Достоевщина что это за понятие

ДОСТОЕВЩИНА

Смотреть что такое «ДОСТОЕВЩИНА» в других словарях:

Достоевщина — ж. разг. Противоречивость чувств, душевная неуравновешенность, страдание и обреченность как совокупность черт героев Ф.М. Достоевского. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

достоевщина — достоевщина, достоевщины, достоевщины, достоевщин, достоевщине, достоевщинам, достоевщину, достоевщины, достоевщиной, достоевщиною, достоевщинами, достоевщине, достоевщинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

достоевщина — досто евщина, ы … Русский орфографический словарь

ДОСТАЕВЩИНКА — (ДОСТОЕВЩИНА) Разговор по душам до потери пульса. Навязывание собственных рефлексий. < По контаминации: доставать и Достоевский … Словарь Петербуржца

Леонов, Леонид Максимович — [1899 ] современный писатель. Родился в Москве в семье крестьянского поэта самоучки (дед был лавочником в Зарядье мелкоторговой части Китай города). Окончил моск. гимназию, учился в 1 Моск. университете, но курса не окончил. Свою творческую… … Большая биографическая энциклопедия

СОБАКИ ТАБАКА — Проект, основанный в 1996 году Василием Билошицким ( Э. С. Т. ) и Робертом Остролуцким ( Кронер ). Он родился летом, у моря, в Севастополе, за разговорами о музыкальных экспериментах. По возвращению в Москву музыканты предприняли некоторые усилия … Русский рок. Малая энциклопедия

Бахтин Михаил Михайлович — [р. 5(17).11.1895, г. Орёл], русский советский литературовед. В 1920 начал педагогическую и литературную работу. В книге «Проблемы творчества Достоевского» (1929) исследовал полифонический характер его художественного мышления. В книге о Ф. Рабле … Большая советская энциклопедия

Бахтин — Михаил Михайлович [р. 5(17).11.1895, г. Орёл], русский советский литературовед. В 1920 начал педагогическую и литературную работу. В книге «Проблемы творчества Достоевского» (1929) исследовал полифонический характер его художественного… … Большая советская энциклопедия

НЕЧАЕВ — Сергей Геннадиевич (20.IX.1847 21.XI.1882) рус. революционер, заговорщик анархистского толка. Вольнослушателем Петерб. ун та в кон. 1868 нач. 1869 участвовал в студенч. волнениях, затем скрылся за границу, распустив слух о своем аресте и бегстве… … Советская историческая энциклопедия

«БЕГ» — Пьеса, имеющая подзаголовок «Восемь снов». При жизни Булгакова не ставилась. Был опубликован только один отрывок из Б. седьмой сон со сценой карточной игры у Корзухина: Красная газета. Вечерний выпуск, Л., 1932,1 окт. Впервые: Булгаков М … Энциклопедия Булгакова

Источник

Внутренняя жажда страдания или Достоевщина

Достоевщина что это за понятие. Смотреть фото Достоевщина что это за понятие. Смотреть картинку Достоевщина что это за понятие. Картинка про Достоевщина что это за понятие. Фото Достоевщина что это за понятие

«И какой же русский не любит пострадать?», — хочется сказать, перефразируя известного русского классика.

Сегодня хотелось бы рассмотреть такое распространенное явление среди наших сограждан как внутренняя жажда страдания.

«Достоевщина — противоречивость чувств, душевная неуравновешенность, страдание и обречённость как совокупность черт героев Ф. М. Достоевского.» (Источник — викисловарь).

Достоевщина в русской литературе характерна не только для пера Федора Михайловича, но и для других классиков (М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин (Е.Онегин и Татьяна) и др.). Только страдающий герой может быть настоящим героем.

В своей повседневной жизни вы наверняка сталкиваетесь с явлением Достоевщины на примере своей жизни или жизни своих близких. Допустим, на сознательном уровне вы, как и любой человек, хотите для себя счастья: гармоничных личных отношений, счастливую дружную семью, здоровья, самореализации, карьерного роста, высокого материального достатка, — и прикладываете к этому постоянные усилия. И в некоторых областях заметен хороший прогресс.Например, карьера складывается как нельзя лучше на зависть всем конкурентам, зато происходит провал в личной жизни, и вы испытываете страдания. Или, наоборот, в личной жизни все прекрасно — дружная любящая семья, а в финансах полный провал. И вы испытываете чувство вины перед близкими и страдаете от безысходности, от того, что не можете изменить ситуацию. Бывают другие ситуации: когда в вашу жизнь неожиданно приходит что-то большое хорошее, допустим, вы покупаете квартиру. Это событие, которое может осчастливить целую семью или отдельного человека, но вместо радости и счастья происходит нечто, заставляющее вас страдать, например, увольнение с работы или серьезная ссора с близким человеком не из-за чего на ровном месте. То есть что бы хорошего ни происходило, радость от этого всегда омрачена каким-то страданием. За радостью и успехом всегда идет откат назад. И вы постоянно переживаете чувство обреченности, безнадежности, внутренней тревоги, пессимизма. А бывает, вы, полные вдохновения, беретесь за «дело все вашей жизни», вкладываете туда всю душу, а спустя какое-то время терпите полный крах. И как итог — депрессия, замкнутость, алкоголизм и т. д. Все это является итогом низкой личной осознанности и разрыва связи с реальностью.

Отличительные особенности людей с внутренней жаждой страдания.

1. Негативный образ мышления. Фокус внимания всегда направлен на то, чтобы вылавливать негативные, тяжелые явления, чувства, ситуации. Часто это происходит без участия сознания. Подсознание притягивает в жизнь разные негативные ситуации, которые вызывают внутренние страдания.

2. Слабое осознание своих чувств, потребностей. Такие люди точно знают что будет хорошо для другого, но не для себя.

3. Стремление помогать другим как способ убегания от внутреннего страдания.

5. Склонность к депрессиям.

6. Глубинная внутренняя радость от своих собственных страданий и страданий близких людей.

Я и сама являюсь носителем данной программы, с переменным успехом учусь с нею совладать. Однако понимаю, что большинство решений в моей жизни, которые принесли мне сложности и проблемы, были приняты без участия сознания под действием подсознательной внутренней жажды страдания. Эта программа очень глубокая и изменить ее быстро, к сожалению, невозможно.

В следующей статье мы рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно научиться контролировать эту программу или изменить ее. Все способы для внутренних изменений, предлагаемые мною, успешно проверены моим собственным опытом и опытом моих клиентов.

Замечали ли вы жажду страданий за собой?

Если хотите освободиться от привычки страдать, запишитесь на консультацию.

Источник

Значение слова «достоевщина»

Достоевщина что это за понятие. Смотреть фото Достоевщина что это за понятие. Смотреть картинку Достоевщина что это за понятие. Картинка про Достоевщина что это за понятие. Фото Достоевщина что это за понятие

ДОСТОЕ’ВЩИНА, ы, мн. нет, ж. (публиц.). 1. Психологический анализ в манере Достоевского (с оттенком осуждения). 2. Душевная неуравновешенность, острые и противоречивые душевные переживания, свойственные героям романов Достоевского.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

достое́вщина

1. разг. противоречивость чувств, душевная неуравновешенность, страдание и обречённость как совокупность черт героев Ф. М. Достоевского ◆ Достоевщина как явление моральное и идейное мне в высокой степени противна, не потому, что чужда, но потому, что в какой-то мере свойственна. Л. Я. Гинзбург, Записные книжки. Воспоминания. Эссе, 1920–1943 гг. г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Я не желаю слышать, как кто бы то ни было полощет свою душу. Достоевщина! Свет состоит из семи красок. К. Г. Паустовский, «Книга о жизни», „Далёкие годы“, 1946 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Ну, это у тебя, брат, упадочнические настроения. Достоевщина. Это мы сейчас развеем. Владимир Дудинцев, «Не хлебом единым», 1956 г. (цитата из НКРЯ)

2. книжн. разг. характеристика общественно-политической психологической атмосферы; сама такая атмосфера; моральное и идейное явление ◆ Начинается эра «достоевщины» в русской мысли и русской литературе. 〈…〉 «Достоевщина» таит в себе для русских людей не только великие духовные сокровища, но и большие духовные опасности. Н. А. Бердяев, «Миросозерцание Достоевского», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ «Достоевщина» — это реакционная, чисто монологическая выжимка из полифонии Достоевского. М. М. Бахтин, «Проблемы поэтики Достоевского», 1963 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Но «достоевщины» как психологической атмосферы был всегда чужд (больше всего ценил главы о Зосиме). Зоя Масленикова, «Жизнь отца Александра Меня», 1992 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Достоевщина что это за понятие. Смотреть фото Достоевщина что это за понятие. Смотреть картинку Достоевщина что это за понятие. Картинка про Достоевщина что это за понятие. Фото Достоевщина что это за понятиеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: неблагозвучность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Значение слова достоевщина

Достоевщина в словаре кроссвордиста

достоевщина

ж. разг.Противоречивость чувств, душевная неуравновешенность, страдание и обреченность как совокупность черт героев Ф.М. Достоевского.

Большой современный толковый словарь русского языка

ж. разг. Противоречивость чувств, душевная неуравновешенность, страдание и обреченность как совокупность черт героев Ф. М. Достоевского.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Словарь русского языка Лопатина

достоевщина ж. разг. Противоречивость чувств, душевная неуравновешенность, страдание и обреченность как совокупность черт героев Ф. М. Достоевского.

Толковый словарь Ефремовой

достоевщины, мн. нет, ж. (публиц.).

1. Психологический анализ в манере Достоевского (с оттенком осуждения).

2. Душевная неуравновешенность, острые и противоречивые душевные переживания, свойственные героям романов Достоевского.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Полный орфографический словарь русского языка

противоречивость чувств, душевная неуравновешенность, страдание и обречённость как совокупность черт героев Ф. М. Достоевского и характеристика общественно-политической психологической атмосферы; сама такая атмосфера; моральное и идейное явление

Правда, был еще Достоевский, но всегда можно было сказать, ну, « достоевщина », она « достоевщина » и есть.

Устоявшемуся представлению, что все русское – «гримаса, истерия и юродство, „ достоевщина “», Зайцев противополагает духовную трезвенность Сергия – примера «ясности, света прозрачного и ровного», любимейшего самим русским народом.

«В нем есть смолистость севера России, чистый, крепкий и здоровый ее тип… Если считать — а это очень принято — что «русское» — гримаса, истерия и юродство, « достоевщина », то Сергий Радонежский явное опровержение.

Источник

Достоевщина что это за понятие

На чем стоит «достоевщина»?

2017-04-03 Мирослав Кравец Версия для печати

Достоевщина что это за понятие. Смотреть фото Достоевщина что это за понятие. Смотреть картинку Достоевщина что это за понятие. Картинка про Достоевщина что это за понятие. Фото Достоевщина что это за понятие

Но мало только знать все это: я хотел понять, что именно породило «достоевщину».

Казалось бы, что здесь я должен остановиться на мировоззрении, которое прямо вытекает из философии. Ведь любой человек, независимо от рода деятельности, пользуется какой-то философией, часто даже не подозревая этого. Тем более, Достоевский знал, во что верил.

Людей, которые считали, что такую ​​прогнившую основу надо уничтожать, что на ней нельзя строить что бы то ни было, тоже хватало. Кульминацией их деятельности стало выступление в конце 1825 года. После расправы над декабристами еще лет эдак с двадцать вопрос о крепостном праве поднимали единицы: тихо, осторожно и почти незаметно.

Кто на самом деле боролся с крепостничеством, так это сами крепостные. Конечно, у них ничего не получалось. Независимо от того, где именно возникали крестьянские восстания, их обязательно подавляли. Чем больше было движение, тем более жестокая над ним происходила расправа.

Крепостничество, которое на своих плечах вытянуло Российскую империю с послевоенной экономической ямы, превратилось в обузу. И только тогда, когда это осознали дворяне и купцы, когда крепостной строй стал приносить огромные убытки, вопрос о его неуместности более нельзя было игнорировать.

В 1848 году в Европе прошла волна революций. Народы боролись за равенство, за свои права, за республику. Российская исключительно аристократическая «верхушка» не на шутку перепугалась, поэтому решила законсервировать существующее положение вещей. Хотя и до 1848 года никакой речи об открытой борьбе за что-либо не могло быть. Поскольку бороться стоило только против самодержавия, царь-батюшка делал все возможное, чтобы дело не доходило до открытого противостояния, принимал все необходимые меры: пресечение свободомыслия, гонения за «инакомыслие», ссылки за непокорность и т.д.

Когда хочешь законсервировать существующее положение дел, первым делом нужно отгородиться от всего внешнего, закрыться от мира. Запрещено было не только ввозить новые иностранные книги, но и сохранять тома «опасных» авторов. Разрешалось только то, что могло укрепить позиции царизма.

Славянофилы появились, а почему бы тогда не появиться «западникам»?

Совсем другого мнения были революционеры-демократы (Белинский, Герцен, Огарев). История показала, что именно они были правы.

Не было никакого отдельного Достоевского Федора Михайловича, который бы существовал сам по себе. Так или иначе, он должен был встать на чью-то сторону и своими словами и действиями усилить одну из них.

Федор Михайлович Достоевский был и результатом, и выразителем своей эпохи. Ничего плохого в этом нет, иначе и быть не может. С другой стороны, выразителем он был не самым лучшим. Если эпоха, прямо говоря, глупая, писателю мало просто ее засвидетельствовать. Задача писателя заключается в том, чтобы ступить хотя бы на один шаг дальше, обогнать свое время. Этого Достоевский не сумел сделать.

Да и не хотел. Он потому и «консервативный революционер», что выступал за те изменения, преобразования, которые вернули бы его народ в прошлое, в те времена, когда все было спокойнее, и человек не стоял перед выбором. Когда человек лишен выбора, он его не угнетает. Когда же выбор есть, человек начинает колебаться. А человек из «достоевщины» задается вопросами: «имею ли я право выбирать?» и «кто я такой, чтобы что-то решать?»

Как к этому явлению мог отнестись Достоевский? Он абсолютно честно решил, что не надо было делать такой, казалось бы, прогрессивный шаг, поскольку от этого возникали новые муки и страдания простых людей. Лучше бы вернуться к тому, что было раньше. Кто такие люди, чтобы нарушать установившийся порядок?

Но не всегда Достоевский был таким.

Изучая литературу о Достоевском, я отметил, что его «покидало» повсюду.

Разойдясь с Белинским, Достоевский «сбавил обороты» и пришел в кружок Петрашевского как честный либерал.

Достоевский часто заходил по пятницам, в день заседаний, на кружок.

Известен такой эпизод. Как-то Петрашевский спорил с Достоевским о сущности и назначении искусства. Достоевский говорил, что «искусство не требует направления, искусство само по себе цель, что автор должен беспокоиться только о художественности, а идея придет сама собой, потому что она является необходимым условием художественности». Петрашевский в ответ обвинил писателей в том, что они недостаточно глубоко изучают окружающую действительность, не умеют отличить существенное от несущественного и поэтому тратят свой талант не на существенные вопросы, а на мелочи современности. (Евграфов В.Е. «Социально-политические и философские взгляды петрашевцев», Москва, 1953 г., стр. 107)

Достоевский «потерся» среди революционеров, научился рассуждать как либерал, но еще не стал тем Достоевским, который смог бы написать «Преступление и наказание». Им он стал только после «пережитой» смертной казни (его должны были расстрелять, но в последний момент, уже под виселицей, помиловали) и нескольких лет на каторге.

Такие испытания любого сломают. Судьба так «избила» писателя, что он уже и сам не знал кто он и на чьей стороне.

Достоевский был очень умным человеком и умел анализировать то, что видел. Но инструмент, которым он анализировал жизнь, был далеко не совершенным.

Отпечаток участия Достоевского в кружке Петрашевского трудно не заметить. И я имею в виду не только то, что Достоевского почти казнили за «посещения по пятницам». Куда важнее философия, которой он там научился. Она выведена утопистом Фурье.

Сам Достоевский заметил, что никуда конкретно не принадлежит, ни к кому определенно не относится.

Поэтому-то его так волновал вопрос «кто я?».

Вот даже роман «Преступление и наказание»!

Что касается времени, объективных условий, которые воспроизведены в самом романе, Достоевский схватил их правильно. Он писал о человеке, который может и должен решать, куда ему податься: в прошлое, до сих пор настоящее, но отжившее себя, или в будущее, которого еще нет, потому что все стоят перед выбором и думают (или просто не замечают ничего) вместо того, чтобы начинать его, будущее, строить. Думать, конечно, важно; без обдумывания ничего хорошего не сделаешь. Но мышление всегда должно быть предметным, о чем-то конкретном. Если же это абстрактное философствование ни о чем, то уж лучше сделать ошибку на практике и оказаться в положении, когда придется эту ошибку осмыслить.

И вот здесь появляется место для «достоевщины».

Тем не менее, я сам ничем не лучше, хоть и старше на 150 лет. На Литклубе я запутал всех вопросом о сущности субъекта общественных отношений. Эх, я как Достоевский в его лучшие годы: стараюсь, скрупулезно рассмотрев фрагмент, увидеть целое. Вопрос «кто я?» вместо всех других формулировок пробрался в головы людей настолько глубоко, что создается впечатление, будто он был там всегда. По крайней мере, в моей голове он жил натурально.

Достоевский, по сути, выбрал одну из непроработанных проблем, которые стояли перед тогдашним российским обществом и принялся ее решать. Он довел ее до конца, до предела. Он настолько ее тщательно проработал, что увеличил до невероятных размеров, словно смотрел на нее сквозь линзу, через две линзы. Соответственно, больше ничего не видел. Просто не мог, зрения не хватало.

Обобщая и суммируя вышесказанное, попробую показать место Достоевского в становлении русской литературы. Как известно, родилась она еще в 18 веке и пережила такие главные моменты в своем отношении к действительности:

Обязательно должен был существовать Достоевский, чтобы довести эту веру в «Шинель» Гоголя до крайности. Обязательно кто-то должен был написать об одном человеке, о его слабости, о его страхе, о его одиночестве и его страданиях, которые ни с кем он не может разделить.

Достоевский же поступил наоборот: в художественном стал искать жизнь, а через художественные формы пытался найти ответы на основные жизненные вопросы, среди которых на первом месте вопрос «кто я такой?»

На Достоевском литература не могла закончиться. Он, как явление, не был линией, а был всего лишь точкой в ​​становлении литературы, моментом. А линия, переступив через точк у, продолжилась Гончаровым, Некрасовым, Салтыковым-Щедриным, Чеховым. Далее вы знаете.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *