Духовная поэзия это что
Духовная поэзия русских поэтов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Она способствует духовному и творческому обогащению личности. Тематика поэтических произведений многообразна. Это стихи любовной, пейзажной, гражданской тематики. Особого внимания заслуживает духовная поэзия. Особенность русской духовной поэзии – ее направленность на размышления о смысле жизни, о духовности личности.
Духовная поэзия русских поэтов – это раздумья о вечных темах, о высоких и низких поступках. Никто не оспаривает факт, что они несут на себе налет религиозности. Поэту недостаточно простого восхищения и преклонения перед земной красотой. В нем постоянно присутствует, как у Пушкина, жажда духовного томления. Поэтому поэты поднимают свое творчество на высшую ступень, откуда созерцают потустороннюю духовную красоту и приходят к осознанию высших истин. Только достигнув таких высот, творчество не умирает с их физической смертью. Оно продолжает звучать в душах людей, пробуждая стремление к возвышенному и идеальному. Поэт, осознавший свою высокую цель, мог бы сказать пушкинскими строчками:
Духовная поэзия XVII – XVIII вв.
Имя Ломоносова связано с расцветом русской духовной светской поэзии XVIII века. Преклоняясь перед величием Творца, в стихах «Утреннее размышление о Божием Величии», «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», он видит и воспевает земную красоту:
Готовые работы на аналогичную тему
Простерло блеск свой по земли
Главными особенностями духовной поэзии данного периода выступают следующие:
Духовная поэзия XIX в.
Духовная тема находит продолжение в поэтических произведениях XIX века. Вильгельм Кюхельбекер и Федор Глинка являются приверженцами жанра исповедей и молитв. А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой и другие поэты духовную тему гармонично использовали во всех жанрах своего творчества.
Темой духовности пронизано все творчество А. С. Пушкина, начиная с первых поэтических опытов, кончая произведениями зрелого периода. Для проявления духовности не обязательно быть религиозным человеком. Но Пушкин восхищался красотой божьего мира. Даже в любовной лирике поэт благодарен Богу: он сотворил женщину, которая своей красотой возродила, возвратила ему веру:
Наслаждаясь красотой природы, поэт подчеркивает ее чудодейственное влияние: она одаривает человека живительными силами. Эти силы обогащают его чувствами свободолюбия, милосердия, любви. Разве это не духовность пушкинской поэзии? Как жизнелюб, Пушкин призывает наслаждаться каждым мгновением жизни. Правда, если человек не видит в ней просвета, поэт внушает ему надежду: заблуждения и мучения исчезнут, и придет красота чистых дней в другом, божественном мире.
XIX век богат на имена талантливых поэтов, обогативших русскую поэзию стихами духовного содержания. Поэзия М.Ю. Лермонтова, в отличие от пушкинской, в большей мере насыщена религиозными образами и темами. Но главное в них – поиски человеком своего места в жизни. Поэт в стихотворениях Лермонтова предстает целителем душ, врачующим людей от пороков. Один из главных мотивов творчества этого поэта – одиночество. Поэтому он ищет гармонии, исцеления в природе, в окружающем. Одним из самых ярких примеров, кроме наиболее известных «Пророк», «Ангел», «Молитва», является стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». Продолжая пушкинские традиции, Лермонтов воспевает красоту жизни, ищет гармонию в единении с природой.
О неразрывной связи человека с Вселенной, о поисках ответов на вечные вопросы бытия рассказывает творчество других поэтов XIX века. В стихах А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, Ф. Н. Глинки предстает лирический герой, поднявшийся до высочайшей духовности. В нем читатель видит слияние души земного человека с миром небесным.
Главными особенностями духовной поэзии данного периода выступают следующие:
Духовная поэзия XX в.
Несмотря на бурные исторические события XX века, духовная лирика не сдала своих позиций. М. Волошин, М. Кузмин, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, С. Есенин, Б. Пастернак, каждый в своей поэтической манере, отразили духовное состояние лирического героя той неспокойной эпохи. Тема духовности у А. Блока и Б. Пастернака опиралась на высокие нравственные правила жизни. Блок через религиозные образы воспевал свою Родину. Она была ему мила в любых одеяниях и состояниях: в царских одеждах и утопающая в грязи, в неудержном веселье и в глубокой тоске. В одном из стихов 1914 года поэт рассказывает о нравственном падении человека. В нем слились в одно греховность и покаяние:
Пройти сторонкой в божий храм.
Но покаяние человека неискренне. Такое раздвоение, по мнению поэта, привело страну к катастрофе. Главная тема творчества поэта – Россия. Духовная направленность его стихов о Родине напрашивается сама собой: в нее должна вернуться вера, которая возродит страну.
Духовная тематика стихов Б. Пастернака связана с библейскими образами. Но обращаясь к ним, читатель задается вопросами о смысле бытия, о самопожертвовании во имя других, о добре, зле, справедливости, безверии, вере.
Для кого на свете столько шири,
Есть ли столько душ и жизней в мире?
– вопрошает Б. Пастернак в стихотворении «Магдалина», намекая на муки, перенесенные во имя людей.
Соединение поэзии и духовности неоспоримо. Это доказывает творчество не только Блока и Пастернака, но и стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. Волошина. Мотивы духовности присутствуют в поэтических произведениях более поздних представителей русской поэзии, например, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского.
Поэзия обладает чудесным свойством возвышать и облагораживать человека, потому что она проникает в душу. Духовная поэзия русских поэтов, к какой бы эпохе они не принадлежали, позволяет читателю расширять мировоззрение, обретать веру в красоту мира.
Духовная поэзия России
Духовная поэзия русских поэтов – сочетание размышлений на вечные темы и высокого художественного мастерства. А еще сочетание образов, известных и близких каждому православному человеку. Самая высшая красота – это религиозное чувство.
Не найдется поэта, который не обращался бы к религиозной тематике. В юности или в старости, напившись счастья или устав от горя, люди ищут смысл бытия и ответы на вечные вопросы.
Благодаря поэзии мы глубже почувствуем полноту жизни с радостями и скорбями. Действуя возвышающе, она роднит нас с миром вечной красоты, в котором царствуют непреходящая правда и чистая любовь.
Поэт делается пророком, который показывает вершину созерцания, изрекает глубины знаний и чувств. Русский поэт Василий Жуковский когда-то называл поэзию земной сестрой небесной религии, светлым маяком, зажженным Самим Создателем, чтобы во тьме житейских бурь нам не сбиться с пути.
Безусловно, во время своего зарождения русская духовная лирика по сути была религиозной.
Симеон Полоцкий (1629–1680 гг.)
Симеон Полоцкий – выдающийся деятель славянской культуры XVII века. Начитанный и энергичный, изучивший философские науки, развил русское просвещение.
Изучив ряд наук, простой монах Полоцкий отмечен как педагог и воспитатель. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской: Ивана, Софьи и Фёдора. Основатель школы при Заиконоспасском монастыре, учитель Сильвестра Медведева. Добился успехов в поэзии и драматургии.
Так же его интересовали искусство, медицина, астрология и другое. Предпочёл быть приближенным царю и его семье вместо блестящей церковной карьеры.
Он автор стихотворных сборников «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный», а также переложенной на стихи «Псалтири рифмованной».
Вирши Симеона, прославлявшие членов царской семьи, имели панегирический характер. Творчество носит черты литературы барокко с ее аллегориями, метафорами, языковыми заимствованиями.
Полоцкий также написал два драматургических произведения для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне».
В литературных произведениях Симеона Полоцкого нашли выражение и его общественно-политические представления. Он видел реальное воплощение «общего блага» и «всеобщей справедливости» в царском правосудии. Провозглашенный им принцип равного суда был абсолютистским принципом равенства подданных перед монархом. Полоцкий высказывал мысли о внесословной значимости человека, призывал ценить его не за происхождение, а по заслугам, вкладу в «общее благо». В то же время Симеон выступал за укрепление сословного строя, но предлагал смягчить угнетение крестьян и холопов, чтобы избежать народных восстаний.
Господа раби днесь благословите,
иже на дворех Онаго служите.
Во дворех дому Бога истиннаго,
во дворех дому, мир создавшаго.
В нощех в святая руки воздвизайте,
имя святое вси благословляйте.
Он от Сиона вы благословит,
иже вся творит.
Самым выдающимся продолжателем традиций Полоцкого стал Михаил Васильевич Ломоносов.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.)
Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других. Его часто называли «последним из титанов Возрождения».
Одна из главных особенностей Ломоносова-поэта заключается в том, что свой поэтический дар он поставил на службу государству, Отечеству. Этим он основал ещё одну важную традицию: с тех пор принято говорить о гражданском звучании русской поэзии.
Литературная деятельность насчитывает множество славных страниц. Это различные оды, трагедии «Тамира и Селим» и «Демофонт», неоконченная поэма «Пётр Великий» и другие произведения.
Произведения Ломоносова создали новый поэтический и литературный язык. Система нового языка была теоретически обоснована Ломоносовым в «Российской грамматике» (1755 г.) и в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.). Теория трёх стилей – высокого, среднего и низкого, разработанная Ломоносовым, господствовала в нашей литературе до Карамзина.
Имя Ломоносова связано с расцветом русской духовной светской поэзии XVIII века. Преклоняясь перед величием Творца, в стихах «Утреннее размышление о Божием Величии», «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», он видит и воспевает земную красоту:
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И божие дела открыло:
Мой дух, с веселием внемли;
Чудяся ясным столь лучам,
Представь, каков зиждитель сам!
Духовная тема находит продолжение в поэтических произведениях XIX века. Вильгельм Кюхельбекер и Федор Глинка являются приверженцами жанра исповедей и молитв. Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Алексей Толстой и другие поэты духовную тему гармонично использовали во всех жанрах своего творчества.
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837 гг.)
Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист. Один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.
Темой духовности пронизано все его творчество, начиная с первых поэтических опытов, кончая произведениями зрелого периода. Для проявления духовности не обязательно быть религиозным человеком.
Пушкин восхищался красотой божьего мира. Даже в любовной лирике поэт благодарен Богу: он сотворил женщину, которая своей красотой возродила, возвратила ему веру:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырём, как хранителем старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Именно здесь рождается огненный образ «Пророка», представляющий из себя почти единственное явление в мировой литературе, как апофеоз призвания поэта на земле.
Наслаждаясь красотой природы, поэт подчеркивает ее чудодейственное влияние: она одаривает человека живительными силами. Они обогащают чувствами свободолюбия, милосердия и любви. В этом духовность пушкинской поэзии.
Пушкин призывает наслаждаться каждым мгновением жизни: заблуждения и мучения исчезнут, и придет красота чистых дней в другом, божественном мире.
XIX век стал богат на имена талантливых поэтов, обогативших русскую поэзию стихами духовного содержания.
Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.)
Федор Тютчев принадлежит к наиболее глубоким представителям отечественной культуры, которых волновала в первую очередь тайна человека, как бы не видимые на поверхности текущего существования, но непреложные законы и основополагающие смыслы бытия как отдельной жизни, так и всей истории.
Мировоззрение и творчество Тютчева изначально окрашено вопросами «. что значит человек? Откуда он, куда идет, и кто живет под звездным сводом?». Взлеты и падения человеческого духа, «какое-то таинственное осязание бесконечности, какое смутное чуяние беспредельности» (К.С. Аксаков), самое главное и роковое противостояние двух основных принципов своеволия и Богопослушания – эти поставленные вопросы составляют скрытый мировоззренческий фундамент историософских и политических раздумий поэта.
Несмотря на бурные исторические события XX века, духовная лирика не сдала своих убеждений. Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Борис Пастернак – эти поэты в своей манере, отразили духовное состояние лирического героя беспокойного времени.
Александр Александрович Блок (1880–1921 гг.)
Александр Александрович Блок – русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.
Тема духовности у Александра Блока опиралась на высокие нравственные правила жизни. Блок через религиозные образы воспевал свою Родину. Она была ему мила в любых одеяниях и состояниях: в царских одеждах и утопающая в грязи, в неудержном веселье и в глубокой тоске. В одном из стихов 1914 года поэт рассказал нам о нравственном падении человека, где слились в одно греховность и покаяние:
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Но это покаяние человека неискренне. Такое раздвоение, по мнению поэта, привело страну к катастрофе. Главная тема творчества поэта – Россия. Духовная направленность его стихов о Родине напрашивается сама собой: в нее должна вернуться вера, которая возродит страну.
На современном этапе развития литературы духовная поэзия – течение, объединяющее разных по эстетическому убеждению и этическому мировоззрению авторов. Появилось и новое веяние времени – поэты-священнослужители: о. Константин Кравцов, о. Сергий Круглов, о. Андрей Логвинов, о. Борис Трещанский, иеромонах Роман (Матюшин).
Иеромонах Роман (Матюшин) (род. 1954 г.)
Иеромонах Роман (Александр Матюшин) родился в 1954 году, в семье сельской учительницы.Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен во иеромонахи.
Имя иеромонаха Романа хорошо знакомо миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член Союза писателей России, простой русский инок, он давно стал родным и близким для многих ревнителей чистого святоотеческого Православия. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом.
Духовная поэзия иеромонаха Романа Божественно прекрасна, как красива жизнь растений, насекомых, животных, жизнь человека, не противоречащего Замыслу Творца. В ней – Любовь к Истине, Красоте, Свободе…
В ней – боль за несовершенство человеческого мироздания, боль за судьбу многострадальной родной страны. В ней – и пророчество грядущих катастроф за отступление от Бога… Но все равно это поэзия – совершенно счастливого человека, идущего по своему избранному одинокому пути….
Ни слов, ни дум – всего лишен,
И не жалею об утрате:
Душе настолько хорошо,
Что не вмещает Благодати!
И Свет, и Жизнь – не умолчать!
На Красоту не насмотреться!
И хочется весь мир обнять
Своим помилованным сердцем!
Духовные стихи — это исповедальный жанр, обращённый как бы внутрь себя
Полина Терентьева
Музыковед, исполнитель русских духовных стихов
Как мы уже сообщали, 6 сентября состоится презентация аудиодиска духовных стихов «О святых и праведниках», записанного трио Варвара-Котова — Таисия Краснопевцева — Полина Терентьева. К этой презентации Полина Терентьева подготовила статью — вступление к диску, в котором подробно и красочно рассказывает о духовных стихах, размещенных на диске.
Духовными стихами называют народные песнопения на религиозные сюжеты. Это исповедальный жанр, обращённый как бы внутрь себя, к своей душе и совести, это разговор с Создателем, размышление о вечной жизни, требующее отрешения от земной суеты.
Если большинство народных песен (например, плясовая, трудовая, обрядовая, колыбельная, плач) исполняются при определённых обстоятельствах, то духовный стих, не звучавший за богослужением и в то же время не связанный с обыденной жизнью, мог исполняться в совершенно различных ситуациях. И хотя в бытовании духовных стихов отсутствует строгая регламентация времени и места исполнения, можно выделить некоторые ситуации, в которых звучание их особенно уместно. Традиционно духовные стихи исполняли в продолжение Поста, заменяя ими мирские песни. На русском Севере, во время Четыредесятницы, женщины собирались вместе прясть и за работой пели духовные стихи. Так, вместе с умением прясть и ткать знание этих песнопений передавалось, как правило, по женской линии. Конечно, стихи звучали на церковной трапезе (не случайно в XVIII-XIX столетиях возникает целый круг стихов и кантов на Двунадесятые праздники), они пелись на поминках, особенно в ХХ веке, когда церковное отпевание было порой просто недоступно.
Духовные стихи пронизывали повседневную жизнь человека, поддерживая в ней Евангельский свет и христианское мироощущение. Эти песнопения как бы «переводили» подчас сложные церковнославянские богослужебные тексты, пересказывали содержание Писания более привычным языком, приобретая значение своеобразного народного катехизиса.
Духовные стихи исполнялись людьми различных сословий: крестьянами и горожанами, монашествующими. Но были люди, для которых исполнение духовных стихов было профессиональным занятием — это «калики перехожие». Название «калика» происходит от латинского слова caligae — так называлась прочная шипованная обувь, которую носили римские легионеры, а также и паломники. Калики известны с XI века, они были паломниками, часто людьми церковными, исполнявшими духовные песни. О них сообщается, что это были люди богатырской силы, грамотные и часто небедные. Лишь значительно позднее образ калики трансформировался в калеку-нищего, исполняющего былины и духовные стихи и зарабатывавшего таким образом себе на пропитание. Так калеки стали своеобразными преемниками традиции калик.
Содержание духовных стихов отличается большим разнообразием: это и стихи, посвящённые какому-либо празднику или событию, отражённому в Священном Писании, песнопения покаянного характера, стихи, в которых рассказывается о судьбе души после смерти. Духовным стихам о святых и праведных мы посвятили этот диск.
Два сюжета на диске связаны с Божией Матерью. Один из них — традиционный стих «хождения Богоматери», а другой — довольно позднее повествование о Покрове Божией Матери («В древние-древние годы»).
Значительную часть диска занимают житийные духовные стихи, то есть песнопения, в которых излагается жизнеописание того или иного святого или какой-либо ключевой момент его жизни. Это стихи о Марии Египетской, св. Варваре, Алексии, человеке Божием, о св. Георгии (Егории), о Борисе и Глебе. Два стиха о св. Георгии Победоносце, записанные на диске, рассказывают о мучениях святого. А стих «Как пришёл к нам Егорий» связан с крестьянским календарём: на праздник Святого впервые выпасали коров, поэтому в народном сознании ему приписывается роль хранителя домашнего скота. Стихи о Василии Кесарийском и Николе чудотворце отличаются особым, не житийным содержанием.
Василий Великий, автор проповеди «На упивающихся» и слова «Како подобает воздержатися от пьянства», человек строгой жизни, представляется в стихе раскаявшимся пьяницей. Видимо, создатели стиха были твёрдо убеждены, что такие тексты могли быть написаны лишь на основании горького личного опыта. На диске записан лишь фрагмент стиха, который представлен в этнографической записи. Стихи о Николе чудотворце выделяются тем, что среди них нет ни одного житийного стиха — чудеса Святителя затмили собой его жизнеописание. На диске представлен интересный и очень редкий пример стиха нищей братии с обращением к святому. В песнопении содержится просьба к Николе найти им подаятеля и покормителя, а христианину-приютителю дать всяческие блага в этой жизни и в грядущей.
Целый ряд стихов посвящён праведным женам: девице, по молитве которой был побеждён Смут — род нечистой силы; Аллилуевой жене — благочестивой женщине, само имя которой происходит от слова «Аллилуия». В этом стихе причудливо сплетаются мотивы избиения младенцев при царе Ироде и образы старообрядческих «гарей» — массовых самосожжений во времена гонений. Стих подводит слушателя к мысли не бояться смерти ради Христа. Стих «У купца была девица» также проникнут идеями, поддерживаемыми частью безпоповских старообрядческих общин о грешности брака, поскольку нет священников, которые могли бы совершить таинство венчания.
О том, что переживает после смерти праведная душа, повествуется в стихе «На недельке пораненьку». Этот стих — один из редчайших примеров, когда душу утешают и «направляют» её в рай.
Подавляющее большинство стихов с подобным сюжетом имеют ярко выраженный «предупредительный» характер: в них рассказывается, как нерадивая душа попадает в ад, при этом перечисляются её согрешения. Таким образом, стихи эти должны побудить живых к праведной жизни.
Ряд песнопений на диске взят с этнографических записей. Однако текстов духовных стихов сохранилось гораздо больше, чем напевов. Поэтому мы обращаемся и к различным методикам реконструкции напева стиха. Стихи «Святитель ты же наш отче да Никола» и «Аллилуева жена» были записаны небольшим фрагментом, а продолжение мы находили в тексте подобного содержания и близкого по ритмике. Некоторые стихи распеты заново по изданному тексту, к которому не было записи, так что напев стиха не сохранился совсем. Такой метод мы применили к стихам о Марии Египетской и «Ты поитель-кормитель нищей братии».
Образ Алексия, человека Божия, отрёкшегося от богатства и избравшего путь странника-нищего, был очень близок носителям духовных стихов — каликам-перехожим. Для них святой был как бы образцом духовной жизни. Утешение и поддержку находили они в его жизнеописании, поскольку в своей непростой жизни они испытывали те же лишения и невзгоды, что и он. Поэтому стих об Алексии был одним из самых любимых в репертуаре калик-перехожих и сохранился во многих текстовых версиях с различными напевами. На нашем диске мы представляем триптих, в котором отражены основные фрагменты этого подробного повествования о жизни святого, сочетающий в себе три разных напева и три текстовых источника: мелодия казаков-некрасовцев и текст из собрания Киреевского (по: Бессонов П. А., «Калеки перехожие» вып. I, 1861 г., N29), мелодия духовного стиха дер. Лобынщина Усвятского р-на Псковской обл. с продолжением текста Бессонова, украинская псальма, последние два куплета взяты из сборника «Кому повем печаль мою» (Верхокамье) и спеты на мотив псальмы.
Хочется привести вдохновенные слова, сказанные о духовных стихах собирателем и исполнителем И.Н. Заволоко:
Деды и прадеды наши, презрев блага земные, все искали: как душу спасти от мирской суеты и прельщений. Все искали Град-Китеж взыскуемый, все стремились, как путники странные, в свой небесный отеческий дом. Исстари повелось, что народ свои думки душевные в стихи, в песню слагал. Себя радовал. А слагали эти песни калики убогие, что бродили по селам, в степях, по лесам, от цветущих степей докрай Севера, все бродили слепцы перехожие, правду Божию искали и тем людей поучали. (…) И любил же народ певунов перехожих! Соберутся вокруг, и все слушают. А певцы им поют про дела стародавние. Как начали калики во Иерусалим нарежатися, как Христос дал им имя святое, чтоб его каждый час прославляли. Вот запели про время минувшее, как святые Борис-князь и Глеб были братом своим убиенны. Как Егорий святой на Руси в деле проповеди веры Христовой трудился. (…) Отдыхает душа, мысли чище становятся, все мирское уносится прочь.
Полный учебник церковнославянского языка
Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.
Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского
Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!