Докажите что деятельность и общение источники коллективных отношений
Общение и деятельность
Общение и деятельность тесно связаны между собой. Любая форма общения является формой совместной деятельности. В ней формируются не только субъект — объектный (человек — в данном случае предмет деятельности), но и субъект — субъективные отношения (человек — человек). Суть общения заключается во взаимодействии субъектов деятельности.
Общение так же может рассматриваться как сторона, некое условие деятельности или как отдельный ее вид. Но связь между ними состоит в том, что благодаря общению деятельность организуется.
Создание плана совместной деятельности требует от каждого человека понимание цели деятельности, средств реализации, распределения функций для ее достижения.
Специфика общения в процессе действия заключается в практическом создании возможности организации и координации деятельности отдельных ее участников. В общении как правило происходит обогащение самой деятельности, развиваются и образуются новые связи и отношения между людьми. В общении и деятельности реализуется система отношений к другим. Социальная функция общения в первую очередь заключается в том, что оно является средством передачи общественного опыта.
Специфика самого общения определяется тем, что в его процессе реальный субъективный мир одного человека как бы раскрывается для другого, происходит виртуальный взаимный обмен деятельностью, интересами, чувствами и т.п..
В общении и деятельности человек частично формируется и самоопределяется, обнаруживая свои особые индивидуальные особенности. Результатом общения и деятельности является налаживание определенных ступеней отношений с другими людьми. Благодаря этому осуществляется интеграция людей, вырабатываются нормы поведения, взаимодействия. Связи людей в процессе общения является условием существования отдельной группы как целостной системы.
Этот процесс координирует совместные действия людей и удовлетворяет необходимую потребность в психологическом контакте. Потребность в общении порой является одной из первичных потребностей маленького ребенка. Она как правило развивается от простых форм (потребность в эмоциональном контакте) до сложных (сотрудничество, интимно личного общения и др.).
Деятельность и общение (1)
Главная > Лекция >Социология
Деятельность и общение.
Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Общение между реальными субъектами (между двумя людьми).
Общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером (человек с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами).
Общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом).
Общение воображаемых партнеров ( литературных персонажей).
Монолог или реплики.
Общение есть только условие деятельности.
От общения необходимо отличать коммуникацию.
Коммуникация – это процесс взаимодействия между двумя или более субъектами целью передачи информации.
В современном научном знании вопрос о соотношения деятельности и общения остается не вполне решенным. В ряде обществоведческих теорий существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. К такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда обратил особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него как совокупность находящихся в статике форм общения. При этом подчеркивался фактор общения как основной в поведении людей, но была недооценена роль преобразовательной деятельности. Таким образом, общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.
Другая точка зрения отождествляет понятия общение и деятельность. В данном случае общение рассматривается как один из видов деятельности человека в обществе. В современной отечественной социальной психологии принимается идея единства общения и деятельности, но не подмена одного другим.
Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» этой деятельности. Например, деятельный человек всегда общается: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Общение формирует единство задач, целей индивидов, выполняющих совместную деятельность. Исходя из этого факт связи общения с деятельностью подтверждается всеми исследователями.
Естественно, люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Для различения этих двух поводов общения ученые ввели понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, предметно-проблемное. Тем самым различение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжено с человеческой деятельностью.
Идея непременного включения общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, какие именно функции выполняет общение в процессе деятельности. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так: посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики объекта деятельности и даже возможностей каждого из участников. Таким образом, осуществляя функцию воздействия (регуляционно-коммуникативную функцию), общение ведет к согласованию деятельности отдельных ее участников и, следовательно, к оптимизации ее результатов. Наряду с этой функцией исследователи выделяют информационно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную функции общения.
Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.
Взаимосвязь общения и деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общение — это многоплановый и сложный процесс установления и развития контактов между индивидами, вызванный потребностью совместной деятельности и включающий в себя три составляющие: обмен информацией, обмен действиями и социальную перцепцию.
Сущность общения
Общение представляет собой сложный и многоплановый процесс. Он обусловлен установлением и развитием контактов при совместной деятельности людей. Говоря иначе, общение состоит в обмене сведениями между людьми при их взаимодействии друг с другом. Ученые считают способность общаться одним из важнейших, если не самым важным приобретением человека в процессе эволюционного развития.
В ходе различных исследований общение рассматривалось в качестве социально-психологического явления, вмещающего в себя все многообразные духовные и материальные формы жизнедеятельности. Для человека общение и деятельность являются главной насущной потребностью.
Для осуществления обмена информацией человек, прежде всего, должен вступить в контакт (общение), после чего им производятся попытки достичь единого понимания в ходе совместной деятельности.
В рамках единого процесса общения психологи выделяют 3 базовые функции:
Перечисленные характеристики имеют значение как для определения предмета общения, так и самого межличностного контакта. Категория «общение» способна не только указывать на межличностный характер взаимодействия, ее можно отнести к особого рода деятельности. В ее результате возникает психологический контакт участников общения, причем возникающее взаимодействие обладает психологической окраской, что представляет собой основную характеристику межличностного общения.
Для эффективного осуществления совместной деятельности, необходимо построение ее плана. Для этой цели каждый участник должен прийти к оптимальному пониманию целей и задач деятельности, уяснив специфику ее объекта и возможности каждого индивида. Сам процесс общения, включенный в деятельность, дает возможность осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Понятие деятельности
Психологи рассматривают деятельность как динамическую систему взаимодействия субъектов с внешним миром. В ее процессе человек осознанно и целенаправленно влияет на объект, за счет чего он удовлетворяет собственные потребности. Во всех видах деятельности, включая исполнительную, управленческую и научную, большую роль играет сознание, причем, чем сложнее деятельность, тем больше в ней значение психологического элемента.
Сама деятельность способна выступать как основа формирования личности. В ходе деятельности в субъекте воплощается психический образ соответствующего объекта окружающей среды. Далее реализуется образ отношения субъекта к составляющей предметной действительности.
Отечественным психологом С. Л. Рубинштейном выделялись следующие базовые признаки феномена человеческой деятельности:
В психологии понятие «деятельность» используют в качестве выражения неразрывной связи человека и мира. Она представляет собой понимание психического как составляющей, изначально включенной в данную связь.
Деятельность — это форма активного отношения индивида к действительности, сконцентрированная на достижении сознательно поставленной цели.
Общение и деятельность
В традиционном смысле понятия «общение» и «деятельность» считаются совершенно самостоятельными. Для отечественной психологии концепция единства — является одной из основополагающих. В широкой трактовке общение рассматривают в качестве аспекта совместной деятельности и важнейшего условия присвоения людьми достижений исторического развития.
Межличностное общение так или иначе вплетено в определенную деятельность. Это обусловлено тем, что вне общения людей друг с другом нельзя представить процесс труда, обучения и др. В свою очередь, вид деятельности, в рамки которого включено общение, оказывает воздействие на его содержание и форму.
Для каждого этапа возрастного развития присущ ведущий вид деятельности. В соответствии с этим формируется и определенный вид общения. Деятельность, осуществляемая с помощью общения не только организована, но и постоянно обогащается. В ее пределах проявляются новые связи и отношения между индивидами.
Общение рассматривается как одно из проявлений совместной деятельности. Она включает не только труд, но и непосредственное общение при его осуществлении. Общение и деятельность классифицируют на 3 стороны, связанные между собой: перцептивная, коммуникативная, интерактивная.
Первая из них означает установку определенных взаимоотношений на основании процесса восприятия противоположной стороны. Целью коммуникативного общения в ходе деятельности является обмен информации. Интерактивная сторона здесь отвечает за организацию взаимодействия, которое направлено на решение общей проблемы.
В психологии существует несколько исследований, которые подтверждают так называемое единство общения и деятельности. Как правило, люди, занятые одним делом, в любом случае будут общаться (например, по поводу самой деятельности). Получается, что без общения невозможна деятельность.
С другой стороны, само общение многие психологи считают видом деятельности (так называемая речевая деятельность). Здесь деятельность осуществляется в ходе понимания полученных сведений, а также при их передаче другому человеку (письменно или устно).
Единство общения и деятельности состоит также в том, в ходе деятельности происходит своеобразное «формирование» как такового общения. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что при совместной деятельности люди обогащаются с помощью общения.
Сознательное и бессознательное. Деятельность и общение Разные подходы к связи деятельности и общения Общение равно деятельности
Деятельность и общение
Разные подходы к связи деятельности и общения | ||
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности | Общение не равно деятельности, т. к. общение – условие деятельности или свойство деятельности | Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение самостоятельный вид активности |
Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.
Субъект общения | ||
Реальный, т. е. существующий в жизни | Иллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъекта | Воображаемый, т. е. существующий в воображении |
Друг, родитель, знакомый | Животное, игрушка | Бог, внутренней голос |
Цель общения – это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.
Средства общения | ||||
Вербальные (словесные) | Невербальные (несловесные) | |||
Речь (язык) | Это все средства общения, кроме речи | |||
Внутренняя | Внешняя | Знаковые системы | Сигналы | Облик человека |
Устная, Письменная | Рисунки, чертежи | Горн, свисток, светофор | Мимика, жесты, тембр голоса |
Содержание общения – это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние);
Цели и функции общения | ||
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе) | Общение – самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством | Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками |
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.
Сущность | Обмен информацией (взаимная передача) | Односторонняя передача |
Участники | Субъект – объект, активно взаимодействующие | Субъект – объект, обособление |
Действия | Равнозначные | Односторонние |
Обратная связь | Активная, обогащает информацию | Отсутствует или формальна |
Информация | Обогащается, дополняется, видоизменяется, уточняется | Воспринимается с потерями или без них |
Сознание | |||
Познание | Самосознание | Воля | Переживание |
Сознание – это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называется такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Сознание – вещь нематериальная. Никому со стороны не удалось «увидеть» сознание (образцы, мысли) другого человека.
Предмет сознания (что «видит» сознание):
-Окружающий мир, его предметы, явления;
-Особый, самостоятельный духовный мир.
Проявление сознание через язык и целеполагающая деятельность людей.
Структура сознания | ||
Предметное сознание – направленно на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общение с другими людьми | Самосознание – это осознание человеком самого себя (как индивид и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру | Переживание как элемент сознания (широкое значение) – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явления действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающие для него как событие его собственной жизни |
Сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение – это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Формы отражения | |||
Механическое | Физическое | Химическое | Биологическое |
Раздражимость | Чувствительность | Психическое отражение | Сознание |
Это реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира (живого и не живого) | Это способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений | Это систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов моделировать поведения в целях приспособления к окружающей среде, многовариантного реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находит из них правильный выход | Это наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысления, способность к абстрагированию, рефлексии, способность к предметно-практической деятельности, возможность передачи сознания с помощью языка |
Это простейшая форма биологического отражения. Присуща растениям и микроорганизмов | Присуща животным | Присуща животным, особенно высшим | Присуща человеку и частично высшим животным |
Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология – это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология – это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение – это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание – это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление – это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания | |
Широкое значение: это все умственные процессы | Узкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.) |
Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).
Особенности мышления | |
Опосредованный характер | Обобщённость |
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известное | Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного |
Виды мышление по месту в мысленном процессе слову, образа и действия и их соотношению между собой:
Конкретно-действенное, или практическое | Конкретно-образное, или художественное | Абстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое |
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельности | Характеризуется воплощением отвлеченных мыслей, обобщений в конкретные образы | Направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе |
Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния, непроизвольное запоминание, неосознанные стремления (чувства, поступки), спонтанные действия.
Психоанализ – основанная З. Фрейдом философско-психологическая концепция, объясняющая роль бессознательного, и психотерапевтический метод диагностики и лечения психических заболеваний.
Бессознательное представляет собой совершенно самостоятельную, независимую сферу человеческой психики, хотя и непрерывно взаимодействующую с сознанием.
Взаимосвязь общения и деятельности.
Статья о том для чего нужно общение, почему оно так важно для дошкольника и младшего школьника. На что стоит обратить свое внимание.
Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь общения и деятельности.»
1. Взаимосвязь общения и деятельности.
Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем попытаться достичь единого понимания в процессе совместной деятельности.
В едином процессе общения психологи выделяют три функции:
коммуникативная (передача, получение и обмен информации)
перцептивная (восприятие, понимание или взаимопонимание)
Такие характеристики важны как для определения предмета, так и межличностного контакта. Понятие «общение» не только указывает на межличностный характер взаимодействия, но и относится к деятельности особого рода, в результате которого возникает психологический контакт между участниками общения. Таким образом возникающая в результате контакта и взаимодействия между людьми психологическая окраска отношений является важнейшей характеристикой межличностного общения.
Для того чтобы эффективно осуществлять совместную деятельность, необходимо построить ее план, а для этого каждому из участников необходимо оптимально понимать цели и задачи деятельности, уяснить специфику ее объекта и возможности каждого. Именно общение, включенное в процесс деятельности, позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности участников.
Что такое деятельность?
В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он употребляет свои потребности. В различных видах деятельности — исполнительной, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.
Именно деятельность выступает в качестве основы в формировании личности. В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшая на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности.
Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:
она субъектна, т. е. Принадлежит человеку, а не животному;
осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов;
предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е.она всегда предметна, реальна, содержательна;
Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимание психического как изначально включенного в эту связь.
Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.
Общение и деятельность.
В традиционном смысле категории «общение» и «деятельность» совершенно самостоятельны. Для отечественной психологии идея единства — является одной из основополагающих. В широком понимании общение рассматривается как сторона совместной деятельности и важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.
Межличностное общение почти всегда вплетено в ту или иную деятельность, поскольку вне общении людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения и т. д. В свою очередь, тот вид деятельности, в которое включено общение, влияет на содержание и форму самого общения.
Для каждого периода возрастного развития человека характерен ведущий вид деятельности, в зависимости от которого складывается и определенный вид общения.
Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
Взаимосвязь общения и деятельности.
Психология общения рассматривают как одну из проявлений совместной деятельности. Деятельность это не только труд, но и непосредственное общение во время труда.
Общение и деятельность подразделяют на три, опять де взаимосвязанные стороны, а именно6
Перцептивная сторона означает установление определенных взаимоотношений на основе процесса восприятия противоположной персоны.
Цель коммуникативного общения в процессе деятельности — обмен информации.
Интерактивная составляющая отвечает за организацию взаимодействия, направленного на решение общей проблемы.
В психологии есть ряд работ, подтверждающих так называемое единство общения и деятельности. Действительно, если задуматься, то люди занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности, так и просто. Получается, что без первого второе точно невозможно, так как деятельная личность без сомнения пересечется с другой деятельной личностью.
С другой стороны, само общение считают видом деятельности (речевая деятельность). То есть, деятельность происходит в процессе понимания получаемой информации, а так же в процессе передачи информации другому человеку в письменной либо в устной форме.
Единство общения и деятельности заключается еще в том, в процессе деятельности происходит своеобразное «формирование» как такового. Исходя из этого, делаем вывод, что в процессе совместной деятельности любой человек обогащается путем общения.
2.Цели, функции общения.
В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции:
информационную (передача-прием информации )
экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние)
регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношение друг к другу);
социального контроля ( регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использование позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций);
социализации (формирование у членов коллектива умение действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).
Именно в процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относится к разным психологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизация действий и т. п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. С регуляционно-коммуникативной связанны такие явления, как подражание, внушение, убеждение.
Б.Ф. Ломов выделяет и другие функции общения :
организация совместной деятельности;
познание людьми друг друга;
формирование и развитие межличностных отношений.
Однако, представляется, что это не функции, а цели общения. М.И. Лисина считает, что основной функцией общения является организация совместно с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и его преобразованию.
Функции общения весьма тесно соприкасаются с основными целями общения.
Дополнительные цели общения необычайно широки, находятся они за пределами его, то есть, общение осуществляется всегда ради чего — либо: предоставление либо получение благ, обеспечение взаимодействия во время общей работы, передачи данных, решение проблем, формирование отношения к неким явлениям и так далее.
Если же человек видит ценность лишь в себе, если ставит перед собой корыстные цели, если смысл в общении с людьми — в достижении выгоды, то такое общение можно однозначно назвать — аморальным. Ценность каждого проявляется в поступках, взглядах, оценках, и все это выявляется в процессе общения.
Принято различать три функции общения :
Информационная функция связанна с передачей партнерами общение информации друг другу, аффективная — с взаимообменом ( по механизму заражения) эмоциями. Под регулятивной функцией имеется в виду такое психологическое воздействие одного партнера общения — индуктора — реципиента, которое должно вызывать у последнего изменения либо его поведения ( когда руководитель, например, дает распоряжение подчиненному), либо его эмоционального состояния, либо свойств его личности.
Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть :
оказание помощи другому человеку;
поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п.(т.е. партнера для взаимодействия);
поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;
приобщение других к своим или общечеловеческим ценностям;
изменение мнения, намерения, поведения другого человека.
Объектные цели связанны с выбором партнера по общению.
Почему важно говорить грамотно?
Под культурой речи подразумевают знание и применение всех правил языкового поведения в различных ситуациях, которые включают в себя речевые формулы приветствия, прощания и знакомства, вопросы, благодарности, просьбы, поздравления, формы обращения и т. д. Культуру речи подразделяют по нескольким критериям: правильности, точности, коммуникативной целесообразности, доступности, богатству и разнообразию, чистоте и ясности, выразительности, уместности, эстетичности. Один из главных критериев культуры речи любого человека – грамотность. В любой беседе безграмотность и косноязычие не только раздражают собеседников, но мешают понять суть задачи. Многие люди в жизни сталкиваются с проблемами изложения своих мыслей, не в состоянии сразу подобрать нужные слова, поставить их в правильной грамматической форме.
Конечно, в общении с родными или друзьями можно разговаривать, не обращая внимания на все критерии грамотной речи, но при этом не стоит забывать, что все ваши ошибки, будь то «эканье», неправильные ударения, слова-паразиты, станут повторять ваши дети. Кроме того, при общении с руководством, на совещаниях, различных деловых встречах, по телефону и просто в обществе вам будет достаточно трудно контролировать себя.
У многих речь изобилует различными ошибками типа:
употребление слов-паразитов: ладно, конкретно, как бы, короче и др.;
слова с неправильным ударением;
заезженные формулировки: нормально, ничего, более-менее и пр.;
неуместные иноязычные вкрапления: о кей, вау, ноу проблем и т. д.;
сленговые формы: отпад, классно, жесть, круто, прикол, тащусь и т. п.;
сокращения слов: телик, видак, комп, инет и др.;
орфоэпические ошибки: инцидент, дуршлаг и пр.
Все эти неправильности режут слух собеседнику. Хочется поправить человека, проговорить это слово правильно, но при этом можно поставить его в неловкое положение, показав его неграмотность и, возможно, некомпетентность. Человек с такой речью вряд ли произведет благоприятное впечатление на собеседника. Если же такая речь присуща руководителю, то его подчиненным очень трудно точно воспринять все его указания. В результате возникают различные сложности.
Но еще хуже ситуация, когда собеседник умудряется вставлять в свою речь нецензурщину или добавлять к словам подобие матерных окончаний.
При использовании диалектных и жаргонных, т. е. малоизвестных, слов, общение может также прекратиться по причине непонимания собеседниками друг друга. Например, жители Архангельской области в своей речи часто используют такие диалектные слова, как чокотень (мелкий дождь), обменыш (плохой человек), которые совсем неизвестны носителям литературного языка.
Если руководитель по совместительству ваш родственник или близкий знакомый, то на работе к нему необходимо обращаться на «вы» и по имени-отчеству. Близкие отношения неуместно демонстрировать.
Любой профессионал станет утверждать, что успеха в его деятельности можно достичь не только с помощью правильно выстроенных правовых, финансовых и социальных отношений, но и грамотной речью, которая должна быть выразительной, точной, динамичной, яркой, богатой синонимами, сравнениями, фразеологизмами. Если это официально-деловая речь, то она обязана подчеркивать серьезность и намерения говорящего без грубости и иронии.
Языковая грамотность важна в любой области общения. Если вы дома говорите правильно, то ваши дети, так же как и вы, станут всегда говорить грамотно и красиво. В разговорах с друзьями, знакомыми, родными тоже следует употреблять только грамотно составленные выражения с вкраплениями различных сравнений и синонимов. Помните, что, чем богаче ваш язык, тем легче вам будет передать свои мысли окружающим.
В деловом общении также очень важна языковая грамотность. Причем существует правило: чем выше уровень деловых отношений, крупнее бизнес, тем грамотнее должна быть речь. Отличное владение всеми нормами речевого этикета – это прежде всего уважение к себе, своему партнеру, потребителю; одновременно это подразумевает точность, которая необходима в документах.
Официально-деловой стиль литературного языка занимает большую нишу в нашей жизни. Его используют при общении между государственной властью и населением, предприятиями, организациями и учреждениями, между обществом и личностью. Человек на протяжении всей своей жизни довольно часто вынужден употреблять официально-деловой стиль в своей речи.
Многие известные политики для создания успешного имиджа нанимают специальных людей – спичрайтеров, которые пишут для них грамотные речи. Неудивительно: так как грамотность нужна всем, кто хочет достичь успеха на своем поприще, особенно в общественной жизни. Люди с богатым словарным запасом и грамотной речью чаще добиваются успеха в любой сфере деятельности, ведь такого человека окружающие воспринимают как более образованного и компетентного.
Чтобы усовершенствовать свою речь, надо как можно больше читать качественной литературы. Дело в том, что во время чтения вы не только узнаете что-то новое, но и автоматически учитесь правильно строить фразы, встречаете новые слова, а визуальная память помогает вам при правописании, т. е. ваша речь становится грамотнее и на письме.
Хорошим средством расширения словарного запаса и правильного произношения и употребления слов способны стать словари. Они также понадобятся для подбора синонимов, чтобы избежать повторов в вашей речи, сделать ее более живой и выразительной.
При встрече с незнакомым словом обязательно воспользуйтесь словарем для выяснения его значения. Это не только расширит ваши знания, но и поможет в общении. Бывает так, что, попав в другой коллектив, приходится сталкиваться с новыми понятиями, о которых на прежнем месте работы вы могли не знать. Не стесняйтесь выяснять у своих коллег те или иные слова – лучше показать заинтересованность в познании нового, чем пренебрежение к должностным обязанностям.
Не стоит злоупотреблять и длинными сложными словами, значение которых для многих неизвестно. Помните, что речь, в которой присутствует множество различных непонятных и длинных слов, становится претенциозной и напыщенной. Но если ваш словарный запас довольно богат и разнообразен, вы всегда в состоянии правильно и точно подобрать нужное слово.
При написании письма, отчета или любого документа вы тренируете свою речь. После написания прочтите все и решите, достаточно точно ли вы отразили задуманное, будет ли оно понятно читателю, можно ли написанное сформулировать еще более четко и кратко. Учитесь находить и убирать все лишние слова, мешающие увидеть главное.
По той же причине перед важным разговором или представлением очень полезно записать свою речь на пленку и послушать себя со стороны. При этом многие люди сразу же обнаруживают у себя множество речевых ошибок.
В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет.
Как вы поступите в данном случае?
Я думаю, что надо найти для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилить контроль за его работой.
Панфилова А.П. «Психология общения» Москва, издательский центр «Академия» 2013 год.