Доспехи что это такое
Доспех
Полезное
Смотреть что такое «Доспех» в других словарях:
доспех — сущ., кол во синонимов: 10 • бахтерец (4) • бутурлык (1) • доспехи (17) • … Словарь синонимов
ДОСПЕХ — комплекс оборонительного вооружения, состоящий из непосредственно доспеха, который бывает мягким, кольчатым, пластинчатым или пластинчато кольчатым,боевого наголовья, поножей, наручей и других средств защиты … Энциклопедия вооружений
ДОСПЕХ ГЕТЕРОГЕННЫЙ — доспех, элементы которого состоят из небольших, не соединенныхжестко частей … Энциклопедия вооружений
ДОСПЕХ ИНТЕРЬЕРНЫЙ — доспех, используемый как элемент оформления жилища. Часто такой доспех совмещаетинтерьерные функции с боевыми, охотничьими и т. д … Энциклопедия вооружений
ДОСПЕХ КОЛЬЧАТЫЙ — доспех, состоящий из металлических колец различного размера и выделки.К такому виду доспеха относятся кольчуга и байдана … Энциклопедия вооружений
ДОСПЕХ ЛАМИНАРНЫЙ — доспех, состоящий из длинных пластин твердого материала, обычно расположенныхгоризонтально и связанных между собой … Энциклопедия вооружений
ДОСПЕХ МЯГКИЙ — доспех, выполненный из ткани или кожи. В некоторых случаях усиленный незначительным бронированием … Энциклопедия вооружений
ДОСПЕХ ПЛАСТИНЧАТЫЙ — доспех, состоящий из пластин различной формы и размера … Энциклопедия вооружений
ДОСПЕХ СПОРТИВНЫЙ — доспех, надеваемый во время различных военно спортивных состязаний. К спортивнымдоспехам относится также и турнирный доспех … Энциклопедия вооружений
Общий обзор различных доспехов
Доспехи использовалась на всем протяжении истории, и изготавливалась их множества материалов; начинаясь с простейшего кожаного доспеха, персональный доспех эволюционировал к кольчужному и затем к латному доспеху. На протяжении большей части военной истории производство металлических доспехов в Европе было наиболее технологичным процессом. Производство доспехов было причиной развития многих технологий древнего мира, таких как обработка древесины, горная промышленность, очистка металла, производство транспортных средств (например, колесниц), обработка кожи, и, в дальнейшем, декоративная обработка металла. Это производство оказало влияние на развитие промышленной революции, и повлияло на коммерческое развитие металлургии и инженерного дела.
Материалы
Характеристики доспехов
С 15-ого столетия большая часть человеческого тела была защищена специализированными стальными элементами, обычно надеваемых на льняное или шерстяное нижнее белье, которые крепились на теле кожаными ремнями, застежками и завязками. Кольчуга защищала те области, которые не могли быть защищены латным доспехом; например, спина и колени. Известные составные части латного доспеха включают шлем, рукавицы, горжет, нагрудник, и поножи.
История доспехов
Кольчужный доспех
Кольчуга сделана из соединенных друг с другом железных колец, которые могут быть склепаны или сварены. Кольчуга, как полагают, была изобретена кельтами в Восточной Европе приблизительно в 500 году до н.э. Когда кельты двигались на запад, кольчуга стала распространяться вслед за ними. Большинство культур, которые использовали кольчугу, использовали кельтское слово «byrnne» или его вариации, подразумевая кельтов как создателей. Римская армия использовала кольчугу на протяжении почти всей своей истории. После краха Западной Римской империи в 476 нашей эры инфраструктура изготовления латных доспехов была в значительной степени потеряна в Европе, в результате чего кольчуга была лучшим доступным доспехом в течении Раннего Средневекового периода.
Переход к латным доспехам
Ранний латный доспех в Италии и в других местах в 13-15 веках был сделан из железа. Железные доспехи могли науглероживаться или закаляться, для получения более твердой поверхности. Латный доспех стал более дешевым, чем кольчуга к 15 веку, поскольку был менее трудоемким в изготовлении, а труд стал намного более дорогим после эпидемии бубонной чумы в Европе в 1348-49 г., хотя требовал больше металла на свое производство. Кольчуга продолжала использоваться для того, чтобы защитить те части тела, которые не могли быть соответственно защищены пластинами, такие как подмышки, локти и пах. Другое преимущество лат состояло в том, что поддержка для копья могла быть установлена прямо на грудной пластине.
Маленькая стальная шапка (цервельер) развилась в больший шлем, бацинет, который был удлинен вниз, чтобы защитить заднюю часть шеи и голову с боков. Также несколько новых форм полностью закрытых шлемов появились в конце 1300х гг, чтобы заменить большой шлем, такой как салад и барбют и, позже, армет и закрытый шлем.
Вероятно, самый узнаваемый стиль доспеха в мире это латный доспех, связанный с рыцарями европейского Позднего Средневековья.
Примерно до 1400 гг. полный набор латного доспеха был развит в оружейных мастерских Ломбардии. Тяжелая конница доминировала на поле битвы в течение многих столетий частично из-за их доспехов.
Качество металла, используемого для изготовления доспехов, ухудшилось, поскольку армии стали больше, и броня была сделана более толстой, требуя выведения ездовых лошадей. Если во время 14-15 веков доспех редко весил больше чем 15 кг, то к концу 16 века доспех весил 25 кг. Увеличивающийся вес и толщина доспеха конца 16 века дали существенную прибавку к прочности.
Устройство средневековых доспехов: гайд для художников, часть 1
Из каких частей состоит латный доспех? Как он крепится к телу рыцаря? Как элементы соединяются друг с другом? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами.
Латный доспех — защитное снаряжение, которое сначала закрывало самые уязвимые части тела рыцаря, а с XIV века — всё тело целиком.
Под рыцарским доспехом понимается в первую очередь защитное снаряжение воинского сословия в Европе в Средние века и эпоху Возрождения. Доспехи периода Античности, Нового времени или произведенные в Азии (вне Европы) к ним не относятся.
Эта статья — первая из цикла о рыцарских доспехах. Здесь мы расскажем о креплениях, общем устройстве и порядке надевания, а в следующих поговорим об отдельных элементах.
За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.
Обычно доспех состоял из нескольких элементов, которые надевались на поддоспешную одежду, скреплялись вместе и выполняли защитную функцию. Поэтому у доспехов есть множество неочевидных нюансов, которые стоит учитывать.
В средневековье носить доспехи и сражаться могли не только рыцари, ведь наёмники и обычные солдаты тоже носили разную броню и защиту. Однако доспех стоил очень дорого и люди из низших сословий не могли позволить себе полный набор экипировки, обходясь лишь отдельными частями вроде простой кольчуги или шлема.
Рыцарский доспех часто определялся эпохой, географией и уровнем жизни. Дороговизна объяснялась тем, что обмундирование создавалось индивидуально, а мастера отталкивались от анатомических особенностей заказчика и подгоняли доспехи по фигуре.
При этом воины и рыцари могли носить защитное снаряжение других стран и регионов. Русский дружинник с юга мог носить монгольский куяк, а солдат с западной части страны — европейскую бригандину. Это было обусловлено торговыми связями, модой, развитием металлургии, доспешного ремесла и условиями ведения боевых действий. Рыцарь не собирал себе доспех из разных частей как конструктор Lego, а скорее адаптировался под ситуацию и исторический контекст.
В целом доспех состоит из поддоспешной одежды, защиты корпуса, шлема, защиты плеч (наплечников), защиты локтей (налокотников), защиты рук (наручей), защиты кистей, защиты ног (сабатонов, наколенников, наголенников) и, иногда, наддоспешной одежды.
Все детали доспеха не висят в воздухе и не приклеиваются к фигуре владельца. Они крепятся к поддоспешной одежде с помощью шнурков и ремешков или плотно затягиваются на теле.
Сперва рыцарь надевал на себя поддоспешник, самым популярным видом которого была стёганка (дублет, жак, акетон или любая другая разновидность).
Иногда его делали из нескольких слоёв плотной ткани с мягкой набивкой, затем прошивали. В некоторых случаях набивали старыми тряпками, хлопковой ватой, пенькой или паклей, а верхние слои пропитывали воском для прочности.
Временами толстую стёганку носили не как поддоспешник, а как полноценную защиту корпуса. В этом случае в неё могли зашивать куски кольчуги, небольшие пластины из металла или китового уса. При удачном стечении обстоятельств стёганка могла остановить стрелу, защитить от пореза или скользящего удара.
Вопреки распространённому заблуждению, кольчуги не пришли на смену стёганкам. Лёгкие доспехи из сплетённых металлических колец появились ещё во времена Древнего Рима.
Часто кольчугу использовали как основную защиту, однако нередко использовали и как поддоспешник, надевая поверх обычной одежды. Часто встречалась такая комбинация: стёганка, сверху — кольчуга, сверху — латный доспех.
Преимущество многослойной защиты было в том, что она могла намного лучше перекрыть поверхность тела и спасти в случае пробития верхнего слоя, недостаток — ограничение движений рыцаря и большой вес.
Иногда кольчугу специально не надевали, чтобы сделать рыцаря мобильнее. В таком случае специальные кольчужные вставки надевали на уязвимые места — подмышки, бёдра, сгибы локтей, горло.
После стёганки или кольчуги рыцарь надевал на себя полноценный доспех из больших металлических пластин различной конструкции.
Полный доспех состоял из кирасы, наплечников, шлема, наручей, рукавиц, набедренников, наголенников и ботинок-сабатонов. Более конкретно о них мы поговорим в следующих статьях.
В эпоху крестовых походов рыцари часто использовали наддоспешники — одежду, которая надевалась поверх брони и защищала от жары, ветра и песка.
Иногда надевалась обычная стёганка, но чаще — сюрко (длинный плотный плащ). Его шили из плотной ткани, украшали гербами владельцев или их сюзеренов.
Как мы уже упоминали, любой латный доспех крепился к поддоспешной одежде или кольчуге. Европейские средневековые латные наплечники были оборудованы специальными кожаными язычками с двумя отверстиями. С их помощью наплечник можно было крепко привязать к плечу тонкими кожаными или тканевыми шнурками, которые выходили из поддоспешника. Таким же образом крепились и латные бёдра.
Сначала латная защита рук состояла из раздельных элементов, но позже её стали соединять пластинами с помощью приклёпанных изнутри ремней, а потом стали соединять подвижными заклёпками. Так конструкция стала прочнее.
Однако варианты раздельного ношения элементов защиты рук давали большую подвижность и продолжали использоваться.
К телу доспехи притягивались ремнями. Защиту старались подогнать по фигуре владельца, и зачастую один и тот же доспех не могли носить люди с разной комплекцией.
Кирасы (латы из нагрудной и спинной пластин), например, можно условно разделить на два типа:
Чтобы подогнать кирасу по телу, её можно было стянуть в районе пояса специальным тонким ремешком. Бригандины (разновидность кирасы) и ранние латы могли застегиваться на спине.
Долгое время существовал тип крепления «ремень-пряжка-ремень», но в последних десятилетиях Средних Веков появился тип крепления с выступающей заклепкой (к ней прикреплялась накладывающаяся пластина).
Заклёпки использовали на поздних ножных латах (а также на наручах и латных рукавицах). Однако такой вид крепления просуществовал недолго, так как латная защита ног постепенно стала исчезать.
Надев почти весь доспех, рыцарь надевал шлем и стальные перчатки.
Также у доспехов были небольшие, но важные детали вроде опоры (крюка) для копья и гульфика.
Крюк позволял использовать тяжёлые копья и наносить мощные удары.
Гульфик же пришёл из повседневной мужской одежды XIV века. Тогда мужчины носили чулки (шоссы), которые шнуровывались к белью. Позже шоссы стали сшиваться сверху вместе, а промежность спереди стала закрываться отдельным клапаном — гульфиком.
В XVI веке гульфик начал применяться как стальной защитный элемент. В доспехе гульфик привязывался ремнями как отдельная пластина с плотной подкладкой и присоединялся к нижнему краю рубахи. Не все доспехи оснащались этим элементом. В конных поединках гульфик не надевался, потому что мешал посадке на лошадь.
Мы разобрались в общем устройстве доспехов, в следующих частях детально поговорим о каждом элементе по отдельности. Всего в цикле будет 6 частей — по одной на каждый основной тип защиты, включая вводную первую часть.
