Для чего учитель наставник тьютор может использовать свои креативные способности

Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога

МКОУ «НШДС с. п. В-Акбаш»

Деловая игра с элементами тренинга

Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога»

Подготовила педагог-психолог МКОУ «НШДС с. п. В-Акбаш

Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности педагога.

• Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.

• Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

• Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Введение в тему деловой игры.

Задание 1. Разминка Тест «Опытный педагог»

Задание 2- Разогрев Упражнение «Перекинь мяч»

Задание 3 – Тренинг «Качества творческой личности

Задание 4 – Признаки креативности Davis

Задание 5 – Упражнение «Объявление».

Задание 6– Творческое задание.

Задание 5 – Перевёртыши.

Задание 8– Упражнение «Сочиняем стихи»

Вывод по проделанной работе

Задание 10 – Упражнение «Рифмовка»

Заключительное слово ведущего.

На столах, разделенных на 2 команды, лежат цветные кружочки. Педагогам предлагается выбрать цвет и занять соответствующее место.

Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон,1997 г.).

Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Высокообразованные люди нужны любому коллективу профессионалов, который хочет добиться результатов.

Творческий педагог подразумевает помимо профессиональной подготовки, ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный и надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому педагогу.

Это, в первую очередь, такие качества личности,как:

• способность принимать ответственные решения;

креативный подход к любому делу;

• умение доводить дело до конца;

• постоянно учиться и совершенствоваться.

Это и такие качества как:

• наличие гибкости мышления;

• наличие абстрактного мышления;

• наличие системного и экспериментального мышлений;

• умение потенцинировать диалог; коммуникабельность; сотрудничество.

В творческом процессе педагогаможно выделить такую последовательность этапов:

1. Возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи.

2. Разработка замысла.

3. Воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми.

4. Анализ и оценка результатов творчества.

Творческий процесс педагога должен быть сопряжен с творческим процессом каждого воспитуемого и с творческим процессом всего педагогического коллектива.

Что мешает и заглушает творчество?

Внешняя критика, оценка правильно, не правильно.

Внутренняя критика, та же оценка.

Сравнение с другими людьми, детьми.

Одобрение оценка, мы привыкли к ожиданию внешней похвалы.

Страх неудачи, зацикливание на результат.

Сегодня мне бы хотелось остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов, через использование деловой игры с элементами тренинга. Мы будем стараться активно искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно, проявляя гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.

Тест «Опытный педагог ДОУ».

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный)и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу.

Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

• Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

• Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

• Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

III Этап. Тренинг «Качества творческой личности».

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Сейчас мы потратим некоторое время на то, чтобы сосредоточиться на себе, на своих мыслях, чувствах, переживаниях.

Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет наши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в Ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные сейчас заботы, напряжения. Обратите внимание на ваше тело.Почувствуйте ваше тело: все – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле, слышите какие-то звуки., ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточитесь на идеи изменчивости мира, в котором мы живем. Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями. Порой они бывают молниеносными. Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас. Подумайте об этом.

Какие мысли у вас возникают?. Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (эти вопросы тренер повторяет 2 – 3 раза).

Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие мешают?

А теперь вспомните, что вы сидите здесь, в этой комнате, и здесь есть еще другие люди.

Медленно откройте глаза.

После того как все участники группы открыли глаза, предлагаю всем еще некоторое время остаться со своими впечатлениями, чувствами, переживаниями и нарисовать их. Для этого участникам группы предлагаются бумага, краски, фломастеры, цветные карандаши, и т. д. Рисунки участников группы желательно расположить так, чтобы все могли их видеть на протяжении дальнейших занятий.

После того, как все закончили рисовать, и рисунки расположены на видном для всех месте,я продолжаю инструкцию: «Продолжим нашу работу.Сейчас мы объединимся в группы: по 4 – 5 человек в каждой – и поделимся нашими впечатлениями, размышлениями, расскажем, друг другу о том, какие наши качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют нашу жизнь в изменчивом мире. Составьте, пожалуйста, в вашей группе перечень этих качеств. Не стремитесь к обобщениям, пусть качества или особенности поведения, которые вы включите в список, будут конкретными. Будьте готовы в конце работы в малых группах поделиться с остальными тем, что у вас получится».

В ходе представления каждой группой своего перечня качеств, побуждаю остальных участников задавать вопросы, прояснять то, что им не вполне ясно. При этом записываю называемые качества, особенности поведения на доске или листе ватмана.

• Большое количество существующих признаков креативности Davis

• Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.

• Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».

• Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.

• Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.

• Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

• Артистичность – выразительность, эстетические интересы.

• Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

• Чувство юмора – игривость.

Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.

Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.

• Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию, способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.

• Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.

Для того, чтобы вас знали и ценили ваши профессиональные качества, вы должны уметь себя каким то образом презентовать.

1. Упражнение «Объявление».

— В течение 5 минут каждая команда должна составить краткое объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.

2. Задание командам.

3. задание – «Перевертыши».

Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.

Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».

Грустные взрослые – «Веселые ребята».

Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».

Крик баранов – «Молчание ягнят».

Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».

С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Холодные ноги – «Горячие головы».

Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».

В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».

Ручной кактус – «Дикая орхидея».

4. Упражнение «Сочиняем стихи».

Дано начало стихотворения, нужно придумать окончание.

• Утром настроение плохое…

• Весной везде повсюду лужи…

• После смены я решила…

• Всех решила удивить…

Педагоги часто сердясь и бранясь…

Задание 6. Упражнение «Рассказ из зоголовков».

Автор упражнения Эдвард Де Боно, писатель, эксперт в области творческого мышления.

Вывод по проделанной работе:

Педагог должен быть креативным почему?

(современным, увлекательным, интересным, успешным и т. д.)

В заключении я предлагаю вам упражнение «Рифмовка».

Вам необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся сегодняшней встрече.

Мы встречались, мы играли, креативность развивали …

• На игру мы приходили, где мы с вами научились …

Креативность – что за птица?.

• Нам запомнилось так ярко…

• Завершилась наша встреча…

Вы знаете, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. Подумайте для себя, что это может быть.

Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

У Вас средне выраженный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть определённые барьеры, тормозящие процесс творчества. Самый опасный из них — страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение — основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность. Во всяком случае, Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете.

46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.

Можно выделить и проанализировать отдельные параметры:

3. 8 и 14 – постоянство

4. 9 – амбициозность

6. 11, 12 – слуховая память

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.

Источник

«Креативность учителя, как условие развития креативных способностей учащихся»

МБОУ «Приреченская СОШ»

Выступление на методическом объединении

«Креативность учителя, как условие развития креативных способностей учащихся»

На данном этапе развития нашего общества проблема творческого развития личности обостряется в связи с все большей необходимостью развития мотивации учащихся к учебной деятельности, которая, для этого, должна происходить в творческой атмосфере. Понятно, что креативность личности учителя здесь может послужить большим подспорьем.

Креативность – это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

«Увеличение творческого потенциала, развитие способности человека продуктивно использовать свои силы» способствует обретению и сохранению им высокого уровня интереса к жизни. В наибольшей степени это высказывание касается профессии – учитель. Сосредоточение внимания на изучение способности к творчеству позволяет рассматривать креативность как самостоятельную психологическую характеристику, универсальную познавательную творческую способность. Проблема креативности в психологии представлена в рамках теорий творчества и раскрытия проблемы творческих способностей. Проведенный анализ понятий «творчество» и «креативность» показал, что одни ученые полагают, что они близки по значению, их можно использовать как синонимы, другие разводят, пользуясь для этого двумя характеристиками: процессуально-результативной (творчество) и субъективно-обуславливающей (креативность). Креативные способности – это свойства креативности, обеспечивающие успешность осуществления творческой деятельности с точки зрения оригинальности, неповторимости, новизны.

Креативный учитель – это личность, стремящаяся к творческой самореализации как акмеориентированной саморазвивающейся зрелой личности, под которой подразумевает достижение ею высокого профессионализма и творческого мастерства, профессиональных и творческих вершин [3, с.85]. Многие авторы так же указывают на то, что для развития креативных способностей учителю надо развивать следующие креативные характеристики:

— продуцирование большого числа решений в процессе взаимодействия с одаренными детьми (вариативность педагогической деятельности);

— независимость суждений (открытость в выражении собственного мнения);

— развитость фантазии, воображения (интеллектуальная легкость в обращении с идеями);

— способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления;

— готовность и стремление к риску, апробации нового;

— чувствительность к проблемам в педагогической деятельности;

— критичность мышления, способность к оценочным суждениям;

— способность к самоанализу, рефлексии;

— высокая работоспособность в творческой деятельности;

— убежденность в социальной значимости творческой деятельности.

В соответствии с этим значимым становится вопрос о развитии таких характеристик в поведении учителя, благодаря которым обеспечивался бы эффект в развитии креативности и одаренности учащихся. Позитивно влияют на развитие креативности детей признание ценности творческого мышления, поощрение чувствительности детей к стимулам окружения, умение конструктивно информировать о творческом процессе, внушение самоуважения и уверенности в себе.

Негативное воздействие на креативность учащихся и их одаренность оказывают следующие характеристики в поведении педагога: авторитарные установки и властное поведение, вынуждение к конформизму, ригидность мышления, жесткость и категоричность оценок, враждебность и агрессивность по отношению к личностям с нестандартным мышлением и независимостью суждений.

Процесс формирования креативности учителя как важного фактора конструктивного взаимодействия с детьми состоит из ряда этапов и сопровождается овладением инновационной деятельностью путем «подражания образцам» творческого поведения (последовательное убывание удельного веса подражательного компонента и, следовательно, возрастание удельного веса творческого компонента в педагогической деятельности).

В психолого-педагогической литературе (А.К. Маркова и др.) есть указания на так называемые барьеры творчества:

— склонность к конформизму, которая выражается в стремлении быть похожим на других людей, не слишком сильно отличаться от них в своих суждениях и поступках, соответствовать ожиданиям педагогического сообщества;

— боязнь оказаться «белой вороной» среди других коллег, не принятым или/и отвергнутым другими, не найти поддержки своим творческим суждениям и поведению у разных участников образовательного процесса, приспособление к культуре педагогического сообщества;

— опасение вызвать у человека, чье поведение или деятельность критикуется, агрессивную ответную реакцию;

— личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие и заниженная самооценка собственной личности;

— ригидность мышления как затрудненность использовать те или иные знания в иных ситуациях во всем их разнообразии, воспринимать новые идеи и изменяться в соответствии с изменяющейся средой.

Если педагог не находит в себе силы осознать и избавиться от названных психологических барьеров и комплексов, то происходит постепенная стандартизация поведения и даже внутреннего мира педагога, накопление все большего количества безличных готовых образцов педагогической деятельности, значительное снижение уровня креативности.

Создание творческой обстановки в педагогической деятельности и в ходе образовательного процесса с целью развития творческой познавательной и профессиональной активности и успешности учителя возможно при соблюдении следующих рекомендаций:

— содействовать устранению внутренних препятствий творческим проявлениям (помочь обрести уверенность во взаимоотношениях со всеми участниками образовательного процесса, избавиться от боязни сделать ошибку, натолкнуться на критику окружающих и т.д.);

— воздерживаться от категоричности и оценок, не препятствуя тем самым свободному размышлению над какой-либо проблемой;

— поддерживать живость воображения и в то же время «дисциплинировать» его, обсуждая новые предложения;

— повышать возможности новых ассоциаций и связей в творческом процессе (использование неочевидных сравнений и сопоставлений, поддержка спонтанности в создании образов и целенаправленности в их осмыслении и др.);

— создание условий для умственной разминки (совместный групповой поиск решений, выполнение упражнений по освоению новой непривычной ситуации);

— помогать видеть смысл, общую направленность собственной и совместной с кем-либо творческой деятельности, принимать творческую деятельность (решение творческих задач) как развитие собственных способностей, потенциальных внутренних резервов (открытости, восприимчивости, чувствительности, широты и насыщенности восприятия всего окружающего и т.д.).

На технологическом уровне это можно обеспечить с помощью:

— заданий практикума, которые обладали бы креативной ценностью (например, постановка проблемы, предполагающей множественность решений; решение неожиданно, оригинально и не имеет аналогов; решение предполагает продолжение какой-либо концепции или педагогического подхода и др.);

— создания ситуаций сотрудничества на разных этапах обучения;

— вовлечения педагогов в исследовательскую работу на экспериментальной площадке и апробацию своей авторской программы, оценку ее целесообразности и эффективности.

Особая роль в развитии креативности принадлежит рефлексивно-инновационным технологиям (В.А. Сластенин), к числу которых следует отнести: организационно-деятельностные игры, рефлексивно-инновационный практикум, изучение авторских концепций, разработку авторских программ, практическую работу в инновационных типах учебных заведений, участие в различных формах повышения квалификации, которые личностно ориентированы на активные технологии обучения; педагогические мастерские, тренинги.

Назовем различные приемы, с помощью которых на групповых занятиях можно способствовать повышению яркости образов интенсивности эмоциональных переживаний, чувствительности, преодолению барьеров психологической защиты, раскрепощению интеллектуальных возможностей и поддерживать творческую направленность.

«Мозговая атака» как способ продуцирования новых идей без давления критики и самокритики позволяет освободиться от психологической защиты, особенно успешно тогда, когда группа разнородна по составу и широк круг профессиональных интересов участников. В рамках метода мозговой атаки следует для активизации мышления использовать такие приемы, как список контрольных вопросов (наводящие вопросы, заставляющие рассматривать задачу с самых разных сторон, менять ракурс взгляда на задачу), расчленение (переконструирование материала с целью разрушения старых связей, обсуждение возможности изменения каждого компонента в функционирующей системе), изложение задачи неспециалисту.

Метод «синектики» предполагает расположенность к импровизации, освобождение задачи от контекста, использование аналогий, что позволяет извлекать информацию из разных источников. Например, прямые аналогии находят часто искомые элементы в биологических системах. Субъективные аналогии особое внимание обращают на двигательные ощущения. Фантастические аналогии требуют представить вещи такими, какими их хотелось бы видеть, игнорируя любые законы. Аналогии являются средством смещения процесса поиска с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности.

Деловые игры – еще один достаточно известный пример группового развития творческих способностей.

Принятие на себя какой-либо роли (лучше, если непривычной) и дух соревнования способствуют нахождению оригинальных решений. При этом происходит формирование иной точки зрения на ситуацию, переосмысление происходящего, некоторое эмоциональное отчуждение от единственной, обычно принимаемой на себя роли. Важный момент в деловых играх – возможность исполнения различных ролей, что исключает полную идентификацию с какой-либо из них и позволяет, отстранившись от своего привычного взгляда, смотреть на проблему беспристрастно.

Создание рефлексивной среды, которая характеризуется прежде всего наличием условий для изменения учителем представлений о себе и переосмысления личностных стереотипов, позволяет моделировать особые, уникальные по отношению к учителю проблемные ситуации, когда его личностный профессиональный и интеллектуальный опыт не только актуализируется, востребуется, но и осознается как недостаточный в достижении какой-либо конкретной педагогической цели. Возникающее противоречие между ресурсами своего «Я» и уникальностью ситуации разрешается в поиске иных, нестереотипных, инновационных способов действия. Творческий потенциал учителя развивается как способность к созданию новшеств в педагогической деятельности, а также как своеобразная способность творчески относиться к себе, своему труду, к взаимодействию со школьниками, к решению проблемных ситуаций. С помощью рефлексивно-инновационных технологий достигается достаточно высокий уровень адаптации педагога к быстро меняющимся условиям. Кроме того, применение рефлексивно-инновационных технологий способствует созданию творческой образовательной среды. Основные позиции:

1. Побуждение учащихся к творчеству в познавательной деятельности начинается с формирования эмоционально-ценностного отношения к предлагаемому содержанию или действиям.

2. Выстраивание отношений диалога, субъект-субъектного взаимодействия.

3. Обеспечение в образовательном процессе контекста поиска и открытия, а не «риторики утверждений».

4. Основные линии поведения учителя: постановка проблем, создание условий для совместного построения знаний, поддержка учащихся в самостоятельных действиях.

5. Предложение учащимся преимущественно таких видов действий, как: сравните, докажите, сделайте выбор, аргументируйте, предъявите и обоснуйте свой вариант.

6. Основные формы организации занятий: проведение исследований, экспериментов; решение проблемных задач и ситуаций, защита проектов.

Итак, делаем вывод, что для развития креативных способностей учителя необходимо осуществлять системное формирующее воздействие через определенный комплекс условий образовательной микросреды. В образовательной практике и в профессиональной деятельности самого учителя желательно осуществить перенос акцента с обучающей деятельности на преобразовательную, добиться реализации открытости педагога культуре диалогизма, полифонии педагогической деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *