Докажите что наводнение пушкин изобразил как величественную картину народного бедствия
В чем заключается образ стихии и его символическое звучание в поэме Медный всадник
Стихия в пушкинском произведении образ отрицательный. Ведь наводнение, описанное поэтом, ломает судьбы жителей, лишает крова и пропитания, отнимает жизни. Буйство стихии безжалостно разрушает все, что попадается на пути, неся горе и хаос Петербургу. Она, по мнению повествователя, воплощение зла и «Божий гнев». Рассмотрим, как автор рисует образ стихии и его символическое звучание в поэме Медный всадник….
Краткий обзор
Анализ первой части «Медного всадника» показывает, как резко противопоставлена она бодрым и красочным описаниям белых ночей и весны Петербурга во вступлении. Унылые пейзажи осени (ветер дует, «печально воя») создают ощущение неизбежного. Символика этой части поэмы пронизана предчувствием беды. Природа словно предупреждает жителей о надвигающейся катастрофе. Петербург из озаренной светом столицы превращается в город-сумрак («было поздно и темно»). Меняется и облик реки. Нева уже не плещется широко и не течет державно. И уже в первой части поэмы ей становится тесно в оковах берегового гранита: река стремится на волю.
Описание наводнения
Образ стихии своенравной Невы и его символическое звучание усиливают драматизм неизбежного в поэме «Медный всадник». Река не хочет уже мириться с каменными набережными, ограничивающими ее течение:
Потоп срывает с Петербурга весь его столичный лоск, выворачивает наизнанку, достает наружу все, что было спрятано от посторонних глаз. Наводнением вымыло «обломки хижин», кровлю и даже гробы. Устоял лишь гордый всадник, наблюдая за общим хаосом: устрашающая характеристика наводнения только подчеркивает общий трагизм фабулы поэмы.
Иллюстрация наводнение к поэме «Медный всадник»
Способы изображения событий
Не свойственные общему стилю поэмы литературные приемы, такие, как развёрнутые сравнения и метафоры, используются именно для описания наводнения, чтобы подчеркнуть главный конфликт произведения, показать непредсказуемость и стихийность происходящего:
Описание наводнения завершается в поэме «Медный всадник» насыщением Невы, которая отступает, любуясь «своим … возмущением». Однако река лишь затаилась, готовая каждое мгновенье показать свою разрушительную силу.
А.С. Пушкин Медный всадник образ стихии.
Стихия для поэта
Литературные приемы, которые Пушкин использует для изображения наводнения, указывают на то, какую «непостижимую уму» мощь, способную одновременно и созидать, и разрушать, видел в ней поэт. Только при соприкосновении или при противостоянии ей может родиться действительно нечто великое и значимое. В поэме незримо присутствует демоническая сила, таившаяся в «дикой» природе стихии. Однако сам автор, в отличие от своего героя царя Петра, убежден, что природу до конца покорить нельзя. И чтобы показать всю мощь и беспощадность этого стихийного бунта, поэт применяет так обильно разнообразные средства выразительности.
Отличительные черты произведения
При небольшом объеме (примерно 500 строф) в поэме органично соединены несколько планов повествования: история и современные дни, реальность и вымысел, детали частной жизни и задокументированные хроники. Это отразилось не только в самой фабуле, но также повлияло на ее построение и стиль. Особенности произведения следующие.
Своеобразие сюжета
Основной конфликт – это противостояние естественного начала (природы) и цивилизации (насильственного насаждения рамок, ограничений, правил). На событийном уровне он воплощается в наступлении стихии на град Петров. Развитию конфликта способствует символика поэмы. Вольная река, которую по приказу царя заковали в гранит, взбунтовалась, поднялась и безжалостно затопила город. Заложниками конфликта становятся главный герой Евгений и его возлюбленная Параша, которая погибает во время наводнения.
Особенности композиции
Произведение имеет непомерно длинное вступление, занимающее около 1\3 текста. Состоит из первой части, повествующей о бунте стихии, второй части, описывающей результат наводнения, и заключения, занимающего всего несколько строк, и потому не выделенного автором в отдельную главу.
Жанровое своеобразие
Повествование нельзя определить как историческое, ведь образ Петра, созданный в данном произведении, далек от исторической фигуры. Поэма рассказывает не об эпохе Петра, а об отражении его дел на окружающей поэта современности через события, связанные с наводнением 1824 года, на примере жизни «маленького человека» Евгения. Пушкин далек от создания героической поэмы в классическом ее понимании.
Поэтому совершено точно можно определить жанр произведения как лирико-эпическая поэма. Однако Пушкин подписал ее как «Петербургская повесть». Неужели поэта можно упрекнуть в незнании жанровой классификации? Конечно, нет. Своим подзаголовком не на жанр указывает Пушкин, а на «истинность происшествия», то есть место описываемого действия, колорит повествования.
Символика
В образах заключен философский аллегорический смысл. В Медном всаднике описано наводнение, которое на самом деле произошло в Петербурге, однако в авторской трактовке образ стихии наделен глубоким смыслом: природа не подчинилась даже царю, сумевшему обуздать Россию и построить на болоте наперекор всему новую столицу. Использованы самые яркие краски, выразительные сравнения в описании наводнения. И Нева, и ветер, выступают на страницах одушевленными существами.
Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Медный всадник»
А. С. Пушкин Медный всадник. Вступление
Заключение
Пушкин вкладывает свою точку зрения в уста Александра I, который считает, что со стихией не справиться даже царям. Однако и стихия не властна над памятником Петру, который возвышается над волнами, как символ противоборствующей силы, по мощи, равной силе самой природы.
Интегрированный урок (литература + ОБЖ) по теме «Образ стихии в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник»»
Форма урока: интегрированный урок литературы, истории, ОБЖ.
Оборудование урока: портрет А.С.Пушкина, проектор, экран, презентация, текст поэмы “Медный всадник”, стихотворение для стадии вызова, таблица “Знаю”, “Хочу знать”, “Узнал”, памятки.
1. Вступительное слово учителя литературы.
Учитель литературы. Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет не совсем обычным: на одном уроке сразу присутствуют три учителя, так как речь сегодня пойдёт об удивительной поэме А.С. Пушкина «Медный всадник”, которая познакомит нас с историческим Петербургом, расскажет о трагедии маленького человека, потерявшего свою любимую, о Петре I, о стихии как об одном из главных героев поэмы. Поэтому на уроке одновременно присутствуют и литератор, и историк, и учитель ОБЖ.
– Запишите, пожалуйста, тему нашего урока и вопрос, ответ на который каждая группа должна будет дать в конце урока: “Наводнение – это …” Презентация. (Слайд 1–2).
– И первое слово предоставляется группе литераторов.
Ученик читает вступление к «Медному всаднику» («На берегу пустынных волн:» до «: и запируем на просторе») (Слайд 3–4).
Учитель истории. Петр I задумал построить величественный город, Северную Венецию, город, который станет грозной крепостью и центром культуры и торговли. Как строился Петербург, расскажут нам историки.
Историки рассказывают о строительстве Петербурга.
Учитель литературы. Петербург, построенный великим человеком, Петром Первым – прекрасный и величественный город, который считается одним из красивейших в мире. А.С. Пушкин любил Петербург. Гимном его любви к Петербургу стала поэма «Медный всадник». Поэт восторженно описывает Петербург, восхищается им и преклоняется перед его величием. Давайте послушаем самого Пушкина.
Литераторы читают наизусть отрывки из «Вступления:» (со слов «Прошло сто лет..» до «Спешит, дав ночи полчаса») (Слайд 5–9).
Учитель литературы. Перед нами – великолепная панорама. Глядя на нее, мы испытываем огромный восторг. Нева, мосты над ней, соборы, Петропавловская крепость – все создает ощущение великолепия, вечности, и прочности.
– Какой жанр использует А.С.Пушкин во вступлении и что характерно для данного жанра? (Автор использует во вступлении такой жанр, как ода, для которого характерны возвышенность, торжественность.)
– С помощью каких художественно-выразительных средств поэт достигает такой возвышенности, торжественности слога? (Использование эпитетов, метафор, славянизмов помогает автору достичь торжественности и возвышенности слога.)
– Какое настроение передает «Вступление» поэмы? («Вступление» энергично, динамично. Автор гордится городом, славит его, призывает стихию смириться навек. Все дышит гармонией и торжеством). (Слайд 10).
Учитель ОБЖ. Но не все так благополучно в этом городе, как кажется на первый взгляд. Ребята уже рассказали нам, как трудно строился этот город, ведь раньше там были сплошные болота. Людям удалось победить природу! Удалось среди болот построить величественный город, удалось Неву загнать ее в гранитные берега.
Однако иногда она бунтует против учиненного над ней насилия. Каждую осень над Петербургом витает угроза стихийного бедствия. В Петербурге часто случаются наводнения.
Введение в проблему. Применение технология РКМЧП. Первый этап – вызов. Задача: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес.
Учитель ОБЖ. А что вы знаете о наводнении и о причинах наводнения? У вас у каждого на партах имеется таблица “Знаю”, “Хочу узнать”, “Узнал”. С этой таблицей вы знакомы, мы не раз работали по ней. Запишите всё, что вы знаете о наводнениях, в колонку “Знаю”, что хотели бы ещё узнать о наводнениях, запишите в колонку “Хочу узнать”.
Второй этап – осмысление. Задача: соотнесение новой информации с собственными знаниями. Учащиеся сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, чтобы создать новое понимание.
Учитель ОБЖ. Теперь предлагаю вам внимательно прочитать стихотворение А. Гаврюшкина “Наводнение” (приложение 1), которое также имеется у каждого из вас на парте, окунуться в текст поэмы “Медный всадник” и записать всё, что вы узнали нового о наводнении в колонку “Узнал”. Думаю, теперь у вас больше информации для того, чтобы дать более полный и развёрнутый ответ на вопрос: что же такое наводнение и каковы его причины. Слово Спасателям.
Спасатели. Наводнение – это стихийное бедствие, выражающееся в затоплении значительной части суши водой в результате подъёма уровня воды в период ливней, снеготаяния, ветровых нагонов, заторов, вызываемое различными причинами. (Слайд 11–12).
Учитель истории. Самое крупное наводнение за всю историю Петербурга произошло 7 ноября 1824 года. (Слайд 13–14).
Слово предоставляется историкам. Рассказ о наводнениях в Петербурге.
Учитель литературы. Это наводнение и описывает Пушкин в своей поэме.
– Нева в поэме – образ многоликий. Во-первых, она являет собой украшение города. Приведите примеры, подтверждающие это утверждение? (державное течение реки, одетой в гранит; «:По оживленным берегам/Громады стройные теснятся/Дворцов и башен:»; «:корабли: К богатым пристаням стремятся:»; «:Темно-зелеными садами/Ее покрылись острова:»).
– Во-вторых, это главная угроза городу и людям. Уже в первой части поэмы облик Петербурга меняется, с него словно спадает позолота. Город во власти «осеннего хлада», воющего ветра, сердитого дождя. Он превращается в крепость, осажденную Невой.
– Послушаем, как описывает наводнение 1824 года Пушкин. Слово литераторам. (Слайды 15–20).
Выразительное чтение со слов «Над омраченным Петроградом:» до «И ветер дул, печально воя», со слов «Нева всю ночь: до “Увы! всё гибнет: кров и пища!
Учитель литературы. С помощью каких средств художественной выразительности Пушкин создает страшную картину?
Ученики отмечают такое средство выразительности, как сравнение: река сравнивается со зверем и вором, шайкой злодеев; нагромождение глаголов подчеркивает стремительность стихии; использование восклицательных предложений выражает эмоциональное напряжение и трагичность описываемого бедствия: «пена разъяренных вод», «гневна, бурлива», вздувалась и ревела, как зверь, «остервеняясь, на город кинулась», осада, приступ злые волны, как воры, лезут в окна, «вставали волны там и злились», своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу. «Чёлны с разбега стёкла бьют кормой» и «гроба с размытого кладбища плывут по улицам».
Учитель литературы. Стихия уходит непобежденной, любуясь своим возмущением. (Слайд 21).
Учитель ОБЖ. Как вы видите, вода – это грозная стихия, безжалостный убийца. С древних времен наводнения считались самым страшным стихийным бедствием. Затонувшие города, разрушенные строения и гибель людей, разбитые человеческие судьбы – вот последствия наводнения, внезапного и непредсказуемого врага человечества, жадно поглощающего на своем пути все живое. Издревле человечество страдает от наводнений, но до сих пор не может защититься от прожорливой водной стихии. Какие меры принимали люди, чтобы защититься от наводнений? Что делать, если вы попали в зону затопления? Если начался резкий подъем воды?
Слово Спасателям. (Слайд 22–24).
Если начался резкий подъем воды, нужно:
– Во-первых, как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место (верхние этажи зданий, крыша здания, дерево) и быть готовым к организованной эвакуации по воде с помощью различных плавающих средств или пешим порядком по бродам;
– Во-вторых, не подаваться панике, не терять самообладания и принять меры, позволяющие спасателям найти людей, отрезанных водой и нуждающихся помощи (в светлое время суток вывешивать на высокое место белое или цветное полотно, а в темноте подавать световые сигналы).
– в-третьих, ожидать прихода спасателей.
– в-четвёртых, самостоятельно выбираться из затопленного района можно лишь в безвыходных ситуациях: когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь или когда вода все поднимается и нет надежды на спасателей. (Слайд 25).
Спасатели раздают памятки. (Слайд 26). (Приложение 2.)
Учитель ОБЖ. Как вы думаете, почему во время наводнения в Петербурге погибло так много людей? (Вместо того чтобы спасаться, они вышли на набережную полюбоваться буйством стихии, несмотря на сигнальные фонари Адмиралтейской башни). Предлагаю провести интеллектуальную разминку: разгадывание кроссворда. (Слайд 27).
Учитель литературы. А теперь я предлагаю вам самим создать кроссворд на тему урока из 5 вопросов и предложить отгадать его вашим одноклассникам. (Работа в паре.)
За составлением кроссвордов…
Стадия рефлексии. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны.
Учитель литературы. Заключительный этап урока – творческая часть. Составлляем синквейны. Таким образом вы постараетесь выразить свое отношение к уроку, и мы перейдём к подведению итогов. Синквейн, вы помните, – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Напомним правила составления синквейна:
1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4-я строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5-я строка–одно слово (синоним к теме, обычно существительное, выражающее эмоциональное отношение к теме).
Бедствие…
Могущественное, ужасное!
Убивает, разрушает, калечит.
Не щадит никого на пути.
Наводнение. (Абраамян Артур, 7 класс А, на верхнем фото в правом углу)
Стадия завершения урока.
Учитель литературы. Наш урок подходит к концу, пора подводить итоги. Прошу представителей от каждой группы познакомить нас со своими выводами, которые вы сделаете на основе ваших таблиц “Знаю”, “Хочу знать”, “Узнал”. (Приложение 3.)
ВЫВОДЫ: Спасатели: Наводнение – это, как было уже сказано, затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке. Вода – это грозная стихия, потенциальный источник многих чрезвычайных ситуаций, безжалостный убийца. Нужно всегда помнить о правилах поведения при наводнении.
Историки: Наводнение с древних времен люди воспринимали как самое страшное стихийное бедствие и придумывали разные способы защиты от него.
Литераторы: Наводнение в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» – это художественный образ, бунт стихии против порабощения. Последствия такого бунта страшны: это и разрушенные дома, и голод, и гибель людей, и разбитые человеческие судьбы.
Учитель литературы. Молодцы! Вы все верно сделали вывод. В поэме “Медный всадник” бунт стихии – это один из кульминационных центров поэмы. Нева своим буйством заразит Евгения, и он, маленький, незаметный чиновник, в приступе ярости посмеет угрожать медному всаднику. Как мы видим, мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт «возмущенной» Невы с народным бунтом.
По мысли Пушкина, и наводнение, и народный бунт – это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии, а в будущем может вылиться в стихию народного бунта, не менее страшную, чем стихия наводнения, ибо она вершит свой суд, не разбирая правых и виноватых.
Спасибо всем за активное участие. Таблицы “ЗХУ” со своими записями сдайте, пожалуйста, на проверку.
Домашнее задание: (Слайд 29). Написать сочинение-эссе “Два лица Петербурга в поэме А.С.Пушкина “Медный всадник”.
Приложение 1. – Текст стихотворения А. Гаврюшина “Наводнение”.
Приложения 2. – Памятки о правилах поведения при наводнении.
Приложения 3. – Таблицы “ЗХУ” (обобщенная, по результатам работы обучающихся).
В чем заключается образ стихии и его символическое звучание в поэме Медный всадник
Краткий обзор
Анализ первой части «Медного всадника» показывает, как резко противопоставлена она бодрым и красочным описаниям белых ночей и весны Петербурга во вступлении. Унылые пейзажи осени (ветер дует, «печально воя») создают ощущение неизбежного. Символика этой части поэмы пронизана предчувствием беды. Природа словно предупреждает жителей о надвигающейся катастрофе. Петербург из озаренной светом столицы превращается в город-сумрак («было поздно и темно»). Меняется и облик реки. Нева уже не плещется широко и не течет державно. И уже в первой части поэмы ей становится тесно в оковах берегового гранита: река стремится на волю.
Описание наводнения
Образ стихии своенравной Невы и его символическое звучание усиливают драматизм неизбежного в поэме «Медный всадник». Река не хочет уже мириться с каменными набережными, ограничивающими ее течение:
Потоп срывает с Петербурга весь его столичный лоск, выворачивает наизнанку, достает наружу все, что было спрятано от посторонних глаз. Наводнением вымыло «обломки хижин», кровлю и даже гробы. Устоял лишь гордый всадник, наблюдая за общим хаосом: устрашающая характеристика наводнения только подчеркивает общий трагизм фабулы поэмы.
Иллюстрация наводнение к поэме «Медный всадник»
Способы изображения событий
Не свойственные общему стилю поэмы литературные приемы, такие, как развёрнутые сравнения и метафоры, используются именно для описания наводнения, чтобы подчеркнуть главный конфликт произведения, показать непредсказуемость и стихийность происходящего:
Описание наводнения завершается в поэме «Медный всадник» насыщением Невы, которая отступает, любуясь «своим … возмущением». Однако река лишь затаилась, готовая каждое мгновенье показать свою разрушительную силу.
А.С. Пушкин Медный всадник образ стихии.
Стихия для поэта
Литературные приемы, которые Пушкин использует для изображения наводнения, указывают на то, какую «непостижимую уму» мощь, способную одновременно и созидать, и разрушать, видел в ней поэт. Только при соприкосновении или при противостоянии ей может родиться действительно нечто великое и значимое. В поэме незримо присутствует демоническая сила, таившаяся в «дикой» природе стихии. Однако сам автор, в отличие от своего героя царя Петра, убежден, что природу до конца покорить нельзя. И чтобы показать всю мощь и беспощадность этого стихийного бунта, поэт применяет так обильно разнообразные средства выразительности.
Жанр, размер стиха и композиция
«Медный всадник» написан в жанре поэмы, с использованием четырехстопного ямба. Композиция произведения отличается своеобразием. Так, к примеру, вступление поэмы настолько велико, что может расцениваться как самостоятельное стихотворение, посвященное описанию Петербурга. Далее следуют две части, в которых автор повествует о Евгении и его возлюбленной, наводнении и роковой встрече героя с Медным всадником. Примечательно, что в поэме нет четко обозначенного эпилога: его заменяют последние строки произведения, в которых говорится о смерти Евгения.
При всей своей нестандартности композиция «Медного всадника» позволяет воспринимать поэму легко, на одном дыхании. Благодаря таланту поэта временная грань между событиями столетней давности (жизнь Петра Первого) и современными реалиями (жизнь Евгения) стирается, и личность великого реформатора воспринимается, как наяву. Его выдающуюся личность Пушкин изображает посредством монумента, однако Петр Первый незримой тенью присутствует и во вступлении, когда поэт упоминает стратегическую значимость Петербурга. В своем произведении Александр Сергеевич утверждает бессмертие реформатора, чьи нововведения продолжают жить и развиваться даже после его смерти, и благодаря которому была запущена в работу тяжелая на подъем реформаторская машина.
Фигура правителя так или иначе появляется на протяжении всей поэмы, и даже будучи в образе памятника, она оживает посредством больного воображения Евгения. Между вступлением и первой частью временной разрыв составляет сто лет, однако он совершенно не ощущается благодаря тесному взаимодействию центральных персонажей с событиями 1824 года. Стоит отметить, что подобный принцип построения композиции произведения совершенно не свойственен для творчества А. С. Пушкина, и является своеобразным литературным экспериментом.
Отличительные черты произведения
При небольшом объеме (примерно 500 строф) в поэме органично соединены несколько планов повествования: история и современные дни, реальность и вымысел, детали частной жизни и задокументированные хроники. Это отразилось не только в самой фабуле, но также повлияло на ее построение и стиль. Особенности произведения следующие.
Своеобразие сюжета
Основной конфликт – это противостояние естественного начала (природы) и цивилизации (насильственного насаждения рамок, ограничений, правил). На событийном уровне он воплощается в наступлении стихии на град Петров. Развитию конфликта способствует символика поэмы. Вольная река, которую по приказу царя заковали в гранит, взбунтовалась, поднялась и безжалостно затопила город. Заложниками конфликта становятся главный герой Евгений и его возлюбленная Параша, которая погибает во время наводнения.
Особенности композиции
Произведение имеет непомерно длинное вступление, занимающее около 1\3 текста. Состоит из первой части, повествующей о бунте стихии, второй части, описывающей результат наводнения, и заключения, занимающего всего несколько строк, и потому не выделенного автором в отдельную главу.
Жанровое своеобразие
Повествование нельзя определить как историческое, ведь образ Петра, созданный в данном произведении, далек от исторической фигуры. Поэма рассказывает не об эпохе Петра, а об отражении его дел на окружающей поэта современности через события, связанные с наводнением 1824 года, на примере жизни «маленького человека» Евгения. Пушкин далек от создания героической поэмы в классическом ее понимании.
Поэтому совершено точно можно определить жанр произведения как лирико-эпическая поэма. Однако Пушкин подписал ее как «Петербургская повесть». Неужели поэта можно упрекнуть в незнании жанровой классификации? Конечно, нет. Своим подзаголовком не на жанр указывает Пушкин, а на «истинность происшествия», то есть место описываемого действия, колорит повествования.
Символика
В образах заключен философский аллегорический смысл. В Медном всаднике описано наводнение, которое на самом деле произошло в Петербурге, однако в авторской трактовке образ стихии наделен глубоким смыслом: природа не подчинилась даже царю, сумевшему обуздать Россию и построить на болоте наперекор всему новую столицу. Использованы самые яркие краски, выразительные сравнения в описании наводнения. И Нева, и ветер, выступают на страницах одушевленными существами.
Александр Сергеевич Пушкин. Поэма «Медный всадник»
А. С. Пушкин Медный всадник. Вступление
Пушкин «Медный всадник». Образ Петербурга
Поэма начинается с истории образования города. Раньше на его месте царствовали вода и ветер, но именно тут Петр Первый решил заложить новую столицу. Петербург возносится «пышно, горделиво», назло самой природе. И вот уже, кажется, нет и малого напоминания о когда-то царившем здесь хаосе: «мосты повисли над водами», «в гранит оделася Нева». Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» демонстрирует торжество человека над природными силами, однако обманчиво это впечатление: город во время наводнения является скорее сообщником стихии, чем победителем.
Тема человека и стихии в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
В раскрытии содержания поэмы «Медный всадник» играет важную роль природная стихия, в частности, наводнение – самое разбушевавшееся явление стихии, что уже хорошо изучено в нескольких статьях. Четыре элемента природной стихии (вода, земля, воздух и огонь) символизируют примитивные силы и энергию, которые существуют в мире природы и внутри человека.
В поэме эти элементы с их многообразными формами эффективно изображены в каждом из ключевых сюжетных эпизодов, и выражают различные явления стихийных сил. В мире «Медного Всадника» сообщаются
стихийные силы по природным элементам и героям, отсюда происходят явления и события.
Вспомним несколько сцен из поэмы. При первых появлениях обоих героев Петра I и Евгения – каждая фигура дана в соотношении с природной стихией: в начале, во вступлении Петр I думает о великом плане будущей столицы, слыша шум пустынных волн и ветров; появление Евгения сопровождает штормовая погода, как будто буря предварительно извещает его о трагичности жизни.
Общность с природной стихией, которая также характерна для образа поэта в стихотворениях Пушкина, показывает неординарность героев и иногда указывает на
их автобиографичность. природная стихия одушевляет этих необычных персонажей жизненной силой и приводит их к осуществлению своей мечты и назначения.
Обратимся к кульминации поэмы, в которой метафоры природной стихии прекрасно используются при столкновении Евгения и Медного Всадника, когда Евгений одержим мятежной стихией, с ним происходит превращение: как бы «по сердцу пламень пробежал, вскипела кровь».
В «Медном всаднике» скрыто присутствует авторская ассоциация бунта и эпидемии с образом зверя. Эта ассоциация установилась у Пушкина под влиянием двух пережитых им событий: путешествие по Кавказу в 1829 году и холерных бунтов в начале 1830-х годов. Анализ этой подспудной ассоциации не только обнаруживает, что в нескольких сценах поэмы лежат факты из личной биографии Пушкина, но и дает нам ключ к разрешению многослойного строения исторических эпох, глубоко заложенного в художественный мир поэмы.