Доказать что воцарение ивана грозного это предание
Доказать что воцарение ивана грозного это предание
А светлы были у тех князей сердца христианские!
В каждую полночь народ еще и до сей поры иногда видит Си-Юнь-Беку. Смотрит она из своей башенки в окошечко бледная, худенькая! Пропало на ней все царское; но огонь летает из больших черных глаз ее, и как железо звенят ее белые зубы. С нею же вместе с царицею, в иную пору, и Кощак появится, вертит он страшным богатырским мечом.
Прежде еще думали казанцы, что придет время, когда Кощак умягчит гнев пророческий, и вот тогда помилует Си-Юнь-Бека пропавших. Башня Си-Юнь-Бекина тогда рассыплется, и взойдет луна над тою башнею, вместо солнышка. Уж не время ли это магометанского светопреставления?
Воцарение Ивана Грозного
Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь — сейчас же весь народ на реку идет, и свечи в руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится, — тот и царь!
У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:
— Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!
— Коли я, барин, в цари угожу, так тебе непременно голову срублю.
Пошли на реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с той поры за это его Грозным и прозвали.
(«Русская старина», 1876, т. 15)
Услышал Грозный царь, во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховский мост; ударили в колокол у святой Софии — и пал конь его на колени от колокольного звона. И тут Грозный царь проговорил коню своему:
— Ай же ты, мой конь; не можешь ты царя держать — Грозного царя Ивана Васильевича.
Доехал он до Софийского храма и в гневе велел он отрубить снасти у того колокола, и чтобы пал наземь, и казнить его уши.
— Не могут, — говорит, — скоты звона его слышать.
И казнили этот колокол в Новгороде — ныне этот колокол перелитой.
(«Древняя и новая Россия», 1879, т. 2, № 9)
Приехал царь Грозный в Новгород
Приехал царь Грозный в Новгород, пошел к Софии к обедне. Стоит царь Иван, Богу молится; только глядит: за иконой бумага видится. Он взял ту бумагу — и распалился гневом! А ту бумагу положили по насердкам (нарочно) духовники, а какая та была бумага, — никто не знает. Как распалился Грозный царь — и велел народ рыть в Волхов. Царь Иван встал на башню, что на берегу налево, как от сада идешь на ту сторону; встал Грозный на башню, стали народ в Волхов рыть: возьмут двух, сложат спина со спиной, руки свяжут, да так в воду и бросят; как в воду, так и — на дно. Нарыли народа на двенадцать верст; там народ остановился, нейдет дальше, нельзя Грозному народ больше рыть! Послал он посмотреть за двенадцать верст вершников (всадников), отчего мертвый народ вниз нейдет. Прискакали вершники назад, говорят царю: «Мертвый народ стеной встал». — «Как тому быть? — закричал царь. — Давай коня!» Подали царю коня; царь сел на коня и поскакал за двенадцать верст. Смотрит: мертвый народ стоит стеной, дальше нейдет. В то самое времечко стало царя огнем палить: стал огонь из земли кругом Грозного выступать. Поскакал царь Иван Васильевич прочь, огонь за ним; он скачет дальше, огонь все кругом.
С тех пор Волхов и не замерзает на том месте, где Грозный — царь народ рыл: со дна Волхова тот народ пышет…
Царь Грозный за какую-то заслугу сделал Псков губернией, а новгородцы послали войско, — опять привести псковичей под свою волю. Только псковичи такого звону задали новгородцам, что те насилу ноги унесли. Видят новгородцы, что сила не берет, послали Грозному сказать: псковичи, мол, бунтуют. А какой тут бунт? Ну, цари, разумеется, этого не любят. Грозный распалился гневом, поехал к Пскову; не доехал Грозный царь до Пскова шесть верст, остановился он в Любятове. Прослышали псковичи, что Грозный царь пришел Псков громить и стоит в Любятове, с полуночи зазвонили в колокола к заутрене: Бога молить, чтоб Бог укротил сердце царево. Грозный царь тогда был, заснувши, в Любятове. Как ударили в большой колокол, царь вздрогнул и проснулся. «Что такое? — говорит, — зачем такой звон?» — «Псковичи Бога молят, — говорят ему, — чтобы Бог твое царское сердце укротил». Поутру Микола Христоуродливый велел всем, всякому хозяину, поставить против своего дома столик, накрыть чистою скатертью, положить хлеб-соль и ждать царя. Попы в золотых ризах, с крестами, образами, с зажженными свечами, народ: общество, посадники пошли встречать Грозного и встретили у Петровских ворот. Только показался царь Иван Васильевич, откуда ни возьмись Микола Христоуродливый, на палочке верхом, руку подпер под бок, — прямо к царю… Кричит: «Ивашка, Ивашка! Ешь хлеб-соль, а не человечью кровь! Ешь хлеб — хлеб-соль, а не человечью кровь! Ивашка! Ивашка!» Царь спросил про него: «Что за человек?» — «Микола Христоуродливый», ему сказали; царь — ничего, проехал прямо в собор. А Микола Христоуродливый заехал, все на палочке верхом, заехал вперед; только царь с коня, а Микола: «Царь Иван Васильевич! Не побрезгуй моими хоромами, зайди ко мне хлеба-соли кушать», а у него была под колокольнею маленькая келейка. Царь пошел к нему в келью. Микола посадил царя, накрыл стол, да и положил кусок сырого мяса. «Чем ты меня потчуешь! — крикнул Грозный царь. — Как ты подаешь мясо: теперь пост, да еще сырое! Разве я собака?» — «Ты хуже собаки! — крикнул на царя Микола Христоуродливый, — хуже собаки! Собака не станет есть живого человечья мяса — ты ешь! Хуже ты, царь Иван Васильевич, хуже собаки! Хуже ты, Ивашка, хуже собаки!» Царь встрепенулся, испугался и уехал из Пскова, никакого зла не сделавши!
Урок литературы по теме «Предания» (7 класс)
Вопросы к преданиям
(NB! Перед началом работы по вопросам необходимо прочитать (вслух) предания).
№ 1. «Воцарение Ивана Грозного».
1. Что нового из предания мы узнаем о порядке избрания на Руси царей?
— Согласно преданию, у кого загорится опущенная в воду свеча, тот и должен стать царем.
2. Кем по происхождению, согласно преданию, был будущий царь Иван Грозный?
— Согласно преданию, будущий царь Иван Грозный был крепостным крестьянином (в действительности – потомком Рюрика).
3. Как, согласно преданию, Иван Грозный стал царем?
— Когда умер царь, крепостной Иван вместе со своим барином отправился к реке, чтобы погрузить в нее зажженную свечу. Свеча загорелась у Ивана, и тот стал царем.
4. Как барин был наказан Иваном?
— Перед тем как идти на реку, барин пообещал отпустить на свободу Ивана, а тот сказал, что если у него загорится свеча, то он отрубит барину голову – за то, что держал его в неволе. Иван, став царем, сдержал свое обещание.
5. Какие черты характера Ивана Грозного показаны в предании?
— Мы видим, что Иван Грозный обладал такими чертами характера, как находчивость, мстительность, безжалостность, неумолимость.
1. О чем горевал царь Иван Васильевич Грозный?
— Царь Иван Васильевич Грозный горевал о погибели народа христианского: на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия великое множество.
2. Что решил сделать Иван Грозный, чтобы было меньше зла?
— Чтобы было меньше зла, Иван Грозный решил уничтожить колдуний и ведьм.
3. Что Иван Грозный приказал сделать с ведьмами?
— Всех ведьм собрали на площади, обложили соломой и подожгли.
4. В кого превратились ведьмы?
— Ведьмы, спасаясь от огня, превратились в птиц – сорок и улетели навсегда из Москвы.
1. В каком городе происходят события предания?
— События предания происходят в Воронеже.
2. Зачем Петр I приехал в этот город?
— Петр I приехал в Воронеж, чтобы строить корабли для русского флота.
3. Кратко расскажите о том, как Петр I обучался корабельному делу.
— Корабельному мастеру не понравилась работа Петра, он его отругал и показал, как нужно правильно делать. Петр быстро все понял.
4. Как Петр I отблагодарил мастера?
— Петр подарил мастеру кольцо.
5. Каким предстает Петр I в этом предании?
— В этом предании Петр I предстает смекалистым (быстро научился корабельному делу), справедливым (не стал наказывать мастера за его ругань, так как тот не знал, что разговаривает с царем: наоборот, он был благодарен ему за хорошую науку). Обратите внимание: слово «шабашить» означает «завершать работу».
Вопросы к преданиям
№ 1. «Воцарение Ивана Грозного».
1. Что нового из предания мы узнаем о порядке избрания на Руси царей? 2. Кем по происхождению, согласно преданию, был будущий царь Иван Грозный? 3. Как, согласно преданию, Иван Грозный стал царем? 4. Как барин был наказан Иваном? 5. Какие черты характера Ивана Грозного показаны в предании?
1. О чем горевал царь Иван Васильевич Грозный? 2. Что решил сделать Иван Грозный, чтобы было меньше зла? 3. Что Иван Грозный приказал сделать с ведьмами? 4. В кого превратились ведьмы?
1. В каком городе происходят события предания? 2. Зачем Петр I приехал в этот город? 3. Кратко расскажите о том, как Петр I обучался корабельному делу. 4. Как Петр I отблагодарил мастера? 5. Каким предстает Петр I в этом предании?
Вопросы к преданиям
№ 1. «Воцарение Ивана Грозного».
1. Что нового из предания мы узнаем о порядке избрания на Руси царей? 2. Кем по происхождению, согласно преданию, был будущий царь Иван Грозный? 3. Как, согласно преданию, Иван Грозный стал царем? 4. Как барин был наказан Иваном? 5. Какие черты характера Ивана Грозного показаны в предании?
1. О чем горевал царь Иван Васильевич Грозный? 2. Что решил сделать Иван Грозный, чтобы было меньше зла? 3. Что Иван Грозный приказал сделать с ведьмами? 4. В кого превратились ведьмы?
1. В каком городе происходят события предания? 2. Зачем Петр I приехал в этот город? 3. Кратко расскажите о том, как Петр I обучался корабельному делу. 4. Как Петр I отблагодарил мастера? 5. Каким предстает Петр I в этом предании?
Вопросы к преданиям
№ 1. «Воцарение Ивана Грозного».
1. Что нового из предания мы узнаем о порядке избрания на Руси царей? 2. Кем по происхождению, согласно преданию, был будущий царь Иван Грозный? 3. Как, согласно преданию, Иван Грозный стал царем? 4. Как барин был наказан Иваном? 5. Какие черты характера Ивана Грозного показаны в предании?
1. О чем горевал царь Иван Васильевич Грозный? 2. Что решил сделать Иван Грозный, чтобы было меньше зла? 3. Что Иван Грозный приказал сделать с ведьмами? 4. В кого превратились ведьмы?
1. В каком городе происходят события предания? 2. Зачем Петр I приехал в этот город? 3. Кратко расскажите о том, как Петр I обучался корабельному делу. 4. Как Петр I отблагодарил мастера? 5. Каким предстает Петр I в этом предании?
Вопросы к преданиям
№ 1. «Воцарение Ивана Грозного».
1. Что нового из предания мы узнаем о порядке избрания на Руси царей? 2. Кем по происхождению, согласно преданию, был будущий царь Иван Грозный? 3. Как, согласно преданию, Иван Грозный стал царем? 4. Как барин был наказан Иваном? 5. Какие черты характера Ивана Грозного показаны в предании?
1. О чем горевал царь Иван Васильевич Грозный? 2. Что решил сделать Иван Грозный, чтобы было меньше зла? 3. Что Иван Грозный приказал сделать с ведьмами? 4. В кого превратились ведьмы?
1. В каком городе происходят события предания? 2. Зачем Петр I приехал в этот город? 3. Кратко расскажите о том, как Петр I обучался корабельному делу. 4. Как Петр I отблагодарил мастера? 5. Каким предстает Петр I в этом предании?
Вопросы к преданиям
№ 1. «Воцарение Ивана Грозного».
1. Что нового из предания мы узнаем о порядке избрания на Руси царей? 2. Кем по происхождению, согласно преданию, был будущий царь Иван Грозный? 3. Как, согласно преданию, Иван Грозный стал царем? 4. Как барин был наказан Иваном? 5. Какие черты характера Ивана Грозного показаны в предании?
1. О чем горевал царь Иван Васильевич Грозный? 2. Что решил сделать Иван Грозный, чтобы было меньше зла? 3. Что Иван Грозный приказал сделать с ведьмами? 4. В кого превратились ведьмы?
1. В каком городе происходят события предания? 2. Зачем Петр I приехал в этот город? 3. Кратко расскажите о том, как Петр I обучался корабельному делу. 4. Как Петр I отблагодарил мастера? 5. Каким предстает Петр I в этом предании?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Как сделать анализ предания «Воцарение Ивана Грозного»?
Предание «Воцарение Ивана грозного». Нужен анализ по литературе 7 класс.
Требуется указать, кто главные герои. А также краткое содержание для читательского дневника.
В этом предании говорится о том, как в старину выбирали царя. Якобы после смерти прежнего правителя все шли со свечами на реку. Там окунали свечи в воду. Тот, чья свеча после этого загоралась, и становился царем.
Один барин позвал своего крепостного Ивана на реку и пообещал, что если станет царем, то даст ему вольную. А Иван ответил, что если царствовать выпадет ему, то он отрубит боярину голову.
Свеча загорелась у Ивана, и обещание свое он исполнил, за что получил прозвище Грозный.
На самом деле, конечно, все было иначе. Иван Грозный вовсе не был крепостным, и престол унаследовал еще ребенком после смерти Василия III, своего отца.
В предании же отразилась ненависть простых людей к боярам. Иван Грозный тоже не любил бояр, так как рос в атмосфере борьбы за власть самых знатных боярских кланов. Вот и представили его в этом предании как выходца из народа и борца с боярами.
Предание «Воцарение Ивана Грозного» проходят по литературе в 7 классе.
Чтобы сделать его анализ, требуется знать главных героев, их небольшую характеристику. Их двое:
Краткое содержание предания:
Еще об одном предании «Сороки-ведьмы», его анализ с пересказом и кратким содержанием смотрете на БВ по этой ссылке.
Для начала ознакомимся с текстом данного предания, он небольшой.
Выделим два главных героя этого предания:
В данном предании показана ненависть простолюдинов к боярам.
Предания – поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»
Образовательне: актуализировать знания о жанрах УНТ; познакомить учащихся с новым жанром УНТ, с его особенностями; познакомить учеников с героями преданий; провести параллель между преданиями и историей;
Развивающие: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; развивать воображение, умение строить связное монологическое высказывание;
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений; воспитывать интерес к изучаемому предмету; воспитывать любовь к родному слову.
Почему мы начинаем знакомство с произведениями литературы с фольклора?
Потому что истоки литературы именно в народном творчестве. Народ запечатлевал свои представления о мире, об обществе и передавал их из уст в уста.
Эпические (сказка, миф, легенда, предание, загадка, поговорка и тд)
Лирические (песня, частушка)
Драматические (игры, обряды, театр)
Учитель: Ребята, как вы считаете, чему посвящен наш урок?
Ученик: Сегодняшний урок посвящен преданиям.
Учитель: Да! Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока-предания.
5. Основная часть урока
Знаете ли вы, к какому разделу относится данный жанр?
Ученик: Предание – это один из жанров устного народного творчества.
Правильно! А кто же является автором фольклора?
С какими жанрами УНТ вы познакомились в прошлом году?
Ученик: Пословицы, поговорки, загадки.
Хорошо! давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. Что мы должны сегодня узнать? Чему должны научиться? Что должны сделать?
Ученик: Сегодня мы узнаем, что же такое предание, познакомимся с его особенностями, с произведениями.
Верно! Записываем в тетради: предание – это рассказ, протекающий в устной форме, в основе которого реальные события. Данный жанр передавали из поколения в поколение.
Учитель: Ребята, давайте вспомним значение приставке пре-. В слове предание она равна значению пере-. То есть наши предки передавали предания из уст в уста, для них было важно сохранить все важные составляющие для следующего поколения. По мнению ученых, такой жанр устного народного творчества достоверный (описываются вполне возможные или даже реальные события). Догадываетесь ли вы о ком или о чем люди могли складывать предания?
Ученик: О каких-то событиях в истории
Правильно! Но кроме этого предания говорят о деяниях людей, а также объясняют обычаи, названия, явления. К ним относят рассказ о расселении славян, повествование «Смерть Олега» и так далее. Чаще всего предания рассказывают о походе Наполеона в Россию, о завоевание атамана Ермака, об основании Санкт-Петербурга и другие.
Учитель: Итак, первое предание, с которым мы сегодня познакомимся, это «Воцарение Ивана Грозного». Для начала выразительно прочитаем.
О чем и о ком говорится в предании?
Ученик: В предании рассказывается о воцарении Ивана IV, а также о том, почему его прозвали Грозным-за жестокость.
Хорошо. Можно ли сказать, что предание соответствует истории?
Ученик: Да. В 1547 году Иван IV принял царский титул.
Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами портреты Ивана Грозного знаменитых художников И.С. Глазунова и В.М. Васнецова. Опишите его.
Ученик: Глаза серые; борода длинная, густая, рыжая, вьющаяся; нос длинный.
В далеком прошлом художники не изображали монархов при жизни. В связи с этим нет ни одного портрета, запечатлевшего Ивана Грозного с натуры. Давайте прочитаем следующее предание «Сороки-ведьмы».
Как изображается Иван Грозный?
Для чего он решил расправиться с колдуньями и ведьмами?
Ученик: Из-за того, что гиб христианский народ.
Приведете цитату из предания.
Ученик приводит цитату.
Знаете ли вы, с каким событием в истории можно соотнести данное произведение?
Что такое опричнина?
Ученик: Опричнина – это часть государства, которая находилась в управлении Ивана Грозного и служила ему опорой в борьбе за создание сильной власти.
Верно! Так вот, произведение как раз и повествует о тех временах правления Ивана IV. Политика царя противоречила интересам бояр, поэтому царь окружил себя телохранителями (опричниками). Царь боялся заговоров и слухов (в произведении это ведьмы), и в связи с этим собирал их и сжигал в огненном кольце (опричнина). Сороки – молва людская. В те времена за слухи или заговоры казнили (недопущение птиц в столицу, проклятие Ивана Грозного).
Как вы считаете, все, о чем говорится в преданиях, правда?
Абсолютно верно! В преданиях много домысла, ведь есть и такие, которые повествуют о необыкновенных людях, о великанах; рассказывается о том, как люди на местах сражения находили огромные кости. Но почему предание нельзя назвать сказкой?
Если сравнить сказку и легенду, то в первом случае – вымышленный сюжет, во втором – сюжет основывается на исторических событиях, которые происходили в действительности.
Прочитаем последнее предание – «Петр и плотник».
Ребята, на чем акцентирует внимание сказитель?
Ученик: На справедливость.
Ученик: Сказитель обращает внимание на справедливость, потому что совершенно неважно кем является человек (крестьянином, ремесленником или царем), работу свою он должен выполнять добросовестно и хорошо.
Конечно! для того чтобы получить вознаграждение за работу, надо учиться прилежно и упорно, не просто хорошо овладеть мастерством, но и совершенствовать его постоянно. Вознаградил и Петр плотника.
В чем смысл этого предания?
Ученик: Петр I был уникальным царем, он всегда учил и учился сам, понимая, что нужно выводить державу на новый уровень.
Учитель: Царь готовил поколение умных людей. Он был готов строить Россию своими руками (история на верфи). Петр черпал самые ценные знания из недр ремесла, его даже не смущала грубость мастера, потому что он знал: где находится честность и прямота – там великое знание.
Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами фотографии памятников. Первый памятник «Царь-плотник», посвященный Петру I (1996 год, Адмиралтейская набережная). Следующий памятник так же был воздвигнут знаменитому Петру I (1860 год, Воронеж).
Работа с учебником (с. 7–8).
1. Чтение статьи «Предания».
2. Беседа по вопросам.
– Что же называется преданием? (Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.)
– Кто чаще всего является героем преданий?
– Откуда взяты эти строки?
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
В начале поэмы и в конце ее:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
(А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)
— Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)
— Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.
— Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)
— Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)
5. Подведение итогов.
– Что вы узнали о преданиях по статье, которую прочитали?
– Какие былины и предания были прочитаны вами в предыдущих классах?
– Какие славянские мифы вы прочитали в V и VI классах?
— Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. Достигли мы их?
— Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?
— Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.
Домашнее задание (слайд 12): стр. 7-8 пересказ, знать записи в тетради, подготовить выразительное чтение баллады «Вольга и Микула Селянинович» (стр. 17-23).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Воцарение Ивана Грозного
Воцарение Ивана Грозного
Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь — сейчас же весь народ на реку идет, и свечи в руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится, — тот и царь!
У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:
— Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!
Иван Грозный. Неизвестный художник. Парсуна. Вторая половина XVII в.
— Коли я, барин, в цари угожу, так тебе непременно голову срублю.
Пошли на реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с той поры за это его Грозным и прозвали.
(«Русская старина», 1876, т. 15)
Читайте также
3.5. Знаменитый синодик «Ивана Грозного» — покаяние за молодого царя Ивана Ивановича
3.5. Знаменитый синодик «Ивана Грозного» — покаяние за молодого царя Ивана Ивановича Мы подходим к концу эпохи «Грозного». В 1581 году умирает Иван Иванович. В связи с его смертью «будучи в состоянии глубокого душевного кризиса, царь совершил один из самых необычных в его
Жены Ивана Грозного
Жены Ивана Грозного В июле 1571 г. после страшного московского пожара и татарского погрома, через пепелища и смрад гниющих тел тысяч погибших москвичей, царь Иван двинулся в Александровскую слободу, чтобы устроить там смотр 2000 девушек – после смерти царицы Марии он вновь
Пир Ивана Грозного
Пир Ивана Грозного Пирует царь.Царский пир обставлен торжественно и празднично: «Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит в златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники. Супротив его всё бояре да
Смерть Ивана Грозного
Смерть Ивана Грозного Уж ты, батюшка светел месяц!Что ты светишь не по-старому,Не по-старому, не по-прежнему,Из-за облачка выкатаешься,Черной тучей закрываешься?У нас было на святой Руси,На святой Руси, в каменной Москве,В каменной Москве, в золотом Кремле,У Ивана было у
Ермак у Ивана Грозного
Ермак у Ивана Грозного Как на славных на степях было Саратовских,Что пониже было города Саратова,А повыше было города Камышина,Собирались казаки-други, люди вольные,Собирались они, братцы, во единый круг,Как донские, гребенские и яицкие.Атаман у них Ермак сын
8.1. О женах Ивана «Грозного»
8.1. О женах Ивана «Грозного» Хорошо известно, что у «Грозного» было несколько (восемь) жен.Слишком много для одного царя. Недаром на эту тему столько написано — от драматических произведений до сборников анекдотов. С нашей точки зрения — ничего странного тут нет.
6. ОТЕЦ ИВАНА ГРОЗНОГО
6. ОТЕЦ ИВАНА ГРОЗНОГО Василию III пришлось воевать не меньше, чем его отцу. Пока на троне был Иван III, побежденная Литва опасалась задираться, этому способствовал и брак короля Александра с дочерью русского государя Еленой. Но как только победитель умер, паны осмелели,
2. Краткое напоминание об истории Ивана III Грозного = Ивана IV Грозного
2. Краткое напоминание об истории Ивана III Грозного = Ивана IV Грозного Мы неоднократно говорили о царе-хане Иване IV Грозном. Считается, что он правил в 1547–1584 годах, то есть был на престоле 37 лет. В то же время началом его правления вполне можно считать 1533 год, когда он был
5.2. Мессалина — жена Клавдия и любовница Силия Елена Волошанка — жена Ивана Ивановича и любовница Ивана Грозного
5.2. Мессалина — жена Клавдия и любовница Силия Елена Волошанка — жена Ивана Ивановича и любовница Ивана Грозного • ЦАРЬ РАЗВОДИТСЯ СО СВОЕЙ ПРЕЖНЕЙ ЖЕНОЙ И ПРИБЛИЖАЕТ К СЕБЕ «СТРАСТНУЮ КРАСАВИЦУ». — В русской истории царь-хан Иван III = IV Грозный охладевает к своей жене
3. «Античный» Гальба был из рода царя Миноса, то есть Ивана Грозного Царевич Дмитрий действительно был сыном Ивана Грозного
3. «Античный» Гальба был из рода царя Миноса, то есть Ивана Грозного Царевич Дмитрий действительно был сыном Ивана Грозного Светоний сообщает, что Гальба был, «бесспорно, муж великой знатности, из видного и древнего рода… сделавшись императором, выставил у себя в атрии
6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов
6. Дон Кихот – это издевательское описание Ивана Грозного = Карла V. Безумие Дон Кихота – это отражение сумасшествия Ивана Блаженного, то есть конца первого периода «Ивана Грозного» 1547–1553 годов Центральной темой пародии Сервантеса является безумие Дон Кихота. С одной
20. Непокорный митрополит Филипп Колычев, осудивший Ивана Грозного, отразился у Сервантеса как важный священник, осудивший Дон Кихота и Герцога (то есть Ивана Грозного)
20. Непокорный митрополит Филипп Колычев, осудивший Ивана Грозного, отразился у Сервантеса как важный священник, осудивший Дон Кихота и Герцога (то есть Ивана Грозного) 20.1. Что известно о митрополите Филиппе Колычеве и его борьбе с Грозным Напомним вкратце данные из нашей
16. РОССИЯ К СЕРЕДИНЕ XVI в. ВОЦАРЕНИЕ ИВАНА IV
16. РОССИЯ К СЕРЕДИНЕ XVI в. ВОЦАРЕНИЕ ИВАНА IV К середине XVI в. закончился процесс изменения феодальной собственности на землю, состоящий в том, что княжеское землевладение сблизилось с вотчинным. Старое вотчинное землевладение расширялось за счет новоприсоединенных
3.7.2. Семь жен Ивана Грозного
3.7.2. Семь жен Ивана Грозного Первая жена Ивана Васильевича Анастасия Романова пользовалась в народе большой популярностью. Считалось, что она очень благотворно влияла на своего супруга, смиряла его суровый нрав, поддерживала в хороших начинаниях. За 13 лет брака она
Время Ивана Грозного
Время Ивана Грозного Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетристов необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. В эпохе Грозного много содержания: бурное детство великого князя; период светлых реформ и