Два раза заплатил за квартиру что делать
Двойные платежки по ЖКХ: что оплачивать и куда жаловаться
Жильцы многоквартирных домов иногда сталкиваются с ситуацией, когда им приходят сразу два платежных документа от разных управляющих компаний. Разбираемся вместе с экспертами, почему это происходит и что делать собственнику, если с него требуют заплатить за ЖКУ дважды или просто сильно завышают сумму в квитанции.
За что жильцы платят управляющей компании
Согласно статье 161 Жилищного кодекса, многоквартирный дом может обслуживаться как товариществом собственников жилья (ТСЖ), так и управляющей компанией (УК). В обязанности ТСЖ или УК входят обслуживание общедомового имущества, ремонт и поддержание этого имущества в исправном состоянии. Именно за эти услуги они и выставляют счета жильцам, тогда как суммы в платежке по оплате ЖКУ имеют право выставлять только ресурсоснабжающие организации — в Москве это Мосэнерго, Мосводоканал и другие.
В Единый платежный документ входит плата за следующие услуги:
Из всего перечня управляющая компания может выставлять счета только за содержание жилого помещения и капремонт.
Почему возникают двойные платежки и как действовать
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса, многоквартирным домом может управлять только одна организация. Но нередки случаи, когда одним домом занимаются две УК. Как правило, это происходит в переходный период, при смене управляющей компании. Самый распространенный вариант — когда с одной договор заключили, с другой расторгли, но она с этим не согласна и продолжает рассылать жильцам платежные документы.
Резонансный пример
В конце декабря 2020 года суд Красногорска рассмотрел жалобы жителей 168 многоквартирных домов по вопросу двойных платежных документов. До декабря 2019 года дома находились в управлении ООО «ДЭЗ». Но с 1 января 2020 года платежные документы начала формировать новая управляющая компания — «ЖКХ-Онлайн». Однако вместе с новыми платежными документами жителям домов продолжали поступать дублирующие платежки от АО «Красногорский расчетный центр», в которых получателем денег значилась старая управляющая компания. В итоге суд запретил обеим УК изготавливать и направлять жильцам платежные документы, а также любым другим способом пытаться получить оплату или даже просто проинформировать о ней жильцов.
Если жильцы дома начали получать по два платежных документа с разными суммами, алгоритм действий следующий:
Если же выяснить, какая компания обслуживает дом, не удается, говорит адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев, оплачивать можно любую из двух пришедших квитанций.«С помощью оплаченной квитанции, в случае претензий от любой из УК, собственник легко докажет факт своевременной оплаты», — подчеркивает юрист.
Что делать при завышении сумм в единственной квитанции
Но спор управляющих компаний и две квитанции — это не единственный случай завышения ежемесячной платы за квартиру. Случается, что управляющая компания одна, а суммы в платежках буквально за месяц повышаются вдвое.
По словам основателя и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадима Ткаченко, чаще всего «задвоение» сумм по ЖКХ происходит из-за ошибок. Их допускает бухгалтерия управляющей компании, либо они обусловлены неправильной работой счетчиков и других устройств, фиксирующих потребление ресурсов.
«Если вы столкнулись с неправильным начислением платы за услуги ЖКХ, можно пожаловаться в управляющую компанию либо обратиться напрямую в организации, которые рассчитали неправильные суммы. Если перерасчет делать откажутся, стоит обратиться в суд. В моей практике был случай, когда человеку насчитали большую задолженность за предыдущие годы, хотя он оплачивал все услуги. И в суде помогло то, что он сохранил все платежки, подтверждающие исполнение обязанности по оплате услуг ЖКХ. В любом случае, если собственнику приходят платежные документы с большими суммами или по две квитанции от разных компаний, надо выяснять в чем дело и решать проблему», — говорит Вадим Ткаченко.
Адвокат Алексей Гавришев также отмечает, что «задвоение» счетов по оплате жилищно-коммунальных услуг происходит с завидной периодичностью и связано чаще всего с неверными расчетами. «Если сумма в платежке завышена, необходимо направить в УК официальную претензию с уведомлением о вручении и требованием привести в соответствие расчеты по услугам ЖКХ. Если никакой реакции не последует, через 30 дней можно обратиться с исковым заявлением в суд. Кроме того, один из наиболее эффективных способов — подача жалобы в прокуратуру, которая обязательно проведет проверку сложившейся ситуации», — советует юрист.
Лжедолги за ЖКУ: как избежать повторной оплаты счетов
В начале марта жители Подмосковья и Химок сообщили о проблемах с Единым информационно-расчетным центром (ЕИРЦ): из базы данных пропала информация о платежах за декабрь 2019-го — январь 2020 года. Горожан просили зайти в офисы ЕИРЦ по месту жительства для подачи заявления на розыск платежа. В связи этим многим из них могут прийти квитанции, включающие пропавшие платежи.
Срок по взысканию задолженности по ЖКУ составляет три года. В течение этого времени управляющая компания может потребовать подтвердить платежи, если, например, потеряны необходимые сведения. Однако, чтобы доказать осуществление платежа, необходимо предоставить платежное поручение с отметками банка либо чек. Рассказываем, как обезопасить себя от повторной оплаты ЖКУ.
Оплату услуг ЖКУ можно произвести в банке, через платежный терминал или онлайн. Если с оплатой в банке все понятно — сотрудник банка прикрепляет чек о проведении платежа, то по остальным способам могут возникнуть вопросы.
Внося оплату ЖКУ через платежные терминалы банков, плательщик получает чек. Однако такие чеки имеют свойство быстро выцветать, поэтому их лучше фотографировать или брать заверенную в банке ведомость платежей раз в полгода.
Все большее число людей переходят на оплату коммунальных услуг онлайн. Это быстрее, чем каждый месяц стоять в очереди в банке или искать банкомат ради проведения пары платежей. Все операции, выполненные онлайн через личные кабинеты банков, сохраняются в их базах. Поэтому получить доказательства оплаты будет не так сложно. В отделении банка вам обязаны выдать копию платежного поручения с печатью и подписью. Также можно сохранить на телефоне онлайн-чеки в отдельную папку.
Некоторые крупные банки предлагают услугу автоплатежа, и тогда плательщику не нужно лишний раз заходить в личный кабинет — платеж по выставленной квитанции выполнит сам банк, а пользователю придет напоминание. Плательщику остается проверять суммы начислений и списаний раз в квартал.
При оплате счетов за ЖКУ через сайт госуслуг и онлайн-банки информация о поступлении платежей не всегда синхронизируется. Так, москвичи могут обнаружить на mos.ru в разделе «долги по платежам» выставленные счета, которые числятся как неоплаченные. Не стоит спешить гасить эти «долги» — необходимо проверить, не были ли они оплачены ранее.
В любом случае, если вы платите через терминал или каким-то другим электронным способом, вводите свой номер телефона или адрес электронной почты, чтобы получить на них электронный чек об оплате. Данные о платежах, как правило, хранятся и в личном кабинете банка. Но все же стоит сохранять чеки на домашнем компьютере или в распечатанном виде на случай технических сбоев. Юридической силы эта бумага не имеет, но в ней есть реквизиты платежа и, предъявив распечатку в банке, можно будет получить документ уже с печатями о том, что платеж внесен вовремя. А раз в год старайтесь собирать подтверждения всех оплат и сверять их в МФЦ с данными, которые содержатся в системе.
Во время карантина
Из-за угрозы заражения коронавирусом столичные власти ввели режим всеобщей самоизоляции. В это время особенно актуальными становятся городские онлайн-сервисы, которые позволяют горожанам вовремя передавать показания счетчиков, не задерживать оплату комммуналки, а также решать другие бытовые вопросы.
Платёж за коммунальные услуги по ошибке был оплачен дважды за один месяц.
Платёж за коммунальные услуги по ошибке был оплачен дважды за один месяц. Оплата происходила через онлайн сбербанк. В чеке указан период оплаты. Могу ли я написать заявление в мфц о переносе повторного платежа, к примеру, на следующий месяц? В мфц утверждают что это невозможно и деньги автоматически «рассеялись» по статьям оплаты где-то в системе. Вообще я имею право обязать гбу «Жилищник» и Абонентский отдел МФЦ закрыть именно те периоды, которые указаны в чеке об оплате. Т. Е. оплатила я пропущенный месяц в 2019 году и принесла чек, в котором указан именно этот период оплаты. Имею ли я право требовать зачтения этих денежных средств именно за тот период, что указан в чеке? Имеют ли право отказать? Что нужно сделать для этого? Заранее благодарю!
Ответы на вопрос:
Необходимо обратиться в УК с письменным заявлением о перерасчете.
Ничего не сделаете. Поступившие платежи в первую очередь уходят на оплату прошлых долгов и если что останется на предстоящие месяцы в будущем
Если Вы уверены, что за прошлый период ничего не должны и задолженность рассчитана неправомерно или истек срок давности, обжалуйте размер задолженности.
Ответы на уточнение:
Обратитесь с жалобой в прокуратуру!
По поводу чего и что в этом случае сделает прокуратура?
Ответы на уточнение:
Опишите ситуацию, укажите о том что, управляющая компания задваивает платежи, рассредотачивая их по разным счетам и по этим основаниям просите провести проверку и принять меры прокурорского реагирования. Если же и после этого Вы не добьетесь положительного результата, Вам необходимо будет обратиться с иском в суд за защитой Ваших интересов.
Но все же, для того, чтобы правильно и грамотно составить необходимые жалобы и заявления рекомендую обратиться за помощью к практикующим юристам или адвокатам.
Похожие вопросы
Ситуация состоит в том, что мы решили сделать покупку в одном из известных интернет магазинов, где один из способов оплаты является электронная система Яндекс деньги. Эту оплату мы произвели через платежную систему Сбербанк онлайн через программу в телефоне. О том, что платеж выполнен, сразу же подтвердила программа Сбербанк онлайн в телефоне. Но, в течении нескольких дней, деньги до интернет магазина так и не дошли. Операторы программы Яндекс деньги через одного утверждают, что деньги то прошли, то не прошли, у них это зависит от того, какой оператор взял трубку. ответы только по телефону, письменных ответов нет. Подав заявление в отделение Сбербанк об отзыве денежных средств, они дают отказ, так как утверждают, что оплата прошла не через их платежную электронную программу, хотя у нас есть распечатка с банка же, что оплата прошла именно через Сбербанк. Как нам быть, сумма для нас не такая маленькая!
Пожалуйста как правильно оплатить долг истцу он мне выслал реквизиты для оплаты долга хочу оплатить через сбербанк онлайн или просто через сбербанк но не понимаю какие доказательства буду иметь об оплате долга? Только чек!
Или в сбербанке прописываю что оплата по решению суда? Заранее спасибо.
Всем доброго времени суток!
В 2014 году Обнаружил ошибку в начислениях по коммунальным услугам. Мусоропровод был заварен с 2007 года. МИ заставило ГБУ сделать перерасчет с 2011 года. Теперь ГБУ пытается меня обязать оплатить долги по коммунальным платежам за 2010 год. Все коммунальные платежи с 2012 по 2015 год полностью оплачены.
Писал им подать в суд. Молчат. Прислали уведомление, что отключат электроэнергию. Имею прямой договор с Мосэнерго. Инвалид 2 группы. Двое детей, младшей 4 года. Что делать? Понимаю, что прошел срок исковой давности за 2010 год. Но они просто отключат свет. Жалобы в жми и прокуратуру написал.
Управляющая компания в счёте на оплату квартплаты за декабрь 2012 г. начислила оплату за коммунальные услуги на общедомовые нужды за 2009, 2010,2011 годы и произвела перерасчёт этих услуг за 2012 год в сторону увеличения. В счетах на оплату квартплаты за 2009-2011 г. г.такой статьи вообще не было, т.е.оплата коммунальных услуг на общедомовые нужды не предъявлялась, а в 2012 г. все счета оплачивались своевременно согласно предъявленных к оплате сумм за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Долгов нет. Права ли управляющая компания? Есть ли возможность отказаться от этой оплаты? Если да, то как правильно это сделать?
С моей карты Сбербанка несанкционированно через систему Сбербанк онлайн Андроид были списаны все мои денежные средства. На мои заявление о возврате денежных средств Сбербанк отвечает отказом. Стоит ли обратиться в суд? и какова вероятность возврата средств?
Платеж прошел дважды: что делать?
Дважды выполненная оплата зачастую имеет технические причины. Не сработала система. Или пользователь дважды нажал ссылку «оплатить». Подобное происходит сплошь и рядом. При покупке одежды, авиабилетов. Что делать, если платеж прошел дважды? Давайте вместе разберемся в вопросе.
Первоочередные действия
Во-первых, не стоит волноваться. Списание средств при покупке, в том числе через интернет-магазин, не проходит бесследно. Распечатайте квитанцию или другой платежный документ. Позвоните по указанному на сайте номеру телефона. Объясните ситуацию. Возможно, потребуется время. Но платеж вам вернут.
Вы дважды заплатили за телевидение? Для головной боли нет причин. Операторы обычно не дожидаются заявки пользователя. Тут же или через определенное время деньги возвращаются на счет плательщика. Средства оказываются на счету в личном кабинете сайта оператора ТВ. Вы вправе снять деньги либо оставить на счету для следующей оплаты.
Двойное списание средств с банковской карты это не мошенничество. Если получатель – государственный орган, все просто. Вам вернут деньги по заявлению в определенный срок. Либо зачислят в счет будущих платежей. Это касается штрафов ГИБДД, оплаты страховки, детских садов, школьных секций, платежей ЖКХ.
Платеж ЖКХ прошел дважды
Ситуация с ежемесячными платежами проста. Многие люди специально оплачивают электроэнергию или газ за несколько месяцев. При этом деньги никуда не пропадают. Они остаются на счету вашего имени и проходят за будущие платежи.
В данном случае нет смысла возвращать платеж. Ведь через 25-30 дней вы снова придете оплачивать эту же сумму на этот же счет.
Вы оплатили ЖКХ дважды и волнуетесь? Не стоит. Сохраните квитанцию об оплате. Сходите с ней в контору, куда отправили деньги. Уточните, что средства пришли и будут зачислены в счет следующего месяца.
Страховка банковской карты
Рассмотрим ситуацию. Вы часто пользуетесь услугой платежей через банковские карты. Возможно, это ваша зарплатная или пенсионная пластиковая карта. Она единственная. Если боитесь произвести неправильный платеж или перечислить деньги дважды, застрахуйте карту. Банковское страхование депозитных карт – относительно новая услуга. В ней имеется польза. Платежи по застрахованной карте проходят более тщательный контроль.
Если карта потеряна или произведен неправильный платеж, банк быстро решит проблему. Пользователю останется лишь прийти в банк с заявлением. Деньги быстро перечислят обратно.
Огромный счет за коммуналку: как доказать ошибку
Плата за коммуналку может рассчитываться по показателям счетчиков, средним значениям, нормативам. Нормативы потребления коммунальных услуг с учетом среднемесячных данных определил Минстрой. По его сведениям, среднестатистический житель квартиры в России принимает душ 25 раз, а ванну набирает четыре раза в месяц.
Но иногда цифры потребленного ресурса оказываются далеки от «нормальных». Так, за месяц житель Люберец оказался должен за коммунальные услуги более 180 000 руб. Самой затратной статьей расходов оказалась вода. За холодную, горячую воду, а также водоотведение вышло 164 000 руб. Потребление воды за месяц составило 1 200 куб. м., столько обычно нужно общественным заведениям. Причиной, как оказалось, стал сбой в передаче данных, передавало издание «Подмосковье сегодня». Нестыковки пошли после того, как Люберецкий городской жилищный трест (АО «ЛГЖТ») заключил договор с «МосОблЕИРЦ» об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги.
Что делать, если виноват пользователь
Если пользователь внес деньги за коммуналку, но ошибся счетом, ошибку легко исправить, объясняет одна из управляющих компаний: нужно обратиться либо в банк, либо к владельцу платежного терминала с чеком, заполнить заявление об отмене ошибочного перевода и перенаправлении денег на верный номер лицевого счета (образец есть у банков). Бывают ситуации, когда собственник ошибается не в номере счета, а неправильно указывает данные по потребленным ресурсам.
В квитанции жительницы Подмосковья значилось, что за потребленные ресурсы она должна 68 000 руб., причем 49 000 руб. ей начислили за горячую воду. Оказалось, что, передавая показания, женщина не там поставила запятую. Вместо 2,770 кубометра она написала 277,0.
Бычков говорит, что такая проблема решается обращением в управляющую компанию. После этого УК направит своего сотрудника, который снимет показания счетчика и на основании этих данных сделает перерасчет.
Если же окажется, что со счетчиком проблемы, то Бычков советует обратить внимание, как УК вычислит потребленный ресурс в такой ситуации – по среднему значению или по нормативу. В течение трех месяцев расчет должны вести по среднему значению, обычно он выгоднее для собственника. «Счетчики показывают, что жители тратят гораздо меньше воды и света, чем заложено в нормативах. Так что при расчетах по нормативу плата обычно выше», – рассказал представитель «Российских коммунальных систем».
Если излишнюю плату начислили из-за пропуска срока поверки счетчика, то права окажется уже управляющая организация. Так, у Ирины Аверковой* наступил срок поверки счетчика на воду, но она об этом забыла. И еще два года платила по показаниям, но потом об этом узнал Водоканал. Он пересчитал потребленный ресурс. Вышло, что Аверкова должна почти 122 000 руб. Всю сумму истец взыскал через суд (дело № 33-5985/2019, вступило в силу).
Что делать, если ошиблась управляющая компания
«Весь наш дом вчера разом получил долговые квитанции», – написала жительница Москвы в Facebook летом 2020-го. По ее словам, это были извещения о долге за июль 2019 года. А жительница Звенигорода на своей страничке пожаловалась на счета за отопление: ей выставили к оплате 4, 07945 Гкал за отопление, хотя по счетчикам она потребила в два раза меньше – 1,9177 Гкал.
В таких ситуациях сначала нужно рассчитать настоящий размер платежа. Собственник может прийти с платежкой в управляющую организацию и потребовать уточнения по каждой строчке:
Скорее всего, после подсчета цифра получится более привычной, чем внушительная сумма, указанная в квитанции. Тогда можно обратиться с претензией о перерасчете в управляющую компанию или ТСЖ, обслуживающие дом, или же к агенту по приему показателей счетчиков.
Претензии из-за неточности в расчетах обычно удается урегулировать уже на этом этапе. Платежный агент или организация, выбранная вашим домом в качестве формы управления, если обнаружит ошибку, может сразу сделать перерасчет.
Иван Бычков, руководитель тюменского филиала БА «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×
В отдельных случаях, продолжает Бычков, УК может направить специалиста, чтобы он проверил целостность пломбы и исправность счетчика и зафиксировал снятые показания в акте. И уже на его основании вносятся корректировки.
Если УК или ТСЖ не идут навстречу, надо обращаться с жалобой в Госжилинспекцию. К заявлению нужно приложить платежки, с которыми вы не согласны. По обращению жилищная инспекция обязана будет провести внеплановую проверку. Если обнаружит нарушение, то обяжет УК провести перерасчет. Бычков рекомендует параллельно направить такую же жалобу и в прокуратуру.
А если причина в счетчике?
Житель Москвы решил переустановить газовую плиту, вызвал мастера, тот сделал все без нареканий. А в конце месяца собственник получил астрономический счет за газ – 600 000 руб.
Подобных историй много: например, счетчик воды накрутил 60 куб. м и даже 180 куб. м вместо обычных 2–3 или прибор учета электричества выдал показания в десять раз больше, чем месяцем раньше. Компании, которые занимаются поверкой и установкой счетчиков воды, выделяют несколько типичных неисправностей, которые могут повлиять на показания счетчика:
Похожая ситуация и с газовыми счетчиками. Неверные данные прибор может показать в таких случаях:
Как только собственник понял, что с пробором учета что-то не то, он должен оповестить управляющую компанию (УК) или ресурсоснабжающую организацию (РСО), говорит Титов. Нужно попросить их проверить счетчик. Если специалист подтвердит, что он неисправен, то начисление ресурса проведут расчетным путем. Но иногда о том, что счетчик выдавал ошибочные показания, собственники узнают, получая квитанцию с круглой суммой. Бычков говорит, что в таком случае нужно будет провести независимую экспертизу счетчика.
Если эксперт подтвердит неисправность прибора учета, обслуживающая организация должна будет произвести перерасчет начисленной суммы, объясняет Бычков. Если РСО или УК этого не сделают, придется через суд добиваться перерасчета платы (исключения из лицевого счета оплаты) за коммунальные услуги.
С таким иском обратился Георгий Боричев* к ЖСК «Юбилейный-6». Он оспаривал начисление почти 115 000 руб. за воду и настаивал, что счетчики воды в его квартире неисправные. Это подтвердила организация по поверке средств измерений: по мнению эксперта, погрешность приборов в три раза больше нормы, а значит, они неисправные.
Первая инстанция встала на сторону собственника и не только обязала ЖСК провести перерасчет, но и взыскала в пользу потребителя компенсацию морального вреда, штраф и расходы на представителя. Но апелляция это решение отменила, решив, что Боричев должен заплатить по выставленному счету. Собственник квартиры обжалует решение в кассации (дело № 2-1159/19).
Лучше не оплачивать сумму, с которой вы не согласны, а вместо этого ждать, пока РСО подаст в суд. И уже в процессе можно добиваться отмены начисления.
Сергей Сергеев, руководитель практики в сфере ЖКХ, экологии и природопользования МКА «Арбат» Московская коллегия адвокатов «Арбат» Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×
Суд, по словам эксперта, будет оценивать действия сторон на добросовестность: насколько быстро они реагировали на ситуацию и нет ли злоупотребления правом. Второй путь для абонента – оплатить сумму в квитанции полностью, а затем взыскивать с ресурсоснабжающей организации деньги как неосновательное обогащение.
* Имена и фамилии изменены редакцией