Dso что это в финансах

unboxing turtles slime surprise toys learn colors

Table of Contents:

Что это такое:

Формула для ежедневных продаж :

DSO = Дебиторская задолженность / (Чистые годовые продажи по кредиту / 360)

Если компания не продает в кредит (то есть, клиент должен заплатить сразу), то общий объем продаж используется в знаменателе.

Например, предположим, что компания XYZ является универмагом. Если в 2010 году он выдал 10 000 долл. США по кредитам в размере 15 000 долл. США, а годовой отчет за 2010 год включал в себя баланс, в котором перечислялись 7 000 долл. США по дебиторской задолженности, а затем, используя приведенную выше формулу, мы можем рассчитать DSO компании XYZ:

DSO = 7 000 долл. США / (10 000 долл. США / 360) = 252 дня

Это означает, что в 2010 году потребовалось в среднем 252 дня для сбора денег на свои кредитные продажи.

Почему это имеет значение:

Дней продажи (DSO) важны, потому что скорость, с которой компания собирает наличные деньги, важна для ее эффективности и общей рентабельности. Чем быстрее компания собирает наличные деньги, тем быстрее она может реинвестировать эти деньги, чтобы увеличить продажи.

Сравнение DSO среди компаний часто может дать аналитикам хорошую идею о том, какие компании хорошо управляют кредитами и эффективно используют дебиторскую задолженность для развития своего бизнеса. Относительно низкий DSO указывает, что компания быстро собирает свою дебиторскую задолженность, а высокий DSO указывает на противоположное. Аналогичным образом, компания с ростом DSO со временем может стать менее эффективной, в то время как компания с уменьшающимся DSO со временем может стать более эффективной.

Однако изменение сезонности продаж может исказить DSO. По этой причине некоторые аналитики используют среднесуточный объем продаж, основанный не на целых годах, а на 30-90 днях продаж и использовании среднего дебиторского номера. Это не устраняет проблему сезонных сдвигов, но это немного смягчает ее.

Независимо от того, сравнение DSO, как правило, наиболее значимо для компаний в той же отрасли, а определение «высокого» или «низкого» отношения должно в этом контексте.

Источник

Коэффициент оборота дебиторской задолженности

Содержание

Days sales outstanding, DSO

Срок погашения дебиторской задолженности (Days sales outstanding, DSO) – аналитический показатель, который применяют для оценки финансовой устойчивости в краткосрочной перспективе. Обозначает средний период времени, который проходит с момента продажи товара покупателю до момента погашения дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию-поставщику товаров и услуг, со стороны заказчиков продукции, которую отгружают с отсрочкой платежей, поэтому покупатели являются должниками, дебиторами поставщика.
Коэффициент DSO характеризирует эффективность отношений с клиентами, как много времени занимает процесс ожидания денег за проданную продукцию, насколько грамотно в компании отлажены процессы с погашением дебиторской задолженности.
Синонимы: Срок оборота дебиторской задолженности, оборачиваемость дебиторской задолженности в днях, средний срок получения платежа, Average collection period — ACP, Days sales outstanding, Receivable Turnover in Days – RTD, период оборачиваемости дебиторской задолженности.

Формула расчета коэффициента DSO

На практике используются следующая формула расчета срока погашения дебиторской задолженности:
DSO = DAP * AR / NS
Где:
DAP – длительность одного периода, дней;
AR (Account receivable) – дебиторская задолженность, у.е.;
NS (Net Sales) – выручка нетто от всех видов продаж. Среднегодовая реализация в кредит, у.е.
Показатель DSO измеряется в днях и показывает среднее число рабочих дней, требуемых для взыскания задолженности. Также показатель определяет, сколько раз погашались счета к получению или сколько единиц выручки получено с 1 у.е. дебиторской задолженности. Чем ниже полученный результат, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, и, следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях со взысканием средств по счетам дебиторов.

Предназначение Days sales outstanding

Рассчитав оборачиваемость дебиторской задолженности, можно проанализировать:
1) Темпы роста дебиторской задолженности.
2) Долю сомнительных долгов (качество дебиторской задолженности).
3) Лимиты дебиторской задолженности в компании и влияние ее качества на ликвидность компании.
4) Насколько грамотно поставщик выстраивает кредитную политику в целом, существует ли система мотивации клиентов к досрочной оплате выставленных счетов.
5) Как спланировать следующие платежи и (или) поставки, когда последующая продажа рассчитана на погашение предыдущей задолженности.

Как интерпретировать результаты оборота дебиторской задолженности

Полученные результаты анализа надо сравнить со средними показателями для данной отрасли, то есть учитывать специфику ведения бизнеса. Также необходимо учитывать особенности политики продаж компании, которая регулирует возникновение и сроки дебиторской задолженности. Если кредитная политика компании определяется как агрессивная, это подразумевает высокий уровень рентабельности и риска. То есть, компания преднамеренно предоставляет своим клиентам отсрочку оплаты дольше, чем остальные конкуренты. И наоборот, консервативная политика характеризуется высокой ликвидностью, низким риском (термин отсрочки платежей не превышает среднего по рынку или даже ниже), но и низкой рентабельностью.

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Оборачиваемость дебиторской задолженности, принятый в мире и стандартный для мирового финансоваого учета показатель состояния взаимоотношений с клиентами по поставкам товаров с последующей оплатой. Вообще дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию-поставщику товаров и услуг, со стороны других предприятий, фирм получателями товаров и услуг, являющихся их должниками, дебиторами.

Receivables turnover ratio (RTR) — отношение объема выручки по итогам реализации к средней сумме счетов к получению за минусом резервов на сомнительные позиции.
Согласно формуле, показатель оборачиваемости дебиторской задолженности равен:

RTR = (продажи в кредит или выручка) / (средняя дебиторская задолженность за период).

DSO = (Средняя дебиторская задолженность * 365) / (Продажи в кредит или Выручка).

Этот показатель важен при планировании следующих платежей и(или) поставок, когда последующая поставка завязана договором на погашение предыдущей задолженности. Показатель характеризует средний период времени, в течение которого денежные средства от покупателей поступают на расчетные счета предприятия при текущей учетной, сбытовой, маркетинговой политиках. Отсюда его другое также популярное название этого же понятия — ACP (average collection period). Чем меньше значение данного показателя, тем в более выгодных условиях находится поставщик товара.

Источник

Количество дней невыполненных продаж (DSO)

Опубликовано 22.05.2021 · Обновлено 22.05.2021

Что такое количество дней до конца продаж (DSO)?

Дни невыполненных продаж (DSO) – это среднее количество дней, в течение которых компания собирает оплату за продажу. DSO часто определяется ежемесячно, ежеквартально или ежегодно.

Формула просроченных продаж в днях выглядит следующим образом: разделите общее количество дебиторской задолженности за данный период на общую сумму продаж в кредит за тот же период и умножьте результат на количество дней в измеряемом периоде.

Дни непогашенных продаж являются элементом цикла конвертации денежных средств и могут также называться днями дебиторской задолженности или средним периодом погашения.

Понимание выдающихся дней продаж

Учитывая жизненную важность движения денежных средств для ведения бизнеса, в интересах компании как можно быстрее взыскать непогашенную дебиторскую задолженность. Компании могут с относительной уверенностью ожидать, что им действительно будет выплачена просроченная дебиторская задолженность. Но из- за принципа временной стоимости денег деньги, потраченные в ожидании выплаты, являются потерянными.

Быстро превращая продажи в наличные, у компании появляется шанс быстрее использовать эти деньги.

Тем не менее, определение «быстро» зависит от бизнеса.В финансовой индустрии распространены относительно длительные сроки оплаты.В сельском хозяйстве и топливной промышленности решающее значение может иметь быстрая оплата.В целом малые предприятия в большей степени полагаются на стабильный денежный поток, чем крупные диверсифицированные компании.

Что вам говорят числа

Большое число DSO показывает, что компания продает свой продукт клиентам в кредит и долго ждет, чтобы получить деньги. Это может привести к проблемам с денежным потоком. Низкое значение DSO означает, что компании требуется меньше дней, чтобы получить свою дебиторскую задолженность. Эта компания быстро получает деньги, необходимые для создания нового бизнеса.

Фактически, определение средней продолжительности времени, в течение которого непогашенные остатки компании отражаются в дебиторской задолженности, может многое рассказать о природе денежного потока компании.

Важно помнить, что формула для расчета DSO учитывает только продажи в кредит. Хотя можно считать, что продажи за наличные имеют DSO, равное 0, они не учитываются в расчетах DSO. Если бы они были учтены в расчетах, они бы уменьшили DSO, и компании с высокой долей продаж за наличные имели бы более низкие DSO, чем компании с высокой долей продаж в кредит.

Краткий обзор

Заявления о выдающихся днях продаж

Дни непогашенных продаж можно анализировать множеством способов. Он указывает на сумму продаж в долларах, которые компания осуществила в кредит в течение определенного периода времени. Это говорит о том, насколько эффективен отдел по сбору платежей компании и насколько компания удовлетворяет потребности клиентов. Это также помогает идентифицировать клиентов, которые не являются кредитоспособными.

Анализ стоимости DSO для компании за один период может стать хорошим ориентиром для быстрой оценки денежного потока компании. Однако тенденции изменения DSO с течением времени гораздо полезнее. Они могут служить ранним признаком неприятностей.

Хорошие и плохие номера DSO

Если DSO компании увеличивается, это предупреждающий знак, что что-то не так. Удовлетворенность клиентов может снижаться, или продавцы могут предлагать более длительные условия оплаты, чтобы стимулировать рост продаж. Или компания может позволять клиентам с плохой кредитной историей совершать покупки в кредит.

Резкое увеличение DSO может вызвать у компании серьезные проблемы с денежным потоком. Если способность компании своевременно производить собственные платежи нарушается, она может быть вынуждена внести радикальные изменения.

Как правило, при рассмотрении денежного потока данной компании полезно отслеживать DSO этой компании с течением времени, чтобы определить, имеет ли ее DSO тенденцию к росту или снижению или есть ли закономерности в истории денежных потоков компании.

DSO может постоянно меняться ежемесячно, особенно если продукция компании является сезонной. Если компания имеет нестабильный DSO, это может быть поводом для беспокойства, но если его DSO регулярно падает в течение определенного сезона каждый год, это не может быть поводом для беспокойства.

Пример выдающихся дней продаж

В качестве гипотетического примера предположим, что в течение июля компания А сделала в общей сложности 500 000 долларов США в кредитных продажах и имела 350 000 долларов США дебиторской задолженности. В июле 31 день, поэтому DSO компании А за июль можно рассчитать следующим образом:

Dso что это в финансах. Смотреть фото Dso что это в финансах. Смотреть картинку Dso что это в финансах. Картинка про Dso что это в финансах. Фото Dso что это в финансах

При DSO, равном 21,7, компания А имеет короткий средний оборот по конвертации своей дебиторской задолженности в денежные средства. Вообще говоря, DSO до 45 дней считается низким. Однако то, что квалифицируется как высокий или низкий DSO, может варьироваться в зависимости от типа и структуры бизнеса.

Ограничения по количеству дней продажи

Как и любая метрика, пытающаяся измерить эффективность бизнеса, количество дней невыполненных продаж имеет ряд ограничений, которые важно учитывать любому инвестору, прежде чем использовать его.

При использовании DSO для сравнения денежных потоков нескольких компаний следует сравнивать компании в одной отрасли, в идеале, когда у них схожие бизнес-модели и показатели выручки. Компании разного размера часто имеют очень разную структуру капитала, что может сильно повлиять на расчеты DSO. То же самое и с компаниями в разных отраслях.

Когда DSO не так актуален

DSO не особенно полезен при сравнении компаний со значительными различиями в доле продаж, совершаемых в кредит. DSO компании с низкой долей продаж в кредит мало что говорит о движении денежных средств этой компании. Сравнение таких компаний с теми, у которых высокая доля продаж в кредит, тоже мало что говорит.

Кроме того, DSO не является идеальным индикатором эффективности дебиторской задолженности компании. Неустойчивые объемы продаж могут повлиять на DSO, при этом любое увеличение продаж снижает стоимость DSO.

Просроченные продажи за дни (DDSO) – хорошая альтернатива для оценки взыскания кредита или для использования вместе с DSO. Как и любой показатель, измеряющий производительность компании, DSO не следует рассматривать отдельно, его следует использовать с другими показателями.

Дни продаж: выдающиеся вопросы и ответы

Вот ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о проданных днях.

Как вы рассчитываете DSO?

Разделите общее количество дебиторской задолженности за данный период на общую долларовую стоимость продаж в кредит за тот же период, затем умножьте результат на количество дней в измеряемом периоде.

Что такое хороший коэффициент DSO?

Хороший или плохой коэффициент DSO может варьироваться в зависимости от типа бизнеса и отрасли, в которой работает компания. Тем не менее, число до 45 считается хорошим для большинства предприятий. Это говорит о том, что денежные средства компании поступают с достаточно эффективной скоростью, готовые к использованию для создания нового бизнеса.

Как рассчитать DSO за 3 месяца?

За последние три месяца года компания А получила в общей сложности 1 500 000 долларов от продаж в кредит и имела 1,050 000 долларов дебиторской задолженности. Период времени составляет 92 дня. DSO компании А за этот период рассчитывается следующим образом:

DSO для этого бизнеса в этот период составляет 64,4.

Почему так важен DSO?

Высокое число DSO может указывать на то, что денежный поток бизнеса не идеален. Это зависит от компании, но число ниже 45 считается хорошим.

Лучше всего отслеживать число с течением времени. Если число растет, возможно, что-то не так с отделом инкассации. Или компания может продавать клиентам с менее чем оптимальным кредитом. В любом случае денежный поток компании находится под угрозой.

Эксперты по взысканию долгов в Atradius предполагают, что отслеживание DSO с течением времени также создает стимул для отдела платежей, чтобы следить за неоплаченными счетами.1

Излишне говорить, что малый бизнес может использовать свои дневные непогашенные продажи для выявления и обозначения клиентов, которые отягощают его, не платя вовремя.

Во многих компаниях количество невыплаченных дней продаж может быть ценным показателем эффективности бизнеса и качества его денежного потока. Если число станет слишком большим, это может даже нарушить нормальную работу бизнеса, что приведет к задержке его собственных просроченных платежей.

В любом случае задержка наличных – это потеря денег для вашего бизнеса.

Источник

Что такое дебиторская задолженность

И чем она отличается от кредиторской

Дебиторская задолженность — все, что должны предприятию другие компании, государство или клиенты-физлица. Каждый такой должник называется дебитором. Дебиторская задолженность, например, появляется, когда компания продала товар, но деньги не получила. Тогда долг покупателя за товар — это дебиторская задолженность. Бывает и наоборот: если фирма перечислила предоплату, а товар не поставили. Переплата налогов или заем сотруднику тоже приводят к дебиторской задолженности.

Чем дебиторская задолженность отличается от кредиторской

Если дебиторская задолженность — это то, что должны компании, то кредиторская — наоборот, когда та сама задолжала контрагенту. Еще к кредиторской задолженности относятся и кредиты.

Примеры видов задолженности

Дебиторская задолженностьКредиторская задолженность
Переплата по налогамНеоплаченная пеня по налогам из-за просрочки
Предоплата поставщику за товарДолг перед поставщиком за отгруженный товар
Заем работнику на покупку жильяОстаток задолженности по кредиту перед банком

Когда образуется дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность появляется в тот момент, когда две стороны одного договора не могут выполнить обязательства одновременно. Например, сначала одна компания отгружает товар, а другая только потом платит за него. Из-за этого разрыва и появляется задолженность: у одного контрагента — дебиторская, у другого — кредиторская. Такой долг может существовать несколько часов, а может зависнуть на годы.

Для продавца было бы идеально, если бы все покупатели вносили предоплату, но на практике такого не бывает. Поэтому клиентам дают отсрочку платежа. Это выгодно участникам сделки: покупатель может, например, перепродать дороже еще не оплаченный товар, а продавец наращивает рынок сбыта. Чем больше у компании клиентов, тем быстрее растет дебиторская задолженность.

Виды дебиторской задолженности

Дебиторскую задолженность можно классифицировать по нескольким признакам.

По срокам погашения — на долгосрочную и краткосрочную. Краткосрочная — долг, погашаемый в течение года с момента заключения договора. Например, если оплата за отгруженные материалы должна поступить через два месяца. Долгосрочная — со сроком погашения больше года. Например, заем для сотрудника.

По срокам погашения обязательств — на нормальную или просроченную. Срочная, или нормальная, — когда еще не пришло время гасить долг. Например, компания поставила клиенту товар, но по договору тот может заплатить в течение 10 дней. Спустя неделю его задолженность еще считается нормальной. Просроченная задолженность появляется, когда указанные в договоре сроки вышли. Например, тот же покупатель не оплатил товар даже спустя месяц.

По основаниям возникновения — в зависимости от того, кто должен компании:

По вероятности погашения — на сомнительную и безнадежную. Сомнительная не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Безнадежная — с истекшим сроком исковой давности. Если компания-должник ликвидирована или у приставов не получается взыскать деньги, то долг тоже считают безнадежным. А еще, когда должника исключили из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой.

Управление дебиторской задолженностью

Когда появляется безнадежная дебиторская задолженность, компания недополучает прибыль и остается без оборотных средств. Если таких долгов становится много, предприятие не может закупать сырье, производить продукцию, платить зарплаты и налоги — это чревато не только убытками, но и банкротством. Поэтому задача менеджеров — возвращать долги, а в идеале — предотвращать подобные ситуации. Такая работа называется управлением дебиторской задолженностью.

Вот какие методы можно использовать для управления дебиторской задолженностью:

Основные задачи управления задолженностью

Чтобы партнеры платили в сроки, сотрудники компании проверяют дебиторов еще до того, как заключить сделку, а также составляют договоры так, чтобы клиенту было невыгодно становиться должником. Например, прописывают штрафы за просрочку платежа.

Кроме того, компания должна контролировать объем просроченной дебиторской задолженности и выставлять претензии недобросовестным клиентам. Управление дебиторской задолженностью подразумевает и взыскание долгов со злостных неплательщиков через суд.

Участники управления задолженностью

Проблемы долгов касаются не только финансистов компании. В управлении дебиторской задолженностью участвуют и другие подразделения. Например, сотрудники службы безопасности проверяют контрагентов, менеджеры по продажам и бухгалтеры мониторят неплатежи, юристы составляют претензии и взыскивают долги в суде. В свою очередь руководство компании организует процесс, контролирует его, мотивирует сотрудников.

Процесс управления задолженностью

Процесс управления дебиторской задолженностью делят на четыре этапа:

Сотрудники компании ведут учет долгов, периодически отчитываясь перед руководством, изучают причины произошедшего, возвращают уже имеющиеся долги и делают так, чтобы не копились новые.

Инвентаризация дебиторской задолженности

Бухгалтерия должна минимум раз в год проводить инвентаризацию всех обязательств компании и ее имущества вне зависимости от места его нахождения. Дебиторскую задолженность тоже надо инвентаризировать.

Инвентаризация помогает обнаружить сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность. Инвентаризацию расчетов с дебиторами, покупателями и поставщиками оформляют специальным актом.

По результатам инвентаризации бухгалтерия составляет справку, которая касается расчетов с дебиторами. В ней указывают данные должника, сумму долга и причину возникновения. Сюда же прилагают документы, которые подтверждают наличие долга, а также доказательства, что компания пыталась взыскать долг. Например, претенциозные письма.

Если задолженность признают безнадежной, то бухгалтерия может ее списать.

Расчет дебиторской задолженности

Дебиторскую задолженность рассчитывают не только когда надо организовать процесс управления ей, но и составляя бухгалтерский баланс. Универсальной формулы для расчета дебиторской задолженности нет, в каждой компании это делают по-разному, так как структура дебиторской задолженности может отличаться. Чтобы рассчитать задолженность, надо собрать информацию по всем счетам бухучета, где она числится, проанализировать суммы долга, количество дебиторов, сроки погашения. После этого бухгалтерия сверяет суммы с контрагентами, а также выявляет сомнительные долги.

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Оборачиваемость дебиторской задолженности — это отношение выручки компании от реализации товаров или услуг к средней дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько раз за год компания получила от контрагентов сумму, которая равна среднему остатку дебиторской задолженности. Среднюю дебиторскую задолженность считают так: сумму долгов контрагентов на начало года складывают с долгами на конец года и делят на два.

Коэффициент оборачиваемости = (Продажи в кредит или Выручка) / (Средняя дебиторская задолженность)

Взыскание дебиторской задолженности

Полный размер долга складывается из самой задолженности и неустойки, пеней или штрафов. Если в договоре нет санкций, то кредитор имеет право потребовать пеню с учетом ставки ЦБ.

Долг начинают взыскивать с досудебной претензии: компания направляет контрагенту письмом претензию, требуя вернуть долг. Если должник это уведомление игнорирует или отказывается возвращать долг, необходимо обращаться в суд.

Если долг меньше 400 тысяч, то кредитор может сразу подать заявление о выдаче судебного приказа. Если больше — исковое заявление о взыскании дебиторской задолженности в арбитражный суд. К иску прикладывают копию претензии, ответ на нее (если имеется), а также документы, которые подтверждают долг — акты, счета и т. д.

Если суд удовлетворит требования, то в арбитраже выдадут исполнительный лист, по которому долг будут взыскивать судебные приставы.

Кредитор имеет право взыскать долг и в рамках банкротного дела. Если компанию внесут в реестр кредиторов, то она может рассчитывать на выплату долга из денег, которые выручат от продажи имущества.

Срок исковой давности

Минимальный срок давности по такому иску — три года. Максимум — 10 лет для ситуаций, когда срок исковой давности приостанавливается.

Дата начала течения срока исковой давности может быть разной в зависимости от обстоятельств и условий договора:

Если срок давности по какой-то из этих причин приостанавливали, а потом возобновили, но до даты истечения осталось меньше шести месяцев, то срок давности увеличивается до полугода.

Кроме этого, срок давности может прерваться, а потом начаться заново — если должник признает, что долг существует, погасит какую-то часть суммы или начнет переговоры о реструктуризации.

Если срок давности истек, то кредитор должен списать дебиторскую задолженность.

Сроки погашения долгов

Срок погашения дебиторской задолженности — это математический показатель, который показывает финансовую устойчивость компании. Его рассчитывают, когда нужно оценить, например, ликвидность компании, или темпы прироста дебиторской задолженности. Срок погашения показывает средний период, который проходит от поставки товара покупателю до погашения дебиторской задолженности. Показатель рассчитывают по специальной формуле:

Срок погашения = Длительность периода × (Долг дебитора / Выручка от продаж)

Срок погашения и длительность периода считают в днях, а дебиторский долг и выручку — в рублях.

Срок погашения показывает среднее число рабочих дней, которые нужны компании, чтобы взыскать дебиторскую задолженность. Чем ниже результат, тем быстрее дебиторская задолженность превращается в реальные деньги. Высокий срок погашения свидетельствует о том, что у компании трудности со взысканием долгов.

Списание дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также долги, нереальные для взыскания, списываются. Сделать это можно только на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя компании. «Нереальность взыскания» определяет кредитор, руководствуясь собственными соображениями.

Важно, что если кредитор признал долг нереальным для взыскания и списал его как убыток, то сама задолженность в балансе не аннулируется. Ее нужно отражать еще пять лет с момента списания, так как у должника могут появиться деньги.

Списание дебиторской задолженности. Положение по ведению бухгалтерского учета

Доказать, что долг погасить нельзя, можно выпиской из ЕГРЮЛ о ликвидации дебитора, решением суда об отказе в удовлетворении требований кредитора или актом судебного пристава, где говорится, что долг взыскать невозможно.

Как снизить дебиторскую задолженность

Чтобы нормальная задолженность не превратилась в просроченную, компания должна контролировать процесс платежей контрагентов: проверять надежность контрагентов; разрабатывать систему предоплаты за товар для каждого клиента индивидуально; прописывать в договоре пени и штрафы за просрочку оплаты; контролировать все расчеты с контрагентами; взыскивать долги сразу после первых дней просрочки — рассылать претензии, а после обращаться в суд.

Страхование дебиторской задолженности

Если есть подозрения, что покупатель превратится в должника, компания может застраховать дебиторскую задолженность. Это практикуют при сотрудничестве с организациями, которые приобретают товар в рассрочку или под реализацию. Страхует долг страховая компания.

Страховой случай наступает не только если контрагент вовремя не платит по договору или нарушает график платежей, но и когда покупателя признают банкротом.

Перед тем как заключить договор страхования, кредитор должен предоставить страховщику реестр старения дебиторской задолженности, список клиентов, покупающих товар в рассрочку, и другую информацию о компании-кредиторе.

Существует два распространенных вида такого страхования.

Страхование по полису — на каждую отгрузку с отсрочкой платежа выписывается полис, где указывают дату отгрузки, номер накладной, сумму долга и кредитный лимит. Выплаты производят по заявлению кредитора в пределах лимита.

Генеральная схема не предусматривает полис на каждую сделку. Продавец и страхователь заключают одно общее соглашение, которое касается всех покупателей, работающих по системе рассрочки.

Страхование дебиторской задолженности дает возможность переложить работу по проверке покупателя на страховую компанию. В договор включают сделки только с действительно рискованными клиентами. Фактически страховщик выполняет роль службы безопасности для продавца. Но часто страховые компании стараются составить договор так, чтобы страхователю было тяжело получить выплату. Поэтому надо внимательно читать договор — какие страховые случаи в нем перечислены, какие лимиты ответственности прописаны, какие документы надо предоставить, чтобы получить выплату и т. д.

Продажа дебиторской задолженности

Компания может сама взыскивать долг, а может продать его. Цена будет меньше самого долга, но кредитор избавит себя от досудебной переписки с должником, судебных разбирательств и волокиты с приставами. Есть несколько вариантов, как оформить такую сделку.

По договору уступки требования — цессии, если такая процедура предусмотрена в договоре, на основании которого появился долг. По сути цессия — это соглашение, в соответствии с которым кредитор передает кому-то свои права требования долга.

Переуступку можно оформить как трехсторонний договор, возмездную или безвозмездную цессию. При этом если речь идет о недвижимости, то цессию обязательно надо регистрировать в Росреестре.

Через факторинг работают, когда продавцу срочно нужны деньги, а покупателю важно работать с отсрочкой платежа. Банк или факторинговая компания кредитуют поставщика, выкупая его дебиторскую задолженность. Вот как это работает

Банк или факторинговая компания дают возможность продавцу сразу получить деньги, а покупателю заплатить потом — например, после перепродажи товара. При этом, в случае чего, взыскивать долг будет уже не продавец, а факторинговая компания.

Через вексель — если покупатель передает вексель в счет оплаты товара, то кредитор может потом передать эту ценную бумагу или продать кому-то. Преимущество векселя в том, что сам он — уже подтверждение долга, никаких дополнительных документов, например для суда, не требуется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *