Докажите что участие в международных организациях имеет важное значение для геополитического россии
Докажите что участие в международных организациях имеет важное значение для геополитического россии
Подробное решение параграф 4 по географии для учащихся 8 класса, авторов Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. 2018-2021
Подумайте, с какими видами географического положения связано геополитическое положение страны.
Геополитическое положение России тесно связано с эколого — геогра-фическим и этнокультурным, историко — географическим положением.
Назовите особенности государства, которые необходимо учитывать при оценке его геополитического положения. Какие особенности геополитического положения современной России снижают или повышают его конкурентноспособность в соперничестве с другими странами мира?
При оценке геополитического положения государства необходимо учитывать его географическое расположение, климат, внутреннюю инфраструктуру, внешнеэкономические связи. После распада СССР, произошло усиление «северности» территории, что привело к ухудшению в целом природно — климатических условий, что определяет низкую конкурентоспособность национального сельского хозяйства, способствует повышению энергоёмкости национального хозяйства (высокие затраты на отопление, строительство, освещение и пр.). Нарушилось единство расселения русской нации, произошёл разрыв многих хозяйственных связей. На ближних подступах к России оказались государства, которые в своих геополитических и экономических планах не всегда ориентируются на Россию.
Однако владение богатыми природными ресурсами, возможность обеспечения трансконтинентальных торговых путей, значительно повышают возможности страны во внешнеэкономических связях.
Докажите, что участие в международных организациях имеет важное значение для геополитического положения России.
Россия активно работает в международных организациях разного уровня, как политических (ООН, Совет Европы, Совет безопасности при ООН), так и экономических (ШОС, БРИКС, ЕвразЭС, ОПЕК, ОСЕАН), основателем некоторых из них является сама (БРИКС).
Основные внешнеполитические задачи современной России: сохранение её политического и экономического влияния в бывших союзных республиках, геополитического положения на южных рубежах, Среднем Востоке и в Центральной Азии, укрепление позиций страны в АТР. Новая геополитика России ориентирована на развитие взаимовыгодных отношений со всеми государствами Востока и Запада, контакты с которыми выгодны для нашей страны.
Как вы считаете, можно ли особенности этнокультурного положения России рассматривать с геополитической точки зрения? Обоснуйте свою точку зрения
Границы этнокультурных областей с разными господствующими религиями нередко становятся зонами военных столкновений и международной напряжённости.
Этнокультурное положение России — результат длительного исторического развития сложившейся в России Евразийской цивилизации и окружающих её других цивилизационных областей, отличающихся историко — культурными, этническими, религиозными и другими особенностями, вследствии этого особенности этнокультурного положения России можно рассматривать с геополитической точки зрения.
Определите по рис.18 и политической карте мира, какие страны мира входят в пограничные с Россией цивилизационные области, как проходят разделительные линии между Евразийской цивилизацией и граничащими с ней цивилизационными областями. Подумайте, в чём религиозные, историко — культурные, этнические особенности этих областей.
Длительное историческое развитие России привело к образованию огромной этнокультурной области — Евразийской цивилизации. Проживая на общей территории в течение многих столетий, славянские, финно — угорские и тюркско — монгольские народы объединились в мощный суперэтнос, сохранив своеобразие и самобытность своей материальной и духовной культуры. Преобладающая в России православная религия мирно сосуществует с другими религиями.
Российскую этнокультурную область окружают другие цивилизационные области, которые отличаются от неё историко — культурными, этническими, религиозными и другими особенностями: Европейская цивилизация на западе (Польша, Германия, Франция, Италия, Австрия, страны Скандинавии и пр.), Исламская цивилизация на южных рубежах (Иран, Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, и пр.), Восточно — Азиатская цивилизация на востоке (Китай, Индия, страны Индонезии). Каждая область отличается своими обычаями, верованиями, традициями, общественным устройством, укладом жизни. То, что допустимо в странах европейской цивилизации, в силу вышеуказанных причин, может быть признано недопустимым в исламской цивилизации, и наоборот.
Определите по рис.19 и политической карте мира, какие соседние государства могут испытывать неблагоприятное экологическое воздействие со стороны России и, в свою очередь, могут также влиять на нашу страну.
Главными регионами, оказывающими неблагоприятное воздействие на экологическую ситуацию в России, является Центральная и Западная Европа. Отсюда западные ветры поставляют загрязнённый окислами серы воздух на территорию России вплоть до Урала. Воды Баренцева моря загрязняет Нордкапское течение (продолжение Норвежского и Северо — Атлантического течений). Оно приносит промышленные и бытовые стоки из Северного и Норвежского морей.
Неблагоприятное воздействие на прилегающие районы европейской части России и Западной Сибири оказывают промышленные выбросы предприятий Украины и Казахстан
Россия «экспортирует» по воздуху в 10 раз меньше загрязняющих веществ, чем получает от своих соседей. Её леса, почвы, водоёмы являются крупнейшими природными «фильтрами», поддерживающими равновесие природной среды в Северном полушарии.
Наиболее сильно загрязнены радионуклидами моря Северного Ледовитого океана, загрязнение воздуха выбросами Норильска, Кузбасса, Челябинска, загрязнение рек и морей промышленными и бытовыми стоками. (через Волгу в Каспийское море), морские порты Черного моря (Туапсе, Новороссийск)
Школа географа — исследователя
Продолжите заполнение таблицы, используя дополнительные источники географической информации и ресурсы Интернета.
Используя дополнительные источники информации и ресурсы интернета, подготовьте сообщение о том, какие страны имеют территориальные претензии к России и в чём они заключаются.
На сегодняшний день, к России имеют территориальные претензии следующие страны: Япония, Южная Корея, Украина.
Япония до сегодняшнего дня не подписала с Россией мирный договор, из — за территориального спора за четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны. Япония с этим не согласна и считает территории своими.
Крымский полуостров, на котором расположены Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошёл в состав России 18 марта 2014 года по результатам состоявшегося на его территории референдума, на котором подавляющее большинство крымчан проголосовали за воссоединение с Россией. Украина с этим не согласна, считает Крым оккупированной территорией, а Референдум не имеющим законной силы.
В 1860 году, без согласия корейской стороны, остров Ноктундо в русле реки Туманной, отошёл к Российской империи в соответствии с пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. На протяжении XX века территория острова находилась в составе Хасанского района Приморского края.
В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать территорию Ноктундо своей.
ГДЗ география 8 класс Пятунин, Таможняя Вентана-Граф 2019-2020-2021 Задание: §4 Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России
Вопросы в начале параграфа
1. Физико-географическое положение, эколого-географическое положение, историко-географическое и экономико-географического положение следует учитывать при определении геополитического положения.
Вопросы и задания
1. При оценке геополитического положения государства необходимо учитывать его физико-географическое положение, соседствующие государства и тип границ с ними, внешнеэкономические связи, историческое развитие территории, расположение этнокультурных областей внутри страны и на прилегающих территориях, экологическое состояние территории и влияние на него стран-соседей.
Конкурентоспособность России повышают: устойчивость геополитического положения на северных территориях; развитые внешние связи со странами СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона. Снижают конкурентоспособность: ослабление геополитического положения на юге; продвижение НАТО к границам России; северное положение (сложные условия проживания, часть территории непригодна для ведения сельского хозяйства), следовательно, низкая конкурентоспособность сельского хозяйства; нарушение единой транспортной системы и единства расселения русской нации после распада СССР.
2. Участие в международных организациях безусловно имеет важное значение для геополитического положения России. Участие в политических и экономических сообществах позволяет установить взаимовыгодные отношения со странами-участницами. Сохранению влияния на территории бывших союзных республик способствуют функционирование Содружества Независимых Государств (СНГ), таможенного союза стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Деятельность России в таких экономических сообществах, как Всемирная торговая организация (ВТО) и БРИКС позволяет нашей стране участвовать в формировании правил международного экономического сотрудничества, устанавливать безбарьерные связи в экономике и торговле.
Вступление России в число стран АТЭС позволило улучшить экономические и политические позиции страны на востоке и юго-востоке и сформировать стабильные отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
3. Особенности этнокультурного положения России можно рассматривать с геополитической точки зрения. Это возможно в связи с тем, что окружающие Россию этнокультурные области, отличающиеся культурными, историческими, религиозными, этническими особенностями, могут быть негативно настроены по отношению к нашей стране, негативно влиять на часть населения, имеющую общие с ними религиозные, культурные особенности, и стать зонами военных столкновений, но также могут поддерживать дружественные связи с Россией на фоне религиозной общности.
4. Длительное развитие России привело к образованию этнокультурной области – Евразийской цивилизации. Ее окружают: Европейская этнокультурная область на западе, Исламская цивилизация на юге, Китайская и Восточно-Азиатская на востоке. Стоит отметить, что границы Евразийской цивилизации с Европейской и Исламской этнокультурными областями размыты. Данный факт может быть обусловлен тем, что в пограничных зонах располагаются бывшие республики СССР, территории, долгое время развивавшиеся в составе Исламской цивилизации, а с приходом русских переселенцев вошедшие в Евразийскую этнокультурную область.
Для Европейской цивилизации характерны идеи демократии, либерализма, свободны и индивидуализма. Древняя Греция и Древний Рим считаются родиной демократической системы правления. Основная религия данной этнокультурной области – христианство. Особенностями Исламской цивилизации является монизм власти, законопослушность граждан, деспотизм. Для стран Исламской области важную роль до сих пор играют такие факторы, как консерватизм традиций (традиции в питании и одежде, почитание предков и иерархия в семье, жесткая кастовость и социальное разделение) и гармония с природой, которая лежит в основе религии и этики. Основной религией является ислам.
5. Неблагоприятное экологическое воздействие со стороны России могут ощущать страны Северной и Центральной Европы. Например, страны, имеющие выход к Балтийскому морю, из-за сбросов в водный объект загрязняющих веществ со сточными водами российских предприятий и хозяйственно-бытовых стоков городов, а также из-за попадания в воду азота и фосфора при смыве с сельскохозяйственных угодий, приводящих к эвтрофикации моря.
Волга и её притоки собирают промышленные и бытовые стоки городов и селений, расположенных на их берегах, а также химикаты и удобрения с полей. В итоге всё это попадает в Каспийское море. Следовательно, экологические последствия ощущают такие страны, как Казахстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан.
Еще одним аспектом экологического влияния России является загрязнение радиоактивными отходами акваторий море. Наиболее сильно загрязнены радионуклидами Баренцево, Белое, Карское, Японское моря. Здесь расположены военные базы, места захоронения атомных реакторов с подводных лодок и атомоходов. Соответственно, экологические последствия отражаются на Японии, КНДР, Республике Корея, Норвегии.
Неблагоприятное экологическое влияние на территорию России оказывают страны Центральной и Западной Европы. С переносом западных воздушных масс на территорию России перемещаются и загрязняющие вещества. Промышленные и бытовые стоки из Северного и Норвежского морей с Нордкапским течением попадают в воды Баренцева моря.
Неблагоприятное воздействие на европейскую часть России оказывают промышленные выбросы предприятий Украины, на Западную Сибирь – предприятий Казахстана.
Неблагоприятное воздействие на прилегающие районы европейской
части России и Западной Сибири оказывают промышленные выбросы
предприятий Украины и Казахстана.
Неблагоприятное воздействие на прилегающие районы европейской
части России и Западной Сибири оказывают промышленные выбросы
предприятий Украины и Казахстана.
Неблагоприятное воздействие на прилегающие районы европейской
части России и Западной Сибири оказывают промышленные выбросы
предприятий Украины и Казахстана.
Неблагоприятное воздействие на прилегающие районы европейской
части России и Западной Сибири оказывают промышленные выбросы
предприятий Украины и Казахстана.
Неблагоприятное воздействие на прилегающие районы европейской
части России и Западной Сибири оказывают промышленные выбросы
предприятий Украины и Казахстана.
Школа географа-исследователя
© Все права защищены. Правообладатель: ООО «Ксеноксс», рег. №40003805219, юр. адрес: Курземес пр. 106/45, LV-1069, Рига, Латвия. Для публикации на euroki.org
Задание
На сегодняшний день Россия не имеет территориальных вопросов ни к одной из стран мира. Однако целый ряд стран высказывает претензии на российские земли.
1. Территориальные претензии Эстонии. Эстония претендует на Печорский район Псковской области и город Ивангород в Ленинградской области. Эстонское правительство указывают на Тартуский мирный договор 1920 года, по которому земли отошли Эстонии. Российская Федерация отстаивает точку зрения, по которой договор утратил свою силу после вхождения Эстонии в состав СССР. 16 января 1945 года указом Верховного совета РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) Печорский район был передан Псковской области.
2. Территориальные претензии Японии
Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир и Малую Курильскую гряду (архипелаг Хабомаи). 25 апреля 1875 года был подписан договор об обмене территориями. В собственность России в обмен на 18 Курильских островов был передан Сахалин. В ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония по Портсмутскому мирному договору получила южную часть Сахалина. По итогу Второй Мировой войны Южный Сахалин и Курильские острова включены в состав РСФСР в 1946 году. При подписании в 1951 году в Сан-Франциско мирного договора, Япония отказалась от претензий на острова, но СССР при подписании не присутствовал. В 1956 году СССР был согласен передать Шикотан и гряду Хабомаи Японии, однако переговорный процесс был заморожен.
Республика Корея (Южная Корея) имеет претензии на остров Ноктундо. Ноктундо является бывшим островом (сейчас полуостров) в русле реки Туманной на границе КНДР и Приморского края России. B 1860 году, без согласия корейской стороны, Ноктундо отошёл к Российской империи в соответствии с Пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. О существовании Пекинского трактата в Корее не было известно вплоть до 1884 года. В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать Ноктундо территорией Кореи.
4. Претензии Украины
Большая часть Крымского полуострова (за исключением северной части Арабатской стрелки) в результате заключения договора между Россией и Республикой Крым о принятии республики в состав РФ после проведенного референдума в 2014 года стала относиться к территории России. Но согласно административно-территориальному делению Украины Крым по-прежнему входит в ее состав. Украина не признает вхождение Крыма в состав Российской Федерации, считая случившееся «временной оккупацией».
Докажите, что участие в международных организациях имеет важное значение для геополитического положения России.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Что такое международная организация
Международная организация — это объединение стран на основе свода соглашений. Организация может иметь устав, а может и не иметь; она может быть межгосударственной и общественной, причём некоторым из последних вполне под силу оспаривать решения иных межгосударственных (хотя, как правило, их роль при взаимодействии с межгосударственными организациями обычно сводится к исполнению функций наблюдателей или консультантов).
Вот несколько из самых известных международных организаций:
Участие в международных организациях имеет важное значение для геополитического положения России
Попытаюсь ответить на главный вопрос нашей сегодняшней темы — почему же участие в различных международных организациях имеет столь важное значения для России (или не имеет).
На мой взгляд — безусловно имеет, и причин тому несколько:
Так что, желаю тебе, Россия, освоения новых политических территорий.
Значение для России сотрудничества с международными организациями
Дата публикации: 02.02.2017 2017-02-02
Статья просмотрена: 8013 раз
Библиографическое описание:
Жадан, В. Н. Значение для России сотрудничества с международными организациями / В. Н. Жадан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 287-292. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39141/ (дата обращения: 06.12.2021).
В статье рассматриваются вопросы о значении сотрудничества для России с международными организациями на основе международных и российских правовых актов, анализа общетеоретических положений и материалов средств массовой информации, научных подходов и авторского понимания.
Ключевые слова: значение, сотрудничество, Россия, международные организации, анализ, общетеоретические положения, материалы, подходы
Вопросам анализа сотрудничества России с другими государствами и международными организациями различного (универсального, регионального) уровня в научной литературе и материалах средств массовой информации (далее — СМИ) имеется немало работ [1], что не лишает автора высказать свое мнение по данной теме.
Предметом данного рассмотрения будут некоторые вопросы, характеризующие значение сотрудничества для России с международными организациями на универсальном и региональном уровне, и является продолжением ранее опубликованных материалов о сотрудничестве России с международным сообществом и организациями — «Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом», «Россия и европейские международные организации: проблемы и перспективы в международных отношениях», «Участие России в деятельности международных организаций».
Как известно, основными международными правовыми актами, определяющими вопросы сотрудничества между государствами и взаимодействия с международными организациями являются Устав Организации Объединенных Наций (1945 г.) (далее — ООН), Декларация о принципах международного права (1970 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), Венская конвенция о праве международных договоров (1969 г.), Венская конвенция о представительствах государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.), Конвенция о правом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных отраслях сотрудничества (1980 г.), Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями (1986 г.) и другие. Указанные международные правовые акты определяют как общие правила поведения субъектов международного права, развитие дружественных отношений между государствами, взаимодействие государств и международных организаций, обеспечение мира и международной безопасности, участие государств в международном сообществе, так и правила деятельности международных организаций.
По вопросам сотрудничества государств и международных организаций в различных сферах международных отношений принято множество международных договоров, как на многостороннем, так и на двустороннем уровнях.
Исходя из указанных международных правовых актов, Россия, принимая общепризнанные принципы и нормы международного права, и заключая международные договоры, признает, что является частью международного сообщества. При этом правовым основанием заключения международных договоров являются положения Конституции Российской Федерации и Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [2].
Россия сотрудничает с несколькими сотнями международных организаций (в специальной литературе называется более 300), которые можно условно подразделить на три группы: 1) органы и специализированные организации (учреждения) ООН; 2) экономические, политические, социально-гуманитарные и иные международные организации; 3) международные клубы, сообщества, союзы и т. д.
Как известно, Россия является государством-правопреемником бывшего СССР, а поэтому приняла на себя обязательства по соблюдению и исполнению ранее подписанных международных правовых актов и международных договоров. Как правопреемник СССР, Россия продолжила членство в ООН, а также постоянного члена в Совете Безопасности ООН.
На заседаниях Генеральной Ассамблее и Совета Безопасности ООН, Россия активно участвует не только в обсуждении и принятии решений, но и часто инициирует резолюции по актуальным вопросам, направленным на поддержание и укрепление мира и международной безопасности, разрешение международных проблем.
Россия активно участвует по вопросам международного экономического и социального развития в деятельности Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) ООН и Европейской экономической комиссии (ЕЭК), как региональной комиссии ЭКОСОС, а также по вопросам международной торговли и проблем экономического развития в работе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Не менее значимым является участие России в работе специализированных организаций ООН, а точнее в деятельности ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), ООН по вопросам образования, науки, и культуры (ЮНЕСКО), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС); Всемирной метеорологической организации (ВМО), Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ), Международной организации труда (МОТ), Международной организации по атомной энергии (МАГАТЭ), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Продовольственной и сельскохозяйственной ООН (ФАО), Контртеррористического комитета (КТК) Совета Безопасности ООН, Международной организации уголовной полиции (Интерпол) и других.
Е. Андреева и А. Ратнер в статье «Потенциал БРИКС и ШОС» отмечают, что «…вскоре БРИКС из неформального международного объединения может превратиться во влиятельный межгосударственный блок. И это закономерный процесс, потому что в странах, входящих в БРИКС, наблюдается более быстрое экономическое развитие по сравнению со странами «семерки» [3, с. 114].
Представляют для России интерес и международные организации, которые получили название клубы, членство и условия вступления в них строго не оформлены, что не мешает им быть достаточно престижными.
В 1997 году Россия вступила в три такие клубы — Лондонский и Парижский клубы и в «Большую семерку» (G7). В «Большую семерку» входят промышленно развитые страны (США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии), а поэтому вступление России в этот клуб образовал «Большую восьмерку» (G8) мировых стран. В 2014 году проведение саммита «Большая восьмерка» планировалось в России (г. Сочи), но учитывая ситуацию на Украине, он был заменен на саммит «семерка» в Брюсселе.
В этой части министр иностранных дел России С. Лавров отметил, что «… сообщение о возможном исключении России из G8, для Москвы трагедией не станет, «Большая восьмерка» это неформальный клуб, выгнать никто никого не может» [4].
Россия входит и в более многочисленный клуб «Большая двадцатка» (G-20) государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой. В «Большую двадцатку» входят 19 наиболее развитых государств (Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония) и Европейский союз. При этом в международных СМИ отмечается, что G20 представляет две трети населения планеты, 85 % ВНП и 75 % мировой торговли.
Общепризнано, что для России имеет важное значение сотрудничество со странами-участниками Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), так как основывается на экономико-политической составляющей и многовековом общем пространстве.
Д. Кондратов отмечает, что взаимная торговля выступает основным направлением экономического взаимодействия государств СНГ. Исходя из программных документов СНГ, в том числе из Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, наращивание оборотов взаимной торговли выступает ключевым направлением экономической интеграции в рамках Содружества. Это влечет за собой расширение внешнеторговых связей между его участниками, что в свою очередь положительно сказывается на объемах внутреннего производства стран СНГ, росте ВВП и благотворно влияет на повышение уровня жизни населения стран-участниц данной международной организации [5, с. 59].
Россия в целях развития экономической интеграции и сотрудничества отдельных стран СНГ активно участвовала в создании, а в настоящее время и в функционировании новой международной организаций, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который был образован в 2014 году на базе Таможенного союза, Единого экономического пространства, Зоны свободной торговли и на основании международного договора, который вступил в силу с 1 января 2015 года. В ЕАЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, что позволяет странам-членам обеспечивать свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной и согласованной политики по ведущим отраслям экономик. ЕАЭС открыт для вступления в него любого государства, если разделяет его цели и принципы, и на условиях, согласованных странами-членами.
Представляет для России интерес и сотрудничество с международными организациями на пространстве Европы, как в части обеспечения мира и безопасности, так взаимодействия по экономическим, политическим, гуманитарным и иным направлениям.
Россия достаточно активно участвует по вопросам обеспечения безопасности и сотрудничества в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (далее — ОБСЕ). При этом в ОБСЕ участвуют 57 стран из Европы, Северной Америки и Центральной Азии.
Как известно, на Европейском пространстве важное место в сотрудничестве европейских государств занимает Совет Европы, в который Россия вступила 28 февраля 1996 года, о чем был принят Федеральный закон от 23.02.1996 № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» [6]. При этом Россия взяла на себя обязательства по соблюдению Устава Совета Европы (1949 г.), ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и протоколов к ней [7], а также других правовых актов. Естественно, такое положение является положительным, так как позволило гражданам России обращаться с индивидуальными (коллективными) жалобами на нарушения прав человека в Европейский Суд по правам человека (далее — ЕСПЧ).
Правда возникли, и проблемы в части участия российских депутатов в Парламентской ассамблее Совета Европы (далее — ПАСЕ) и принимаемых им резолюций. Так, в отношении России ПАСЕ часто принимались антироссийские резолюции (например, по ситуации в Чеченской Республике, «осуждалась российская аннексия Крыма» и т. д.). За присоединение Крыма российские парламентарии были лишены права голоса в ассамблее, исключены из руководящих органов ПАСЕ, участвовать в миссиях наблюдателей и т. д., что действует и в 2017 году.
Не все так «безоблачно» и в части сотрудничества России с ЕСПЧ учитывая достаточно большую практику обращения граждан России и иностранных граждан в этот межгосударственный судебный орган, а поэтому возникли проблемы по исполнению и соответствию принятых решений ЕСПЧ Конституции России и решениям Конституционного Суда России. В качестве примеров можно привести решение ЕСПЧ по принятому в России «закону Димы Яковлева» (2012 г.), который запретил усыновление детей гражданами США [8], решение ЕСПЧ по жалобе обвиняемых в убийстве Немцова, которое обязало Россию выплатить обвиняемым 13 тысяч евро [9].
Представляет интерес для России и сотрудничество с Европейским союзом (далее — Евросоюз), которое является продолжением сотрудничества бывшего СССР, но на основе нового международного договора о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и Россией (1994 г.), который вступил в силу с 1 декабря 1997 года.
Сотрудничество России с Евросоюзом осуществляется по экономическим и социально-гуманитарным вопросам, а также на парламентском уровне. В тоже время Европарламент в 2014 году по присоединению Россией Крыма и ситуации на Украине принял резолюции, в которых «решительно осуждает Россию за присоединения Крыма, ведение «гибридной войны» против Украины с использованием вооруженных сил и поддержкой незаконных вооруженных формирований» и т. д. Позиция Евросоюза и Европарламента в части отношения к России не изменилась и в настоящее время.
В 2014 году руководство США инициировало с целью международной изоляции введение экономических, индивидуальных и иных санкций, к которым присоединились государства Евросоюза, страны «Большой семерки» и некоторые другие страны. Указанные санкции против России обосновывались все теми же основаниями — присоединением Россией Крыма, военным конфликтом на Донбассе и провозглашением на части этой территории Донецкой и Луганской народных республик. На санкции США, Евросоюза и других стран, Россия ответила введением адекватных мер и санкций.
Россия осуществляет сотрудничество и с другими европейскими организациями, в том числе с Советом государств Балтийского моря (СГБМ) и Черноморским экономическим сотрудничеством (ЧЭС), которые были созданы с целью организации взаимодействия в экономических, политических, социально-гуманитарных, экологических и иных сферах.
Сотрудничает Россия и с иными международными организациями на других континентах и регионах, учитывая их значение и взаимные интересы и, что требует самостоятельного рассмотрения.
По мнению автора, для России имеет ведущее значение международное взаимодействие с ООН в лице ее органов — Генеральной Ассамблее и Совета Безопасности ООН, ЭКОСОС и других, специализированных учреждений — ЮНИДО, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВОИС, ВМО, ВТО, МВФ, МОТ, МАГАТЭ, ЮНЕП, ФАО и других, что позволяет решать глобальные проблемы современного международного сообщества. Большое значение для России имеет сотрудничество с межрегиональными международными организациями, клубами и союзами, например, с ОПЕК и ее странами-участницами, в рамках АТЭС и «Большой двадцатки» (G-20) и другими. Для России имеет стратегическое значение сотрудничество в рамках СНГ и ЕАЭ, имеющее многоплановое значение сотрудничество в рамках БРИКС и ШОС, а также имеющее важное политическое, экономическое, социально-гуманитарное значение участие в Европейской (в Совете Европы и ОБСЕ, с Евросоюзом и иными организациями) и мировой интеграции. Во всех этих случаях Россия проводит последовательную, взвешенную, конструктивную и независимую политику с целью устранения однополярного мира, противостояния политическому влиянию США, НАТО и Евросоюза, активно осуществляет взаимовыгодное сотрудничество в политической, экономической, социально-гуманитарной и иных сферах с большинством государств и международных организаций, как на Европейском, так и на мировом пространстве.
Безусловно, участие в указанных и иных международных организациях предусматривает, как правило, внесение существенных взносов странами-участницами. Поэтому в официальных кругах России и отечественных СМИ ставится вопрос об эффективности и целесообразности, о сокращении финансовых расходов на участие в международных организациях.
Так, в бюджете России на 2015 год было запланировано по статье «международные отношения и международное сотрудничество» 213,1 млрд. рублей, а реально перечислено в различные международные организации и фонды 298,4 млрд. рублей, что примерно 4,6 млрд. долларов (например, в ООН перечислено 72560 тыс. долларов, ВОС — 22000 тыс. долларов, Совет Европы — 36700 тыс. долларов и т. д.) [10]. При этом как указывается в СМИ на 2016 год объем членских и других взносов в международные организации и фонды увеличился почти на 7 %, т. е. на 75,1 млн. рублей [10]. Сведений об объеме взносов в международные организации и фонды на 2017 год в открытом доступе не дается.
И здесь можно процитировать слова министра финансов России А. Г. Силуанова, который в части участия России в международных организациях отметил, что «… анализ эффективности целесообразности участия в большом количестве международных фондов и организаций мы считаем необходимым пересмотреть [10.16].
Вопрос о финансовой составляющей в части участия России в международных организациях и анализа эффективности этого участия требует внимательного подхода и ни в коей мере поспешных выводов о выходе из международных организаций, фондов, клубов и союзов.
Таким образом, проанализированы общетеоретические положения и некоторые материалы из СМИ, а также научные подходы о взаимодействии с международными организациями и предложено авторское понимание значения сотрудничества для России с международными организациями.