Докажите что медный всадник а с пушкина социально философское произведение
“Медный всадник” поэма философская, социальная и историческая
В 1833 г. Пушкин пишет поэму “Медный всадник”. Одной из идей этой поэмы является мысль о том, что самодержавие, при Петре сыгравшее прогрессивную роль в развитии России, в последующем превратилось в реакционную, антинациональную силу, задерживающую всякое движение вперед. С другой стороны, в русском обществе не было тогда и силы, способной противопоставить себя деспотической монархии, чудовищному, топчущему все человеческое “медному всаднику”.
“Медный всадник” – поэма философская, социальная и историческая. Во введении
Пушкин сложил поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способных осуществить такое чудо, как возведение “из тьмы лесов” и
Проходит сто лет, осуществлен гениальный замысел Петра. Облик Петербурга – “Петра творенья” – рисуется Пушкиным с чувством патриотической гордости и восхищения, воображение поэта поражено невиданной красотой северной столицы, ее “строгим, видом”, дивным ансамблем площадей и дворцов, Невой, кованной в гранит, белыми ночами. Но это и город социальных Контрастов и противоречий, отразившихся в злосчастной судьбе Евгения и его любимой Параши, ничем не защищенных от превратностей жизни и становящихся жертвами созданного, казалось бы, для счастья людей изумительного города.
Поэт задумывался над философской проблемой столкновения интересов личности и неумолимого хода истории.
Пушкин создавал “Медного всадника” в ту же пору, когда Гоголь начинал писать свои петербургские повести. Свою поэму Пушкин также называет петербургской повестью. Грандиозная историческая тема сливается с изображением судьбы “маленького человека”, с его протестом; в поэме звучит социальная тема, которая станет главной в петербургских повестях натуральной школы.
Круг исторических интересов Пушкина был необычайно широк и охватывал многие вопросы, занимавшие русскую общественную мысль его времени, в частности проблемы характера исторического развития допетровской Руси, возникновения феодализма и т. д. Громадный его интерес вызвало “Слово о полку Игореве” как исторический и поэтический памятник Древней Руси.
Пушкин любил и лирическую обработку исторической темы. В стихотворениях “К вельможе” (1830), “Полководец” (1835), “Пир Петра Великого” (1835) и других он обращается к прошлому, размышляя о превратностях истории, о смене эпох, событий, образа жизни и понятий. В стихотворении “К вельможе” Пушкин воссоздает облик двух эпох, сменивших друг друга в бурном столкновении потрясших весь мир событий, смену идей века Просвещения влиянием Байрона, торжеством новых мнений и страстей.
В незавершенном стихотворении “Была пора: наш праздник молодой…” (1836), посвященном лицейской годовщине, Пушкин опять вспоми-нает о бурной своей эпохе.
Осенью 1836 г. в журнале “Телескоп” появилось знаменитое “Философическое письмо” П. Я. Чаадаева. В этом письме, потрясшем, по словам Герцена, всю мыслящую Россию, Чаадаев писал о том, что русские люди живут “без прошедшего и будущего, среди мертвого настоящего”. Пушкин не разделял пессимистического взгляда Чаадаева на прошлое и будущее России. Но он полностью соглашался с мрачной оценкой Чаадаевым современной действительности.
Поэт писал своему старому другу: “…Нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, что равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству – поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко”.
В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание задуманного им журнала “Современник”, первая книга которого вышла в апреле 1836 г. Вести журнал в условиях постоянных придирок цензуры было очень трудно. “Пушкина жестоко жмет цензура”,- записал в своем дневнике цензор А. В. Никитенко. За разрешение к печати стихотворения “Аквилон” ненавидевший Пушкина министр просвещения Уваров сделал замечание председателю цензурного Комитета, указав на то, что “Пушкин состоит под строжайшим присмотром тайной полиции, как человек неблагонадежный”.
Одну из задач своего будущего журнала Пушкин видит в борьбе с “клеветниками России”, с той частью “озлобленной Европы”, которая, как отмечал поэт, “нападает покамест на Россию, неоружием, но ежедневной, бешеной клеветою… Пускай позволят нам, русским писателям, отражать бесстыдные и невежественные нападения иностранных газет” (X, 653),- писал Пушкин.
Пушкин прилагал громадные усилия для обеспечения успеха своему журналу. К работе в “Современнике” он привлек Гоголя, видного писателя 30-х годов В. Ф. Одоевского, но полноценных материалов для журнала часто не хватало. Незадолго до смерти Пушкин думал о привлечении в “Современник” литераторов-разночинцев. Еще в 1834 г. он заметил их растущее влияние на русскую литературу.
Прежде всего, Пушкин хотел привлечь Белинского, в котором он зорко увидел “критика весьма замечательного”, “талант, подающий большую надежду”. Мысли Пушкина обращались к грядущей, демократической России…
Related posts:
Докажите что медный всадник а с пушкина социально философское произведение
Александр Пушкин в «Медном всаднике» соединил философские, социальные и исторические аспекты. Основная социально-философская проблема произведения – взаимоотношения власти и личности, государства и «маленького человека». Как известно, их интересы часто не совпадают.
Важным образом в поэме выступает Петр I. Это известная историческая личность, царь, который сделал многое для модернизации России. Но в произведении Пушкина он показан в образе Медного всадника.
Памятник царю-самодержцу воспринимается главным героем как олицетворение бездушной государственности. Петр мыслил глобально, вводил новые реформы, но его мало заботили интересы простого люда. Царь приказал построить город там, где природа была враждебна для человека. Город Петербург воздвигся на берегах реки. Поэтому, несмотря на его красоту, частые наводнения разрушили судьбы многих простых людей. Среди них находится и главный герой поэмы – Евгений. Он абсолютно обычен, его стремления – стремления простого человека – создать и прокормить семью, родить с будущей женою деток. Герой работает маленьким чиновником, и не в силах сопротивляться власть имущим. Он замечает социальную несправедливость и где-то в глубине души противится ей. Евгений не понимает, почему одним даны несметные богатства незаслуженно, а другие все время трудятся и получают гроши. Но на активные действия герой все-таки не способен.
Перед нами типичный образ «маленького человека» в художественной литературе. И, возможно, он бы и прожил спокойно свою тихую жизнь, если бы не случившаяся трагедия – наводнение.
В предисловие поэмы автор утверждает, что наводнение имело место в истории, что подтверждается в журналах того времени. Воды Невы, словно ополчившись против человека, поднялись и затопили практически весь город. Погубили они и возлюбленную Евгения. Ее с матерью домик не уцелел в стихийном бедствии. Вместе с ними словно погибла душа главного героя. Он не имел больше даже обычных целей в жизни. Виновником трагедии бедняга считал царя Петра, который, по его мнению, специально построил город на реке. Поэтому каждый раз, проходя мимо Медного всадника, он грозил ему.
Такой протест подобен скорее бреду, да и тот вскоре прекратился. Бедному Евгению стало вдруг казаться, что памятник царю ожил и преследует его улицами города. В результате он стал его бояться и проходил мимо него, опуская глаза.
Таким образом, социальная проблема поэмы в страхе простого народа, его бессилии перед властью.
Вступление к поэме повествует о Петре как о Великом государе, прославившемся своими деяниями во благо страны. Александр Пушкин не умаляет его достоинств, даже восхищается его силой и талантом. Ведь именно этот царь способствовал процветанию России. На диких и бедных берегах Невы он построил город Петербург, который и сегодня славится своей красотой. Царь видел в нем символ новой могущественной державы, но не хотел видеть, что город на воде таит в себе угрозу.
Довольно символичным есть часто повторяющееся определение Евгения – бедный. Такой эпитет дает читателю понять, что автор к герою неравнодушен, жалеет его.
Автор в поэме философски подошел к проблеме государства и обычного человека, он видел, что конфликт между ними всегда был и будет. Эту же проблему развивали и другие известные писатели, будучи во многом солидарны с Пушкиным.
Докажите что медный всадник а с пушкина социально философское произведение
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)
Уроки литературы в 10 классе[1]
УРОК 10
Социально-философские проблемы
поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»
Цель:
определить социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник»; помочь осмыслить главный конфликт поэмы; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; эстетически и нравственно воспитывать учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование:
учебник, текст поэмы «Медный всадник», раздаточный материал.
Тип урока:
комбинированный урок; урок-анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник»; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают и комментируют поэтический текст; участвуют в мини-дискуссии.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Терминологический экспресс-опрос
«Закончи высказывание»
1. Поэма — один из жанров… (лироэпических произведений).
2. В поэме ярко выражено… (авторское отношение к изображаемому).
3. Приём, при котором происходит перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста, называется… (метафорой).
4. Выражения «державное теченье», «оград узор чугунный», «прозрачный сумрак», «блеск безлунный» являются… (эпитетами).
5. Выражения «и перед младшею столицей», «девичьи лица ярче роз», «порфироносная вдова» являются… (сравнениями).
6. Выражение «корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся» является… (гиперболой).
7. В поэмах А. С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник» одним из важнейших образов является образ… (Петра I).
8. Используемые в описании Петербурга выражения «задумчивые ночи», «спящие громады», «золотые небеса», «заря спешит», «бег санок», «говор балов» являются… (метафорами).
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
— Есть в литературе вопросы, которые принято именовать «вечными». Это вопросы, тревожащие и требующие ответа, но, однако же, ни один известный ответ, ни одно решение не избавляют от сомнений и других ответов. О таинственной непредсказуемости жизни, о трагических поворотах истории, о бесстрашной верности долгу и чести так или иначе говорят все лучшие творения позднего периода творчества А. С. Пушкина, в том числе петербургская повесть «Медный всадник».
«Петербургская повесть» — так по жанру определил А. С. Пушкин свою поэму «Медный всадник» — приобрела те черты масштабности, которые позволяют отнести её к «вечным», бесценным памятникам поэзии, не разгаданным до конца. Пространство поэмы то раздвигается, охватывая необозримые просторы, то суживается до Петербурга, небольшого острова и даже скромного домика.
В центре поэмы несколько эпизодов, составляющих центральный конфликт между мирной и бунтующей стихией, с одной стороны, и её грозным укротителем Петром I, с другой; между громадной империей, олицетворённой в памятнике самодержцу, и бедным незначительным чиновником, почти незаметным человеком.
В чём же великий смысл пушкинского «Медного всадника»? Какие социально-философские проблемы затрагивает Пушкин в этом произведении? Чем оно волнует и потрясает нас и сегодня? Сегодня на уроке мы найдём ответы на эти вопросы.
IV. Работа над темой урока
Выступление учащихся с сообщениями-размышлениями
по проблемным вопросам урока.
Обсуждение мнений. Комментарий учителя
1. Кто, по вашему мнению, является главным героем поэмы «Медный всадник»?
Образец ответа
В поэме «Медный всадник» А. С. Пушкин в образной форме противопоставляет государство, олицетворённое Петром I, и обычного человека с его желаниями и потребностями. Ответственность за Россию в поэме Пушкина несёт не только Пётр Великий, но и Евгений, представитель того сословия, на котором лежал тяжкий гнёт государственных забот. Потому и бунт сошедшего с ума Евгения, угрожающего кумиру на бронзовом коне,— бунт бессмысленный и наказуемый. Поклоняющиеся кумирам становятся их жертвами. Не исключено, что «бунт» Евгения содержит скрытую параллель с судьбой декабристов. Это подтверждается трагическим финалом — «остров малый на взморье», труп несчастного Евгения.
В поэме два плана, и оба — истинные. Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания Евгения. Поэту был близок мир Петра, была дорога и понятна его мечта — «ногою твёрдою стать при море».
Но при этом Пушкин сознавал, как дорого было заплачено за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид военной столицы. Поэтому в поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.
Кто же всё-таки виноват — великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из неё? Читательское восприятие поэмы оказывается крайне противоречивым: по мнению В. Г. Белинского, Пушкин обосновал трагическое право империи со всей её государственной мощью распоряжаться жизнью частного человека; в XX в. некоторые критики предполагали, что Пушкин стоит на стороне Евгения; существует также мнение, что конфликт, изображённый Пушкиным, трагически неразрешим. Но очевидно, что для самого по эта в «Медном всаднике», по формуле литературоведа Ю. М. Лотмана, «правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря перейти в другой, а в том, чтобы «приподняться над жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей».
2. Обвиняет или прославляет А. С. Пушкин Петра Великого?
Образец ответа
В поэме «Медный всадник» Пушкин пытается оценить роль Петра I в истории России и в судьбах людей. Образ царя в поэме «раздваивается»: он становится не только символом движения жизни, её изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти.
В. Г. Белинский писал: «Мы понимаем смущённою душой, что не произвол, а разумная воля олицетворена в Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом…».
Во вступлении Пушкин воспевает гений Петра I, сумевшего поднять народ на подвиг возведения великолепного города. Не случайно, не называя имени Петра, Пушкин выделяет местоимение Он курсивом, тем самым приравнивая Петра к Богу, освящая его имя. Пётр — создатель города, поднявшегося «из тьмы лесов, из топи блат». Петербург с его широкой Невой и чугунными оградами, с «пирушками холостыми» и «воинственной живостью» — памятник Петру-создателю.
Бесспорно, Пётр был великим монархом, потому что сделал много нужного и важного для России, понял потребности её развития. Но при этом Пётр I оставался самодержцем, власть которого была антинародной.
3. Что такое Петербург Пушкина: слава или предостережение?
Образец ответа
Петербург Пушкина — двойственный город, «слава России, но человек в нём, в огромном городе,— песчинка». А. С. Пушкин на протяжении всего произведения показывает двойственную натуру Петербурга: Петербург как великую и прекрасную младшую сестру Москвы, «юный град Петров», и Петербург как чудовище, пожирающее жизни людей. Поэт выражает свою любовь к блестящей царской северной столице и ненависть к городу, в котором царит социальное неравенство.
Пушкин предостерегает, показывает, как слаб человек в этом мире Петра. И град Петра принадлежит только Петру. Пушкин заканчивает поэму описанием всё той же картины бедной природы с ветхим домишкой и рыбаком. Этим он подчеркивает, что не все в городе настолько велико и прекрасно, что не человек властвует над природой, а она над ним. Санкт-Петербург изменяет природу, он становится тираном, и вся его сила сконцентрирована в Медном всаднике. Петербург Пушкина — это слава России, но человек в нём, в огромном городе,— песчинка.
Петербург — это предостережение живущим в этом городе. Однако Петербург — и город-слава, и эти две ипостаси неразделимы в понимании историко-культурного образа города.
4. Докажите, что «Медный всадник» — социально-философское произведение
Образец ответа
А. С. Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своём творчестве обращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности.
Поэма «Медный всадник» — это историческое, социальное и философское произведение. Её можно назвать гимном самодержавию. Во введении к поэме возникает величественный образ Петра-преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения,— укрепление Русского государства на берегах Балтийского моря «на зло надменному соседу».
Пётр I выступает во введении и как покоритель самой природы, её стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него веками царили «на берегу пустынных волн». Пушкин сложил поэтический гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способного на такое чудо, как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат» великого и прекрасного города, символа новой, преобразованной России.
Грандиозная философско-историческая тема сливается в поэме с изображением судьбы «маленького человека», с его протестом; в поэме звучит социальная тема, которая станет главной в петербургских повестях Н. В. Гоголя и «натуральной школы». В «Медном всаднике» Пушкин выразил неразрешимый конфликт, противоречие между исторической необходимостью и жизнью живых людей, которые часто становятся жертвой этой необходимости.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Выполнение интерактивного упражнения
«Займи позицию!»
(работа с раздаточным материалом)
• О поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» как одном из сложных произведений русской литературы споры литературоведов и критиков продолжаются до сих пор.
Ознакомьтесь с некоторыми мнениями, определите главную мысль в каждом приведённом высказывании, отношение их авторов к Петру I и «маленькому человеку». Какие мысли о «Медном всаднике» вам ближе?
«Займите позицию», аргументируя своё мнение.
Карточка № 1
…Мы понимаем смущённою душою, что не произвол, а разумная воля олицетворены в этом Медном всаднике, который в неколебимой вышине, с распростёртою рукою, как бы любуется городом… И нам чудится, что, среди хаоса и тьмы этого разрушения, из его медных уст исходит творящее: «да будет!», а простёртая рука гордо повелевает утихнуть разъярённым стихиям… И смиренным сердцем признаём мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного… Да, эта поэма — апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэта, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России.
(В. Г. Белинский)
Карточка № 3
Образ «Медного всадника», неподвижного, застывшего воплощения творческого порыва (порыва, направленного, в свою очередь, на то, чтобы над самой бездной «Россию вздёрнуть на дыбы»), и образ бушующей Невы, заключённой в «береговой гранит», и вся тема поэмы — сверхчеловечески-суровая воля «чудотворного строителя» и столкновение этой воли и с непобедимым буйством «божией стихии», и с неутолимой тоской человеческого сердца по простому счастью… — всё вместе есть смысл поэмы «Медный всадник».
(С. Л. Франк)
VI. Домашнее задание
1. Подготовиться к контрольному сочинению по творчеству А. С. Пушкина по одной из предложенных тем:
а) «Любимые строки лирики А. С. Пушкина».
б) «Вслед Радищеву восславил я свободу» (по страницам изученных стихотворений А. С. Пушкина).
в) «Мой Пушкин» (по страницам изученных стихотворений А. С. Пушкина).
г) «В чём я вижу современность звучания поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”».
д) «Пушкинское видение мира и человека» (по страницам изученных стихотворений А. С. Пушкина).
2. Опережающее задание (к уроку № 13)
а) Подготовить выразительное чтение сонета В. Я. Брюсова «К портрету М. Ю. Лермонтова»; стихотворений М. Ю. Лермонтова (см. в уроке № 13).
б) Подготовить «Литературную визитку» о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова (3–4 учащихся).
в) Подготовить сообщение об истории создания стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта».
Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.
1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)
Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина
В поэме «Медный всадник» отражены размышления автора на тему исторического персонажа – о противоречивой личности Петра Великого, о неоднозначности его поступков. Предлагаем для ознакомления краткий и полный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник». Поэту удалось создать красивейшее стихотворное описание масштабных планов Петра, бурлящих вод Невы, раскрыть большую человеческую трагедию «маленького» человека.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Правление Петра I – выдающегося самодержца России.
Проблема: Самодержавная власть руководствуется исторической необходимостью, а не интересами человека.
Ненависть главного героя к царю проявляется не сразу. Когда сознание у безумного Евгения проясняется, то он, как бы, видит основного виновника своей трагедии – царя, заложившего город в неудачном месте. Петр I руководствовался политической необходимостью – укреплением границ России со шведами, не подумав о последствиях своего замысла для народа. Сложно сказать, действительно ли наводнение – следствие недальновидности Петра или нет, но здесь важен смысл. Авторитарное правительство во главу угла ставит свои интересы, удовлетворяет собственные амбиции, а не потребности народа в защите и безопасности. Нередко диктаторы разжигают войны, принося, тем самым, много бед и страданий. На поле битвы погибают лучшие сыны отечества.
2. Тема: Петр I – особенности его личности.
Проблема: Противоречивость человеческой природы на примере личности Петра I.
В произведении на примере Петра I, показано, насколько противоречив человек. Когда мы видим конкретную историческую личность со всеми его достижениями, преобразованиями, реформами и открытым проявлением негативных качеств характера, то сложно определиться в своем отношении к нему. Скорее всего, Пушкин не мог собрать образ Петра воедино, почему и написал «Медного всадника».
3. Тема: Взаимоотношение государственной власти и отдельного маленького человека.
Проблема: Очень часто народ недоволен правительством, обвиняет его в собственной несостоятельности. Для авторитарных правителей важны достижения в целом, они не учитывают нужды народа. История рассказывает о том, что за строительство Петербурга подневольный люд заплатил своим здоровьем, а иногда и жизнью. Самодержавная власть особо не обращала внимания на подобные «мелочи». С другой стороны, бедняки исторически привыкли к тому, что их жизнью управлял господин, и так существует до сих пор. Человек может изменить свою ситуацию, но он ничего не делает, обвиняя правительство во всех своих нерешенных проблемах.
Проблема: Потеря любимого человека может обернуться серьезной болезнью, пожизненной трагедией для другой половины.
Главный герой Евгений – мелкий служащий, бедный молодой человек, не имеющий собственного угла. Уже в этом описании чувствуется, что его жизнь бедна событиями, и то, что он чувствует себя неудачником. Конфликт усугубляется, когда Евгений теряет в наводнение свой единственный луч света – возлюбленную Парашу. У него нет больше ничего, что ему дорого – несчастный сходит с ума. Так человек реагирует на трагедию, когда он недоволен собой, и у него немного собственных интересов, целей, друзей, материальных благ.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Пафос поэмы передан в восхищении автором деяниями Петра I. На месте будущей столицы вначале был пустырь, болота, непроходимые леса, чернели чухонские избы. Благодаря царю на этом же месте появился город, сверкающий своей красотой.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
В поэме ощущается сильное противоборство образов Евгения и царя, символически представленного Медным всадником. Конфликт образов показан обоюдный. Главный герой обвиняет царя в произошедшей трагедии, а царь преследует его за «преступные» мысли.
п.4. Литературные приёмы
С большой теплотой и любовью описывает Пушкин строительство города, его величие. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры, в результате чего из-под его пера выходят красивейшие строки. Благодаря его литературным приемам, появляется чувство гордости за решение, которое принимает Петр I, за воплощение его великого замысла. Из описания видно, как Пушкин восхищается Петербургом, верит в будущее России.
Красиво, сильно, эмоционально описан момент наводнения – взбунтовавшаяся стихия, сметающая все на своем пути.
Большую роль в поэме играют такие символы, как Медный всадник. Сам памятник – это символ самодержавной власти, всадник – правитель, а конь – народ России, пришпоренный умелым седоком.
Символичен тот момент, что безумный Евгений бунтует, но бунт его больше не в словах, а в его состоянии, умело переданным Пушкиным. Евгений говорит царю всего два слова, но всадник начинает преследовать его. Этот момент тоже символичен. Он показывает, что любой народный бунт жестоко карается авторитарной властью.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – противостояние интересов властей и предпочтений маленького человека, стремящегося к максимальной безопасности для себя и своих близких.
Здесь сталкиваются два полюса – сила и слабость. Решения конфликта я не вижу. Можно только сказать, что он стал проявленным в момент озарения Евгения-безумца.