Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Благодатный огонь, священная крайняя плоть и другие религиозные реликвии, которые вызывают споры даже у верующих

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

1. Благодатный огонь

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

В последнюю пятницу накануне православной Пасхи в Храме Гроба Господня собираются тысячи паломников восточно-христианских вероисповеданий, чтобы засвидетельствовать схождение благодатного огня. Считается, что этот огонь «сходит с неба» в руки священнослужителям, и те раздают его собравшимся вокруг храма верующим. В Россию благодатный огонь из Иерусалима доставляют специальными самолетами.

В преддверии Пасхи священник Самуил Агоян, представляющий армянскую патриархию в Храме Гроба Господня, рассказал, как происходит «чудо благодатного огня». В интервью израильскому телевидению он заявил, что благодатный огонь зажигают от масляной лампады. Это вызвало возмущение представителя коптской церкви, который потребовал немедленно остановить съемку.

Самуил Агоян в репортаже «Хадашот 2» сообщил, что ничего мистического в появлении благодатного огня нет. По его словам, патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», — пояснил священнослужитель.

2. Грудное молоко Девы Марии

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Одной из самых сомнительных христианских реликвий можно считать грудное молоко Девы Марии. В эпоху средневековья, ампулы с молоком Девы Марии были весьма популярным товаром. Молоку приписывали чудотворные свойства. Несложно догадаться, что в действительности это была подделка. Французский теолог Джон Кальвин критично замечал: «Даже корова за всю свою жизнь была бы не в состоянии произвести такое количество молока».

3. Зуб Будды

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Из-за этой свяыни не раз развязывали войны. Специально для хранения зуба Будды в Канди построили храм Шри Далада Малигва, где он хранится и сегодня. Реликвия скрыта от глаз в золотой ступе открывают которую не каждый год и далеко не для всех. В редких случаях зуб выкладывают на золотую петлю, исходящую из золотого лотоса. Редкие счастливцы, которым довелось увидеть зуб, утверждают, что он около 9 см в длину и более 4 см в ширину. Сингальские буддисты утверждают, что Будда был настолько велик, что и все части тела его были огромны.

4. Кровь святого Януария

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Святой Януарий был убит и обезглавлен в 305 году в вулканическом кратере Сольфара. После этого некая Евсевия собрала его кровь и принесла в Неаполь. С тех самых пор она стала «гарантом безопасности города». Святыню выносят ежегодно на показ, и считаетя добрым знаком, когда свернувшаяся кровь вновь становиться жидкой. За все время кровь не разжижалась только в 1527 и 1980 годах, когда случилась чума и землетрясение.

5. Хирку пророка Мухаммеда

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Легендарный плащ пророка Мухаммеда был некогда привезен в Кандагар, что в Афганистане местным правителем Ахмед-Шахом. Для хранения плаща было построено специально здание, которое должно было также стать усыпальницей правителя. Уникальная мусульманская святыня хранится с XVIII века в святилище Кандагара

6. Ларец трех Волхвов

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Гробница трех Волхвов – это самый большой реликварий в Старом мире. В тройном позолоченном саркофаге хранятся мощи святых. За время своего существования реликвия побывала в Константинополе, Милане, Кельне и в Иерусалиме.

7. Рука святой Терезы из Авилы

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Одна из самых неоднозначных реликвий – это рука святой Терезы из Авилы. В свое время Святая Тереза сыграла значительную роль во время испанской гражданской войны. В XX веке мумифицированную конечность святой выкрал Франсиско Франко, который использовал ее в пропагандистских целях.

8. Десница Марии Магдалины

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

В 1191 году одна из двух рук Марии Магдалины хранилась в аббатстве Фекамп. Святой Гуго посетил это место в надежде получить реликвию, однако местные монахи отказали ему в этом. Тога Гуго просто откусил у мумифицированной руки два пальца.

9. Святая Екатерина из Сиены

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Однажды Екатерине из Сиены было ведение о том, что сама Матерь Божья соединила ее руку и руку Христа обручальными кольцами. Это кольцо (само собой) было видно только ей, и носила его она до конца своей не очень продолжительной жизни. Умела будущая святая в 33 года. Местные жители хотели было оставить ее тело для поклонения, но им этого не позволили. Тогда преисполненная высоким чернь отрубила покойно голову.

10. Святая крайняя плоть

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Крайняя плоть Иисуса Христа, по легенде, была отрезана у него на восьмой день и долго хранилась в Ватикане. Святыня была весьма популярна, поскольку считалось, что она списывает грехи за 10 лет. Известно, что в одном из видений Агнесса Бланбекин почувствовала святую крайнюю плоть у себя во рту, а святая Екатерина Сиенская, которой привиделось, что она помолвлена с Христом, носила святую крайнюю плоть, как кольцо. Всего в средние века по всей Европе насчитывалось до 18 «подлинных святынь». В 1990 году Священным синодом был издан указ, по которому любое
обсуждение Священной Крайней Плоти в духовных кругах каралось отлучением от церкви. Сегодня реликвия хранится в церкви Santissimo Nome di Gesù итальянского городка Calcata

11. Священный Эдесский мандилион

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

По легенде Эдесский мандилион – это полотенце, Иисус вытер лицо. По его поводу существует несколько весьма противоречивых легенд. По одной из них реликвия появилась после того, как царь Акбар Эдесский и послал своего гонца с письмом к Христу. В письме была просьба дать ему лекарство. Вернулся посол с полотенцем, на котором отпечатался облик Христа, а царь исцелился. Сегодня Мандилион Эдесский, который приравнивают к Туринской плащанице, хранится в Ватиканском дворце в часовне Матильды (Matilda chapel).

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Существуют ли сокровища Иерусалимского храма, и где искать нити правды

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Существует немало версий местонахождения сокровищ Иерусалимского храма. Согласно одной из них, все священные предметы спрятаны глубоко под землей в самом храме, где в нынешнее время располагается мечеть «Купол Скалы». Мусульманское духовенство категорически запрещает проводить там какие-либо раскопки, свято оберегая это место. Поэтому можно только догадываться о том, какие тайны хранятся в недрах иерусалимской Храмовой горы.

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Несмотря на все запреты на проведение раскопок в священных для мусульман местах, находятся смельчаки, которые готовы нарушить их. Взять, к примеру, британского офицера капитана Монтегю Браунеля Паркера, который, согласно рассказу полицейских Иерусалима, сумел украсть у мусульман несколько бесценных реликвий (посохи Моисея и Аарона, корону и кольцо Соломона и другие).

Как писали газеты, Паркер подкупил шейха мечети «Купола Скалы», и во время праздника «наби Мусы» проник вглубь горы с несколькими помощниками. Десять дней Паркер вел там свои раскопки, пока не дошел до огромной мраморной плиты, прикрывавшей вход в подземелье. Что там произошло дальше, истории, увы, неизвестно.

После бегства Паркера с горы полицейские объявили его в розыск, поскольку, по словам одного из мусульман, британец вынес оттуда несколько тяжелых мешков. Однако мало верится в то, что капитану удалось что-либо украсть из подземелья. Ведь тогда спустя некоторое время драгоценности бы всплыли в какой-то частной коллекции или в музее. А этого, к сожалению, не случилось.

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Согласно иной версии, драгоценности Иерусалимского храма были спрятаны в «женской части» Первого храма, то есть на несколько десятков метров к северо-востоку от «Купола Скалы». Вход в тайник случайно обнаружил один из священников Второго храма. Когда он пошел рассказать своим товарищам о находке, то не смог закончить рассказ, поскольку упал замертво. Бытует поверье, что на вход в сокровищницу наложено каббалистическое заклятие, снять которое сможет только пришедший на Землю новый Мессия.

По версиям многих археологов, поиск сокровищ следует начинать в Риме

Многие историки убеждены в том, что искать сокровища Иерусалимского храма следует в запасниках Ватикана. Такое свое предположение они составляют на основании знаменитого барельефа на арке Тита, на котором изображены воины, несущие на своих плечах различные предметы из храма (среди них и знаменитый семисвечник), а также на свидетельствовании Иосифа Флавия и многих римских историков. Однако в их повествованиях нигде не рассказывается о святых скрижалях, посохах Моисея и Аарона и прочих утерянных ценных вещах.

Исследователь и профессор из Америки Стивен Файн выдвинул иную версию, согласно которой сокровища, похищенные из Иерусалимского храма, были спрятаны римлянами в Храме Мира, построенном примерно в 74 году.

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

По словам профессора, после того, как Иерусалим был разрушен, многие евреи просто приходили в Храм Мира, дабы посмотреть на «военные трофеи», который они привезли из «храма иудеев». Именно там рабби Элазар, сын рабби Йоси, увидел храмовую завесу из Первого Иерусалимского храма, а также множество других сокровищ. В 192 году Храм Мира был уничтожен огнем, поэтому вполне может быть, что и сокровища, вывезенные из Иерусалимского храма, также сгорели там.

Рим неоднократно подвергался нападениям различных завоевателей, а также страдал от мощных землетрясений. Даже если предположить, что сокровища Иерусалимского храма были где-то спрятаны в нем, то шансы на то, чтобы отыскать их целыми и невредимыми, были крайне малы. Несмотря на это, долгие годы израильские власти и видные раввины пытались добиться от Ватикана разрешения на осмотр их сокровищниц. Римские понтифики, в свою очередь, постоянно отмахивались от подобных просьб и меняли тему для разговора.

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Моше Кацаву, бывшему президенту Израиля, удалось добиться разрешения для осмотра римских запасников на предметы сокровищ Первого Иерусалимского храма. Представительской делегации из Израиля не удалось ничего обнаружить в сокровищницах Ватикана. Но многие израильтяне по-прежнему убеждены, что тогда римские власти показали сотрудникам Управления древностей далеко не все свои запасы.

Медный свиток и Кумранский код могут указать верное направление

Существует множество версий, где могут быть спрятаны сокровища Иерусалимского храма. Однако те, кто не верит, что бесценные артефакты спрятаны в Ватикане, опираются на записи в знаменитом «медном свитке», который был найден в Кумране в 1953 году.

Отличительной чертой данного свитка является то, что написан он не на пергаменте, а на медной фольге. В свитке содержится информация о 64 тайниках, в которых хранятся более 57 тысяч килограммов золота и 14 тысяч килограммов серебра. Сюда включены и драгоценности еврейского народа. Поскольку в Иудее никто из людей, даже очень богатых, не мог обладать таким состоянием, то, скорее всего, речь идет о сокровищах Первого Иерусалимского храма. Стоит также отметить, что в свитке указаны аксессуары из храма, обозначенные словами, которых нет даже в Библии.

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Автор «медного свитка» кодировал записи таким образом, чтобы разгадать его смог только он сам, поскольку знал места расположения тайников как свои пять пальцев. Скорее всего, он просто не ожидал, что осада, нависшая на Иерусалимом, завершится столь трагически. Вот уже более шести десятков лет никому из историков и археологов не удается расшифровать закодированное месторасположение ценностей, вывезенных из Иерусалимского храма. Но их поиски не прекращаются, и вполне возможно, что спустя некоторое время удача улыбнется хоть кому-то из искателей.

Клад царя Соломона не миф

Надо сказать, что все сокровища, отмеченные в «медном свитке», действительно реальны. О них неоднократно упоминается в старинной рукописи, созданной примерно в 350 году. В данной рукописи идет речь о том, что пять мудрецов вынесли самые главные ценности храма и спрятали в укромном месте, о котором никому не известно. Обнаружить данный клад люди смогут только после прихода нового Мессии.

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

В качестве места захоронения древних сокровищ указывается Тель-Кахлон, то же самое место, которое упоминается и в «медном свитке». Поскольку авторы рукописи и «медного свитка» не были знакомы, ведь жили с разницей в 300 лет, можно сделать вывод, что кто-то когда-то слышал о захороненных кладах, поскольку информация о них передавалась из уст в уста. Вся загвоздка в том, что никто не может понять, что же это за место – Тель-Кахлон. Впрочем, скорее всего, это лишь вопрос времени и развития технологий. Есть версия, что Тель-Кахлон располагается где-то в районе Иордании. Не лишним будет также почитать об уникальных безделушках за «смешные» деньги, или как блошиный рынок дарит вторую жизнь старым вещам.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Реликварии и музеи при храмах

3 декабря 2010 года вступил в действие закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.

Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Смотреть картинку Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Картинка про Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки. Фото Для чего в храмах выставляли священные реликвии остатки

Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей – вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации. В этой публикации говорится об историческом опыте и современной практике организации при храмах музейных хранилищ церковных реликвий.

Древлехранилища в России

Традиция собрания при храме церковных реликвий уходит в глубокую древность. Так, желая подчеркнуть единение Руси и ведущую роль Москвы, ее князья стремились вывезти в свою столицу святыни и реликвии присоединенных территорий.

В России существовал древний обычай, по которому на гробах при погребении приносили иконы, остававшиеся потом в усыпальнице либо в храме. Обычно это были семейные реликвии и благословения родителей. Из таких образов составилось уникальное собрание Троице-Сергиевой Лавры.

В XVIII в., с переносом столицы в Петербург, учреждением Синода и введением так называемой «Палестинской дачи», приезды духовенства с Востока стали реже. Образная палата стала терять значение древлехранилища.

Древлехранилища: с XIX столетия до наших дней

Основа большинства музейных собраний древнерусского искусства была заложена еще в дореволюционное время. Это могли быть как коллекции, собиравшиеся старообрядцами или представителями художественной интеллигенции, в т.ч. П.М. Третьяковым, так и фонды государственных музеев или епархиальных древлехранилищ, которые также создавались по инициативе государства и поддерживались им.

В XIX в. при епархиях появились древлехранилища, куда свозили наиболее древние иконы, облачения. Это были своего рода церковные музеи. После революции они стали государственными, а памятники искусства, остававшиеся в храмах, которые взрывали и сжигали, часто погибали. В том, чтобы сохранить в музеях величайшие духовные и художественные сокровища русского народа, были заинтересованы не только ученые и деятели культуры, но и просвещенные представители Церкви. Их сотрудничество продолжалось и в первые послереволюционные годы – до тех пор, пока общественная деятельность Русской Церкви усилиями безбожного государства не была фактически приостановлена. Ученые, музейщики и реставраторы, оставшись в одиночестве, были вынуждены спасать как экспроприированное церковное имущество, так и то, что было оставлено в закрытых храмах.

Сегодня РПЦ планирует обзавестись системой церковных музеев-древлехранилищ, подобных существовавшим до революции. Об этом заявил на заседании Общественной палаты и президиума Союза музеев России Митрополит Калужский и Боровский Климент. Он рассчитывает на государственную поддержку этой идеи. В рамках будущего музейного проекта церковь планирует сотрудничать с Министерством культуры и работниками светских собраний, «у которых имеется большой опыт по сохранению и реставрации памятников, а также современные технические средства».

В качестве примера приведем слова архиеп. Рязанского Павла о планах Церкви по содержанию Рязанского Кремля после его передачи в ведение епархии: «…ограничивать доступ на территорию Кремля мы не будем. Церковь призвана не отталкивать, а привлекать людей к Богу через храм. Архитектурный ансамбль останется открытым для экскурсий и прогулок. Но мы будем призывать людей, приходящих на это святое место, бережно хранить его… В результате перевода музея в новые здания и воссоздания на территории Кремля Духовного центра и церковного музея «Древлехранилище» в городе будет уже не один, а два духовно-просветительских центра. От этого проекта не пострадает, а значительно оживится просветительская деятельность, обогатится культурная и духовная жизнь города, и Рязань станет привлекательнее для многочисленных туристов и паломников».

Музейные собрания при храмах и монастырях

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь города Костромы может служить сегодня образцом решения проблемы передачи Церкви музейной собственности.

Сегодня в Ипатьевском монастыре действует Церковный историко-археологический музей. Он состоит из нескольких экспозиций, посвященных церковным древностям, а в палатах бояр Романовых действует выставка по истории царского рода.

Государственный музей переехал в центр города, в здание пожарной Каланчи на площади Сусанина. Правда, шестеро ведущих хранителей остались работать в монастыре под началом его наместника, а ныне еще и директора музея, архимандрита Иоанна.

При храмах-памятниках, посвященных каким-либо важным событиям церковной или государственной жизни, издавна существовала практика экспонировать предметы, связанные с данным событием.

Например, в селе Пурех под Балахной в Спасо-Преображенской церкви, построенной в вотчине князя Пожарского в память освобождения Москвы от поляков, хранилось знамя, с которым ополченцы Пожарского и Минина одержали победу, и семейные реликвии князей Пожарских, связанные с освобождением страны от иноземцев.

В Казанском соборе Санкт-Петербурга, построенном для хранения чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находились знамена и штандарты побежденных французских армий, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками.

В храме-памятнике во имя Честных Древ Креста Господня и Свт. Николая Чудотворца «Спас на водах» (Санкт-Петербург), возведенном в память погибших во время русско-японской войны 1904–1905 гг., в качестве алтарной завесы использовался Андреевский флаг. На внутренних стенах и несущих столбах были высечены названия погибших кораблей, даты их гибели, число павших и их имена. Рядом помещались уцелевшие иконы с затонувших судов. В храме хранилось знамя бывшего Квантунского флотского экипажа. После гибели фрегата «Паллада» в 1914–1915 гг. в храм была помещена мраморная доска в его память.

Храм был соединен крытой галереей с настоящим музеем, где находились фотографии почти всех погибших воинов и документальные свидетельства их подвигов и других событий русско-японской войны.

На внутренних стенах храма-памятника в Брюсселе помещены памятные доски с именами новомучеников, пострадавших в годы репрессий. Храм украшают доски с именами Царя-Мученика и членов Царской Семьи, Членов Императорской фамилии, архипастырей, а также посвященные духовенству, монашествующим и всем русским страдальцам за веру. В алтаре помещены доски с именами погибших архиереев РПЦ. В киоте находится икона небесных покровителей Царской семьи, а в конхе апсиды – образ Божией Матери «Нерушимая Стена».

В храме хранятся вещи Царской Семьи: Библия Цесаревича, крест с найденными в екатеринбургской шахте нательными иконками и крестиками, икона св. прав. Иоанна Кронштадского, находившаяся в Ипатьевском доме, погон Государя и его полушубок-шинель. В храм переданы на хранение штандарты полков, которые помещены в застекленные рамы.На фасаде над входом в церковь находится чтимая Царской семьей икона Божией Матери Федоровская.

Церковные музейные собрания характерны и для Западной церкви

Музеи Ватикана представляют самую богатую в мире коллекцию классического искусства, собранную благодаря заботе пап Климента XIV, Пия VI и других, которые реорганизовали и дополнили коллекцию, существовавшую уже в эпоху Возрождения.

Католическая церковь на протяжении веков сумела собрать и сохранить множество уникальных произведений искусства, выставленных сегодня в таких ватиканских музеях, как Пинакотека, Святой Музей и Музей египетского и этрусского искусства. Всемирно известны росписи Сикстинской капеллы, принадлежащие кисти великого Микеланджело.

В г. Бари (Италия), в знаменитой базилике Святителя Николая Чудотворца, сооруженной в XI в. после переноса туда мощей Святителя Николая из Мир Ликийских, устроена зала-сокровищница, по периметру которой расположены застекленные витрины, в которых находятся драгоценные дары жертвователей.

Современные музейные экспозиции при храмах

Новый Рождественский собор Зачатьевского монастыря построен над остатками фундаментов храмов XVI и XIX вв., которые являются артефактами, подлежащими сохранению. Кроме того, при раскопках, предшествовавших строительству, было обнаружено множество археологических находок. Поэтому было принято решение строить новый храм на монолитной плите, приподнятой над раскопом, а в пространстве под собором разместить музейную экспозицию.

При Троицком храме в пос. Удельная в помещении приходской библиотеки обустроена историческая комната с постоянной духовно-краеведческой экспозицией «Благословенная Удельная». В ней представлены уникальные фотографии, документы и экспонаты, рассказывающие об истории храма и поселка. Удельная известна как место последних лет жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова), а в Троицком храме служили такие выдающиеся священники, как протопресвитер Иоанн (Соболев) и протоиерей Виктор Шиповальников.

Опыт хранения древних икон при действующих храмах

Храм-музей Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе «Святитель Николай», «Сошествие Святого Духа на апостолов», а также заалтарные кресты, литургическая утварь.

В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери. В 1918 году ее изъяли из Успенского собора Кремля для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года икона находится в храме-музее. Ее пребывание в храме позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника. В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он становится одним из залов Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.

Икона Богоматери Торопецкой XII–XIV вв., хранившаяся последние 70 лет в Русском музее, сегодня находится в храме блгв. кн. Александра Невского в подмосковном коттеджном поселке «Княжье озеро». Перед перемещением иконы комиссия, состоявшая из экспертов музея и Министерства культуры, убедилась, что в «Княжьем озере» созданы все условия для хранения иконы. «Можно сказать, что в храме при помощи очень хорошего оборудования созданы идеальные условия для хранения иконы. Наша комиссия вынесла однозначное заключение, что эти условия соответствуют всем музейным нормам. Они такие же, как в нашем Русском музее», – подчеркнул заместитель директора музея. Для иконы был сооружен специальный герметичный киот, который не только поддерживает условия температуры и влажности, но и транслирует сведения в режиме реального времени в Русский музей. В случае отключения электроснабжения, в течение восьми часов всегда будут работать специальные батареи, поддерживающие необходимые для иконы условия.

Передача иконы даже на время – важный символический жест по отношению ко всем верующим. Важный урок состоит и в том, что государство старается воздавать должное тем, кто берет на себя часть его функций. Тем более, что икону передают в общедоступный храм, а значит всем верующим, способным и желающим ей поклониться. Увидели её уже около 40000 человек. Передача музейной иконы в храм – пока единичное явление. Однако с принятием Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» неизбежно встает вопрос о передаче святынь Церкви и о принятии ею функций по их сохранению. Кем же они будут осуществляться?

И хотя Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не предусматривает передачу религиозным организациям музейных предметов церковного искусства, кроме случаев совмещения функций храма и музея, встает вопрос: кем эти предметы церковного искусства будут сохраняться?

Для выпускников кафедры было бы целесообразно учредить епархиальную должность хранителей произведений церковного искусства наряду с должностью епархиального архитектора.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *