Доклад что такое узорное ткачество

Что такое узорное ткачество? сообщение-доклад 5 класс

Во все времена девушки гордились своими платьями, которые украшались фантастической красоты узорами. Изначально все узоры вышивали вручную, а спустя время, для облегчения работы, начали использовать ткацкий станок. Именно так возникло узорное ткачество.

Ажурное

Уникальность данного вида – ажур, который образован рисунком из мережек в некоторых местах материала. Ажуры имеют достаточно большой размер, и напоминают геометральные формы. В основе данных форм лежат линии: вертикальные, горизонтальные и диагонали. Вещи такой техники выглядят сдержанно, но при этом изыскано.

Браное

Название образовалось, потому что узор производился благодоря дощечки-бральницы. Чаще всего полученными вещами украшали дом и вручали в подарок. Узоры так же имели геометрическую форму и имели своей основой линии, но изредка встречались фигуры животных и людей.

Выборное

Было дополнением бранного ткачества. Рисунок выглядел таким образом: середина была выполнена орнаментом, а верх и низ полотна изготовлялся в технике бранного ткачества. Чаще всего, данный вид использовали в изготовлении фартуков и полотенец.

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачествоНа протяжении времени ткачество формировалось и двигалось вперед. Впоследствии начало развиваться и продаваться в Индии и на Востоке. Этот факт показывает то, что русское ткацтво занимало ведущие позиции в мире и отличалось безупречным качеством. Обычные русские женщины создали, развили и улучшили ткачество для того, что бы человечество могло создавать прекрасные вещи.

Все виды ткачества широко используются и в наше время, тем не менее, рукоделие сохранило свою известность и активно применяется в традиционных празднествах.

Что такое узорное ткачество?

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачество

Популярные темы сообщений

Среди представителей вечнозеленых деревьев из семейства Лавровых есть 10-15-метровое деревце, которое бесценно благодаря своему применению. Это всем известная корица. Родиной растения являются Ява, Бразилия, Цейлон.

Мангуст – небольшой хищный зверек из семейства мангустовых ( выделено из сем. виверровые). Размером он чуть больше кошки (40-60 см), мордочка заостренная, тело длинное и гибкое, на лапах по 5 пальцев, когти невыдвижные. Ноги у него такие короткие,

Перун – бог-громовержец, он способен создавать сильнейшие грозы и метать молнии. Защитник справедливости и грозный борец со злом оберегает Явь от существ из Нави. Также Перун почитался как покровитель воинов,

Источник

Узорное ткачество

У русского населения сохранились великолепные по художественной выразительности образцы старинного ткачества. Это народный костюм, преимущественно женский, и изделия из узорных тканей для убранства жилища. Ручное узорное ткачество не требует сложного оборудования. Наиболее распространенным был деревянный ткацкий станок. На этом примитивном оборудовании искусные мастерицы и теперь ткут разнообразные изделия, применяя простые и сложные приемы ткачества.

Художественное решение узорных тканей в большей степени зависит от техники ткачества, так как фактура и орнаментальное решение самой ткани определяются особыми видами заправки станка, цветными просновками, дополнительными утками и способами ткачества.

По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента выделяются изделия Архангельской, Вологодской, Псковской и Новгородской областей. Для него характерны мелкая узорчатость, графическая проработка элементов орнамента. Суровая и сдержанная по краскам северная природа во многом определила характер произведений народного искусства, в том числе и узорных тканей. В них чувствуется некоторая скупость художественного оформления. Цветной узор заполняет обычно только небольшую часть изделия, чаще всего край, основное же поле остается гладким — белым или суровым. Рисунок почти всегда выполняют красным утком по светлому фону, а иногда просто белым по белому, причем красный цвет в узоре из-за малой плотности воспринимается приглушенным, чуть розовым.

В узорах северного ткачества можно найти разнообразные мотивы: сильно измененные геометризованные фигуры людей, птиц, лошадей и деревьев, рядом с которыми почти всегда помещают геометрический орнамент, состоящий из ромбов, квадратов, S-образных мотивов.

Источник

Презентация на тему «Узорное ткачество» (5 класс)

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачество

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила Юдина Елена Александровна Узорное ткачество

На Руси воспитание девочек всегда включало в себя рукоделие. Каждая с самого детства обязана была вышивать и шить, вязать и плести – от обычной крестьянской девочки до княжеской и царской дочери. История

«Ткацкий стан – это массивное деревянное сооружение с подножками, системой блоков и других приспособлений для разных видов тканья. Главная часть стана – рама с натянутыми ровными рядами нитями основы, которые переплетаются поперек нитями утка. Орнамент создается в самом процессе тканья, и исправить малейшую неточность рисунка невозможно: нити фона и узора образуют единую структуру». Ткацкий стан

Пояса и тесемки ткали на дощечках, берде

Нитки наматывали на уточек

Такие полотна создавались при помощи дощечки-бральницы, работа с ней – это кропотливое искусство. Полотенцами, вытканными браным способом, всегда украшали дом, но могли и преподносить их в качестве подарка. Рисунки тоже были почти всегда геометрическими и состояли из горизонтальных полос, но встречались и фигурки людей и животных. Браное ткачество.

Это ткачество обычно сочеталось с браной техникой, т.е. как бы дополняло её. К примеру, если на средней части полотна изображался орнамент, то по верхней и нижней частях были расположены браные полосы. Использовался такой способ, в основном, на фартуках, косынках и полотенцах, делая их яркими и нарядными. Выборное ткачество.

Особенностью этого вида ткачества является ажур, образованный узором из мережек в определенных местах ткани, где она просвечивает. Такие ажуры достаточно крупные и имеют вид геометрических фигур, будь то ромбы, кресты или любые другие фигуры. Обязательным условием являются диагональные линии, вертикальные или горизонтальные полосы и клетки, лежащие в основах этих фигур. Ажурное ткачество.

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачество

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачество

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачество

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачество

Номер материала: ДБ-1044733

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачество

В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов

Время чтения: 2 минуты

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачество

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачество

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачество

Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года

Время чтения: 2 минуты

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачество

Новые аккредитационные показатели для вузов вступят в силу с 1 марта

Время чтения: 1 минута

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачество

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Узорное ткачество

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачествоУзорное ткачество представляет собой уникальную технику изготовления красивой ткани с вытканным орнаментом, для производства которой используется специальный ткацкий станок. Данный вид кустарного производства и на сегодняшний день сохранился в отдельных деревнях и селах.

Примечательно, что тканные изделия имели самое разнообразное назначение — от ярких сарафанов, рубах и юбок с отделкой в виде национальных орнаментов, до предметов обихода — невероятно красивых скатертей с каймой по всей длине и рушников с ткаными или вышитыми узорами, которыми украшали иконы в красном углу.

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачествоЖенская рубаха — ручное узорное ткачество, конец XIX века.

Ткачество в народном быту

Все эти уникальные и красивые вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках. Искусству узорного ткачества обучали с детства, а секреты мастерства передавались из поколения в поколение.

Воспитание девочек на Руси обязательно включало в себя обучение различным видам рукодельного мастерства. Каждая юная рукодельница — будь то царевна, княжна или обычная крестьянка — с самого детства должна была овладевать умением шить и вышивать, плести и вязать.

Для простых семей приобретение этих навыков было жизненной необходимостью, потому что женщины самостоятельно делали одежду и другие предметы домашнего текстиля — полотенца, скатерти, постельное и многое другое. А для представительниц высшего сословия рукоделие было не только лучшим способом скоротать время, но и проявить свои творческие способности.

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачествоОбразец узорного ткачества

Русские женские костюмы издавна вызывали восхищение своей невероятно красивой узорчатой отделкой. Сначала орнаменты вышивали, а позже стали ткать на деревянных ткацких станках. Считается, что таким образом и появилась отдельная отрасль рукоделия — узорное ткачество, которое в дальнейшем переросло в самостоятельный вид народного промысла.

Немаловажное значение имели красочные тканные изделия и в праздничных обрядах. Во время свадьбы дом украшали всевозможными образцами рукодельного мастерства.

Узорчатыми полотенцами в старину невеста одаривала жениха на свадьбе, на таком же богатом полотенце подносили хлеб — соль почетным гостям. Нарядными были и скатерти, которыми покрывали праздничный стол.

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачествоЭлемент полотенца, выполненного в технике узорного ткачества ( начало XX века).

И чем сложнее и искуснее были узоры на тканных изделиях, тем выше был статус невесты в глазах общественности. Считалось, что она станет хорошей хозяйкой в семье.

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачествоОбразцы ручного узорного ткачества

История развития промысла

С течением времени узорное ткачество приобретало все большую популярность, и в XV столетии изделия искусных народных мастеров стали продаваться в восточных стран ах, в Индии и Самарканде. Это свидетельствовало, в первую очередь, о высоком качестве изделий и неуклонном повышении уровня мастерства русских ткачей.

В XVII веке в Москве было две слободы ( Кадашевская и Тверская — Константиновская), в которых жили преимущественно ткачи, создававшие прекрасные ткани для нужд царской семьи. Их называли ткачи — хамовники.

В окрестностях Ярославля, в селах Брейтово и Черкасово тоже жили и работали искусные хамовники, изделия которых нисколько не уступали работам московских мастеров. Кроме того, собственные хамовные дворы были созданы при многих монастырях. Изготовленные ими ткани быстро продавались, что приносило дополнительный доход.

В конце XVIII — начале XIX столетий в центральных частях России большое распространение получают не только официальные ткацкие мануфактуры, но и многочисленные кустарные производства, которые в дальнейшем и послужили основой для дальнейшего развития текстильной индустрии в стране.

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачествоУзорное ткачество — распространенный вид народного промысла

Техники узорного ткачества

Для создания уникальных, не похожих друг на друга изделий применялись различные техники ткачества. Среди них можно назвать следующие:

При этом обязательно наличие соединительных диагональных линий, горизонтальных или вертикальных полос, которые лежат в основе этих фигур.

Ажурные узоры делают на основе из льняных нитей. Изделия внешне выглядят скромно, но очень изысканно. Главной отличительной чертой подобных тканей является мягкость, гибкость, а также мягкий шелковистый блеск.

Рисунки также почти всегда выполнены в виде геометрических фигур и горизонтальных полос, однако часто встречаются также фигурки людей и животных.

Техника выборного ткачества чаще всего используется при изготовлении полотенец, косынок и фартуков, что позволяло сделать их яркими и нарядными.

Эти и многие другие виды узорного ткачества используются и в наши дни. Данный вид промысла не утратил своей популярности и используется для декорирования традиционных народных славянских костюмов.

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачествоУзорное ткачество на кроснах

Тканые изделия своими руками

Если вас интересует техника узорного ткачества, то вы вполне сможете освоить этот вид рукоделия. В качестве оборудования можно использовать детский ткацкий станок или изготовить специальное устройство для плетения.

Простейшее приспособление можно изготовить из толстого картона, заготовленного по размеру задуманного изделия. Рекомендуется начинать с работ небольшого размера — так вы сможете быстрее освоить технику и скорее увидите результаты своей работы. С боковых сторон на расстоянии 2 — 3 мм друг от друга делают надрезы, с помощью которых закрепляют нити основы, пропуская их через прорези.

Приспособление из фанеры сделать несколько сложнее, но зато оно прочнее и прослужит гораздо дольше. Для работы берут фанеру соответствующей формы и размера. По краям двух параллельных сторон, отступая от края по 0,5 см, вбивают в нее мелкие гвоздики с небольшими шляпками на расстоянии 2 — 3 мм друг от друга. Они должны возвышаться над поверхностью фанеры на 3 — 4 мм.

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачествоПростейший ткацкий станок

Материал для работы сматывают в клубочки, чтобы он не запутывался. Конец нити, шнура или тесьмы закрепляют на первом гвоздике с одной стороны, протягивают ее к противоположной стороне основы, обводят вокруг первого гвоздика, возвращаются к обратной стороне, обводят нить вокруг второго гвоздика. Так поочередно прокладывается нить основы. Натяжение нитей или шнура должно быть не слишком тугим, но и не слабым, чтобы материал не провисал.

Для переплетения необходимо вдеть в иглу нить другого цвета, и пропустить ее через нитки основы в шахматном порядке. Таким образом мы получим обычное полотняное переплетение, именно такое, каким в старину ткали полотенца и домотканые коврики. Но если для работы использовать пряжу различных цветов с разным чередованием нитей основы и утка, то можно выполнять различные рисунки и целые композиции.

Простейший узор, доступный любому начинающему, — это тканье в полоску ( » пестроткань») или в клетку ( » пестрядь»).

При выполнении узора с горизонтальными полосками чередуют нити утка разных цветов в определенном порядке. Например, 10 желтых нитей, 4 белых, 2 черных, 2 белых, 3 красных, 2 белых, 3 красных, 2 белых, 2 черных, 4 белых, 10 желтых. Можно придумать множество вариантов рисунков в горизонтальную полоску.

Если хотите получить рисунок в клетку, то продольные нити основы и поперечные нити ( уток) выбирают разных цветов. Рисунок выполняется по счету ниток. Чтобы получилась ровная клетка, необходимо взять нити одинаковой толщины и с одинаковым чередованием основы и утка. Например, расчет основы: 4 белых нити, 4 красных и так далее. В утке поперечные нити чередуются в том же порядке, и у вас получается коврик в красную и белую клетку.

Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть фото Доклад что такое узорное ткачество. Смотреть картинку Доклад что такое узорное ткачество. Картинка про Доклад что такое узорное ткачество. Фото Доклад что такое узорное ткачествоИзготовление тесьмы в технике узорного ткачества

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

История развития русского узорного ткачества

История развития русского узорного ткачества

Н.В. Егупова,
аспирантка кафедры
декоративно-прикладного искусства
и технической графики ОГУ

Интересный и своеобразный вид народного прикладного искусства – ручное узорное ткачество – уходит своими корнями в глубокое прошлое. В археологических раскопках курганов на территории средней России находят остатки тканей местной работы, в том числе узорных, относящихся еще к домонгольскому периоду. По своим узорам и технике исполнения они очень близки узорным народным тканям XIX–начала XX в.

Из исторических документов известно, что в XVI–XVII вв. в Москве существовало несколько ткацких слобод, где жили ткачи, работавшие специально «на царский обиход», для пополнения «государевой белой казны» (так называли запасы льняных полотен). Там ткали различные виды полотен из льняной пряжи высшего качества, среди них были и узорные ткани – различного рода убрусы (головные полотенца), ширинки (небольшие салфетки), скатерти и т. д. Историк конца XIX в. И. Забелин в труде «Домашний быт русского народа» упоминает до 20 наименований рисунков одних только скатертей того времени, такие, как «ключатик», «осмерног», «лоси под деревом», и др.

Особенно славились узорные ткани работы ткачей Кадашевской ткацкой слободы в Москве, среди прочих тканей там делали и так называемые посольские скатерти, украшенные помимо ткачества еще и вышивкой и предназначенные для торжественных приемов во дворце. Были в Москве и другие ткацкие слободы, одна из них так и называлась – Хамовники (хамовниками называли ткачей). Существовали и дальние хамовные села. Так, в районе Ярославля «на царский обиход» работало два села – Брейтово и Черкасово. Их работа ценилась также очень высоко. Имелись хамовные села и слободы и при монастырских и боярских вотчинах. Их жители платили феодальную повинность льняными полотнами и узорными тканями.

К сожалению, тканей той поры не сохранилось. Мы можем судить о них лишь только по упоминаниям в старинных документах, представить же их узоры сейчас почти невозможно. Можно предположить, однако, что по стилю они были близки крестьянским узорным тканям XIX–начала XX в., сохранившим древнейшие традиционные черты в своем оформлении.

Долгими зимними вечерами крестьянские девушки пряли на ручных прялках свой лен, для чего устраивались специальные посиделки, или беседы, а ближе к весне начинали ткать полотна и узорные ткани, имевшие разное назначение. Из них деревенские женщины шили цветные сарафаны, юбки – поневы, рубахи с узорной отделкой по подолу, рукавам и у ворота, передники, верхнюю летнюю распашную одежду – шушпан, а иногда и платки, головные косынки. Прекрасным дополнением к костюму, как к женскому, так и к мужскому, служил узорный пояс, затканный геометрическим орнаментом, а то и буквами, из которых складывались инициалы и надписи, вроде: «Кого люблю, того дарю». Такой пояс обычно невеста дарила своему жениху.

В целом русская народная одежда была необычайно яркой и красочной, в особенности праздничная. Прекрасное по своей живописности зрелище представлял первый выгон скота или первый день сенокоса в разгар лета, которые всегда отмечались как своего рода трудовые праздники. Яркие разноцветные тканые юбки женщин или их рубахи с нарядными подолами, в которых доминировал красный цвет в сочетании с ярко-розовым, синим, оранжево-желтым, фиолетовым, контрастно выделялись на фоне сочной зелени лугов и соперничали своими красками с луговыми цветами. С неменьшим вкусом и мастерством оформлялись и те изделия, которыми украшали внутренние помещения крестьянского дома,– полотенца, скатерти, подзоры простыней, занавески.

Все это исключительно красочное богатство, бесконечное разнообразие узоров создавалось, как правило, руками простых деревенских женщин, крестьянок, которые на протяжении многих лет, из поколения в поколение передавая секреты своего мастерства, донесли до наших дней богатые художественные традиции этого древнего самобытного вида искусства. Искусство узорного ткачества было развито повсеместно в крестьянском быту не только у русских, но и у украинцев, белорусов и у других народов России. У каждого народа оно отличалось своими чертами, характеризующими его как часть национальной культуры.

Для русского народного ткачества в целом характерны строгая геометричность всех узоров, их большая ритмичность и уравновешенность отдельных частей. Сравнительно редко встречающиеся растительные и зооморфные мотивы, а также узоры с изображением человеческих фигур бывают сильно геометризованы, окружены геометрическими мотивами и превращены в орнамент, подчиненный строгим линиям ритма. Узор в ткани строится обычно на пересечении диагональных линий, образующих самые различные орнаментальные формы, в которых ясно прослеживается их происхождение от ромба. То это ромб с отростками (так называемый орепей), то ромб с гребенчатыми сторонами, то ромб с крючками, выходящими из двух или из четырех его углов, то ромбовидная сетка, а иногда полуромб в виде треугольника. Основа, связующая орнамент в русских народных тканях, – симметрия, почти обязательная по вертикальной оси, а очень часто и по горизонтальной. Характерно фризовое построение орнамента – в виде горизонтальной полосы, в которой отдельные элементы повторяются, образуя раппорт.

Колорит русских народных тканей характеризует звучная цветовая гамма, в которой преобладает красный цвет. Пристрастие к красному цвету отмечено исследователями еще в тканях домонгольской Руси, как драгоценных привозных паволоках, употребляемых знатью, так и в простой домотканине, из которой шили свои одежды крестьяне и городские ремесленники. Недаром в русском фольклоре слово «красный» является синонимом слов «красивый», «прекрасный» (красная девица, красное солнышко, Красная площадь). Красный цвет в русских крестьянских тканях XIX в. чаще всего сочетается с белым. Это сочетание дополнялось иногда золотисто-желтым, зеленым, черным, а в более позднее время, в конце XIX–начале XX в., и другими цветами – ярко-розовым, васильково-синим, фиолетовым и др., что определяло приподнятый мажорный колористический строй.

Несмотря на общее стилевое единство, русские народные ткани чрезвычайно разнообразны. В каждой области, порой даже районе, существовали небольшие центры узорного ткачества, и в каждом из них оно отличалось своеобразными чертами, выраженными в некоторых особенностях колорита, в расположении узора на вещи, количественном соотношении гладкого поля и узора, наконец, в самом назначении предметов, украшенных ткаными узорами.

Значительно различаются между собой ткани Севера России и южнорусских районов, что объясняется различием в самом укладе жизни, связанном с климатическими условиями и с издавна сложившимися традициями культуры и быта. Так, на Севере России, на территории современных Архангельской, Вологодской областей, всегда большое место отводилось узорным тканям, предназначенным для украшения интерьера крестьянского дома. Это вполне понятно, если учесть, что северный дом, на строительство которого не жалели леса (лес имелся здесь в изобилии), представлял собой крупное, величественное сооружение и состоял из нескольких бревенчатых двухэтажных клетей, крытых одной крышей, с большим количеством внутренних помещений, как жилых, так и хозяйственного назначения. С другой стороны, в силу сурового климата северный крестьянин значительное количество времени в году вынужден был проводить под крышей. Естественно, устройству помещений этого дома, в особенности жилых, их убранству придавалось большое значение. В красном углу (передний угол наискосок от печи) стоял обычно стол, накрытый домотканой скатертью, по будням – более простой, одноцветной, по праздникам – нарядной, украшенной ткаными узорами. В одних местах на Севере любили скатерти чисто-белые с белым же рельефно выступающим узором, покрывающим ее сплошь. Такими были скатерти русского населения Карелии, а также в районе реки Онеги, Белого озера. В районах, расположенных по Северной Двине, наоборот, делали яркие клетчатые скатерти, красно-белые с узорчатой красной каймой и такой же прошивкой, идущей вдоль, посередине; скатерти эти отличались необыкновенной декоративностью.

Не менее нарядными были на русском Севере и полотенца, которыми обычно обрамляли иконы, расставленные на специальной полке в красном углу. Ими украшали также наличники окон, зеркала, семейные фотографии в раме. В дни свадебных торжеств узорными полотенцами увешивали буквально все стены дома. Помимо создания праздничного настроения полотенца эти должны были служить демонстрацией мастерства и трудолюбия невесты, а также свидетельствовать о зажиточности семьи. Для украшения дома служили и подзоры, подвешиваемые внизу кровати, и половики, которыми на Севере устилали весь пол, как ковром.

Особенностью северорусских народных тканей является их узорчатость, тщательная графическая разработка самого узора, порой довольно сложно заплетенного, и в то же время сдержанность в его применении: цветным узором здесь украшали обычно лишь край изделия, оставляя основную часть его или гладко-белой, или с белым рельефным, очень скромным и неброским рисунком. Сдержан и колорит северных тканей: он строится на классически-строгом сочетании красного с белым, где белый количественно преобладает (белое поле самой ткани и красная неширокая кайма). В самой кайме красный узор выступает на белом фоне, причем белый и красный цвета уравновешены, количество их почти одинаково, отчего общий тон этого узора не густо-красный, а розоватый. Это придает колориту северных тканей известную легкость, изысканность. Если ткань многоцветна, например, полосатый половик или клетчатая пестрядь, то и здесь колорит чаще бывает мягким, сравнительно светлым.

Резким контрастом на фоне северного узорного ткачества XIX–начала XX в., то величаво-сдержанного, несколько сурового, то просветленно-лиричного по вызываемому им образу, выступает искусство таких двух центров узорного тканья, как Великий Устюг с прилегающими к нему по реке Сухоне селами и район вокруг бывшего Ошевенского монастыря, к северу от Каргополя.

Ткани Устюга отличаются большой плотностью, насыщенностью цвета, полученной благодаря особой разработке орнамента, почти не оставляющей места для белого фона, а также обилием изобразительных мотивов, четко выделяющихся сильным цветовым пятном на более светлом фоне. Здесь часто встречаются изображения человеческих фигурок, и хотя они предельно геометризированы, в их силуэте легко можно узнать северных жителей, одетых в характерные местные костюмы XIX в. (женщины в длинных сарафанах колоколом и коротеньких широких кофтах, мужчины в кафтанах и сапогах). Нередко можно встретить и фигуры животных – коней, птиц, сказочных зверей, тоже сильно геометризированных, но все же не превращенных в орнамент, как это случалось в узорных тканях других районов.

В середине XIX в. в устюжских тканях применялся ярко-красный цвет, позднее, в конце XIX–начале XX в., их все чаще стали делать многоцветными, фон нередко тоже был цветным (например, оранжевым, желтым). Великоустюжские ткани этого периода поражают контрастными и порой неожиданными сочетаниями ярких цветов, полыхающих своей неуемной красочностью: желтых, оранжевых, синих, фиолетовых, розовых, зеленых разных оттенков. Все вместе они образуют сильный, напряженно звучащий аккорд. Ткаными узорами в районе Великого Устюга украшали полотенца, подзоры, но особенно обильно – женский костюм: длинные и широкие с оборкой внизу фартуки, рукава и подолы рубах, головные косынки.

Вторым очагом полихромного ткачества на русском Севере была группа деревень вокруг бывшего Ошевенского монастыря. Ошевенские ткани: полотенца, рубахи, нарядные праздничные юбки – украшались сплошными широкими узорными полосами, составляющими цельную композицию. Замечательно то, что красные тканые узоры в конце XIX в. дополняли яркой многоцветной вышивкой. Вышивка заполняла белый фон между красными орнаментальными формами, создавая впечатление яркого, искрящегося многими цветами драгоценного ковра, в котором красный цвет доминировал, объединяя цветовую гамму в одно монолитное целое. Более поздние ткани из этого района, начала XX в., уже не отделывались трудоемкой вышивкой по красному узору, а ткались сразу из разноцветных ниток. Узор их состоял из расположенных друг над другом цветных орнаментальных полос и тоже был очень нарядным, но нередко грешил излишней пестротой.

Ткани южных районов России кажутся более плотными, тяжелыми по колориту, в них меньше белого цвета. Очень характерно, что тканый узор здесь не играет самодовлеющей роли, а почти всегда выступает в комплексе с вышивкой и различного рода отделкой – нашивками из лент, позументов, кусков кумача и других цветных тканей, выступая в качестве небольшого дополнения. Узор бывает иногда таким плотным, что в нем совсем не видно белого фона, зато он становится рельефным, как бы чеканным. В цветовой гамме, обычно полихромной, нередко встречается наряду с яркими цветами – красным, желтым, зеленым – и глубокий черный, почти отсутствующий в северных тканях. Однако, как и в северном ткачестве, красный цвет преобладает и является основой всего колорита, как правило, очень приподнятого, звонкого. В характере оформления южнорусских тканей чувствуется тяготение не к узорности, а к цветовому пятну, цельному и компактному.

Хотя и в черноземных русских областях можно встретить полотенца и скатерти с необычайно пышными цветистыми узорами (особенно в Брянской, Курской), здесь более распространены ткани, предназначенные для украшения женской одежды. Интересны южнорусские поневы XIX–начала XX в., имевшие множество разновидностей; в каждом селе, каждой деревне был выработан свой тип поневы, сложились свои традиции ее украшения. Наиболее нарядны поневы Воронежской области, которые делались из шерстяной клетчатой домотканины высшего качества с сине-черным полем в тонкую цветную клетку и богато украшались вышитыми и ткаными узорами, помещенными по подолу и в местах сшива полотен (в так называемых прошивках). Поневы различались по размерам клеток, порядку расположения цветов в клетке (отсюда названия понев: «белоглазки», «желтоглазки» и т. п.), а также по манере отделки. По этим признакам можно было узнать, из какого села одетая в ту или иную поневу женщина.

Другим, не менее ярким по своеобразию центром южнорусского узорного ткачества являлся район города Сапожка, к югу от Рязани. Здесь отделывали узорным тканьем различные предметы женской одежды – рубахи, фартуки и пр., но самыми богатыми узорами украшались знаменитые сапожковские шушпаны. Делали их из белой шерстяной домотканины, с широкими рукавами прямого покроя, по низу рукавов и подолу пришивали многоцветные тканые полосы, очень своеобразные по орнаменту и колориту. Полы шушпана обшивали цветной самодельной тесьмой. Сапожковские узорные ткани отличаются большим разнообразием орнаментальных форм, имеющих свои местные наименования: здесь и «орепьи» (гребенчатые ромбы), и «лягушка» (ромб с крючками), и «мельница» (гребенчатый косой крест), и другие формы, ритмично чередующиеся и организованные в стройное и компактное целое. Колорит сапожковских тканей выдержан в оранжево- красной гамме, в нем много золотистых, желтых цветов, что создает ощущение солнечного тепла и ясности; оживляет его небольшое количество синего, зеленого и белого, придающее контрастность. Фоном в сапожковских узорах служит всегда красный цвет того или иного оттенка, в более ранних тканях – коричневатый, мягкий, в тканях конца XIX–начала XX в. – яркий кумачово-красный. Подобный колорит характерен и для тканей других районов Рязанщины, но там тканые узоры не так богаты по орнаменту, в них сравнительно большую роль играют вышивка и различного рода отделки – нашивки лент, позументов, тесьмы и пр. Для рязанского ткачества в целом характерно противопоставление белого поля ткани очень компактному и яркому цветовому пятну тканого узора и отделки. В известной мере это свойственно и всему южнорусскому узорному ткачеству.

С начала XX в., по мере изменения сельского быта, приближения деревенского костюма к городскому, узорное ткачество начинает постепенно отмирать, особенно этот процесс усилился с 30-х годов XX в.

Узорные ткани домашнего изготовления стали заменяться фабричными тканями, более дешевыми и практичными. Теперь все больше они становятся достоянием музеев, попадают в коллекции любителей народного искусства. Сейчас ими можно любоваться на различных выставках среди изделий других видов народных ремесел: вышивок, кружева, расписного и резного дерева, кости и т. д.

Но не совсем исчезли из употребления народные узорные ткани. Их можно увидеть в костюме самодеятельных сельских хоров и ансамблей, которые в некоторых случаях пользуются подлинным народным костюмом в полном его комплексе (например, в Белгородской, Брянской, Воронежской областях), в других используют отдельные его элементы. В настоящее время на территории России имеется ряд небольших предприятий ручного ткачества, где работают ткачихи, владеющие мастерством изготовления художественных тканых изделий в традициях народных узорных тканей. Они выпускают декоративные покрывала и наволочки на декоративные подушки, узорные скатерти и салфетки, различные коврики на кресла, тканые ковры, дорожки и другие изделия, предназначенные в основном для украшения интерьера.

В значительной степени художественное своеобразие изделий народных мастериц определяет безупречное владение ими техникой исполнения, специфически ручной, невоспроизводимой при механическом производстве ткани. Техническая и художественная стороны здесь выступают в тесном единстве. И, наконец, эти ткани подкупают необычайной красочностью колорита, свежестью контрастных цветовых сочетаний, оставляющих впечатление жизнерадостности, полноты мироощущения, всегда свойственной народному искусству.

1. Воронов В.С. Крестьянское искусство. М.: Советский художник, 1972.

2. Вагнер Г.К. О природе народного искусства//Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М., 1991.

3. Костенко В.И. Русская вышивка. Орел, 1992.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *