Доклад что такое древнерусская литература

Сообщение по истории по теме «Литература Древней Руси» (6 класс)

Древнерусская литература обладает своими уникальными чертами и своей отдельной системой ценностей. Огромное влияние на формирование и развитие древнерусской литературы оказывало принятое Русью христианство. Тексты часто основывались на библейских и евангельских сюжетах, изображали жизни святых, проповедовали высокие христианские ценности. Для древнерусских авторов очень важна была историчность произведений. Реально произошедшие события и факты из жизни князей и святых передавались с максимальной точностью. Это не даёт основания считать древнерусскую литературу исторической литературой, однако даёт нам понять, что изображаемые на страницах житий и летописей события имели место быть в реальной жизни. Многие из дошедших до нас произведений древнерусской литературы описывают важные исторические события, например, татаро-монгольское иго или перемены в политике Руси в годы правления Ивана Грозного. Далеко не все дошедшие до нас произведения древнерусской литературы имеют автора. Это напрямую связано с религиозными взглядами писателей того времени. Талант считался даром Божьим, и присваивать себе произведения, написанные с помощью этого таланта, считалось едва ли не богохульством. Поэтому многие ранние произведения остались анонимными. Чем ближе литература подходила к XVII веку, тем меньше принцип анонимности соблюдался.

Как и в любой другой, в древнерусской литературе с течением времени сформировались определённые литературные жанры. Многие жанры были позаимствованы у литератур соседних государств. В литературе Древней Руси господствовали следующие жанры:

Все жанры древнерусской литературы были строго канонизированы. Произведения писались по установленной структуре, отклоняться от которой не полагалось. К примеру, в любом житие должны были быть описаны детство героя, его прижизненные подвиги и посмертные чудеса. Для древнерусской литературы была характерна острая социальная тематика. Древнерусские авторы, как и их более поздние последователи, использовали литературу не только для выражения своих творческих замыслов, но и для влияния на читателя и на общественно-политические процессы, происходящие в государстве. Жанр поучения, особенно торжественного поучения, например, был создан для того, чтобы с его помощью обращаться к народу. Тексты поучений строились так, чтобы их можно было торжественно читать вслух в церквях.

Одной из самых ярких тем, звучащих в древнерусской литературе, является тема объединения русских земель. Писатели критиковали нежелание князей встать плечом к плечу против общего врага. Эта тема поднимается в «Слове о полку Игореве», где автор неодобрительно относится к неблагоразумию молодых князей, и в «Задонщине», произведении, посвященном описанию событий, которые привели к победе над татаро-монгольским игом, воцарившимся на Руси из-за разрозненности земель. Поскольку произведения часто писались священнослужителями, во многих их них поднимались темы соблюдения религиозных заветов. Критиковались «притворные праведники». Восхвалялись же, наоборот, положительные образы. Герои житий всегда были идеализированными. Это были образы неизменно смиренных и добродетельных святых и мудрых, справедливых и храбрых князей. Литература преследовала цель показать их верность священным заветам, создав образы, достойные подражания. Простому человеку, крестьянину или горожанину, внимания в литературе не уделялось вплоть до XVII века.

Источник

Статья на тему «Древнерусская литература»

МБОУ «Зерносовхозская СШ имени М.Н.Костина п.Новоселки»

учитель русского языка

В многовековой литературе Старой Руси есть своя классика, есть произведения, которые по праву можно назвать классическими, которые прекрасно представляют литературу Старой Руси и известны во всем мире. Чтобы знать их, каждый образованный русский человек должен.

Древняя Русь в традиционном понимании этого слова, включающего в себя страну и ее историю от X до XVII веков, имела большую культуру. Эта культура, непосредственный предшественник новой русской культуры XVIII-XX веков, тем не менее, имела свои собственные явления, характерные только для нее.

Поэтому «Слово закона и милости» Илариона, «Положение полка Игоря», «Путешествие через три моря» Афанасия Никитина, произведения Ивана Грозного, «Жизнь протопопа Аввакума» и многие другие переведены на многие иностранные языки.

Ознакомившись с литературными памятниками Древней Руси, современный человек легко замечает их отличия от произведений современной литературы:

· это и отсутствие детального развития персонажа,

· это и отсутствие детализации в описании внешнего вида персонажей, их окружения, пейзажа,

Проще всего было бы объяснить эти особенности студенческим характером древнерусской литературы и увидеть их только в результате того, что средневековые писатели еще не овладели «механизмом» сюжетного построения, который сегодня каждый писатель и читатель знает в общих чертах.

Все это правда только до определенного момента. Литература постоянно развивается. Расширяет и обогащает арсенал художественных приемов. Каждый писатель основывает свое творчество на опыте и достижениях своих предшественников.

Появление русской литературы

Литература появилась на Руси одновременно с принятием христианства. Но интенсивность его развития бесспорно свидетельствует о том, что и христианизация страны, и появление письменности определялись в первую очередь государственными потребностями. Русь приняла христианство и в то же время получила собственную письменность и литературу.

Перед древнерусскими книжниками стояла непростая задача: они должны были как можно быстрее обеспечить церкви и монастыри на Руси книгами, необходимыми для богослужения. Они должны были познакомить новообращенных христиан с христианскими догмами, с основами христианской морали, с христианской историографией в самом широком смысле этого слова: с историей мироздания, народов и государств, с историей Церкви, и, наконец, с историей жизни христианских отшельников.

Таким образом, уже в первые два столетия своей письменности древнерусские книжники познакомились со всеми основными жанрами и главными памятниками византийской литературы.

Необходимо было рассказать, как устроен мир с христианской точки зрения, объяснить смысл рациональной и мудрой «упорядоченной Богом» природы. Одним словом, возникла острая потребность в литературе, посвященной сложнейшим философским вопросам.

Книги, привезенные из Болгарии, не могли удовлетворить все многообразные потребности молодого христианского государства, поэтому необходимо было перевести, переписать и умножить произведения христианской литературы. Вся энергия, вся сила, всё время Древнерусских книжников была поначалу поглощена в выполнении этих первостепенных задач.

Процесс письма был утомительным, материал для письма (пергамент) был дорогим и делал каждый лист книги трудоёмким и придавал ему особую ценность и значимость. Литература воспринималась как нечто очень важное и серьезное, призванное удовлетворить самые высокие духовные потребности.

Надо было писать во всех сферах государственной и общественной жизни, в межгосударственных и международных отношениях, в юридической практике. Появление письменности стимулировало работу переводчиков и переписчиков, и главной задачей было создание возможностей для появления оригинальной литературы, которая служила бы как нуждам и потребностям Церкви (проповеди, торжественные слова, жизнеописание), так и чисто светской (летописи).

Однако вполне естественно, что в сознании древнерусского народа того времени христианизация и появление письменности (литературы) рассматривались как единый процесс.

В пункте 1037, описывая деятельность сына Владимира, князя Ярослава, летописец отмечает, что он «книгам прилежа, и почитая е [читая их], часто в нощи и в дне. И собра писце многы и прекладаше от грек на словеньское писмо [переводя с греческого языка]. И списаша книгы многы, имиже поучащеся вернии людье наслажаются ученья божественаго». Далее Летописец восхваляет книги оригинальным образом: «Велика бо бываеть полза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью [книги наставляют и учат нас покаянию], мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходища [источники] мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».

Не то чтобы все произведения посвящены всемирной истории (хотя их много): дело не в этом! Каждая работа в той или иной степени находит свое географическое место и хронологическую веху в мировой истории. Все работы могут быть выстроены в порядке событий, которые произошли: Мы всегда знаем, к какому историческому периоду они относятся авторами.

Действительно, вымысел в древнерусских произведениях замаскирован истиной. Открытая фантастика не разрешена. Все произведения посвящены событиям, которые были, сделаны или, хотя и не были сделаны, но всерьез считаются сделанными. Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных знаков. Имена актеров исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергей Радонежский, Стефан Пермский. Таким образом, древнерусская литература рассказывает в основном о тех людях, которые сыграли значительную роль в исторических событиях: будь то Александр Македонский или Авраам Смоленский.

Древнерусская литература также является циклом. Велосипед, который во много раз превосходит фольклор. Это эпос, который рассказывает историю Вселенной и историю России.

Обстоятельства появления древнерусской литературы, её место и функции в жизни общества привели к возникновению системы её самобытных жанров, то есть тех жанров, в рамках которых началось развитие самобытной русской литературы.

Жанры литературы Древней Руси

Чтобы понять своеобразие и оригинальность самобытной русской литературы, оценить мужество, с которым русские писатели создавали произведения, «стоящие вне жанровых систем», такие как «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, «Молитва» Даниила Заточника и тому подобное, для всего этого нам необходимо ознакомиться хотя бы с некоторыми примерами отдельных жанров переводной литературы.

Чтобы перенести повествование в последние десятилетия перед началом нашей эры, летописцы вернулись и рассказали древнюю историю Рима, начиная с легендарных времен основания города. Остальную, и, как правило, большую часть хроник занимает повествование о римских и византийских императорах. Хроника завершается описанием событий, произошедших одновременно с ее составлением.

Возможно, одним из определяющих признаков в написании летописей было их претензия на исчерпывающую полноту династического ряда. Эта особенность характерна для библейских книг (где следуют длинные списки генеалогий), средневековых летописей и исторических эпосов.

«Александрия». Роман об Александре Македонском, названный «Александрия», был очень популярен в Древней Руси. Это было не исторически точное описание жизни и поступков знаменитого полководца, а типичный эллинистический приключенческий роман.

В «Александрии» мы также встречаем резкие сюжетные (а также псевдо-исторические) столкновения. «Александрия» является составной частью всех древнерусских летописей; от издания к изданию усиливается авантюрная и фантастическая тема, что еще раз свидетельствует об интересе к повествованию и развлечению, а не к историческому аспекту этого произведения.

Большинство апокрифов были увлекательными повествованиями, которые захватывали воображение читателей либо незнакомыми мирскими подробностями жизни Христа, апостолов и пророков, либо чудесами и фантастическими видениями. Церковь пыталась бороться с апокрифической литературой. Были составлены специальные списки запрещенных книг, т.е. указатели.

Но средневековые цензоры расходились во мнениях о том, какие произведения определённо были «запрещёнными книгами», т.е. не предназначенными для чтения истинными христианами, а лишь апокрифическими (буквально, апокрифическими, тайными, сокрытыми, т.е. предназначенными для читателя, разбирающегося в богословских вопросах).

Их труды объясняли догмы христианской религии, толковали Священное Писание, утверждали христианские добродетели и обличали грехи, поднимали различные философские вопросы. В то же время произведения как доктрины, так и торжественного красноречия имели значительную эстетическую ценность.

Писатели торжественных слов, предназначенных для провозглашения на церковном богослужении, были искусны в создании атмосферы праздничного экстаза или трепета, который верующие обязательно должны были ощущать, когда вспоминали о событии в церковной истории, которое праздновалось. Они владели искусством риторики, унаследованным византийскими писателями от древности: не случайно многие византийские богословы учились под языческие риторики.

Иоанн Златоуст (умер в 407 г.) был особенно известен на Руси, и целые сборники слов, принадлежащих ему или приписываемых ему, были составлены под именами «Златоуст» или «Златоуст».

Говоря о системе жанров древнерусской литературы, необходимо отметить еще одно важное обстоятельство: Эта литература позволяла долгое время, вплоть до XVII в. Древнерусские авторы писали и читали только о том, что было в действительности: об истории мира, странах, народах, о полководцах и царях древности, о святых подвижниках. Даже когда они передавали откровенные чудеса, они верили, что могут быть, что есть фантастические существа, населяющие неизвестные земли, через которые прошел Александр Македонский со своими войсками, что во тьме пещер и клеток святым отшельникам явились демоны, иногда соблазняя их в образах

Литература относится к произведениям древнерусских писателей и текстам авторов XVIII века. Век, а также произведения русской классики прошлого века и произведения современных писателей. Безусловно, различия между литературой XVIII, XIX и XX веков очевидны. Но вся русская литература последних трех столетий совсем не похожа на памятники древнерусского литературного искусства. Но именно по сравнению с ними он показывает много сходства.

Культурный горизонт мира постоянно расширяется. Сейчас, в ХХ веке, мы понимаем и ценим в прошлом не только классическую античность. Мало того, что шестнадцатый век казался варварским и «готическим» (изначальное значение этого слова было «варварским»), византийская музыка и иконопись, африканская скульптура, эллинистический романтизм, портрет Файюма, персидская миниатюра, искусство инков и многое, многое другое стали частью культурного багажа человечества. Человечество освобождается от «евроцентризма» и эгоцентричного внимания к настоящему.

Более глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны. Единство мира становится все более ощутимым. Разрывы между культурами сокращаются, и становится все меньше места для национальной вражды и тупого шовинизма. Это величайшая заслуга самих гуманитарных наук и искусств, заслуга, которая будет полностью реализована только в будущем.

Источник

Древняя русская литература

Вы будете перенаправлены на Автор24

Древнерусская литература

Как и любая национальная литература, литература России является уникальной.

Самым ранним периодом развития русской литературы является древнерусская литература. К ней относятся произведения, написанные на древнерусском языке в период с XI по XVII век.

До XI века все произведения русского народного творчества имели фольклорный характер и передавали из уст в уста. Практически ни одно из них не было записано, хотя в то время на Руси уже существовала простейшая письменность.

Очень малая часть населения Древней Руси была грамотна и умела читать и писать.

Большая часть памятников древнерусской литературы до нас не дошла. Библиотеки, в которых хранились единственные экземпляры той или иной книги, часто страдали во время нападения врагов или городских пожаров.

Вплоть до произошедшего в XV веке изобретения книгопечатания все литературные источники были рукописными. Книги писались и переписывались обученными грамотами монахами. При многих церквях состояли целые объединения специально обученных переписчиков, задачей которых было создание копий книг, ведение летописей и перевод иностранных произведений.

Готовые работы на аналогичную тему

Авторами произведений русской литературы в основном были монахи и священники.

На первых порах древнерусская литература состояла в основном из переводов византийских и других зарубежных текстов. Произведения, созданные русскими авторами, опирались на выведенные их заграничными предшественниками каноны и законы, из-за чего с самого момента своего зарождения показывали высокий литературный уровень.

Мировоззрение древнерусской литературы

Древнерусская литература обладает своими уникальными чертами и своей отдельной системой ценностей.

Огромное влияние на формирование и развитие древнерусской литературы оказывало принятое Русью христианство. Тексты часто основывались на библейских и евангельских сюжетах, изображали жизни святых, проповедовали высокие христианские ценности.

Для древнерусских авторов очень важна была историчность произведений. Реально произошедшие события и факты из жизни князей и святых передавались с максимальной точностью. Это не даёт основания считать древнерусскую литературу исторической литературой, однако даёт нам понять, что изображаемые на страницах житий и летописей события имели место быть в реальной жизни.

Многие из дошедших до нас произведений древнерусской литературы описывают важные исторические события, например, татаро-монгольское иго или перемены в политике Руси в годы правления Ивана Грозного.

Далеко не все дошедшие до нас произведения древнерусской литературы имеют автора. Это напрямую связано с религиозными взглядами писателей того времени. Талант считался даром Божьим, и присваивать себе произведения, написанные с помощью этого таланта, считалось едва ли не богохульством. Поэтому многие ранние произведения остались анонимными. Чем ближе литература подходила к XVII веку, тем меньше принцип анонимности соблюдался.

Жанры древнерусской литературы

Как и в любой другой, в древнерусской литературе с течением времени сформировались определённые литературные жанры.

Многие жанры были позаимствованы у литератур соседних государств.

В литературе Древней Руси господствовали следующие жанры:

Все жанры древнерусской литературы были строго канонизированы. Произведения писались по установленной структуре, отклоняться от которой не полагалось. К примеру, в любом житие должны были быть описаны детство героя, его прижизненные подвиги и посмертные чудеса.

Проблемы древнерусской литературы

Для древнерусской литературы была характерна острая социальная тематика. Древнерусские авторы, как и их более поздние последователи, использовали литературу не только для выражения своих творческих замыслов, но и для влияния на читателя и на общественно-политические процессы, происходящие в государстве.

Жанр поучения, особенно торжественного поучения, например, был создан для того, чтобы с его помощью обращаться к народу. Тексты поучений строились так, чтобы их можно было торжественно читать вслух в церквях.

Одной из самых ярких тем, звучащих в древнерусской литературе, является тема объединения русских земель. Писатели критиковали нежелание князей встать плечом к плечу против общего врага. Эта тема поднимается в «Слове о полку Игореве», где автор неодобрительно относится к неблагоразумию молодых князей, и в «Задонщине», произведении, посвященном описанию событий, которые привели к победе над татаро-монгольским игом, воцарившимся на Руси из-за разрозненности земель.

Поскольку произведения часто писались священнослужителями, во многих их них поднимались темы соблюдения религиозных заветов. Критиковались «притворные праведники».

Восхвалялись же, наоборот, положительные образы. Герои житий всегда были идеализированными. Это были образы неизменно смиренных и добродетельных святых и мудрых, справедливых и храбрых князей. Литература преследовала цель показать их верность священным заветам, создав образы, достойные подражания.

Простому человеку, крестьянину или горожанину, внимания в литературе не уделялось вплоть до XVII века.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 10 12 2021

Источник

Древнерусская литература

Доклад что такое древнерусская литература. Смотреть фото Доклад что такое древнерусская литература. Смотреть картинку Доклад что такое древнерусская литература. Картинка про Доклад что такое древнерусская литература. Фото Доклад что такое древнерусская литература

Древнерусская литература представляет собой исторически закономерный начальный этап развития всей русской литературы в целом, и включает литературные произведения древних славян, написанные с 11 по 17 век. Главными предпосылками её появления можно считать разнообразные формы устного творчества, предания и былины язычников и т.д. Причины её возникновения связывают с образованием древнерусского государства Киевская Русь, а также с крещением Руси, именно они дали толчок для возникновения славянской письменности, которая стала способствовать более ускоренному культурному развитию восточнославянского этноса.

Созданная византийскими просветителями и миссионерами Кириллом и Мефодием письменность «кириллица», дала возможность открыть для славян византийские, греческие и болгарские книги, в основном церковные, через которые передавалось христианское учение. Но вследствие того, что в те времена книг было не так уж и много, для их распространения возникала нужда их переписки, этим в основном занимались служители церкви: монахи, священники или дьяконы. Поэтому вся древнерусская литература была рукописной, и в то время бывало так что, тексты не просто копировались, а переписывались и перерабатывались по абсолютно разным причинам: менялись литературные вкусы читателей, возникали различные социально-политические перестановки и т.д. Вследствие этого на данный момент сохранились различные варианты и редакции одного и тоже литературного памятника, и бывает, так что установить первоначальное авторство довольно сложно и требуется проведение тщательного текстологического анализа.

Большая часть памятников древнерусской литературы дошли до нас без имен своих создателей, по своей сути они в основном анонимны и в этом плане этот факт их очень роднит с произведениями устного древнерусского фольклора. Отличается древнерусская литература торжественностью и величавостью стиля написания, а также традиционностью, церемониальностью и повторяемостью сюжетных линий и ситуаций, различных литературных приемов (эпитетов, фразеологизмов, сравнений и т.д.).

К произведениям древнерусской литературы относят не только обычную литературу того времени, а и исторические записи наших предков, так называемые летописи и летописные повествования, заметки путешественников, по старинному хождения, а также различные жития святых и поучения (жизнеописание людей, причисленных церковью к рангу святых), сочинения и послания ораторского характера, деловая переписка. Все памятники литературного творчества древних славян характеризуются наличием элементов художественного творчества и эмоциональным отражением событий тех лет.

Известные древнерусские произведения

Слово о полку Игореве

Доклад что такое древнерусская литература. Смотреть фото Доклад что такое древнерусская литература. Смотреть картинку Доклад что такое древнерусская литература. Картинка про Доклад что такое древнерусская литература. Фото Доклад что такое древнерусская литература

В конце 12 века неизвестным сказителем был создан гениальный литературный памятник древних славян «Слово о полку Игореве», в нем описывается поход на половцев князя Игоря Святославича из Новгород-Северского княжества, закончившийся неудачей и имевший печальные последствия для всей русской земли. Автора тревожит будущее всех славянских народов и их многострадальной Родины, вспоминаются прошлые и нынешние исторические события.

Данное произведение отличается наличием только ему присущих характерных черт, здесь наблюдается оригинальная переработка «этикетных», традиционных приемов, удивляет и поражает богатство и красота русского языка, завораживает тонкость ритмического построения и особая лирическая приподнятость, восхищают и вдохновляют народность сути и высокий гражданский пафос.

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Доклад что такое древнерусская литература. Смотреть фото Доклад что такое древнерусская литература. Смотреть картинку Доклад что такое древнерусская литература. Картинка про Доклад что такое древнерусская литература. Фото Доклад что такое древнерусская литература

Былины представляют собой патриотические песни-сказания, в них рассказывается о жизни и подвигах богатырей, описываются события в жизни славян в 9-13 веках, выражаются их высокие моральные качества и духовные ценности. Знаменитая былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» написанная неизвестным сказителем рассказывает о героических подвигах известного защитника простого русского люда могучего богатыря Ильи Муромца, смысл жизни которого заключался в служении отчизне и защите её от врагов русской земли.

Садко

Доклад что такое древнерусская литература. Смотреть фото Доклад что такое древнерусская литература. Смотреть картинку Доклад что такое древнерусская литература. Картинка про Доклад что такое древнерусская литература. Фото Доклад что такое древнерусская литература

Много интересного об укладе жизни, быте, верованиях и традициях древних славян можно узнать из былины «Садко», в образе главного героя (купца-гусляра Садко) воплощены все самые лучшие черты и особенности загадочной «русской души», это и благородство, и щедрость, и смелость, и находчивость, а также безграничная любовь к Родине, недюжий ум, музыкальный и певческий талант. В этом эпосе удивительно переплетены как сказочно-фантастические, так и реалистические элементы.

Царевна-Лягушка

Доклад что такое древнерусская литература. Смотреть фото Доклад что такое древнерусская литература. Смотреть картинку Доклад что такое древнерусская литература. Картинка про Доклад что такое древнерусская литература. Фото Доклад что такое древнерусская литература

Одним из популярнейших жанров древнерусской литературы являются русские сказки, в них описываются фантастические выдуманные сюжеты, в отличие от былин, и в которых обязательно присутствует мораль, некое обязательное поучение и наставление для подрастающего поколения. Например, всеми хорошо известная с детства сказка «Царевна-Лягушка» поучает маленьких слушателей не торопиться там, где не нужно, учит добру и взаимовыручке и тому, что добрый и целеустремленный человек на пути к своей мечте преодолеет все преграды и трудности и обязательно достигнет желаемого.

Древнерусская литература, состоящая из собрания величайших исторических рукописных памятников, представляет собой национальное достояние сразу нескольких народов: русского, украинского и белорусского, является «началом все начал», истоком всей русской классической литературы и художественной культуры в целом. Поэтому знать её произведения, гордиться великим литературным талантом своих предков обязан каждый современный человек, считающий себя патриотом своего государства и уважающий его историю и величайшие достижения своего народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *