Dpf масло что значит
15. Инфа по маслу в двигателя с сажевым фильтром
Предисловие.
Сажевый фильтр — штука дорогая. Чтобы не морочиться с ошибками, заменой и сомнениями типа «а мож рискнуть и вырезать нафиГ.» нужно делать две вещи. изредка давать машине прожечь фильтр и менять масло по регламенту.
с первым пунком вроде все просто. выезжаешь на шоссе и фигачишь минут 15 на 3х тыщах и выше. Есть нюанс, если заметили дым — значит регенерация пошла и глушить не стоит, ибо запишется как неудачная. Есть такая страшилка, что есть лимит по неудачам прожига. Хз. Скоро придет комп для теста, буду разбирать етот вопрос.
Перейдем ко второму пункту. Маааасло. Страшилки следующие.
Неправильное масло забивает соты фильтра и не смазывает елементы двигателя «как нада».
Дилеры и прочие около-експерты, а так же наклейки на рено в один голос твердят, что лучше Ельфа нету масла для Рено. Хз. Может и так. Но меня такая вот непонятная реклама смущает и я, перелопатив инет, выяснил следующее.
Для двигла DCi используют масла с спецификацией RN 0720.
RN 0720 — Моторное масло для дизельных двигателей новой генерации, с турбонаддувом и сажевым фильтром.
Соответствие стандарту ACEA C4 + дополнительные требования Renault
Масла для сажевых малозольные. Суть в том, что сажа выжигается и остается зола. которая не сгорает, а забивает соты. такой вот секрет.
Примечание.
1. на канистре так и должно быть написано. АСЕА С4 и RN0720.
С1 — С4 — спецификация именно для двигателей с сажевыми фильтрами.
никакие CH-4, G-G4и прочие не катят. Продавцы и сервисмены редко шарят в таких нюансах и втюхивают японские масла например. мне вот масло для крузера двухсотого втюхивали японское. типа у япошек своя маркировка и все такое.
2. забыл=) потом допишу.
Так что не все так печальненько=))
Допуски моторного масла Renault
RN 0700 — Моторное масло для бензиновых двигателей без наддува, с повышенными требованиями к совместимости с системами нейтрализации отработанных газов, за исключением Renault Sport. Этот стандарт распространяется на все дизельные автомобили Renault, оснащенные двигателем 1,5 DCi без DPF (сажевый фильтр) до 100 л.с. Сервисный интервал до 20 тыс. км или 1 год.
RN 0710 — Моторное масло, с повышенными требованиями к совместимости с системами нейтрализации отработанных газов, для бензиновых двигателей с турбонаддувом в том числе Renault Sport и дизельных двигателей без сажевого фильтра от группы Renault, Dacia, Samsung. Кроме двигателей 1,5 DCi без DPF (сажевый фильтр) до 100 л.с.
RN 0720 — Моторное масло для дизельных двигателей новой генерации, с турбонаддувом и сажевым фильтром. Соответствие стандарту ACEA C4 + дополнительные требования Renault
В последней редакции ACEA (2004г.) автомасла поделены на три категории:
А/В — моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.
С – новый класс — автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Собственно, именно нововведения в европейских требованиях к экологии и стали причиной реконструкции классификации ACEA. На сегодняшний день существует три класса в этой новой категории: С1-04, С2-04, С3-04.
Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория существовала с самого введения классификации (с 1995 г.). В 2004 году произведены косметические изменения, добавлены 2 новых класса Е6 и Е7, а также исключены два других, устаревших класса.
На заметку: масло Nissan для Ниссанов. Классификация
Оригинальное моторное масло Ниссан, как выбрать. О маслах NISSAN. Классификация.
внимание: при подготовке материала, и описания о масла, была использована для перевода оригинальную брошюра «nissan-brochure2012», также есть ссылки на первоисточники
После того, как я искал и подбирал масла в двигатель для своей Альkи (об этом здесь), решил сам в этом разобраться, и сделать что-то типо шпаргалки для автовладельцев Ниссан
Частые вопросы:
-Моторные оригинальные масла NISSAN
-Масло для Nissan Almera, Nissan Almera Classic
-Советы выбора моторного масла,
-Оригинальное Моторное масло Nissan,
-Использование масла Ниссан и его основные характеристики?
-Меняем масло в двигателе Ниссан
-Моторные масла NISSAN INFINITI
-Тип заливаемого масла в двигатель Nissan
-Оригинальные масла NISSAN,
-Выбор вязкости масла (ссылка: prado-club.su)
Оригинальные моторные масла Nissan были разработаны специально для автомобилей NISSAN (Ниссан) и INFINITI (Инфинити)
На самом деле: даже самое качественное и дорогостоящее масло, не соответствующее рекомендациям производителя автомобиля, способно нанести существенный вред двигателю машины. Более того, негативные последствия появятся значительно быстрее, чем при использовании дешевого масла, подходящего по допускам. Так что главным и первоочередным критерием при выборе масла должны быть указания в инструкции по эксплуатации автомобиля(avtodrive.ru).
цитата: «Моторное масло Nissan Motor Oil OEM одобрено и рекомендуется компанией Nissan для всего ряда моделей с бензиновыми и дизельными двигателями».
• жестяные канистры — Япония (Made in Japan);
• пластиковые банки — Бельгия (Made in Belgium);
• пластиковые банки — Объединенные Арабские Эмираты;
Базовые понятия, для всех типов и производителей моторных масел
Подробней о температутре можно прочитать здесь «What is “SAE”?»
для тех, кто спорит про вязкость есть отбивка *Кстати (см.ниже)
Моторное масло с улучшенными эксплуатационными характеристиками, 0w20 или 5w30 для российских условий, тут можно спорить также долго как и про октановое число бензина. Ответ: смотрите книгу по эксплуатации вашего двигателя автомобиля.
Обзор оригинального масла от Ниссан (Nissan Motor Oil):
устаревающие масла NISSAN:
Моторное масло NISSAN SJ Extra Save X SAE 10W-30 — предназначено для бензиновых двигателей автомобилей NISSAN. Полусинтетика — минеральное гидрокрекинговое, подробнее тут о типах масла
Не проверенный продукт масло: Super Gold SAE 20W-50 SL, по заявлению интернет-магазинов «Высококачественное полностью синтетическое минеральное моторное масло, специально разработанное для бензиновых двигателей автомобилей NISSAN». Судя по стоимости ($14.70-15.50) — это минералка. Страна происхождения: Объединенные Арабские Эмираты*
1L- KLAL6-20501
4L- KLAL6-20504
пока могу сказать лишь одно, есть у меня сомнения по этому моторному маслу ↑
Nissan Motor Oil 0W-30 1L — KE900-90132
наиболее распространённая группа ниссановских оригинальных масел в в России:
NISSAN Strong Save X E Special SM 5W30 — создано на основе базовых масел, получаемых путем жесткого гидрокрекинга (группа API III) с добавлением эстеров (группа API V, toko.ru — не проверено)
Моторное масло специально разработаное для автомобилей Nissan двигатели которых оснащены сажевым фильтром. Nissan Motor Oil 5W-30 DPF оптимизирует системы после ремонта и снижает количество выбросов загрязняющих веществ. Его исключительная стойкость к окислению обеспечивает гарантирует долгий ресурс работы двигателя. Из официаьной брошюры Ниссан, следует, что масло NISSAN MOTOR OIL 5W-30 DPF (ACEA C4, API SM/CF) — предназначено в основном для дизельных моторов Ниссан.
Nissan Strong Save X SM: температура застывания— –33°С, температура застывания масла составила –33°С, аэто значит, что нижний температурный предел применения масла –22—18°С. И это первый минус, несмотря даже на достаточно высокое значение индекса вязкости (что подтверждает всесезонность масла) (autodela.ru)
Nissan Motor Oil 5W-30 DPF ACEA C4, API SM/CF
1L- KE900-90031 (KE900-90033)
5L- KE900-90041 (KE900-90043R — по ощибке без буквы R)
Nissan GTR Endurance SM 10W50 — синтетическое масло для бензиновых двигателей. Характеризуется высокими эксплуатационными характеристиками. Наиболее подходит для езды по гоночным трекам и для соревнования по драгрейсингу, т.к. создано специально для высокофорсированных турбированных автомобилей Ниссан. Например, Nissan GT-R.
Не рекомендуем использовать данный продукт на гражданских автомобилях ввиду полной нецелесообразности этого, кроме того, высокая вязкость масла будет способствовать излишнему расходу топлива и некорректной работе гидравлических систем автомобиля, например системы изменения фаз газораспределения *toko.ru
Современные масла Nissan:
Nissan Motor Oil 10W-40 (ACEA A3/B4 API SL/CF)
1L- KE900-99932
5L- KE900-99942
**Contains: Long chain alkaryl calcium sulfonate — succinimide polyamine polyolefin. May produce allergic reaction
— Содержит: Длинная цепь алкарил сульфонат кальция — сукцинимидного полиамина полиолефина. Может вызывать аллергическую реакцию
Моторное масло Ниссан 5W-40 ACEA A3/B4 API SM / CF предназначено главным образом для дизельных двигателей. Его формула обеспечивает превосходную чистоту двигателя и защиту. У этого масла отличные антиокислительные свойства, для увеличения интервалов замены масла.
Nissan Motor Oil 5W-40 ACEA A3/B4 API SM/CF
1L — KE900-90032
5L — KE900-90042
масло ниссан 5w40 отзывы — всесезонное моторное синтетическое масло Nissan 5W40 предназначено для современных бензиновых и дизельных двигателей Nissan т.е. «универсальное» — что значит где-то нахитрили. поэтому решать вам.
Масло является всесезонным:
Залил это оригинальное масло (запись в БЖ)
Nissan STRONG SAVE X SN 5W30 4L, (Made in Japan) KLAN305304 — по данным на окт 2014г, средняя цена: 1300-1600руб за канистру 4л.
На 10/2017 г: KLAN5-05304 цена 2300 руб. за 4 л., KLAN5-05301 — это код на литрушку.
Это подлинное моторное масло от Ниссан, Nissan 5W30 SN выпускается вместо масла N issan STRONG SAVE X SM 5W-30 которое снято с производства и полностью заменяет его.
Подходит для всех бензиновых двигателей компании Ниссан, где рекомендована вязкость 5W30, например Teana, X-Trail, Qashqai
• SN, 5W-30 Strong Save-X — энергосберегающее моторное масло для бензиновых двигателей, в том числе с турбинами, созданное на основе гидрокрекинга. Обладает оптимальными низкотемпературными характеристиками и высокими антиокислительными свойствами для двигателей японских автомобилей. Обеспечивает легкий запуск и надежную работу двигателя при любых условиях эксплуатации. Рекомендации по замене: двигатели с турбиной – 5 тыс. км, без – 10 тыс.км
• SN, 5W-30 Strong Save-X E Special (KLAN205304)- полусинтетическое для бензиновых двигателей с присадками на основе эстеров. Блягадоря защитным свойствам эстеров, обладает выдающимися антифрикционными и противозадирными свойствами. (* — больше маркетинговый ход) Энергосберегающее. Обеспечивает легкий запуск и надежную работу двигателя в тяжелых условиях эксплуатации.
SN 0W20 — современное всезенонное полусинтетическое моторное масло Nissan, для бензиновых двигателей. Обладает отличной текучестью при сильном морозе, в тоже время сохраняет стабильную масляную пленку в условиях высоких температур.
Nissan EXTRA SAVE X SN 0W20 4L, KLAN800204 — средняя цена 1600-1800руб
NISSAN SM Strong Save X SAE 0W-20 — создано для двигателей NISSAN серий: CR, HR, MR, QR, VK.
Моторное масло Nissan Motor Oil Extra Save X CD 5w30 разработано для дизельных двигателей автомобилей Nissan, оснащенных турбиной и без.
NISSAN Extra CD Save X Diesel Oil SAE 5W-30 полусинтетическое гидрокрекинговое высококачественное моторное масло для дизельных двигателей.(разница между гидрокрекинговым и полусиснетикой, читайте в Блоге)
Оригинальное полусинтетическое всесезонное моторное масло для дизельных двигателей Ниссан.
Nissan Motor Oil 10W-30 (CF-4 / DH-1).Это моторное масло, созданное на основе гидрокрекинга специально разработанное для дизельных двигателей японских автомобилей с турбонаддувом и без. Обладает оптимальными низкотемпературными характеристиками и высокими моющими и антиокислительными свойствами для двигателей японских автомобилей. Обеспечивает легкий запуск и надежную работу двигателя в тяжелых условиях эксплуатации. Рекомендации по замене: двигатели с турбиной — каждые 5 тыс. км, без – не менее 10 тыс. км.
1L- KLBF0-10301
4L- KLBF0-10304
NISSAN MOTOR OIL 5W-30 DPF (ACEA C4, API SM/CF) — предназначено в основном для дизельных моторов Ниссан ( (модели с фильтром для улавливания мелких твердых частиц для дизельного двигателя) Превосходит наиболее строгие требования современных производителей дизельных двигателей легковых автомобилей. Может применяться для турбированных, мультиклапанных двигателей и двигателей с прямым впрыском. Может применяться при наиболее сложных условиях эксплуатации (трасса, городские поездки по пробкам) в любое время года.
===============================================
Дополнение: фильтр масляный для Nissan
Важно: многие автовладельцы уделяют особое внимание выбору масла для двигателя своего Nissan,
но также важно купить и заменить масляный фильтр
Есть сайт «oil-club.ru», на котором эти фильтра разбирают, сравнивают. Выделю лишь основные моменты:
Перепускной клапан, который регулирует давление масла в системе смазки двигателя. В случае, если по какой либо причине давление масла в двигателе приближается к критической отметке и возникает угроза повреждения сальников и прокладок между блоками, его снижает перепускной клапан фильтра.
Оригинальный фильтр масляный двигателя Nissan, код: 15208-95F0A
Аналог: фильтр масляный MANN W67/1подходит для: Almera I (N15), Almera II (N16), Primera II (P11) и Primera III (P12), Teana, Tiida и др.
==========================================================
Спецификации масла Nissan по API: CF, SB, SF, SG, SJ, SL, SM, SN.
Еще в 1947 году Американским институтом нефти (API) была предложена первая классификация масел по уровням применения и эксплуатационных свойств, которая действует и сегодня:
Буквенно-циферный код – это обозначение класса масла.
первая буква кодировки означает вид масла (источник):
«S» — автомасла для бензиновых двигателей Ниссан;
«C» — масло для дизельного мотора Ниссан.
вторая (А, В, С, D, E, F, G, Н) — уровень эксплуатационных свойств моторного масла.
подребнее о группах, по этой ссылке
Для наглядности, NISSANоводам, выкладываю рисунок:
API (www.api.org) приняла два новых последних стандарта производительности моторного масла для автомобилей: ILSAC GF-5 и API SN.
Если решили попробовать Castrol, Shell helix, Total, Mobil, ZIC, Elf, Liqui Moly или Motul и же с ними, то настоятельно рекомендую обратить внимание на качество тары и этикетки (шрифт, элементы защиты) чтобы банально не нарваться на подделку.
Изготовитель компания «Total Lubrifiants». Переходим на сайт Total, где среди партнеров Elf находим Nissan. Далее следуем на страницу сайта Elf, посвящённую сотрудничеству с Nissan, где без особого труда находим брошюру – «Оригинальное моторное масло NISSAN», на страницах которой рядом с логотипом Эльф читаем — Nissan Genuine Oil specially designed by ELF, что можно перевести как — Оригинальные Масла Nissan специально разработаны Elf (*последние 10 лет)
Могу добавить только: спасибо, что ты, уважаемый читатель, осилил эту статью до конца.
Я не претендую, на фундаментальные исследования.
Для этого есть, например: bmwservice.livejournal.com, oil-club.ru
Если вы сомневаетесь какое масло залить из оригинальных, вот ссылка на таблицу рекомендуемых моторных масел для автомобилей Ниссан вашей марки.
Статья не полная, думаю буду её дополнять.
— Спасибо, что читаете, коментируете, и ставите лайки.
— Если нажметё [поделиться] х2
Масла для «дизелей» с сажевым фильтром.
1. Температура вспышки паров — чем выше, тем лучше, желательно выше 230 ОС.
Если масло обладает низкой температурой вспышки, значит оно состоит из более летучих, более «жидких» компонент, а это в свою очередь означает:
— масло сильнее испаряется, а значит сильнее угорает;
— масляная пленка менее прочная, а значит масло постоянно срывается со стенок цилиндров и в виде мелкодисперсной пыли улетает в выпускной коллектор, оседая в сажевом фильтре;
— угорающее масло образует много нагара и отложений в двигателе, то есть сильнее его пачкает.
2. Зольность:
— Low SAPS (малозольные) — до 0,8%;
— Mid SAPS (среднезольные) — 0,8 — 1,0%;
— Full SAPS (полнозольные) — более 1,0%
Low SAPS и mid SAPS масла должны иметь маркировку ACEA C1 либо C2, либо C3, либо C4.
Несмотря на кажущуюся небольшую абсолютную разницу в количестве образующейся золы между Low SAPS и Full SAPS, для продления ресурса сажевого фильтра предпочтение следует отдавать качественным (недешевым) Low, либо качественным Mid SAPS маслам.
Руководствуясь этими простыми правилами Вы можете сами выбрать «правильное» масло.
На основании вышеизложенного для планового ТО и замены моторного масла я забиваю большой болт на сажевый фильтр и его ресурс, так же как забиваю на ресурс каталитического нейтрализатора, потому что эти компоненты выхлопной системы при технически исправном ДВС выйдут из строя еще очень не скоро и на первый план всегда ставлю техническое состояние ДВС и его ресурсность, а так же продление, поддержание заложенного ресурса ДВС, что напрямую связано с качеством используемого моторного масла и соблюдения интервалов замены масла, которые зависят от качества используемого масла :))
Я выбираю полнозольные Full SAPS масла АСЕА A3/B3/B4/E7/E9 предназначенное для для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств и/или для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в особо тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения масел, стойких к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 — полностью синтетических моторных масел для бензиновых, дизельных и LPG двигателей легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, содержащих уникальные пакеты присадок, обеспечивающие высокую защиту от износа и окисления, а так же исключительную чистоту деталей двигателя:
1. Базовая основа — Ester + PAO;
2. High-Temperature/High-Shear Viscosity, cP — 3.5 +
3. Волатильность на угар масла NOACK % g/100g — 10 % — и ниже;
4. Температура вспышки — 220-230-240+°C;
5. Сульфатная зольность — 1.0-1.4Wt%;
6. Щелочное число 9 мгKOH/г +
7. Температура застывания, °C — чем ниже тем лучше, что косвенно указывает на наличие в масле базовой основы PAO.
Сага о масле. Глава 6. Про зольность и системы очистки ОГ. Часть 2.
Часть 1. Про системы очистки отработавших газов
Часть 2. Как зольность влияет на TWC, DPF и др системы очистки отработавших газов?
По-моему, производители масел уже запутали людей с этой зольностью.
Это масло с пониженной зольностью, вроде все понятно написано: зола откладывается в нейтрализаторах и сажевиках, поэтому в данном масле ее мало и поэтому оно самое подходящее вашей любимой машине.
Но читаем описание другого масла – полнозольного:
… и оно тоже для самых-самых современных двигателей, оснащенных самыми настоящими системами нейтрализации тех же самых ОГ… (!)
И какое выбрать, если например в мануале написано лить масло ACEA A3, но при этом точно известно, что в машине есть нейтрализатор ОГ? Или распространенный вопрос: рекомендуются масла с допуском VW 502, а они бывают и полнозольные, и малозольные – и какое взять? Или в машине есть сажевик DPF, можно ли использовать полнозольные масла?
Смогу ли я убедительно ответить на эти вопросы, но попробую. Ибо не хотелось бы, чтобы люди искали эти ответы где-нибудь на форумах или у продавцов.
Итак, в предыдущей записи приведена информация, как устроены системы очистки ОГ, что эти системы не вечны и существует три основных механизма снижения их эффективности:
-термическое разрушение
-химическое
-механическое
Нас сейчас интересует химическое воздействие. Поэтому «здравствуйте, садитесь, начинаем очередной урок химии».
Зольность – это содержание в масле минеральных солей, точнее количество «золы» в процентах по массе, которая образуется, если выпарить масло при 600 град. Эта «зола» содержит соединения серы, фосфора, цинка и других металлов и неметаллов.
Сера – один из главных врагов для всех компонентов систем очистки, она присутствует в ОГ в виде сульфатов, сульфидов, оксисульфидов, SO2, SO3. Последние два реагируют с оксидами алюминия на поверхности нейтрализатора с образованием сульфатов алюминия, что уменьшает активную площадь нейтрализатора. Также соединения серы могут восстанавливаться до сероводорода, который реагирует с металлами нейтрализатора и мешает окислению HC.
В накопительных нейтрализаторах другие температурные и химические условия, но – та же проблема образования сульфатов и возможная реакция с водой:
Фосфор – тоже один из известных «катализаторных ядов». Его соединения находят в отработавших нейтрализаторах в виде твердых и аморфных фосфатов цинка, магния, кальция, а также в виде цинка пирофосфата. Откуда они берутся? В основном, благодаря содержанию в моторных маслах противоизносной (и не только) присадки ZDDP. Также соединения P есть в топливе.
Эти отложения, естественно, снижают площадь активной поверхности нейтрализатора или DPF.
Кроме того, соединения фосфора химически реагируют с оксидами Al и Ce и нарушают их свойства:
Но на данный момент нельзя полностью исключить содержание соединений серы и фосфора в ГСМ, поэтому возникают следующие вопросы:
Если нейтрализатор не вечен, то на сколько км рассчитана жизнь нейтрализатора?
Сколько серы и фосфора способно «убить» нейтрализатор?
Ответы можно найти в ряде исследований на эту тему – и их, кстати говоря, немало! Особенный бум таких исследований пришелся на середину 2000х.
В статье итальянско-испанских исследователей от 2005 года есть приблизительный ответ на первый вопрос:
Кстати, американские требования более строгие:
В этом же итальянско-испанском исследовании сравнили «чистый» нейтрализатор и нейтрализатор, отработавший в машине Ford Fiesta 1.4 60 тыс. км. www.uam.es/personal_pas/txrf/AppSurface_1.pdf
…и обнаружили скопление соединений фосфора, в большей степени в начальных отделах нейтрализатора. При этом эффективность работы нейтрализатора снизилась в среднем на 20-60% за 60000км, особенно это коснулось деактивации NO
Это же подтверждается в других исследованиях:
Далее Virpi Kröger в рамках диссертации приводит интересные данные:
3,5% фосфора это много или мало? 0,4%? Трудно сказать, но еще в 1985 г Joe с соавт. показали, что 0,4% фосфора уже снижает эффективность нейтрализатора.
К сожалению, в приведенных исследованиях не указано, на каком топливе и на каком масле отъездили машины. Судя по дате публикации – вероятно, масла были API SL или SM, т.е. с содержанием фосфора менее 0,1%.
Посчитаем, сколько теоретически фосфора может попасть в нейтрализатор за 161 тыс км пробега (почему именно такая цифра поймете ниже).
Допустим, масло Х содержит 0,1% фосфора, т.е. при плотности масла 850 г/л в 1л 0.85 г фосфора. При угаре 1л на 10000км в трубу улетит 0.85*16,1=13.7г. А в реальной жизни?
На этот счет есть одно очень интересное исследование, проведенное специалистами Ford Motor Co, Ethyl Petroleum Additivies и Delphy: «Влияние состава масел на выхлопные газы в службе такси» (papers.sae.org/2002-01-2680/). 20 машин, 5 видов масел, все 5w30 ILSAC GF-2, с и без ZDDP, с разными детергентами или без них. Общий пробег по 100 тыс миль (161 тыс км), ежедневная работа в две смены по 12 часов и контроль каждые 7000миль пробега.
К слову, это уникальное исследование — в нем приводится содержание фосфора в граммах. 14,6г фосфора на маслах с Ca-Mg детергентами и 24,6г в маслах без детергентов.
По результатам Ford Taxi Fleet Test исследователи сделали выводы, что фосфор попадает в нейтрализаторы вследствие «улетучивания» масла, ни на одном масле не было существенного износа, при наблюдаемом уровне отложений P в нейтрализаторах снижается эффективность их работы, и зависимость прямая.
Самое значительное количество отложений и наихудшие показатели очистки ОГ обнаружены в двигателях, работавших на экспериментальном масле с ZDDP, но без детергента. К слову, это известный факт: ранее Ueda F. с соавторами показали, что Ca и Mg уменьшают негативное влияние фосфора на нейтрализаторы (Engine oil additive effects on deactivation of monolithic three-way catalysts and oxygen sensors, SAE Paper #940746, 1994).
Раз фосфор попадает в нейтрализаторы вследствие угара масла, значит необходимо ограничивать его содержание в маслах и испаряемость NOACK. Например, АPI SJ от 1996г нормировал эти параметры max 0,1% и 22% соответственно, с 2011г API SN уже 0,08% и 15% соответственно. Но не все так просто.
Во-первых, продолжаются дебаты между инженерами-масленщиками и инженерами-мотористами по поводу норм содержания ZDDP в качестве противоизносной присадки, ведь весомая доля автопарка в мире это машины с большим пробегом, в новых машинах все чаще применяются высокофорсированные двигатели с высокими нагрузками на узлы, кроме того существует тенденция к применению масел с низкой вязкостью – так что противоизносные присадки имеют и будут иметь важную роль в моторном масле.
Кстати говоря, результаты этого спора можно увидеть в допусках: API и ILSAC нормируют содержание P не менее 0,06%, Mercedes-Benz не менее 0,05%, VW не менее 0,07% для допуска 505.01 и 0,08% для 502/505 – это при общей тенденции к уменьшению доли фосфорсодержащих присадок.
Во-вторых, накоплены интересные экспериментальные данные, в частности, изложенные в статье T.W. Selby с соавт. «Phosphorus Additive Chemistry and Its Effects on the Phosphorus Volatility of Engine Oils».
В начале статьи приводятся ответы на два вопроса:
1. зависит ли потеря P во время работы масла в двигателе от его содержания в свежем масле?
2. зависит ли потеря P от испаряемости масла NOACK?
Согласно данным анализа более 1000 масел, присутствовавших на рынке в 1999-2000гг (Institute of Materials IOM):
Ответ (1) – нет
Ответ (2) – нет
Собственные исследования T.W. Selby тоже показали, что P присутствует в летучей фракции масла, но корреляции между «испарением» P и «испарением» масла в целом – нет.
Исходя из этого, было предложено ранжировать масла по летучести содержащихся в них P-присадок, а именно по т.наз Phosphorus Emission Index (PEI). PEI показывает, сколько мг фосфора улетучивается во время Selby-Noack Volatility теста на 1г свежего масла.
Результаты исследований были следующие:
— PEI коррелирует с уровнем P в нейтрализаторах, зависимость прямая.
— PEI коррелирует с уровнем эмиссии NOx, т.е. эффективностью работы нейтрализатора, зависимость прямая.
— наличие ряда других присадок может уменьшать PEI, в частности Ca, Mg
— PEI зависит от химической формы ZDDP
Раз PEI такой показательный, почему производители его игнорируют? Или он еще недостаточно исследован? и мы не все знаем?
Во всяком случае, посмотрев допуски, становится ясно, что в масляной индустрии пока еще ставится знак равенства между совместимостью масла с системами очистки ОГ и %-содержанием сульфатной золы, серы, фосфора, цинка. Это можно увидеть в таблице, которую я составил:
На самом деле знак равенства ставить нельзя, об этом говорят исследования, частично приведеннные выше. Сколько фосфора в масле это одно, а сколько его улетит это другое.
А теперь смотрим внимательнее на допуск API SN:
Phosphorus volatility! Та самая «потеря» фосфора из масла. Точнее, в данном тесте наоборот: измеряется не потеря, а остаток. Подробнее про тест Sequence III GB —
В других допусках ничего подобного я не видел. Но я надеюсь, в новых допусках неизбежно появятся тесты, похожие на Selby-Noack Volatility Test или Sequence III GB.
Вернемся к реальным примерам — в прошлой записи я приводил масло Ликви Моли, которое при своей полнозольности якобы совместимо с катализаторами:
Никакого обмана, хоть масло и полнозольное (ACEA A3), но исходя из соответствия допуску API SN, это масло не теряет фосфор килограммами. Почему тогда оговорка про DPF? Видимо, потому что, как показывают исследования, основной враг DPF это сера, а аналогичного теста для серы пока в допусках нет, только на содержание в %.
То же самое про масло Motul X-cess 5-40: допуск API SN действительно позволяет писать про совместимость с системами нейтрализации! Так что в бензиновые хоть с двумя нейтрализаторами лить можно, в дизельные с DPF — нежелательно.
Таким образом,
1) нейтрализаторы TWC есть сейчас у всех машин, кроме откровенного металлолома, и эти нейтрализаторы действительно постепенно копят в себе соединения фосфора и не копят или почти не копят соединения серы. При этом отложения к 100 тыс км пробега не достигают килограммовых залежей, но эффективность очистки выхлопных газов уменьшают в ряде случаев на несколько процентов, а в ряде и наполовину.
2) в некоторых машинах есть дополнительный накопительный нейтрализатор, который хуже регенерирует при наличии большого содержания серы в ОГ
3) для дизелей существуют разные комбинации систем очистки ОГ, при этом основной враг DPF, SCR и накопительных нейтрализаторов – сера, а враг окислительных нейтрализаторов – фосфор.
Из этого логично вытекают вопросы:
Как ограничить попадание фосфора в нейтрализаторы?
Первое – следить за технической исправностью двигателя и машины в целом. Необходимо нормальное функционирование поршневых колец, чтобы масло не попадало в камеру сгорания, адекватное сгорание топливо-воздушной смеси, адекватное охлаждение и проч.
Второе – использовать моторные масла с низкой склонностью к угару конкретно в вашей машине – косвенно об этом говорят показатели NOACK (чем меньше тем лучше) и температуры вспышки (чем больше тем лучше), но они не всегда коррелируют с угаром в конкретно вашей машине из-за особенностей режима эксплуатации и проч.факторов. Грубо говоря, нет угара – нет фосфора в нейтрализаторе.
Третье – использовать масла с допусками API SN и если нужно энергосберегающее – ILSAC GF-5, они тестируются на phosphorus volatility. Можно также использовать масла с пониженной зольностью типа ACEA C3, MB229.51 и т.п., но какой у них phosphorus volatility? Возможно ниже, чем у полнозольных, а возможно и нет, никто не сравнивал.
Четвертое – заправляться качественным бензином – в топливе тоже есть соединения фосфора
Как ограничить попадание серы в DPF, накопительные нейтрализаторы, SCR и им подобные?
Первое – опять же следить за технической исправностью двигателя и машины в целом.
Второе – опять же заправляться качественным топливом: если содержание серы в маслах может отличаться не более чем в 1,5-2 раза, то в топливе в десятки раз!
Третье – опять же использовать моторные масла с низкой склонностью к угару – угару в конкретно в вашей машине.
Четвертое – использовать моторные масла с низким содержанием серы. При этом малозольное не равно малосерное, некоторые полнозольники тоже содержат в себе мало серы. Но не у всех есть возможность сделать анализ в лаборатории (да и не надо), а требования допусков по содержанию серы см в табличке выше. Т.е. если выберете среднезольные масла ACEA C3, Dexos2, MB 229.31, 229.51 и 229.52, BMW LL-04, то серы в них точно меньше. Именно поэтому для дизелей с DPF рекомендуются масла данных допусков.
Четвертое – периодически ездить более 100км/ч по трассе, чтобы были условия для регенерации нейтрализаторов. И избегать другой крайности — коротких поездок, когда образуется конденсат и SO3 превращается в H2SO4.
И еще, вместо P.S. – ИМХО. Нет смысла спрашивать какое масло лучше Х или Y? Малозольное или полнозольное? Логичнее спрашивать, а какой ZDDP в них используется, 2-метил-4-пентанол или 2-этил-гексанол? или другой? И с каким соотношением Zn:P? Как у этих масел с phosphorus volatility? Скорее всего вам никто не ответит на эти вопросы, равно как нет особого смысла искать правильного ответа на форумах или в магазинах, если вы не умеете отличать псевдопрофессионалов от профессионалов. Вот в анализе масла X фосфора 950ppm, а в масле Y – 750ppm, что напишут на форуме? Один напишет, что первое зачетное т.к. лучше противоизносные свойства, а другой напишет, что фосфор откладывается там где не надо и чем его меньше тем лучше. И оба будут частично правы, но в целом неправы, т.к. не знают точный состав обоих масел и возможных взаимодействий между компонентами. Так что в выборе моторных масел самое правильное пожелание – остерегайтесь подделки! И в прямом смысле, и в философском – ведь мы живем в эпоху подделки информации.
Для благодарных читателей визитка
© пециально для DRIVE2.RU
© Lefravi 2015, update 2017