Дульный тормоз пушки танка что это
Почему советские танкисты массово противились появлению на пушках дульного тормоза
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Во-первых, разлетающийся от дульного тормоза пороховой газ серьезнейшим образом ограничивает видимость наводчика, затрудняя его работу по наблюдению за целью. В ряде случае газ и поднятая им пыль даже могут загрязнить оптику наводчика. Во-вторых, вырывающийся дым решительно демаскирует танк во время совершения выстрела, лишая его таким образом тактического превосходства и эффекта неожиданности при следующем выстреле. В-третьих, советские танки активно применялись для маневренных атак и контрнаступлений в том числе в качестве десантных средств. Однако, разлетающийся горячий газ мог травмировать людей на броне, что сделало бы невозможным сочетание перевозки и одновременных выстрелов.
В итоге советские танкисты предпочли менее мощные орудия для сохранения тактической гибкости средних и некоторых тяжелых танков. Кстати, на почти всех современных танках классический дульный тормоз так же отсутствует.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про САУ : короткая и насыщенная жизнь «охотников на танки» Второй мировой войны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему во время Второй мировой войны у советских танков не было дульного тормоза
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На серии Т-34, Т-60, КВ у пушек не было дульных тормозов. По сути, единственным танком, «обремененным» данным элементом конструкции, стал танк ИС-2 и последовавшие за ним. Дульного тормоза нет даже у самоходки СУ-85. При этом он все-таки имеется на большинстве советских противотанковых пушек, есть он и у СУ-76. У немцев с дульными тормозами куда лучше. Нет их только на Pz.Kpfw. III и ранних моделях Pz.Kpfw. IV. У поздних модификаций «Панцеров» включая «Тигр» и «Пантеру» дульный тормоз имеется в наличии, как и у противотанковых моделей штурмового орудия StuG III. У американцев дела обстояли похожим образом. На ранних танках «Шерман» тормоза на стволе не было, а у поздних моделей «Изи Ейт» они появились.
В чем же была причина такого неоднозначного отношения к дульному тормозу на танковых пушках в годы Второй мировой войны? На самом деле все достаточно просто. В большинстве случаев в дульном тормозе не было никакой необходимости, ведь главное, зачем он нужен – сокращение отдачи орудия. Чем мощнее орудие, тем больше у него отдача и тем заметнее «хождение» в момент выстрела. Чем сильнее пушка, тем больше места занимает ее лафет. Частично проблема увеличения лафета снимает добавлением дульного тормоза. Однако, если пушка слабенькая, то и смысла в нем нет.
Посмотрите на современные танки: будет сложно найти среди них машину без дульного тормоза. В том числе потому, что на современных машинах стоят пушки, которые в годы Второй мировой войны сопоставимы по мощности и дальности стрельбы с самой серьезной противотанковой артиллерией. Они имеют калибры в 120 и более миллиметров. А что же у танков конца первой половине XX века? Советские Т-34 вооружались пушками 76 и 85 мм, американские «Шерманы» стреляли из 75, 76 и 105 мм орудий. Немецкие «Панцер 4» использовали 75 мм пушки разных моделей. Были, конечно, и исключения, однако в большинстве случае на такие калибры тормоз не ставили.
Довлело на практику применения дульного тормоза и еще кое-что. В первой половине XX века считалось, что использование тормоза демаскирует танк, так как большинство газов при выстреле разлетается в разные стороны. У пушки без тормоза большая часть газов вырывается во внутреннее пространство танка. Таким образом у каждого вида конструкции орудия есть свои плюсы и минусы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
С одной стороны вроде бы простой вопрос, но перечень причин этого в порядке важности почему то во многих источниках сильно разнится.
Если внимательно посмотреть на бронетехнику разных стран периода Второй мировой войны, то станет понятно, что дульного тормоза не было не только у некоторых советских танков. Отсутствует он и у отдельных немецких машин, более того, дульного тормоза нет на некоторых моделях основного американского танка «Шерман». Подобным образом дела обстоят с британской, японской и другой техникой.
Основной причиной называют техническую необходимость. Создать мощную пушку без тормоза теоретически можно, однако в этом случае придется предоставлять ей больше места для «хождения», отката. А так как в танке со свободным местом есть известные проблемы, то такой подход является банально не конструктивным и не рациональным. Другое дело танки с пушками малой мощности, как ранние Т-34, «Шерманы» и многие немецкие легкие танки. Слабая отдача делает дульный тормоз банально не нужным. У немецких «Тигров» пушка была достаточно мощная, а места в башне было очень мало для достаточного отката без дульного тормоза.
Однако во многих источниках главной причиной называют вот такую: он демаскирует танк при выстреле. Рассеивая пороховые газы в стороны, ДТ способствует увеличению вспышки и, кроме этого, вздымает облако пыли/снега, которое также мешает обзору и демаскирует.
Так же есть причина возникновение позади дульного среза зоны, опасной для личного состава, который находится рядом с танком или десантом сидит на броне.
На ИС-2 дульный тормоз уже присутствует.
Дульный тормоз-компенсатор и его назначение
По своему принципу действия дульные тормоза делятся на модели активного действия, реактивного действия и активно-реактивного действия.
Также дульные тормоза можно классифицировать по конструктивным признакам, которые значительным образом могут влиять на эффективность данных устройств. К основным таким конструктивным признакам относят: наличие или наоборот отсутствие диафрагмы (передней стенки); число рядов боковых отверстий; число камер; форму боковых отверстий. Дульный тормоз, у которого отсутствует диафрагма и передняя стенка, принято называть бескамерным. В то же время дульный тормоз, оснащенный диафрагмой, обеспечивает большую эффективность по сравнению с бескамерными устройствами за счет создания дополнительного тянущего усилия в направлении противоположном откату, это обеспечивается за счет удара истекающего порохового газа о диафрагму. В современном оружии наибольшее распространение получили одно и двухкамерные модели дульных тормозов, так как дальнейшее наращивание числа камер лишь несущественно повышает эффективность подобных устройств (не более 10 процентов), в то время как масса и габариты увеличиваются. Форма боковых отверстий может быть разной: прямоугольные или квадратные окна, продольные или поперечные щели, круглые отверстия. В этих случаях дульные тормоза называются соответственно – едиными, щелевыми или сетчатыми. В пределах каждой из камер такие отверстия могут располагаться в один или сразу в несколько рядов как по периметру, так и по длине дульного устройства.
Сегодня дульные тормоза очень активно и массово применяются в стрелковом оружии. Одна из причин их широкого применения конструкторами – простота устройства, которая сочетается в них с высокой эффективностью действия. В автоматическом оружии наших дней дульными тормозами оснащаются крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные пушки с целью уменьшения действия отдачи на станок, а также самозарядные и штурмовые винтовки, автоматы, пистолеты-пулеметы, высокоточные крупнокалиберные винтовки под мощные патроны.
Автомат АК-74 обладал заметно более улучшенным дульным тормозом-компенсатором, ставшим длинным и двухкамерным устройством. Первая камера ДТК данного автомата представляла собой цилиндр, предназначавшийся для выхода пули, также он имел три выходных отверстия для пороховых газов и две щели, размещенные возле диафрагмы. Вторая камера компенсатора обладала несколько отличающимся устройством – два широких окна, а спереди – та же диафрагма для выхода пули. Подобные изменения конструкции позволили добиться повышения тактико-технических характеристик автомата. В частности, положительным образом сказались на точности стрельбы и балансировке, одновременно с этим улучшилась и маскировка стрелка, так как вспышки пламени в момент выстрела стало очень трудно заметить. В том или ином виде подобная конструкция, равно как и ее модификации (ДТК 1-4), используются в автоматах Калашникова и в наши дни.