Доходное место о чем

Пьеса «Доходное место» отражает проблему взяточничества, также морального выбора в определенной жизненной ситуации. Действие происходит в Москве во времена правления Александра 2. Комедия написана в пяти действиях.

Однажды главные герои – супруги Вышневские, повздорили из-за того, что молодая жена Анна Павловна холодно обходится со своим немолодым мужем Аристархом Владимировичем. Супруг немало денег тратит на жену, чтобы она ходила в мехах и бриллиантах, идет ради неё на должностные преступления. Тем временем ей приходит письмо от немолодого женатого человека, который в нее влюблен. Но Анна Павловна не выбрасывает его, чтобы был повод посмеяться над этим человеком.

У Вышневских есть племянник Василий Жадов, который служит в канцелярии своего дяди. Молодой человек принципиален, не богатый, взяток не берет. Он решил жениться на бедной девушке. Василий сообщает об этом дяде. Тот, в свою очередь, убеждает его смотреть на жизнь практически и убрать свои амбиции. Иначе ему стоит подумать, сможет ли он обеспечить будущее своей семье. Но Жадов отказывается жить не по совести.

Полина очень влюблена в Жадова, ее не тревожит, что он не сможет ее обеспечить. Василий же думает, что сможет сам воспитать свою жену как ему нужно. Он делает предложение девушке.

Через год после свадьбы Василий понимает, что жену ему не перевоспитать, потому что она считает, что умный человек должен быть богатым. А раз он бедный, значит, она не считает его умным. Он рассказывает об этом в трактире своему приятелю. В этом же трактире появляются люди из его канцелярии, они отмечают крупную сделку. Один из них предлагает помочь Жадову деньгами. Жадов оскорблен.

Сестры и мать Полины внушают девушке, что она недостаточно строга с мужем. Сестры Полины живут в богатстве, имеют гувернанток. Теща приводит Жадову в пример его коллег, на что он оскорбляется и просит ее покинуть их дом. Он говорит жене, чтобы она перестала общаться со своими сестрами и матерью. Супруги очень сильно ссорятся. В итоге Жадов решается попросить у своего дяди доходное место.

Анна Павловна Вышневская узнает, что ее поклонник после насмешки над ним отправляет все ее любовные письма Аристарху Владимировичу. Она ни сколько этим не смущена. В это же время к Вышневским приходит Юсов, служащий в канцелярии под началом Аристарха Владимировича. Он сообщает о том, что была проверка и обнаружены махинации, надеется на то, что к ответственности его не привлекут.

Вышневский выходит из своего кабинета с болезненным видом, жена вызывает доктора. Супруг кидает ей письма от поклонника и называет ее распущенной женщиной, она оправдывается.

Также читают:

Рассказ Доходное место (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Действие оперы происходит на рубеже 1612-1613 гг. Оно попеременно переносится из России в Польшу. В России смутное время. Идет война с польскими интервентами.

В древние времена, когда ещё все люди и животные были дикими, жил кот, который гулял сам по себе. Мужчина, которому надоело жить одному, познакомился с женщиной.

Пьеса под названием «Профессия миссис Уоррен» написана писателем Бернардом Шоу. В центре внимания произведения находится молодая девушка по имени Виви Уоррен.

7 февраля 1812 года в Англии, в многодетной семье родился мальчик, Чарльз Диккенс. Его отец был чиновником Королевского флота. Детство писателя было тяжелым, его семья была бедной, он часто голодал. Родители еле – еле обеспечивали семью.

Источник

А. Н. ОСТРОВСКИЙ

В 1942 году Николаем I утверждается особый негласный орган — «Комитет, высочайше утверждённый в 2-й день апреля», известный как «бутурлинский комитет» по имени своего председателя Д. П. Бутурлина. «На сцену выступает Бутурлин с ненавистью к слову, мысли и свободе, проповедью безграничного послушания, молчания, дисциплины».
Драматическая цензура, ведавшая разрешением пьес к постановке, была, как и всегда, ещё придирчивее, чем общая цензура, ведавшая их опубликованием.

По представлению «Комитета 2 апреля» Николай I подтверждает в 1850 году запрет для сцены комедии Островского «Свои люди — сочтёмся!». Ещё раньше, 28 августа 1847 года, запрещается к представлению его же одноактная «Картина семейного счастья». Отметим, что цензурой запрещается в сентябре 1850 года и сделанный Островским перевод комедии Шекспира «Укрощение злой жены» («Укрощение строптивой»).

14 февраля 1856 года Некрасов даёт обед в редакции «Современника» в честь приехавшего в Петербург московского драматурга, который назван им на страницах «Современника» «нашим, бесспорно, первейшим драматическим писателем». Островский соглашается «на постоянное исключительное сотрудничество» в «Современнике», и в апрельской книжке этого журнала, как бы в залог достигнутого согласия, перепечатывается первая одноактная комедия Островского «Картина семейного счастья».

Между Островским и редакторами «Современника» Некрасовым и Панаевым завязывается оживлённая переписка. «Поверьте, что я всею душою предан «Современнику», — заверяет драматург Панаева.

«Пишите смелей — цензура пока шалит», — советует драматургу Некрасов

Первая же пьеса Островского, «Доходное место», написанная летом 1856 г. во время неудачного путешествия к истокам Волги (с лучилось дорожное несчастье: лошади понесли, тарантас перевернулся, несколько месяцев драматург лежал со сложными переломами), подтверждает, что драматург внял этому совету, хотя «шалости» цензуры попортили немало крови автору этой замечательной и действительно смелой комедии.

Представление «Доходного места» в Малом театре было назначено на 20 декабря 1857 г. Билеты были распроданы на несколько представлений вперёд. Премьера, однако, не состоялась. Режиссёр Малого театра С. А. Черневский в этот день эпически занёс в репертуарный гроссбух: «Объявленную комедию «Доходное место» по запрещению отменили».

«Доходное место» было под цензурой 6 лет.

Вторично ее разрешили в 1863 и 27 сентября она была поставлена в Александринском театре, в бенефис Левкеевой.

С этой поры пьеса вошла в постоянный репертуар Александринского театра и пользовалась неизменным успехом у зрителей.

Но, что интересно, «Доходное место» часто вызывало неудовольствие представителей самых разных режимов. Даже после «перемен» пьеса часто оказывалась «неудобной». Например, в 1967 году «Доходное место» Марка Захарова в Московском театре Сатиры с Андреем Мироновым в главной роли было снято с репертуара.

В наше время пьеса также не теряет своей актуальности, к ней обращаются многие молодые режиссёры. Так что сегодня «Доходное место» для многих становится наваждением, знаком эпохи Денег.

«Доходное место» А.Островского о том, как молодой человек пытается остаться честным и порядочным в мире, где богатство вызывает уважение, а бедность — порок. Его любящая жена, устав от бедности, умоляет пойти на поклон к богатому родственнику и попросить «доходное» место. Молодой чиновник, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что едва не отступается от юношеских идеалов. В последний момент он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Таким образом, формально добро побеждает. В то же время мир, показанный в пьесе, таков, что всем зрителям было ясно — Жадову придется долго дожидаться перемен в обществе.
Пьеса ставит вопросы актуальные для любого общества и любого времени:

Надо ли быть честным человеком и верить в любовь? Надо ли говорить правду или необходимо все время лгать? Надо ли воровать, чтобы разбогатеть? Можно ли усердно работать и заработать много денег, или коррупция неистребима и вечна? С одной стороны, быть бедным и гордым — стыдно, а с другой — быть честным богатым не получается. Мужчина не имеет право быть бедным, иначе его и за мужчину считать-то не будут; богатый — благороден, и не важно, каким способом это богатство нажито, а любовь к бедному — юродство и от нее нужно избавляться. Деньги правят миром и определяют место человека в этом мире. И снова люди, как Илья Муромец в русской сказке, стоят перед выбором — какую дорогу выбрать, какую часть души выгоднее продать.

Источник

В театре «Ленком» поставили пьесу Островского «Доходное место»

Популярную пьесу А.Н. Островского «Доходное место» о молодом человеке, отважно сражающемся за честную жизнь против воров и взяточников, поставили в театре «Ленком». Естественно, с участием известных артистов – на сцену выходят Евгений Герасимов, Олеся Железняк, Антон Шагин. Режиссёр спектакля – Дмитрий Астрахан.

Только что «Доходное место» воплотилось в Малом театре, да и вообще Островскому на сцене нет конца, «Ленком» же продолжает искать источники энергии для поддержания творческой жизни, и тут Островский надёжный союзник. Славится наличием энергии, на свой лад, и Дмитрий Астрахан – вообще-то он предприимчивый кинорежиссёр («Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Подари мне лунный свет», «Жёлтый карлик» и другие, причём многочисленные, картины). Но Астрахан является также дипломированным театральным режиссёром, много ставил в театрах страны и даже пять лет возглавлял петербургский Театр комедии.

Слово «комедия» тут решающее. Комедийная жилка бьётся в современных режиссёрах исключительно редко. Тут мне довелось прочесть похвалу постановке пьесы Зорина «Покровские ворота» в театре на Малой Бронной в трактовке Константина Богомолова – дескать, фильм Козакова был такой несерьёзный, водевильный, а могучая длань Богомолова сделала серьёзное и печальное произведение. Очень может быть – Богомолов обладает некоей демонической иронией, но вкуса к комедии лишён начисто. А вот Астрахан, он, конечно, проще и незамысловатей Богомолова и других театроведческих любимчиков, но понимание сценического юмора и способность ставить именно комедию у него, несомненно, есть.

На занавесе – картинка старой Москвы с надписью «1857» год (это год написания пьесы). Когда занавес открывается, мы видим стилизованную перспективу улицы (художник – Анастасия Глебова), по которой бредёт шарманщик, и мелодия его шарманки словно намекает – это старая «песня о главном». Нет нужды переодевать героев в современные костюмы и вручать им смартфоны. Вы и так узнаёте эту русскую историю про молодого человека, который не хочет жить «как люди». Режиссёр несколько выпрямляет и упрощает события пьесы – например, он решительно сократил роль жены важного чиновника Вышневского, Анны Павловны, которая тормозит действие. Но зато он обостряет все отношения героев. Здесь не прохладная температура психологического комфорта, здесь страсти кипят предельно! Скажем, герой пьесы Жадов (Антон Шагин) – родной племянник начальника, богатого господина Вышневского (Евгений Герасимов), и это не мелкое обстоятельство действия. Герой – сам из московской золотой молодёжи, привыкшей к беззаботной жизни, он в начале пьесы ведёт себя нахально и самоуверенно. А хитрый Вышневский не отвлечённые проповеди ему читает, но хочет спасти родственника, сына покойной сестры, которая на смертном одре попросила его покровительства.

Это важно – родство, на этом всё стоит, ради этого воруют, подличают, берут взятки, семья – это стержень жизни, фетиш, кумир. Когда вдова Кукушкина (Олеся Железняк) заявляется посмотреть, как живёт её глупенькая миленькая дочка Полинька (Сафия Яруллина), которая вышла замуж за Жадова, она, ясное дело, в своём уморительном наряде – анекдотическая вздорная тёща из анекдотов. Но не только. Кукушкина‑Железняк ещё и яростный борец за единственно правильный порядок бытия, где муж обязан обеспечить семью любой ценой, содержать свою жену, а кто бунтует против – тот враг, безумец, вредный отщепенец. Дядюшка и тёща кипят ненавистью, ломают молодого человека, не желающего присоединяться в этот порядок.

Комнатка, в которую пришлось переехать после свадьбы герою из прежней беспечной жизни, совсем бедная – унылое бельё развешано на верёвке, очаг пуст, какое-то туловище крепко дремлет на лавке (потом оказывается – служанка). Жадов приносит домой полено, сам лущит его топором, и когда врывается тёща, с топором этим в руках с ней и препирается. Вроде бы простой приём, а на комедийные ритмы работает отлично, обострение обстоятельств наглядно. Это трудно и опасно – бороться с отлаженным порядком жизни, с миром дружно сцепленных между собой московских семеек, которые воруют уже столетиями.

Ещё пример сценического «обострения» – третье действие. Оно в «Доходном месте» происходит в трактире, куда наш герой забредает немножко отдохнуть, выпить чаю и куда являются торжествующие чиновники его ведомства отметить удачную взятку. И, скажем, начинающий подлец Белогубов (Станислав Тикунов) не просто безмозглое животное – он извивается и корчится, как какой-нибудь Урия Гипп (такой гад был в одном романе Диккенса), правда, в комическом регистре. А к нашему Жадову подсаживается некто Досужев (Иван Лешук), весёлый аферист, знаток нравов Замоскворечья. Это блистательно выписанная маленькая роль, вся буквально из реприз. Но режиссёр выявляет суть действия – наш весельчак планомерно и злобно спаивает Жадова, наслаждается его унижением. Герою не на кого опереться вообще, у него, как в песне, «весь мир идёт на меня войной».

Такое обострение действия отлично ложится на индивидуальность Антона Шагина, артиста чрезвычайной нервной подвижности, в котором живёт странность, даже таинственность, настоящая, ненаигранная непростота. Почему именно Жадов отважился бросить вызов миру? Нет, не из-за наивности молодости. Он просто другой породы, такой уж особенный человек. Он родился искренним, честным и благородным, как люди рождаются с шестью пальцами или родимым пятном…

На спектакле, который я смотрела, случился форс-мажор. Не сомневаюсь, что и Владимир Юматов, и Алексей Маклаков прекрасно справляются с ролью старого заслуженного взяточника Юсова, эдакого философа коррупции. Но из-за чрезвычайных обстоятельств эту роль на премьере сыграл сам Дмитрий Астрахан. Тоже, знаете ли, дополнительная улыбка Фортуны – после фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», где Астрахан блестяще сыграл жуликоватого, но не подлого администратора, ему стали поручать похожие роли просто десятками («Конец прекрасной эпохи», «Мосгаз. Паук», «Мосгаз. Формула мести», «Икра», «Домашний арест» и т.п.) Теперь пришлось этому энергичному человеку выходить и на сцену, с чем он, толковый работник, вполне справился.

Не стану утверждать, будто «Доходное место» в «Ленкоме» – это выдающаяся победа театра, побед в театре всегда мало, иногда по нескольку лет их не бывает. По-моему, в любом театре остро стоит проблема крепкого спектакля приличного уровня. В «Доходном месте» Астрахана есть и юмор, и хорошие актёрские работы, и – смысл. Многим зрителям этого окажется совершенно достаточно.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *