Для чего в загадках используются сравнения

Мастер-класс «Составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ»

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения Корсунская Наталья Николаевна
Мастер-класс «Составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ»

Мастер – класс

Тема: Создание образных характеристик объектов через составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ.

Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. Образность речи.

Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет продуктивной при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками и почувствует себя успешным в этой деятельности.

Для достижения этой цели мы используем технологию ТРИЗ:

1. Сравнение

Для того, чтобы составить сравнение нужно:

1. Выбрать объект, в данном случае цыплёнок.

2. Обозначить его признак, берем цвет.

3.Определить значение этого признака:

— Цыпленок по цвету какой? (желтый)

4. Сравнитьданное значение со значением признака в другом объекте:

— Что или кто бывает еще желтым? (солнце, ….)

Составляем сравнение по этой модели.

«Цыплёнок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как солнце.»

Сравнение можно составить с одним и тем же объектом,но по другим признакам: Слайд

«Цыплёнок по звуку пищащий, такой же пищащий по звуку, как дудочка.»

«Цыплёнок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как одуванчик.»

«Цыплёнок по форме круглый, такой же круглый по форме, как клубок.»

«Цыплёнок по ощущениям (рельефу) мягкий, такой же мягкий по ощущениям, как подушка.»

Обучение детей составлению сравнений начинается с 3х летнего возраста.

Главное научить детей у объекта выделять признак и значения признака.

2. Составление загадок

Еще одним методом для развития образности речи является составление загадок. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В технологии ТРИЗ есть три модели:

Чтобы составить загадкупо первой модели необходимо:

2. Три признака, в данном случае это цвет, действия, форма.

Далее даются образные характеристики по заданным признакам.

Записываем это слово в первой строчке левой части таблицы.

— Какой самовар по действиям? – Шипит (шипящий)

(заполняется вторая строчка левой части таблицы).

(заполняется третья строчка левой части таблицы).

Теперь делаем сравнениепо перечисленным значениям признаков и заполняем правые строчки таблицы:

После заполнения таблички читаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Составляем загадку:

В 1. «Желтый, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз».

В 2. «Желтый, но не монета; шипящий, но не вулкан; круглый, как арбуз».

Во второй модели для объекта берем один признак и несколько значений этого признака. Давайте попробуем вместе.

Выбираем: 1. Объект – ежик,

2. Признак – действие.

(Вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

— Пыхтит, собирает, семенит.

— Пыхтит как кто или что делает так же?

— Пыхтит как паровозик.

— Собирает как кто или что делает так же?

— Собирает как хозяйка.

— Собирает как жадина.

— Семенит как кто или что делает так же?

— Семенит, как ребенок.

— Семенит, как дедушка.

Далее составим загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».

Примеры: В 1. «Пыхтит, как паровозик; собирает, как хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

В 2. «Пыхтит, но не чайник; собирает, но не жадина; семенит, как дедушка».

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Особенностью освоения третьей модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? НО Чем отличается?

Протокол составления загадки про гриб:

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Загадки, составленные с детьми:

Прикреплённые файлы:

Картотека игр по технологии «ТРИЗ» Разработана картотека игр по технологии «ТРИЗ» В картотеку входят развиваюшие игры для детей старшего дошкольного возраста. Игра «Фантазия».

Мастер-класс для педагогов и родителей «Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» Мастер-класс для педагогов и родителей. Тема. Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» (Дж. Родари) для развития воображения и.

Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.

Мастер-класс с педагогами по квест технологии «Использование квест — технологии в работе с дошкольниками» ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками» Цель: Поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию.

Мастер-класс «ТРИЗ-технология» 1. Мастер – класс «Загадка как средство развития речи дошкольников» 1.1. Ведущий мастер – класса 1.2. Время проведения 1.3. Цели и задачи.

Конспект НОД с использованием кейс-технологии и технологии ТРИЗ «Помогаем Маше» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области Конспект НОД.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравненияОсвоение детьми способов составления сравнений по ТРИЗ С пяти лет дети начинают сравнивать объекты по признакам: по цвету, по рельефу, по весу, по температуре, по размеру, по вкусу. Дети видят,.

Презентация «ТРИЗ технологии в ДОУ» 1 слайд На современном этапе развития образования информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются наиболее перспективными моделями.

Источник

Загадки с метафорами, с олицетворением и сравнениями (с ответами)

Загадки с метафорами очень интересны! Чтобы их найти или придумать самому, придется сначала «подковаться» в теории литературы. Но, как бы устрашающе это ни звучало, задание сие весьма увлекательное.

Стоит только начать, и мир преобразится. Вот уже в нем под рыдающими небесами, где готовится исполинский пирог, бродят усатые матери и толстопузые сеньоры. Между ними без устали снует кто-то, похожий на шуструю служанку. В квартире поселяется слон, а на носу у деда – велосипед.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

И за всем этим пристально наблюдает очень-очень странный глаз.

Форма краткая, образ емкий

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения Вам будет интересно: Метод тыка: описание и применение

Метафора усиливает языковую образность и речевую выразительность в художественной литературе и искусстве ораторов.

Слово «метафора» произошло от μεταφορά (древне-греческий). В переводе это обозначает:

В нем может употребляться выражение, основа которого – сравнение по общему признаку. Причем сам предмет не называется, а именуется так, как сопоставляемый с ним.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Гость в саду и странный наблюдающий глаз

Это свойство данных тропов делает их благодатным материалом для хитроумных задачек. Загадки с метафорами издавна были популярны. Строятся на основе этих тропов они и сейчас.

Братья – маленькие детки –

Друг от друга ни на шаг,

Вместе быть стараются.

В сад зашел сегодня гость

И назвал их словом «гроздь».

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения Вам будет интересно: Философствовать – это опасная игра или потребность души?

Всех он ласково погладил по головкам,

Подвязал семью рукою ловкой.

Им до осени силенок

Но присмотрись внимательно,

Ведь есть усы у матери!

(ответ: виноградины в грозди, садовод, лоза)

Наблюдал за мною раз

Очень-очень странный глаз.

Натуральный цвет белка,

Словно солнце иль луна,

И совсем уже нет зрачка!

Что за глаз? Задачка!

(ответ: яичница глазунья)

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Очень увлекательно, не правда ли? В этих загадках с метафорами с ответами описываемых тропов несколько:

В случае второй загадки метафора с языка слетает сама почти у каждого, кто когда-либо разбивал куриное яйцо или ел яичницу глазунью. Само название этого блюда метафорично.

Кислое с пресным сравнить интересно

Если же предметы просто уподобляются один другому, речь идет об обороте, называемым сравнением.

Эти стилистические фигуры в высказывании усиливают:

Богатые оттенки смыслов рождают ассоциации в основе загадок с метафорами и сравнениями, стимулируют интерес у слушателя и отгадчика.

Прекрасный цветок, шустрая служанка и хрупкое стекло

Сравнение может быть создано с помощью слов:

Подобно редкому цветку прекрасна,

Но никогда гербарием не стану.

В твоем альбоме все равно растаю.

Хрупок, словно тонкое стекло,

На солнце полировкою сверкает.

Стало то им, что вчера текло,

То, что на морозе застывает.

Как и в загадках с метафорами, в зарифмованных сравнениях предмет не называется. Его нужно узнать, выявить по признакам подобия.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Коричнево-сер я, как хлеба буханка,

Но мал и умею летать.

Я шустр, как у строгих хозяев служанка,

Сную, чтобы корм добывать.

Пою незатейливо, точно бубенчик:

Все динь да дилинь об одном.

Я в городе, в поле, в саду, в деревеньке,

Сосед ваш за каждым окном.

В этой поэтической задачке сравнения созданы с помощью:

С ответами на загадки-сравнениями,(как и с метафорами), не возникнет больших трудностей.

Сотворить лицо

Бывает, человеческие качества или свойства переносят на:

В таком случае используется троп олицетворение. Последнее призвано помочь пишущему или говорящему создать такой художественный образ, который будет:

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Прожорливый сеньор под чихающим небом

Красный сеньор смотрит сверху на грядки.

Все у него с аппетитом в порядке.

Быстро толстеет, соком налит.

Щеки развесил алые,

Выпятил пузо немалое!

Олицетворение, делающее из всем известного овоща знатного сеньора, не ново. Еще Джанни Родари в знаменитой «Чиполлино» представил его так.

Так же, как и сказка, только в более сжатой форме, поступает и загадка. Она наделяет ягоду аппетитом. Рассказывается, что некто «пьет», «толстеет», «развешивает щеки» и «выпячивает пузо». Таким образом, растению приписываются человеческие черты.

Хороший способ придумать загадку – олицетворение. Как и с метафорой, с ним получаются колоритные, запоминающиеся строки.

Небо с утра грустит,

К обеду и вовсе хмурится:

Укрыло лицо в тени.

Кашляло очень громко,

Чихало, – земля дрожала.

Насупило темные бровки

И горько так зарыдало!

Грустят, хмурятся, кашляют, чихают, супят бровки и рыдают обычно люди. Кое-что из этого умеют делать животные. А придание этих качеств небу, тучам, грому и дождю – это олицетворение.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Как отличить, что это: загадки со сравнением или с метафорой?

С олицетворением все понятно. Да и с прочими тоже. А теперь рассмотрим еще примеры.

Ходит по улицам барыня белая,

Город по крыши засыпала мелом!

Если бы здесь было «время года, похожее на белую барыню» или «засыпала чем-то, выглядящим, как мел», то это было бы сравнение. Но в данном примере метафора.

На небе случился ох-переполох!

На весь свет решили там испечь пирог.

Но в кухне небесной мешки

На землю потоки муки

В случае, если имелось бы высказывание типа: «потоки чего-то, белого и легкого, точно мука», можно было бы говорить о сравнении. Но здесь также явная загадка с метафорой.

С ответами на следующие задачки переносимся в сферу быта и личного обихода.

День уборки наступает,

Слоник хобот расправляет.

Там, где он сейчас прошел,

Дышится так хорошо!

Пыль всосал легко и быстро,

И ковер наш снова чистый!

Есть рама и два колеса.

Но не едет он никуда.

Этот маленький велосипед

На носу своем носит дед.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Поскольку сравнения шланга пылесоса с хоботом и очков с велосипедом скрытые, это – загадки с метафорами.

А вот задачка, сочиненная по сказочному сюжету. Она про некий волшебный предмет, который не является ни телевизором, ни телефоном. Но в тридевятом пространстве-времени он выполняет такие же функции и используется со сходными целями. Поэтому можно говорить, что здесь тоже есть метафоры.

Царевна из сказки старой

Телевизора не имела,

Мобильником не владела,

Но знала все, что хотела,

Царства новости тридевятого.

Что ей помогало, ребята?

(ответ: яблочко на тарелочке)

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Приведенные здесь стихотворения – особые упражнения для ума. Интересно разгадывать загадки и полезно использовать их как пособия при изучении литературных приемов.

Источник

Для чего в загадках используют сравнения?

Для чего в загадках используют сравнения?

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Чтобы сложнее было отгадать, да так и интересней.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Помогите пожалуйста придумать загадку для 4 класса со сравнением?

Помогите пожалуйста придумать загадку для 4 класса со сравнением!

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Придумайте загадку с использованием сравнения?

Придумайте загадку с использованием сравнения.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Попробуй придумать свою загадку про зайца?

Попробуй придумать свою загадку про зайца.

Используй как можно больше прилагательных.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Составить загадку используя сравнения?

Составить загадку используя сравнения.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

С какой целью используются прилагательные в формах степеней сравнения?

С какой целью используются прилагательные в формах степеней сравнения?

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Отгадай загадки выпиши образные сравнения?

Отгадай загадки выпиши образные сравнения.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Сделайте вывод какие языковые средства используются в сравнении?

Сделайте вывод какие языковые средства используются в сравнении.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

СРОЧНО?

Напишите 3 загадки где в степени прилагательного есть сравнение, пожалуйста.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Посмотри в готовых домашних заданиях советую.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Люди одинаковые обычаи разные В городе крутой дома простой Разные страны и обычаи разные.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

На счет схемы не уверена.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Мальчик с играет в фудббол с мячиком, на улице выпал снежок, по дереву лазаетбельчонок, я хотел стать певцом, я со своим товарищем пошёл гулять.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

С друзьями я играл с надувным мячом бережок на пляже был такой мягкий за окном падал пушистый белый снежок в детстве я хотел стать певцов теперь он был мне товарищем.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Например : каков? Красив, какова? Красива.

Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть фото Для чего в загадках используются сравнения. Смотреть картинку Для чего в загадках используются сравнения. Картинка про Для чего в загадках используются сравнения. Фото Для чего в загадках используются сравнения

Источник

Загадки-сравнения

Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож.

Маленькая, серенькая, а хвостик — как шило.

Круглый как мяч, сладкий как мед.
Кто его ел, тот сразу поймет.

Как трава, зеленый, играет, как на скрипке, прыгает, как лягушка.

Прыгает, как зайчик, он, круглый, словно солнышко.

Загадка #1888 : Она, как тучка, дождик льет,Растениям жизнь она дает.

Она, как тучка, дождик льет,
Растениям жизнь она дает.

Загадка #1889 : Он рыжий, как солнце,Круглый, как мяч,Вкусен и сочен для нас.

Он рыжий, как солнце,
Круглый, как мяч,
Вкусен и сочен для нас.

Загадка #1890 : Она, как банк, хранит деньжища.Разбей ее — и будет тыща.

Она, как банк, хранит деньжища.
Разбей ее — и будет тыща.

Загадка #1891 : На живое серебро она похожа,Чешуя сверкает блестками на коже.

На живое серебро она похожа,
Чешуя сверкает блестками на коже.

Загадка #1892 : Цветным звездопадом на головыЗаполнивших площадь людей,Искрящимся падает колоколомСияние в праздничный день.Руками волшебные искоркиПоймать ребята хотят,Но растают они,

Цветным звездопадом на головы
Заполнивших площадь людей,
Искрящимся падает колоколом
Сияние в праздничный день.
Руками волшебные искорки
Поймать ребята хотят,
Но растают они, как призраки,
До земли они не долетят.

Загадка #1893 : Белый комочек —Прыг за пенечек,Скачет, как мячик,Мордочку прячет.

Белый комочек —
Прыг за пенечек,
Скачет, как мячик,
Мордочку прячет.

Загадка #1894 : Но свой промах осознал.И исправить захотелось,Только как, пока не знал.Но вокруг все: «Как же так?».И стал он красный, точно …

Но свой промах осознал.
И исправить захотелось,
Только как, пока не знал.
Но вокруг все: «Как же так?».
И стал он красный, точно …

Загадка #1895 : Чтобы выпросить у братаИ конфет, и шоколада,Притворяется больной,Тихо стонет: «Ой-ой-ой»,Чтобы вымолить у мамыЛетом новую панаму,Папу чтоб уговорить,
И конфет, и шоколада,
Притворяется больной,
Тихо стонет: «Ой-ой-ой»,
Чтобы вымолить у мамы
Летом новую панаму,
Папу чтоб уговорить,
Куклу новую купить,
Льстит ему: «Ты сильный самый.
Ты для нас защитник с мамой».
Наша Танечка-краса
Стала хитрой, как …

Загадка #1896 : Мама, кашу есть пора!Я не завтракал с утра.Наливай, сестрица, чаю!Я от слабости качаюсь.Бабушка, неси пирог!Ведь голодный я, как …

Мама, кашу есть пора!
Я не завтракал с утра.
Наливай, сестрица, чаю!
Я от слабости качаюсь.
Бабушка, неси пирог!
Ведь голодный я, как …

Источник

Литература. 6 класс

Конспект урока

Загадки как малый жанр фольклора

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Загадка – жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Переносный смысл – это употребление слов в таком значении, которое нельзя воспринимать буквально.

Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.

1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64

2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320

3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288

4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238

4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016, стр. 239

5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Загадка – это малый фольклорный жанр.

Давайте вспомним, что такое фольклор?

В переводе с английского это слово обозначает народную мудрость.

В фольклоре, как виде литературного жанра, отражается всё устное народное творчество, что создавалось веками, из поколения в поколение.

Мы помним с вами, что есть жанры поучительные, хранящие народную мудрость: пословицы, поговорки, притчи, сказки.

А есть развлекательно-познавательные жанры: загадки, частушки, скороговорки.

Частушки – это развлекающие, часто шуточные песенки.

Скороговорки – это фразы, произнося которые нужно потрудиться, выговаривая буквы. Так мы тренируем наш речевой аппарат.

А что же полезного в загадках?

Загадка – это иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.

А чтобы разгадать, нужно хорошенько подумать, проанализировать, разобраться. Загадка – это отличная тренировка для мозга.

А какие же загадки бывают?

Загадки можно разделить на несколько видов: загадки-складки, загадки-шутки, загадки-сравнения, загадки-описания.

Загадки-складки – четверостишие, в котором пропущено слово, которое должно попасть в рифму.

И в клубок свернулась…

Правильно – кошка. Это слово прекрасно рифмуется в загадку.

Загадки-шутки – загадки с подвохом, заставляющие улыбнуться.

У бабушки жили: внук Петя, кот Васька, козёл Борька и кошка с котятами. Сколько внуков жили у бабушки?

Внук только один – мальчик Петя. Все остальные перечисленные персонажи – не люди, и не могут быть внуками бабушки.

Загадки-сравнения – используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их.

Сидит девица в темнице, а коса на улице

Это – морковь. В темнице – в земле в грядке, а коса – это ботва корнеплода.

Загадки-описания описывают предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.

Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.

Я под землёй построил дом,

Все кладовые полны в нём.

Загадки-сравнения в основном построены на метафоре.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с другими на основании общего признака.

Скатерть бела – весь свет одела.

Как вы догадались – это снег.

Золотое решето чёрных домиков полно.

И это подсолнух. Не правда ли, очень образно?

Эпитеты – образные, яркие и красивые определения (прилагательные) при существительных.

В загадках часто встречаются «постоянные эпитеты» – то есть устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных текстах и жанрах фольклора.

Самые частые постоянные эпитеты в загадках:

Например, красна девица, а сердце каменное.

Нередок в загадках такой приём, как аллитерация (повтор одних и тех же согласных в предложении) и звукоподражание (изображение в художественном тексте различных звуков природы, звуков, издаваемых животными, человеком):

Суну, посуну, делаю посуду;

Высуну – поколочу и всю вызолочу (ковка).

Гипербола (чрезмерное преувеличение размеров предметов) также используются в загадках:

Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).

Что касается сравнений, тут могут быть и прямое и отрицательное, то есть когда предмет сравнивается от обратного, через отрицание.

Бел как снег, в чести у всех (сахар).

Красна, да не девка,

Зелена, да не дубрава (морковь).

В одной загадке могут использоваться разные выразительные средства.

Загадки, по большому счету, это форма диалога, где один из собеседников загадывает, а другой отгадывает. При этом, все загадки на содержат вопроса, они описательные.

А про что у нас бывают загадки?

Да загадать можно все, что угодно.

Но чаще всего люди придумывали загадки про то, что видели вокруг себя: животные, предметы, явления природы, растения, времена года и многое другое.

Загадки придумывались не только в стародавние времена.

Загадки сочиняются и теперь. Их придумывали и известные детские писатели, такие как С. Маршак, С. Михалков, К. Чуковский. Зачем? Ровно с той же целью, чтобы маленькие читатели с помощью небольших заданий могли развивать мышление и воображение.

Теоретический материал для углублённого изучения

Загадки нужны для того, чтобы передать новым поколениям жизненный опыт предыдущих. С помощью загадок детям объясняют в игровой форме законы окружающего мира, развивают мышление и воображение.

Загадки создавались во все времена. Различные загадки существуют и в фольклоре других народов. Но каждая загадка отражает культуру именно своего народа. Поэтому можно говорить, что загадка, как часть фольклора – это отражение культуры, национального характера и географических особенностей региона, в котором она родилась.

Загадки – жанр свойственный не только русскому фольклору. Существует древнегреческий миф об Эдипе и Сфинксе.

В окрестностях города Фивы поселилось страшное чудовище с женской головой, змеиным хвостом и железной чешуёй. Долго наводило ужас оно на жителей города. И тем, кому нужно был пройти по дороге, где жил Сфинкс, он загадывал загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?»

Тех, кто не мог отгадать, Сфинкс убивал.

Но однажды перед Сфинксом оказался царь Эдип. Подумав некоторое время, Эдип дал ответ: «Это человек! Когда он маленький – ползает, когда взрослый – ходит, а когда становится стариком – опирается на тросточку».

Загадка была разгадана. А Сфинкс уничтожен, и город спасён.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *