевые плиты монтируются по обе стороны от кормы. Они могут независимо отклоняться, что обеспечивает поперечное выравнивание катера. Стоит отметить, что более крупные катера испытывают более сильный эффект от функционирования транцевых плит. В случае быстроходных судов используются выравнивающие плиты, которые обеспечивают устойчивость и повышают скорость движения.

Если катер буксирует в воднолыжников, то транцевые плиты обеспечивают катеру быстрый ход без нужды увеличивать мощность его двигателя. Это значительно экономит топливо. Некоторые люди совершают такую ошибку, как покупка транцевых плит меньшего размера, чем это необходимо. В этом случае чтобы добиться необходимого эффекта потребуется сильнее делать наклон этих плит. Основное правило заключается в том, что чем больше поверхность плит, тем большую подъемную силу они обеспечивают при меньшем сопротивление движению.

Транцевые плиты.

Если катер при глиссировании сильно садится кормой (как говорят специалисты, идет с большим дифферентом на корму), это можно исправить. Нужно закрепить на днище у транца подпорный клин. Высота клина должна составлять примерно 1—1,5 см на каждый метр ширины днища, а ширина (размер по длине катера) 15—30 см на метр ширины днища.

Чем ближе к транцу расположены двигатель, баки с горючим и пассажиры, тем более крутым должен быть клин. Наружную поверхность клина прострагивают таким образом, чтобы она плавно, по радиусу, переходила в поверхность днища.Отгиб днища вниз у транца, образуемый при установке такого клина, повышает гидродинамическое давление на этом участке, выравнивающее катер на ходу.Следует помнить, что для каждого корпуса существует оптимальный угол глиссирования (в пределах 4—6°). Если дифферент после установки клина станет меньше этого угла, соответственно увеличится смоченная длина днища, возрастет сопротивление, снизится скорость катера. Слегка подстрогав клин, можно добиться наиболее выгодного угла глиссирования.

Продление днища за транец

Короткие и легкие лодки с подвесным мотором часто оказываются неустойчивыми на ходу: движутся скачками, шлепают носом — «дельфинируют», как называют это явление судостроители. Причина в том, что центр тяжести такой лодки размещен слишком близко к корме, подъемная гидродинамическая сила, выталкивающая лодку из воды, оказывается приложенной впереди линии действия силы тяжести D.

В результате нос лодки подбрасывается вверх до тех пор, пока подъемная сила не переместится к транцу.Продление днища на величину L за транец смещает на величину А в корму и точку приложения гидродинамической подъемной силы, благодаря чему лодка перестает «дельфинировать».Если этого недостаточно, необходимо передвинуть вперед место водителя, топливный бак и снабжение. Может потребоваться и увеличение наклона подвесного мотора

направлена вверх перпендикулярно поверхности плиты. Эта сила пропорциональна квадрату скорости катера, а ее вертикальная составляющая
D
стремится поднять корму катера, т. е. уменьшить ходовой дифферент. Сила сопротивления плит движению R обычно невелика.

Этот способ уменьшения ходового дифферента особенно рекомендуется для катеров с двигателями, установленными в корме, или для легких мотолодок с двухмоторной установкой.

угол отгиба задней кромки которой регулируется отжимными винтами
3.
Для мотолодок длиной 4,5 м размер пластины по ширине
а
= 150 мм, размер
Ь
= 75 мм; для катеров длиной 6,5 м а = 200 мм,
Ь
= 120 мм.На тяжелых катерах с центром тяжести, значительно смещенным к корме, требуется более прочная конструкция с упором регулируемой длины. Чаще всего этот упор выполняется в виде винтовой тяги — талрепа. Расстояние от кормовой кромки плиты до транца рекомендуется принимать в пределах 2—3% длины катера по ватерлинии, а ее ширину — равной 1/4—1/5 ширины корпуса по скуле.В момент, когда катер получает ход, плита расположена под большим углом атаки а, и подъемная сила действует в основном на переднюю часть плиты, поднимая корму катера. При повышении скорости точка приложения гидродинамичеокой силы постепенно смещается назад и отклоняет плиту в оптимальное для полного хода горизонтальное положение. Благодаря применению этой конструкции плит существенно сокращается период разгона катера из положения «Стоп» до полной скорости и экономится моторесурс двигателя. Положение упора
2
и оси вращения
4
подбирается опытным путем для каждого данного катера. Плиты «Аква-Стабс» изготовляются тяжелыми, с утолщением к кормовой кромке.

