Для усиления эмоциональности что
Способы развития эмоционального мастерства
Свои эмоции человек способен распознать, но все намного сложнее, если речь идет о переживаниях других людей. В эмоциях разобраться одновременно легко и сложно. Когда мы спокойны, уравновешенны, наблюдательны и осознанны – распознать их почти не составляет труда. Но стоит сюда подмешать хоть немного чувств, как мы становимся эмоционально слепыми.
Некоторые способы развития эмоционального мастерства покажутся очевидными, но это не лишает их актуальности. Следуйте хотя бы нескольким пунктам и увидите результаты уже через несколько дней. Все это позволит как избавиться от стресса и гнева, так и научиться понимать других людей.
Эмпатия
Ключ к пониманию эмоций лежит в изучении эмоциональной реакции людей. Почему так? Подавляющее большинство из нас так поглощены своим внутренним миром, что, казалось бы, должны быть мастерами в эмоциональном интеллекте, но это не так. Есть мнение, что человек проявляется только посредством общения с другими людьми. А полное погружение в свой внутренний мир может привести к депрессии. Или что еще хуже — к нарциссизму. Наверняка вы видели и слышали людей, которые вроде разбираются в своих эмоциях, но настолько зациклены на себе, что их неприятно слушать. Поэтому начните с эмпатии.
Вера в себя
В данном случае это понятие означает: «Я отвечаю за свои эмоции сам. Если кто-то зол или раздражен, я не обязан поддаваться этому влиянию». Это уверенность в том, что вы не станете подражать состояниям других людей, если сочтете это нужным.
Многие люди зависят от настроения других и прекрасно, когда их окружают позитивные и амбициозные личности. Но что если нет? В мире много негативных эмоций и мы подпадаем под это воздействие.
Вы должны сами решить, как хотите себя чувствовать, как хотите интерпретировать конкретную ситуацию. Это значит принять на себя полную ответственность за свои реакции и жизнь, а на надеяться на то, что кто-то выведет вас из эмоционального тупика.
Какие эмоции вы хотите пережить? Какие эмоции нужны здесь и сейчас? Вот вопросы, на которые необходимо найти ответы. Никто не виноват в том, что вы раздражены или гневаетесь. Признайте это.
Уверенность в своих силах
Этот навык нужно развивать не завтра и не послезавтра, а именно сейчас. Уверенность в себе позволяет человеку выражать те эмоции, которые он считает нужными в конкретной ситуации.
Также это означает, что вы справляетесь с неопределенностью. Не знаете, что будет через несколько секунд, однако уверены в том, что сможете выразить подходящие эмоции. Люди обычно не знают, как отреагируют на какое-то событие, потому что не уверены в себе. Даже если они заранее настраиваются на определенный исход, то когда он наступает, реагируют импульсивно, что мешает воспринимать ситуацию правильно.
Состояние неопределенности у многих вызывает тревогу, стресс и страх. Такие люди боятся даже тех ситуаций, которые переживали не один раз.
В вашей голове всегда должны быть примерно такие мысли: «Я не знаю этих людей, но я уверен в себе. Могу с ними поговорить о чем угодно и быть настоящим. Даже если сделаю какую-то глупость, то посмеюсь вместе с другими над собой».
Социальный обмен
Поговорим о термине «ранимость». Все мы в той или иной степени уязвимы, потому что у каждого есть слабые места и болезненные ситуации. Ранимость можно описать как сильное интенсивное неприятное чувство, вызванное словами или поступком другого человека. Как мы поступаем в этом случае? Либо полностью замыкаемся в себе, либо начинаем терять лицо. Обе стратегии не несут в себе ничего хорошего.
Социальный обмен предполагает, что вы будете комфортно себя чувствовать в подобных ситуациях. И даже если затронута болезненная тема, это не мешает вам оставаться собой и говорить вслух о том, что чувствуете. Иначе получится, что даже близкие друзья и родственники не узнают, что происходит внутри вас. Тишина только усилит душевные мучения. Пришло время открыто сказать о том, что думаете и чувствуете.
Например, каждый сталкивался с ситуацией в жизни, когда кто-то не верил в вас: родители, близкий человек, друзья. Зачастую мы реагируем стандартно: замыкаемся в себе. Скажите прямо этим людям, насколько это важно, что вы хотите чувствовать их поддержку. Согласитесь, тогда уже точно будет понятно, достойные ли люди рядом с вами. Если они даже после этих слов не изменят свое поведение, это о многом скажет. Но скорее всего они услышат вас.
Разговор с самим собой
Это означает говорить самому себе, как вы должны себя чувствовать и как реагировать. Буквально произнесите эти слова про себя или вслух. Это момент, когда можно остановить неконтролируемый поток мыслей и эмоций и стать на твердую почву.
Спросите себя: «Что не так? Как исправить ситуацию?». Возможно, ответом будет «Я должен извиниться» или «Я должен сказать правду».
Эмоциональное мастерство достигается, когда вы знаете, как хотите думать и действовать и что чувствовать. Только в случае гармонии можно стать цельной личностью без сильных психических расстройств. Все это приходит с практикой и пониманием, зачем все это нужно.
Сами генерируйте эмоции, которые хотите пережить. Если с утра плохое настроение, не надейтесь на то, что все само собой пройдет. Не пройдет, станет только хуже. Посидите в тишине и поговорите с собой. Выясните, что вас волнует и как перестать нервничать.
Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.
Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.
Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.
Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.
Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.
Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.
Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.
Про понимание себя
Упражнение «Квадрат настроений»
Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.
Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?
Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.
Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.
Про общение со сверстниками
Упражнение «Не обижайся!»
Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.
Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.
Про общение с родителями
Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».
Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.
1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».
2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».
Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».
Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.
Как развить эмоциональность
Любая ситуация, событие, впечатление у человека сопровождаются эмоцией. Психологи понимают под этим словом переживание своего отношения к происходящему, прошедшему или тому, что может произойти. В обычной речи слово «эмоция» трактуется более широко: психический компонент – переживание, дополняется физиологическим – сопутствующими изменениями в организме. Есть люди, которые от природы испытывают слабые эмоции, однако при желании можно развить эмоциональность.
Эмоция выполняет важные функции:
Что такое эмоциональность
В психологии эмоциональность характеризует качество, содержание и динамику эмоций. Она может быть сильной, когда эмоции ярко выражены, а может быть слабой, когда событие не оставляет следа в душе человека или когда этот след не заметен окружающим.
Люди, далекие от психологии, под эмоциональностью понимают эмоции, выраженные ярко, заметно для окружающих. Эмоциональным называют человека с непосредственным, живым, восприятием.
Особенности развития эмоций у детей
Человек не рождается с готовым набором эмоций – в течение жизни происходит развитие эмоций, они превращаются из простых в сложные, увеличивается их количество. Самое глобальное эмоциональное развитие случается в раннем детстве.
Первые эмоции появляются у младенца в связи с удовлетворением или не удовлетворением его начальных потребностей. Он испытывает удовольствие, когда сыт, когда ему комфортно. Если ребенку холодно или жарко, если он не может уснуть или голоден, то он испытывает недовольство.
Когда ребенок становится старше, его эмоции усложняются, они развиваются в процессе игры и исследовательского поведения. На первой ступени развития эмоций малыш получает удовольствие при достижении результата. Потом доставлять радость начинает сама игра – здесь эмоции связаны с протеканием процесса деятельности, но не с его завершением.
Ребенок растет и учится предвосхищать эту эмоциональную палитру. В таком варианте развития эмоции зарождаются в начале действия, и уже результат и процесс выполнения не являются главными для него. Это момент соединения эмоции и интеллекта, в этом случае у будущего поступка оцениваются и последствия с результатами, и его общий смысл с предполагаемыми переживаниями.
К школьному возрасту эмоции усложняются, они обретают более широкий смысл, разные переживания объединяются или борются друг с другом. Это развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста и младших школьников приводит к возникновению внутренней стороны жизни ребенка. Эмоции по-прежнему возникают из ситуаций, отношений, существующих во внешнем мире. Но их интерпретация в сознании, описательные «картинки» о них формируются под воздействием уровня желаний ребенка. От этой внутренней логики также зависит, в какие события ребенок включается, а какие оставляет без внимания, и как он себя ведет.
