Drm free что это
Темная сторона DRM: что нужно знать о защите “читалок” сегодня
В апреле Microsoft закрыла магазин электронных книг и сообщила, что удалит все купленные файлы с гаджетов пользователей. Это произошло из-за закрытия DRM-сервера, который обеспечивал технические средства защиты авторских прав. Журнал Wired назвал происходящее DRM-апокалипсисом. Разбираемся, что представляет собой DRM и что ждет эту технологию в будущем.
Что такое DRM-система?
Эта технология контролирует использование медиафайлов и ПО, которое вы приобрели. Она ограничивает любой тип действий: вы не сможете изменить, перепродать или одолжить защищенные файлы. Для ужесточения контроля программное обеспечение может отслеживать ваши действия.
Как все устроено
Сегодня единого стандарта DRM-систем не существует. Например, для защиты PDF-файлов до сих пор используют пароли, а гиганты Amazon и Barnes & Noble разработали собственные технологии для защиты медиафайлов.
В Amazon создали целую экосистему для чтения: Kindle на e-link, одноименное кроссплатформенное приложение и планшеты Fire.
У нее есть особенность: система не распознает открытые форматы читалок, например, популярные ePub или FB2. Открывать файлы можно в двух форматах: MOBI и AZW.
ADEPT работает по криптографической схеме, но ее с натяжкой можно назвать надежной. Файлы шифруются уникальным ключом AES, а сам ключ защищен ключом RSA. Он генерируется на основе email пользователя и вдобавок закодирован с помощью ключа приложения.
DRM: “за” и “против”
Пользователи Microsoft расценили инцидент с удалением электронных книг как наступление на базовые принципы торговли. Даже то, что людям вернут потраченные деньги и сделают компенсацию за пометки и аннотации, не спасло ситуацию.
Покупая медиа в Сети, пользователи рассчитывают на те же права, что и с физическими носителями. Каждый хочет иметь возможность распоряжаться, одалживать и дарить то, что купил.
Пример Microsoft далеко не единственный. Политика некоторых магазинов позволяет без предупреждения удалять из доступа книги, фильмы и музыку. В результате пользователи чувствуют себя обманутыми.
Эксперты видят еще одну опасность в DRM: это частные системы защиты контента. Сейчас DRM-защита стала одним из вариантов «закрыть» юзера в своей экосистеме. Чтение и прослушивание покупок удобным способом не приветствуется многими IT-гигантами.
Сторонники DRM утверждают, что технология позволяет уберечь файлы от пиратства, и отказ от нее приведет к катастрофе. Но практика показывает, что хакерам по плечу сломать почти любую защиту. DRM оказался не самым эффективным антипиратским инструментом.
День противостояния DRM
Главы FSF Ричард Столлман считает, что DRM покушается на личную свободу пользователей. На сайте компания объясняет, почему от DRM стоит отказаться. Многие организации поддержали Free Software Foundation. Например, издательская компания Oreilly продает DRM-free книги со скидкой 50%.
Вывод
Но пока не существует достойной альтернативы в плане защиты от пиратства, плюсы от DRM перевешивают минусы для издателей. Пока юристы вместе с IT-специалистами не проработают новую систему защиты авторских прав, DRM будет жить.
Да кто такой этот ваш DRM?!
До того, как усесться за эту статью, я подумывала о том, чтобы сменить её название на «DRM: на#уя, а главное зачем?!» Но потом я подумала ещё раз и поняла: на#уя разработчикам сдались всякие Denuvo и прочие причастные, и так знает каждый. Вопрос о пользе и вреде этой штуки всегда открыт, и одни выступают резко против, а другие, кидаясь на амбразуры, готовы защищать любые способы защиты контента от пиратов. И таких материалов, как чисто на поболтать и обсудить больное, так и на подойти к вопросу с профессиональной точки зрения, полно. Но мало кто говорит о том, как DRM вообще появилась, как она работает и что из себя представляет.
Так не доставайся ж ты никому
Естественно, причины, по которым DRM выдумали, и по которым она ещё не канула в Лету, крутятся вокруг авторского права. Проблема того, что кто-то у кого-то что-то упёр без спроса, была всегда, а с глобализацией и началом цифровой эпохи встала особенно остро. Логично, что и самые первые попытки защитить данные от копирования появились задолго до лончеров с онлайн-подтверждением лицензии вашей любимой игрушки и GOG, который призвал отказаться от DRM вовсе. Только чуть грубее.
Инициатива от GOG. Зато честно
Первые предки того, что сейчас зовётся DRM (digital rights management — цифрового управления правами или управления цифровыми правами) появились в начале 20-го века. Тогда были очень популярны механические пианино, которые играли мелодии при помощи перфолент. В Америке производители инструмента не относились с должным уважением к авторам и правообладателям музыки, записанной на перфолентах, и в конце концов всё это вылилось в скандал и требования о том, чтобы полностью запретить выпуск этого инструмента. В итоге механические пианино выпускать не перестали, но производители теперь должны были выплачивать копеечку за каждую перфоленту.
Потом дела вроде как улеглись, пока на сцену не вышли видео- и аудиомагнитофоны. Возможность записи на них приводила к тому, что особо ушлые нехорошие люди создавали и распространяли по сути пиратские копии транслируемых по телевидению фильмов и телепередач. А функция эта вообще-то была рассчитана только на то, чтобы пользователь мог посмотреть свое любимое шоу в удобное для него время. У развернувшейся тогда заварушки и претензиям Universal к Sony, а также попыткам запретить выпускать магнитофоны с возможностью записи, даже есть своё название — дело Betamax. В итоге никто никому ничего не запретил, про магнитофоны решили, что пусть будут, а про дело и вовсе позабыли.
Механическое пианино для тех, кто не знал
И видеомагнитофон для тех, кто не застал
Первым по-настоящему DRM в том виде, о котором вы знаете сейчас, можно назвать систему защиты от Macrovision, использовавшуюся на видеокассетах. Она наводила шороху в импульсах, которые участвовали в записи кассеты, но никак не влияли на качество её воспроизведения. По итогу копия не удавалась. Хитро, но проблема состояла в том, что устройства, которые помогали обойти эту защиту, было не так уж сложно раздобыть, несмотря на то, что вместе с самой DRM компания запатентовала и их.
Взломанная игра про взломы — это даже иронично
Когда же интернет повсеместно вошёл в жизнь людей, и хитрые пираты и прочие недобросовестные негодяи поняли, что при повторной перезаписи с аналоговых носителей качество теряется, а при копировании файла в интернете нет, для борцов за авторские права настали тёмные времена. Нелегально распространяемый контент хлынул изо всех щелей, и там, где достать то или иное произведение не получалось тупым «Сохранить как. », помогала аналоговая брешь. Этим термином называют непреодолимую уязвимость данных с аналоговым выводом перед копированием. Если книжка напечатана на бумаге — её можно отсканировать, если музыка играет, то есть возможность записать её на микрофон.
Эту проблему невозможно преодолеть и сейчас, когда DRM во всевозможных видах проникла во все сферы, и правообладатели осознанно добавляют её, например, в свои игры, полностью осознавая, что не все будут этому рады.
А это точно работает?
Историческая справка окончена, переходим к технической. Неужели оно того стоит? На вопрос в подзаголовке отвечу: это не точно.
Для разного контента всё работает по-разному, и большинство систем используют криптостойкие алгоритмы защиты. Только их проблема в том, что они по умолчанию предполагают, что у конечного пользователя будет ключ, с помощью которого он получит доступ к контенту. А наличие и того, что защищают, и ключа приводит все потуги как-то защитить файлы к провалу автоматически. Поэтому, если немного утрировать, вся задача DRM на данный момент — как можно изощреннее прятать от вас ключи шифрования на вашем компьютере.
А взламывать беззащитные игры вообще должно быть позорно!
Создатели Denuvo во избежание ненужных казусов говорят о своей технологии без подробностей. В 2014 году они твердили, что Denuvo Anti-Tamper «непрерывно шифрует и расшифровывает себя так, что невозможно взломать». 3DM же, группа… назовём их энтузиастами незаконного распространения контента, говорила, что Denuvo включает в себя 64-битную шифровальную машину, которая требует криптографические ключи, уникальные для конкретного оборудования каждой установленной системы.
С играми в последнее время другая мода: в автономном режиме у вас, скорее всего, запустится только та игра, которую уже одобрил сервис авторизации лаунчера. Или ещё круче: игра будет требовать постоянного подключения к интернету. Есть и варианты, в которых количество установок одной копии игры ограничено.
Выглядывает лазейки, знаю я его
А вообще, конкретно над Denuvo — на данный момент единственной крупной DRM, использующейся в индустрии повсеместно, скорее принято смеяться. С октября 2017 года каждую игру с этой защитой взламывали за считанные часы, хотя ещё несколько лет назад даже хакеры признавали, что вот ещё чуть-чуть, и Denuvo будет не взломать. Прибавьте к этому то, что DRM вдобавок не умеют распознавать добросовестное копирование, и получится интересная и странная история, в которой неправы все, а по башке почему-то прилетает только издателям, пытающимся защитить свою интеллектуальную собственность.
Будет ли справедливость, большой вопрос. Да и нужна ли она здесь, вопрос не меньший. Ну ладно, вынудили. Хоть я в начале и распиналась, что статья не про это, но всё же мне интересно увидеть ваше мнение.
Скандал вокруг Хитмана и будущее DRM-free
На фоне октябрьских проблем с доступностью социальной сети Facebook и взлома стриминговой платформы Twitch новость о том, что из сервиса цифровой дистрибуции GOG была удалена Hitman — Game of the Year Edition, прошла незамеченной. А между тем это событие является одной из важнейших побед сообщества геймеров, хотя его значимость оценит далеко не каждый. Ведь, как бы громко это ни прозвучало, именно произошедшее 8 октября 2021 года определило то, как именно мы с вами будем играть в видеоигры на ПК в ближайшие годы.
За что «убрали» Хитмана? Хронология событий
После не слишком удачной Hitman: Absolution, увидевшей свет в 2012 году, IO Interactive вознамерилась вернуться к истокам, отказавшись от множества спорных нововведений пятой части. Как и в классических играх серии, в Hitman 2016 года, по сути ставшей мягким перезапуском франшизы, экшен-составляющая отошла на второй план, а core-геймплей игры вновь оказался сосредоточен вокруг скрытного устранения целей всеми возможными способами.
Несмотря на избранную модель дистрибуции (изначально игра распространялась по эпизодической схеме, что понравилось далеко не всем), старый новый Hitman был тепло встречен как игроками, так и критиками, ведь игра вновь стала тем, чем и была изначально — единственным в своем роде симулятором наемного убийцы, в котором ваш успех зависит не от рефлексов, а от умения продумывать каждый шаг и грамотно использовать окружающую обстановку.
В Hitman 2016 года разработчики вернулись к корням серии
Для предотвращения нелегального распространения в Hitman была встроена популярная в настоящее время среди разработчиков компьютерных игр система защиты Denuvo, однако уже 20 июня 2017 года вышел патч, полностью убирающий DRM из игры. Тем не менее Hitman так и не стал в полной мере DRM-free, поскольку для полноценного прохождения сингла все еще требовалось постоянное интернет-подключение.
Здесь необходимо сделать важное пояснение для тех, кто не играл в Hitman. Игра разделена на обособленные миссии, открывающиеся одна за другой по мере прохождения сюжета. Хотя основная кампания не предполагает ни прямого, ни косвенного взаимодействия с другими игроками, изначально даже для того, чтобы просто запустить игру, вам требовалось онлайн-соединение. Патч 1.7.0, выпущенный 16 ноября 2016 года, лишь немного улучшил ситуацию: спустя полгода после релиза Hitman получил поддержку автономного режима, однако крайне урезанного.
Ваш прогресс в Hitman позволяет открывать дополнительную экипировку для прохождения миссий разными способами
Притом весьма недружелюбной. Если в ходе прохождения очередной миссии у вас пропадет интернет-соединение, вам придется перезапускать игру, лишившись при этом доступа ко всей открытой ранее экипировке. И, как это часто бывает, пиратам в данном случае повезло значительно больше, чем обладателям лицензии, поскольку создатели «народных демоверсий» достаточно быстро решили проблему с привязкой прогресса к онлайн-подключению.
Несмотря на недовольство геймеров, IO Interactive так и не отказалась от данной системы, имплементировав завязанную на онлайне прогрессию и в последующие части франшизы. Но вот 22 сентября 2021 года Hitman появился на площадке цифровой дистрибуции GOG в формате издания «Game of the Year Edition», включающего весь контент 1-го сезона, да еще и со скидкой 70%! Казалось бы, повод обрадоваться, ведь раз GOG принимает в свой магазин исключительно игры без DRM, значит, разработчики наконец-то услышали игроков, добавив в игру полноценный офлайн-режим, и, быть может, впоследствии аналогичные патчи выйдут и для Hitman 2 и 3. Однако все оказалось куда прозаичнее.
Hitman — Game of the Year Edition вышла в GOG 22 сентября 2021 года
Результат вполне закономерен: спустя сутки после релиза рейтинг Hitman в GOG побил антирекорд, опустившись до 1,4 балла из 5 возможных. Главным поводом для недовольства игроков, как и следовало ожидать, оказалась встроенная в дистрибутив онлайн-DRM.
Hitman — Game of the Year Edition получила в GOG рекордно низкий рейтинг
Надо отметить, что в GOG все игры, требующие интернет-подключения для использования тех или иных функций (например, доступа к мультиплееру), имеют соответствующую пометку, однако при добавлении в сервис Hitman разработчики тактично умолчали об особенностях билда. Чуть позднее примечание в описании все же появилось, но и там IO Interactive слукавила, указав, что онлайн требуется лишь для запуска пользовательского (Контракты) и ивент-контента (Ускользающие цели), а также Эскалаций. Надо ли говорить, что столь неуклюжие попытки скрыть реальное положение дел лишь подлили масла в огонь?
Описание Hitman — Game of the Year Edition вводило пользователей в заблуждение
Ответ администрации самого магазина не заставил себя долго ждать, однако первая реакция официальных представителей GOG усугубила ситуацию еще больше. Один из сотрудников сервиса под ником chandra сделал весьма противоречивое заявление следующего содержания:
«Благодарим всех, кто обратил внимание на проблему. Мы изучим вопрос и сообщим о результатах проверки в течение ближайших недель. Все, кто приобрел Hitman — Game of The Year Edition и кого по тем или иным причинам не устраивает текущая версия игры, могут воспользоваться функцией возврата средств.
В то же время хотим напомнить, что хотя мы всегда открыты для обсуждения, мы не потерпим ревью-бомбинга и будем удалять отзывы, которые не соответствуют рекомендациям по написанию пользовательских обзоров».
Второй абзац явно оказался лишним: геймеры восприняли данный пассаж не иначе как косвенное признание в сговоре между GOG и IO Interactive. Впоследствии chandra даже пришлось разъяснять, что речь идет не о попытках выправить негативную оценку, а лишь о сообщениях, противоречащих требованиям площадки (например, содержащих оскорбления в адрес разработчиков), однако это уже мало кого убедило.
Конфликт разрешился лишь 8 октября: в GOG не просто сняли с продаж злополучную игру, но и публично признали собственную ошибку, принеся извинения геймерам:
«Сегодня мы удалили Hitman — Game of The Year Edition из каталога GOG. Мы не должны были допускать к продаже игру в ее текущем виде, на что справедливо указали наши клиенты.
В настоящий момент мы все еще ведем переговоры с IO Interactive по поводу релиза. Также мы бы хотели извиниться за возникшую путаницу и ваше недовольство, вызванное сложившейся ситуацией. Мы вас подвели и хотели бы поблагодарить за то, что вы подняли эту тему. Это показывает, насколько вы неравнодушно относитесь к GOG и тому, что мы делаем».
Подобный финал можно без преувеличения назвать идеальным: геймеры одержали полную победу в неравной борьбе, а GOG при этом удалось сохранить лицо в глазах сообщества. Но главным итогом противостояния все же стало удаление из магазина Hitman, ведь если бы игра осталась в каталоге сервиса, это создало бы чрезвычайно опасный прецедент.
GOG — последний оплот цифровой свободы современного геймера
На сегодняшний день именно GOG является ключевой платформой, где вы все еще можете купить игры без встроенной DRM. Да, помимо магазина от создателей «Ведьмака», существуют и другие сервисы вроде itch.io или Indie Gala, однако их ассортимент куда беднее, ведь размещаются там преимущественно инди-проекты, тогда как в каталоге GOG можно отыскать тайтлы буквально на любой вкус: помимо творений независимых разработчиков, здесь широко представлены хиты прошлых лет, игры от студий второго эшелона и даже блокбастеры, пусть и выходящие с некоторым запозданием.
При этом «Good Old Games» позволяет вам именно приобрести лицензионную копию игры в собственность, а не взять в бессрочную аренду, как де-факто и происходит на других площадках, где каждая покупка остается намертво привязана к аккаунту и требует по крайней мере единоразовой активации на ПК если не самой игры, то лаунчера для ее запуска (а иногда и того и другого сразу, и хорошо еще, если лаунчер только один). Наряду с акцентом на классических тайтлах, о чем красноречиво говорит расшифровка аббревиатуры GOG, полное отсутствие DRM в продаваемых играх является основой маркетинговой стратегии магазина, вынужденного конкурировать с естественной монополией Steam.
Размещение Hitman в каталоге GOG могло стать той точкой невозврата, после которой в сервисе цифровой дистрибуции стало бы появляться все больше и больше подобных «огрызков», требующих обязательного интернет-подключения для полноценного доступа к сингл-плееру. А вслед за ними подтянулись бы игры со встроенной Denuvo, собственными лаунчерами и прочими «прелестями» современного ПК-гейминга.
И казалось бы, что здесь такого? Раз вы используете онлайн-магазин, то интернет для вас уж точно не является проблемой. К тому же DRM создаются для борьбы с пиратством, а значит, честному покупателю ровным счетом не о чем волноваться. Увы, это не так. По иронии судьбы средства защиты от нелегального копирования доставляют куда больше неудобств обладателям лицензионных копий, в то время как пираты спокойно играют, не зная забот. Ведь если подумать, одно лишь отсутствие встроенной DRM обеспечивает владельцу игры массу преимуществ.
Приобретая игру без DRM, вы будете испытывать меньше проблем с производительностью.
И в случае с такими тяжеловесными системами защиты, как Denuvo, выигрыш может оказаться действительно значимым. Отличным подтверждением влияния DRM на производительность игр являются исследования автора YouTube-канала Overlord Gaming (на данном аккаунте вы сможете найти множество подобных видео).
В своих роликах блогер наглядно демонстрирует, что использование Denuvo всегда негативно отражается на производительности игр, причем в ряде случаев влияние защиты на скорость загрузки и частоту кадров может оказаться катастрофическим. Одним из самых показательных является пример Prey — иммерсив-сима, выпущенного Arkane Studios в 2017 году. Только вдумайтесь в эти цифры: на одном и том же оборудовании дистрибутив игры без DRM загружается всего за 17 секунд, тогда как версия с установленной защитой стартует 54 (!) секунды, то есть падение производительности достигает рекордных 317%!
С фреймрейтом дела обстоят также довольно печально: преимущество чистой версии по среднему FPS составляет 21%, по минимальному — 48%, а по показателю 0,1% low — 779%. Для слабого компьютера подобная разница может оказаться фатальной, сделав Prey абсолютно неиграбельной.
После удаления Denuvo производительность Prey заметно повысилась
Аналогичную картину можно увидеть в Dragon Quest XI, Devil May Cry 5, той же Hitman и множестве других проектов. Игры же вроде Detroit: Become Human, в которых влияние Denuvo на производительность не превышает 5%, являются скорее счастливым исключением из правил.
Без Denuvo фреймрейт в Dragon Quest XI значительно возрос
Одним словом, Denuvo — наглядная иллюстрация того, как издатели компьютерных игр пытаются решать свои проблемы за счет геймеров. Ведь если вас не устраивает FPS, то по заветам Сильвейна Троттье из Ubisoft вы всегда можете купить новую видеокарту, не так ли? Особенно иронично этот «добрый совет» звучит сейчас, когда по всему миру наблюдается тотальный дефицит видеоускорителей.
Приобретая игру без DRM, вы не будете привязаны к цифровому магазину.
Представить себе, что тот же Steam вдруг ни с того ни с сего закроется, довольно сложно. С другой стороны, если бы менеджмент крупных компаний никогда не ошибался, на рынке смартфонов сегодня безраздельно доминировала бы Nokia, а не Apple, а самой продаваемой в мире игровой консолью была бы, скажем, Dreamcast 4, а вовсе не PlayStation 5. Впрочем, чтобы лишиться своей игротеки, достаточно получить бан в сервисе цифровой дистрибуции, и для этого вовсе не обязательно быть читером.
Например, в 2018 году Sony забанила игрока из Мексики за «оскорбительный» ник Kike_0615 (то есть Кике — сокращение от Энрике, настоящего имени геймера), интерпретировав данное слово как используемое в США расистское ругательство.
Sony забанила игрока за безобидный никнейм
Обращения в техническую поддержку PSN и попытки объясниться ожидаемо ни к чему не привели, и только пост на Reddit с последующим привлечением профильных СМИ возымел результат: аккаунт Энрике был разблокирован, и Sony даже разрешила геймеру оставить прежний никнейм, однако парень решил все же его сменить, что называется, «от греха подальше».
Не стоит сбрасывать со счетов и технические неполадки. Пусть случаев массовой потери аккаунтов пока еще не было, но от крупных сбоев, как наглядно показал пример Facebook, не застрахован никто. Мелкие же неполадки происходят в сервисах цифровой дистрибуции не так уж и редко: тот же Steam «падает» в начале практически каждой крупной распродажи.
А иногда у пользователей сервиса пропадают игры. Один из таких инцидентов произошел 4 августа 2020 года: в этот день после планового технического обслуживания многие геймеры обратили внимание на то, что с их Steam-аккаунтов исчезла часть игр и DLC, причем приобрести ту или иную позицию повторно пользователи также не могли, хотя кнопка «Purchase» и была активна. Проблема сохранялась в течение нескольких часов, после чего все нормализовалось.
Летом 2020 года у геймеров стали исчезать игры с аккаунтов Steam
Поклонникам игровых консолей также периодически не везет. Например, начиная с мая 2020 года после технических работ, затронувших базу данных PSN, с аккаунтов пользователей сервиса начали пропадать игры, приобретенные в PlayStation Store, причем вместе с ними исчезали и соответствующие записи из истории транзакций. При попытке восстановить электронные лицензии на приобретенные игры приложение магазина выдавало ошибку CE-33946-5.
Из-за сбоя в PSN геймеры лишились доступа к своим играм
Sony признала сбой лишь в начале июля, посоветовав игрокам переустановить PlayStation Store, после чего все должно было нормализоваться. Если же это не помогало, геймерам, которых затронула данная проблема, предлагали обратиться в техподдержку, предоставив копии электронных чеков. Как нетрудно догадаться, сбой не коснулся обладателей дисковых изданий.
Эти примеры наглядно демонстрируют, что абсолютно любой владелец игротеки в Steam, PSN, Microsoft Store или на другой платформе может в одночасье лишиться своей коллекции. Чего, закономерно, никогда не произойдет с пользователем GOG, который заблаговременно сделал резервные копии.
Приобретая игру без DRM, вы не будете зависеть от разработчика, издателя или поставщика самой защиты.
Здесь сразу вспоминается произошедшее с Mafia: The City of Lost Heaven. Стремясь воссоздать атмосферу 30-х годов XX века, чешская студия Illusion Softworks включила в саундтрек игры немало классических композиций Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, Джанго Рейнхардта, братьев Миллс и многих других джазовых исполнителей. Когда срок лицензии на использование музыки истек, игру попросту изъяли из продажи. Однако 20 октября 2017 года Mafia вновь вернулась на виртуальные полки, но уже без музыкального сопровождения: все, что в ней осталось, — несколько оригинальных треков, написанных для проекта чешским композитором Владимиром Шимунеком.
Из культовой Mafia: The City of Lost Heaven вырезали оригинальный саундтрек
Аналогичная судьба постигла и Grand Theft Auto IV: в 2018 году из игры вырезали множество лицензированных треков, которые можно было слушать на внутриигровом радио во время поездок по городу. А в январе 2020-го игру и вовсе убрали из Steam, поскольку Microsoft прекратила поддержку сервиса Games for Windows Live, также выполнявшего функцию DRM, и новые копии игры более нельзя было активировать.
К счастью, в данном конкретном случае все обошлось: вскоре RockStar удалила из игры злополучный GFWL и вернула GTA IV в продажу вместе с дополнениями Episodes from Liberty City, также добавив новую музыку для радиостанций. Но так везет, увы, отнюдь не каждому проекту.
Вспомним тот же Darkspore, в котором была реализована форма самой что ни на есть драконовской DRM: онлайн-подключение требовалось даже для прохождения сингла, причем интернет был необходим не только для проверки лицензии, но и для функционирования игры. Electronic Arts прекратила ее поддержку 1 марта 2016 года, отключив серверы. Теперь всем фанатам игры остается лишь ждать завершения разработки локального сервера Resurrection Capsule.
Однажды судьбу данного проекта разделит и PC-версия Diablo 3, для функционирования которой также необходимо подключение к серверам Activision Blizzard. А вот первая часть знаменитой эпопеи, которая сегодня продается в GOG, продолжит радовать геймеров, поскольку такой привязки не имеет.
Оригинальная Diablo живее всех живых
Серьезной проблемой может стать и обычная онлайн-активация, как это произошло с Tron: Evolution. Правообладатель в лице Disney решил сэкономить на встроенной в игру SecuROM, приобретя ограниченную по времени лицензию на ее использование. В результате в октябре 2019 года владельцы лицензионных копий игры лишились возможности пользоваться честно приобретенным товаром.
Лицензионные копии Tron: Evolution больше нельзя активировать
Пикантности данному случаю придает тот факт, что издатель обратил внимание на проблему лишь после многочисленных жалоб игроков: фактически неработающая игра свободно продавалась в Steam на протяжении нескольких месяцев после истечения лицензии на DRM. Когда же проблема получила широкую огласку, Disney перешел к решительным действиям и… удалил игру из магазина. Патч для Tron: Evolution, убирающий из дистрибутива SecuROM, так и не был выпущен.
Впрочем, доступа к играм можно лишиться даже из-за обычной безалаберности разработчиков. Например, 8 ноября обладатели игр с внедренной Denuvo не могли запустить их в течение приблизительно 10 часов, а все из-за того, что создатели защиты забыли продлить домен, к которому игра обращается для подтверждения активации.
Отсутствие DRM позволяет избежать проблем с совместимостью.
За примерами далеко ходить не надо. В том же GOG сейчас можно приобрести классическую трилогию Prince of Persia, первую и вторую части The Suffering, F.E.A.R. 2: Project Origin и множество других игр, которые изначально разрабатывались для Windows XP/Vista, однако прекрасно работают и на Windows 10.
«Принц Персии» не устаревает ни геймплейно, ни технически
В то же время, будучи «счастливым» обладателем лицензионных дисковых версий от «Акеллы» или «Нового Диска», вы не сможете даже запустить перечисленные игры на современных системах, а все благодаря одиозной StarForce, попортившей в свое время немало крови не столько пиратам, сколько законопослушным геймерам: эта DRM была настолько сурова, что отказывалась признавать самые что ни на есть подлинные CD и DVD, требовала от пользователей удалять любые «подозрительные» (по мнению драйвера) программы, доводила операционную систему до BSOD, в довесок выводя из строя дисководы. И кстати, без привода оптических дисков, который сегодня есть далеко не у всех, эти игры также невозможно запустить.
У вас тоже возникают «вьетнамские флешбеки» при виде названия «StarForce»?
Современные DRM в этом смысле ничуть не лучше: проблемы с запуском игр с Denuvo уже возникли у обладателей процессоров семейства Alder Lake. В ноябре Intel опубликовала перечень игр, которые невозможно запустить на ПК, оснащенных новейшими CPU, из-за встроенной защиты, а причина возникновения данной проблемы заключается в том, что DRM не может распознать чипы на базе новой архитектуры. В качестве временного решения Intel предлагает геймерам активировать в BIOS функцию «Legacy Game Compatibility Mode», а после загрузки системы нажать на клавиатуре клавишу Scroll Lock. Хотя в будущем данную проблему обещают решить, нет гарантий того, что кто-либо озаботится выпуском патчей совместимости к следующему поколению процессоров, а значит уже через несколько лет все перечисленные игры благополучно «отыквятся».
Отсутствие DRM позволяет вам распоряжаться купленной игрой так, как вы того пожелаете.
Например, инсталляторы GOG позволяют установить на один ПК сразу несколько версий одной и той же игры, что может быть полезно тем, кто любит играть с модификациями или же увлекается их разработкой: вы сможете держать на одной машине сразу несколько билдов для экспериментов или несколько готовых сборок, включающих несовместимые между собой моды. Использование дистрибутива без DRM также позволяет избежать автоматической установки нежелательных патчей, способных сломать созданную вами сборку.
Кроме того, не будучи ограничены DRM, вы можете спокойно поставить купленные игры на домашний компьютер, ноутбук или рабочую станцию и играть там, где захотите, даже при полном отсутствии интернета, не заморачиваясь с активацией или семейным доступом. Можно поступить и еще проще: приобрести портативный жесткий диск WD_BLACK P10 объемом до 5 терабайт, установить на него любимые игры и более никогда не расставаться со своей игротекой.
Несмотря на внушительную емкость, устройства серии отличаются весьма компактными размерами (всего 118 × 88 мм при весе от 140 до 230 грамм), благодаря чему такой винчестер без труда поместится в карман вашей куртки, а скорости передачи данных до 140 МБ/с с лихвой хватит для хитов прошлых лет, инди-проектов, а также игр, нетребовательных к производительности накопителя (например, стратегий или пошаговых RPG).
Внешний жесткий диск WD_BLACK P10
С собой можно прихватить даже коллекцию AAA-хитов, если, конечно, вооружиться достаточно быстрым твердотельным накопителем вроде WD_BLACK P50. На сегодняшний день устройства серии P50 — это единственные внешние SSD, поддерживающие новейший интерфейс SuperSpeed USB 3.2 Gen 2×2 и способные развить скорость передачи данных вплоть до 2000 МБ/с при чтении файлов, что практически в 4 раза быстрее по сравнению с SATA SSD и сопоставимо с показателями внутренних NVMe-накопителей. Высокая производительность, малый вес (около 114 грамм), миниатюрность (118 × 62 мм) и противоударное исполнение делают WD_BLACK P50 практически идеальным компаньоном для любого заядлого геймера.
Портативный SSD WD_BLACK P50
Но, разумеется, чтобы от этих замечательных девайсов был реальный толк, вам понадобятся дистрибутивы игр, изначально лишенные DRM.
Отсутствие встроенной защиты также позволяет обезопасить вашу игротеку путем создания необходимого количества резервных копий, которые можно хранить любым удобным для вас способом. Наконец, дистрибутив игры без встроенной защиты можно записать на DVD или Blu-ray, поместить диск в стилбокс, распечатать эффектную наклейку и обложку для футляра и создать собственное коллекционное издание любимой игры, способное украсить полку любого заядлого геймера.
За коллекционными изданиями можно охотиться на eBay, а можно создать самому
К слову, GOG может вам помочь и здесь, ведь в комплект со множеством игр уже включены цифровые артбуки и другие графические материалы в хорошем качестве, которые можно использовать для изготовления самодельной коллекционки.
Как мы смогли убедиться, DRM вовсе не является чем-то безобидным и вряд ли когда-либо станет, поскольку любой крупный издатель заинтересован в получении максимального контроля над каждой проданной копией игры. Дело отнюдь не только в борьбе с пиратством: уже сейчас привязка к онлайну позволяет извлекать дополнительную прибыль даже из сингловых проектов посредством продажи дополнительного контента и услуг через встроенный магазин наподобие того, как это реализовано во free-to-play MMO. А когда речь заходит о деньгах, такие «мелочи», как удобство покупателей или сохранение культурного наследия (ведь компьютерные игры вполне можно рассматривать как одну из форм искусства), отходят на второй план.
Но пока существует GOG и другие аналогичные сервисы, пока подобные площадки продолжают держаться единожды избранного курса, не идя на поводу у издателей, которых вовсе не заботят интересы конечного потребителя, мы с вами все еще можем покупать игры без DRM, собирать коллекции и играть в сингловые проекты именно так, как нам того хочется. И чем больше будет прецедентов, подобных удалению Hitman из GOG, тем дольше у нас с вами будет оставаться такая возможность.