Драгунский заколдованная буква кратко о чем
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Драгунский В.Ю. «Заколдованная буква» Читательский дневник, краткое содержание
Драгунский В.Ю. «Заколдованная буква» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Виктор Юзефович Драгунский
Название: «Заколдованная буква» («Денискины рассказы»)
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Речь
Число страниц: 2
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение
Из-за выпавших зубов ребята не могли правильно сказать слово и спорили друг с другом.
Сюжет — краткое содержание:
Во двор к ребятам привезли ёлку. Ребята стояли рядом и любовались. Внезапно Алёнка произнесла слово «шишки» неправильно. Она шепелявила «сыски». Мальчишки над ней смеялись, пока Мишка не произнёс: «Хыхки». Они начали с Алёнкой спорить, кто же прав. А рассказчик подумал и произнёс: «Никакие не «сыски» и не «фыфки», а «хыхки».
Понравившийся эпизод:
Меня насмешила фраза мальчика: «Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — сыски». У героев со смеху разболелся живот, а всё из-за буквы, которую трудно произнести.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Героям сложно было произносить слово «шишки» из-за своего возраста и выпавших зубов. Они шепелявят по-разному, по этому разгораются споры. Однако все ребята правы по-своему, ведь они имеют ввиду одно и тоже слово.
Чему учит этот рассказ:
Этот рассказ быть внимательнее к близким, стараться не задевать их словами, не обижать их.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Когда я читала произведение, мне было очень смешно. Друзья спорили друг с другом, веселились в ожидании чуда.
Новые слова и выражения:
Заактировать – внести в акт
Домоуправление – орган управления жилым домом.
Пословицы к произведению:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.
Рассказ Драгунского «Заколдованная буква» для читательского дневника
Известный рассказ Виктора Драгунского был впервые опубликован в 1966 году. В нем описывается спор компании детей, в котором каждый отстаивал собственное мнение. Они даже не подозревали, что могли быть неправы. Чтобы правильно оформить читательский дневник по «Заколдованной букве» и качественно написать школьное сочинение, следует внимательно ознакомиться с кратким содержанием произведения. Автор говорит, что нужно научиться слушать и делать правильные выводы.
Основные персонажи
Главная мысль рассказа «Заколдованная буква» Драгунского заключается в том, что родителям необходимо следить за развитием речи у собственных детей. В алфавите не существует лишних букв, поэтому если ребенок из-за разных причин неспособен произносить определенные звуки, то нужно постараться исключить вероятность закрепления этой привычки в речи. А иначе придется провести много времени у логопеда.
Главными героями рассказа «Заколдованная буква» Виктора Драгунского являлись:
В произведении все основные персонажи представлены с положительной стороны.
Это очень внимательные дети, которые умеют ценить прекрасное. Ребята с иронией относятся к собственным недостаткам речи, которые вызваны отсутствием молочных зубов. Писатель показал, что главной мыслью «Заколдованной буквы» является веселое отношение к временным трудностям.
Краткое содержание
Компания детей жила в одном большом дворе. Они постоянно вместе прогуливались и играли. Однажды ребята вновь проводили свободное время на улице. Это происходило перед новогодними каникулами. Неожиданно дети увидели грузовую машину, в кузове которой находилась огромная зеленая елка. Они просто не могли пропустить подобное зрелище, поэтому пристально наблюдали за процессом выгрузки дерева.
Аленка долгое время смотрела на елку, а потом сказала, что на ее вершине показались необычные сыски. Ей было только 5 лет, поэтому совсем недавно девочка лишилась молочного зуба и теперь не могла отчетливо выговаривать некоторые слова. Мальчики были ее одногодками. Они дружно рассмеялись из-за ее ошибки. Мишка и Дениска постоянно соревновались друг с другом. По этой причине громко хохотали, чтобы казаться лучшими.
Девочке стало очень обидно из-за этого. Она начала объяснять веселым мальчикам, что на днях потеряла молочный зубик, но они были непреклонны. Мишка хвастался собственными потерянными зубами. Он утверждал, что у него их выпало намного больше. Громкий смех так и не утихал. Мальчишки катались по снегу, делая вид, что падают в обморок от смешного неправильного слова. Задорный Дениска брал снег и прикладывал его к своему якобы воспалившемуся мозгу.
Затем Мишка захотел научить девочку, как правильно говорится это слово.
Он очень громко произнес: «Хыхки». У мальчика тоже недавно выпали зубки, поэтому он не отличался качественным произношением. Аленка доказывала приятелю, что тот говорит совсем неправильно. Другими словами, каждый ребенок признавал лишь собственную правоту. По этой причине компания начала громко кричать и скандалить.
Дениске наскучило слушать, как ругаются его товарищи, и он пошел домой. Находясь в пути, он не мог понять, почему его друзьям так тяжело произнести это слово правильно. Мальчик резко остановился и через несколько секунд сказал: «Фыфки». Он находился в полной уверенности, что все произнес верно, поэтому спокойно направился дальше.
Анализ произведения
Если внимательно прочитать краткое содержание «Заколдованной буквы» Драгунского для читательского дневника, то можно составить такой план пересказа сюжета:
Это произведение учит тому, что следует прислушиваться к мнению окружающих и не быть постоянно уверенным в собственной правоте.
Правда всегда рождается в споре, поэтому необходимо внимательно слушать друг друга. Умение вовремя признавать неправоту является показателем волевого характера и зрелости личности.
После ознакомления с кратким содержанием сюжета «Заколдованной буквы» Драгунского стоит прочитать рассказ полностью.
Рассказ Драгунского «Заколдованная буква» для читательского дневника
Основные персонажи
Главная мысль рассказа «Заколдованная буква» Драгунского заключается в том, что родителям необходимо следить за развитием речи у собственных детей. В алфавите не существует лишних букв, поэтому если ребенок из-за разных причин неспособен произносить определенные звуки, то нужно постараться исключить вероятность закрепления этой привычки в речи. А иначе придется провести много времени у логопеда.
Главными героями рассказа «Заколдованная буква» Виктора Драгунского являлись:
В произведении все основные персонажи представлены с положительной стороны.
Это очень внимательные дети, которые умеют ценить прекрасное. Ребята с иронией относятся к собственным недостаткам речи, которые вызваны отсутствием молочных зубов. Писатель показал, что главной мыслью «Заколдованной буквы» является веселое отношение к временным трудностям.
Краткое содержание
Компания детей жила в одном большом дворе. Они постоянно вместе прогуливались и играли. Однажды ребята вновь проводили свободное время на улице. Это происходило перед новогодними каникулами. Неожиданно дети увидели грузовую машину, в кузове которой находилась огромная зеленая елка. Они просто не могли пропустить подобное зрелище, поэтому пристально наблюдали за процессом выгрузки дерева.
Аленка долгое время смотрела на елку, а потом сказала, что на ее вершине показались необычные сыски. Ей было только 5 лет, поэтому совсем недавно девочка лишилась молочного зуба и теперь не могла отчетливо выговаривать некоторые слова. Мальчики были ее одногодками. Они дружно рассмеялись из-за ее ошибки. Мишка и Дениска постоянно соревновались друг с другом. По этой причине громко хохотали, чтобы казаться лучшими.
Девочке стало очень обидно из-за этого. Она начала объяснять веселым мальчикам, что на днях потеряла молочный зубик, но они были непреклонны. Мишка хвастался собственными потерянными зубами. Он утверждал, что у него их выпало намного больше. Громкий смех так и не утихал. Мальчишки катались по снегу, делая вид, что падают в обморок от смешного неправильного слова. Задорный Дениска брал снег и прикладывал его к своему якобы воспалившемуся мозгу.
Затем Мишка захотел научить девочку, как правильно говорится это слово.
Он очень громко произнес: «Хыхки». У мальчика тоже недавно выпали зубки, поэтому он не отличался качественным произношением. Аленка доказывала приятелю, что тот говорит совсем неправильно. Другими словами, каждый ребенок признавал лишь собственную правоту. По этой причине компания начала громко кричать и скандалить.
Дениске наскучило слушать, как ругаются его товарищи, и он пошел домой. Находясь в пути, он не мог понять, почему его друзьям так тяжело произнести это слово правильно. Мальчик резко остановился и через несколько секунд сказал: «Фыфки». Он находился в полной уверенности, что все произнес верно, поэтому спокойно направился дальше.
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Драгунский «Заколдованная буква»
Урок литературного чтения в 1 классе В.Драгунский «Заколдованная буква»
Автор
Романенкова Н.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ №8 г.о. Королев Московской области
Описание материала
: конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей 1 класса.
Цели:
Образовательная: Закрепить навык выразительного чтения стихотворения С. Маршака “Декабрь”; Познакомить учащихся с творчеством В. Драгунского на примере рассказа “Заколдованная буква”; Способствовать формированию навыка выразительного чтения. Воспитательная: Воспитывать доброе отношение к людям. Развивающая: Развивать речь, память; Развивать умение анализировать, сравнивать. Оборудование: карточки для словарной работы, книги с произведениями В. Драгунского, портрет Драгунского, иллюстрации к рассказу “Заколдованная буква”
Ход урока
I. Организационный момент. Вставайте дружно каждый раз, Когда учитель входит в класс. — Ребята, наведите порядок на своих партах. Встаньте ровно, красиво. А теперь тихонько садитесь. Положите руки перед собой, чтобы я видела, что вы готовы меня слушать. II. Речевая разминка. Ребята, давайте повторим скороговорку, которую мы выучили на прошлых уроках чтения. Кто нам ее напомнит? Шёл Егорка по пригорку И учил скороговорку. Он учил скороговорку Про Егорку и про горку. Как вы догадались, мы сейчас подготовим наши речевые аппараты для выразительного чтения. — Сегодня мы познакомимся с новой скороговоркой. Послушайте внимательно. (Читает учитель) Шла Саша по шоссе И сосала сушку. — Какие звуки повторяются в этой скороговорке? (“Ш”, “с”) — Давайте произнесем их вместе. — Кто попробует произнести скороговорку? — А теперь вместе, по моей руке. (Читают скороговорку) — Хорошо. А теперь прочитаем скороговорку так, как- будто мы чему-то удивились. (Учитель показывает, каким образом читать. Читают хором) — Давайте прочитаем скороговорку так, словно смеемся над кем-то. (Читаем по рядам) — А теперь повернитесь друг к другу лицом и прочитайте скороговорку так, как будто что-то друг другу объясняете. Не забывайте отчетливо произносить звук [с] и [ш]. — Кто попробует пропеть эту скороговорку? — Ребята, проговорим скороговорку, меняя силу голоса? Начинаете тихо, а заканчиваете громко. Будьте внимательны. Следите за моими руками. — Мы немного размяли свои губки и язычки для того, чтобы на уроке у Вас было отчетливое, выразительное чтение. III. Актуализация знаний — Мы подготовились для того, чтобы выразительно прочитать стихотворение С. Маршака “Декабрь”, которое Вы готовили дома. Ребята, повторите стихотворение в парах. (Рассказывают стихотворение друг другу). — Кто лучше рассказал стихотворение в вашей паре? Давайте послушаем, как Сережа прочтет стихотворение Маршака. (Вызываются желающие рассказать это стихотворение наизусть у доски). — Ответьте, пожалуйста, какое настроение было у С. Маршака, когда он писал это стихотворение? (Радостное, праздничное). — С чем сравнивает поэт природу в декабре? Найдите это сравнение в тексте. (Поэт сравнивает природу со сказкой). — Как он изображает елку? Почему он ее так изображает? Как она меняется по ходу стихотворения? (Из грустной, поникшей елочки она превращается в нарядную новогоднюю красавицу). — Прочитайте отрывок, в котором рассказывается о том, как наступает новый год? — О каких зимних забавах упоминается в этом стихотворении? Какие еще зимние развлечения Вы знаете? IV. Знакомство с новым произведением. а) Подготовка к первичному восприятию.
— Продолжая тему зимних забав, мы с Вами познакомимся с ребятами, которые так же, как и Вы любили зимой играть на улице. — Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. (Заколдованная буква). — Кто автор этого произведения? (В.Драгунский). — Наверно вы уже слышали имя этого писателя. Может кто – то из вас читал его рассказы? А может вам родители читали произведения этого писателя? — Я сегодня принесла вам книги Драгунского. (Показываю книги на выставке). — Ребята, а вот эту книгу мы сегодня будем читать с вами. (Заколдованная буква). — Ребята, как вы думаете, почему так назван рассказ? (Предположения детей). — Какая же буква может быть заколдованной? (Ответы ребят). — Вот это мы и узнаем из рассказа. Приготовьтесь к слушанию.
б) Первичное чтение.
(Выразительно читает учитель).
в) Проверка первичного восприятия.
— Судя по Вашей реакции, рассказ вам понравился. — Что вам понравилось в этом рассказе? — Ребята, где происходит действие в рассказе? (На улице). — Представьте, что вы вместе с героями рассказа стоите на улице. Встаньте, пожалуйста. Звучит шум ветра (грамзапись).
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Дуй ты, ветер, тише, тише! Мы растем все выше, выше! — Ребята, ветер нашалил. Посмотрите, какой беспорядок он навел у нас в классе. — Наведите порядок на своих рабочих местах. Проверьте, все ли у вас на месте на парте, под партой… Ученики находят иллюстрации к рассказу у себя под партой. Кому ветер – шалун принес картинки? Выходите к доске. Выходят 5 учеников с иллюстрациями эпизодов рассказа. — Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что объединяет все эти картинки? — Все ли иллюстрации подходят к нашему рассказу? — Почему вы решили, что эта иллюстрация лишняя? Докажите. Давайте наведем порядок. Расположите иллюстрации по порядку. С чего начинается рассказ? Что произошло дальше? Как заканчивается произведение Драгунского? — Молодцы, ребята. У нас получился диафильм “ Заколдованная буква” — Какая же буква оказалась заколдованной? (Буква “Ш”). — А какая буква была заколдована в нашей с вами скороговорке? — Скажите, как же звали главных героев? (Алёнка, Мишка и автор). — Что же с ними произошло? (Они заспорили, как правильно произносить слово “шишка”). — Почему возник этот спор? (Так как каждый из них произносил это слово по-своему из-за того, что у одного не было переднего зуба, а у второго не было целых трех). Словарная работа. — Хорошо. Обратите внимание на доску. На ней слова, которые могут вызвать затруднение при чтении. Давайте хором прочитаем их и объясним значение каждого из них. — Как вы понимаете значение слова домоуправление? Что это такое? Домоуправление – это организация, которая занимается вопросами, связанными с проживанием в домах: ремонт, оплата услуг. (Сейчас часто вместо них управляющие компании); Становь на попа – поставить на основание; Шпиц – верхушка; Заактировать – смотри сноску в книге. Значение последнего слова посмотрим в книге на странице 66. (Один ученик читает вслух)
г) чтение – анализ.
— Давайте выясним, почему у ребят в рассказе возник спор? (Читаем первую часть вслух по цепочке). — Ребята, про какое главное событие мы только что прочитали? (Как привезли елку). — А кто привозит елку? (Домоуправление). — Найдите в тексте описание того, как происходила выгрузка елки. Кто прочитает нам эти строчки? (Ученик читает). — Какие чувства испытали герои, когда увидели елку? Докажите это словами из текста (Восхищение, “стояли как дураки”). — Что же нарушило оцепенение? (Фраза Алёнки о шишках). — Найдите в тексте. Как она произнесла эту фразу? (С удивлением). — Давайте и мы прочитаем ее так. Кто попробует? (Дети читают с удивлением). — Что же потом произошло? (Ребята стали соревноваться, кто громче сможет засмеяться). — Давайте найдем отрывок в тексте и прочитаем его. (Читает учитель, потом 1-2 человека). — Что произошло с Мишкой? (“Упал в обморок” – стало плохо). — Давайте прочитаем, как ему стало плохо. (Ученики ищут и зачитывают из текста ответ). — Почему же Алёнка не могла правильно сказать слово шишки? (Зуб выпал). — Что же ей на это ответил Мишка? Давайте попробуем пропеть его песенку. — Что же было дальше? Давайте прочитаем спор Алёнки и Мишки. — Чем же закончился рассказ? Найдите и прочитайте фразу, которую произнес мальчик, рассказывающий эту историю. — Какой это смех? (Добрый). — Какой смех люди часто называют злым? Почему же автор смеется по-доброму над ребятами? (Он их любит, любуется ими). — Может кто-нибудь знает, из какого произведения взята эта история? (“Денискины рассказы”). — Теперь Вы можете сказать, как звали мальчика, который рассказал нам эту историю? (Денис). — Я надеюсь, что рассказ Вам понравился, и вы захотите познакомиться и с другими замечательными историями, которые нам рассказал герой В. Драгунского.
V. Домашнее задание. — Ребята, дома вы еще раз прочитаете этот замечательный рассказ на стр. 65-68. Поучитесь выразительно читать. А завтра на уроке мы будем читать “Заколдованную букву” по ролям. VI. Итог урока. — С каким произведением Вы познакомились на уроке? (Рассказ В. Драгунского “Заколдованная буква”). — Что Вам понравилось? Рефлексия — Ребята, у вас на столах лежат 3 карточки (зеленого, желтого и красного цветов) — Если вы довольны своей работой на уроке и вам все было понятно, поднимите карточку зеленого цвета. — Если вы не совсем довольны своей работой и в чем – то сомневаетесь, поднимите желтую карточку. — Если вы не довольны своей работой на уроке и у вас остались вопросы по новому материалу, поднимите карточку красного цвета. — На этом урок закончен. Спасибо всем за работу.
Рекомендуем посмотреть:
Урок литературного чтения, 1 класс Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе по теме: «Как хлеб на стол приш Конспект урока по литературному чтению, 1 класс. Русская народная сказка «Рукавичка». Школа России Конспект урока литературного чтения в 1 классе
Похожие статьи:
Рассказы о школе для 2 класса
Рассказы о детях, 3 класс. Внеклассное чтение
Литературная игра по рассказам Драгунского для начальной школы
Заколдованная буква — краткое содержание рассказа Драгунского
Рассказ «Заколдованная буква», написанный Виктором Юзефовичем Драгунским в 1964 году, входит в серию историй «Денискины рассказы», главным персонажем которых всегда является Дениска Кораблев, искренний, активный и любознательный мальчик. В этом произведении Дениска и его приятели Мишка и Аленка усиленно выясняют, как надо правильно произносить слово «шишки», что приводит к яростному спору между детьми, который затем перерастает в настоящую ссору.
Перед наступлением Нового года ребята с удовольствием гуляют во дворе дома. Внезапно появляется грузовик, внутри которого Мишка, Дениска и Аленка замечают огромную елку. Друзья внимательно наблюдают за разгрузкой дерева.
Пятилетняя Аленка, посмотрев вверх, сообщает товарищам о том, что на елке видны симпатичные сыски. Девочка не может четко произнести «шишки», поскольку у нее совсем недавно выпал зуб. Однако приятели начинают от души смеяться над малышкой, подчеркивая, что ей уже пять лет, и она скоро станет невестой, тогда как Аленка все еще не умеет правильно говорить. Дениска и Мишка всегда и во всем соревнуются между собой, на этот раз они стараются и хохотать как можно громче.
Девочка испытывает острое чувство обиды на товарищей. Она пытается объяснить друзьям, что из-за потери молочного зуба у нее получается только слово «сыски», но Мишка и Дениска принимаются хвастаться и выпавшими зубами. Мальчики утверждают, что у них уже выпало больше молочных зубов, чем у Аленки. Ребята растягиваются на снегу, продолжая пронзительно смеяться над подругой, которая уже с трудом удерживается от слез.
Затем Мишка желает научить девочку правильно произносить слово, из-за которого Аленка подверглась насмешкам. Но мальчик говорит «хыхки», поскольку и он на днях остался без нескольких зубов. Аленка настаивает на том, что Мишка произносит соответствующее слово неправильно, каждый из детей абсолютно уверен в собственной правоте и не намеревается уступать. В итоге и Мишка, и Аленка устраивают истерику, продолжая повторять «заколдованное» слово, а Дениска решает отправиться домой, устав от криков друзей.
По дороге мальчик искренне не может понять, почему ни Аленка, ни Мишка не в силах правильно произнести «шишки». Сам Дениска громко произносит «фыфки», нисколько не сомневаясь в безошибочности своего варианта.
Автор с добрым юмором и огромной симпатией к маленьким героям описывает ситуацию, когда выпавшие зубы приводят к невозможности правильного произнесения некоторых звуков. В то же время при чтении рассказа становится ясно, что каждому человеку следует учиться признавать собственные ошибки и прислушиваться к чужому мнению. Писатель также подчеркивает, что над другими людьми нельзя насмехаться даже в тех случаях, когда они неправы.
Другие произведения автора: ← Англичанин Павля↑ ДрагунскийДруг детства →
Популярные сегодня пересказы
Читать рассказы Драгунского – ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА
Индекс материала |
Читать рассказы Драгунского |
НАДО ИМЕТЬ ЧУВСТВО ЮМОРА |
СЛАВА ИВАНА КОЗЛОВСКОГО |
ОДНА КАПЛЯ УБИВАЕТ ЛОШАДЬ |
КРАСНЫЙ ШАРИК В СИНЕМ НЕБЕ |
КОТ В САПОГАХ |
СРАЖЕНИЕ У ЧИСТОЙ РЕЧКИ |
ДРУГ ДЕТСТВА |
ДЫМКА И АНТОН |
НИЧЕГО ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ |
ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА |
СИНИЙ КИНЖАЛ |
МОТОГОНКИ ПО ОТВЕСНОЙ СТЕНЕ |
ТРЕТЬЕ МЕСТО В СТИЛЕ БАТТЕРФЛЯЙ |
СВЕРХУ ВНИЗ, НАИСКОСОК! |
НЕ ПИФ, НЕ ПАФ! |
АНГЛИЧАНИН ПАВЛЯ |
СМЕРТЬ ШПИОНА ГАДЮКИНА |
СТАРЫЙ МОРЕХОД |
ЗАПАХ НЕБА И МАХОРОЧКИ |
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ |
ДЕВОЧКА НА ШАРЕ |
РАССКАЖИТЕ МНЕ ПРО СИНГАПУР |
ЧТО Я ЛЮБЛЮ |
. И ЧЕГО НЕ ЛЮБЛЮ! |
ЧТО ЛЮБИТ МИШКА |
ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ |
ПРОФЕССОР КИСЛЫХ ЩЕЙ |
ГЛАВНЫЕ РЕКИ |
ЗЕЛЕНЧАТЫЕ ЛЕОПАРДЫ |
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ |
И МЫ. |
ШЛЯПА ГРОССМЕЙСТЕРА |
РОВНО 25 КИЛО |
ЗДОРОВАЯ МЫСЛЬ |
ПОХИТИТЕЛЬ СОБАК |
Страница 37 |
КУРИНЫЙ БУЛЬОН |
. БЫ |
АРБУЗНЫЙ ПЕРЕУЛОК |
СЛОН И РАДИО |
НЕ ХУЖЕ ВАС, ЦИРКОВЫХ |
МОЙ ЗНАКОМЫЙ МЕДВЕДЬ |
ГУСИНОЕ ГОРЛО |
РЫЦАРИ |
НА САДОВОЙ БОЛЬШОЕ ДВИЖЕНИЕ |
ЧЕЛОВЕК С ГОЛУБЫМ ЛИЦОМ |
РАБОЧИЕ ДРОБЯТ КАМЕНЬ |
ПОЖАР ВО ФЛИГЕЛЕ, ИЛИ ПОДВИГ ВО ЛЬДАХ. |
ХИТРЫЙ СПОСОБ |
КАК Я ГОСТИЛ У ДЯДИ МИШИ |
БЕЛЫЕ АМАДИНЫ |
ЧИКИ-БРЫК |
ПОДЗОРНАЯ ТРУБА |
ДЯДЯ ПАВЕЛ ИСТОПНИК |
ФАНТОМАС |
ПРИКЛЮЧЕНИЕ |
Страница 58 |
СЕСТРА МОЯ КСЕНИЯ |
ПОЮТ КОЛЕСА – ТРА-ТА-ТА |
Все страницы |
ЗАКОЛДОВАННАЯ БУКВА
Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга: – Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь. И когда выгрузили, шофер сказал: – Теперь надо эту елку заактировать, – и ушел. А мы остались возле елки. Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала: – Смотрите, а на елке сыски висят. “Сыски”! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять. Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал: – Ой, умру от смеха! Сыски! А я, конечно, поддавал жару: – Пять лет девчонке, а говорит “сыски”. Ха-ха-ха! Потом Мишка упал в обморок и застонал: – Ах, мне плохо! Сыски. И стал икать: – Ик. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик! Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал: – Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски. У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо. – Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать “сыски”, а у меня высвистывается “сыски”. Мишка сказал: – Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово – хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:
Ох, хыхечка зеленая, Боюся уколюся я.
Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих: – Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски! А Мишка: – Именно, что не надо сыски, а надо хыхки. И оба давай реветь. Только и слышно: “Сыски!” – “Хыхки!” – “Сыски!”. Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал: – Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и все!
Драгунский, “Денискины рассказы”: краткое содержание
Содержание статьи
Об авторе
Виктор Драгунский родился в 1913 году в Америке. Его родители, эмигранты из белорусского Гомеля, имели еврейские корни. Вскоре семья возвратилась на родину. После смерти отца мать вышла замуж во второй раз за актера еврейского театра, с труппой которого они гастролировали по стране. Трудовая биография Виктора началась рано, но он всегда находил время, чтобы посвятить самовыражению: посещал театральные мастерские и дебютировал как актер. Но по-настоящему его захватила литературная деятельность. Он сочинял сценки, фельетоны, придумывал монологи и интермедии для цирка и эстрады. Талантливый юноша несколько раз снялся в кино. В военные годы писатель состоял в ополчении, в мирное время продолжил заниматься творчеством. Библиография литератора насчитывает 10 книг, многие из них нашли воплощение на экране.
Рассказы Драгунского
«Денискины рассказы» принесли Виктору Драгунскому настоящую популярность. Книга сразу полюбилась маленьким читателям и их родителям. В небольших историях описаны события, происходящие в столице в середине прошлого столетия. Главный герой – Денис Кораблев, он живет с мамой и папой в центре Москвы. Истории о приключениях непоседливого мальчика начинаются, когда ему было 5 лет. В рассказах Драгунского он взрослел, пошел в школу, стал октябренком, а потом пионером. С мальчиком то и дело происходят курьезные случаи и смешные истории. Но самое главное, чему учит книга, это доброта, честность и взаимовыручка. Лучшего друга Дениса зовут Миша Слонов, он его одноклассник и товарищ по приключениям. Среди других персонажей рассказов хочется отметить Аленку – девчонку заводилу, хотя она младше главных героев. Из взрослых персонажей выделяются родители Дениса, пионервожатая Люся, учительница Раиса Ивановна и Борис Сергеевич – учитель музыки.
В сборник «Денискины рассказы» входят около семи десятков отдельных историй. Количество произведений в каждом издании менялось по усмотрению редакционной коллегии. Некоторые рассказы вошли в учебную программу начальной школы. В данной подборке представлено краткое содержание отдельных программных произведений для их анализа учениками младших классов. Юным читателям будет не только интересно познакомиться с содержанием книги, но и задуматься о главном, узнать в героях произведения себя и своих друзей. В этом ребятам непременно поможет читательский дневник, где можно делиться своими отзывами о книге, размышлять о характерах ее героев и делать краткий пересказ.
«Он живой и светится»
В рассказе «Он живой и светится» происходит следующая история. Ввиду того, что у Дениски нет ключей от квартиры, ему приходится ждать маму на улице. Она почему-то задержалась на работе или в магазине. Уже вечереет, мальчик устал, замерз и проголодался, но он не сходит с места. К приятелю подходит друг Миша Слонов и на короткое время скрашивает его одиночество. Мишке очень понравился самосвал – игрушка, которую Денис получил в подарок от отца. Как последний аргумент, он предлагает другу обмен и достает коробочку с живым светлячком: «Он живой и светится». Наслаждаясь сиянием, которое исходит из коробочки, Денис без сожаления соглашается обменять самосвал. Подоспевшая мама была в недоумении, как сын мог дорогую игрушку отдать в обмен на маленькое живое существо. Ей было невдомек, что со светлячком сыну было дать не так грустно и одиноко.
«Тайное становится явным»
Эта ситуация произошла с Денисом ранним воскресным утром. На завтрак мама сварила манную кашу, которую он терпеть не мог. Но мама была непреклонна: «Если съешь кашу – пойдем в Кремль». Чтобы сделать блюдо вкуснее, мальчик его солил, перчил, но от этого каша стала совсем несъедобной. Недолго думая, находчивый мальчишка вылил кашу за окно и поставил перед собой пустую тарелку. Каково же было удивление мамы, когда через несколько минут раздался звонок в дверь и в квартиру вошел гражданин в одежде, испорченной кашей. Оказывается, он шел к фотографу и надел свой лучший костюм. Денис понял, что его тайна раскрыта, и экскурсия отменяется. Рассказ крайне поучительный для детей, ведь его главная мысль в том, что лучше всегда говорить правду, даже если она не очень приятная.
«Зелёнчатые леопарды»
Содержание рассказа повествует о том, как Денис, Мишка и Аленка собирались запускать ракету и для этого начали подготавливать место в песочнице. Пока рыли боковой выход, во дворе показался их приятель Костя. Мальчик только что переболел корью и выглядел слабым. Ребята стали обсуждать различные болезни, все их минусы и преимущества. Больного ребенка родители жалеют, покупают игрушки, балуют вкусненьким. Но самой веселой болезнью герои истории назвали ветрянку, ведь можно с помощью зеленки сделать из себя настоящего пестрого леопарда. Вволю повеселившись, ребята вместе с Костей продолжили готовить ракету к запуску.
«Сверху – вниз – наискосок»
Герои рассказа Драгунского однажды вышли погулять. Было лето и во дворе строители делали ремонт. Друзья иногда помогали им и жалели, что близится окончание работ. В этот день девушки маляры работали с краской, их звали Санька, Нелли и Раечка. Когда строители ушли на обед, ребятам стало интересно, как работает шланг с краской. Сначала они покрасили с ног до головы Аленку, затем досталось случайному прохожему в белой одежде. После этого ребят наказали, больше всех досталось Денису. Маляр Санька, когда увидела его, пошутила, мол, когда он подрастет, они могут работать в одной бригаде.
«Пожар во флигеле или подвиг во льдах»
Однажды Миша с Денисом опаздывали в школу на урок. Чтобы оправдаться, выдумывали разные истории. Они хотели соврать, что посещали зубного врача, или спасали ребенка, который попал под лед. Мальчики очень боялись учительницу, поэтому каждый старался выдумать историю больше похожую на правду. Пока по дороге спорили, не пришли к единому мнению и когда оказались в классе, каждый рассказал свою историю. Учительница выслушала обе версии, посмеялась вместе с другими ребятами над хитростью друзей и поставила им плохие отметки. Основная мысль рассказа: всегда нужно говорить правду и быть честным. Даже самая хитрая ложь перестанет быть тайной и обязательно раскроется.
«Хитрый способ»
В центре этого рассказа – семейные дела Кораблевых. Мама была в отпуске и сокрушалась, что во время отдыха ей приходится заниматься домашними делами. Она посоветовала мужу, и сыну найти способ избавить ее от этого. Денис долго думал над изобретением специального прибора: чтобы мыл и вытирал посуду одновременно, но у него ничего не вышло. После того, как мама отказалась подавать ужин, мальчик придумал хитрый способ – есть из одной тарелки по очереди, но родители ответили, что это вне правил гигиены. Ситуацию разрешил папа, который засучил рукава и позвал сына. С помощью нехитрого способа вдвоем они быстро справились с посудой.