Текст написал Владимир Шумилов, автор в Smirnov School. Мы готовим концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придёте к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Ожидание : Заклепки историчность и продуманность
Реальность: Доспех из мошонки дракона проще сделать
Сам сериал не смотрел, но сперва подумал что это «тестовые сцены». Потом нашёл это. Они так в сериале выглядели? о_О
Да там весь сериал сшит из мусорных пакетов, так что броня это как раз таки идеальное попадание в общий стиль сериала.
Что нетфлексу мешает спросить у оружейников как лучше сделать доспех? Кольчуга с черным тряпьем была бы лучше
«просить у оружейников как лучше сделать доспех?»
Его уволили, надеюсь?
Шоураннер свалила вину публично на дизайнера доспехов, хотя не стоит быть специалистом, что бы понять, что эти мошонки, это же стыд.
Только дизайнера доспехов заменили на дизайнера из Доктора Кто. Как я слышал
У них был индийский дизайнер.
Говно, подмышки открыты, бедра, пах, перчаток нет, под доспехами какаято накидка а не гамбезон.
Нууу это по-солиднее будет. а то при взгляде на ваш первый кадр закралась мысль, что «Ой не бронелифчики ругать надо, ой не их» )
смена поставщика
Видимо Геральт всё-таки сделал тот квест с кузнецом за кадром 😀
На штанах трех белых полосок не хватает.
Довольно странный текст. Проще на рисунки ориентироваться.
И никто не носил латы поверх кольчуги. Дураков таскать лишние 10кг нет.
никто не носил латы поверх кольчуги.
Ты всех рыцарей средневековой Европы опросил?
Это логика и матчасть. Этот миф про латы поверх кольчуги идёт от авторов фентези и прочих, которые в музее доспех видели а как оно устроено не знали.
Причём тут же в тексте видим как элементы кольчуги подшивали к гамбезону.
Головой подумай для начала любитель графомании и слова никогда.
Кольчуга под латами не выполняет никакой функциональной задачи.
Она имеет смысл только в местах сочленений доспехов.
И конный воин может оказаться на земле и будет вынужден толкаться и драться как пехотинец, а тяжелому пехотинцу нет смысла становиться тяжелым для себя за счет кольчуги под латной пластиной.
И на коне в том числе эти 10 лишних килограм очень принципиальны.
Какую функциональную роль выполняет кольчуга под латной пластиной?
Под полными латами кольчугу ни разу не видел и не приходит в голову целесобразность такого ношения.
Спасибо, ржал в полный голос, на 3:17 когда кинжалом пытался в глаз попасть, хотя можно было просто напинать по незащищенным яйкам )))
Броня новодел, с другой толщиной и весом.
Зато коню принципиально.
Пока ни один рыцарь ношения лат поверх кольчуги не подтвердил.
А сколько опровергло?
Хочешь сказать носили кольчугу ПОВЕРХ лат?
А ну да. mail coif так и носили)
Кольчужный капюшон (англ. mail coif) — капюшон из кольчуги, защищавший голову, мог быть как частью хауберка, так и носиться отдельно.
Первоначально составлял с кольчугой единое целое, во второй половине XIII в. (а по другим данным, ещё в середине XII в.) стал выполняться отдельно[1]. Мог включать откидной кольчужный клапан для защиты рта. Поверх кольчужного капюшона обычно надевался конический «норманнский» шлем, который к концу XII века сменил топфхельм (ведрообразный шлем).
Похоже что народ просто никак не может договориться в терминологии 🙂
Если разговор идет о полных латных доспехах, типа максимилианского или миланского, то маловероятно что под ними носили кольчугу, максимум только кольчужные вставки и небольшие кольчужные элементы, например, кольчужную юбку.
Но комбинированные кольчужно-пластинчатые комплекты защитного вооружения были всегда и самые разные.
Например, в XIV веке могли одевать поверх кольчуги мелкопластинчатый бригантный доспех. Только вот бригантный доспех это еще пока далековато от полного латного доспеха XV-XVI веков.
Что же касается травм. Ну костоправы то может и были, только врядли они могли эффективно лечить тяжелые переломы. А помимо переломов еще большую угрозу несут ушибы внутренних органов. Небоевые потери, потери от ран (после боя) тогда всегда были высоки. А с защитой от порезов и поддоспешник справится. А вот уже от злобного мужья с пиками никакая кольчуга сама по себе уже не спасет. От арбалетного болта и от последствий ранения им кольчуга Ричарда Львинное Сердце тоже кстати не спасла.