Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство

Правовая система Великобритании

Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Смотреть фото Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Смотреть картинку Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Картинка про Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Фото Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство

Женская, мужская, нишевая, восточная парфюмерия в магазине Parfum

Государственное устройство Великобритании

Великобритания — или, официально, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) — государство, расположенное в Западной Европе на Британских островах. Его территория — 244,1 тыс. кв. км, население — более 60 млн. человек, официальный язык — английский, официальная религия — протестантизм (90 % населения); столица — Лондон.

Великобритания — центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, ранее составлявших Британскую империю. Кроме Великобритании, в Содружество входят 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие, с населением около 1 млрд. человек.

Великобритания — унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Их административно-территориальное деление различается. В Англии и Уэльсе крупнейшие административные единицы — графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые, в свою очередь, делятся на округа; самостоятельная административно-территориальная единица — Большой Лондон, который включает в себя 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия — на области. Самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова.

Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует.

По форме правления Великобритания — парламентская монархия. Политический режим — демократический. Глава государства — монарх (король или королева). Монарху формально принадлежат достаточно обширные полномочия: назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров вооруженных сил, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск парламента, право вето на законы, принятые парламентом, и т.д. По традиции монарх открывает сессии парламента, выступая с программной (тронной) речью, которую ему готовит премьер-министр и в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Монарх также — главнокомандующий вооруженными силами, он официально представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, обладает правом помилования. На деле практически все принадлежащие монарху полномочия осуществляются от его имени правительством. В силу ответственного правления должностные лица правительства готовят все издаваемые монархом акты и несут за них ответственность.

Законодательная власть в Великобритании принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по закону о парламенте 1911 г. не может превышать пяти лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительным большинством. В составе палаты общин 659 депутатов. Палата лордов — высшая палата парламента — не избирается. Право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы. В начале 1999 г. в палате было более 1200 человек: наследственные и пожизненные пэры, лорды — судьи по апелляциям и «духовные лорды» — два архиепископа и 24 епископа англиканской церкви. В октябре 1999 г. палата лордов парламента проголосовала за отмену института наследственных пэров, в результате ее должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов.

Депутаты создают комитеты для рассмотрения вопросов серьезного общественного значения. Среди наиболее важных функций парламента — принятие законов и контроль над деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты (билли) имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства — в любое время. Законопроекты вносят как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента, но, как правило, сначала происходит их обсуждение в палате общин и лишь затем — в палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный палатой общин, направляется в палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через месяц с момента поступления в верхнюю палату парламента, иначе королева подписывает билль без одобрения палаты лордов. Все другие билли, кроме финансовых, отсылаются на подпись королеве после того, как они были одобрены палатой лордов.

Парламент контролирует деятельность правительства. Такой контроль осуществляется в разных формах. В частности, депутаты могут задавать вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу тронной речи, излагающей основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в палате общин. Формально он назначается монархом.

По представлению премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства. В Великобритании различают понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет разрабатывает государственную политику по основным вопросам.

Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (число членов кабинета 18-25 человек, а в правительстве их около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях кабинета. На деле именно кабинет осуществляет высшую исполнительную власть в стране.

Кабинет — организационно обособленная часть правительства. Протоколы его заседаний не подлежат огласке в течение 30 лет. Члены кабинета приносят присягу о неразглашении информации, связанной с его деятельностью.

Персональный состав кабинета определяется премьер-министром. Однако в кабинет всегда входят государственные секретари (министры) внутренних и иностранных дел, обороны, канцлер казначейства, лорд-канцлер. «Кабинетная» система работы правительства Великобритании сложилась в период между мировыми войнами. В заседаниях кабинета участвует «кнут» парламентской партийной фракции, в его задачу входит довести до сведения кабинета позицию фракции. Понятие кабинета, таким образом, соответствует тому, что в некоторых других странах называют президиумом правительства. Данный неконституционный орган руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует и в законотворческой деятельности, но не самостоятельно, поскольку не имеет конституционного статуса, а посредством оформления его решений в Тайном совете.

Правительство ответственно перед нижней палатой парламента, поэтому, когда палата общин выносит вотум недоверия правительству, оно подает в отставку.

В каждом графстве, округе и области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х годов в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о децентрализации парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что положило конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе — рудиментарная (ассамблея — лишь совещательный орган).

На острове Мэн (в Ирландском море) также существует свой собственный, причем старейший в мире парламент — тинвальд. Он состоит из назначаемого монархом лейтенант-губернатора и двухпалатного парламента. Верхняя палата называется Законодательный Совет, в него входят епископ, генеральный атторней, местные судьи и 7 членов, избираемых нижней палатой парламента. Нижняя палата состоит из 24 депутатов, избираемых населением на 5 лет. Парламент принимает законодательные акты, не имеющие легитимной силы без приказа английского монарха. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (они расположены у побережья Франции и находятся под юрисдикцией Великобритании) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (штатами), исполнительная — комитетами, которые утверждаются ассамблеями.

Источник

Государство.

Глава государства — король (королева). Королевская власть является пожизненной и передается по наследству. Король (королева) считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной систе­мы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви и главой Содружества. Юридически королю принадлежит право назначения премьер-министра, министров, судей, дипломатов, офицеров армии, флота и авиации, епис­копов и архиепископов, губернаторов, заключения международных до­говоров, объявления войны и заключения мира. Король считается со­ставной частью парламента, так называемым Юп§ (Оиееп) т рагНатеп!, и в силу этого созывает парламент на сессии, которые открываются его тронной речью, распускает палату общин, санкционирует законопроек­ты, принятые парламентом; обладает правом помилования, жалует пэр­ство, баронство, рыцарство и другие почетные звания, издает так на­зываемые акты-приказы в Совете, жалованные грамоты, указы и т.д. Од­нако в действительности английский монарх — лишь номинальный глава государства (царствует, но не управляет); королевские полномочия и пре­рогативы почти полностью находятся в руках исполнительной власти — кабинета министров.

Формально высшим органом королевского правления считается Тай­ный совет, в состав которого пожизненно входят особо почетные лица. (Последние 150 лет он практически не функционирует.)

Высший орган законодательной власти — парламент, имею­щий многовековые традиции*. Парламент состоит из монарха, Палаты лордов (пожизненные и наследственные лорды — 618 че­ловек) и Палаты общин (выборный орган из 659 депутатов, из­бираемых на 5 лет по мажоритарной системе).

Великобритания — унитарное государство, состоящее из 4 ис­торически сложившихся областей — Англии, Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии. Англия, Уэльс и Шотландия имеют соб­ственные правовые и судебные системы, национальные церкви, органы местного управления. Северная Ирландия пользуется огра­ниченными правами административной автономии, фактически управление в ней осуществляется правительством Великобрита­нии.

В административном отношении Великобритания делится на графства (Англия, Уэльс), округа (Северная Ирландия), районы и островные территории (Шотландия). Самостоятельными админи­стративными единицами являются также остров Мэн (Ирланд­ское море) и Нормандские острова. Выборными органами само­управления во всех административно-территориальных единицах (за исключением малонаселенных приходов, которые управляют­ся общими собраниями жителей) являются советы. Им подведом­ственны вопросы местного благоустройства, транспорта, водо­снабжения, бытового обслуживания, здравоохранения, образова­ния, поддержания общественного порядка, гражданской оборо­ны, противопожарной безопасности и т.д.

Современная внешнеполитическая доктрина Великобритании заключается в стремлении определить «зону сосредоточения бри-

Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Смотреть фото Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Смотреть картинку Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Картинка про Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Фото Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство* Британский парламент берет свое начало с XIII в. С 1341 г. заседает в Вест­минстерском дворце в Лондоне. Как и сотни лет назад, ровно в 14.30 с понедель­ника по четверг, а в пятницу — в 9.30 по коридорам дворца раздается возглас: «Спикер на месте!», что означает начало работы Палаты общин парламента. В 22.30 или позже по уже опустевшим коридорам проходят служители, громко повторяя старинную ритуальную фразу: «Кто идет домой? Не забудьте прийти завтра утром».

** Ведущие политические партии — Лейбористская партия Великобритании (ЛПВ), образована в 1890 г.; Консервативная партия (партия тори), возникла в конце XVII в.; Либерально-демократическая партия (ЛДП), сформирована в 1988 г. Действует около 400 профсоюзов, крупнейшее профсоюзное объединение — Бри­танский конгресс тред-юнионов (БКТ), созданный в 1868 г.

танской дипломатии» в соответствии с изменившимся междуна­родным статусом страны. В качестве средства достижения этой дипломатии рассматривается партнерство со странами ЕС и дву­сторонние связи с США. При этом нарастающая «европеизация» внешней политики Великобритании становится все более целесо­образной.

Источник

Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в следующих формах. Депутаты направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. По его совету Королева назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18-25 человек, то в правительстве около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть. Кабинет руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует в законотворческой деятельности. Он издает различные акты в соответствии с полномочиями, делегированными ему Парламентом, создавая таким образом делегированное законодательство. Правительство ответственно перед нижней палатой Парламента: в случае вынесения Палатой общин вотума недоверия оно должно подать в отставку.

В каждом графстве, округе, области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе рудиментарная (ассамблея является лишь совещательным органом).

Правовая система

Общая характеристика

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии наряду с английским правом, действующим в Англии и Уэльсе, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии. Известными особенностями отличается и английское право, действующее в Северной Ирландии.

Важную роль в развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые стали собираться с конца XIII в. в «Ежегодниках», а в XVI в. были заменены сериями частных отчетов, составителями которых становились виднейшие английские юристы. С 1870 г. издаются «Судебные отчеты», где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях. Наряду с этим публикуются «Еженедельные судебные отчеты», «Все английские судебные отчеты», «Судебные отчеты по Северной Ирландии» и другие издания частного характера. Долгое время именно прецеденты служили основным регулятором правовых отношений. Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права. Оно представляло собой вплоть до начала XIX в. постоянно растущее собрание неупорядоченных, плохо согласованных между собой и даже прямо противоречащих друг другу статутов, принимавшихся, начиная с XIII в., при самых различных обстоятельствах и нередко продолжавших действовать в совершенно изменившихся исторических условиях.

В результате законодательство стало во многих отношениях более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем более что законодательство при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям. Однако возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил свое значение. Прежде всего, сохраняется известное число институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости (например, некоторые виды договоров, вопросы ответственности за нарушения обязательств и другие гражданские правонарушения). А главное, в силу исторически сложившихся и неизменных особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых они попросту не могут функционировать, поскольку те истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки.

На протяжении XX в. среди источников английского права существенно возрастает и роль делегированного законодательства, особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также относительно некоторых правил судопроизводства. Высшей его формой считается «приказ в Совете», издаваемый правительством от имени Королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочию Парламента.

За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия для Англии (одновременно аналогичная комиссия была учреждена и для Шотландии), которой поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем чтобы в перспективе «провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации». Параллельно с ней действуют комитеты по пересмотру гражданского и уголовного законодательства, а также различные королевские комиссии, которым поручается подготовка отчетов о состоянии законодательства по определенному вопросу и внесение соответствующих предложений. В результате ряда весьма последовательных реформ крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.

Источник

Теория государства и права (стр. 6 )

Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Смотреть фото Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Смотреть картинку Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Картинка про Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Фото Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государствоИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Смотреть фото Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Смотреть картинку Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Картинка про Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство. Фото Докажите что великобритания парламентарная монархия и унитарное государство

Задание 6. Докажите, что:

а) Великобритания является парламентарной монархией и унитарным государством;

б) США – президентской республикой и федеративным государством;

в) Германия – парламентской республикой и федерацией;

г) Франция – смешанной республикой и унитарным государством.

1. Что из перечисленного является формами государственного устройства?

г) Унитарное государство.

2. Укажите среди перечисленных признаки унитарного государства.

а) Отдельные части государства обладают значительной степенью самостоятельности.

б) Отдельные части государства не имеют каких-либо суверенных прав.

в) Это союз суверенных государств.

г) Как правило, распадается после реализации целей, ради которых создавалось.

д) Отдельные части государства имеют свое законодательство.

е) Государство состоит из административно-территориальных единиц.

ж) Простое по составу, единое, цельное государство.

3. Какому понятию соответствует определение: «это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач»?

а) Унитарное государство.

Тема 7. Форма государства. Политический режим.

Задание 1. Найдите и исправьте ошибки. Обозначьте признаки, присущие тому или иному политическому режиму, следующими знаками: Д – демократическому; А – авторитарному; Т – тоталитарному.

Демократический политический режим

Авторитарный политический режим

Тоталитарный политический режим

1. Провозглашение и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.

2. Система всеохватывающих массовых общественных организаций, которые позволяют государству установить тотальный контроль над обществом.

3. Милитаризация общественной жизни.

4. Правовой характер деятельности государственных органов.

5. Политическое многообразие общественной жизни.

6. Защищенность личности от произвола и беззакония.

7. Демократические методы властвования.

1. Насильственное установление однопартийной системы.

2. Сращивание государственного и партийного аппарата.

3. Ликвидация принципа разделения властей.

4. Слабая политическая оппозиция.

5. Культ национального вождя.

6. Авторитарный способ мышления.

7. Главенство государства над правом.

1. Почти полное отсутствие недемократических политических отношений.

2. Определенное допущение экономического и политического плюрализма, до тех пор, пока он не противоречит господствующему режиму.

3. Жесткий контроль государства над различными формами непосредственной демократии (референдумы, выборы).

4. Огосударствление общественных организаций.

5. Массовые репрессии.

6. Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии.

7. Отсутствие демократических прав и свобод.

8. Унификация общественной жизни.

Задание 2. Вопрос о сущности политического режима в Российской Федерации вызывает сегодня острые споры. Выскажите свое мнение.

Задание 3. Заполните свободную колонку таблицы.

Развитая система демократических законов

Система законов минимальна

Полномочия главы государства

Строго ограничены законом

Фактически не ограничены

Представительные органы власти

Имеют широкий круг полномочий

Отсутствуют или марионеточные

Принцип разделения властей

Полномочия местных органов власти

Правящая партия огосударствлена

Господство одной идеологии

Разрешено все, что не запрещено законом

Разрешено только то, что указано властью

1. При каком политическом режиме может сохраняться видимость существования демократических институтов одновременно с концентрацией политической власти в руках главы государства или правительства?

а) При тоталитаризме.

в) При авторитаризме.

2. Отметьте буквой А – признаки тоталитаризма, а буквой В – признаки авторитаризма.

а) Господство идеологии над действительностью, всеобъемлющее проникновение официальной идеологии в общественную и личную жизнь.

б) Стремление контролировать не только действия, но и мысли, эмоции населения.

в) Сохранение видимости демократических институтов, обоснование всех действий правящего режима с позиций закона.

г) Абсолютизация власти и ее сосредоточение в руках харизматического лидера, культ личности вождя.

д) Резкое сужение полномочий парламента и представительных учреждений.

е) Наличие законодательно закрепленных прав и свобод личности, но отсутствие правовых гарантий их реализации.

3. Укажите среди перечисленного признаки демократии.

а) Утверждение верховенства права и независимого правосудия.

б) Однопартийная система, при которой партия стоит над государством, играет доминирующую роль.

в) Монополия государства на собственность, средства массовой информации, централизация системы управления экономикой.

г) Осуществление власти избираемыми населением представительными органами.

д) Наличие в обществе прав и свобод, их реальная гарантированность.

е) Опора власти на административный, полицейский и военно-карательный аппарат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *