Домра балалайка относятся к струнным инструментам потому что
Струнные музыкальные инструменты
В классе акустических инструментов наибольшее распространение имеют струнные. Это объясняется спросом на них у всех групп потребителей. Применение их носит универсальный характер: в концертном зале (в ансамблях и соло), для домашнего музицирования и в походных условиях.
В ассортименте струнных инструментов лидирующая роль принадлежит щипковым инструментам, что объясняется их небольшими массой и габаритами, удовлетворительным диапазоном звучания, выразительным тембром, высоким уровнем безотказности и ремонтопригодности.
Щипковые инструменты различают по количеству струн, диапазону звучания, интервалам между звуками открытых струн, форме корпуса, внешней отделке, конструктивному выполнению основных узлов.
К щипковым инструментам относят: гитары, балалайки, домры, мандолины, различные национальные инструменты (гусли, бандуры, цимбалы и др.).
Щипковым инструментом является также арфа — весьма сложный многострунный инструмент, предназначенный для крупных симфонических оркестров. Выпускают их в ограниченном количестве.
Гитара — самый популярный щипковый инструмент. Существуют следующие разновидности гитар: испанская, русская, гавайская. Классической считают испанскую (южноевропейскую) шестиструнную гитару. По количеству струн гитары бывают: двенадцати-, шести-, семиструнные. Наибольшее распространение получили семи- и шестиструнные.
В зависимости от длины рабочей части струны (мензуры) различают гитары следующих видов: большие (концертные), нормальные (мужские), уменьшенных размеров — терц (дамские), кварт и квинт (школьные). Гитары уменьшенных размеров получили название от интервала, на который они звучат выше нормальных гитар. В табл. приведена длина мензуры указанных выше видов гитар.
Семиструнная гитара (русская) имеет звуковой диапазон от З 1 /4 до З1/2 октав от ре большой октавы до ля второй октавы. Шестиструнная гитара имеет диапазон от ми большой октавы до ля-диез второй октавы.
Гавайские гитары имеют крайне ограниченное применение, в основном для концертной деятельности. Они имеют певучий, вибрирующий звук. Диапазон — 3/2 октавы.
Гитара состоит из следующих основных узлов: корпуса с обечайками, клецов, деки, дна, пружин, подставки, обкладок, грифа и колковой механики.
Корпус предназначен для усиления звуковых колебаний струн.
Он имеет форму восьмерки и состоит из плоскойверхней (1) и несколько выпуклой нижней деки — дна (2). Деки соединяются между собой двумя правой и левой обечайками (9), концы которых изнутри крепятся к верхнему (6) и нижнему (7) клецам. К обечайкам приклеивают контробечайки (8), создающие необходимую площадь для приклеивания дек. Обечайки, контробечайки и клецы образуют рамку корпуса. К внутренней поверхности дек, в средней их части, приклеивают пружины (17) — бруски различного сечения, служащие для создания необходимого сопротивления натяжению струн и равномерному распространению звуковых колебаний.
Резонаторное отверстие (15) гитары имеет круглую форму, по размерам несколько большую, чем у других щипковых инструментов. Ниже резонаторного отверстия (розетки) неподвижно приклеивают подставку (12), которая имеет отверстия и кнопки для закрепления струн (19).
Гриф — важнейший узел; от того, насколько правильно выбраны его ширина, толщина и профиль овала, зависит удобство игры. Гриф гитары (4) широкий, его нижняя утолщенная часть называется пяткой. В пятке просверливается отверстие под соединительный винт. В верхней части грифа находится деревянный или костяной верхний порожек (11) с прорезями для струн. Нижний порожек расположен на подставке (12) для струн. Расстояние между верхним и нижним порожками называется мензурой гитары. Головка грифа имеет механизм с колками (21) для закрепления струн.
Гриф гитары, как и всех щипковых инструментов, поделен на доли — лады с врезанными в него ладовыми пластинками из латунной или нейзильборовой проволоки.
Разбивка грифа на доли должна быть точной. В основе разбивки ладов лежит принцип изменения длины рабочей части струны. Длина каждого лада должна быть такой, чтобы, укорачивая на эту величину длину струны, высота звука изменялась бы каждый раз на полтона, т. е. разбивка ладов основана на получении двенадцатиступенного равномерно-темперированного строя. Точность разбивки ладов — один из важнейших показателей качества инструментов, нарушение правила разбивки грифа делает невозможным настройку инструмента и игру на нем.
Гитары выпускают обыкновенного, повышенного и высшего качества. Они различаются между собой применяемыми материалами и качеством отделки.
Корпус гитары изготавливают из березовой или буковой фанеры, гриф делают из древесины твердых пород — клена, бука, березы; накладку на гриф — из груши, черного дерева, бука; порожки — из граба, пластмассы, кости; подставку — из бука, клена, ореха, пластмассы; стрелку — из бука, березы, клена; струны — стальные, басовые — обматывают канителью. В больших гитарах применяются капроновые струны.
Балалайка — старинный русский инструмент с резким, пронзительным тембром, используется для сольного исполнения и игры в оркестрах струнных инструментов. Балалайки выпускают двух разновидностей: прима трехструнные, четырехструнные (с первой парной струной), шестиструнные (со всеми парными струнами) и оркестровые трехструнные — секунда, альт, бас, контрабас, различающиеся длиной мензуры:
♦ прима — с длиной мензуры 435 мм;
♦ секунда — с длиной мензуры 475 мм;
♦ альт — с длиной мензуры 535 мм;
♦ контрабас — 1100 мм.
Балалайки секунда, альт, бас и контрабас применяют в оркестрах и называют оркестровыми инструментами. Секунда и альт — главным образом аккомпанирующие инструменты.
Строй всех видов балалаек квартовый.
Балалайки от примы до контрабаса составляют семейство балалаек. Диапазон звучания от 1 3 /4 до 2 1 /г октав.
Балалайки, как и мандолины, домры, имеют множество одноименных с гитарами деталей и узлов.
Балалайка состоит из корпуса, грифа и головки. Корпус балалайки треугольной формы, дно слегка выпуклое, ребристое, составленное из отдельных пластин-клепок. Число клепок может быть от пяти до десяти (12, 13, 14). Клепки в верхней части корпуса крепятся к верхнему клецу (5) И соединяются с грифом.
Семейство оркестровых балалаек
Снизу клепки приклеивают к задинке (10), которая является как: бы основанием инструмента. По периметру вклеивают контробе чайки (7), придающие корпусу жесткость. На контробечайкп накладывают резонансную деку (8), состоящую из нескольких специально подобранных дощечек резонансной ели. В заказных инструментах применяют настроенную деку, т. е. деку, звучащую в определенном тоне. Дека имеет форму равнобедренного треугольника, основание которого прямое, а стороны несколько изогнуты. В деке вырезают резонаторное отверстие-розетку, имеющую украшение в виде кружка или многогранника из перламутра, пластмассы, древесины ценных пород. С правой стороны деку прикрывают панцирем (18), предохраняющим ее от повреждений. К внутренней стороне деки приклеивают небольшие планки-пружины (6), придающие ей упругость и повышающие чистоту звука. Ниже розетки (19) на деке устанавливается подвижная подставка, передающая колебания струн деке. Подставка определяет высоту струн над грифом и ограничивает рабочую длину струн Место соединения деки с корпусом закрывают обкладкой. На ребре деки в нижней части корпуса находится нижний порожек (11). Гриф приклейной составляет единое целое С корпусом, имеет то же назначение, что и гриф гитары,
грифа прикреплена головка (1) с колковым механизмом (25). Колковый механизм имеет червячные передачи, предназначенные для натяжений и настройки струн (22). По всему грифу на определенном расстоянии одна от другой врезают небольшие поперечные металлические пластинки, выступающие над грифом и разделяющие его на лады (23).
Звуки извлекают защипыванием пальцами, реже удара-. ми медиатора. Медиатор представляет собой особую плоскую пластинку овальной формы, ее изготавливают из пластмассы или панциря черепахи. Лучшими считаются черепаховые медиаторы.
По внешней отделке и применяемым материалам балалайки выпускают обыкновенного и повышенного качества.
Клепки корпуса балалаек изготавливают из древесины твердых лиственных пород — клена, березы, бука. Иногда их делают прессованными из древесноволокнистой массы.
Задинку выполняют из ели, облицованной березовым или буковым шпоном; деку — из прямослойной, хорошо высушенной резонансной ели; подставку на деке — из бука или клена. Уголки делают из мореного кленового и березового шпона; клецы — из ели. На панцирь идет мореный березовый, кленовый шпон или груша.
Гриф изготавливают из твердых пород древесины — клена, бука, граба, березы; накладку на гриф — из мореного клена, граба, груши или черного дерева; точки на грифе — из пластмассы или перламутра; ладовые пластинки — из латуни или нейзильбера; нижний и верхний порожки — из граба, черного дерева, пластмассы, металла и кости; струны — из стали. Для инструментов низкого строя струны обматывают медной проволокой; применяют также жильные и синтетические струны.
Балалайки специального и индивидуального изготовления отличаются от обычного оркестрового музыкального инструмента по силе звука и тембровым особенностям, по внешней отделке деталей и подбору пород древесины.
Домра — русский народный инструмент, в отличие от балалайки имеет менее резкий и более мягкий и певучий тембр.
Домры выпускают трехструнные квартового строя и четырехструнные квинтового строя. Звуковой диапазон домр от 2/2 до З1/2 октав.
В зависимости от размеров изготавливают семейство домр, длина мензур которых представлена в табл.
Домру используют для сольной игры и в струнных оркестрах.
Характеристики семейства домр приведены в табл.
Домра, как и балалайка, состоит из корпуса и грифа, связанных наглухо.
От балалайки домра отличается округлым «тыквообразным» корпусом. Он состоит из семи-девяти гнутых клепок, концы которых крепятся к верхнему и нижнему клецу, деки с розеткой, панциря, контробечаек, пружин, подвижной подставки.
Гриф у домры более длинный, чем у балалайки; у домры ставят три или четыре струны, закрепляемых при помощи струнодержателя. Домры изготавливают из тех же материалов, что и балалайки.
По качеству отделки и применяемым материалам различают домры обыкновенного и повышенного качества.
Мандолина — популярный народный инструмент: вместе с гитарами мандолины составляют неаполитанский оркестр; она отличается ярким и певучим тембром. Мандолины выпускают овальные, полуовальные и плоские. Различная конструкция корпуса инструментов придает им специфический тембр звучания.
Корпус плоской мандолины состоит из обечайки, верхнего и нижнего клецов, деки, дна, пружин, стрелки. Детали изготавливаются из тех же материалов и имеют то же назначение, что и аналогичные детали корпуса гитары.
Корпус полуовальной мандолины состоит из слегка выпуклого дна (склеенного из 5—7 клепок или гнутоклееной фанеры), обечаек, контробечаек, верхнего и нижнего клецов, стрелки, деки, пружины, обкладки, струнодержателя. Изготавливается из тех же материалов, что и детали гитары.
Овальная мандолина имеет грушевидную форму. Состоит из клепок (от 15 до 30), клеца, контробечаек, пружин, бортика, обкладки и струнодержателя; бочков крайних, более широких клепок; фигурного щитка, деки, у которой на расстоянии 3—4 мм ниже подставки имеется излом, необходимый для увеличения давления струн на деку.
Гриф, как правило, составляет одно целое с корпусом, но может быть и съемным.
На головке мандолины установлено восемь колков (по четыре с каждой стороны). Назначение и наименование деталей — те же, что и деталей гитары. При извлечении звуков используется медиатор.
Овальные мандолины имеют звук с носовым оттенком. Полуовальные звучат более ярко с менее выраженным носовым оттенком. Плоские мандолины звучат более открыто и резко. В табл. приведены, основные данные указанных выше мандолин
Выпускается семейство мандолин: пикколо, альтовая (мандола), люта, бас и контрабас.
Звуковой диапазон мандолин 3 1 /3 октавы.
По качеству отделки и применяемым материалам мандолины различают обыкновенного и повышенного качества.
Арфа — многострунный инструмент (46 струн), входит в состав симфонического оркестра и многих инструментальных ансамблей; кроме того, ее часто используют как сольный и аккомпанирующий инструмент.
Арфа представляет собой треугольную раму, между двумя сторонами которой натянуты струны. Нижняя сторона рамы, к которой прикрепляются струны, имеет форму пустотелого ящика, служащего резонатором. Корпус арфы обычно богато украшен резьбой, орнаментом и позолотой.
Арфа настраивается в мажорном звукоряде. Перестройка звукоряда в другие тональности осуществляется переключением педалей, находящихся в основании арфы. Для ориентации музыканта при игре струны до и фа во всех октавах окрашены в красный и синий цвета.
Диапазон звучания арф должен быть равен 6/2 октавы в пределах от ноты ре-бемоль контроктавы до ноты соль-диез четвертой октавы.
Выпускают арфы в ограниченном количестве.
Банджо — национальный инструмент американских негров, в последнее время приобрел популярность в эстрадных ансамблях нашей страны.
Банджо состоит из кольцеобразного корпуса-обруча, с одной стороны затянутого кожей, которая служит декой. Для регулирования натяжения деки и ее настройки служат специальные винты. Гриф и головка инструмента обычные. Струны стальные, играют на них медиатором. Количество струн и их настройка могут быть различными в зависимости от величины и типа банджо. Внешний вид банджо представлен на
Запасные части и принадлежности
Запасными частями и принадлежностями для щипковых инструментов являются: струны для каждого инструмента (поштучно или наборами), колковый механизм, струнодержатели, подставки, медиаторы (плектры), футляры и чехлы.
Струнные смычковые и щипковые инструменты
Смычковые и щипковые инструменты: альт, арфа, балалайка, банджо, виола, виолончель, гитара, домра, контрабас, лютня, мандолина, скрипка.
Альт — струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. По размерам несколько превосходит скрипку. Ранние образцы этого инструмента относятся к XVI веку. В поисках наилучшей конструкции альта большую роль сыграл выдающийся итальянский мастер А. Страдивари. Подробнее читаем здесь.
Арфа — струнный щипковый инструмент древнего происхождения. Простейшие типы арф были известны еще в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии за 3 тысячелетия до н. э. В средние века арфа была излюбленным инструментом трубадуров и миннезингеров. Подробнее читаем здесь.
Балалайка — русский народный щипковый инструмент. Характерной внешней особенностью балалайки является треугольный корпус, снабженный грифом. Инструмент имеет 3 струны, настроенные следующим образом: 2 струны настроены на ми 1-й октавы, 3-я — на ля 1-й октавы.
Звук на балалайке извлекается «бряцанием», т. е. ударом пальцев при быстрых взмахах кисти правой руки, а также щипком или с помощью плектра. Подробнее читаем здесь.
Банджо — струнный щипковый инструмент, используемый в джазовой музыке для аккомпанемента и ритмического сопровождения. Банджо представляет собой маленький барабанчик с грифом. Подробнее читаем здесь.
Виола — старинные смычковые инструменты, имевшие распространение в XV-XVII веках. Подробнее читаем здесь.
Виолончель — струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. По размерам значительно превосходит скрипку и альт, но несколько уступает контрабасу. Подробнее читаем здесь.
Гитара — струнный щипковый инструмент, известный еще в средневековье. Плоский деревянный корпус инструмента (по форме напоминающий цифру 8) снабжен длинным грифом, над которым натянуты струны. Подробнее читаем здесь.
Домра — русский народный щипковый инструмент старинного происхождения. По ряду признаков домра напоминает балалайку: оба инструмента снабжены длинным грифом, над которым натянуты 3 струны; схожи они и характером звука. Подробнее читаем здесь.
Контрабас — самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент из семейства струнных смычковых. «Предками» контрабаса были старинные басовые виолы, от которых он заимствовал многие особенности своей конструкции. Подробнее читаем здесь.
Лютня — старинный струнный щипковый инструмент. Происхождение лютни относится к глубокой древности: она была известна за 2000 лет до н. э. В начале средневековья лютня широко распространилась в Европе, особенно в Италии и Испании XV-XVII веков, заняв в музыкальном быту такое же место, какое ныне занимает рояль. Подробнее читаем здесь.
Мандолина — струнный щипковый музыкальный инструмент. Возник в Италии в XVI-XVII веках и получил широкое распространение, став народным инструментом. Подробнее читаем здесь.
Скрипка — струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Полагают, что непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо, ведущая происхождение от старинных виол; подобно скрипке, этот инструмент держали у плеча (итальянское braccio — плечо), приемы игры также были схожи со скрипичными. Подробнее читаем здесь.
О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.
Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.
Альманах педагога
Автор: Николаева Елена Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО «Городищенская школа искусств»
Населённый пункт: р.п. Городище Волгоградской обл.
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: «История происхождения народных музыкальных инструментов – домра, балалайка»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Городищенская школа искусств»
Городищенского муниципального района Волгоградской области
«Рассмотрено и одобрено»
Методист, зам. директора муниципального
бюджетного учреждения дополнительного
________________ Гагарина Т.Г.
бюджетного учреждения дополнительного
образования «Городищенская школа искусств»
__________________ Шмелева Е.В.
Открытый урок на тему:
«История происхождения народных музыкальных
инструментов – домра, балалайка»
по теоретическим дисциплинам
высшей квалиф. категории
Николаева Елена Евгеньевна
р.п. Городище 2019-20г
Цель: познакомить учащихся с инструментами оркестра русских народных
Формирование практических умений и навыков;
Пробуждение интереса к истории русских народных инструментов;
Воспитание любви к искусству своего народа
Развитие исполнительских, творческих навыков и умений
Тип урока: урок открытия нового знания
инструменты, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
познания, проявлять желание узнавать новое
Регулятивные: умение размышлять, отвечать на вопросы, развитие
умения осмыслить полученную информацию, формирование умения
учатся различать русские народные инструменты,
их тембры звучания
Коммуникативные: воспитывать уважение к мнению одноклассников,
умение работать в группах, выражать своё мнение о музыке, понимать
содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке,
участие в коллективной игре на народных музыкальных инструментах.
Дети входят в класс под музыку. Музыкальное приветствие.
— Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
— Мы играли народные песни.
— Почему называют народная песня?
— Потому, что их сочинил народ.
— Какие русские народные песни вы знаете?
— «Светит месяц», «Во поле берёзка стояла», «Блины» ….
Постановка учебной задачи.
А теперь попробуем определить цель нашего урока.
— С какой музыки мы начали наш урок?
— А какие инструменты сопровождали музыку?
— Русские народные инструменты.
— Вы уже догадались, о чём мы будем сегодня говорить?
— О русских народных инструментах.
— Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра,
инструментов относящихся к струнно-щипковой группе, а именно – домре
Открытие нового знания
— Ребята, скажите, как выглядит домра?
— Круглая форма, три струны, сделана из дерева….
— Правильно. А вот послушайте историю – когда появилась домра.
музыкальный инструмент, состоящий из корпуса, грифа и головки, звук из
которого извлекается с помощью медиатора.
народном инструменте сохранились в летописях, в старинных дворцовых
записях и в лубочных картинках XVI-XVII вв., из которых очевидно, что
домра уже в ту пору была довольно распространенным инструментом на
Документальные свидетельства встречаются у витебского воеводы А.
Гвагнина, который писал в 1582 г. о москвичах и русских, которые «без
лютнеобразным инструментом, распространенным в те времена в Европе.
е в р о п е й с к и х
— лютни, разновидности которой использовались с древнейших времен в
Киликии, а затем и в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате;
Польше, на Украине, и
— бандуры, более совершенной разновидности кобзы, ставшей национальным
Существуют также предположения, что русская домра и подобные ей
киргизская дунбура, турецкая баглама или таджикский
Как бы там ни было, инструмент принял принципиально иной внешний
музыкально-этническую среду, став инструментом типично славянским. То
европейские, так и азиатские черты.
Достоверно известно, что уже в Средние века на Руси было налажено
распространение на территории Руси: записи о поставках их ко двору и в
Сибирь сохранились в исторических документах…
На домрах, гуслях, скрипках «домрачеи», «гусельники», «скрыпотчики»,
празднествах и народных гуляньях, аккомпанировали былинам, сказаниям,
Но всенародная любовь и популярность сыграли домре плохую службу. В
проблемы, которые высмеивали в достаточно вольной сатирической форме
высокопоставленных особ. Естественно, все это не могло нравиться и власти
Представления скоморохов были объявлены «бесовскими игрищами». В
1648 году царь Алексей Михайлович Тишайший издал знаменитый указ о
массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов: «А где объявятся
домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел
изымать, ломать и жечь».
Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества
уничтожали. Она была забыта на два с лишним столетия.
— Когда домра к концу 17 века просто исчезла, её место занимает новый
праздник не обходился без балалайки. Правда, внешний вид у неё был не
такой, как сегодня. Мастерили крестьяне такое произведение искусства из
любых подручных материалов: на севере это были долбленые деревянные
ковши круглой формы с жильными струнами, затем лопатообразной формы.
треугольная форма. Народные умельцы изготавливали балалайки из дерева
без единого гвоздя.
Первые письменные упоминания о балалайке датированы концом 17 века.
версий – балалайка тюркского происхождения. «Бала» по- тюркски означает –
«дитя». Играя на ней, успокаивали ребёнка. Русь 250 лет находилась под
версии название связывают с манерой игры на балалайке. Его определяли,
как балаканье, балагурство, балабольство, бренчание – это все родственные
слова. Отсюда и появилось отношение к инструменту как несерьёзному,
Триумф в 18 веке, сменяется полным забвением в 19 веке. Балалайка, как и
В конце XIX века дворянин, большой энтузиаст, талантливый музыкант
Василий Васильевич Андреев модернизирует балалайку с большим трудом,
Андреев нашёл мастеров. Добился обучению игре и создал свой ансамбль.
В 1888 году ансамбль впервые выступил под руководством Андреева в
Петербурге, в зале Кредитного собрания, уже на усовершенствованных им
Третьего. Инструмент был возвеличен. Начался новый виток его развития.
Балалайка стала не только народным, но и концертным инструментом. Для
профессиональный инструмент. А что же наша домра?
В 1896 году в Вятской губернии был случайно найден небольшой
струнный инструмент с округлой формой корпуса, который вскоре попал в
лубочных картинах и гравюрах, и с описанием в старинных документах,
п р ед п ол ож и л
р а з ы с к и ва е м у ю
Реабилитированная домра была включена в состав балалаечного ансамбля, а
Андреева, в качестве основного оркестрового инструмента: группе домр была
доверена мелодическая функция. По указаниям В.В. Андреева было создано
задушевность тембра в неповторимом звучании домрового тремоло. С этого
академический, а потом и джазовый инструмент.
Сегодняшняя балалайка и домра живут уже далеко за пределами своих
традиционных жанров. Не переставая удивлять возможностями своих всего
лишь трёх струн. Сейчас они стоят в авангарде развития культуры России.
Музицировать получается всё – от народной музыки до классики. Игра на
балалайке и домре глубоко и прочно западает в душу, вызывая восторг.
Простота игры и широкий диапазон, делают эти инструменты уникальными,
неповторимыми инструментами народности.
— А теперь послушаем, как звучат русские народные инструменты.
Прослушивание р.н.п. «Ходила младёшенька по борочку» в исполнении
оркестра русских народных инструментов; р.н.п. «Пора, пора гостям со
— А теперь мы с вами сыграем эту песню на наших инструментах
— Вам понравилось играть в ансамбле?
— На следующем уроке мы продолжим с вами знакомиться с историей