До третьих петухов о чем

До третьих петухов

Как-то в одной библиотеке вечером заговорили-заспорили персонажи русской литературы об Иване-дураке.

Долго спорили, и наконец Илья Муромец сказал: «Иди, Ванька. Надо. Вишь, какие они все. учёные. Иди и помни, в огне тебе не гореть, в воде не тонуть. За остальное не ручаюсь». Иван поклонился всем поясным поклоном: «Не поминайте лихом, если пропаду». И пошёл. Шёл-шёл, видит — огонёк светится. Стоит избушка на курьих ножках, а вокруг кирпич навален, шифер, пиломатериалы всякие. Вышла на крыльцо Баба Яга:

Четыре стражника сгребли Ивана и в печь затолкали. А тут на дворе зазвенели бубенцы. «Дочка едет, — обрадовалась Баба Яга. — С женихом, Змеем Горынычем». Вошла в избушку дочь, тоже страшная и тоже с усами. «Фу-фу-фу, — сказала она. — Русским духом пахнет». — «А это я Ивана жарю». Дочка заглянула в печь, а оттуда — то ли плач, то ли смех.

И тут как раз в окна просунулись три головы Горыныча и на Ивана уставились. «Это племянник мой, — объяснила Баба Яга. — Гостит». Горыныч так внимательно и так долго рассматривал Ивана, что тот не выдержал, занервничал: «Ну что? Племянник я, племянник. Тебе же сказали. Или что — гостей жрать будешь? А?!» Головы Горыныча удивились. «По-моему, он хамит», — сказала одна. Вторая, подумав, добавила: «Дурак, а нервный». Третья высказалась вовсе кратко: «Лангет».

Эх брил я тебя
На завалинке
Подарила ты мене
Чулки-валенки.

Тихо стало. «А романсы умеешь? — спросил Горыныч. — Ну-ка спой. А то руку откушу. И вы пойте», — приказал он Бабе Яге с дочкой.

И запел Иван про «Хасбулата удалого», а потом, хоть и упирался, пришлось ещё и станцевать перед Змеем. «Ну вот теперь ты поумнел», — сказал Горыныч и выбросил Ивана из избы в тёмный лес. Идёт Иван, а навстречу ему — медведь.

А там вокруг стен монастырских черти гуляют — кто чечётку копытцем выбивает, кто журнал с картинками листает, кто коньяк распивает. А возле неуступчивого монастырского стражника у ворот три музыканта и девица «Очи чёрные» исполняют. Иван чертей сразу же на горло стал брать: «Я князь такой, что от вас клочья полетят. По кочкам разнесу!» Черти изумились. Один полез было на Ивана, но свои оттащили его в сторону. И возник перед Иваном некто изящный в очках: «В чем дело, дружок? Что надо?» — «Справку надо», — ответил Иван. «Поможем, но и ты нам помоги».

Отвели Ивана в сторону и стали с ним совещаться, как выкурить из монастыря монахов. Иван и дал совет — запеть родную для стражника песню. Грянули черти хором «По диким степям Забайкалья». Грозный стражник загрустил, подошёл к чертям, рядом сел, чарку предложенную выпил, а в пустые ворота монастыря двинули черти. Тут черт приказал Ивану:

Пришлось Ивану пойти в пляс, и тут же очутился он вместе с чёртом у маленького, беленького старичка — Мудреца. Но и тот просто так справку не даёт: «Рассмешишь Несмеяну — дам справку». Пошёл Иван с Мудрецом к Несмеяне. А та от скуки звереет. Друзья её лежат среди фикусов под кварцевыми лампами для загара и тоже скучают. «Пой для них», — приказал Мудрец. Запел Иван частушку.

А Иван вытащил из кармана Мудреца печать и отправился домой. Проходил мимо монастыря — там с песнями и плясками хозяйничали черти. Встретил медведя, а тот уже условиями работы в цирке интересуется и выпить вместе предлагает. А когда мимо избы Бабы Яги проходил, то голос услышал:

— Иванушка, освободи. Змей Горыныч меня в сортир под замок посадил в наказание.

Освободил Иван дочь Бабы Яги, а она спрашивает:

И только изготовился проглотить Ивана, как вихрем влетел в избушку донской атаман, посланный из библиотеки на выручку Ивана. «Пошли на полянку, — сказал он Горынычу. — Враз все головы тебе отхвачу». Долго длился бой. Одолел атаман Змея. «Боевитее тебя, казак, я мужчин не встречала», — заговорила ласково дочь Бабы Яги, атаман заулыбался, ус начал крутить, да Иван одёрнул его: пора нам возвращаться.

В библиотеке Ивана и атамана встретили радостно:

И запели третьи петухи, тут и сказке конец. Будет, может, и другая ночь. Но это будет другая сказка.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Краткое содержание Шукшин До третьих петухов

На книжных полках в библиотеки живут сказочные персонажи книг. Как-то раз в вечернее время Бедная Лиза предложила обсудить вопрос о том, может ли Иван-дурак жить рядом со всеми книжными персонажами. Илья Муромец и донской Атаман стали защищать Ивана, но другие герои посоветовали «дураку» сходить к Мудрецу для получения справки о том, что Иван умный. И принести ее не позже третьих петухов, иначе выгонят Ивана.

На своем пути Иван встречает Бабу-Ягу. Она предлагает построить ей коттедж. На отказ Ивана, решает его сжечь в печи. Затем в гости приехал Горыныч с невестой – дочкой Бабы-Яги, такой же страшной и усатой. И заставил Змей Горыныч Ивана плясать и петь.

Сбежав, Иван встречает говорящего медведя. Тот советует пойти к монастырю, оккупированному чертями. Черти предлагают Ивану помочь им обмануть стражников, чтобы пробраться в монастырь. За это они помогут герою найти Мудреца. Иван помогает чертям, но чувствует свою вину за то, что помог злым силам.

Пошел Иван назад. В доме Бабы-Яги его встретила ее дочь, запеленала Ивана, а Горыныч хотел его съесть. Дурака спас донской Атаман, прилетевший из библиотеки на помощи Ивану. Атаман стал биться с Горынычем и победил его.

Возвратившись в библиотеку, Иван похвастался, что добыл, целую печать, вместо справки. Тут прокричал третий петух, все персонажи попрятались на свои места. Вошла уборщица тетя Маша, и стала убираться.

Сказка учит тому, что нужно помогать в беде не только своим друзьям, но и незнакомым людям, а они помогут тебе.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шукшин. Все произведения

До третьих петухов. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Главный герой – Томас Хадсон, замечательный американский художник. Одинокое проживание главного героя на острове – не творческое уединение, а бегство от семейных проблем. Томас Хадсон молодость провёл в Париже

В рассказе Пришвина речь идёт о настоящей подмене… И виной всему хозяева той самой несчастной курицы. Рассказчик поясняет, что соседи вдруг подарили им четыре гусиных яйца

Этот рассказ начинается с празднования победы салютом. Герои (моряк и доктор) вспоминают военные действия в Севастополе… Тут к ним приходит женщина – медсестра, которая работает с этим доктором.

Океан полон опасностей, но и на нем есть свои маленькие мирки, на которых живут люд, пытающиеся как-то выжить, чтобы просто хотя бы жить.

В этой книге автор раскрывает вопросы, которые, стают перед современными людьми: как жить в мире, в котором нет Бога? Есть ли смысл жить в таком мире, в котором человек смертен?

Источник

Толкование сказки В. Шукшина До третьих петухов

Однажды в библиотеке литературные герои Онегин/Чацкий, Обломов, чеховский персонаж Пришибленный, лысый Конторский, Бедная Лиза, Илья Муромец и донской Атаман решили отправить Ивана-дурака за справкой «что он умный» (предложение Бедной Лизы).
Баба Яга не помогла найти ему дорогу к Мудрецу, у которого и надо было взять справку, а чуть не изжарила его. Появление усатой её дочери и жениха, трехголового Змея Горыныча, остановило эту расправу. Ивану пришлось петь и плясать, и его отпустили.
Медведь, встреченный героем в лесу, рассказал, что могут помочь черти, которые ведут осаду ближнего монастыря.

Изящный черт обещает помощь, но с условием, что Иван поможет им проникнуть в монастырь. Стражник-монах, охраняющий вход в монастырь, родом из Сибири, и поэтому Иван запел песню «По диким степям…». Монах заплакал, вспоминая родной дом, а потом утешился чаркой, забыл о службе, и черти захватили монастырь. Изящный черт перенес Ивана к Мудрецу, который справки не дал, а велел Ивану сначала рассмешить Алку-Несмеяну. Странное испытание: Мудрец не может, а Иван-дурак должен суметь это сделать. Скорее всего, Мудрец побаивался юмора и сатиры, перед которыми все равны, во всем можно найти смешное и подорвать авторитет.

Иван «заинтересовал» компанию молодежи вопросом о ребре Адама. Молодые решили посчитать ребра у Мудреца и, хохоча, стали его раздевать. Недолго думая, Иван взял из его штанов печать, с которой любая справка действительна, и отправился восвояси.
На обратном пути увидел Иван итоги своего невольного путешествия: монастырь заняли черти, которые ищут монаха-живописца, чтобы он написал их портреты на иконах.
Иван, встретив Медведя, покаялся ему и пошел дальше.

Источник

Анализ рассказа Шукшина До третьих петухов

Большинство своих произведений Шукшин писал не только о деревне, но и деревенских жителях. И рассказ «До третьих петухов» не является исключением. Здесь рассказывается обо всех традициях, которые соблюдаются русским человеком. Кроме этого здесь рассказывается, кем на самом деле является деревенский человек. Практически всегда и во все времена люди спорили кто это? Вот только до конца этот вариант так и не был рассмотрен. Никто до сих пор не знает о том, откуда он появился и как пришел к нам. Именно это и начинает рассматриваться в данном произведении. И постепенно начинает затеваться спор, который непонятно чем может закончиться, а может и не закончиться вовсе. Сначала они вспоминают одного известного героя по имени Иван – дурак. А потом начинают выяснять нужно и можно ли ему находится среди обычных и нормальных людей и может ли он им навредить. Кроме этого они стараются выяснить еще и другой вопрос: а можно ли вообще отдавать ему такое предпочтение и указывать его в различных произведениях.

В итоге споров рождается истина и становится понятно, что Иван является фигурой не совсем настоящей. Кроме этого у него даже нет никаких прав. В основном его никто не жалеет кроме Ильи Муромца. А вот для того чтобы его приняли в общество как обычного человека ему нужно сначала добыть справку, за которой он отправиться очень далеко.

Конечно же, данный путь очень сложный и опасный, но Иван никого и ничего не боится. На его пути встречаются разные враги, которые уже давно мечтают его уничтожить, но у них ничего не получилось. Но это еще все с чем ему придется еще столкнуться. Ведь в мире существуют разные люди, которые никого вокруг не замечают, а любят только себя. Многие ради денег и богатства готовы забыть про своих родных и близких и даже их предать или обмануть. А ради любви люди готовы убивать друг друга. И среди всего этого Ивану нужно не потерять своей доброты и простодушия.

Конечно же, в сказке не может быть по-другому. Он победил всех кто вставал на его пути. Вот только на этом сказка не заканчивается, а продолжается. Теперь все враги Ивана стараются сделать так, чтобы отобрать у него справку, а также поскорее с ним расправиться. И вроде бы нужно радоваться нашему главному герою, но Иван не весел. Ему совсем не весело от этого, у него в душе кошки скребут, ведь он не привык постоянно сражаться и ругаться. Он все старается решить мирным способом.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа До третьих петухов

Популярные сегодня темы

Иван Сергеевич Тургенев, является автором произведения, Отцы и дети. Именно в нём автор показывает, своему читателю, проблемы взаимоотношения отцов и детей в конце 19 века.

Жанровая направленность произведения представляет собой литературную познавательную сказку.

Грибной дождь – это естественно природное явление. Он проходит тихо и спокойно с небольшой интенсивностью, и с присутствием солнечного света.

В рассказе М. А. Шолохова «Семейный человек» война становится беспощадным противоборством двух сторон. Она способствует деградации моральных качеств героев, которые ранее были обычными людьми.

Наше время занимательно тем, что практически любую нужную в данный момент информацию можно найти с помощью интернета. Также, конечно, в глобальной сети можно найти и прочитать интересующую книгу.

Источник

Рецензии на книгу «До третьих петухов. Рассказы и сказка» Василий Шукшин

Рецензии на книгу «До третьих петухов. Рассказы и сказка» Василий Шукшин

В книгу «До третьих петухов» включены небольшие рассказы про жизнь простых деревенских людей и я бы сказала «повесть-сказка» «До третьих петухов». Рассказы Шукшина, как обычно про деревнеского простого человека, доброго и наивного. Рассказы короткие (более 20-ти). Раньше не читала, да и неслышала про повесть «До третьих петухов» (сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума). Прочла за раз, очень понравилась. Приведу отрывок (начало) повести-сказки: «Как-то в одной библиотеке, вечером, часов этак в шесть, заспорили персонажи русской классической литературы. Еще когда библиотекарша была на месте, они с интересом посматривали на нее со своих полок — ждали. Библиотекарша напоследок поговорила с кем-то по телефону… Говорила она странно, персонажи слушали и не понимали. Удивлялись. Да нет, — говорила библиотекарша, — я думаю, это пшено. Он же козел… Пойдем лучше потопчемся. А? Нет, ну он же козел. Мы потопчемся, так? Потом пойдем к Владику… Я знаю, что он баран, но у него «Грюндик» — посидим… Тюлень тоже придет, потом этот будет… филин-то… Да я знаю, что они все козлы, но надо же как-то расстрелять время! Ну, ну… слушаю… Ничего не понимаю, — тихо сказал некто в цилиндре — не то Онегин, не то Чацкий — своему соседу, тяжелому помещику, похоже, Обломову. Обломов улыбнулся: — В зоопарк собираются. — Почему все козлы-то? — Ну… видно, ирония. Хорошенькая. А?» В самом деле сказка! Как говорится, сказка — ложь, да в ней намек..» Как и все книги серии «Школьная библиотека», отпечатана на белой бумаге, шрифт средний. Глянцевая обложка. Немного иллюстраций.

Лингвистический анализ: До третьих петухов (Василий Шукшин)

про Ларская: Отель «Пеликан» (Детективная фантастика) сначала хамка-подруга ггни устроила алкогольное отравление их приятелю. это всегда бывает в жизни, если хамло не отравило кому-то жизнь — свою они считают прожитой зря! потом эта хамка попыталась свалить на отравленного эту проблему, но «добрая и отзывчивая» ггня не дала! ты б, дура, бокал с вином у парня из рук вовремя выбила, чтоб он потом от интоксикации не сдыхал! а потом к ним пришла приятельница-маникюрша из спа-салона ОТЕЛЯ и принесла с собой в коробочках жратвы к винишку: «застолье богатое в отеле было», и на 6-й главе с чтивом я закончил. афторша. вы НИКОГДА не были на застольях в ОТЕЛЯХ. вы рядом с ОТЕЛЯМИ не проходили! придорожная забегаловка с водителями-дальнобойщиками — ваш потолок! в ОТЕЛЯХ, простоявшая жизнь на обочине трасс, ПОСЛЕ ЗАСТОЛИЙ В С Ё, что не доели клиенты, а оно оплачено, ПАКУЮТ В КОНТЕЙНЕРА (БЕСПЛАТНЫЕ), укладывают в пакеты (бесплатные), КАЖДУЮ, даже открытую бутылку соберут клиенту в тару, и — ОТДАДУТ С СОБОЙ. потому что каждый кусок хлеба оплачен, и — дорого (!), и человек имеет полное право сказать — «заверните». а в ОТЕЛЯХ это делается и без напоминания. поэтому они и ОТЕЛИ. а не — не пойми что с пьяными дальнобойщиками на трассе.
Рейтинг: 0 ( 1 за, 1 против).

Использование приемов сатиры и фантастики в сказке В. Шукшина «до третьих петухов»

Фольклор и высокая литературная традиция слились в этой сказке воедино. И в тоже время в этой причудливо-озорной фабуле большое место отведено тревожной мысли социолога-исследователя, его горькому раздумью, едкой иронии. переносят нас в почти инопланетный мир, мир фантастики, один из излюбленных жанров Шукшина. Этот мир заселен реальными существами, живущими по своим, неписанным законам. Мир этот странен, уродлив, противоестествен. Персонажи его либо сохранили обманчивую видимость людей, но с кличками, либо обесчеловечение обернулось полной утратой облика, имени, превратив их в темные, фантастические и страшные существа (Баба-Яга, Горыныч, черти), воплотившие их подлинные качества.

Шукшин смеялся над покорностью (медведь, монахи), душевной леностью (несмеяна), ьупой претенциозностью (образ мудреца). Ему противен распоясавшийся обыватель.

Шукшин явно идет от фольклорной традиции, ль скоморошества, разыгрывания. С фольклором связан и образ дурака, который вовсе не дурак, и даже не прикидывается таковым, а рядом появляется тоже по происхождению тип гада. Если и дальше пользоваться фольклорным значением образов, то гад для писателя остается гадом и никаких симпатий и даже сожаления не вызывает. Сатира Шукшина не проповедует терпимость, а звучит как тревожный крик, призывающий к нравственной активности.

Действие начинается в библиотеке, где сказочным и литературным героям автор придал современную речь и мышление, материализуя их по образу и подобию современного человека, и они начали реально-сказочную жизнь (Илья, Атаман, Иван-Дурак, Бедная Лиза и т.д.). Новый “коллектив” героев давно пытается приобщить Ивана-Дурака к активной деятельности, вернуть “в ряды” из того особого положения, в котором он пребывал всё сказочное время. И хотя всем надоел вечный вопрос об Иване-Дураке, радикальные меры (“выгнать!”) не устраивают Ивана; бумаги-справки, которая, подтвердив его разум, освободят Ивана от исторической и легендарно-сказочной вины.

В избушке Бабы Яги произошли первое испытание Ивана, первая капитуляция, первое унижение. Ребята приходят к выводу, что за повествованием о необычных заключениях Ивана проглядывают уродливые сцены сегодняшней жизни.

Ивану предстоит действовать самостоятельно, без посторонней помощи, например, добрых волшебников, как это бывало с ним всегда. Став умным по справке, Иван должен разделить общую судьбу: его будут принимать всерьёз, оставив разные коварства. Злые шутки и непосильные для обычных людей задачки, решения которых обычно требовали от дурака Ивана.

Конечно, всеобщее признание умным сулит Ивану всевозможные блага: раскрепощение его собственных талантов, свободу действий, равноправие. И тем не менее превращение Ивана в умного не обойдётся без необратимых утрат: Иван навсегда потеряет своё обаяние, поэтичность, своеобразие, поддержку добрых волшебников вроде Сивки Бурки, которые, оберегая дурака, всё за него решали, подсказывали, вели за ручку. Иван был послушен, исполнителен, беспечен, спокоен. Теперь, не вмешиваясь, также терпеливо ждёт решения своей судьбы: “Думайте, думайте… Умники нашлись… Доктора”.

Сохраняется в содержании как фон, деталь, элемент, оттеняющие вполне современное мышление, практичность, сообразительность Бабы Яги, которую, например, Иван устраивает только как “полный дурак” или просто “бесхитростный”, чтобы можно было заставить его строить “коттеджик” и служить “истопником”. Горыныч о трёх головах, как положено в сказке, но каждая голова думает и действует по-своему. Головы излучают жестокость, плотоядность, коварство, ясновидение. Он тоже использует Ивана-Дурака, послушного, покорного. Ивану помогают смекалка, юмор, талантливость, умение “тянуть резину”, “торговаться, как делают нынешние слесари-сантехники…”, но они не спасли его от унижений и духовного насилия.

Обычный старичок, тем не менее, окружённый тайной. Загадочными были его могущество и власть, таинственными – слова, образующие причудливую смесь бреда, заумия, абсурда. Мудрец циничен, достаточно умён, чтобы понимать бессмысленность своей деятельности, абсурдность выдуманных им “функций”, “аналогий”, “признаков”, хотя, видимо, знает их магическую силу. Суете и суесловию он предпочитает “перекур”.

вернулся в библиотеку в новом качестве – участником фантастической истории. Выход Ивана в сказочное пространство многое изменил в расстановке действующих лиц, в самом сюжете сказки. Не стало Горыныча, которого зарубил Атаман, спасая жизнь герою. В познании неведомого прежде мира за стенами библиотеки Иван приобрёл опыт, сам набрался “ума-разума”. В своём новом качестве – умного – Иван не выступает.

1) Герой должен сам пройти свой путь. 2) Терпением ничего не изменить, не выстоять в борьбе с бесовской силой. Надо что-то делать! 3) Бессилие бесхитростного в столкновении с хитростью, интригой и предательством. 4) Счастливого финала нет; надо всерьёз, а не на арапа, браться за восстановление попранных идеалов. 5) Хочется вслед за Иваном воскликнуть: не сидеть, не рассиживаться бы нам, не ждать, пока “мудрецы”, хамы и прочие окончательно не заполнят наши души.

Василий Макарович Шукшин До третьих петухов

Тринеев Д.С., 2004 ([email protected]) «Шукшин В. М. До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума/Худож. Н. Юдин»: Русская книга; Москва; 1992 ISBN 5-268-00926-5 Аннотация

Иллюстрированное издание сатирической повести-сказки Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), написанной в последние годы жизни писателя.

Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума

Как-то в одной библиотеке, вечером, часов этак в шесть, заспорили персонажи русской классической литературы. Еще когда библиотекарша была на месте, они с интересом посматривали на нее со своих полок – ждали. Библиотекарша напоследок поговорила с кем-то по телефону… Говорила она странно, персонажи слушали и не понимали. Удивлялись. – Да нет,– говорила библиотекарша,– я думаю, это пшено. Он же козел… Пойдем лучше потопчемся. А? Нет, ну он же козел. Мы потопчемся, так? Потом пойдем к Владику… Я знаю, что он баран, но у него «Грюндик» – посидим… Тюлень тоже придет, потом этот будет… филин-то… Да я знаю, что они все козлы, но надо же как-то расстрелять время! Ну, ну… слушаю… – Ничего не понимаю,– тихо сказал некто в цилиндре-не то Онегин, не то Чацкий – своему соседу, тяжелому помещику, похоже, Обломову. Обломов улыбнулся: – В зоопарк собираются. – Почему все козлы-то? – Ну… видно, ирония. Хорошенькая. А? Господин в цилиндре поморщился: – Вульгаритэ. – Вам все француженок подавай,– с неодобрением сказал Обломов.– А мне глянется. С ножками – это они неплохо придумали. А? – Очень уж… того…– встрял в разговор господин пришибленного вида, явно чеховский персонаж. – Очень уж коротко. Зачем так? Обломов тихо засмеялся: – А чего ты смотришь туда? Ты возьми да не смотри. – Да мне что, в сущности? – смутился чеховский персонаж. – Пожалуйста. Почему только с ног начали? – Что? – не понял Обломов. – Возрождаться то. – А откуда же возрождаются? – спросил довольный Обломов. – С ног, братец, и начинают. – Вы не меняетесь,– со скрытым презрением заметил Пришибленный. Обломов опять тихо засмеялся. – Том! Том! Слушай сюда! – кричала в трубку библиотекарша.– Слушай сюда! Он же козел! У кого машина? У него? Нет, серьезно? – Библиотекарша надолго умолкла – слушала.– А каких наук? – спросила она тихо.– Да? Тогда я сама козел… Библиотекарша очень расстроилась… Положила трубку, посидела просто так, потом встала и ушла. И закрыла библиотеку на замок. Тут персонажи соскочили со своих полок, задвигали стульями… – В темпе, в темпе! – покрикивал некто канцелярского облика, лысый.– Продолжим. Кто еще хочет сказать об Иване-дураке? Просьба: не повторяться. И – короче. Сегодня мы должны принять решение. Кто? – Позвольте? – это спрашивала Бедная Лиза. – Давай, Лиза,– сказал Лысый. – Я сама тоже из крестьян,– начала Бедная Лиза,– вы все знаете, какая я бедная… – Знаем, знаем! – зашумели все.– Давай короче!

– Мне стыдно,– горячо продолжала Бедная Лиза, – что Иван-дурак находится вместе с нами. Сколько можно?! До каких пор он будет позорить наши ряды? – Выгнать! – крикнули с места. – Тихо! – строго сказал Лысый конторский.– Что ты предлагаешь, Лиза? – Пускай достанет справку, что он умный,– сказала Лиза. Тут все одобрительно зашумели. – Правильно! – Пускай достанет! Или пускай убирается. – Какие вы, однако, прыткие, – сказал огромный Илья Муромец. Он сидел на своей полке – не мог встать. – Разорались. Где он ее достанет? Легко сказать… – У Мудреца.– Лысый, который вел собрание, сердито стукнул ладонью по столу. – Илья, я тебе слова не давал! – А я тебя не спрашивал. И спрашивать не собираюсь. Закрой хлебало, а то враз заставлю чернила пить. И промокашкой закусывать. Крыса конторская. – Ну, начинается. – недовольно сказал Обломов,– Илья, тебе бы только лаяться. А чем плохое предложение: пускай достанет справку. Мне тоже неловко рядом с дураком сидеть. От него портянками пахнет… Да и никому, я думаю, не… – Цыть! – громыхнул Илья.– Неловко ему. А палицей по башке хошь? Достану! Тут какой-то, явно лишний, заметил: – Междоусобица. – А? – не понял Конторский. – Междоусобица,– сказал Лишний.– Пропадем. – Кто пропадет? – Илья тоже не видел опасности, о какой говорил Лишний. – Сиди тут, гусарчик! А то достану тоже разок…

– Пускай идет в букинистический! – жестко отрезала Лиза. – О-о, не крутенько ли? – усомнился кто-то. – Не крутенько,– тоже жестко сказал Конторский.– Нисколько. Только так. Иван… – Аиньки! – откликнулся Иван. И встал. – Иди. Иван посмотрел на Илью. Илья нагнул голову и промолчал. И Казак тоже промолчал, только мучительно сморщился и поискал глазами на полках и на столе,– все, видно, искал вино. – Иди, Ванька,– тихо сказал Илья.– Ничего не сделаешь. Надо идти. Вишь, какие они все… ученые. Иди и помни: в огне тебе не гореть, в воде не тонуть… За остальное не ручаюсь. – Хошь мою саблю? – предложил Казак Ивану. – Зачем она мне? – откликнулся тот. – Иван,– заговорил Илья,– иди смело – я буду про тебя думать. Где тебя пристигнет беда. 1

СпектакльДо третьих петухов

До третьих петухов или о чем поют сказочные птицы?

До третьих петухов

Как-то в одной библиотеке вечером заговорили-заспорили персонажи русской литературы об Иване-дураке.

— Мне стыдно, — сказала Бедная Лиза, — что он находится вместе с нами.
— Мне тоже неловко рядом с ним стоять, — сказал Обломов. — От него портянками воняет.

— Пускай справку достанет, что он умный, — предложила Бедная Лиза.

— Где же он достанет? — возразил Илья Муромец.

— У Мудреца. И пусть успеет это сделать до третьих петухов.

Долго спорили, и наконец Илья Муромец сказал: «Иди, Ванька. Надо. Вишь, какие они все… учёные. Иди и помни, в огне тебе не гореть, в воде не тонуть… За остальное не ручаюсь». Иван поклонился всем поясным поклоном: «Не поминайте лихом, если пропаду». И пошёл. Шёл-шёл, видит — огонёк светится. Стоит избушка на курьих ножках, а вокруг кирпич навален, шифер, пиломатериалы всякие. Вышла на крыльцо Баба Яга:

— Иван-дурак. Иду за справкой к Мудрецу.

— А ты правда дурак или только простодушный?

— К чему ты, Баба Яга, клонишь?

— Да я как тебя увидела, сразу подумала: ох и талантливый парень! Ты строить умеешь?

— С отцом терема рубил. А тебе зачем?

— Коттеджик построить хочу. Возьмёшься?

— Некогда мне. За справкой иду.

— А-а, — зловеще протянула Баба Яга, — теперь я поняла, с кем имею дело. Симулянт! Проходимец! Последний раз спрашиваю: будешь строить?

— В печь его! — закричала Баба Яга.

Четыре стражника сгребли Ивана и в печь затолкали. А тут на дворе зазвенели бубенцы. «Дочка едет, — обрадовалась Баба Яга. — С женихом, Змеем Горынычем». Вошла в избушку дочь, тоже страшная и тоже с усами. «Фу-фу-фу, — сказала она. — Русским духом пахнет». — «А это я Ивана жарю». Дочка заглянула в печь, а оттуда — то ли плач, то ли смех.

— Не от огня помру — от смеха.

— Да над усами твоими смеюсь. Как же с мужем жить будешь? Он в темноте и не сообразит, с кем это он — с бабой или мужиком. Разлюбит. А может, осерчав, и голову откусить. Я этих Горынычей знаю.

— А можешь усы вывести?

И тут как раз в окна просунулись три головы Горыныча и на Ивана уставились. «Это племянник мой, — объяснила Баба Яга. — Гостит». Горыныч так внимательно и так долго рассматривал Ивана, что тот не выдержал, занервничал: «Ну что? Племянник я, племянник. Тебе же сказали. Или что — гостей жрать будешь? А?!» Головы Горыныча удивились. «По-моему, он хамит», — сказала одна. Вторая, подумав, добавила: «Дурак, а нервный». Третья высказалась вовсе кратко: «Лангет».

— Я счас тебе такой лангет покажу! — взорвался Иван со страха.

— Я счас такое устрою! Головы надоело носить?!

— Нет, ну он же вовсю хамит, — чуть не плача сказала первая голова.

— Хватит тянуть, — сказала вторая голова.

— Да, хватит тянуть, — дурашливо поддакнул Иван и запел:

Эх брил я тебя На завалинке Подарила ты мене Чулки-валенки…

Тихо стало. «А романсы умеешь? — спросил Горыныч. — Ну-ка спой. А то руку откушу. И вы пойте», — приказал он Бабе Яге с дочкой.

Продолжение после рекламы:

И запел Иван про «Хасбулата удалого», а потом, хоть и упирался, пришлось ещё и станцевать перед Змеем. «Ну вот теперь ты поумнел», — сказал Горыныч и выбросил Ивана из избы в тёмный лес. Идёт Иван, а навстречу ему — медведь.

— Ухожу, — пожаловался он Ивану, — от стыда и срама. Монастырь, возле которого я всегда жил, черти обложили. Музыку заводят, пьют, безобразничают, монахов донимают. Убегать отсюда надо, а то и пить научат, или в цирк запрошусь. Тебе, Иван, не надо туда. Эти пострашнее Змея Горыныча.

— А про Мудреца они знают? — спросил Иван.

— Тогда придётся, — вздохнул Иван и пошёл к монастырю.

А там вокруг стен монастырских черти гуляют — кто чечётку копытцем выбивает, кто журнал с картинками листает, кто коньяк распивает. А возле неуступчивого монастырского стражника у ворот три музыканта и девица «Очи чёрные» исполняют. Иван чертей сразу же на горло стал брать: «Я князь такой, что от вас клочья полетят. По кочкам разнесу!» Черти изумились. Один полез было на Ивана, но свои оттащили его в сторону. И возник перед Иваном некто изящный в очках: «В чем дело, дружок? Что надо?» — «Справку надо», — ответил Иван. «Поможем, но и ты нам помоги».

Брифли существует благодаря рекламе:

Отвели Ивана в сторону и стали с ним совещаться, как выкурить из монастыря монахов. Иван и дал совет — запеть родную для стражника песню. Грянули черти хором «По диким степям Забайкалья». Грозный стражник загрустил, подошёл к чертям, рядом сел, чарку предложенную выпил, а в пустые ворота монастыря двинули черти. Тут черт приказал Ивану:

— Пошёл к дьяволу, — обозлился Иван. — Ведь договаривались же: я помогу вам, вы — мне.

— А ну пляши, или к Мудрецу не поведём.

Пришлось Ивану пойти в пляс, и тут же очутился он вместе с чёртом у маленького, беленького старичка — Мудреца. Но и тот просто так справку не даёт: «Рассмешишь Несмеяну — дам справку». Пошёл Иван с Мудрецом к Несмеяне. А та от скуки звереет. Друзья её лежат среди фикусов под кварцевыми лампами для загара и тоже скучают. «Пой для них», — приказал Мудрец. Запел Иван частушку.

— О-о… — застонали молодые. — Не надо, Ваня. Ну, пожалуйста…

— Ваня, пляши! — распорядился снова Мудрец.

— Пошёл к черту! — рассердился Иван.

— А справка? — зловеще спросил старичок. — Вот ответь мне на несколько вопросов, докажи, что умный. Тогда и выдам справку.

— А можно, я спрошу? — сказал Иван.

— Пусть, пусть Иван спросит, — закапризничала Несмеяна.

— Почему у тебя лишнее ребро? — спросил Иван у Мудреца.

— Это любопытно, — заинтересовались молодые люди, окружили старика. — Ну-ка, покажи ребро, — и с гоготом начали раздевать и щупать Мудреца.

А Иван вытащил из кармана Мудреца печать и отправился домой. Проходил мимо монастыря — там с песнями и плясками хозяйничали черти. Встретил медведя, а тот уже условиями работы в цирке интересуется и выпить вместе предлагает. А когда мимо избы Бабы Яги проходил, то голос услышал:

Продолжение после рекламы:

— Иванушка, освободи. Змей Горыныч меня в сортир под замок посадил в наказание.

Освободил Иван дочь Бабы Яги, а она спрашивает:

— Пошли, — решился Иван.

— А ребёночка сделаешь мне? — спросила дочь Бабы Яги.

— С детьми умеешь обращаться?

— Пеленать умею, — похвасталась та и туго запеленала Ивана в простыни. А тут как раз Змей Горыныч нагрянул:

— Что? Страсти разыгрались? Игры затеяли? Хавать вас буду!

И только изготовился проглотить Ивана, как вихрем влетел в избушку донской атаман, посланный из библиотеки на выручку Ивана. «Пошли на полянку, — сказал он Горынычу. — Враз все головы тебе отхвачу». Долго длился бой. Одолел атаман Змея. «Боевитее тебя, казак, я мужчин не встречала», — заговорила ласково дочь Бабы Яги, атаман заулыбался, ус начал крутить, да Иван одёрнул его: пора нам возвращаться.

В библиотеке Ивана и атамана встретили радостно:

— Слава богу, живы-здоровы. Иван, добыл справку?

— Целую печать добыл, — ответил Иван. Но что с ней делать, никто не знал.

— Зачем же человека в такую даль посылали? — сердито спросил Илья.

— А ты, Ванька, садись на своё место — скоро петухи пропоют.

— Нам бы не сидеть, Илья, не рассиживаться!

— Какой? — не унимался Иван.

— Такой и пришёл — кругом виноватый. Посиди тут.

— Вот и посиди и подумай, — спокойно сказал Илья Муромец.

И запели третьи петухи, тут и сказке конец. Будет, может, и другая ночь… Но это будет другая сказка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *