Думаю что я никогда не смогу ответ психологический тест
Думаю что я никогда не смогу ответ психологический тест
Рано или поздно каждый человек, пожалуй, понимает, что есть жизненные события, которые с ним никогда не случатся. Они могут вызывать разные переживания: испуг, страх, грусть, печаль и т.д. Как правило, переживания очень сильные, а понимание этих невозможных событий начинается словами «Я никогда не смогу. ».
Видео содержит упражнение, которое помогает работать со своей так называемой теневой стороной, которая есть в каждом из нас. Психическая жизнь человека устроена непросто, и устраивается она, как правило, в процесс социализации, которая начинается сначала в семье. Родителями, прародителями или лицами, их заменяющими.
Какие-то наши качества, свойства и поступки в процессе жизни и воспитания важными взрослыми одобряются, какие-то поощряются, а какие-то осуждаются. Осуждаются они разными словами и, конечно, только из благих побуждений и заботы (пра)родителей или лиц, их заменяющих о нас, из желания, чтобы мы выросли прекрасными людьми. Осуждаться они могут такими словами, например, «Тебе еще рано встречаться с мальчиками, ты что флиртуешь? Это пошло», «Нельзя быть таким жадным, ты отвратительный, когда жадничаешь», «Прекрати злиться, злиться нельзя», «Когда ты плачешь, у тебя некрасивое лицо». Или это не произносится, но ребенку даётся понять, что это так: взглядами, жестами, мимикой, молчанием, отвержением и т.п.
В процессе воспитания это происходит один раз, второй, третий. У человека появляется новое поведение, угодное взрослым. Во избежание отвержения.
Человек в течение времени старается не жадничать, не флиртовать, не раздражаться и т.д. и начинает проявлять себя нежадным, нефлиртующим, добрым. Однако, это энергия живет в человеке, она должна была потратиться на проявление жадности, сексуальности, агрессивности, но начинает проявляться как некая полярность. Вместо того, чтобы быть одним, он становится другим. Вместо того, чтобы жадничать, человек проявляет безграничную щедрость, вместо того, чтобы флиртовать, женщина облачается в доспехи чопорности и одиночества, вместо того, чтобы предъявляться в отношениях («брать», что хочется, защищать свои границы, отказываться от того, что не подходит и т.п.), всё терпит и всем угождает.
Эти пугающие полярности, которые вы найдете по мере выполнения упражнения, это неправда о вас, потому что это упражнение, оно не диагностическое. Правда о вас находится где-то на этом континууме от «Я никогда не смогу» к «Я очень хочу». Важно замечать свои чувства, которые появляются по мере выполнения упражнения. Можно взять себе в напарники кого-то, кому доверяете и сделать упражнение вместе, поделившись эмоциями и соображениями, которые появятся по ходу выполнения.
Возможно, это про бОльшую свободу в проявлении своей сексуальности с мужчинами. Возможно, это про право проявлять агрессию по отношению к ребенку, родителю. Вообще про более свободное проявление агрессии в отношениях. О том, что однажды было утрачено, а теперь пугает странными навязчивыми мыслями и сновидениями.
Выполнение упражнения поможет понять что-то о себе, может дать материал для развития и вашей личной терапии.
(письмо влюблённой женщины) из серии «Вождь и Муза»
«Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть» А.П.Чехов
Мысленно пишу тебе это письмо уже очень давно, а точнее почти каждый день… И всегда с улыбкой на лице))
И только пару дней назад я поняла, если не скажу тебе всего того, что хотела бы, то не смогу жить дальше так, как хотела бы! Эта невысказанность так меня тяготит, что не даёт жить, не даёт дышать, не даёт думать. Все мои мысли заняты тобой… Все стихи из серии «Вождь и Муза» о тебе, но не всё возможно выразить рифмой!
И сегодня, увидев на твоей странице ВКонтакте, изменённый тобой статус семейного положения на «влюблён», я поняла, что не могу больше держать это в себе. Я всем сердцем рада, что ты, возможно, встретил ту, которая может сказать тебе: «Не пей, а то козлёночком станешь..» Я думаю, ты меня понял)))))
Я очень надеюсь, что это послание не принесёт тебе печали и не отяготит тебя. Прости меня, но сейчас я позволю себе ВСЁ, что очень хотела сказать тебе, но по объективным причинам не могла себе это позволить.
Прошу тебя, не гневайся, мой Вождь, на мою вольность слов и переполненность чувств! То, благодаря чему мы познакомились, не даёт мне возможности молчать, поэтому я живу, чувствую и делюсь этим с тобой! Пусть в такой форме, а не в личном сообщении тебе. Именно этот посыл в мир, через интернет, даёт мне возможность поделиться с тобой и со всем миром тем, что я испытываю… Может это кому-то поможет стать более ОТКРЫТЫМ и НЕЖАДНЫМ на свою любовь! Ведь мы живём и боимся. БОИМСЯ любить, БОИМСЯ сказать об этом, БОИМСЯ, что нас не так поймут! Самая большая ошибка, человеческая глупость – боязнь, СТРАХ. Страх совершить поступок, страх позвонить, поговорить, написать, встретиться, сказать все как есть, правду, признаться… Мы всегда чего то боимся, боимся быть смешными, непонятыми, отвергнутыми… и поэтому проигрываем. А зачем бояться самого прекрасного чувства на земле, которым всё движется и всё существует.
Люди загадочные существа. Наделенные даром речи, вместо общения словом для передачи своих чувств в социальных сетях, часто предпочитают обмен только музыкальными произведениями…Это страх быть непонятыми или отвергнутыми. Гоните от себя этот страх! Он разрушителен!! Не бойтесь сказать другому человеку о своих чувствах, переживаниях, радостях, печалях, желаниях. Музыка прекрасна, но никогда не сможет заменить слово! Хотя порой музыкальное произведение может передать намного ярче ту гамму чувств, которая переполняет любящее сердце. И всё же. Слово — великая сила! Пользуйтесь этим даром с любовью и благодарностью во благо своих любимых, своих родных, знакомых и незнакомых вам людей. Не стесняйтесь своих чувств и желаний. Другой жизни для них не будет.
Не ждите, пока кто-то другой сделает первый шаг. Что вы можете потерять, кроме своего одиночества? (Джон Кехо)
Эта осень подарила мне тебя. ТЫ… Ты появился в моей жизни так внезапно, так неожиданно приятно, что я и опомниться не смогла! Наша случайная встреча – самая неслучайная вещь на свете, подарила мне ту незримую связь, которая нас соединила, подобна радуге чувств, которые я испытываю сейчас и не испытывала так давно…
«Я, когда не люблю, — не я… Я так давно — не я…» (Марина Цветаева). Так эти слова М.Цветаевой уже не про меня! И это твоя заслуга! Ты подарил мне ту самую гамму чувств и переживаний, на которую способно моё любящее сердце!
МИЛЫЙ мой! ЛЮБИМЫЙ! Любимый. Любимый. Какое сказочное слово. Как долго я никому не говорила его. (позволь мне эту вольность называть тебя так хотя бы в этом послании) Я так благодарна тебе за это состояние парения и полёта, ту эмоциональную и духовную связь наших родственных душ, за взаимное развитие и за то, что ты всегда меня слушаешь, слышишь и понимаешь. То, что я испытываю, это ЛЮБОВЬ, возведённая в какую-то невероятную степень! Это больше, чем любовь! Хотя я не знаю, какое чувство может быть больше, чем сама любовь?! Наверное, права Бриджит Бардо, описав, что такое любовь: «Любовь — это единство души, ума и тела. Проследите за очерёдностью». Так вот первые две фазы, я думаю про нас… Но так хочется спросить.
«Почему ты не со мной. Почему.
В разбитых чувствах я не верю никому.
И подпускать людей ни к сердцу, ни к уму уже не хочется».
Почему нас разделяет пространство и время.
Не буду, не буду о грустном.
Ты — яркая вспышка в моей жизни! Ты, как полярное сияние, которое я всегда хотела увидеть, полюбоваться им! Такое многогранное и прекрасное отражение солнечного света! Ты удивительный молодой человек! Знаешь, я думала, что таких не существует в реальной жизни, а только в моих фантазиях, в моих мечтах.
Ты чуткий, внимательный, добрый, нежный, благородный, великодушный!
Ты сильный духом и телом! Ты умный и мудрый не по годам! Ты – бесценный дар, посланный мне свыше снова испытать счастье — ЛЮБИТЬ!
О, я представляю, как сейчас ты реагируешь, читая эти строки))) Потому, что ты ещё и скромный. Ты считаешь, что всё это нужно заслужить! Поверь мне, мой хороший, ты это уже заслужил! Одно то, что ты смог найти своим существованием, общением со мной ключ к моему, спавшему крепким сном спящей красавицы, сердцу уже говорит о многом! Ты озарил мою жизнь таким ярким светом! Ты подарил мне тот живительный нектар, на который способен человек, благоухающий истинным ароматом жизни! Я живу! Я чувствую! Я наслаждаюсь! Я люблю! Я даже плачу, любя! Твои простые несколько слов утром и вечером: «Привет! Доброе утро)) Как ты? Доброй ночи))» — дают мне энергии и радости на целый день! А если наше общение обретает более глубокий смысл, то моему счастью нет предела! Это как общение с тем, кто СЛЫШИТ и ПОНИМАЕТ меня во всём!
Ты когда-нибудь чувствовал, что тебе не хватает того, кого ты никогда не встречал? Так я сейчас чувствую именно это! Возможно, в реальной жизни мы с тобой не встретимся никогда… Лишь одному Богу известно, состоится ли эта встреча. Да это и неважно! Важно, что ты просто ЕСТЬ в моей жизни! И это у меня никто не сможет отнять! Спасибо тебе за теплоту души, за твои улыбки, которых я никогда не видела, но чувствовала их по ту сторону монитора! За твой приятный мужской голос, который я тоже слышу только в моих снах! Спасибо тебе за нежные прикосновения к моей душе!
А можно и без касаний, друг друга потрогать души.
А можно и без признаний, сердцебиение слушать.
А можно на расстоянии, быть ближе, чем самый близкий.
А можно парить сознанием, где небо такое низкое…
И быть бесконечно рядом, хотя и не видеть даже.
И чувствовать одним взглядом, ты здесь, в общении нашем…
(эти строки не мои, автора я не знаю, к сожалению)
Мой мальчик! Я так благодарна тебе за то, что ты открыл мне истинную красоту мужского сердца и благородство мужской души! За то, что я теперь точно знаю, какого мужчину я хотела бы видеть рядом с собой по жизни! И по внутренним качествам и даже по внешним данным – ты мой идеал! О, мой дорогой, прошу тебя опять, не гневайся))
Я благодарю тебя за те моменты заботы и участия в моих переживаниях, слезах, сомнениях! За тонко подмеченные тобой мои состояния души и подаренные тобой песни, видео, стихи С.Есенина! За вдохновение, которое привело меня к написанию стихов и к давно забытому желанию рисовать! За то, что я почувствовала себя снова ЖЕНЩИНОЙ! За те изменения, которые произошли со мной внутренне и внешне! Наверное, не существует слов, которые до конца смогли бы выразить моё состояние! Его можно выразить частично фразой – «НЕТ СЛОВ…»
Я не стыжусь прослыть сентиментальной,
Грущу всегда от музыки печальной,
От пошлости частенько морщу нос,
Люблю безумно запах свежих роз,
И тишина мне кажется хрустальной.
Романтика любая мне приятна,
Смущение и робость так понятны,
Всегда во власти силы красоты
Влечёт очарование мечты,
И искренность сердечная отрадна.
Не прячусь от людей, дождя и ветра,
Делюсь улыбкою с друзьями щедро,
Прощаю всем ошибки и грехи,
И с упоением пишу стихи,
Шансон люблю и уважаю «ретро».
Казаться не пытаюсь идеальной,
Не спрячу от других слезы случайной,
С трудом переношу чужую боль,
В надежду верю, нежность и любовь
И не боюсь прослыть сентиментальной.
(Светлана Пугач)
То, что произошло со мной, эта встреча с тобой, скорее всего это неизбежное проявление того, что должно ещё случиться, это как генеральная репетиция перед чем-то грандиозным, большим, светлым, радостным, долгожданным! Это, как проверка моих возможностей чувствовать и любить! Спасибо тебе за это! Я только сейчас поняла значение нашей встречи! Ты — мой доктор! Ты тот, кто лечит меня, от моего одиночества, тот, кто открывает во мне самое лучшее! Ты первый назвал меня — СВЕТОМ! А потом пошло-поехало. Я поняла, что такое ЛЮБИТЬ без ожидания ответного чувства! Просто ОТДАВАТЬ себя и получать от этого НАСЛАЖДЕНИЕ! А теперь я хочу ЛЮБИТЬ и быть ЛЮБИМОЙ взаимно! Я так желаю, чтобы в моей жизни появился тот, кому жизненно важно получать от меня тот самый СВЕТ, который первый увидел ТЫ!
«Ты исчезнешь, а моё сияние в новые глаза перетечёт. «, как в песне.
Я думаю,что тебя ожидает тоже нечто особенное! Мы, как две души, встретившись в этом мире для поддержания друг друга, для обмена крыльями, для лёгкости полёта друг в друге!
Всё, что я написала здесь тебе, идёт из глубин моей души и моего сердца. И цель моя не только облегчить моё состояние этим признанием тебе, но и подарить тебе чувство единения стаи, вождём которой ты потенциально являешься! Вдохновить тебя на достижение твоих благородных целей! Я всем сердцем желаю тебе счастья! Ты, как никто другой, достоин этого! Будь всегда таким, каким ты есть! Помни, я всегда с тобой! Всегда! Всегда! Я в тебя всегда верю! В любых обстоятельствах знай, что я рядом!
Всегда помнящая о тебе и любящая тебя. Твоя Муза.
Больше всего нас удивляют сюрпризы, которые мы преподносим сами себе: слова или поступки, на которые мы внезапно отваживаемся; решения, принятые вопреки представлению о себе; вызов, брошенный собственному страху, сомнениям, робости. Мы попросили случайных прохожих поделиться своими историями на эту тему.
«Я никогда не думал(а), что смогу…» В этой фразе всегда звучит наше двойственное отношение к себе: глубинное предубеждение, основанное на низкой самооценке («я не способен на…»), и противоположное – желание уважать и ценить себя («я оказался способен…»).
«У каждого есть устоявшийся образ собственного «Я», определенный набор убеждений, в том числе и ограничивающих, – поясняет когнитивный психотерапевт Яков Кочетков. – Они могут быть общими: «я не волевой человек» («некомпетентный», «необщительный»), или же частными: «я не музыкален» («не способен к языкам»). Но мы не учитываем того, что мы продолжаем расти, развиваемся, узнаем новое. И вот в какой-то ситуации эти (часто неосознаваемые нами) изменения проявляются в поступке. А мы с удивлением смотрим на себя: оказывается, я совсем не такой, как привык о себе думать!»
Многим нашим собеседникам было непросто признать свои достоинства, неловко гордиться собой. Рассказав свою историю, они добавляли: «…но кто угодно мог бы так поступить», или «в этом нет ничего особенного». Яков Кочетков объясняет это так: «Некоторые из нас действительно склонны обесценивать свои поступки – прежде всего потому, что у нас нет привычки, навыка ценить себя». Даже когда мы действительно поступаем дерзко, мужественно, смело, мы непроизвольно преуменьшаем значение своих действий и чувствуем неловкость, когда кто-то отмечает их.
Другой момент: неизведанное пугает, настораживает – и мы, естественно, сомневаемся в себе. А когда все-таки справляемся с ситуацией, то невольно стараемся уменьшить разрыв между теми мыслями, которые нас беспокоили, мешали нам решиться на перемены, и реальностью нашего поступка. Мы словно не верим до конца в собственную смелость и говорим: «В конце концов, это было не так уж трудно!»
«Даже небольшая победа – это первый шаг к тому, чтобы усомниться в негативных представлениях о себе», – говорит Яков Кочетков. Он предлагает выразительную метафору: в период линьки крабы сбрасывают с себя панцирь и на какое-то время остаются уязвимыми и беззащитными. И это – необходимое условие роста. Так и для нас бывает полезно, хотя порой и страшновато, выйти из панциря своих ограничивающих убеждений. В нас что-то меняется, мы наблюдаем за этим и учимся больше доверять себе.
Думаю что я никогда не смогу ответ психологический тест
Институт практической психологии Ольги Гаркавец запись закреплена
Проективная методика, включающая 60 незаконченных предложений, которые разделяются на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. По результатам проводится количественный и качественный анализ каждой сферы отношений.
Эти незаконченные предложения прекрасно подходят для работы с метафорическими картами. Здесь, конечно, уже не идет речь о количественном анализе. Скорее, интересно использовать эти предложения для развития терапевтической беседы и как возможность сделать какие-то обобщения и выводы. При чем можно подобрать вопросы, касающиеся конкретной сферы в зависимости от запроса (отношения в паре, в семье, детско-родительские…). Либо для того, чтобы исследовать в общем свои отношения во всех плоскостях, подряд или выборочно в случайном порядке продолжать предложения.
Для чего мы используем карты в данном упражнении? Дело в том, что наше сознание очень быстро ищет и предлагает удобный, «правильный», социально одобряемый ответ. А карты, как мы знаем, позволяют нам достучаться до нашего подсознания.
Предлагаю вам попробовать поработать с этой методикой.
Здесь выборка из 20 неоконченных предложений. Вы в свою очередь выбираете от 1 до 5 высказываний, наиболее вас цепляющих. С каждый предложением работаете по очереди, чтобы в голове не было путаницы.
А теперь подумайте по очереди над каждым выбранным предложением: думайте над фразой и смотрите карты. Найдите ту, которая откликнется на это предложение, и закончите высказывание.
Если вы поделитесь своими мыслями в комментариях, будет СУПЕР!
1. Если все против меня, то…
2. Я всегда хотел…
3. Если бы я занимал руководящий пост…
4. Будущее кажется мне…
5. Знаю, что глупо, но боюсь…
6. Думаю, что настоящий друг…
7. Когда я был ребенком…
8. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…
9. Думаю, что я достаточно способен, чтобы…
10. Я мог бы быть очень счастливым, если бы…
11. Мне очень не нравится, когда люди…
12. Супружеская жизнь кажется мне…
13. Наступит тот день, когда…
14. Больше всех люблю тех людей, которые…
15. Если бы я снова стал молодым…
16. Люблю работать с людьми, которые…
17. В школе мои учителя…
18. Мои опасения не раз заставляли меня…
19. Когда меня нет, мои друзья…
20. Моим самым живым воспоминанием детства является…
ПСИХОЛОГИЯ «Я никогда не смогу»:
«Я никогда не смогу»: что такое ограничивающие убеждения и как от них избавиться — отвечает психолог
В мире нет ничего невозможного и практически любую мечту можно осуществить. Но чаще всего нас останавливают наши же убеждения, которые рубят на корню все заветные мечты.
Давайте, для начала, вместе разберемся что такое ограничивающие убеждения?
Ограничивающие убеждение (ОУ) – это фиксированные в нашем подсознании негативные реакции на те или иные жизненно важные события. И эти самые ОУ мешают нам развиваться, экспериментировать, чувствовать себя уверенными.
Кризисный психолог Виктория Мышкина
Потому что они слишком жестко ограничивают нашу активность. Тем самым — лишая нас доступа к новым возможностям.
Есть такая притча «Слон на веревке». Думаю, она поможет нам разобраться в том, как формируются ОУ. И как ОУ на нас влияют.
В этом смысле — все мы немного слоны.
— то, в чем мы сами себя убедили (или нас убедили окружающие);
— то, что мы не подвергаем сомнению.
Как проверить срок годности своих ограничивающих убеждений ОУ?
Здесь нам пригодится алгоритм, который я называю «Путь к свободе» (часть его элементов используется в практике НЛП). Советую обратить на этот алгоритм внимание. Возможно, в нем – ключ к вашей успешности на долгие годы.
Сформулируйте свое намерение сделать что-то для вас новое. А именно, опишите одним предложением: что и в какие сроки вы хотите осуществить.
Оцените по 12-ти бальной шкале каждое из следующих четырех утверждений:
І. Мое намерение достойно того, чтобы я тратил(а) на него свои силы и время.
ІІ. Мое намерение реально.
ІІІ. То, что нужно сделать для реализации этого намерения – мне по силам.
ІV. Я заслуживаю результата своего намерения.
Этот шаг поможет вам проверить и оценить силу вашего намерения.
А теперь «подергайте» свои ограничивающие убеждения ОУ как слон веревку.
Для этого выберите пункт, который получил у вас минимальные баллы. И добавьте к нему, после запятой, следующие слова:
Допишите получившиеся незаконченные фразы.
Например, минимальный балл у вас получил II пункт.
У вас может получиться следующее:
Мое намерение реально, так как. (так как у меня есть опыт и нужные навыки)
Мое намерение реально, если. (если я доведу до конца задуманное)
Мое намерение реально, не взирая на то. (на то, что мне бывает сложно)
Мое намерение реально, также как. (также как мои предыдущие успешные проекты).
Ну, а если вы чувствуете: Да, я способен(на) сделать намеченное! – поздравляю. Вам удалось вырваться из ОУ. Веревка порвана. Путь свободен.
Методика (метод)незаконченные предложения позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает его отношение к родителям, семье, к представителям своего и противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным, к своим страхам и опасениям, к чувству вины, к прошлому и будущему, к жизненным целям. Все предложения теста можно объединить несколько групп, отражающих отношение личности к семье, межличностным отношениям, отношениям между мужчиной и женщиной и самовосприятию.
Тест был разработан Джозефом М. Саксом и С. Леви в 1950 годах (Sacks sentence completion test, SSCT), относится к проективной диагностике, является вариацией техники словесных ассоциаций. Методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее эффективность для проведения реабилитационных мероприятий.
Тестируемому предлагается 60 незаконченных предложений, которые он должен дописать по своему усмотрению. SSCT может применяться индивидуально и в группах и занимает от 20 до 40 минут, возраст испытуемых от 20 до 60 лет.
Тест Сакса Леви Незаконченные предложения:
Инструкция:
На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами, на ваше усмотрение.
Незаконченные предложения Сакса Леви:
1. Думаю, что мой отец редко_______________________________________________________________________________________________________________
2. Если все против меня, то_________________________________________________________________________________________________________________
3. Я всегда хотел__________________________________________________________________________________________________________________________
4. Если бы я занимал руководящий пост______________________________________________________________________________________________________
5. Будущее кажется мне____________________________________________________________________________________________________________________
6. Мое начальство_________________________________________________________________________________________________________________________
7. Знаю, что глупо, но боюсь________________________________________________________________________________________________________________
8. Думаю, что настоящий друг______________________________________________________________________________________________________________
9. Когда я был ребенком___________________________________________________________________________________________________________________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является___________________________________________________________________________________________
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной_________________________________________________________________________________________________
12. По сравнению с большинством других моя семья___________________________________________________________________________________________
13. Лучше всего мне работается с____________________________________________________________________________________________________________
14. Моя мать и я__________________________________________________________________________________________________________________________
15. Сделал бы все, чтобы забыть_____________________________________________________________________________________________________________
16. Если бы мой отец только захотел_________________________________________________________________________________________________________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы_________________________________________________________________________________________________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы_________________________________________________________________________________________________
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством__________________________________________________________________________________________
20. Надеюсь на___________________________________________________________________________________________________________________________
21. В школе мои учителя___________________________________________________________________________________________________________________
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь________________________________________________________________________________________
23. Не люблю людей, которые______________________________________________________________________________________________________________
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)______________________________________________________________________________________________
26. Супружеская жизнь кажется мне_________________________________________________________________________________________________________
27. Моя семья обращается со мной как с______________________________________________________________________________________________________
28. Люди, с которыми я работаю____________________________________________________________________________________________________________
29. Моя мать_____________________________________________________________________________________________________________________________
30. Моей самой большой ошибкой было______________________________________________________________________________________________________
31. Я хотел бы, чтобы мой отец_____________________________________________________________________________________________________________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том_______________________________________________________________________________________________
33. Моим скрытым желанием в жизни является________________________________________________________________________________________________
34. Мои подчиненные_____________________________________________________________________________________________________________________
35. Наступит тот день, когда________________________________________________________________________________________________________________
36. Когда ко мне приближается мой начальник________________________________________________________________________________________________
37. Хотелось бы мне перестать бояться_______________________________________________________________________________________________________
38. Больше всех люблю тех людей, которые___________________________________________________________________________________________________
39. Если бы я снова стал молодым___________________________________________________________________________________________________________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)_______________________________________________________________________________________________
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь____________________________________________________________________________________________
42. Большинство известных мне семей_______________________________________________________________________________________________________
43. Люблю работать с людьми, которые______________________________________________________________________________________________________
44. Считаю, что большинство матерей________________________________________________________________________________________________________
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если____________________________________________________________________________________________
46. Думаю, что мой отец___________________________________________________________________________________________________________________
47. Когда мне начинает не везти, я___________________________________________________________________________________________________________
48. Больше всего я хотел бы в жизни_________________________________________________________________________________________________________
49. Когда я даю другим поручение___________________________________________________________________________________________________________
50. Когда буду старым_____________________________________________________________________________________________________________________
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю_________________________________________________________________________________________
52. Мои опасения не раз заставляли меня_____________________________________________________________________________________________________
53. Когда меня нет, мои друзья______________________________________________________________________________________________________________
54. Моим самым живым воспоминанием детства является_______________________________________________________________________________________
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)_________________________________________________________________________________________
56. Моя половая жизнь_____________________________________________________________________________________________________________________
57. Когда я был ребенком, моя семья_________________________________________________________________________________________________________
58. Люди, которые работают со мной________________________________________________________________________________________________________
59. Я люблю свою мать, но_________________________________________________________________________________________________________________
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это___________________________________________________________________________________________
Ключ к тесту Сакса Леви Незаконченные предложения. Обработка теста. Интерпретация.
В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов, нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.
1.Отношение к отцу
1. Думаю, что мой отец редко
16. Если бы мой отец только захотел
31. Я хотел бы, чтобы мой отец
46. Думаю, что мой отец
2. Отношение к себе
2. Если все против меня,то
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы
32. Моя наибольшая слабость заключается в том
47. Когда мне начинает не везти, я
3. Нереализованные возможности
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы
33. Моим скрытым желанием в жизни является
48. Больше всего я хотел бы в жизни
4. Отношение к подчиненным
4. Если бы я занимал руководящий пост
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством
34. Мои подчиненные
49. Когда я даю другим поручение
5. Отношение к будущему
5 Будущее кажется мне.
35. Наступит тот день, когда
50. Когда буду старым
6.Отношение к вышестоящим лицам
6. Будущее кажется мне
21. В школе мои учителя
36. Когда ко мне приближается мой начальник
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю
7.Страхи и опасения
7. Знаю, что глупо, но боюсь
22.Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
37.Хотелось бы мне перестать бояться
52. Мои опасения не раз заставляли меня
8. Отношение к друзьям
8. Думаю, что настоящий друг
23. Не люблю людей, которые
38. Больше всех люблю тех людей, которые
53. Когда меня нет, мои друзья
9.Отношение к своему прошлому
9.Когда я был ребенком
39. Если бы я снова стал молодым
54. Моим самым живым воспоминанием детства является
10.Отношение к лицам противоположного пола
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
11.Личная жизнь
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
26. Супружеская жизнь кажется мне
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь
56. Моя личная жизнь
12.Отношения к семье
12.По сравнению с большинством других моя семья
27. Моя семья обращается со мной как с
42.Большинство известных мне семей
57. Когда я был ребенком, моя семья
13.Отношение к сотрудникам
13.Лучше всего мне работается с
28.Люди, с которыми я работаю
43.Люблю работать с людьми, которые
58. Люди, которые работают со мной
14.Отношение к матери
44.Считаю, что большинство матерей
59. Я люблю свою мать, но
15.Чувство вины
15.Сделал бы все, чтобы забыть
30. Моей самой большой ошибкой было
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это
Хотя стандартный метод применения подразумевает, что испытуемый должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме, для тревожной личности будет полезнее провести опрос устно и записывать ответы самому. Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие тестируемые часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они «чувствуют себя намного лучше». Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением.
Примеры обработки и интерпретации методики Сакса Леви Незаконченные предложения. Примеры оценки результатов теста (клинические случаи из практики психологов)
Оценочный лист, разработанный для SSCT, сводит вместе, по каждой установке, четыре стимульных пункта и ответы респондента на них. Например:
1. Мне кажется, что мой отец редко работает.
16. Если бы только мой отец стал лучше.
31. Я хочу, чтобы мой отец умер.
46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек.
Слова курсивом — это ответы респондента. Эти четыре ответа рассматриваются вместе в заключении, которое делается для прояснения клинической картины установок респондента в этой области. В этом случае в заключении записывается: «Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием смерти».
Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой:
Этот метод ранжирования четырех ответов отличается от процедуры, используемой Тендлером, Роттером и Виллерманом и других, кто занимался техникой завершения предложений. Традиционный метод оценивает отдельные ответы и приходит к финальной оценке адаптации путем сложения отдельных оценок. Авторам SSCT кажется, что более приемлемо просто обозначить области расстройства и определить их посредством сбора ответов. Валидность оценки, конечно, зависит от клинического фона и сообразительности экспериментатора, так же как и от материала, предоставленного респондентом.
Далее следуют заключения и оценки отдельных установок, схема которых представлена в общем заключении по данным SSCT:
1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.
2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент № 1 описал свою мать как «слишком нервозную» и «мелочную». Он считает, что большинство матерей «слишком любят своих детей и балуют их». Он утверждает, что его семья «нормальная», но они относятся к нему «как к маленькому». Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как «лживых особ, которым нельзя доверять». Он осторожно относится к браку: «Брак хорош, если заранее все обговорено». Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот «перестал упрямиться». Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: «Со мной неправильно обращались». Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность ‘что-либо сделать». Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает «заработать миллион».
Примеры оценки результатов теста.
1. Отношение к матери
Случай № 2 Оценка: 2
14. Моя мать — ворчунья.
29. Моя мать и я очень отличаемся друг от друга.
44. Я считаю, что большинство матерей слишком зависят от своих детей.
59. Мне нравится моя мать, но мне она не нравится.
Заключительная интерпретация: Полностью отвергает и осуждает мать, которую считает слишком требовательной.
Случай № 23 Оценка: 1
14. Моя мать бережлива.
29. Моя мать и я — хорошие друзья с разными позициями.
44. Я считаю, что большинство матерей своей любовью разрушают свои же доводы.
59. Мне нравится моя мать, но нет никаких «но».
Заключительная интерпретация: Видит просчеты матери, но принимает их и допускает разницу во взглядах.
Случай № 56 Оценка: 0
14. Моя мать — замечательная женщина.
29. Моя мать и я — большие друзья.
44. Я считаю, что большинство матерей — значимые персоны.
59. Мне нравится моя мать, но мой отец тоже ничего.
Заключительная интерпретация: Выражает только положительные чувства по отношению к матери.
2. Отношение к отцу
Случай № 52 Оценка: 2
1. Мне кажется, что мой отец редко работает.
16. Если бы только мой отец стал лучше.
31. Я хотел бы, чтобы мой отец умер.
46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек.
Заключительная интерпретация: Крайняя враждебность и презрение с явным желанием смерти.
Случай № 71 Оценка: 1
1. Мне кажется, что мой отец редко говорит со мной как отец с сыном.
16. Если бы только мой отец прислушался.
31. Я хотел бы, чтобы мой отец (без ответа).
46. Мне кажется, что мой отец — значимая персона.
Заключительная интерпретация: Восхищается отцом, но хочет, чтобы их отношения стали ближе.
Случай № 14 Оценка: 0
1. Мне кажется, что моему отцу редко не хватает чувства юмора.
16. Если бы только мой отец взял отпуск.
31. Я хотел бы, чтобы мой отец остался таким, как сейчас.
46. Мне кажется, что мой отец — очень хороший человек.
Заключительная интерпретация: Выражает полное удовлетворение личностью отца.
3. Отношение к членам семьи
Случай № 12 Оценка: 2
12. По сравнению с большинством семей, моя семья редко бывает вместе.
27. Моя семья относится ко мне как к чужому, но не показывает этого.
42. Большинство семей, которые я знаю, в своем роде страдальцы.
57. Когда я был ребенком, моя семья ссорилась, и мы не ладили друг с другом.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя отвергнутым семьей, в которой всегда не хватало солидарности и где постоянно были проблемы.
Случай № 10 Оценка: 1
12. По сравнению с большинством семей моя семья в порядке.
27. Моя семья относится ко мне как к маленькому мальчику.
42. Большинство семей, которые я знаю, похожи на мою.
57. Когда я был ребенком, моя семья хорошо со мной обращалась.
Заключительная интерпретация: Беспокоится, что семья не воспринимает его как зрелую личность, но не ощущает трудностей в общении с ней.
Случай № 16 Оценка: 0
12. По сравнению с большинством семей моя семья самая лучшая.
27. Моя семья относится ко мне как к близкому другу.
42. Большинство семей, которые я знаю, — неплохие люди.
57. Когда я был ребенком, моя семья много переезжала.
Заключительная интерпретация: Частая смена места жительства лишь незначительно повлияла на его замечательное отношение к семье.
4. Отношение к женщинам.
Случай № 1 Оценка: 2
10. Я представляю себе совершенную женщину как — нет такой.
25. Я считаю, что большинству девушек нельзя доверять.
40. Я считаю, что большинство женщин лживы.
55. В женщинах мне меньше всего нравится то, что они противоположного пола.
Заключительная интерпретация: Чрезвычайно недоверчив. Возможна тенденция к однополым отношениям.
Случай № 26 Оценка: 1
10. Я представляю себе совершенную женщину как понимающую и прекрасную.
25. Я считаю, что большинство девушек обыкновенные.
40. Я считаю, что большинство женщин хорошие.
55. В женщинах мне меньше всего нравится их макияж.
Заключительная интерпретация: Высокие идеалы, но амбивалентные чувства.
Случай № 31 Оценка: 0
10. Я представляю себе совершенную женщину как идеал.
25. Я считаю, что большинство девушек прелестны.
40. Я считаю, что большинство женщин привлекательны.
55. В женщинах мне меньше всего нравятся длинные юбки.
Заключительная интерпретация: Лишь незначительная и поверхностная критика.
Случай № 25 Оценка: 1
11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, мне интересно, как они ладят.
26. Я думаю о супружеской жизни, что это может быть приятно, если оба партнера встречают друг друга на полпути.
41. Если бы у меня была личная жизнь, я был бы больше удовлетворен.
56. Моя половая жизнь не была очень интересной.
Заключительная интерпретация: Хочет иметь личную жизнь, но сомневается в своей способности вступить в брак.
Случай № 70 Оценка: 0
11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, мне это нравится.
26. Я думаю о супружеской жизни, что это замечательно.
41. Если бы у меня была личная жизнь, но у меня они есть.
56. Моя половая жизнь — я ей доволен.
Заключительная интерпретация: Показывает на удовлетворение в этой области.
6. Отношение к друзьям и знакомым
Случай № 83 Оценка: 2
8. Мне кажется, что настоящий друг помогает тебе выжить.
23. Я не люблю людей, которые пялятся на меня.
38. Больше всего мне нравятся люди — таких мало.
53. Когда меня нет, мои друзья — я не очень-то верю в своих друзей.
Заключительная интерпретация: Недоверчив и очевидно одинок.
Случай № 22 Оценка: 1
8. Мне кажется, что настоящий друг — это тот, кто искренен.
23. Я не люблю людей, которые лгут.
38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я.
53. Когда меня нет, мои друзья иногда говорят обо мне.
Заключительная интерпретация: Вероятно ждет одобрения от окружающих, перед тем как эмоционально выразить себя.
Случай № 76 Оценка: 0
8. Мне кажется, что настоящий друг поможет мне.
23. Я не люблю людей, которые говорят громко.
38. Больше всего мне нравятся люди, которые близки ко мне.
53. Когда меня нет, мои друзья ищут меня.
Заключительная интерпретация: Выражает хорошие взаимные чувства между друзьями и им самим.
7. Отношение к начальству на работе и в школе
Случай № 48 Оценка: 2
6. Мое начальство часто бывает несправедливым.
21. В школе мои учителя слишком властные.
36. Когда я вижу, что входит начальник, я опускаю голову.
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению — я боюсь их.
Заключительная интерпретация: Обижается на начальство и боится его.
Случай № 45 Оценка: 1
6. Мое начальство — нормальные люди.
21. В школе мои учителя преимущественно были хорошими людьми.
36. Когда я вижу, что входит начальник, я немного напрягаюсь.
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению — я так к ним и отношусь.
Заключительная интерпретация: Небольшие трудности в признании авторитета.
Случай № 98 Оценка: 0
6. Мое начальство любит меня.
21. В школе мои учителя были неплохими людьми.
36. Когда я вижу, что входит начальник, я продолжаю делать то, чем занимался.
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению, — это мои родители.
Заключительная интерпретация: Выражает отсутствие конфликта с авторитарными персонами. Чувствует, что они тоже его воспринимают надлежащим образом.
8. Отношение к подчиненным
Случай № 55 Оценка: 2
4. Если бы я занимал ответственную должность, я был бы строже.
19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы был плохим начальником.
34. Люди, которые работают под моим руководством, должны сожалеть об этом.
48. Отдавая приказы другим людям, я (без ответа).
Заключительная интерпретация: Чувствует, что он был бы не в состоянии контролировать свою враждебность при управлении другими людьми.
Случай № 22 Оценка: 1
4. Если бы я занимал ответственную должность, я бы увидел, что все хорошее уже сделано.
19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы относился к ним хорошо.
34. Люди, которые работают под моим руководством, довольны.
48. Отдавая приказы другим людям, я иногда чувствую трудности.
Заключительная интерпретация: Чувствует способность выполнять хорошую руководящую работу, но имеет какие-то предубеждения по поводу применения авторитета.
Случай № 79 Оценка: 0
4.Если бы я занимал ответственную должность, я бы делал все от меня зависящее.
19. Если люди работали бы под моим руководством, я был бы добр с ними.
34. Люди, которые работают под моим руководством, думают, что я — хороший босс.
48. Отдавая приказы другим людям, я делаю это нормально.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя в своей тарелке и хорошо воспринимается подчиненными.
9. Отношение к коллегам на работе и в школе
Случай № 9 Оценка: 2
13. На работе я лучше всего лажу ни с кем.
28. Те, с кем я работаю, — плохие люди.
43. Мне нравится работать с людьми, которые дружелюбны.
58. Мои сослуживцы обычно не любят меня.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя отверженным коллегами и осуждает их.
Случай № 39 Оценка: 1
13. На работе я лучше всего лажу с моими коллегами.
28. Те, с кем я работаю, очень мне помогают.
43. Мне нравится работать с людьми, которые счастливы.
58. Мои сослуживцы обычно думают, что я не вполне компетентен.
Заключительная интерпретация: Имеются небольшие трудности по работе, респондент зависим от помощи своих коллег. Доверяет им.
Случай № 2 Оценка: 0
13. На работе я лучше всего лажу почти со всеми.
28. Те, с кем я работаю, преимущественно приятные люди.
43. Мне нравится работать с людьми, которые приятны.
58. Мои сослуживцы обычно любят меня.
Заключительная интерпретация: Выражает взаимные хорошие чувства.
10. Страхи
Случай № 40 Оценка: 2
7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь ложиться спать.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь высоты.
37. Я хотел бы избавиться от боязни ложиться спать.
52. Иногда мои страхи заставляют меня волноваться, и я не знаю, что мне надо сделать, чтобы побороть их.
Заключительная интерпретация: Нарушения в области очевидных страхов потери идентичности или сознания и, возможно, контроля над своими импульсами.
Случай № 68 Оценка: 1
7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь некоторых людей.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь (без ответа).
37. Я хотел бы избавиться от боязни говорить перед людьми.
52. Иногда мои страхи заставляют меня отступать.
Заключительная интерпретация: Страх самоутверждения, которые часто возникает и не прогрессирует.
Случай № 84 Оценка: 0
7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь — ничего не боюсь.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь — никого не боюсь.
37. Я хотел бы избавиться от боязни — не могу вспомнить ни одной.
52. Иногда мои страхи заставляют меня (у меня нет страхов).
Заключительная интерпретация: Выражает отсутствие явно выраженных страхов.
11. Чувство вины
Случай № 74 Оценка: 2
15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я делал всякие глупости.
30. Моей величайшей ошибкой было отступить и приспособиться.
45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за мастурбации.
60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, — я потерял веру в бога.
Заключительная интерпретация: Расстройства связаны с душевными неудачами и физическими желаниями.
Случай № 13 Оценка: 1
15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда у меня были детские проблемы.
30. Моей величайшей ошибкой было бежать от трудностей.
45. Когда я был моложе, я чувствовал вину за половое влечение.
60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, — пошел в армию.
Заключительная интерпретация: Имеются сожаления о прошлом и слабое расстройство по поводу неудач в борьбе с трудностями.
Случай № 72 Оценка: 0
15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я — не знаю.
30. Моей величайшей ошибкой было — уволиться из армии, я думаю.
45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за — не из-за чего.
60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, — научился слишком много думать.
Заключительная интерпретация: По-видимому, не обеспокоен чувством вины.
12. Отношение к собственным способностям
Случай № 89 Оценка: 2
2. Когда обстоятельства против меня, это плохо.
17. Я считаю, что у меня есть способность ничего не делать.
32. Моя самая большая слабость — это болезнь.
47. Когда удача отворачивается от меня, мне грустно.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя совершенно некомпетентным и беспомощным.
Случай № 19 Оценка: 1
2. Когда обстоятельства против меня, я продолжаю в том же духе.
17. Я считаю, что у меня есть способность учить.
32. Моя самая большая слабость — это страх.
47. Когда удача отворачивается от меня, я чувствую отвращение.
Заключительная интерпретация: Чувствует, что у него есть определенные способности и настойчивость, но есть трудности со страхами.
Случай № 98 Оценка: О
2. Когда обстоятельства против меня, я работаю упорнее.
17. Я считаю, что у меня есть способность преодолевать обстоятельства.
32. Моя самая большая слабость — это давать взаймы.
47. Когда удача отворачивается от меня, я стараюсь еще больше.
Заключительная интерпретация: Уверен в своей способности преодолевать обстоятельства. Они вдохновляют его на большие старания.
13. Отношение к прошлому
Случай № 33 Оценка: 2
9. Когда я был ребенком, мне приходилось решать все самому.
24. До войны я служил в армии.
39. Если бы я снова стал молодым, я хотел бы, чтобы мама была жива.
54. Мое самое яркое воспоминание из детства — это ощущение, что я ничего не значу.
Заключительная интерпретация: Остро чувствует отсутствие матери, отверженность, эмоционально одинок.
Случай № 11 Оценка: 1
9. Когда я был ребенком, я много думал.
24. До войны я ходил в школу.
39. Если бы я снова стал молодым, я сделал бы все так же, как сделал.
54. Мое самое яркое воспоминание из детства — как меня бьет отец.
Заключительная интерпретация: Имеет неприятные воспоминания, но не кажется сильно травмированным ими.
9. Когда я был ребенком, все казалось важным.
24. До войны я жил один.
39. Если бы я снова стал молодым, я бы много работал.
54. Мое самое яркое воспоминание из детства — окончание школы.
Заключительная интерпретация: Чувствует себя свободно. Положительные чувства. Воспоминания о достижениях.
14. Отношение к будущему
Случай № 33 Оценка: 2
5. Я вижу будущее в черных тонах.
20. Я надеюсь на излечение.
35. Однажды я буду на коне.
50. Когда я стану старше, я еще больше поглупею.
Заключительная интерпретация: Пессимист. Нет надежды на свои собственные источники счастья или успеха.
Случай № 48 Оценка: 1
5.Я вижу будущее неопределенно.
20. Я надеюсь на окончание школы.
35. Однажды я стану лучше.
50. Когда я стану старше, я надеюсь приобрести хороший дом.
Заключительная интерпретация: Неуверен в себе, но в целом оптимист.
Случай № 64 Оценка: 0
5.Я вижу будущее светлым.
20. Я надеюсь на работу.
35. Однажды я буду при деньгах.
50. Когда я стану старше, я буду лучше.
Заключительная интерпретация: Кажется уверенным в достижении своих материальных целей.
15. Цели
Случай № 9 Оценка: 2
3. Я всегда хотел убить кого-нибудь.
18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы я был один.
33. Моя тайная мечта в жизни — прославиться.
49. Больше всего от жизни я хочу всего.
Заключительная интерпретация: Прямое выражение враждебности.Отвергает общество. Экстравагантный, нереалистичный.
Случай № 19 Оценка: 1
3. Я всегда хотел быть актером.
18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы был богат.
33. Моя тайная мечта в жизни — быть богатым.
49. Больше всего от жизни я хочу счастья.
Заключительная интерпретация: По-видимому, идентифицирует счастье с материальным успехом.
Случай № 79 Оценка: 0
3. Я всегда хотел быть счастливым.
18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы я заработал достаточно денег, чтобы хорошо содержать свою семью.
33. Моя тайная мечта в жизни — достичь чего-то в жизни.
49. Больше всего от жизни я хочу хорошего здоровья.
Заключительная интерпретация: Желает материального достатка для семьи, так же как и для себя. Видит важность здоровья для счастливой жизни.
Иллюстративный случай.
Следующие ответы, заключительные интерпретации и независимые клинические взгляды психиатров, которые наблюдали респондента, были получены при экспериментальном изучении SSCT Саксом.
Респондент № 6 Мужчина 19 лет
Диагноз: смешанный психоневроз тяжелой степени.
I. ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИ ОЦЕНКА: 2
14. Моя мать мне мешала.
29. Моя мать и я сильно привязаны друг к другу.
44. Я считаю, что большинство матерей любят своих детей.
59. Мне нравится моя мать, но она мне очень мешала.
Заключительная интерпретация: Очень обеспокоен эмоциональными отношениями с матерью и проблемами, касающимися этих отношений.
(Клиническое впечатление: Амбивалентная зависимость с желаниями инцеста и враждебностью.)
II. ОТНОШЕНИЕ К ОТЦУ ОЦЕНКА: 2
1. Мне кажется, что мой отец редко проявлял свою привязанность ко мне.
16. Если бы только мой отец вел себя как отец.
31. Я бы хотел, чтобы мой отец вел себя как мужчина.
46. Мне кажется, что мой отец не ведет себя как настоящий мужчина.
Заключительная интерпретация: Показывает потребность в отношениях с адекватным отцовским образом. Чувствует, что его собственный отец не подходит на эту роль.
(Клиническое впечатление: Отец не является сильной личностью. Не хочет идентифицировать себя с ним.)
III. ОТНОШЕНИЕ К ЧЛЕНАМ СЕМЬИ ОЦЕНКА: 2
12. По сравнению с большинством семей, моя семья более строгая и более европейская.
27. Моя семья относится ко мне как к умному человеку.
42. Большинство семей, которые я знаю счастливы.
57. Когда я был ребенком, моя семья не уделяла мне достаточно внимания.
Заключительная интерпретация: Чувствует, что семья отвергала его в детстве, но теперь они его уважают. Чувствует, что ему навредили ригидные установки родителей и взрослого мира.
(Клиническое впечатление: Компульсивная лояльность, основанная на зависимости.)
IV. ОТНОШЕНИЕ к ЖЕНЩИНАМ ОЦЕНКА: 0
10. Я представляю себе совершенную женщину как красивую и привлекательную.
25. Я считаю, что большинство девушек ищет мужей.
40. Я считаю, что большинство женщин обладают хорошими качествами.
55. В женщинах мне меньше всего нравится (без ответа).
Заключительная интерпретация: Хорошо, но робко.
(Клиническое впечатление: Крайние либидозные импульсы, пугающие его.)
V. ОТНОШЕНИЕ К ОДНОПОЛЫМ СВЯЗЯМ ОЦЕНКА: 2
11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, я им завидую.
26. Я думаю о супружеской жизни, что это замечательно.
41. Если бы у меня была личная жизнь, я точно не знаю, как я отреагировал бы.
56. Моя половая жизнь вызывает у меня чувство вины.
Заключительная интерпретация: Недостаток уверенности в своих навыках в личной жизни или способности устанавливать отношения. Дополняется чувством вины.
(Клиническое впечатление: Строгое суперэго. Жесткое воспитание.)
VI. ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ И ЗНАКОМЫМ ОЦЕНКА: 1
8. Мне кажется, что настоящий друг — я бы к нему привязался.
23. Я не люблю людей, которые высокие и громадные.
38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я.
53. Когда меня нет, мои друзья говорят обо мне.
Заключительная интерпретация: Зависимый и пассивный.
(Клиническое впечатление: Хорошо социализирован. Хорошо воспринимается.)
VII. ОТНОШЕНИЕ К НАЧАЛЬСТВУ НА РАБОТЕ И В ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 0
6. Мое начальство — ответственные люди.
21. В школе мои учителя любили меня.
36. Когда я вижу, что входит начальник, я продолжаю заниматься
51. Люди, которых я считаю выше меня по положению, должны быть обаятельнее, чем я.
Заключительная интерпретация: Уважает начальство и хорошо воспринимается им.
(Клиническое впечатление: Хорошо контролируемая зависимость.)
VIII. ОТНОШЕНИЕ К ПОДЧИНЕННЫМ ОЦЕНКА: 2
4. Если бы я занимал ответственную должность, я бы сделал все, чтобы стать хорошим руководителем.
19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы слишком легко отпускал их.
34. Люди, которые на меня работают, меня не любят.
48. Отдавая приказы другим людям, я чувствую их неприязнь ко мне.
Заключительная интерпретация: Боится, что не сможет сдерживать враждебность, возникшую благодаря власти.
(Клиническое впечатление: Неизвестно.)
IX. ОТНОШЕНИЕ К КОЛЛЕГАМ НА РАБОТЕ И В ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 0
13. На работе я лучше всего лажу со всеми.
28. Те, с кем я работаю, — хорошие люди.
43. Мне нравиться работать с людьми, которые работают и выполняют свои обязательства.
58. Мои сослуживцы обычно любят меня.
Заключительная интерпретация: Чувствует, что коллеги хорошо к нему относятся и в одной команде с ним.
(Клиническое впечатление: Внимательный, хороший сотрудник.)
1. Я знаю, что это глупо, но я боюсь выделиться и быть отвергнутым.
22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь быть отвергнутым и выделиться.
37. Я хотел бы избавиться от боязни дать себе волю.
52. Иногда мои страхи заставляют меня замыкаться в себе и даже вырвать.
Заключительная интерпретация: Страх, что любое достижение с
его стороны отвергается другими, заставляет его замыкаться или
проявляется в пищеварительных симптомах.
(Клиническое впечатление: Либидозные импульсы, враждебность, соблазны.)
XII. ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННЫМ СПОСОБНОСТЯМ ОЦЕНКА: 1
2. Когда обстоятельства против меня, мне становится тоскливо.
17. Я считаю, что у меня есть способность делать все, что сочту нужным.
32. Моя самая большая слабость — это страх.
47. Когда удача отворачивается от меня, я жду, когда она вернется ко мне.
Заключительная интерпретация: Чувствует, что у него есть большие потенциальные возможности, но впадает в депрессию, когда сталкивается с обстоятельствами. Пассивный и подавленный, когда имеет дело с ними.
(Клиническое впечатление: Слишком много амбиций в отношении способностей. Хотел бы быть более блистательным.)
XIV. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ ОЦЕНКА: 0
5.Я вижу будущее светлым.
20. Я надеюсь на то, когда мне будет лучше.
35. Однажды я действительно буду счастлив.
50. Когда я стану старше, я буду мудрее.
Заключительная интерпретация: Оптимистичный взгляд в отношении здоровья, счастья и интеллектуального роста.
(Клиническое впечатление: Конфликты отсутствуют. Чувствует себя способным делать то, что хочет.)
3. Я всегда хотел выделяться.
18. Я бы был абсолютно счастлив, если бы был умнее.
33. Моя тайная мечта в жизни — быть знаменитым.
49. Больше всего от жизни я хочу немного ума, тогда я смогу получить все остальное.
Заключительная интерпретация: Хочет быть знаменитым и выделяться, несмотря на страхи, упомянутые выше. Цели несколько неопределенные.
(Клиническое впечатление: Жена, семья, жизнь среднего класса.)
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (РЕСПОНДЕНТ № 6)
1. Основные области конфликта и расстройства: Мать, отец, члены семьи, отношения между мужчиной и женщиной, подчиненные, страхи и чувство вины.
2. Взаимосвязи между установками: Проблема тесной эмоциональной взаимосвязи с матерью, отсутствие отцовской фигуры и строгое воспитание привели к робости в отношении женщин, недостатку уверенности в навыках в личной жизни. Чувство отверженности в детстве и неадекватная отцовская фигура оставили у него боязнь не справиться с враждебностью на руководящих должностях.
3. Структура личности:
(a) степень реагирования — реагирует в первую очередь на внутренние импульсы (X и XI);
(b) эмоциональная адаптация — эмоционально зажат (37);
(c) зрелость — эгоцентричные цели и отсутствие адаптации к личной жизни отражают умеренную незрелость;
(d) уровень реальности — имеется тенденция переоценивать свои потенциальные возможности (17);
(e) в какой манере выражаются конфликты — потребность в признании и принятии (VI, VIII, IX), конфликты с боязнью враждебности и отвержения окружающими (X). Конфликт выражается через уход в себя, пассивную зависимость и расстройства пищеварения.
Пользуйтесь на здоровье.