Доказательство что социология это наука
Является ли социология наукой?
Социология занимает главную позицию в группе дисциплин (включая антропологию, экономику и политологию), которые обычно называют социальными науками. Как мы можем реально изучать человеческую социальную жизнь «научным» образом? Для ответа на этот вопрос мы должны, прежде всего, понять главные характеристики науки как формы интеллектуальной деятельности. Что такое наука?
Наука — это использование систематических методов исследования, теоретического мышления и логической оценки аргументов для создания совокупного знания о конкретном предмете исследования. Научная работа зависит от соединения новых идей и анализов очевидных фактов, необходимых для подтверждения или опровержения гипотез или теорий. Информация и положения, полученные в научном исследовании и обсуждении, всегда носят в некоторой степени предварительный характер. Они открыты для пересмотра или полного отвержения в свете новых данных или аргументов.
Когда мы спрашиваем, «является ли социология наукой?», мы имеем в виду два вопроса: «Может ли дисциплина использовать процедуры естественной науки?» и «Может ли социология надеяться получить такое же точное, доказательное знание, какое создали естественные науки о физическом мире?». Эти вопросы всегда в некоторой степени противоречили друг другу, но длительное время большинство социологов отвечали на них утвердительно. Они утверждали, что социология может и должна подражать естественной науке — как ее процедурам, так и характеру ее результатов. Эта позиция иногда называется позитивизмом.
Тот факт, что мы не можем изучать людей так же, как природные объекты, в некотором отношении составляет преимущество социологии; в других отношениях это создает трудности, с которыми не сталкиваются естественные науки. Преимущество социологов состоит в возможности задавать вопросы тем, кого они исследуют, то есть людям. Однако люди, которые знают, что их деятельность находится под наблюдением, часто ведут себя иначе, чем обычно. Например, когда индивиды отвечают на вопросы, они могут сознательно или нет давать неверное представление о себе. Они могут даже стараться «помочь» исследователю, давая ему те ответы, которые, по их мнению, он хочет от них услышать.
Наука социология — предмет и объекты изучения, функции социологии и стоящие задачи
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин социология и все связанные с ним слова все глубже проникают в нашу жизнь.
Это и социологические опросы, и социальные нормы поведения, и социальная сфера, и многое другое.
Однако как наука социология существует относительно недавно, но при этом ее важность и востребованность только нарастают. Поэтому сегодня мы поговорим про то, что это такое, какие функции возложены на социологию, что является ее предметом и объектом изучения.
Социология — это.
Термин «социология» состоит из двух слов, относящихся к разным языкам:
В более широком определении социология — это наука, изучающая закономерности взаимодействия в социуме, а именно:
Данная научная сфера собирает информацию об общественных явлениях, изучает их, классифицирует.
Цель такой работы – возможность предсказывать будущие события в демографическом, экономическом, правовом и других аспектах, а также управление ими.
В связи с этим социология опирается на разные сферы учения: психологию (что это такое?), антропологию, политологию и др. гуманистические направления.
Предмет, методы и объекты изучения
Официально эта наука возникла в начале 19 века, благодаря французскому мыслителю О.Конту (хотя первые попытки изучения общества и протекающих внутри него процессов относят к 13 веку).
Конт первым сказал о том, что социология, как наука может существовать только с опорой на научные методы, которые могут дать более точную и объемную информацию об объекте.
К социологическим методам исследования относят:
До этого момента социальные явления рассматривались преимущественно в контексте метафизического подхода, гласящего примерно следующее: каждый человек живет в своей персональной, самостоятельно выдуманной реальности.
Такое осмысление явлений общества фактически оставляло ученым лишь позицию наблюдателя.
Но в начале 20 столетия объектом и предметом социологии становится развитие и прогнозирование социальных процессов, а не просто их наблюдение и фиксация.
Задачи социологии
Данная наука «преследует» 3 основные задачи:
Функции социологии
Функции социологии основаны на ее задачах и представлены учеными в следующем виде:
Парадигмы науки
Множество парадигм (что это такое?), в которых существует наука социология, можно разделить на две большие группы:
Эти знания дают возможность осмысления происходящих в обществе событий.
Проще говоря, это изучение частей общества, состоящих из разного числа индивидов (кто это?); подсистем, имеющих общую религиозную, научную, этическую, культурную и т.д. основу.
Подходы в микросоциологии
Подходы в макросоциологии
Макросоциология, в свою очередь, имеет два подхода:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Все чаще это слово употребляется в негативном контексте. Уж очень удобно манипулировать социологией в своих целях. Всем опросам, которые проводятся в нашей стране, я уж точно не доверяю. Этот инструмент хорош в демократическом обществе, но не у нас.
Изучает социология общественные отношения или что-то ещё, но где достойные плоды этого изучения? Вот сделали материнский капитал, чтоб граждане больше рожали детей, наверняка же это социологи подсказали.
Ну и что, разве у нас сейчас не демографический кризис? Значит данная мера неэффективна. А если взять социологические опросы, не так ведь много людей опрашивают, но результат опроса отождествляют со всей страной, говорят, такой запрос в обществе назрел, но выглядит всё это как манипуляция.
До середины 20 века в селе было млн лошадей и коров, соответственно конюхов и животноводов. Затем население сел перебрались в города. Как люди приспособились в новой среде. Наука им помогала ли.
Социология
Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Социология», разработанного на кафедре. К каждой теме предлагаются контрольные вопросы, усвоение ответов на которые позволяет успешно пройти аттестацию. Усвоение материала по конкретно-социологическим исследованиям позволит студентам успешно работать над дипломной. Вопросы плана каждой темы являются также вопросами для зачета. Пособие адресовано студентам очной и заочной формы обучения
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
1. Объект и предмет социологии.
2. Социология и философия, социология в системе социальных наук.
3. Уровни социологического знания.
4. Функции социологии.
5. Краткая история развития социологической мысли.
Термин «социология» впервые был употреблен О.Контом в 40 гг. ХIХ века. В буквальном смысле «социология» (от фр. Sociologie) означает «наука об обществе, о социальной жизни».
Люди давно пытались понять механизмы социальных процессов, роль и место человека в жизни социума. Но только к ХIХ веку сложились условия для формирования науки об обществе, новому типу социального знания. Именно О. Конт и Г. Спенсер заложили основы социологии.
Как известно, в ХVIII-ХIХ вв. происходит разрушение феодального общества, для которого была характерна тотальная регламентация экономической, политической и духовной жизни общества. Старые механизмы регулирования, основанные на традициях и обычаях, разрушаются. Новое общество провозглашает свободы и права человека, его духовную и экономическую независимость, политическую автономность.
Для того, чтобы реализовать эти идеи, надо было знание социальных процессов жизнедеятельности социальных групп, общностей и организаций. И эти знания должны быть реальными, должны помочь сформировать новые механизмы социального управления.
Особо обострилась потребность в научных знаниях в связи с бурным развитием новых политических (классовая борьба и т.д.) и экономических процессов. Свободная конкуренция поставила в зависимость результаты деятельности от знания настроений и ожиданий людей. В результате появляется социология — наука, помогающая понять обществу основы социального взаимодействия людей.
Таким образом, с самого начала объектом социологии как науки является общество. Напоминаем, что под объектом познания имеются в виду те явления действительности, на которые направлена познавательная деятельность. Но, как известно, общество изучается многими науками (философией, историей, этнографией и т.п.), а это значит, что объект исследования у них один и тот же. Следовательно, чтобы отличить социологию от других социальных наук, надо вычленить ее предмет исследования. Именно он позволяет отделить одну науку от другой. Под предметом познания имеют в виду специфический фрагмент, срез, сторону объекта, который вызывает познавательный интерес со стороны той или иной науки.
Предмет социологии, в этом смысле, определяется социологами по — разному. Здесь нет единого мнения, поскольку изучаются многообразные социальные процессы. У нас длительное время определение социологии сводилось к следующему: социология — это наука о законах функционирования и развития общества как социальной системы.
Что касается зарубежных социологов, то они, как правило, не ставят целью строго и однозначно определить предмет социологии, что, вероятно, сделать и невозможно. Так, известный социолог П. Сорокин в своей работе «Человек, цивилизация, общество» (М., 1992. С.534) предмет социологии характеризует как «поведение людей, живущих в среде себе подобных». Многие социологи-эмпирики склоняются в последнее время к тому, что главное не определить предмет (он может меняться от одного этапа развития социологии к другому), а усвоить методологические и методические методы и техники социальных процессов. Однако, мы с вами выберем одно из двух предложенных определений.
Как наука социологическое знание формируется на основе философского, точнее, социально-философского знания. Известно, что основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт людей, на достижения культуры и науки. При этом философия стремится выявить сущность и конечные причины и духовные основания взаимодействия людей в социуме. То есть философию интересуют смысложизненные вопросы, всеобщность и целостность постижения социальной жизни.
Естественно, что социология не может не опираться на достижения философской мысли, поскольку социологу необходимо целостное видение проблемы, умение в единичном увидеть общее, существенное. Вместе с тем, социологу требуется знание реальных социальных процессов, а их невозможно постичь умозрительно, не опираясь на чувственный опыт и не используя эмпирические методы (например, наблюдение, эксперимент и т.д.). Социология должна уметь, в отличие от философии, давать ответы на конкретные вопросы. Для этого она вырабатывает свой понятийный аппарат, с помощью которого возможно изучать не общество «вообще», а реальное общество с реальными процессами. Для этого понятия социологии должны подчиняться однозначной интерпретации.
Таким образом, социология изучает реальное общество, общество как целостность, как систему, опираясь при этом на эмпирические методы.
Социология отличается и от других социальных наук (истории, этнографии, политэкономии и др.).
1. Во-первых, социология изучает общество, что мы уже отмечали, как единую целостную систему, как особый и единый организм. В то время как другие социальные науки обращаются к частным социальным явлениям (экономическим, политическим, демографическим и т.д.).
Социология тоже может познавать частные социальные явления, но в этом случае ее интересуют связи их с функционированием общества как целого.
2. Исследуя конкретные сферы жизни общества, социолог пытается постичь, какие конкретные механизмы позволяют общесоциальным свойствам реализоваться в разных сферах.
3. Социолог все анализирует с точки зрения интересов людей, их потребностей и ожиданий.
Анализируя социологию как систему научного знания, мы должны отметить, что она включает в себя теоретический и эмпирический элементы, теорию и эмпирию.
До начала ХХ в. теоретические и эмпирические исследования протекали как бы параллельно, практически не пересекаясь друг с другом. И лишь французский социолог Э. Дюркгейм попытался их соединить. Но до сих пор не утихают споры между эмпириками и теоретиками со взаимными обвинениями в абсолютизации роли одного из этих элементов социологического знания.
Как представляется роль теории и эмпирии в общей системе социологического знания.
1. Теория дает смысловое объяснение фактам. Факты — только статистика, их еще надо интерпретировать.
Эмпирия дает знание частностей (факты), а как частности связаны друг с другом — на это может ответить только теория.
2. Теория дает ориентиры для эмпирических исследований. Эмпирические знания (факты) для социологии не цель, а лишь средство.
3. Без фактов ни одно теоретическое построение не может считаться обоснованным, и не может быть построено научное понимание.
Итак, социология органично включает в себя теорию и эмпирию, теоретические и эмпирические методы. Но в зависимости от конкретных задач исследования пропорции теории и эмпирии могут быть различны.
Это является основанием для выделения различных уровней социологического знания. Принято выделять следующие уровни:
1. Уровень общесоциологических теорий. Здесь рассматривается общество как целостная система, состоящая из подсистем. Подобного рода теоретические конструкции определяют общий подход социолога к осмыслению социальных явлений, задают направленность научных поисков и интерпретацию эмпирических фактов. Общесоциологические теории позволяют создать теоретическую модель общественной жизни как некоторой целостности.
2. Теории среднего уровня. В социологический обиход этот уровень введен Р. Мертоном.
Социологические теории этого уровня изучают подсистемы общества, их внутренние связи и взаимодействия. Для всех их характерно: опора на эмпирическую базу, описание фактов и их обобщение на основе той или иной теории. Словом, здесь эффективно взаимодействуют теория и эмпирия.
Поскольку можно выделять многообразные подсистемы общества, то в соответствии с этим говорят о социологии труда, образования, семьи, права, физической культуры и спорта и т.д.
3. Уровень конкретно-социологических исследований (эмпирическая социология), или КСИ. Научная цель — получение конкретных знаний, которые называют социальными фактами.
Особенность социальных фактов — констатация тех или иных процессов. Социолог, получив факты, может их описывать, систематизировать и классифицировать. Теоретические идеи здесь появляются в постановке цели эмпирических исследований, их гипотез.
Чтобы объяснить факты, интерпретировать их, социолог-эмпирик вынужден обращаться к теоретическим уровням. Именно здесь он выбирает теорию, которая, по его мнению, может объяснить факты. А это свидетельствует о том, что эмпирия не может обойтись без теории, ценность их в единстве, и она наиболее очевидно проявляется в функциях.
По поводу того, сколько функций можно выделить, нет единого мнения. Каждый социолог проявляет здесь со всей смелостью свой уровень знаний и понимания.
Мы предлагаем выделять следующие функции:
1. Познавательная. Социология дает нам знание законов функционирования общества как системы и ее подсистем, знание методов и техники социального познания.
2. Прикладная, или практическая. Она свидетельствует о том, что социальное знание получает свой смысл только тогда, когда используется в социальной практике.
3. Методологическая. Понятие, категории и методы социологии используются частными социальными науками в качестве методов познания тех социальных явлений, на познание которых они нацелены.
4. Прогностическая функция. Она направлена на построение моделей общества, ее подсистем и выявления логики и направления их развития в будущем. Прогнозирование возможного будущего обеспечивает целевое развитие социальных систем.
Как мы уже отмечали, история социологической мысли насчитывает в своем развитом виде менее двух веков. Однако, даже эта короткая история показывает путь общества от незнания к знанию своей собственной природы. Причем этот путь вбирает в себя плюрализм развития социологической мысли.
Историю развития социологической науки в ее кратком изложении можно представить в виде двух этапов: 1 — социология ХIХ в. и 2 — социология ХХ в.
Не касаясь предистории, можно отметить, что в ХIХ веке социология развивается в трех направлениях: классическом, неклассическом и смешанном.
Классическая социология развивалась в работах ее классиков: О. Конта (1798-1857), Г. Спенсера (1820-1903) и Э. Дюркгейма (1858-1917).
Не вдаваясь в подробный анализ их работ, отметим основные идеи классической социологии.
О. Конт и его последователи считали, что общество подчиняется тем же законам, что и природа, никаких особых закономерностей в обществе не существует.
Более того, общество развивается эволюционно и прогрессивно. Всякая революция есть аномалия. Задача социологии — установить солидарность и согласие в обществе.
Обобщая высказанные Контом и Спенсером идеи, Э. Дюркгейм сформулировал основные принципы социологии.
1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности.
2. Социология должна строиться по образу позитивных (естественных) наук.
3. Методы социального исследования должны быть такими же точными и строгими.
4. Важнейшим критерием научности является объективность знаний без каких-либо элементов субъективности, что достигается за счет опоры на факты. Всякое социальное явление, социальное действие может рассматриваться как объективное, а, следовательно, может быть исследовано с помощью объективных методов естественных наук.
Другой тип социологии — неклассический разрабатывался Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе их методологии лежит представление о противоположности законов природы и общества. На этой основе выделяется два типа научного знания: науки о природе (естествознание) и науки о культуре (гуманитарные). Каждому типу знания соответствуют свои методы. Для гуманитарных наук характерен метод понимания и отношения к ценностям.
Наблюдая за поведением людей, социолог должен объяснить его на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Из этого делается вывод, что есть различие между социальной теорией и самой действительностью. Поэтому научная теория не может претендовать на большее, чем выяснение причин совершившихся событий. И здесь большое значение имеет знание общечеловеческих ценностей, поскольку они задают направленность человеческому мышлению. Человеческие ценности, считает М. Вебер, объективны, поэтому социолог на их базе может создать некоторые социальные схемы объяснения бытия, с которыми можно сравнивать историческую реальность.
Кроме классической и неклассической социологии в истории социологии встречается их синтез. Он был реализован в социальной теории К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. Они сформулировали принципы материалистического учения об обществе. Они, как и позитивисты, рассматривали социальные явления как факты и стремились объяснить социальные процессы по образцу естественных наук. Предметом социологии они считали изучение основных закономерностей развития общества.
Их принципы сводятся к следующему:
1. Признание закономерности общественного развития.
2. Развитие общества связывается с принципом детерминизма.
3. Признание поступательного и прогрессивного развития общества.
4. Признание своеобразия законов развития общества, которые определяются диалектикой объективных законов и сознательной деятельности людей.
Стремление соединить объективность законов с сознательной деятельностью людей и делает эту социологию своеобразной. Поэтому некоторые социологи называют этот тип социологии смешанным.
Развитие социологии ХХ века во многом опирается на принципы, разработанные Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Здесь присутствует множество школ и направлений, причем многие теории рассматриваются как равноценные, имеющие право на существование.
Большинство социологических теорий можно разделить на два типа: макросоциологические и микросоциологические.
Макросоциологические теории исходят из того, что только поняв общество в целом, механизмы и факторы его функционирования, можно понять и личность. Среди ведущих макросоциологических доктрин можно отметить функционализм (Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) и теорию конфликтов (Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер).
Микросоциологические теории исходят из анализа межличностных взаимодействий и от них идут к объяснению жизни общества. Широкое распространение получили здесь теории обмена, символического интеракционизма и др. Они отстаивают положение о том, что основой социальной жизни является повседневная интеракция (взаимодействие) (Г. Мид и др.).
Основные идеи этих теорий мы будем рассматривать в последующих лекциях.
Пытаясь дать целостное описание социальной жизни, эти теории стремятся осмыслить роль различных факторов и получить эмпирические данные для обоснования своих идей. Так возникают теории малых групп, социальных ролей, социальной стратификации и социальной мобильности. И особенно широкое развитие получила индустриальная социология.
1. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. — Ростов-на-Дону. 1996.
2. Комаров М.С. Введение в социологию. — М., 1994.
3. Радугин А.А. Социология. — М., 1966.
4. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие. — Екатеринбург. 1998.
5. Волков Ю.Г. и др. Социология. — Ростов-на-Дону. 1999.
1. Объект и предмет социологии.
2. Социально-экономические предпосылки возникновения социологии.
3. Научно-теоретические предпосылки появления социологии как науки.
4. Что общего между социологией и философией.
5. Отличие социологии от философии.
6. Отличие социологии от других социальных наук.
7. Назовите уровни социологического знания.
8. Какую роль играет теория в системе социологического знания.
9. Роль эмпирии в социологическом знании.
10. Какие функции выполняет уровень общесоциологических теорий.
11. Что познают теории среднего уровня.
12. Что собой представляет уровень конкретно-социологических исследований.
13. Можно ли утверждать, что социологические теории формируются на основе социальных фактов.
14. Что такое социальный факт. Кто ввел в социологию это понятие и с какой целью.
15. Назовите основные функции социологии.
16. Суть классической социологии.
17. Отличие классической социологии от неклассической.
18. Основные черты «смешанной» социологии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
Как собрать данные в полевом качественном исследовании. Учебное пособие
Социология международных отношений
Немирова Наталья, 2017
Основы социологии и политологии
Николай Демидов, 2015
Социология труда: Методические указания к курсовым работам
Андрей Алексеевич Булков, 2018
Трехсекторальное социальное партнерство
Н. Г. Хорошкевич, 2018
Социология. Краткий курc
Коллектив авторов, 2014
Корпоративная социальная ответственность и социальное развитие предприятий
Переговоры в социальной работе
Ольга Аллахвердова, 2017
Общество как объект социологического анализа
Николай Вахнин, 2019
Группа авторов, 2013
Социальная имитация: опыт анализа символической социальной реальности