Долго не приезжает скорая что делать
Что делать, если скорая не едет? Порядок действий
Как вести себя, если вам или вашим близким отказывают в медицинской помощи
Сергей Елин аудитор, эксперт по финансово-правовой безопасности
Куда звонить, если скорая не едет? Куда жаловаться, если не забирает в больницу или там отказывают в госпитализации? Что делать, если в больнице не лечат? Историй, когда люди не получили помощь вовремя, в последние недели много, и связаны они не только с коронавирусом. Публикуем алгоритм, который поможет вам добиться права на оказание медицинской помощи. Горячо надеемся, что воспользоваться им не придется.
Пример. Пожилая женщина, гражданка Молдавии, работает няней в семье, где ее очень любят и ценят. Женщине стало плохо: боль в горле, кашель, головокружение, слабость, правда, температуры нет. Позвонили в скорую, но диспетчер не видит повода направить бригаду по вызову. К тому же, по его словам, все службы перегружены из-за сложной эпидемиологической обстановки.
Могут ли на законных основаниях отказать в транспортировке в больницу и в госпитализации?
Если вы оказались в подобной ситуации, разделите ее на составляющие:
Если скорая не едет
В законодательстве РФ не предусмотрено особых правил и положений об оказании срочной медицинской помощи и о порядке госпитализации в случае эпидемии, пандемии, иных обстоятельств. То есть у диспетчера нет права отказать вам, ссылаясь на «сложную обстановку».
При отказе направлять к вам скорую действовать нужно всегда одинаково:
В нашем примере настойчивое требование помогло сразу: скорая приехала, пациентку госпитализировали. Но, если приведенные аргументы не подействовали, следует звонить в полицию по номерам 02 или 102 либо по единому номеру вызова всех экстренных служб — 112.
При этом нужно помнить: диспетчер все-таки имеет право не направить к вам скорую, к примеру, если он сочтет, что это ложный вызов или нет необходимости экстренной или скорой помощи. За свое решение он несет прямую ответственность, в том числе уголовную, в случае смерти больного или серьезного урона здоровью. Все звонки скорой записываются. Диспетчеры, безусловно, знают об ответственности и обычно перестраховываются.
Если скорая не забирает в больницу
Если врач скорой помощи отказывается забирать больного в больницу, но, на ваш взгляд, сделать это необходимо, снова звоните в диспетчерскую и настаивайте на госпитализации. Не помогает? Наберите номер «горячей линии» местного органа здравоохранения.
По правде говоря, отказать в медицинской помощи вам не могут в принципе: статья 41 Конституции РФ устанавливает «право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь». И значит, вопрос только в том, как классифицировать вашу ситуацию и о какого рода медпомощи пойдет речь: экстренной, скорой или нет, бесплатной или платной.
Если у вас есть полис обязательного медицинского страхования (ОМС), то вас дополнительно защищает Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Согласно ему, учреждениям, работающим по ОМС, запрещено отказывать в медицинской помощи застрахованным.
Медицинскую помощь оказывают не только государственные, но и некоторые коммерческие организации. Получить информацию, работает та или иная коммерческая структура в рамках ОМС, можно у самого учреждения или на сайте ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования).
Правда, у гражданки Молдавии из нашей истории полиса не было. Однако экстренную медицинскую помощь может получить любой человек вообще без документов.
В некоторых регионах России экстренная служба разделена на два подразделения: скорая помощь и неотложная помощь, но сути это не меняет. Другое дело — плановое лечение, его без полиса действительно осуществлять не обязаны.
Если вам отказывают в госпитализации
Теперь к вопросу о госпитализации или отказе в ней. В законе сказано, что пациенту обязаны оказать экстренную помощь в стационаре, если:
Иногда в госпитализации отказывают из-за того, что в больнице нет нужного оборудования или специалистов. Но и тогда медработники обязаны дать направление для госпитализации в другое учреждение, сопроводить его пояснениями и рекомендациями, а также сделать запись об этом в специальный медицинский журнал. Последнее важно при дальнейшем «разборе полетов».
Все случаи: нужна помощь больному или обойдется, госпитализировать или сам справится — зависят от субъективной оценки специалиста. Обыватель просто не может знать, как правильно. Была ли допущена врачебная ошибка, станет ясно уже по факту трагедии, тогда же виновные и понесут ответственность.
Но вряд ли кто-то станет ждать развязки, поэтому, если нам отказывают, мы садимся в машину и сами везем больного родственника в больницу. И уже в самом медучреждении может обнаружиться, что помогать нам никто не собирается.
Если в больнице отказывают в помощи
Или не прямо отказывают, но медработники не принимают мер для выяснения диагноза и лечения. Что делать в этом случае?
Первый совет не юридического характера: для начала убедитесь, что вопрос нельзя решить беседой на месте. Помните, персонал учреждения, куда привезли больного, обязан оказывать ему помощь до тех пор, пока сохраняется угроза жизни и здоровью.
Как правило, удается достучаться простым человеческим разговором, особенно если поставить себя на место врачей. Не получилось — нужно идти дальше и решать проблему, например, с главврачом. Очень часто вопросы, которые возникают на уровне линейного персонала, волшебным образом отпадают, стоит обратиться к кому-то из руководящего состава.
Если же переговоры не помогли, переводите ситуацию в юридическую плоскость, но помните, что нужно быть настороже. Мой личный опыт показывает: когда кажется, что ситуация критическая, лучше везде сопровождать больного и контролировать происходящее насколько возможно. Врачи врачами, но не забывайте про человеческий фактор, когда кто-то что-то забыл, недосмотрел, пропустил — и время оказалось потеряно.
Порядок действий, когда в больнице отказывают в медпомощи
1. Фиксировать факт обращения за помощью и факт отказа в ней. Обычно талон на прием к врачу становится главным документом, свидетельствующим о факте обращения за медпомощью. Мы же ведем речь о непредвиденных ситуациях, когда экстренные службы перегружены в период эпидемии и скорая не едет уже несколько часов. Устав ждать, вы решаете отправиться в больницу самостоятельно с так называемой острой болью.
Экстренный прием осуществляет дежурный врач без предварительной записи, вне общей очереди. Однако иногда в медпомощи отказывают из-за преклонного возраста пациента, без объяснения причин либо на мнимых основаниях. Например, ссылаются на всевозможные указы, приказы, положения о необходимости оставаться дома с высокой температурой во время эпидемии коронавируса.
В таком случае факт отказа в помощи необходимо зафиксировать всеми доступными способами: вести видео- или аудиозапись; потребовать у врача письменный отказ, хотя вряд ли врач его напишет; прямо на месте самостоятельно составить документ о факте отказа и попросить свидетелей происходящего подписать его.
Кроме того, попросите очевидцев оставить вам паспортные данные и свои контакты, чтобы в случае судебного спора можно было заявить подписавших как свидетелей и просить вызвать на допрос в судебном заседании.
Когда создается впечатление «халатного отношения врача», зафиксируйте факт пренебрежительного отношения, а не отказа в помощи, а в остальном действуйте по той же схеме.
2. Попытка решить все на месте. Когда не удалось «по-хорошему» решить вопрос с врачом, необходимо переговорить с главврачом, заявить ему жалобу и попытаться воздействовать через страховую компанию.
Порядок действий такой:
Чаще всего на данном этапе удается полностью решить вопрос и получить медпомощь надлежащего качества. Если же конфликт по-прежнему не будет исчерпан, придется обратиться в другое медицинское учреждение или к другому специалисту.
3. Обращение в контролирующие госорганы. Контроль качества предоставления медуслуг и работы конкретной больницы осуществляет соответствующий департамент регионального Министерства здравоохранения. Вы всегда можете написать туда жалобу.
В жалобе укажите все обстоятельства дела, приложите копии доказательств, четко изложите просительную часть: что конкретно вы хотите от госоргана.
Сдать жалобу можно: нарочно (лично), предварительно распечатав в двух экземплярах, — на одном из них поставят отметку о том, что жалоба принята; по почте — с описью вложений; в электронном виде, если такая возможность указана на сайте ведомства.
Полиция и прокуратура как надзорный орган тоже компетентны рассматривать ситуации такого рода. Но обращаться туда имеет смысл, если из-за отказа в медпомощи человеку был нанесен вред и есть документы, подтверждающие это. Например, состояние здоровья больного ухудшилось, он утратил трудоспособность или пострадал материально — обратился за платной помощью и пр.
В местном отделении полиции и прокуратуре, адрес и контакты которых легко найти в интернете, есть бланки для обращения граждан. Механизм подачи жалобы тот же: четко разъясните ситуацию, опишите все действия, которые вы предприняли, приложите копии доказательств. Сдать жалобу также можно лично, почтой либо в электронной форме с использованием интернет-приемной.
1 Ст. 124, 125 УК РФ «Неоказание помощи больному».
2 Это следует из Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Что делать если скорая помощь не приезжает
Многие из нас в последнее время столкнулись с проблемой долгого ожидания скорой помощи. До нее стало невозможно дозвониться, а приезда бригады нужно ожидать длительное время. Что делать в случаях, когда скорая не приезжает.
Деятельность бригад «Скорой помощи» до самых мельчайших деталей — вплоть до формы шапочек и халатов врачей — регламентируется приказом № 388 Министерства здравоохранения РФ. В этом документе можно найти всю последовательность действий, которые должны выполняться работниками экстренной службы помощи, перечень необходимых препаратов в укладке врача, которую он берет с собой.
Помните, норматив времени для приезда скорой помощи составляет 20 минут, а для труднодоступных местностей — до 60 минут. В чрезвычайных ситуациях (ДТП, пожар и т.д.) скорые должны приезжать немедленно. Если за нормативное время скорая помощь не приехала, можно позвонить и уточнить причины у диспетчера. Также можно подать электронное сообщение с жалобой через портал Госуслуг.
Куда жаловаться, если скорая помощь не приехала на вызов
Если вам требуется экстренная медицинская помощь, не имеет смысла подавать письменные или электронные жалобы. Чтобы уточнить причины задержки приезда скорой помощи, можно позвонить диспетчеру по номерам 103 или 112.
Это может быть связано с большой нагрузкой на бригады скорой помощи, сложной обстановкой на дорогах и пробками. Например, в условиях пандемии коронавируса большая нагрузка на скорую помощь наблюдается почти во всех регионах.
Из-за пандемии коронавируса принят Временный порядок работы медицинских организаций (приказ Минздрава РФ № 198 н). Согласно этому документу, вы можете подать электронное сообщение через сервис Госуслуг в следующих случаях:
если вы не можете дозвониться до поликлиники или скорой помощи;
если возникли проблемы с вызовом бригады скорой помощи (например, если диспетчер не обращает внимание на симптомы болезни и настаивает на визите пациента в поликлинику);
если скорая помощь не приехала, несмотря на зарегистрированный вызов.
В сообщении нужно описать ситуацию, сформулировать суть вопросов. В одном сообщении нужно указать одну проблему, вопрос или предложение. Если у вас несколько жалоб, подайте несколько сообщений.
Ответ на обращение будет направлен в личный кабинет Госуслуг и на электронную почту. Если проблема не будет решена, можно поставить низкую оценку медицинской организации. После этого ее проверят должностные лица Минздрава РФ.
Объяснения диспетчера, что вызовов много, а бригад мало, не являются законным оправданием. Пациент не виноват, что штат станций скорой помощи не укомплектован, или, например, машины находятся в плохом состоянии. Здесь ответственность несут местные органы власти.
Надеюсь, информация будет вам полезной и пригодится на случай долгого ожидания скорой помощи.
Как спасти человека, если «скорая» долго не едет
Что делать, когда профессиональная помощь запаздывает при подозрении на инфаркт, инсульт, острых болях и глипогликемической коме.
Россияне обращают гнев на скорую помощь, потерявшую в пандемию былую оперативность. Но медики, ставшие заложниками ситуации, продолжают работать в полную мощь, несмотря на нехватку персонала и мощностей.
Вместе с экспертами выясняем, как устроена неотложка, можно ли оказать помощь больному до приезда медиков, стоит ли не дожидаться «скорой» и самостоятельно привезти пациента в приемный покой и какие возможны решения по снижению нагрузки с врачей.
А в каком случае вообще нужно вызывать скорую помощь?
Пациент сам решает, соответствует ли его состояние объективной потребности в неотложке. В итоге на линию нередко поступают неоправданные заявки.
«Во-первых, скорую медицинскую помощь вызывают пациенты, которые считают, что им срочно необходимо в больницу: или по тяжести своего состояния, или для срочного выполнения исследований, которые по каким-то причинам недоступны в поликлинике, — рассказывает заместитель главного врача НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе (по скорой медицинской помощи) Андрей Махновский. — Во-вторых, звонят пациенты, которые не могут вызвать участкового врача на дом. Как правило, такие вызовы поступают в вечерние и ночные часы — в этом случае „скорая“ выполняет непрофильную функцию. В-третьих, люди склонны звонить по телефону „03“, считая врачей „скорой“ более квалифицированными, чем при поликлиниках, что в корне неверно».
Вызов принимает фельдшер, который расспрашивает о состоянии больного, уточняет жалобы и сортирует заявки на две категории: экстренная или неотложная помощь. От этого зависит, насколько быстро приедут медики.
По первой группе приводится исчерпывающий перечень оснований. Речь идет о таких внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях, которые представляют угрозу жизни пациента: нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения, болевой синдром, травмы, отравления, ранения с кровотечением или повреждением органов, ожоги, роды, угроза прерывания беременности, кровотечение. Сюда же относят психические расстройства, если они сопровождаются опасными для окружающих действиями больного. К пациенту скорая должна прибыть максимум за двадцать минут. Вызывается ближайшая свободная бригада.
«В условиях пандемии общее количество обращений значительно увеличилось, прежде всего — за счет вызовов неотложных. Но даже в условиях пандемии большинство экстренных вызовов выполняются в установленные сроки, при этом неотложные — с задержками, порой весьма существенными. При таком потоке пациентов фельдшер по приему вызовов старается сперва направить бригаду к тем, кто нуждается в экстренной медицинской помощи: при подозрении на острый коронарный синдром (инфаркт миокарда), при подозрении на инсульт, тяжелые травмы, острые хирургические заболевания и другие жизнеугрожающие состояния. Затем в порядке очередности поступления обслуживаются неотложные вызовы — в этом, наверное, состоит принцип социальной справедливости», — объясняет эксперт.
Получается, жизнь пациента зависит от того, отнесет ли фельдшер звонок к экстренному или неотложному?
Так и есть. Действуют подробные инструкции, как оператор должен общаться с человеком, чтобы избежать ошибки. Так, если из слов звонящего неясно, угрожает ли что-либо жизни больного, диспетчер задает дополнительные вопросы: в сознании ли человек, дышит ли он и другое. Иногда без уточнений не обойтись: если болит нога, то где, не побледнела ли; если у пациента рвота, то из-за чего и наблюдаются ли признаки крови.
«Одним из поводов для отнесения вызова скорой медицинской помощи к категории экстренных является нарушение дыхания. Но это субъективный симптом. Как определить, насколько сильно выражено нарушение дыхания у данного конкретного пациента? Общедоступный объективный критерий — пульсоксиметрия, — объясняет Махновский, добавляя, что ему и его коллегам хотелось бы, чтобы в пандемию в домашних аптечках у горожан появились пульсоксиметры. — Если на устройстве показатель сатурации крови ниже 94 у молодых людей и ниже 90 у пожилых и у лиц с хроническими заболеваниями — это однозначный повод для вызова бригады скорой медицинской помощи».
Можно ли оказать помощь, пока «скорая» едет?
Определенно, но помните, что вы берете на себя большую ответственность, а в некоторых случаях можете и навредить. Лучше согласовать действия с диспетчером скорой помощи. Если сотрудник затрудняется ответить, попросите связать с дежурным врачом со специализацией по вашей проблеме.
Доврачебная помощь зависит от того, с какими симптомами столкнулся больной. Приведем несколько наиболее распространенных случаев, требующих оперативных действий.
Инфаркт миокарда
Сердечный приступ может поразить любого, молодые люди — не исключение, рассказывает заведующий кардиологическим отделением номер 1 Елизаветинской больницы Ростислав Нильк. При болях в грудной клетке, особенно тех, что связаны с физнагрузкой, стоит прийти на прием к кардиологу. Так вы сможете предотвратить инфаркт — все лучше, чем бороться с его последствиями.
«Если боль располагается за грудиной, она сильная, сжимающего или жгущего характера — это характерный признак сердечного приступа. Она может отдавать в левую руку, лопатку, плечо, в нижнюю челюсть и шею или в область живота. Могут при этой боли появиться одышка, неритмичный или медленный или быстрый пульс, повышенная потливость», — отмечает Нильк.
Необходимо уложить больного, освободить шею от одежды, дать одну дозу нитроспрея под язык или рассосать одну таблетку нитроглицерина. Через пять минут повторить процедуру, если боль не прошла. После — уже нельзя, потому что давление может сильно упасть.
«Если вы использовали нитроглицерин два раза, и боль не проходит, нужно разжевать 300 мг ацетилсалициловой кислоты — это или ½ таблетки обычного аспирина, или любые другие препараты равные 300 мг ацетилсалициловой кислоты. Через 10 минут нужно вызвать скорую помощь. Больше, к сожалению, дома ничего сделать самостоятельно нельзя», — подытоживает эксперт.
Инсульт
Распознать острое нарушение кровоснабжения головного мозга не так сложно. Как правило, у больного резко возникают асимметрия лица, слабость или нарушение чувствительности в руке, ноги, расстройство речи, головокружение, шаткость походки, угнетение сознания, внезапный судорожный приступ. Попросите пациента поднять обе руки или улыбнуться — асимметрию легко будет заподозрить, рассказывает врач-невролог, психиатр Елизаветинской больницы Роберт Арушанов. Помните, время — главное.
«Как можно быстрее вызовите бригаду „скорой“. Своевременное и правильное оказание помощи может предотвратить повреждение клеток мозга. Успокойте больного и не паникуйте сами. Уложите человека в удобное положение горизонтально, если он в сознании или нет проблем с дыханием. При их нарушении устройте пациента набок для лучшего оттока слюны. Обеспечьте свежий воздух, расстегните пуговицы, развяжите галстук, освободите от тесной одежды. При наличии повышенного давления приподнимите изголовье, при сниженном — немного приподнимите ноги. Контролируйте давление и дальше», — отмечает невролог.
Обязательно выясните время начала симптомов, наличие хронических заболеваний и принимаемые препараты. Это сократит время в разговоре с медиками. Не оставляйте больного одного, фиксируйте его состояние. Реанимационные действия — при необходимости и наличии соответствующих навыков. Не рекомендуется кормить и поить больного из-за возможного нарушения глотания, а также давать таблетки без согласования с врачом, добавляет Арушанов.
«Если человек во время инсульта один, звоните в скорую или, если это технически проще (например, в телефоне есть быстрый набор), тем, кто может оказать помощь: родственникам, друзьям. Если не получается, выйти на лестничную площадку или хотя бы отпереть дверь. Следует знать, что состояние может быстро ухудшаться, то есть если сейчас у человека еще есть возможность звонить и разговаривать, то через полчаса ее уже может не быть», — отмечают в Фонде борьбы с инсультом ОРБИ.
Острые боли в животе
Незамедлительно стоит обратиться к врачу при следующих симптомах: боль усиливается с течением времени и не проходит либо приобретает характер схваток. Насторожить могут кашеобразный стул, диарея. Появляются тошнота, рвота пищей, желчью, кровью. Также вызвать «скорую» стоит, если началась боль, а пациент знает, что у него хроническое заболевание, например, язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки. В этом случае высок шанс открытия язвы с кровотечением, отмечает гастроэнтеролог Алена Меркулова.
«До приезда врачей можно принять спазмолитики, а вот от анальгетиков стоит отказаться. Они смазывают клиническую картину: боль уйдет, а причину не убрали. Пить воду не советую — разве что глоточек. Принимать пищу вообще нельзя. Вдруг потребуется оперативное лечение с наркозом? Тогда возможно осложнение в виде аспирационной пневмонии: выброс содержимого желудка в бронхиальное дерево. Не используйте грелку или пакет со льдом. Они необходимы, если требуется остановить кровотечение, а мы наверняка не знаем, есть оно или нет», — отмечает врач.
Гипогликемическая кома
При падении уровня глюкозы в крови возможна гипогликемическая кома. Она сопровождается головной болью, тошнотой, рвотой.
«При потере сознания необходимо принять „Глюкогон“, который, однако, в последние месяцы в дефиците в России. В качестве альтернативы — положить за щеку немного меда, сгущенки или другой вязкой сладкой жидкости. Продается и глюкоза в виде геля. Вливать и всыпать ничего нельзя, иначе будут забиты дыхательные пути. Если же человек не потерял сознание, ему можно предложить сладкую жидкость или конфеты», — рассказывает эндокринолог Татьяна Махова.
Возможно и обратное состояние — гипергликемическая кома, проявляющаяся из-за избытка глюкозы и развивающаяся несколько часов. Сигналом станут жажда, большая потеря жидкости, усталость, тошнота, запах ацетона изо рта. Больной как будто находится в заторможенном состоянии. В этом случае важно вызвать скорую, пока пациент еще в сознании.
«В обоих случаях комы важно положить человека на бок, следить, чтобы язык не западал», — добавила эндокринолог.
Как быть с травмами или остановкой дыхания?
Первая помощь различается в зависимости от того или иного симптома. Так, при остановке дыхания и потере сознания понадобится сердечно-легочная реанимация, а если пациент подавился — прием Геймлиха. Действия различаются при травмах. Где-то, как при наружном кровотечении, пригодится жгут, а где-то, как при переломе, дополнительная фиксация места повреждения. Отдельные правила установлены при ожогах и переохлаждении.
Помните, что без детальных знаний первой помощи лучше не геройствовать. Обычных школьных знаний может не хватить.
«Скорая» не приезжает. Что делать?
Скорее всего, ваш вызов отнесли к неотложным, а не экстренным. Попробуйте перезвонить диспетчеру и объяснить, почему ваше состояние или самочувствие больного рядом с вами требует как можно более срочного врачебного вмешательства. По утверждению Махновского, медики, как правило, всегда приезжают вовремя по экстренным вызовам, даже несмотря на пандемию.
Однако на практике случается всякое. Читатель «Росбалта» рассказал, как отец знакомого умирал из-за инфаркта в ожидании медиков. Карета приехала через час — было уже поздно.
Если звонки по «03» не помогают, рассмотрите альтернативы. Можете вызвать коммерческую скорую помощь, которая, как правило, славится оперативностью, или пожаловаться по горячей линии местного ведомства по здравоохранению.
Можно ли самостоятельно отвезти пациента в приемный покой, не дожидаясь медиков?
Да, но ответственность — на ваших плечах. При транспортировке больному может стать хуже.
«Есть сложность — пациент должен знать, какой стационар может его принять. Какое учреждение переведено в статус ковидного, а какое — многопрофильное? Есть ли на месте необходимая инфраструктура? Вас, конечно, могут принять, дать кислород, обезболивающий укол, но при этом не исключено, что сотрудники также вызовут „скорую“, чтобы передать по месту назначения», — уточняет представитель отрасли, пожелавший сохранить анонимность.
Опрошенные корреспондентом врачи солидарны: транспортировка возможна и при инсульте, и, например, при острых болях в животе. Но лучше всего проконсультироваться с фельдшером скорой помощи. Каждая болезнь имеет нюансы.
Система здравоохранения перегружена из-за пандемии. Но врачи «скорой» все же нередко сталкиваются с необоснованными вызовами, тогда как кто-то нуждается в оперативной помощи здесь и сейчас…
Да, и бороться с этим явлением нелегко. По мнению сопредседателя профсоюза медработников «Действие» Андрея Коновала, единственный выход — многолетнее и массовое просвещение россиян, необходимо доступно объяснять, почему вызов «скорой» по самому незначительному поводу — зло, и как правильно действовать при тех или иных симптомах. Некоторые эксперты предлагают штрафовать граждан за необоснованные звонки или ввести плату за выезд медиков, однако, по мнению собеседника, такую инициативу рассматривать не стоит — медицинская помощь в стране оказывается бесплатно, и так и должно оставаться.
«Если человек не настолько плохо себя чувствует, звонить в „скорую“ не стоит, — рассказывает на условиях анонимности представитель отрасли. — Нужна консультация? Вызывайте врача поликлиники или используйте дистанционные консультативные сервисы. Если же вы понимаете, что вам однозначно нужно в больницу, незамедлительно вызывайте врачей. Главное, четко формулируйте: „Я задыхаюсь“, „Третий день высокая температура“ и другое. Бригада приедет в первую очередь. Важно, чтобы не было злоупотреблений. С ними нужно бороться исключительно просвещением. Можно было бы экономическими способами, но таких рычагов сейчас нет. К тому же у нас нет ресурсов, чтобы судиться с пациентами, тяжело доказывать, что вызов был необоснован», — отмечает эксперт.
Как снизить нагрузку на врачей?
Самое очевидное — дождаться конца пандемии. Но эта проблема носит системный характер, и никакой коронавирус — вернее, его отсутствие — положение не спасет.
«Надо наконец платить достойную зарплату и заниматься комплектованием кадров, увеличивать количество бригад, потому что оно сегодня формально занижено. Но для этого нужно реальное увеличение финансирования скорой помощи. Другого быстрого выхода нет», — отмечает Коновал.
По мнению сотрудника из отрасли скорой помощи, необходимо выстроить систему здравоохранения на основе принципа единоначалия. В некоторых регионах, например, в Петербурге районная медицина подчинена администрации района, а больницы и городская станция скорой помощи — комитету по здравоохранению.
«Тяжело наладить гармонию. Где-то ресурсы в избытке, а где-то — в дефиците, независимо от стоящих задач. Необходимо создание межрайонных органов управления здравоохранения. Это частично решило бы проблему», — уверен эксперт.