Разделение внутренней и внешней жизни – признак готовности ребенка к школе. Общение с учителем и коллективом на уроках, учебная деятельность требуют сдерживать свои чувства, не выплескивать их на окружающих. Первое время ребенку это трудно, потому что дошкольник обычно сопровождает свои эмоции мимикой, движениями тела, междометиями. Для него это одно из средств общения, ведь роль эстетических эмоций в развитии личности ребенка огромна. А в начальной школе эти моторные реакции начинают постепенно заменяться речевыми. К концу младших классов речь ребенка становится заметно выразительнее, интонации обогащаются. Младший школьник учится справляться с волнением – держать его в себе. Он уже может отложить свои желания, подчиниться требованиям учителя и сконцентрироваться на занятиях.
Упражнения для детей
Детство – время, когда закладывается основа гармоничного развития эмоциональности. Для становления личности важно осознавать свои чувства. Для общения необходимо понимать состояние собеседника. Как и языку, ребенок учится этому самостоятельно, схватывая буквально из воздуха. Но все же не стоит пускать на самотек развитие эмоциональной сферы.
Чтобы помочь ребенку развить эмоциональную сферу:
Упражнения для взрослых
Проведен не один тренинг по сдерживанию эмоций, опубликовано множество советов на эту тему. Их полезно использовать в деловом общении: с начальством, коллегами.
Если речь заходит о гармоничном развитии, когда взрослый человек или подросток задумывается о развитии творческого начала, эмоции лучше не сдерживать. Переживания придают остроту ощущениям, делают личность яркой и интересной для окружающих.
Значение эмоций в жизни человека неоценимы. Они обеспечивают нам способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают живой интерес к окружающей действительности. Эмоции помогают личности глубже познать себя. С помощью переживаний человек узнает уровень своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.
При встрече двух людей кто-то один из них непременно берет на себя доминирующую функцию создания эмоциональной атмосферы. Но кто это будет и какой настрой он создаст? Лучше самому быть автором эмоциональной атмосферы, уметь легко настраивать окружающих на позитив. Для этого и нужно развивать эмоциональность.
Существуют определенные особенности развития эмоций. Следующее упражнение делайте после предыдущего, не меняйте порядок:
Приходите на курсы обучения актерским навыкам в театральную школу Бенефис.
Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.
«Вы никогда не будете эмоционально зрелыми на 100%»: психолог — о развитии эмоций
Поговорили с психологом Ириной Ушковой о том, почему нельзя подавлять эмоции, как их экологично выражать и сохранять ментальное здоровье.
OlyaSnow для Skillbox
Ирина Ушкова — клинический психолог, преподаватель курса «Наши эмоции: учимся понимать, выражать и управлять ими». Помогает людям справиться с депрессией, тревогой, паническими атаками и расстройством пищевого поведения.
В интервью Ирина рассказала:
Проводит интервью со студентами и выпускниками Skillbox. Интересуется лингвистикой и психологией. Мечтает стать крутым SMM-щиком.
Как научиться контролировать свои эмоции
— В чём смысл эмоций? Зачем мы их испытываем?
— У эмоций есть как минимум три функции. Первая — это сигнал к действию: если мы увидели медведя, то сразу бежим от страха. Гнев заставляет нас защищать свои границы. Любовь побуждает нас заботиться о близком человеке, поддерживать с ним связь.
Вторая функция — это коммуникация с другими людьми. Когда я свожу брови от недовольства, моя дочка пытается что-то предпринять, чтобы мама не ругалась. Когда мы с кем-то общаемся, то через невербальные сигналы передаём другому человеку своё состояние или вкладываем дополнительное значение в слова.
И последняя функция — коммуникация с самим собой. Эмоции нужны, чтобы мы посмотрели на ситуацию с высоты своего разума. Если мы грустим, то этому всегда есть причина: надо сесть и проанализировать ситуацию.
— Можно ли запрограммировать себя только на положительные эмоции или же не испытывать вообще никаких?
— Нет, это невозможно. Эмоции — это ответ на среду, которую мы в большинстве случаев не контролируем. Поэтому, пока мы живы, они будут с нами. И это совершенно нормально.
Чтобы быстрее справляться с неприятными эмоциями и создавать больше условий для приятных, мы можем развивать навыки эмоциональной регуляции. Кроме того, они укрепляют психологическое здоровье, помогают достичь своих целей и улучшить отношения с близкими.
Эмоциональная регуляция — это то, чему должны учить ещё в школе.
— Но учат нас скорее не регулировать эмоции, а подавлять их…
— Да, в этом и проблема. Если подавлять эмоции, они застаиваются и провоцируют психологические болезни. Представьте себе волну, застрявшую между двумя стенами. Масса воды будет колебаться, но никуда не утечёт. Примерно то же произойдёт с нашими эмоциями, если мы их заблокируем.
— Как тогда выражать их правильно?
— Экологично, то есть без вреда своим долговременным целям и другим людям. «Я очень разозлилась из-за твоего опоздания, не делай так больше, пожалуйста», — вот пример конструктивного выражения гнева.
— Как мы можем научиться контролировать эмоции?
— Есть много способов. Приведу некоторые из них:
Первый способ. Осознанно замечать порыв эмоций и останавливать себя. Чтобы не допускать импульсивных действий, нужно заранее готовиться к ситуациям, которые их провоцируют.
Представим, что мы импульсивно покупаем ненужную нам одежду. Выход есть — вместо покупки очередной юбки, которую мы никогда не наденем, можно позвонить подруге, рассказать о чём-то, что выводит нас из эмоционального равновесия. Или же всё-таки примерить понравившуюся вещь, но сказать себе: «Если она мне подойдёт и я её точно буду носить, то только тогда куплю».
Второй способ. Контролировать не эмоции, а стимулы, которые их вызывают. Например, если мы говорим о проблемном поведении, вроде злоупотребления спиртным как средством от стресса. Проблема с алкоголем — не покупай алкоголь или отказывайся от него постепенно. Но пока есть такой дисфункциональный способ справляться с эмоциями, нет возможности использовать более конструктивные.
Третий способ. Медитировать или заниматься телесными практиками. Этот способ отлично помогает отвлечься от неприятных эмоций.
Четвёртый способ. Понять свои эмоции и регулировать их. Например, вы поссорились с лучшей подругой, и после ссоры остался шлейф негативных эмоций. Чтобы его не было, важно не затаивать обиду, а подумать, почему вы и она были склонны к ссоре, а потом помириться и сделать для неё что-то приятное.
Пятый способ. По-разному интерпретировать событие и смотреть на ту же самую ситуацию с другого ракурса. Практически на любую точку зрения найдётся диаметрально противоположная. Кто-то считает, что коронавирус — это плохо, потому что ограничения мешают полноценно жить. А кто-то думает, что это хорошо, так как во время карантина мы стали больше времени проводить с семьёй. Понимание многообразия точек зрения может быть полезно во многих ситуациях.
— Как понять, что нами пытаются манипулировать через эмоции?
— Если отношения с конкретным человеком регулярно приносят ощущение неудовлетворённости, например от этого страдает самоуважение, тогда надо подумать, почему так происходит. Задать себе вопрос: «Почему, общаясь с этим человеком, я чувствую себя плохо?» Дело может быть в нём, и тогда нужно ограничивать с ним общение, а может быть в вашей собственной эмоциональной уязвимости.
Как побороть эмоциональную уязвимость
— Как проявляется эмоциональная уязвимость?
— Эмоциональная уязвимость может быть ситуативной. Если человек недостаточно спит, ест, двигается, отдыхает — что мы все очень любим делать — и ему не хватает положительных эмоций, он становится более уязвимым. Повышается вероятность того, что этот человек будет совершать действия, которые ему не присущи. Например, когда ты себя хорошо чувствуешь, люди в метро тебя не раздражают. А вот если ты не выспался, опаздываешь куда-нибудь, чувствуешь голод, тогда все начинают бесить.
Также эмоциональная уязвимость может быть чертой личности. Таким людям обычно говорят: «Перестань принимать всё близко к сердцу, ты такой обидчивый, тебе ничего нельзя сказать». Как-то я разговаривала с одной своей клиенткой. В тот день у меня болела спина. Во время разговора я как-то дёрнулась и боль отразилась на моём лице. Клиентка заметила это, изменила свой тон и спросила: «Я что-то не так сказала?» — хотя дело было не в ней. Эмоционально уязвимым людям часто бывает сложно, потому что их могут не понимать. Но у них есть своя суперсила — уязвимые люди считывают по эмоциям других то, что никто не замечает.
— Можно ли снизить эмоциональную уязвимость?
— Если вы человек с такой чертой характера, то это невозможно: биологию мы не поменяем. И это ни хорошо, ни плохо. Кстати, из таких людей получаются отличные врачи, психологи, журналисты — специалисты, которые помогают другим.
А если эмоциональная уязвимость ситуативна, то здесь простой алгоритм. Нужно:
— Давайте разберём ситуации, в которых человек наиболее эмоционально уязвим. Что может их провоцировать, как не допустить и что делать, если они уже произошли?
Нервный срыв
— Нервный срыв происходит, когда эмоции настолько сильные, что человек перестаёт контролировать своё поведение. Иногда это приводит к негативным последствиям. Например, если рядом кипяток, то человек может обжечься.
У нас есть несколько вариантов избавления от нервного срыва:
После того как успокоились, можно проанализировать, почему это случилось. Может быть, вы ноготь сломали, а у вас от этого произошёл нервный срыв. Тогда это серьёзнее, чем «просто много чего накопилось». А может быть, вы уже год работаете без отдыха и вокруг творится что-то нехорошее — с этим работать попроще.
Эмоциональное выгорание
К эмоциональному выгоранию приводят длительные нагрузки, которые не помогают достичь каких-то целей. Чтобы его не допустить, важно замечать, что с вами происходит. Если уметь распознавать свои чувства, предупреждать какие-то реакции, заботиться о себе, снижать свою эмоциональную уязвимость и накапливать положительные эмоции, то эмоциональное выгорание не случится.
А если оно всё-таки произошло, то избавиться поможет качественный отдых, наполнение своей жизни теми делами, которыми искренне хочется заниматься.
Приступы агрессии
Агрессия может быть вполне функциональной. В случае, если на вас напала собака, просто стоять на месте — неразумно. Может быть, правильнее начать убегать, в зависимости от состояния собаки и того, как вы бегаете, а может, придётся дать ей по носу, чтобы она от вас отстала.
Если босс написал вам обидное письмо, вы идёте и высказываете ему свою обиду, это уже будет нефункциональная агрессия. Доказывать что-то начальнику, наверное, не очень разумно. В таком случае вы:
Заедание эмоций
Заедание эмоций — не такая сильная проблема, как нам кажется. Чаще всего это происходит в ситуациях, когда люди либо недоедают, либо съедают чуть больше обычного. Если вы хотели съесть один пончик, но съели два, то это никакая не проблема. Отстаньте от себя и идите заниматься другими делами.
Но бывают ситуации, когда развивается приступообразное переедание. Тогда нужно назвать эмоцию, снизить эмоциональную уязвимость, если мы считаем своё поведение неэффективным — перестать так поступать. Звучит просто, но пройти этот путь — сложно, потому что это набор поведенческих тактик, которые нужно привыкнуть выполнять и довести до автоматизма.
— А что, если ничто из того, что вы перечислили, не помогает?
— Если вы понимаете, что перечисленные способы не помогают или ваше поведение угрожает жизни, то с этим необходимо обратиться к специалисту. Особенно в таких ситуациях, когда есть риск навредить себе, завязнуть в суицидальных мыслях или впасть в депрессию. Даже если вас просто что-то беспокоит, то лучше обратиться за помощью и проверить свой страх.
Как правильно поддерживать людей
— Что нужно делать, чтобы помочь другому человеку справиться с трудностями?
— Просто будьте рядом, смотрите на человека, когда он что-то рассказывает, а не в телефон. Если он говорит, что ему обидно, то вы должны согласиться с ним: «Да, это неприятный случай». Не обязательно чувствовать то же самое, но важно понимать, почему этому человеку в конкретной ситуации плохо.
Мой муж способен понять, что в девять часов вечера варить бульон мне не совсем нравится. В это время я хочу полежать в ванной или почитать книжку. Но мне всё-таки надо варить этот бульон. А когда он ещё и не варится, я могу из-за этого расстроиться.
Иногда полезно погрузиться в какую-то историю человека или узнать её для того, чтобы понимать его. Если твоя подруга не сдала экзамены во второй раз, то она будет более остро переживать новую неудачу. Здесь может помочь успокаивающая фраза вроде: «Я знаю, для тебя это большая нагрузка».
Ещё хорошо помогает общение на равных. Бывает, что-то рассказываешь и тебе говорят: «Ой, ты бедненькая, это ужасно» — и от этой фразы легче не становится. Лучше сказать иначе: «Я даже не представляю, как тебе тяжело, я, наверное, не выдержал бы». Почувствуйте разницу.
— Какие ещё фразы лучше не произносить, когда человеку плохо?
На самом деле мы можем инвалидировать, то есть не признать эмоции человека, любыми словами. Чтобы этого не допустить, нужно сфокусироваться именно на валидации. Но допускать ошибки — это нормально, нам никогда не стать идеальными. Даже психолог может сказать что-то такое, что заденет человека. Главное, чтобы инвалидация не была систематической.
В случае систематической инвалидации человек может не верить самому себе, своим собственным эмоциям.
Если чувствительный ребёнок упал на площадке и ему больно, а его мама говорит: «Да не больно тебе, это всё ерунда», — то он учится игнорировать свои чувства.
Поэтому не навредить другому человеку вы можете, как минимум послушав и поинтересовавшись, какая помощь нужна.
Как стать эмоционально зрелым и здоровым человеком
— Почему одним людям проще регулировать эмоции, а другим сложнее?
— Мы все разные. Есть люди с повышенным и пониженным эмоциональным контролем. Это подтвердил один эксперимент, в ходе которого детям давали конфеты и запрещали их есть до какого-то момента. Ребята с пониженным контролем нарушили запрет, потому что не смогли противостоять своим эмоциям. Дети с повышенным — отодвинули конфеты и начали заниматься другими делами. И тот и другой вариант нормален.
Людей, умело управляющих своими эмоциями, называют эмоционально зрелыми. И эта зрелость иногда может не зависеть от биологического возраста. Есть люди зрелые по паспорту, но эмоционально — нет. Некоторые дети могут быть отзывчивее, чем взрослые.
Зрелость — это про практику и развитие навыков эмоциональной регуляции.
— За какое время можно научиться эмоциональной регуляции, следуя вашим рекомендациям?
— Определённого срока не существует, потому что жизнь всегда будет заставлять нас развивать навыки эмоциональной регуляции. Это не та вершина, которую можно покорить в одночасье.
Даже если следовать всем моим рекомендациям или рекомендациям других психологов, вы никогда не будете эмоционально зрелыми на 100%. У всех есть свои слабые места, и это нормально. Главное — постоянно работать над собой.
— И последнее: что поможет поддерживать здоровое эмоциональное состояние?
— Важно помнить, что жизнь не раз подбросит проблемы: вы всё равно будете испытывать боль, страдания, негативные эмоции. Но важно и то, чтобы с вами постоянно были повседневные житейские радости: прогулка, просмотр любимого сериала, вкусный ужин, маникюр раз в две недели — всё, что вас радует. И не ждать, пока это всё случится, не откладывать приятные моменты, а сделать их рутинными. В этом и заключается полноценное существование.