Двойной суверенитет что это
Вуз Финансовый университет при Правительстве РФ
Дисциплина Право
Комментарий
Students also viewed
Other related documents
Preview text
2 вопрос: Сравните признаки унитарного и федеративного государств. Как в правовой науке решается вопрос о «двойном суверенитете»?
В следующем вопросе мы рассмотрим признаки таких форм государственного устройства, как Унитарное государство и Федерация. Также изучим вопрос, который звучит так: «Как в правовой науке решается вопрос о «двойном суверенитете»»?
В прошлом вопросе мы уже дали несколько определений унитарного государства, но снова вернемся к нему, только уже в иной формулировке.
Унитарное государство – это форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличии от федерации не имеют в своем составе федеративных единиц, а подразделяются на АТЕ (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Федеральное государство – сложная форма государственного устройства, состоящая из государственных образований.
Федерация (от латинского foedus – «договор, союз») – это форма государственной власти, при которой центральное правительство учреждается самоуправляющимися территориями путем делегирования определенного набора полномочий.
Признак федеративных государств – наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации. 1
Наиболее общие черты федеративного государства:
1 сборник научных статей студентов юридического факультета. Том. Выпуск-84/
Территориальный элемент и территориальная организация;
Элемент организации власти. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные государственные органы;
Субъекты федерации не обладают суверенитетом, не имеют права выхода из состава федерации;
Функционирует правовая система, построенная на принципе централизации и единстве;
Разграничение предметов ведения между федерацией и субъектами. 2 В результате выяснилось, что главным отличием этих двух форм государственного устройства является то, что унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью, то есть оно неделимо, а федерация является союзным государством, в состав которого входят различные государственные образования. Федеративная форма является более многосторонней, чем унитарная.
2 «Проблемы экономики и юридической практики» Научный журнал на тему: Экономика и бизнес, Право
Navigation
Функция поиска
День Конституции Швейцарии, или Двойной суверенитет
Аллегория нового федеративного государства и принятия народом 12 сентября 1848 г. Федеральной конституции Швейцарской Конфедерации. Keystone / Str
Приняв 12 сентября 1848 года новую конституцию, Швейцария внесла уникальный вклад в развитие мировой государственно-конституционной мысли.
Род. 1969 г. в Москве, отслужил два года (1987-1989) в Погранвойсках, в том числе на Памире на афганской границе, где впервые увидел горы. Выпускник Исторического факультета МГУ, канд. ист. наук, защитил диссертацию по внешней политике Германии 1919-1929 гг., преподаватель РГГУ и Правовой Академии Минюста России, где еще заведовал международными академическими связями, дипломат (работа в длительных командировках в Германии и Швейцарии), журналист, переводчик, писатель, автор монографий «Очерки истории Швейцарии» и «Введение в страноведение Швейцарии», владеет немецким и английским языками, с 2012 года – руководитель русскоязычной редакции портала SWI Swissinfo.
Приняв 12 сентября 1848 года новую, действующую и сейчас, конституцию, Швейцария внесла свой уникальный вклад в развитие мировой государственно-конституционной мысли, впервые оформив и законодательно закрепив идею двойного суверенитета как политической нации в целом, так и составляющих ее субъектов федерации.
После завершения гражданской войны 1847-го года Швейцария находилась в сложной ситуации. Победа над консервативными католическими кантонами центральной Швейцарии далась либеральным протестантским кантонам относительно легко (ниже можно прочитать отдельный большой материал в двух частях о причинах и ходе этой войны).
Показать больше
К 170-летию гражданской войны в Швейцарии. Часть I.
Этот контент был опубликован 16 ноября 2017 года 16 ноября 2017 года Поводом к гражданской войне стал религиозный вопрос, её результатом — современная Конфедерация, причины же конфликта лежат куда глубже.
Однако преобразование союза кантонов, существовавшего на основании соглашения 1815 года, в качественно новое федеративное союзное государство было задачей куда более сложной, прежде всего из-за международного положения. Оно было более чем серьезным.
Ведь превращение союза государств/кантонов в союзное государство означало бы полный разрыв с положениями договора 1815 года, принятого в Вене по итогам знаменитого Конгресса и на основании которого все эти десятилетия и существовала Швейцария.
28 ноября 1847 года европейские державы направили в адрес швейцарского протопарламента (Собора / Tagsatzung) совместную ноту, в которой они предупреждали о серьезных последствиях, которые могут возникнуть в случае «нарушения» союзного договора 1815 года.
Одно из последних заседаний объединенного Собора (протопарламента) Швейцарии 29 октября 1847 г. Keystone / E. Kretzschmar
4 декабря 1847 года прусский король направил своему посланнику в Лондоне депешу, в которой содержалось требование не ослаблять попыток повлиять на Англию в смысле признания ею необходимости совершить интервенцию в Швейцарию. Швейцарии повезло: несмотря на все старания Пруссии, Англия сочла вторжение нецелесообразным.
События во Франции и Австрии
Состав комиссии по подготовке проекта нового союзного договора был Собором определен еще 16 августа 1847 года. Но в такой внешнеполитической ситуации члены комиссии так и не решились приступить к работе. Страх раз и навсегда распрощаться с союзным договором 1815 года был слишком велик.
Снова запустить процесс превращения союза швейцарских кантонов в современное федеративное государство стало возможным только лишь после «февральской революции» во Франции, после падения режима Луи Филиппа, последовавшего затем в марте 1848 года восстания в Вене, отставки канцлера Меттерниха и распада «Священного Альянса».
Показать больше
К 170-летию гражданской войны в Швейцарии. Часть II.
Этот контент был опубликован 23 ноября 2017 года 23 ноября 2017 года Поводом к гражданской войне стал религиозный вопрос, её результатом — современная Конфедерация, причины же конфликта лежат куда глубже.
Комиссия по подготовке нового проекта союзного договора начала свою работу 17 февраля 1848 года под руководством Ульриха Оксенбайна (Ulrich Ochsenbein, 1811–1890). Затем на этом посту его сменил Йонас Фуррер (Jonas Furrer, 1805–1861), который уточнил цели комиссии: необходимо было дать Швейцарии национальную и демократическую конституцию, создав тем самым новое союзное государство.
Ульрих Оксенбайн. Keystone / Str
Так называемые «федералисты» указывали на необходимость сохранения Собора в качестве общефедерального института, в рамках которого все кантоны имели бы равное количество депутатских мандатов.
Их оппоненты, «централисты», настаивали на создании парламента, в котором каждый из кантонов был бы представлен в объеме, пропорциональном численности населения. Это, в свою очередь, означало бы, что густонаселенные либеральные кантоны получили бы в свое распоряжение абсолютное большинство голосов.
Показать больше
Как Швейцария стала Швейцарией?
Как Швейцария стала Швейцарией и о каких событиях в своей истории она не любит вспоминать?
Поэтому уже на втором заседании комиссии было решено сойтись на промежуточном решении. Оно предусматривало создание двухпалатного парламента по американскому образцу, в соответствии с которым парламент должен состоять из двух равноправных палат.
Одна из них составлена из представителей кантонов (по два представителя от каждого кантона и по одному от полукантона), другая же состояла из депутатов, избираемых народом по мажоритарной схеме.
Затем были найдены и сегодня действующие обозначения: палата кантонов была названа Ständerat («Совет кантонов» — понятие с акцентом на население, народ кантона), а палата, выбираемая народом — Nationalrat («Национальный совет»).
Новый договор
Свою работу комиссия завершила 8 апреля 1848 г. Результатом ее усилий стала уже не просто ревизия союзного договора 1815 года. Теперь у страны была национально-государственная конституция («Федеративная конституция», или Bundesverfassung), содержащая в себе ярко выраженные элементы федеративного государственного устройства.
16 мая 1848 года старый Собор собрался на одно из своих последних заседаний, с тем чтобы окончательно утвердить текст новой Федеративной конституции. В центре внимания опять оказался вопрос структуры парламента.
Гравюра с изображением самого первого состава швейцарского федерального правительства (Федерального совета) образца 1848 года: Ульрих Оксенбайн, Йонас Фуррер, Даниэль-Анри Друэ (в заднем ряду слева направо), Фридрих Фрей-Эрозе, Вильгельм Матиас Нефф, Стефано Франчини, Мартин Мюнцингер (в первом ряду слева направо). Гравюра находится на Вилле Чиани (Villa Ciani) в городе Лугано, кантон Тичино. Keystone / Str
Кантоны Ааргау и Берн попытались протолкнуть вариант с однопалатным парламентом, утверждая, что источником суверенитета является народ, а значит, парламент должен представлять только интересы народа, для чего вполне достаточно одной палаты. Цюрих также выступал за одну палату, предлагая, однако, дать кантонам право вето.
Это было небольшой уступкой «федералистам», которые утверждали, что суверенитетом обладают, будучи независимыми и самостоятельными государствами, только кантоны, тогда как союз этих кантонов может претендовать только на частичный суверенитет.
Такую же позицию отстаивали «изначальные» («лесные») кантоны центра страны, а также кантоны Шаффхаузен и Аппенцелль-Внешний. Было и еще несколько предложений смешанного характера.
Двойной суверенитет
После того, как все они были обсуждены и взвешены, оказалось, что выработанное комиссией предложение о создании двухпалатного парламента, является оптимальным. С другой стороны, с принятием постановления об образовании «Совета кантонов» и «Национального совета» вопрос о том, кто же является источником государственного суверенитета, решен все равно еще не был.
Как ни старались либералы, отстоять идею единой нации они не смогли. В результате новая Федеративная конституция ни словом не упоминала о том, что «союз» (Bund) является суверенным государством, пусть даже через описание его полномочий и задач это было более чем очевидно.
Конституция исходила из того, что новое федеративное государство продолжает, как и раньше, оставаться союзом суверенных кантонов, закрепив в Статье 1 положение о том, что «народы двадцати двух суверенных кантонов, объединенных нынешним Союзом, образуют в своем единстве Швейцарскую Конфедерацию».
Данное положение сохранилось и до наших дней. Заложенная еще в 1848 году правовая двойственность в исторической перспективе стала скорее преимуществом, нежели недостатком. Она расширяет поле для политических маневров и дает больше шансов на достижение компромисса.
Теория двойного суверенитета (чинш).
1. dominium directum – синьору – право суда, сбора податей, оказания покровительства, распоряжения участком.2. dominium utile – вассалу – право пользования участком земли.
26. Поземельные отношения по Саксонскому зерцалу
Императору принадлежал «первый щит» в феодальной лестнице. Он имел, по мнению автора «Зерцала», регалии на недра, право высшей юрисдикции «повсеместно».
1)Отсутствие у монарха свободы в распоряжении имперскими ленами.2)Принцип «обязательного пожалования» наиболее почетных имперских ленов князьям лишал императора права присваивать высвободившиеся лены и присоединять их к своему домену. 3)Существовала специальная разновидность ленов, связанная с правом суда над населением определенного округа. 5)Действовало правило, запрещающее вассалу отчуждать полученный лен. Продажа лена, передача его в залог допускались только с согласия господина.
Большую роль в германском ленном праве играл институт владения. Владельцем вещи признавался простой держатель вещи (залогоприниматель).отличалось от фактического держания и защищалось особыми исками. Это право обычно приобреталось в результате символического обряда ввода во владение (инвеституры), но иногда могло возникнуть и по давности фактического владения леном (один год и один день без возражения господина).
Обязательства в ленном праве в основном определялись феодальным обычаем, который регулировал отношения вассалитета и был достаточно универсален для всей Европы. Ленник, принесший господину присягу на верность, являлся «обязанным» господину как «его» человек. 1. Если господин отнимал у вассала имение или необоснованно отказывал в наделении леном, то ленник мог жаловаться высшему сеньору.
3. В случае смерти того, кто должен передать право собственности, его сын не обязан осуществлять передачу, разве только он сам дал обещание или выставил поручителей.
4. Священики и монахи лишены земкого и ленного права.Но если он пошел в монастырь без согласия своей законной жены и если она по церковному праву вернет его из монашеской жизни, то он сохраняет свои права по земскому праву, но не свои лены, которые он отдал. муж может отказаться от своего щита без согласия жены.
5. Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивает плуг, принадлежат королевской власти.
6. Серебро никто не может добывать в имении другого без согласия того, кому принадлежит местность.
Lehnrecht (ленное право)
Ленник должен принести господину присягу в том, что он ему будет верен, будет ему другом.
Ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен. Ленник должен оказывать своему господину надлежащее уважение и нести службу.Обязанности ленника:
1)Военная служба, о которой господин в присутствии двух свидетелей объявлял за шесть недель до похода, должна была осуществляться в пределах «германской земли».
2)Должен был принимать участие в заседании суда своего сеньора до полудня и в судебные дни.
Обязанности сеньора:
1)не должен был отвергать принятие вассальной зависимости
2)лишать ленника своего владения, ибо, согласно «Саксонскому зерцалу», «никто не может быть лишен владения, если только оно не будет у него отнято по суду».
-Кто получает чинш (плата за пользование крестьянином земельным участком с правом распоряжения) с земельного участка, тот считается его владельцем, будь то мужчина, будь то женщина. Тем не менее владение не будет признано, если он владеет насильственно.
-Ленник, имеющий имение от одного господина и утверждающий, что он имеет его от другого, теряет это имение, если не удержит его тот господин, относительно которого ленник утверждает, что он имением наделен от него.
-Если господин передаст лен своего ленника в его присутствии другому и ленник не будет протестовать против этого, он утратит свое право.После смерти отца сын должен в течение года и шести недель перед господином со сложенными руками признать себя вассалом по отцовскому лену. Если господин отклонит принятие вассалы, то ленник будет без обязательства службы владеть имением, по которому он предлагал себя в вассалы;
-Доход от лена малолетних должен получать господин, пока они не достигнут 12-летнего возраста.
-Ни от кого не может быть изъят лен [только] потому, что он слеп, или искалечен, или из-за какой-либо болезни, разве только из-за проказы.
Никто не может быть лишен владения иначе, как если оно будет от него отнято по суду.
-Если ленник имеет двух или трех сеньоров, то ленник служит тому, кто первый из них объявил ему о королевской службе, и оказывает помощь для похода другим, поскольку он от них имеет лены.
27. Уголовное право и Суд и по Саксонскому зерцалу
Состязательный процесс по гражданским и уголовным делам. Каждый «мог подать иск о том, что его задевает», и вызвать на суд ответчика. Обычно истец и ответчик участвовали в процессе через представителя («говорителя»), который произносил процессуальные формулы, ибо оговорка влекла за собой проигрыш дела. Для неявки в суд были только четыре законные причины: арест, болезнь, имперская служба и крестовый поход.
СЗ уделяло большое внимание доказательственной стороне процесса и настаивало на надлежащем изобличении обвиняемого, без чего запрещалось выносить решение о наказании.В земском праве существовал любопытный институт «оспаривания решения«. Споры между сеньором и вассалом должны решаться в ленномсуде.
Система судов:разграничение между церковными судами (судом епископа, пробства и декана) и светскими — судом графа, заместителя графа (шультгейса), гографа или фогта и суда сельского старосты. + в специальные ленные суды и городские суды, а также королевский суд (в качестве высшего суда). Земское право подчеркивало недопустимость смешения подсудности церковного и светского суда.
Судебная процедурав целом сохраняла значительные остатки прежней общинной юстиции и еще мало походила на собственно юридический суд. Для низших слоев свободных существовал суд гографа. Сельский староста, в свою очередь, был судьей по мелким делам. Он же был вправе определять наказание и по уголовному делу, если от момента совершения преступления прошло не более суток. Преступников, пойманных с поличным, следовало судить тотчас (пока не прошли сутки) специально выбранному тремя общинами гографу. Высшая юстиция была представлена судом графа, в котором участвовали свободные сословия (шеффены). Заседателями в суде графа были шеффены, и, согласно сословному принципу суда, этому суду были подсудны все свободные шеффенского сословия. Самой высшей инстанцией был королевский суд, в который теоретически разрешалось обратиться любому с любым делом. Королевский суд служил апелляционной инстанцией для графского суда. заседал там, где находился в данный момент король в пределах Германии
Судебная защита прав по «Саксонскому зерцалу»
Сословный характер феодальной земельной собственности обусловливал сословный характер суда. Не было единой судебной системы, не было суда, равного для всех. Привилегированные сословия обладали привилегией судиться судом своего сословия; низшие сословия были подсудны судам, специально для них созданным. Соответствующим образом была построена вся судебная система: существовал церковный, ленный, земский, городской суд и т.д. Не только судоустройство носило сословный характер, но и судебный процесс, доказательственное право, система наказаний и т. п. — все пронизано сословным началом. В тех случаях, когда представитель привилегированного сословия мог доказать свою правоту, победив в судебном поединке или принеся присягу, совместно с небольшим числом соприсяжных, лица средних и тем более низших сословий нуждались в большем числе соприсяжных, свидетелей-очевидцев и т. д. За одно и то же преступление нередко к низшим сословиям применялись более суровые и унизительные наказания.Никто не мог быть за одно и то же деяние привлечен одновременно к церковному и светскому суду, кроме случаев нарушения мира, за которое положено было отлучение от церкви, ибо «никто не платит штрафа дважды за одно и то же
Средневековый суд не знал деления на гражданский и уголовный процессы. Оба они проводились в одних и тех же судах и по одним и тем же правилам судопроизводства. В качестве санкций за правонарушения «Саксонское зерцало» устанавливало: прямое возмещение имущественного ущерба, вергельд, смертную казнь, изувечивающие наказания, наружные телесные наказания, лишение и ограничение прав, штраф и пеню.
неявка в суд по жалобе, которая не содержала в себе обвинения в «злодеянии», влекла за собой лишь проигрыш дела, неявка в суд по делу, по которому выдвинуто было обвинение в «злодеянии»- объявление ответчика состоящим под подозрением, что влекло за собой очень серьезные ограничения в правах.
Особо повышенная ответственность была предусмотрена в отношении тех «злодеяний», которые были отнесены к числу «нарушений мира». Так, за квалифицированные виды убийства, поджога, кражи установлены были квалифицированные виды смертной казни. За бандитское убийство, поджог, за кражу лошади или вола, запряженных в плуг, за ограбление церкви, мельницы или кладбища, выполнение чужого поручения в своих корыстных целях и др. полагалось колесование, за ересь, колдовство, отравление — сожжение на костре, за кражу — повешение, за обыкновенное убийство или изувечение — смертная казнь или отсечение руки и объявление находящимся под подозрением.За правонарушения, не отнесенные к категории «злодеяний», назначались телесные наказания или штраф и пеня. Особую категорию правонарушений составляли процессуальные нарушения. За них обычно устанавливалась пеня, которая уплачивалась противной стороне.
Соприсяжные — не свидетели. Это — помощники стороны в процессе, которые своей присягой подкрепляли присягу участника процесса, придавали ей больший авторитет. Но «Саксонское зерцало» не проводило различия между соприсяжными и свидетелями; в некоторых случаях оно требовало, чтобы соприсяжные были очевидцами.
К числу наиболее бесспорных доказательств «Саксонское зерцало» относило поимку с поличным.
28. Уголовный процесс по Каролине
1532 г. — Каролина – УПК, составленный по поручению Карла V.
Преступления и наказания
В нем прослеживается влияние Римского права.Написана по принципу: «Не может быть признано преступлением то, что не является преступлением по римскому праву и по действующим законам». В документе присутствует перечень преступлений, их классификация, варианты совершения одного и того же преступления и в соответствии с этим изменение меры наказания.
3. Городские суды имели различное устройство: судья + заседатели (шеффены) или гор. Совет. Предпочтение отдавалось лицам дворянского происхождения и ученым людям.;
2) Против личности:убийство, отравление, клевета, самоубийство.
3) Против собственности:поджог, разбой, кража, присвоение.
4) Против религии: богохульство, кощунство, колдовство,нарушение клятвы.
5) Против нравственности:кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, двоебрачие, сводничество,
Виды наказаний:1) сожжение;2) отсечение головы мечом;3) четвертование;4) колесование;5) виселица;6) утопление;7) погребение заживо;8) волочении (к месту казни);9) терзание калеными клещами;10) урезание языка;11) отсечение пальцев;13) сечение розгами.
Задачей общего расследования было установление факта совершения преступления и подозреваемого в нем лица.
4. Вынесение приговора.
Приговоры были обвинительные, с оставлением в подозрении и оправдательные
Был закреплён принцип выборности судей, согласно которому все судьи и судебные заседатели должны были выбираться из «мужей набожных, достойных, благоразумных и опытных, наиболее добродетельных и лучших».
Рекомендовалось на роль судей выбирать дворян и учёных.