Если мотор слишком мощный

Нередко на лодку с водоизмещающими круглоскулыми обводами устанавливают излишне мощный автомобильный двигатель. Корма таких судов не приспособлена к тому, чтобы воспринять гидродинамическую подъемную силу, которая начинает действовать на днище при повышении скорости, лодка идет с большим дифферентом.

Немного улучшают положение транцевая плита увеличенной площади или плавники закрепленные по бортам в корме. Лучше же изменить обводы кормы, надстроив на днище у транца так называемый подпорный клин ).

Полученная более широкая плоская корма позволит лодке выйти на скольжение, если только она не слишком тяжела; во всяком случае, дифферент на корму обычно снижается и скорость возрастает

Транцевые плиты и гидрокрылья. Выравниваем, регулируем, улучшаем ход судна…

Чем больше надстройки или, точнее, площадь надстроек у судна с глиссирующим корпусом, тем больше влияние ветра, сносящего корпус с выбранного курса, и для удержания которого потребуется вести судно под углом к ветру, а не по курсу… Для этого штурвал следует повернуть так, чтобы судно оставалось на курсе, но для судов с глиссирующим корпусом, которых обычно уводит внутрь поворота (как и все прочие монокорпусные суда), в повороте нужно будет штурвалом не только компенсировать естественный завал корпуса, но и снос по ветру. Мы все с этим сталкивались, когда пытались пересечь узкий залив в хорошую волну, направляя лодку на 15 градусов к ветру. Во время движения лодка начинает хлопать бортами по волнам, что не только повышает крен и лишает плавание на ней даже следов комфорта, но и существенно затрудняет управление лодкой. В результате Вам постоянно придется бороться с волнами, чтобы задать правильное положение корпусу лодки, меняя наклонение мотора и работая регулятором газа. Выравнивание лодки подвесным мотором или кормовым приводом не устранит крена корпуса, но с помощью транцевых плит дела пойдут совсем иначе и результат будет достигнут проще и быстрее, поскольку все характеристики судна и его управляемость улучшатся. Хотя разнообразие конструкций транцевых плит весьма велико, принцип их действия практически одинаков. Подвижные пластины, устанавливаемые поперек транца, принудительно отклоняются, направляя вниз поток воды, сообщая корпусу тем самым подъемную силу. В итоге корма поднимается, а нос лодки опускается. Подобным же образом можно регулируемые пластины наклонять независимо, и, опуская одну пластину, компенсировать крен корпуса лодки.

Если транцевую плиту по правому борту опустить, то правый борт лодки начнет подниматься, а левый борт опускаться, ну и наоборот. Однако положение носа и кормы не изменится, если двигаться будет одна только плита, и корпус судна начнет уходить одним бортом, одновременно опуская нос. Используя различные комбинации углов наклона транцевых плит, положение корпуса лодки можно выровнять для компенсации негативного влияния состояния воды, ветра или неравномерности распределения груза на борту.

Каждый корпус потребует различной степени отклонения каждой транцевой плиты для достижения требуемого результата, но всегда изменять положение плит следует постепенно, избегая резких движений. Если плита будет слишком наклонена, явно будет ощутимо ее тормозящее влияние, упадет скорость и тяга, судно начнет раскачиваться. В общем, чем меньше наклонены плиты, тем лучше.

Особенно эффективны плиты на небольших судах, прежде всего при изменении состояния воды или размещения пассажиров на борту, а также при значительной выработке запаса топлива. Кроме того, на малых судах различными системами транцевых плит легче будет добиться влияния на ходовые характеристики.

Для быстроходных сильно килеватых катеров со стационарными двигателями типа водометов, а также для большинства поверхностных (болотных и мелководных) двигателей транцевые плиты окажут немедленное кренящее или выравнивающее действие, или увеличат угол атаки корпуса, что облегчит выход на глиссирование и движение судна сделают более ровным.

Конструкции транцевых плит Сегодня для изменения положения плит используются два основных типа толкателей электрогидравлические и электромеханические. Существующие электрогидравлические системы состоят из гидравлического привода, в основном использующего 12-вольтовый реверсивный мотор для приведения в действие небольшого насоса высокого давления, и из масляного резервуара в замкнутом корпусе, который крепится изнутри к транцу поближе к плитам. Короткие шланги от насоса проходят к подвижной раме, часто через отверстия в опорной раме и через непременно высверливаемые в транце отверстия. Это означает, что у системы отсутствуют длинные внешние шланги, которые могут цепляться и собирать грязь. Направление вращения электромотора управляется переключателем с приборной панели судоводителя. Соленоиды на моторе управляют включением цепей высокого напряжения, поэтому к переключателю на приборной доске подведены сравнительно тонкие быстросъемные провода.

Электромеханические системы управления транцевыми плитами состоят из электромотора, работающего на червячную передачу. В качестве примеров можно назвать изделия «Lectro Tab» и «Lenco». Эти системы быстро срабатывают, весьма надежны и не имеют люфта.

Размер транцевых плит должен соответствовать параметрам судна, характеристикам двигателя и целям, которых вы стремитесь достигнуть с плитами. Практика же говорит, что для среднего случая и для плиты длиной 230 мм (9 дюймов) от стенки транца до обреза плиты, ширина этой плиты должна составлять примерно 1/12 длины лодки. Основным различием гидравлических и электрических систем является их прочность. Электрические транцевые плиты установить проще, хотя бы потому, что электромотор находится внутри толкателя. Если же уплотнения не справятся, то вода зальет толкатель. В гидравлических же системах приводной мотор располагается внутри лодки, что обеспечивает их сравнительно большую долговечность, благодаря чему они служат не менее 15 лет.

Вразрез с распространенным убеждением, нейтральное положение установленных на транце выравнивающих плит находится не в одной плоскости с поверхностью глиссирования, а является слегка приподнятым, когда плиты не препятствуют свободному выходу из-под кормы лодки потока воды. Являясь продолжением днища лодки, опущенные транцевые плиты неизбежно будут создавать подъемный эффект. Под полностью поднятыми плитами должен свободно проходить воздух, и только в таком случае плиты не будут действовать, и корпус лодки перестанет испытывать их влияние.

Кроме выше упомянутых и наиболее распространенных электрогидравлических и электромеханических систем управления положением транцевых плит, существуют и другие конструктивные решения. Одно из новейших система «QL Boat Trim System». Оригинальное конструктивное решение для управления плитами из композитного материала предлагает не гидравлические толкатели, а чисто электрические. Это упрощает установку, устраняет опасность коррозии и делает практически излишним обслуживание. Принцип действия системы «QL Boat Trim System» очень прост. Давление воды на небольшую пластину создаёт подъемную силу, действующую на днище корпуса лодки, поднимая тем самым корму и опуская нос лодки. Традиционные транцевые плиты большой площади «собирают» опорное усилие воды для формирования подобной подъемной силы.

Система управляемых транцевых плит «Smart Tabs» предназначена для установки на моторные лодки длиной от 3 до 6 метров, и полностью автономна в работе, поскольку не имеет никаких обременительных гидравлических или электрических приводов. Один лишь автономный блок, который крепят к транцу лодки, для управления положением корпуса лодки контролирует давление потока воды. В этой системе отсутствуют шланги для жидкостей или переключатели на панели управления, а после установки она решительно всю работу делает сама, не требуя присмотра. Положением плиты управляет газонаполненный толкатель, установленный между транцем и плитой. Как наполненная газом пружина, распрямляющаяся без нагрузки, толкатель на стоянке или на малых скоростях движения отклоняет плиты вниз, а при возрастании скорости и давления набегающего потока воды, соответственно, — плита давит на толкатель, и он подается. Когда лодка уменьшит скорость, толкатель снова выдвинется, опуская плиты. Как просто!

Можно сказать, что саморегулирующаяся система «Smart Tabs» непрерывно реагирует на величину давления воды, тогда как управляемая компьютером система ATC учитывает крен корпуса лодки и его баланс. Хотя обе системы созданы для самостоятельного принятия решений, они весьма существенно отличаются по принципу действия и несопоставимы по цене.

Гидрокрылья Если Вы не считаете, что транцевые плиты нужны вашей лодке, тогда возможно Вашему приводу на корме или подвесному мотору пригодится гидрокрыло. При меньших затратах гидрокрыло помогает судоводителю удерживать лодку в режиме глиссирования на меньших скоростях движения. Если же вдруг обнаружится, что лодка склонна подпрыгивать на волнах, то гидрокрыло стабилизирует положение подвесного мотора и, позволит удержать нос лодки опущенным. Кроме того, гидрокрыло снижает кавитацию винта. В то же время, поскольку в большинстве случаев гидрокрыло полностью находится в воде, оно добавляет трения о воду, слегка уменьшая максимальную скорость, с которой может двигаться лодка.
По материалам сайта Propeller Magazine. Перевод Павла Дмитриева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *