Докажите что биосфера является глобальной экосистемой
Докажите что биосфера является глобальной экосистемой
Раздел ОГЭ: 5.3. Биосфера — глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы
Биосфера — часть геологических оболочек Земли, заселённая и преобразуемая живыми организмами. Границы биосферы определены условиями, в которых могут обитать живые существа. Биосфера представляет собой открытую биологическую систему с постоянным круговоротом веществ и обменом энергии, совокупность биогеоценозов (биогеоценозы являются структурными компонентами биосферы).
Учение о биосфере разработано В. И. Вернадским. Учёный выделил следующие её компоненты:
Биосфера разделена на несколько слоев :
Жизнь на Земле зародилась около 3,5 млрд. лет назад, с этого момента отсчитывается развитие биосферы — такой возраст имеют найденные палеонтологами древние органические остатки. В архее появились первые эукариоты (одноклеточные водоросли и простейшие организмы), началось образование почв, а в конце архея начала появились первые многоклеточные организмы.
Учёные считают, что на Земле обитает от 5 до 30 млн видов, хотя описано около 1,7 млн. Совокупность всех видов составляет биоразнообразие Земли. Для отдельных видов животных решающую роль в уменьшении численности сыграла охота на них (морское млекопитающее — стеллерова корова была истреблена в XVIII в. ради вкусного мяса и жира).
Человек, используя для питания мясные продукты, оказывается потребителем второго порядка. Биомасса существ на вершине экологической пирамиды не может быть высокой. Уменьшить нагрузку на экосистемы можно было бы перейдя на вегетарианскую пищу, однако человеку для нормального развития нужны продукты животного происхождения. Это означает, что возросшая численность человечества может поддерживаться искусственным разведением животных, производством ценных пищевых веществ.
Экологические проблемы
Антропогенное воздействие может нарушать естественное устойчивое развитие экосистем, снижая биоразнообразие, нарушая круговорот веществ, лежащих в основе многих механизмов саморегуляции, и изменяя среду обитания организмов. Внезапные изменения в экосистемах, вызывающие резкое увеличение численности одних видов и гибель других, могут быть спровоцированы также внесением человеком в экосистему нового вида, у которого на новом месте нет естественных врагов или редуцентов их выделений (например, завоз кроликов и разведение овец в Австралии). Поэтому сохранение биологического разнообразия — важная задача, решение которой направлено на сохранение природных экосистем.
Ряд экологических проблем связан с уничтожением лесов, болот, других природных биогеоценозов при открытой разработке полезных ископаемых, работе промышленности и сельского хозяйства.
Поскольку основной причиной уменьшения биоразнообразия является разрушение и загрязнение среды обитания, пути охраны природы связаны с безотходными технологиями производства, утилизацией мусора, переходом на новые источники энергии, грамотным применением удобрений и средств защиты организмов в сельском хозяйстве и т. д.
Последствия деятельности человека в экосистемах. Известно, какое важное значение для любого живого организма имеет воздух: без пищи человек может прожить месяц, без воды — неделю, без воздуха — считанные секунды. Вместе с тем то, чем мы дышим, подвергается сильному влиянию целого ряда факторов — результатов интенсивного развития таких производств, как: топливно-энергетического, металлургического, нефтехимического и др. Топливо-энергетический комплекс включает деятельность теплоэлектростанций, работа которых связана с выбросом в атмосферу окиси серы, азота, образующихся в процессе сгорания необогащенного угля. Не менее опасным загрязнителем воздуха являются предприятия металлургической промышленности, выбрасывающие в воздух различные химические соединения, особенно тяжелых н редких металлов. Опасным источником загрязнения воздуха стали и продукты переработки нефтехимической промышленности, особенно углеводородные соединения.
На сегодняшний день влияние человека на экосистему стало практически абсолютным. За последние несколько веков, благодаря существенному развитию технологического прогресса, загрязнение окружающей среды достигло критической отметки и начало представлять серьёзную опасность.
Подробный анализ и оценка последствий человека в экосистемах позволяют судить о том, что основные ухудшения экологического состояния на Земле связаны в основном с умышленно направленной деятельностью человека. К этой сфере можно отнести браконьерство и увеличение численности химических предприятий, выбросы которых оказывают сильнейшее влияние на экологию. Если в ближайшее время человечество не осознает, к какому результату приведут в итоге его действия, и не начнёт активно использовать очистительные технологии, включая увеличение количества зелёных насаждений, особенно в крупных промышленных городах, в дальнейшем это может привести к необратимым последствиям во всём мире.
Это конспект для 6-9 классов по теме «Биосфера — глобальная экосистема». Выберите дальнейшие действия:
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле
Содержание:
Биосферу можно также назвать глобальной экосистемой. Важной ее составляющей является, так называемая, сложная система круговорота между организмами и сложными химическими веществами. Одним из основополагающих процессов в глобальной экосистеме можно смело считать фотосинтез. Также, к основным процессам относятся трофические связи организмов, находящихся в одной пищевой цепи.
В живую оболочку Земли, кроме растений, микроорганизмов, животных, входят продукты жизнедеятельности организмов, такие как, уголь, нефть.
Останки живых организмов, осадочные породы также составляют часть биосферы.
Если из данной экосистемы изъять, к примеру, воздух или воду, то вся система рушится. Это, в конечном итоге, может пагубно отразится на всей системе и вывести ее из гармонии. Строение органических веществ соответствует среде обитания, а их разнообразие говорит о многообразии пространств, в которых живут те или иные организмы.
Последние годы человечество только этим и занимается. Люди обедняют и осушают почву, уничтожают леса, истребляют животных, загрязняют воздух и воду. Тем самым нанося непоправимый вред биосфере и самим себе в частности.
Существование экосистем предполагает обмен энергетическими потоками, первым звеном в котором являются автотрофные организмы, продуцирующие органику.
Биосфера – это оболочка Земли, то пространство, где существует жизнь. Термин «биосфера» был введен австрийским ученым Эдуардом Зюссом в 1875 году. Позже учение о «пленке жизни» продолжил естествоиспытатель Владимир Вернадский. По его учению, в биосфере взаимосвязаны все компоненты на геохимическом уровне. Вернадский ввел новый термин – «ноосфера», он доказал, что живые организмы являются определяющими в жизненной силе Земли.
Живая оболочка планеты является саморегулируемой системой, обладающей свойствами саморегуляции.
Разнообразие видов, форм жизни обуславливает стабильность и устойчивость жизненной сферы. Окружающая среда наносит отпечаток на внешний вид, строение организмов, которые проявляются в различных адаптациях, приспособлениях, ответных реакциях.
Жизнь кишит везде, все ее элементы связаны, влияют друг на друга и на природу в целом. В атмосфере живет множество животных и микроорганизмов, которые передвигаются активным или пассивным способом.
Грибные и бактериальные споры были найдены на высоте 20—22 км.
Учение В.И. Вернадского о биосфере
В.И. Вернадский – общепризнанный разработчик учение о биосфере. Он ввел понятие «живого вещества», как формирующего фактора биологической геосферы.
Функции живого вещества по учению Вернадского:
В.И. Вернадский смог выделить несколько основных функций биосферы. А именно:
Функции | Содержание |
Газовая функция | В результате фотосинтеза растения выделяют кислород. Данная функция осуществляется также благодаря животным, выделяющим углекислый газ в окружающую среду. |
Концентрационная функция | Осуществляется в организмах различных животных, которые имеют способность накапливать в своих телах определенные химические элементы, такие как углерод и кальций. |
Окислительно-восстановительная функция | Основывается на превращении веществ и энергии в процессе жизнедеятельности. В результате химических реакций получаются соли, окислы и разнообразные органические и неорганические соединения. Именно благодаря этой функции образовываются железные и марганцовые руды. |
Функция образования среды | Подразумевает трансформацию физических и химических характеристик среды обитания организмов, включая атмосферу, грунт, моря и океаны. |
Функция накопления кальция | Преобразование химического элемента в углекислые, щавелевокислые, фосфорнокислые кальциевые соли. |
Особенностью живого вещества является то, что компоненты, входящие в его состав проявляют устойчивость исключительно в живых организмах.
Структура биосферы
Согласно учению Вернадского биосфера являет собой организованную сферу планеты, которая находится в контакте с живыми организмами.
В.И. Вернадский в составе биосферы выделял такие элементы:
Живое вещество, его функции
В основе концепции глобальной экосистемы заложено понимание термина «живое вещество». Большую часть живого вещества составляет земная растительность (около 90%). Данное вещество является самым мощным энергетическим, а также геохимическим фактором, его можно смело назвать основным фактором развития биосферы.
Как известно, источником биохимической активности живых организмов является солнечная энергия, без которой не сможет произойти такой важный процесс как фотосинтез.
С самого своего появления жизнь не стоит на месте, а постоянно развивается. Тем самым, влияя на окружающую среду и, в определенной мере, изменяя ее.
Исходя из этого, можно с полной уверенностью сказать, что эволюционный процесс экосистемы и всей органической жизни проходит параллельно.
Жизнь на нашей планете появилась около четырех миллиардов лет назад, с этого самого момента на Земле и сформировалась биосфера. Огромный вклад в образование биосферы внесли цианобактерии. Они первыми освоили кислородный фотосинтез. Других претендентов на производство атмосферы не существовало в мире прокариотов.
Живая оболочка Земли — это не только сфера, в которой находится все живое, но и совместный результат деятельности организмов. Вещество и биосфера неразделимы. Биосферный уровень включает в себя все живое вещество планеты.
Геологический круговорот веществ происходит в течение многих тысяч и миллионов лет. В процессе круговорота образуется живое вещество из неорганических соединений, впоследствии органика распадается на неорганические компоненты.
Особенности распределения биомассы на Земле
Состав и распределение биосферы – один из интереснейших вопросов в биологии.
Биосфера включает в себя огромное количество растений, животных и других форм жизни нашей планеты. Термин «ноосфера», предложенный Вернадским в начале 20-го столетия, получил широкое распространение.
В современном мире огромное влияние на биомассу оказывает человек. Сокращаются площади, производящие живую массу.
Биосфера – глобальная экосистема
Экосистемой, как уже было рассмотрено выше, является система взаимодействия живых организмов и среды их обитания. Экосистемы бывают различных уровней сложности и размеров. Меньшие экосистемы входят в состав более крупных, те – в свою очередь в еще более крупные. Макроэкосистемы (материки, океаны и т.д.) формируют глобальную экосистему – Биосферу.
Для биосферы характерен круговорот энергии, обусловленный разными трофическими ролями продуцентов, консументов и редуцентов. Это один из ключевых признаков экосистемы, который обеспечивает стабильность экосистемы.
Для биосферы характерны все свойства экосистем:
— Биосфера включает в себя живые организмы, населяющие Землю, а также среду их обитания: океаны, сушу, атмосферу.
— В биосфере существуют круговороты вещества: большой (океан-суша) и малый (живое – косное вещество) [9].
— В биосфере присутствуют все три участника трофической цепи: продуценты, представленные автотрофами; консументы (гетеротрофные организмы), и редуценты (гетеротрофные организмы, разлагающие органическое вещество)
— Биосфера, как экосистема, обладает стабильностью, и потенциально бессмертна, пока существуют продуценты. Среди всех экосистем биосфера, как самая крупная, обладает наибольшей стабильностью.
Исходя из этого биосфере является экосистемой. Так как биосфера объединяет в себе все экосистемы на планете, то ее называют «Глобальной» экосистемой.
Заключение
По результатам выполнения поставленных во введении задач можно сформировать выводы относительно проведенной работы.
Биосфера является глобальной экосистемой, так как обладает всеми свойствами экосистем. Следовательно, биосфере свойственно изменяться. Изменение биосферы под действием человеческой деятельности является необратимым преобразованием биосферы в техносферу. В условиях современного нарушения цепей взаимодействия организмов и среды их обитания (уничтожение связующих в трофических цепях, ареалов и т.д.) наиболее актуальным является тот негативный факт, что нарушение целостности системы из-за разрыва связей снижает ее естественную склонность к равновесию, что губительно для всего живого на планете, обязанного существованием прежде всего равновесному обмену энергией.
Понимая то, что биосфера, как экосистема обладает основным качеством любой системы – существованием взаимовыгодных связей, важно также понимать, что изменение любого компонента биосферы неизбежно оказывает влияние на все остальные, в конце концов на саму главную современную силу изменения биосферы – человека; поэтому так важно для сохранения биосферы знать о её организации и механизме функционирования.
биосфера экосистема вещество круговорот
Список использованной литературы
1.Полищук Ю.М. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Общая экология» для студентов специальности 013400 – природопользование. – Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2003. – 13 с.
2.Полищук Ю.М. Общая экология, учебное пособие. – Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2004. – 206 с.
3.Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г. – Биогеография с основами экологии. – М.: ИКЦ Академика, 2003. – 408 с.
4.Реймерс Н.Ф. – Азбука природы (микроэнциклопедия биосферы). – М.: Знание, 1980. – 208 с.
5.Реймерс Н.Ф. – Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы). М.: Россия молодая, 1994. – 367 с.
6.Одум Ю. – Основы экологии. М.: Мир. – 1975. – 741 с.
7.Одум Ю. – Экология в 2-х томах, Т.1. Пер. с англ. – М.: Мир, 1986. – 328 с.
8.Одум Ю. – Экология в 2-х томах, Т.2. Пер. с англ. – М.: Мир, 1986. – 376 с.
9.Коробкин В.И., Передельский Л.В. – Экология: учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 602 с.
10. Казначеев В.П. Учение Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука, 1989. – 248 с.
11. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 256 с.
12. Бузаева М.В., Кобзарь И.Г., Козлова В.В. Словарь экологических терминов. Ульяновск: УлГТУ, 2005. – 264 с.
Биосфера – глобальная экосистема
Жебанова Наталья Павловна,
ГБПО РМ «Ковылкинский
Тема: Биосфера – глобальная экосистема
Систематизировать экологические знания учащихся о биосфере как глобальной экосистеме, изучаемых в курсе биологии.
Обучить обучающихся различным способам работы с информацией через информационно-коммуникативные технологии.
Сформировать у обучающихся систему знаний о биосфере; свойствах биомассы; границах биосферы и факторах, их определяющих; о биогенных круговоротах и превращении энергии в биосфере.
Сформировать у обучающихся убежденность в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране.
Продолжить формирование у обучающихся нетерпимого отношения к деятельности человека. Воспитывать любовь к любому проявлению жизни, организованность, культуру труда, чувство ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: Портрет В.И. Вернадского, материалы презентации, дидактический материал, инструктивные карты, базовый учебник, дополнительная литература, опорные конспекты, иллюстративный материал, справочный материал, видеоматериал, тесты.
— давать определения понятиям, привлекать имеющиеся знания и личный опыт для систематизации знаний и их конкретизации;
-делать выводы, обсуждать проблему, анализировать и обсуждать информацию:
— предлагать гипотезу, работать с таблицами, схемами, опорными конспектами и терминами.
Словесные – беседа, описание, объяснение, рассказ.
Наглядные – демонстрация изобразительных средств наглядности. (фрагментов видеофильма, таблиц, схем, коллекции).
Практические – работа с текстом и иллюстрациями приложений.
Тип урока: Изучение и закрепление нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Приемы: эвристическая беседа с использованием таблиц, динамических пособий, опорных конспектов, организация работы с компьютером, рассказ.
Актуализация опорных знаний:
Фронтальная беседа по вопросам :
Что такое биогеоценоз? Приведите примеры биогеоценозов.
Дайте характеристику экосистеме.
Какие изменения могут происходить с экосистемами?
Что понимается под «устойчивостью экосистемы»?
Может ли быть экосистема неустойчивой?
Как осуществляется саморегуляция в экосистеме?
Докажите, что смешанный лес является экосистемой.
Каковы признаки живых систем?
Является ли экосистема живой системой?
Терминологический диктант (дать определения терминам или раскрыть понятия, одним предложением подчеркнув важнейшие особенности) – термины подбирает преподаватель.
3. Изучение нового материала:
Вступительное слово преподавателя
Планета Земля существует уже 4,5 млрд. лет. За этот огромный интервал времени на ее поверхности постоянно протекали сложные физико-химические процессы, возникла жизнь, сформировалась кислородосодержащая атмосфера, развились высокоорганизованные животные и растения. Эти изменения происходили очень медленно, растягивались на сотни миллионов лет, что обеспечивало возникновение процессов самоорганизации.
Постановка познавательной задачи
Что такое биосфера? Каковы ее особенности и закономерности существования?
На эти вопросы ответить непросто. Не только потому, что они частично не разработаны до конца. Обилие научных исследований и разработок, посвященных биосфере, создает значительные трудности из-за разноголосицы авторов, произвольных толкований некоторых терминов и понятий, ошибок и упущений.
А ведь в учении о биосфере сливаются воедино науки о Земле, о жизни, о Космосе. И все-таки, если биосфера – одна из планетных оболочек, познание ее должно проходить, прежде всего, в глобальном масштабе, с позиций общепланетных, характерных для наук о Земле. ( Приложение 1 )
Отдельные разделы учения пользовались за последние годы большой популярностью, а другие оставались в тени. О биосфере пишут специалисты, знатоки конкретных наук, со своих частных позиций.
До сих пор часть ученых продолжает толковать биосферу по-своему, понимая это научное понятие своеобразно: скажем, как совокупность всех организмов. Ясно, что подобные «двойные» и «тройные» толкования одного и того же термина создают излишнюю, неразбериху. А ведь в учении о биосфере речь идет, о той части нашей планеты, которая пронизана солнечными лучами и жизнью. Биосфера определяет изменчивый и прекрасный облик Земли, соединяет в своем лоне все живое и освещает изнутри светом человеческого разума. Мы всецело принадлежим биосфере – и телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования.
Докажем, что биосфера является глобальной экосистемой.
Биосфера – это тонкий слой нашей планеты. Она населена организмами, взаимодействующими с воздухом (атмосферой), водой (гидросферой) и земной корой (литосферой). Все живые существа зависят от сохранности ее целостности и устойчивости. ( Приложение 2 )
Термин «Биосфера» был впервые введен австрийским ученым Э.Зюссом в 1875 году для различения основных оболочек Земли: литосферы, атмосферы, гидросферы. Однако автор не акцентировал внимание на ее роль и зависимость от планетарных параметров Земли. Только В.И.Вернадский заложил основы учения о биосфере, сформулировав идею экосистемой ее организации. ( Приложение 3 )
Сообщение обучающегося о научной деятельности В.И.Вернадского (сопровождается демонстрацией портрета, книг и статей о В.И.Вернадском)
Родился в Петербурге 12 марта 1863 года. Его отец – Иван Васильевич – был профессором Петербургского университета и Александровского лицея, мать – Анна Петровна – была преподавателем музыки. С третьего класса учился в Петербургской классической гимназии. Изучал несколько европейских языков. Высшее образование получил на физико-математическом факультете Петербургского университета. В 1884 году выступил с докладом «Об осадочных перепонках». С 1885 года – хранитель Минералогического кабинета Московского университета. С 1888 по 1890 годы работал за границей. В 1897 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Явление скольжения кристаллических веществ». В 1906 году был избран, членом Государственного совета. С 1906 по 1918 годы выходит в свет «Опыт описательной минералогии». С 1921 года основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. С 1923 по 1926 годы ведет исследовательскую и преподавательскую деятельность за границей, в этот период выходят труды «Геохимия», «Биосфера». В 1936 году публикуется «История минералов земной коры». В 1944 году выходит статья «Несколько слов о ноосфере». Скончался в Москве в январе 1945 года.
Постулаты учения о биосфере (В.И.Вернадский, 1926 г.)
Биосфера – устойчивая динамическая система, которая уже изначально была высокоорганизованна и целостна.
Биосфера была структурирована на совокупности организмов. Только благодаря их “массовому эффекту” осуществлялись разнообразные геохимические функции жизни, что и отражалось в окружающей среде.
Эволюционный процесс идет в определенной жизненной среде, состав и масса которой неизменны в геологическом времени. Выйти за пределы этой жизненной среды нельзя путем изучения эволюции видов. (Приложение 4)
Для осуществления полного кругооборота элементов в эволюции необходимо было участие “совокупностей”, состоящих из организмов разного уровня организации и различной таксономической принадлежности.
Все без исключения геохимические функции живых организмов в биосфере могут быть исполнены простейшими одноклеточными. По истечении геологического времени различные организмы замещали друг друга, однако не происходило изменений их функции. ( Приложение 6,7 ).
Просмотр фрагмента видеофильма “Биосфера”
1. Определите границы биосферы. Сделайте необходимые записи в тетради.
2.Выявите основные признаки и свойства биосферы.
Обсуждение содержания видеофрагмента
Фронтальная беседа по вопросам:
Какие оболочки Земли входят в состав биосферы, какие – не входят?
Каковы верхние и нижние пределы жизни во всех оболочках Земли?
Каково значение озонового экрана в атмосфере?
Охарактеризуйте распределение живых организмов в наземно-воздушной, водной и почвенной среде.
Какие горные породы называются органогенными? (используется коллекция “Горные породы”)
Почему В.И.Вернадский отнес к особым обитателям – биокосные тела природы?
Почему изменяется плотность жизни в различных частях биосферы?
Что такое биомасса?
Каковы свойства биомассы?
Закрепление и обобщение изученного материала
Тестирование ( Приложение 8 ).
Если на микроуровне выявлена кристаллическая структура органических молекул, то на уровне живого вещества и биосферы подобная статичность полностью отсутствует. Здесь идет постоянное движение (миграция) атомов, соединяющихся в сложнейшие молекулы, рассыпающихся и сливающихся вновь в новых сочетаниях; атомы и молекулы переходят из атмосферы в гидросферу, в земную кору и замыкают свои круговороты, возвращаясь в первоначальную среду.
Живое вещество активно регулирует геохимическую миграцию атомов. Благодаря живому сотни миллионов лет геологической истории сохраняется стабильность биосферы и осуществляется эволюция, как живых организмов, так и всей биосферы в целом. Этот особый вид постоянно изменчивого равновесного состояния называется динамическим равновесием.
В биосфере динамическое равновесие неустойчивое. Другими словами, биосфера не только «работает и изнашивается», но и развивается в процессе работы, самосовершенствуется, все более полно, активно и в большем масштабе накапливает, трансформирует энергию, усложняет свою организацию, обогащается информацией.
Особая роль у живого вещества, активно трансформирующего солнечную энергию в химическое молекулярное движение и в сложность биологических структур. Между смежными геосферами идет непрерывный обмен веществ и энергии, накапливаемой в биосфере и земной коре. Получается так, словно за долгую геологическую историю солнечные лучи пронизывают всю земную кору в среднем до тридцати километров. Следовательно, геохимическая энергия жизни сказывается на всей литосфере. Земная кора – область былых биосфер и аккумуляции солнечной энергии.
Биосфера охватывает иные, более значительные масштабы пространства и времени. В этих масштабах наиболее существенно проявляются геологические закономерности, связывающие воедино деятельность живого вещества, организацию биосферы и динамику геосфер, среди которых земной коре принадлежит особая и очень важная роль аккумулятора и трансформатора солнечной и биохимической энергии.
И еще. Связывая учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества, можно сделать вывод, что все мы, люди – это неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию, необходимая часть планеты и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети Солнца.
Составьте карту-схему «Путешествие капельки воды в биосфере».
Александрова Н.М. Профессиональная экология: Учебное пособие для профессиональных училищ, лицеев и колледжей. Часть 1. – СПб.: НИИ ПТО, 1997. – 138 с.