Договор соисполнения что это
Договор соисполнения что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 29 апреля 2020 г. N 09-01-11/36061 О предоставлении исполнителем (подрядчиком, поставщиком) по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг государственному заказчику сведений о соисполнителях, с которыми исполнитель заключил контракт (договор) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках исполнения государственного контракта
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
При этом поставленный в обращении вопрос не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами власти.
Учитывая, что содержащийся в обращении вопрос касается деятельности организации и исполнения бюджета, запрос, по мнению Департамента, должен быть оформлен на бланке организации и подписан руководителем или иным должностным лицом, уполномоченным действовать от имени организации.
Также сообщаем, что исходя из текста обращения не представляется возможным определить правоотношение и нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (положения нормативного правового акта Правительства Российской Федерации и (или) Минфина России), являющиеся основанием для включения в государственный контракт условий об обязанности исполнителя предоставлять государственному заказчику сведения о привлечённых в целях исполнения государственного контракта соисполнителях.
Так, например, соответствующие положения могут быть предусмотрены на основании:
части 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой государственный заказчик при определении исполнителя вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к исполнителю, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению государственного контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
части 23 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, предусматривающей установление в государственных контрактах, начальная (максимальная) цена которых превышает размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию», условий об обязанности исполнителя предоставлять государственному заказчику сведения о всех соисполнителях, заключивших с исполнителем контракт (договор) или контракты (договоры), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены государственного контракта;
При этом необходимо отметить, что Порядок N 244н утвержден в целях реализации положений статьи 5 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», устанавливающей в том числе перечень средств, подлежащих казначейскому сопровождению в 2017 году, включая авансовые платежи по государственным контрактам, заключаемым на сумму более 100 000 тыс. рублей, а также контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 100 000 тыс. рублей в рамках их исполнения.
Вместе с тем, вышеуказанное положение Порядка N 244н не предусмотрено в аналогичных нормативных правовых актах Минфина России, утвержденных в целях реализации норм о казначейском сопровождении, ежегодно устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, поскольку начиная с 2018 года Федеральным казначейством устанавливается порядок формирования государственным заказчиком идентификатора государственного контракта при казначейском сопровождении средств, позволяющего осуществлять расчеты по государственным контрактам, контрактам (договорам), а также при необходимости отследить всю цепочку кооперации исполнителя.
Директор Департамента | Т.В. Саакян |
Обзор документа
С 2018 г. Федеральным казначейством устанавливается порядок формирования госзаказчиком идентификатора госконтракта при казначейском сопровождении средств, позволяющего осуществлять расчеты, а также при необходимости отследить всю цепочку кооперации исполнителя.
Соисполнитель по государственному контракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе»
Соисполнитель по государственному или муниципальному контракту – это юридическое или физическое лицо, которое привлекается основным исполнителем по контракту для достижения тех целей, которые были обозначены при заключении самого контракта.
Привлечение соисполнителей по госконтракту
Если исполнителем по контракту выбрана организация, которая не обладает статусом субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации, он имеет право принять такие организации для исполнения контракта. При этом если согласование привлечения соисполнителей из числа СМП и СОНКО было согласовано с самим госзаказчиком, последний имеет право включить такую закупку в перечень закупок, проводимых у СМП и СОНКО, и учитывать ее во всех подаваемых отчетах как пополняющую показатель деятельности по поддержке малого бизнеса и приравненных к ним организаций.
Если речь идет о квотировании закупок, проводимых у субъектов малого предпринимательства, то государственный или муниципальный заказчик имеет право обязать потенциального исполнителя по контракту привлекать соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Такое требование обязательно должно быть сформулировано в документации о проводимой закупке.
В каком случае возможно
Привлекать соисполнителя по государственному или муниципальному контракту основной исполнитель вправе в следующих случаях:
Запрет на привлечение
С 25 мая 2017 года перечень случаев, когда привлекать субисполнителей по государственному или муниципальному контракту запрещено, существенным образом увеличился. Все указанные случаи включены в Постановление Правительства Российской Федерации №570, которое и вступило в силу в указанную дату. К числу основных случаев относятся все строительные работы, проводимые в отношении объектов капитального строительства, а именно:
Кроме того, сам заказчик имеет право на установку ограничений по привлечению соисполнителей, не обосновывая такое ограничение.
В случае если указанное значение меньше, заказчик вправе отказать в привлечении субисполнителей по контракту.
Порядок привлечения соисполнителей
Привлечение соисполнителя происходит двумя путями в зависимости от того, идет ли речь об изначальном требовании заказчика о привлечении субисполнителя, или такое действие со стороны основного исполнителя происходит после заключения контракта с последующим согласованием с самим заказчиком.
Если заказчик изначально требует привлечения субподрядчика или субисполнителя по контракту, установив такое требование в документации о закупке, алгоритм выглядит следующим образом:
В случае если заказчик не оговаривал возможности привлечения субисполнителей по контракту, но и не установил запрет на их привлечение, порядок действий будет выглядеть следующим образом:
Участие субподрядчиков в исполнении контрактов в рамках закупок по контрактной системе
Нормы гражданского законодательства.
В гражданском законодательстве возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей предусматривается при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей). В отношении договора подряда говорится: «Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)» (ч. 1 ст. 706 ГК РФ). А о договорах возмездного оказания услуг сказано, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, то исполнитель обязан оказать услуги лично (ст. 780 ГК РФ). Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей (далее – субподрядчиков) допускается касательно договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 770 ГК РФ).
Нормы Закона о контрактной системе.
В самом Законе о контрактной системе также имеются два отдельных положения, которые касаются привлечения субподрядчиков или соисполнителей. Рассмотрим эти положения.
Возможность для заказчика требовать обязательного привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.
Наконец, в Законе о контрактной системе присутствует норма, согласно которой заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным контрактом привлечением подрядчиком к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 2 ст. 101 Закона о контрактной системе). Это лишний раз свидетельствует о значимости такого привлечения, а способом контроля на практике как раз является получение заказчиком соответствующей отчетности от подрядчика или исполнителя (см. выше).
Обязанность подрядчика в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о субподрядчиках.
Правомерность запрета привлечения субподрядчика.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности запрета со стороны заказчика на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. Сразу скажем, что правовая ситуация здесь неоднозначна, а официальные комментарии противоречивы.
Правомерность требования согласования субподрядчика.
Кроме того, следует уделить вниманию вопросу, который касается правомерности требования заказчика о согласовании с ним субподрядчиков. Здесь тоже все зависит от того, имеется ли соответствующее требование в документации о закупке (проекте контракта, заключенном контракте). И опять же правовая трактовка правомерности данного запрета не совсем однозначна.
С одной стороны, это требование может считаться неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не содержит такого требования, а заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки, не предусмотренные данным законом (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе). Причем в соответствии с гражданским законодательством исполнитель должен согласовывать с заказчиком привлечение соисполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ (ч. 1 ст. 770 ГК РФ).
С другой стороны, это требование может считаться правомерным, поскольку, как и в вышерассмотренном случае с запретом на привлечение субподрядчиков, оно представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора, соответственно, не является дополнительным требованием к участникам закупки и не противоречит условию Закона о контрактной системе, согласно которому заказчики не вправе устанавливать требования к участникам в нарушение названного закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[2] Статья 30 Закона о контрактной системе.
[3] Часть 5 ст. 30 Закона о контрактной системе.
[4] См., например, Решение Челябинского УФАС от 03.10.2016 по делу № 718, 719-ж/2016, в котором подтверждается правомерность такого подхода.
[5] Решение Архангельского УФАС от 13.05.2016 по делу № 147мз-16.
[6] См., например, Постановление АС ДВО от 14.06.2016 № Ф03-1859/2016 по делу № А59-3392/2015, Решение ФАС РФ от 26.09.2016 по делу № К-1541/16.
[7] См., например, Решение Вологодского УФАС от 27.10.2016 № 5-2/249-16, 4244.
[8] Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».
[9] Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию».
[10] См., например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 № 15АП-18725/2016 по делу № А53-14983/2016.
[11] См., например, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1981/16, Решение ФАС РФ от 14.12.2016 по делу № К-1982/16.
[12] Часть 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Письмо Минэкономразвития РФ от 11.12.2015 № Д28и-3620.
[13] Часть 1 ст. 706 ГК РФ, Письмо Минэкономразвития РФ от 07.12.2015 № Д28и-3551.
[14] Например, Решение ФАС РФ от 20.10.2014 по делу № К-1505/14.
[15] Например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.08.2015 по делу № А59-2287/2015.
[16] Например, Постановление ФАС РФ от 09.06.2015 по делу № К-1048/14/АК286-15, Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу № А12-10595/2014.
К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города (Москва),
Соисполнительство при выполнении работ, оказании услуг: учет и налогообложение
«Бухгалтерский учет», N 11, 2000
Настоящая статья посвящена обсуждению проблем бухгалтерского учета и налогообложения операций по договорам, в которых на стороне подрядчика (исполнителя) выступают несколько лиц. Таких подрядчиков (исполнителей) будем называть соисполнителями, а их совместное участие в таких договорах соисполнительством.
Взаимоотношения заказчика и подрядчиков (исполнителей), выступающих на стороне подрядчика, регулируются ст.ст.707, 321 и 326 ГК РФ.
Статья 707 ГК РФ гласит:
«1. Если на стороне подрядчика выступают одновременно два лица или более, при неделимости предмета обязательства они признаются по отношению к заказчику солидарными должниками и соответственно солидарными кредиторами.
В соответствии с упомянутой ст.321 «если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или несколько должников, то каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими постольку, поскольку из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное».
Статьей 326 ГК РФ установлено следующее:
«1. При солидарности требования любой из солидарных кредиторов вправе предъявить к должнику требование в полном объеме.
До предъявления требования одним из солидарных кредиторов должник вправе исполнять обязательство любому из них по своему усмотрению.
Анализ приведенных статей ГК РФ позволяет сделать следующие выводы, имеющие принципиальное значение при определении величины дохода каждого из соисполнителей.
Если заказчик исполняет обязательства до предъявления требования одним из солидарных кредиторов, заказчик вправе исполнять обязательство любому из них по своему усмотрению. Соисполнитель, получивший исполнение от должника, обязан возместить причитающееся другим кредиторам в равных долях, если иное не вытекает из отношений между ними.
Мы рассматривали правовые нормы, относящиеся к случаям, когда на стороне исполнителя выступают несколько лиц, поименованных в договоре, а договор подписан всеми участниками сделки.
Однако на практике возможны ситуации, когда указание всех участников сделки, выступающих на стороне исполнителя, невозможно. В то же время технология исполнения обязательства, нормы закона или иных правовых актов предполагают участие на стороне исполнителей нескольких лиц.
Примером могут служить услуги телефонной связи. Функционирование сети связи общего пользования поддерживается путем одновременной работы множества операторов связи.
При оказании одних и тех же услуг соисполнительство, однако, возникает не всегда.
Каждый пользователь сотового телефона, вероятно, знаком со словом «роуминг». Так называется услуга, оказываемая абоненту сотовой сети. Состоит она в том, что абонент одного оператора связи пользуется услугами сотовой связи в зоне действия другого оператора той же сети. Если операторы связи являются отдельными юридическими лицами, то они становятся соисполнителями при оказании услуги сотовой связи, и плата абонента, взысканная с него его оператором, должна быть распределена между операторами. Если же услуга оказывается филиалами одного юридического лица, то доход, полученный от абонента, является доходом юридического лица, и совершенно неважно, кем он собран.
Возвращаясь к примеру с телефонной сетью общего пользования, можно сказать, что проблема перераспределения доходов не стояла бы, если бы сеть общего пользования поддерживалась филиалами одного юридического лица, а не разными операторами связи.
Действительно, обнаруживается некоторая тождественность отношений участников договора, являющихся соисполнителями по сделке, и участников договора простого товарищества. В обоих случаях участники действуют совместно для достижения одной цели. Существенное отличие обусловлено тем, что распределяют стороны: доход или прибыль. Если участники выступают совместно на стороне исполнителя, они распределяют между собой полученный доход. Если же они участвуют в исполнении договора, являясь сторонами договора простого товарищества, то распределению подлежит полученная прибыль.
При отражении в бухгалтерском учете операций по договору, в котором на стороне исполнителей выступают несколько лиц, проблем не возникает, если каждый из соисполнителей выставляет счет на причитающуюся ему долю дохода по договору, а заказчик исполняет требования каждого из соисполнителей.
Суть проблемы сводится к определению величины дохода и определению момента его признания.
В практике учета подобных операций применялась либо «субподрядная», либо «комиссионная» схема.
Можно предложить два варианта отражения хозяйственных операций в учете организаций, выступающих в договоре совместно на стороне исполнителя.
Второй вариант связан с использованием новой экономической категории «общий долевой доход», под которым понимается доход по сделке, принадлежащий всем соисполнителям в долях, определенных отношениями между ними (для сравнения: выручка, поступающая на баланс совместной деятельности, также является общим доходом всех товарищей).
Налоговые аспекты рассматриваемых проблем требуют разработки специальных норм налогового законодательства. Однако некоторые вопросы можно затронуть уже сейчас.
Прежде всего речь идет о моменте признания дохода исполнителями, которые в соответствии с учетной политикой признают выручку по моменту поступления средств. Если при поступлении средств на расчетный счет одного из соисполнителей заказчик рассчитался полностью и дебиторская задолженность по договору погашена, заказчик учитывает в своих расходах сумму, уплаченную подрядчикам, и предъявляет к зачету уплаченный налог на добавленную стоимость. Если же соисполнители не успевают рассчитаться друг с другом в течение отчетного периода, тот исполнитель, с которым не успели рассчитаться, может не признать выручку ввиду того, что на его расчетный счет не поступили средства, и, следовательно, не исчислить налоги с оплаченной выручки.
К исполнителю, который не успел рассчитаться с другими соисполнителями, могут быть предъявлены претензии в части уплаты налога на добавленную стоимость по аналогии с комиссионером.
Рассмотрим на примерах различные варианты отражения в учете хозяйственных операций, связанных с реализацией соисполнительства в хозяйственных договорах.
Согласно условиям договора соисполнители признаются солидарными должниками и кредиторами. Заказчик исполняет свое обязательство по оплате в адрес организаций В и С в равных долях. Предположим, организации В и С признают доход в целях налогообложения по моменту отгрузки.
Ниже приводятся только записи, связанные с начислением дохода (см. табл. 3).
Пример 4. Выставлены счета абонентам оператором местной связи (организация В) на сумму 1200 тыс. руб., в том числе НДС 200 руб. После произведенных расчетов было определено, что собственные доходы оператора составляют 300 тыс. руб., в том числе НДС 50 тыс. руб. Остальные средства оператор должен перечислить другому оператору связи (организации С). Оплата последующая. Организации признают выручку в целях налогообложения по моменту оплаты.
В примере рассматриваются только записи по поступлению и распределению доходов. Сравним два варианта: с использованием счета 49 (признание общего долевого дохода соисполнителей) и с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (признание получателем средств дохода в сумме своей доли и признание остальных средств средствами в расчетах). (см. табл. 4).
76-1 «Средства, ожидаемые к поступлению от абонентов»; 76-2 «Будущие обязательства по расчету с бюджетом по налогу на добавленную стоимость»; 76-3 «Соисполнитель по сделке»; 76-4 «Средства, подлежащие распределению между соисполнителями».
В заключение хотелось бы обратить внимание на несколько моментов.
Вопросы, связанные с отражением в учете хозяйственных операций по договорам, в которых на стороне исполнителя выступают несколько лиц, нуждаются в нормативном регулировании. Должна быть сформирована база для принятия решений в части налогообложения таких операций. При этом может потребоваться внесение дополнительных норм законодательства.
Варианты отражения в учете хозяйственных операций по договорам, в которых на стороне исполнителей выступают несколько лиц, могут быть предметом анализа при налоговом планировании деятельности организации.
В отсутствие действующих норм как в области бухгалтерского учета, так и налогообложения рассматриваемых операций организации, выступающие соисполнителями по договорам на выполнение работ, оказание услуг, должны уделять пристальное внимание формулировкам условий договоров. До появления специальных норм налогового законодательства организациям следует выбирать такие схемы расчетов с заказчиком и между собой, которые не влекли бы за собой возможных налоговых последствий.
Вместе с тем авторы данной публикации считают, что предложенные способы бухгалтерского учета операций соисполнительства в настоящее время могут быть предметом профессионального суждения бухгалтера и оформлены как способ бухгалтерского учета при формировании учетной политики организации. Такая позиция основана на норме Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (ред. от 30.12.1999). В соответствии с п.8 данного Положения «если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету».