Долмушка что это турция
Долмуши в Турции
// Опубликовано: автор: admin
Путешествия за границу – это давно уже не роскошь для отечественного туриста. Стоимость поездок значительно уменьшилась и пересечь границу стало простым и обыденным делом. Но, прежде, чем с головой окунаться в неизведанную культуру страны, следует тщательно все изучить. Начать следует прежде всего с местного транспорта.
Даже если вы отлично знаете национальный язык страны, разобраться с транспортной развязкой того или иного государства будет достаточно сложно. Такси вам в помощь! Но, с другой стороны, стоит ли отдавать бешенные деньги за такси, когда есть альтернативные способы передвижения? Наиболее удобный и выгодный для туристов транспорт предлагает Турция.
Долмуш – это особый вид маршрутного такси Турции, который мало в чем отличается от отечественной «Газели». Эти такси имеют свои маршруты, которые расписаны на лобовом стекле такси. Что толку [c]придумывать маршрутные номера, если туристы судорожно ищут знакомые названия улиц и кварталов?
Передвигаются долмуши не особо придерживаясь конкретного расписания. Да и как там строго рассчитать время, когда каждый водитель может по собственному желанию вносить коррективы в маршрут. Чего только не сделаешь для растерянного туриста? Можете быть уверены, что если вы попросите, то водитель сделает небольшой кружок в нужном направлении.
Остановки для этого транспорта находятся там же, где и для другого транспорта. Плюс к этому, есть дополнительные остановки, которые обозначенными значком в виде буквы «D». Но будьте готовы встретить огромную очередь, которая ожидает свой долмуш. Такой ажиотаж связан с невысокой платой за проезд.
Откровенно говоря, это один из самых экономных видов транспорта Турции. При этом плата за проезд не фиксирована. Стоимость зависит от длительности поездки. Чем дольше едите, тем выше стоимость. Но, тем не менее, поездка из одного конца города в другой будет в разы дешевле, нежели пара кварталов на такси. Если же вы не желаете проводить утомительные минуты в ожидании на остановке, то насладитесь пешей прогулкой по экзотическому городу. Вполне вероятно, что на одной из обочин вас ожидает другой долмуш.
Благодаря не значительной плате за проезд, в большинство времени эти автобусы забиты людьми. Но, с целью комфорта пассажиров многие из них оснащены кондиционерами.
К минусам этого транспорта следует отнести и длительность поездки. Поскольку помимо фиксированных остановок, водитель может останавливаться там, где ему заблагорассудиться, четко ограничить временные рамки такого путешествия нельзя. К тому же, долмуши передвигаются очень медленно, чтобы каждый пассажир мог вовремя сориентироваться и заказать свою остановку.
Следует отметить, что работают долмуши не только по городу. Они осуществляют перевоз пассажиров и между городами. В основном это касается курортных районов. Отличить, какой долмуш следует по какому маршруту, [k]можно по его цвету. Такая система различения придумана для более удобного ориентирования туристов.
Итак, на лицо неоспоримые плюсы этого вида транспорта: низкая стоимость проезда, большое количество таких такси, внимательность водителей, дополнительные остановки. Также, есть и ряд минусов: долгий проезд и не высокий уровень комфорта. Следует отметить, что таким видом транспорта может похвастаться только Турция. Поэтому, если вы решили посетить эту солнечную страну, не откажите себе в удовольствие прокатиться на долмушах.
И напоследок небольшое видео поездки на долмуше:
Денис Блищ. Частное мнение
Долмуш – национальный вид транспорта Турции! В Турции, конечно, есть какой угодно транспорт: лоукосты и традиционные авиакомпании, быстрые (и медленные) поезда, паромы, катера, комфортабельные автобусы, но без долмушей невозможно представить эту страну. Долмуш такой же обязательный элемент турецкого пейзажа, как оливковые сады и голубое море. Они распространены не по всей территории страны, а встречаются больше в густонаселенных районах, хотя и в глубокой провинции тоже носятся белые микроавтобусы, ежедневно перевозя людей. Долмуши очень дешевы как способ передвижения, но и маршруты их далее 100 километров мне не встречались. Как правило междугородняя турецкая маршрутка идет максимум на 2-3 райцентра (илчи) вглубь от центра региона (ил). Система долмушей децентрализована и очень запутана, но кое-какие подсказки я публикую в этом посте, чтобы в вашу следующую поездку в Турции вы не переплачивали турфирмам за поездку реальной стоимостью 1 доллар.
Долмуши бывают двух видов – городские и пригородные. О городских писать нечего, никаких отличий от наших у них нет.
С пригородными куда сложнее, но и интереснее, так как они позволяют очень дешево передвигаться по стране.
Пригородный/междугородний долмуш всегда белого цвета в отличие от городского, который бывает и кремового, и бирюзового, и красного. Подвижной состав – разнообразная “турция”, а также прочие дешевые автобусы. На капоте и задних дверях написан маршрут, за которым закреплен бус; на боковых стеклах – основные пункты маршрута. Если машину переставляют на другую трассу, на приборной панели устанавливается временная табличка, но это бывает редко.
Водители долмушей не страдают украшательством (вероятно, запрещено властями), но не отказывают себе в удовольствии наносить разного рода надписи на кузов и стекла. Чаще всего встречается междометное восклицание восхваления Аллаха “Машалла”, но бывают и варианты.
Вверху “Aġlicaksan oynamayalim” – что-то типа “предлагаю не гонять на перегонки”, а ниже “çakallarla yarişiriz” – продолжение фразы, но я не знаю, какой в нее вложен смысл. Можно понять как “гоняют только шакалы”.
“Kücük metin” – пустая фраза, дословно переводится “маленький текст”.
А это водитель долмуша, увидевший из кафе, где он ужинал, что я заинтересовался микриком, и выскочил попозировать, не забыв включить фары.
Вообще в Турции люди приветливые как и повсеместно в Азии, угрюмые и злые встречаются заметно реже, чем у нас. Но у них есть и недостаток: абсолютное незнание английского. Передвигаясь маршрутками вы будете предоставлены сами себе и не сможете получить никакой справки у шофера.
Придется разбираться самому 🙂
Лучший способ разобраться – сходить на ближайший автовокзал. В поселках и мелких городах гнездом долмушей всегда выступает именно автовокзал. В крупных, увы, все не так. Долмуши могут заезжать туда, но он не будет местом их фактического отправления по маршруту.
Начнем с мелких. На карте необходимо найти точку с названием “Otogar” – это и будет автовокзал.
Вот, например, илчи Сельчук, где Эфес:
А это Урла, райцентр неподалеку от Измира:
Турецкие автовокзалы устроены совсем не так, как у нас. У них может даже не быть зала ожидания, а расписания вывешены на обычных листочках где-нибудь на фасаде.
Расписания составлены не по направлениям, а по перевозчикам, при этом никакой централизации на некоем “табло отправления” нет за исключением очень крупных городов. У каждого перевозчика будет своя касса (иногда просто стол с усатым турком и пачкой денег), даже у операторов долмушей, коих насчитывается превеликое множество.
Все это сложно, поэтому лучше на месте изучить нужные направления.
В крупных городах маршрутки пасутся в специальных местах – улицах, площадях, у станций метро. Найти эти места сложно, они плохо гуглятся, приходится буквально включать режим разведчика. В частности в Измире нужная мне площадка нашлась через таксиста. Я сел в такси и попросил отвезти туда, откуда уезжают маршрутки в нужный Гумульдур. Таксист привез меня на неприметную остановку в районе Газиэмир, где тусовалась толпа народу и работал зазывала, рассаживающий пассажиров в нужные автобусы. Сервис!
На напряженных маршрутах долмуши ходят часто, иногда каждые 10-15 минут. На ненапряженных может быть несколько рейсов в день.
Маршрутки отлавливать можно где угодно, абсолютно в любой точке улицы или трассы, водитель ради нескольких лир готов нарушать любые правила. В местах с плотной застройкой по этой причине они едут чрезвычайно медленно, сигналя всем прохожим без разбора, как бы привлекая внимание к себе. Но за городом превращаются в “шумахеров” и втапливают тапки ровно в пол.
В маршрутках чаще нет кондиционера, но открываются все окна. Иногда водитель распахивает на ходу и двери 😉
Салон выполнен максимально непритязательно. Встречаются вариации с накопительными площадками либо без оной, но с багажным отделением. Крупные сумки и коляски перевозить в долмушах можно без всяких проблем.
Попадаются салоны с вырвиглазным освещением. Очень часто есть флаги под потолком.
Теперь вопрос оплаты. Как правило в салоне висит прайс-лист по основным точкам маршрута. Вариант “зашел – вышел” повсеместно стоит 2,5 лиры, это около 80 белорусских копеек. Маршрут длиной 5-10 километров оценивается в 1 рубль, дальше больше, но редко дороже 3 рублей (это уже будет маршрут около 50 километров). Покупка талончика на автовокзале выходит дешевле примерно на 20%.
Иногда маршрутчик может брать цену из головы, конечно, только по отношению к иностранцу. Но они сильно не наглеют, может, те же 20% сверху накидывают 🙂
Я не знаю, можно ли покрывать большие расстояния в Турции при помощи цепочки пересадок из маршрутки в маршрутку, но, похоже, для западного и южного побережий эта схема будет работать.
И я, само собой, хочу совершить такое путешествие.
▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал «Минск и минчанин». ◀︎
Разноцветные долмуши по Мармарису снуют и пассажиров везут
Знакомство с местным транспортом — долмушами началось неожиданно.
Dolmuş — это местное маршрутное такси, в переводе с турецкого означает наполненный. Хотели мы попасть в пещеру Нимара, отельный гид Александр посчитал, как выяснилось позже, совершенно неверно, что долмуш до Yalancı Boğazı отправляется с местного автовокзала.
Мы вышли на главную улицу, наш знакомый гид Джихан взмахнул рукой и долмуш остановился, мы сели на него и спокойно доехали до автовокзала. Собственно до его конечной остановки.
Попытки отыскать искомый долмуш оказались безуспешными, да и как найти чёрную кошку в тёмной комнате, если её там нет, у долмуша на Yalancı Boğazı была совсем другая остановка.
Залезли снова в маршрутку и поехали в город, по пути пришла мысль съездить в Ичмелер. Рассекали мы по городу на долмуше с бирюзовой (зеленой) полосой «Ситилер — Отогар».
Отогар — это местное название автовокзала. В результате, когда доехали до конечной остановки в Ситилере, то пришлось сойти и дожидаться долмуша с оранжевой полосой, который ходит между Ичмелером и Мармарисом. Конечная остановка в Ичмелере — на противоположной стороне посёлка от Мармариса, прямо возле пляжа.
Карта Мармариса и прилегающих окрестностей выглядит следующим образом.
Конечную остановку долмуша до Яланджи-Богаз мы отыскали на следующий день. Она находилась практически рядом с площадью Молодёжи, только по другую сторону от проезжей части на площади, закрытой от дороги зданием с магазином «MM Migros».
У маршруток до Обманного пролива — розовая полоса. По этому маршруту мы от конечной остановки до конечной на перешейке доехали.
Эта та же конечная остановка для долмушей до Бельдиби, но туда мы не ездили — никаких достопримечательностей там не ожидалось.
Долмуш «Мармарис _Бельдиби» — с коричневой полосой.
Есть еще долмуш синей полосой,
бегающий от района Армуталан до центра Мармариса. Хотя он проезжал прямо мимо отеля, но как-то не удосужились на нём прокатиться.
Отсутствие номеров у маршруток, но зато наличие цветной полосы — удобно, если Вы не дальтоник. Но такая ситуация просуществовала до 2015 года, когда появились долмуши без полос.
Как сами местные их называют — муниципальные. Они покрупнее обычных долмушей. Если в разноцветных долмушах — разная ценовая политика, то на муниципальных долмушах — стоимость фиксированная.
На конечной остановке в Ситилере стояли как долмуши с бирюзовой полосой, так и муниципальные.
Многие рекомендуют вечером на долмушах не ездить, мол людей как селёдок в бочке, да мы как-то и не ездили, было не интересно. А вот днём людей практически в долмушах нет. Сесть и выйти можно практически в любом месте, не взирая на наличие остановок.
В муниципальных долмушах несколько цивильнее — даже кондиционер есть.
Да и так долмуши выглядят получше, чем наши многострадальные маршрутки.
А вот миф о необходимости расплачиваться местной валютой, иначе мол водители (кондукторов в долмушах нет) обманут, не подтвердился. Спокойно давали сдачу с долларов по нормальному курсу, в отличие от магазинов, продавцы некоторых магазинов жульничали и занижали обменный курс пр покупке товара.
ЧЕМ В ОТЕЛЕ СИДЕТЬ – ЕДЬ НА ДОЛМУШЕ В СИДЕ!
Советы туристам
Странное лето выдалось – жара чередуется с прохладой и дождями… Накопилась усталость, захотелось на море. Куда-нибудь недалеко и без пересадок, но чтобы комфортно и песчаный пляж, как в рекламе.
В общем, экзотика сразу отпала из-за расстояния, Европа вслед за ней по причине высокой стоимости за достойный комфорт, традиционный Египет – из-за жары, а по остальным направлениям не устраивал вылет из других городов.
Решено было остановиться на Турции: во-первых, из родного города; во-вторых, всего пару часов лёта и безвиз; в третьих, за относительно нормальные деньги можно подобрать отличный сервис и «Всё включено»; в четвёртых, – есть шанс найти отличное побережье. И вот здесь главное было не ошибиться – в основном-то там галечные пляжи, а плескаться в бассейне, когда море рядом, не особо хотелось.
КТО ТАКОЙ СУРАЛ И ПОЧЕМУ САРАЙ?
— А давай поживём в сарае?! – задорно предложила жена.
— А почему бы и нет! – согласился я.
Забегая вперёд скажу, что с выбором мы не ошиблись, остановившись на «Сурал Сарай» рядом с Сиде в деревне Чолаклы. Как оказалось, первое слово – это фамилия местного олигарха, у которого сеть классных отелей, заводов и производство минералки, благодаря чему в гостинице безлимит вкусной бутилированный воды. Именно вкусной, от которой нет расстройства желудка, изжоги и прочих «радостей отдыхающего». Ну, а «сарай» переводится просто как «дворец».
Рядом с заправкой перед павильонами а-ля привокзальный рынок уже стояло несколько туристических автобусов. Туалет, конечно, пригодился, а вот плавки, шорты, футболки и солнцезащитные очки явно китайского производства по цене фирменных вещей покупать не хотелось. Впрочем, как и мороженое по доллару за шарик или шаурму за пятёрку. Кстати, даже перед вылетом, на полпути по дороге в аэропорт, нас (в 4 утра!) также завезли на «фабрику» «Сорбент» со словами: «Кто не купил подарки и сувениры». Вот тут вообще без комментариев, хотя… пахлава по 15 евро небольшая коробочка и лукум от 10 до 15…
Минут через 20 мы в отеле. Хотя «Сурал Сарай» и построен в 1994 году, но недавний ремонт его отлично освежил и за всё время пребывания мы так и не обнаружили трещин, пятен, ржавчины, плесени и прочих изъянов. Возможно, в нём нет помпезности и величия, как в новых люксовых «пятёрках», но выдержанная классика всегда на уровне. Традиционный внешний вид, просторный холл, всё в мраморе и граните. Большая территория с высоченными пальмами и самое главное – свой, шикарный, широченный, пляж с мягким песочком. Такое же приятное дно и под бирюзово-прозрачными водами Средиземного моря. Кстати, исследовав побережье, стало понятно, что это действительно самая лучшая его часть. Буквально в ста метрах в сторону (там территории «Орфея», «СидеСанХотел» и др) прямо на берегу и в воде естественные каменные образования. Глыбы, короче говоря. Как выяснилось позже, здесь у многих отелей, даже у дорогих «пятёрочек», «пляж через дорогу». А дороги разные бывают….
Номер достался просторный, с огромной кроватью, большим балконом с видом на сад с бассейном и видом море. Большой LCD-телевизор, комфортный санузел, в котором столешница и основные элементы также из мрамора.
Завтрак и ужин – в уютном ресторане на «лаунж-этаже». За каждым гостем резервируют столик на всё время отпуска. В общем, всё организованно и продуманно. Обеды в открытом пляжном ресторане с видом на море.
На завтрак, в основном, предлагают несколько видов сыра и брынзы, колбас и сосисок, а также яйца, сезонные овощи (салаты) и фрукты. Есть также оливки, соления и сладости.
А вот обеды и ужины превращаются в «праздник живота». К перечисленному добавляются перетёртые супы, паста и каши, лепёшки на камне (делают при вас), несколько, по-разному приготовленных, видов мяса, птицы и рыбы, торты и пахлава, различные пирожные, сухофрукты и многое другое. Каждый день добавляется «изюминка»: например, форель на гриле, цыплёнок табака, кебаб и тому подобное.
Вода, вкуснейшие травяные чаи, разный кофе, горячий шоколад, газированные напитки в ассортименте и в любых количествах.
С 15 до 17 возле бассейна мороженое, а с полуночи – супчик в основном ресторане.
Каждый день с 21.00 на сцене прямо над бассейном шоу-программы. «Африканское шоу» и «Колумбия» оставили самые яркие впечатления.
Понравился отель отсутствием пьяных (хотя алкоголь везде и наливать можно самому), шумных компаний и дискотек. Каждый день аниматор зазывал всех на танцы в 23.00, но за всё время никто так и не пришёл!
Между отелем и пляжем вымощена красивая набережная для романтических прогулок (ну, или спортивных пробежек 🙂
Многие приезжают с детьми самых разных возрастов, начиная от грудничков. Но большая территория отеля и пляжа позволяет избежать их криков.
В особенно жаркие дни возле гостиницы всегда дежурит карета «Скорой помощи».
Приветливый персонал (особенно приятно общаться на рецепшене с администратором Замирой Ахмедовой – светловолосая женщина, отлично владеющая русским, английским и немецким языками) оставил хорошие впечатления. Уборщики делают свою работу настолько незаметно, что, порой, даже непонятно, почему всегда чисто. В номере обычно оставляют 2-3 упаковки минералки без газа.
Вывод: номерной фонд в «Сурал Сарай», живописная территория с буйством зелени, персонал и сервис, питание, бассейн и пляж – всё на 5+!
«МАЛЕНЬКИЙ ШАНХАЙ» ИЛИ РУИНЫ?
Как только приехали, нам назначили информационную встречу с представителем принимающей стороны («А то, мол, не будете знать, когда улетать…»). Он действительно нам рассказал, что за день до отбытия нужно будет заглянуть в синюю папку на стойке рецепшена, где будет информация о том, когда нас заберёт трансфер в аэропорт. После чего «вспомнил», что на днях их компания стала предоставлять уникальную акцию: купившие экскурсию в первый день – получат скидку аж в 5 процентов. Можно, например, поехать в Анталию (примерно, 60 км) за 55 долларов с человека, в Сиде за 40 или Манавгат за 35. Предлагал и «ДискавериПарк» с макетами динозавров (можно за 10 минут доехать самим), и т.п. Мы пообещали подумать и пошли на шопинг.
Замечу, что выгоднее брать с собой именно доллары, а не евро, так как турки при расчете считают их один к одному (хотя так не меняют :-).
На «Базаре» опять столкнулись с тем, что более половины вещей дорогие (а традиционный торг здесь, почему-то, не в почёте) и, если внимательно присмотреться, китайские. Может потому, что туристу здесь больше пойти и некуда…
Заглянули в аптеку и хороший сетевой супермаркет «Мигрос».
Ну, это, может, пойти некуда, а поехать же можно!
Долмуш (маршрутка по-турецки) можно остановить просто махнув рукой на улице или ждать на остановке.
В Манавгат нужно ехать бусиком «Чолаклы 1». Доезжаете за полтора доллара с человека и за 20 минут в самый центр, а дальше как хотите: гуляете по городку или ходите по магазинам, в которых можно найти турецкие вещи.
На следующий день точно также на долмуше мы попали в «Античный Сиде» (так называется конечная остановка) – три бакса на двоих и через двадцать минут вы гуляете среди древних колон. Далее – впечатляющий амфитеатр (колизей) и потом красивейшая набережная, руины храма Аполлона и многое другое.
Лавочек по дороге множество, но покупать там не советуем, так как это «визитная карточка» региона и цены там соответствующие. А вот возле тупика маршруток выпить стаканчик свежевыжатого апельсинового сока за доллар – рекомендуем!
Разобравшись с общественным транспортом и поняв, что это намного интереснее, увлекательнее, а, главное нелимитированно по времени, мы решили поехать в Анталию.
Что там и как описывать не будем, так как это и так известно. Разве что отметим открытие самого большого в мире океанариума. Но мы хотели самостоятельно побродить по завораживающим улочкам Старого города и не портить впечатления ювелирной, текстильной, кожаной и прочими «фабриками» с нереальными ценами, куда гиды завозят туристов вместо того, чтобы дать им возможность «окунуться в историю»…
Выйдя из отеля, мы сразу же увидели проезжающий мимо «первый» долмуш. За два доллара он довёз нас к «Чолаклы каушак» (перекрёсток с центральной трассой D400), где мы вышли на остановке. Перешли дорогу и буквально через пять минут показался большой рейсовый автобус, который мы и остановили. Высокий и комфортный, с работающим кондиционером, бесплатным стаканом воды и стюардом, за 14 турецких лир с человека домчал нас до заветной Анталии всего за час. Кстати, стоячие места здесь не предусмотрены.
Выйдя на «otogar» (автовокзал) мы спросили как нам проще всего добраться в старый город. Посоветовали на трамвае, указатели на который были повсюду. Так что больше не пришлось узнавать дорогу. В кассе нам объяснили, что нужно ехать семь остановок и выходить на 8-й Ismetpasa (Исметпаша) и на это расстояние (туда и назад) продали один на двоих электронный билет, который нужно прикладывать к терминалу.
Увлекательная поездка прошла быстро и мы, уточнив направление, через 10 минут уже гуляли по самым колоритным древним улочкам.
Вся дорога нам обошлась в 26 долларов на двоих. Но, главное, что мы были хозяева своего времени – а это самое дорогое не только здесь, но и в жизни!