Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга

Консультация «Авторитет родителей и его влияние на воспитание ребенка в семье»

Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть картинку Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Картинка про Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга Анастасия Чумакова
Консультация «Авторитет родителей и его влияние на воспитание ребенка в семье»

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка не только непосредственным, целенаправленным воздействием взрослых её членов, но и всем образом жизни. Если родители – люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут широкими общественными интересами, а семейный коллектив сплочён общими трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание детей. Но если они ведут праздный образ жизни, не хотят трудиться на производстве, семья замкнута в своём узком мирке, живут своей жизнью, в такой семье царит чёрствый эгоизм. Воспитание в ней серьёзно осложнено. Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но как завоевать авторитет у ребёнка, знают далеко не все. К сожалению, родителине всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии детей. При этом, не замечая, как подрывается их авторитет. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения. Воспитатели используют любые подходящие ситуации для поддержания авторитета взрослых членов семьи. Ребёнку небезразлично, как работают его отец и мать, что о них говорят товарищи. В детском саду он с гордостью рассказывает о своих родителях. Однако нельзя рассчитывать на то, что видя только положительные примеры старших, ребёнок будет поступать именно так же. Пассивное восприятие примера взрослых не создаёт у ребёнка стремления к подражанию: необходимы условия для постоянных упражнений в добрых поступках, для проявления накапливаемых представлений. Положительно влияет на авторитет старых членов семьи их совместный с ребёнком труд по обслуживанию и организации семейного быта. В процессе труда выявляются отношения друг к другу, к труду, к труду рядом работающего. Укреплению авторитета родителей способствуют совместные прогулки, посещение кинотеатра, цирка и т. п. В таких случаях ребёнок чувствует себя равноправным членом семейного коллектива, где его не только понимают, но и приобщают к семейным делам.

Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим и воспитанию своих детей.

Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть картинку Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Картинка про Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг другаКонференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.

Источник

Сравните два понятия «авторитарность» и «авторитет». Докажите, что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключают друг друга.

Авторитет

Действительно, авторитет родителя — это власть над ребенком, однако в более демократичном понимании. Такая власть не подкрепляется силой, давлением, шантажом и другими подобными методами. Она основана на безусловном уважении ребенка к родителю, желании следовать за ним и подражать ему.

В семьях, где родители пользуются авторитетом, отношения с детьми близкие и доверительные. Ребенок обращается за советом и помощью к взрослому, охотно его слушается, серьезно относится к замечаниям и стремится заслужить похвалу. Но самое главное, ребенок искренне любит родителя и доверяет ему, а не боится. Во взрослой жизни он будет копировать образ жизни родителей, их ценностные ориентиры.

Авторитарность

Авторитарность — это жесткая власть. Для нее характерны подавление, доминирование сильного над слабым. При таком режиме в семье все общение с ребенком происходит в формате приказаний и команд.

В авторитарной семье ребенок в принципе не имеет права выбора — решение принимается за него, а он лишь выполняет директиву. Такие дети при переходе во взрослую жизнь сталкиваются с большими проблемами — неумением отстаивать личные границы, слабой волей, отсутствием понимания собственных потребностей.

Психологи, работающие с детьми, живущими в авторитарных семьях, выяснили, что атмосфера контроля и жесткости ограничивает их развитие, не дает возможности для самосовершенствования. У таких подростков преобладает заниженная самооценка.

Сложно выделить плюсы такого режима, кроме того, что родитель может быть уверен наверняка в полном подчинении ребенка. Да и это, на наш взгляд, сомнительный плюс.

Родительский авторитет говорит, что за основу воспитания, в идеале, должны браться принципы любви, заботы и понимания, если ребенка балуют. Но при этом мало уделят самой личности ребенка. Авторитет рано или поздно упадет. Родители должны быть друзьями, близкими, с кого хочется брать пример.

Авторитет подавления –это самый на ка сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда седит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления.

Вспомните биографии знаменитых людей или героев художественных произведений, в жизни которых значительную роль сыграли бабушки.

Галина Павловна Вишневская родилась 25 октября 1926 года. Еще в детстве девочка была брошена матерью, Галину воспитывала бабушка. Жили они в Кронштадте.

Родился Александр Николаевич Скрябин в Москве в декабре 1871 г. Отец его юрист, потом консул, дед — военный, а мать — хорошая пианистка, через год с небольшим умершая за границей от чахотки. Мальчик остался на ласковом попечении бабушки (по отцу) Елизаветы Ивановны и тетки Любови Александровны, души в нем не чаявших, но сумевших бережно и ласково оградить хрупкую духовную и физическую природу ребенка от преждевременных жизненных невзгод и вредных влияний. Влечение к музыке и особенно обожание рояля проявилось у Скрябина очень рано (уже в четырехлетнем возрасте). С пяти лет он по слуху играл и фантазировал на рояли.

Ободзинский Валерий Владимирович Советский эстрадный певец (тенор). Заслуженный артист Марийской АССР. Родился 24 января 1942 года в Одессе, на улице Петра Великого в коммунальной квартире, в доме, где находилась консерватория. По утрам за окном была слышна музыка, звуки фортепиано. Военное время. Родители ушли на фронт. И маленького Валеру воспитывала его бабушка Домна Кузьминична.

Выпишите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте, какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими.

Семья сильна, когда над ней крыша одна. (применина в современных условиях)

Добрая семья прибавит разума-ума. (устаревшая)

В своей семье не велик расчет. (устаревшая)

Вся семья вместе, так и душа на месте. (применима в современных условиях)

В родной семье и каша гуще. (применима в современных условиях).

Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть картинку Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Картинка про Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга

Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть картинку Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Картинка про Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга

Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть картинку Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Картинка про Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга

Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть картинку Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Картинка про Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Авторитет родителей в воспитании детей

Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть картинку Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Картинка про Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга Нина Тюрькина
Авторитет родителей в воспитании детей

МДОУ «Детский сад № 114»

Консультация для родителей:

«Авторитет родителей в воспитании детей«.

«Что такое авторитет родителей – этот вопрос волнует многих из вас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по совершенствованию и самовоспитанию.

Для родителей самая важная задача хорошо воспитать своих детей. Лучше изначально правильно начать сам процесс, чем впоследствии перевоспитывать. Хорошо воспитать свое чадо может каждый, только если он действительно захочет этого.

Откуда же черпается авторитет родителей? Мамы и папы, которых их собственные дети не слушаются, склонны считать, что авторитет предоставляется природой. Они очень ошибаются!

Существует множество примеров авторитета ложного.

Подавляющий авторитет

Если отец вечно дома рычит, постоянно сердитый, и при любом удобном и даже не удобном случае берется за ремень, на любой вопрос отвечает резкостью, каждую провинность подмечает каким-либо наказанием, это и является авторитетом подавления.

Авторитет на расстоянии

Существуют и те родители,которые искренне считают: чтобы дети их слушались, необходимо поменьше разговаривать с ними, держаться подальше, только изредка проявляя себя в роли начальника.

Авторитет чванства

Кое-какие родители, которые занимают высокопоставленные должности, демонстрируют свою важность перед детьми. Они только лишь и делают, что заявляют о своих добродетелях, они относятся к другим людям очень высокомерно. Частенько случается, что сраженные подобным видом отца, дети начинают вести себя похожим образом.

Авторитет педантов

В данном случае послушание детей, формируется так же через детскую любовь, но вызывается она не поцелуями и лаской, а мягкостью, добротой и уступчивостью родителей. И в такой семье очень скоро дети начинают командовать своими родителями. Родительское же подчинение открывает обширный простор для новых и новых капризов, желаний и требований.

Дружеский авторитет

Если дружба достигает крайних пределов. Заканчивается воспитаниеи начинается обратный процесс: дети принимаются воспитывать родителей.

Авторитет взятки

Это самый безнравственный авторитет, когда послушание просто покупается постоянными обещаниями и подарками. Можно выдавать премию за хорошие оценки, за выполнение какой-либо сложной работы. Но и в таком случае родители как бы «заедают» жизнь ребенка непонятными установками и назидательными разговорами. Такие родители убеждены, что в наставлениях и заключается основная педагогическая мудрость.

В чем должен заключаться истинный авторитет родителей?

Главной базой авторитета родителей, может быть только их работа и жизнь, их поведение и их лицо в обществе. Семья является сложным и ответственным делом. Родители возглавляют это дело и держат ответ за него, перед обществом и перед жизнью своих детей. Если родители поступают честно и рационально, если их цели прекрасны и значительны, и если сами они всегда отдают себе полный отчет в своих деяниях и поступках, это означает, что родительский авторитет у них, безусловно, есть и не нуждается, ни в каких основаниях, тем более нет необходимости что-то искусственно выдумывать.

Прежде всего, необходимо придерживаться дисциплины в ваших распоряжениях.

1. Они не должны передаваться с раздражением, со злостью, с раздражением, при помощи крика, и не должны быть похожими на упрашивания.

2. Они должны являться для вашего ребенка посильными, не требующими от ребенка особенного напряжения.

3. Они не должны перечить здравому смыслу, т. е являться разумными.

4. Они не должны быть противоречивы, по отношению к другому важному заданию. Или просьбе другого родителя, что тоже не маловажно.

Ребенок не должен замечать того, что вы контролируете выполнение задания. Также у него не должно возникать даже малейших сомнений, что задание необходимо выполнить.В крайних случаях можно допустить небольшие способы наказания как как-то: задержка каких-либо развлечений, задержка ежедневных карманных денег, запрет на выход к друзьям. Важно добиваться того, чтобы работа выполнялась, пусть даже в форме игры.

Памятка для родителей

• Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

• Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.

• Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

• Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

• Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги,где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

• Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятия спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.)

Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

• Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

• С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение «обещанного» необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.

Авторитет родителей Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется… Януш Корчак Важным условием воспитания является авторитет – влияние отца и матери на детей,.

Консультация для родителей «Типичные ошибки родителей при воспитании детей» Типичные ошибки родителей при воспитании детей Симон Соловейчик писал: «Вера, надежда, любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение.

Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть картинку Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Картинка про Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг другаКонсультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей: «Ошибки в воспитании детей» Воспитывая своих детей, мы исходим из своего личного жизненного опыта. Мы считаем, что воспитываем правильно, и каждый из нас мечтает вырастить.

Консультация для родителей подготовительной группы «Родительский авторитет» Авторитет не дается от природы. Смысл авторитета заключается в том, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила.

Консультация для родителей «Родительский авторитет» Всем известно, что на воспитание ребенка влияет авторитет его родителей. Приобретение такового – это очень кропотливый труд папы и мамы.

Памятка для родителей «Авторитет — основа воспитания» Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом. Основой авторитета.

Памятка для родителей «Авторитет — основа воспитания» Требовательное отношение к себе основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом. Основанием авторитета.

Помощь родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тчательная работа детского сада.

Источник

Консультация для родителей: » Авторитет и гуманное воспитание»

Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка всем своим образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умение организовать их на принципах равенства, уважения.

Если родители – люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут общими интересами, а семейный коллектив сплочён трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание детей, создавая свою культуру отношений, воспитания, общения.

Формирование личности определяется всем образом жизни семьи, который действует на ребёнка независимо от отца и матери, а подчас даже вопреки им. Общий тон семьи создаётся личностью родителей. В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, своим родителям, детям, ребёнок видит примеры доброго отношения к людям. С раннего возраста малыш живёт в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, дружбы, доверия, взаимопонимания.

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение истинного авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Авторитетность родителей в глазах ребенка — это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была. Так будут поступать дети в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе.

Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть. Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех.

Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет. По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным путем.

Гуманным воспитанием будет то воспитание, когда постепенно, но упорно и настойчиво мы будем знакомить ребёнка со светлыми и теневыми сторонами жизни, с добром и злом, внушать веру в победу добра, убеждать, что в нашей общественной жизни ему, когда он вырастет, предстоит решить свою долю задач, что у него много дел впереди. Он и сам должен понять, какие тени нужно уничтожить, какое зло искоренить, прежде всего, какой свет усилить и какое добро упрочить».

Шалва Александрович Амонашвили, грузинский педагог, считает, что «конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя, так как личность рождается в борьбе с самим собой, и первейший долг воспитателя — помочь воспитаннику одержать победу в этой борьбе».

Родители должны принимать ре­бенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Рекомендации для родителей:

— необходимо избегать сравнения ребенка с кем-либо (с родите­лями, сверстниками, литературными героями, великими людьми);

— нельзя навязывать «в лоб» примеры поведения, деятельности и при­зывать быть похожим на тот или иной эталон, образец поведения;

— важно учить ребенка быть самим собой. Чтобы дви­гаться вперед (в этом суть развития), надо оглядываться назад и сравнивать себя «сегодняшнего» с собою же «вчерашним»: «Сегод­ня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще лучше». Такая линия воспитания, в которой проявляется опти­мизм взрослых, вера в возможности ребенка, ориентирует его на вполне достижимую цель собственного совершенствования, умень­шает число внешних и внутренних конфликтов и способствует ук­реплению психического и физического здоровья ребенка;

— особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего какие-либо внешние особенности или физические недо­статки, достаточно заметные, вызывающие любопытные реакции у окружающих людей (заячья губа, выраженные пигментные пятна, деформация ушных раковин, уродства и др.). Под воздействием нетактичного поведения близких и особенно часто посторонних людей у ребенка может сформироваться представление о своей не­полноценности, что негативно скажется на его развитии.

Источник

Семья и авторитет родителей в семье

…Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие лучшие советы и методы вам не помогут.

Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Смотреть картинку Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Картинка про Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга. Фото Докажите что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключает друг друга

Семья и авторитет родителей в семье

«В мире мудрых мыслей»

«Родительский дом, начало начал…» Бесхитростные слова трогают душу. Ещё бы! Ведь дом — это не только здание, в котором человек родился и вырос, это ещё и семья — родители, дети, живая нить, идущая от дедов и прадедов. В семье всегда было и будет главное — неповторимые отношения, доброта, самоотверженность, ответственность за слабого.

Семья создаёт личность. Она даёт изначальный опыт умения жить, учит современному образу жизни во всей полноте его социально — нравственных проявлений. Воспитание детей является главным пластом семейной жизни. Сегодня значение семьи в воспитании детей возросло, а эффект семейного воспитания громаден. Духовное богатство, трудолюбие матери и отца, их моральная чистота — всё это самым благотворным образом воздействует на детей.

Семейный круг иной раз кажется узким, несоразмерным с событиями, волнующими общество. А между тем за строками семейной хроники читается история народов. Для счастья человека семья не имеет эквивалента, ибо ничто никогда не заменит человеку, особенно маленькому, тепло домашнего очага и родительской любви. По крайней мере, до тех пор, пока он не войдёт во взрослое состояние.

А что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? Как воспитывать своих детей, чтобы в дальнейшем они были счастливы? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.

Читаем определение по словарю С. И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников».

Смыслом существования человека всегда была семья. Народная мудрость гласит: «Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет». Статистика утверждает, что на воспитание ребёнка влияют средства массовой информации — 30%, улица — 10%, школа — 10%, семья — 50%. Отсюда видно, какую огромную роль должна играть семья в становлении личности ребёнка. Успешность выполнения семьёй воспитательной функции зависит от педагогической культуры родителей, уровень которой не у всех достаточно высокий. Поэтому возникает необходимость планировать и проводить с родителями традиционные классные родительские собрания, лекции, беседы, практикумы, которые способствуют активизации самообразования, закреплению педагогических знаний, формированию воспитательных умений. По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняет семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается.

Воспитание детей в семье зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов и поступков, опыта социального общения, семейных традиций. Семья может способствовать или тормозить формирование всесторонне развитой личности.

Общую для всех формулу успешного воспитания дать нельзя. Но на основании обобщения передового опыта по воспитанию детей можно назвать некоторые слагаемые успеха, которые, будучи применимы в каждой конкретной семье с учётом её особенностей, могут обеспечить хорошие результаты воспитания. Особенно влияет на детей семейная атмосфера. Атмосфера – это совокупность многих факторов, действующих в семье, способов и приёмов влияния на детей, взаимоотношений между членами семьи.

Воспитывает повседневная жизнь семьи с её внутренними и внешними связями, с её окружением, отношением к труду, отдыху, большим и малым событиям в стране.

Существует закономерная связь между психологическим климатом семьи и результатами воспитания детей: крепкая, дружная семья воспитывает прямые, цельные и искренние характеры.

Важным условием успешного воспитания является авторитет родителей.

Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на любви и уважении к родителям, доверии к их жизненному опыту, их словам, делам, поступкам.

Большой вклад в педагогическую науку внёс, в своё время А. С. Макаренко. Проанализировав опыт семейного воспитания, он пришёл к выводу: далеко не все родители понимают значение их авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия и поступки по установлению авторитета.

Авторитет подавления. Особенно им страдают отцы. По каждому поводу такой отец раздражается, сердится, повышает голос, а нередко хватается за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю, дети вырастают либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими за своё подавленное детство.

Авторитет чванства — родители кичатся своими заслугами на каждом шагу, высокомерны в отношениях с другими людьми. Как правило, и их дети ведут себя по подобию родителей: «Вот я скажу своему папе, он тебе задаст» или «А ты знаешь кто мой папа?» При таком авторитете дети вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично отнестись к своему поведению.

Авторитет педантизма – родители держат детей в повиновении на приказах, распоряжениях. В семье не советуются с детьми, не считаются с их мнением. Дети из таких семей не умеют проявлять самостоятельность, инициативу, постоянно ждут распоряжения взрослых, или сопротивляются требованиям взрослых.

Авторитет резонерства, при котором родители буквально заедают детей поучениями и назиданиями. По каждому поводу родители начинают длинные и скучные разговоры, подчас одни и те же. Дети привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей.

Авторитет любви – самый распространённый вид ложного авторитета. Родители без всякой меры говорят нежные слова, целуют детей, ласкают. Если ребёнок не слушается, у него тут же спрашивают: «Значит, ты маму не любишь?». В этой обстановке ребёнок понимает, что маму и папу легко обмануть, что угодно выпросить, стоит для этого показать, как ты их любишь. В таких семьях вырастают эгоисты, циники, расчётливые дельцы. Страдают от такого воспитания в первую очередь сами родители.

Авторитет доброты, где детское послушание покупается добротой родителей, их уступчивостью, мягкостью. Взрослые выступают перед ребёнком как добряки, которые всё разрешают, ничего не жалеют. Родители боятся конфликтов в семье, они за мир даже с большими жертвами. В такой семье дети очень скоро начинают командовать родителями, у них появляются капризы, требования.

Авторитет подкупа – самый безнравственный авторитет, когда послушание ребёнка покупается подарками и различными обещаниями. Родители не стесняясь, так и говорят: будешь хорошо учиться – куплю тебе велосипед. Особенно тяжелы последствия этого авторитета в семьях, где нет согласия между родителями, где наметилась конфликтная ситуация. Каждый из родителей задабривает ребёнка с целью перетянуть его на свою сторону. Ребёнок пользуется этим, но постепенно перестаёт уважать и отца и мать. Вырастает человек, который приучен лавировать, приспосабливаться, быть там, где он получает больше выгод.

Встречаются и другие ложные основания авторитета, которые приводят к нежелательным результатам в воспитании детей.

В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет?

На этот вопрос обстоятельно ответил А. С. Макаренко, и жизнь подтвердила справедливость его выводов: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение».

Для подлинного авторитета родителям необходимо:

«Ворчанием наскучишь, примером научишь». «Добрый пример лучше ста слов». «Пример лучше правила». Такие мудрые народные изречения выражают педагогическую правду, ибо они плод многолетних, многовековых наблюдений и обобщений.

В семейном воспитании, пока дети в младшем школьном возрасте, пример как метод воспитания занимает ведущее место. Маленькие мальчики и девочки с удовольствием копируют в поведении окружающих то, что им нравится. Если понаблюдать за играющими детьми, то можно увидеть в их играх многое из окружающей жизни, увидеть, как великолепно подражают они взрослым, их поведению, разговорам.

Процесс подражания требует целого ряда психологических условий. Для ребят младшего возраста, пожалуй, самыми важными являются три:

Пока дети маленькие, удовлетворять этим условиям в семье нетрудно. Они видят в родителях защиту, опору, нуждаются в их ласке беспрерывном внимании и благодарят за всё это искренней детской любовью.

Раз человек взрослый – значит, он всё знает, всё умеет. В этом дети бывают уверены до тех пор, пока не научатся делать многое из того, что умеют старшие, пока отец, мать могут отвечать на их бесконечные «почему».

И конечно, малыши хотят поскорее вырасти, стать похожими на маму, папу. Поэтому поведение родителей, всё, что они говорят своим детям, привлекает их, вызывает желание подражать.

Для проведения одного из родительских собраний я попросила учащихся заполнить анкету. Вот некоторые из вопросов:

— С желанием ли ты идёшь из школы домой? Почему?
— Кто встречает тебя дома?
— Какой первый вопрос задают тебе родители? А ты им?

При подведении итогов собрания родители сделали вывод, что утро надо начинать с улыбки, дружеской, пусть и короткой, беседы, напутствия, пожелания доброго дня. Родители должны показать, что они любят ребёнка, дорожат им и его мнением. Начало дня должно быть таким, чтобы дети стремились домой после школы, ожидая душевного общения с родными.

В третьем классе ребята заполнили анкету «С кого ты бы хотел брать пример»?

В 9% — это была мама, 3% — папа, 40% — литературный герой, 48% — разное.

Понятно, что авторитет родителей не на высоте. На круглом столе родители задумались над тем, что не все из них являются примером для подражания.

На родительских собраниях стараюсь сопоставлять мнение родителей и детей, дать научное обоснование предложенной теме. Рассматривая вопрос в трёх направлениях: дети, родители, школа, помогаю выявлять ошибки и находить пути их преодоления.

Как сделать так, чтобы семья радовалась успехам своего ребёнка и гордилась им, чтобы ребёнок гордился своей семьёй, чтобы как можно большее число семей было счастливыми?

Лучше узнать взаимоотношения в семье, изучить традиции и обычаи семьи, нравственные ценности помогает методика «Незаконченные предложения»:

Для учащихся
— Я радуюсь, когда…
— Я верю, когда…
— Если у меня что-то не получается, то я…
— Если у меня хорошие новости, то я…

Для родителей
— Я радуюсь, когда мой ребёнок…
— Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
— Если у моего ребёнка что-то не получается, то…
— Если у моего ребёнка хорошие новости, то…

Проанализировав ответы детей и родителей, я пришла к выводу, что если взрослые проявляют заботу друг о друге, взаимно интересуются положением дел на работе, радуются успехам, огорчаются неудачам и пекутся о здоровье, настроении, сочувствуют, советуют, то это и есть воспитание, способствующее формированию гуманной личности. Выходных в воспитании нет, но есть праздники — праздники родительского счастья: в семье растёт человек!

Родители часто спрашивают: «Что является главным в семейном воспитании?»

В нём нет мелочей, всё важно, всё, так или иначе, оставляет след.

Великий учёный древности Архимед, открыв закон рычага, гордо воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!»

В семейном воспитании таким рычагом можно считать воспитательный климат семьи.

Мать и отец всегда на глазах у детей. Их отношения – ключ к воспитанию будущего мужчины, будущей женщины. В. А. Сухомлинский говорил, что доброго воспитать может добрый, умного – умный. Что отдашь, то и получишь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *