Дядя коля что ты делаешь
Что делать, если пришел дядя Коля или советы «как вернуться в торговое русло» (особенно полезно для начинающих).
Друзья, приведу выдержку из нашего телеграм чата.
Это советы для Коллеги по цеху, чтобы вернуться в торговое русло после печально известных событий.
1) Снижайте плечо — хотя бы до 1 к 50, лучше 1 к 25.
За почти 10 лет работы в компании Альпари и исследовании не одной сотни-тысячи управов — те, кто не лимитировал плечи — рано или поздно срывались и заигрывались с рынко на «всю котлету». Исключения бывают, но исчисляются единицами. Попасть в этот список трейдеров, контролирующих свои эмоции и торговлю на существенных просадках — очень сложно. Проще лимитировать плечо и никогда его больше не менять.
2) Ставьте СТОПы (не более 2-4% от депозита)
Ставьте такие СТОПы, чтобы его срабатывание не загнало Вас в психологическую яму. Стоп должен стоять в том месте на графике, где сигнал, по которому Вы входите становится уже НЕАКТУАЛЬНЫМ. Помните, что из больших минусов выходить сложнее и психологически, и математически. (Пример: потеряли 500 долларов из 1000 — это 50%, а чтобы восстановить их уже надо заработать 100% — т.е. из оставшихся 500 долларов сделать столько же. Особенно сильно это начинает проявляться начиная с просадки более, чем 30% от депозита). Умейте вовремя остановиться и проанализировать торговлю, если просадка приближается к критической отметке. И помните: торговля без стопов — это тоже самое, что рулетка. На дистанции Вы обречены остаться с нулем на счете.
3) Выбирайте одну, максимум две пары для торговли.
Чем больше пар, тем сильнее рассеивается внимание трейдера. Плюс с увеличением количества открытых позиций по разным инструментам — растет вероятность ошибочного входа и плюсовые результаты по одним парам перекрываются минусом по другим, а какая-то пара может зависнуть «в долгую» и уничтожить потом весь депозит. Особенно, если не ставить стопы. Это следующее правило. NB. Старайтесь избегать крайне волатильных пар, особенно которые любят кидать хвосты — поскольку в моменте это может давать ложный сигнал входа на пробой уровня. Главным образом к ним отношу: ЗОЛОТО, НЕФТЬ, КРОСС-КУРСЫ.
4) Делайте работу над ошибками.
Лучше всего ее делать, когда Вы вне рынка — на выходных.
Шаг за шагом, начиная с понедельника — наносите из истории мт4 закрытые сделки на график и разбирайте — почему Вы зашли в этой точки, а стоп поставили на этом уровне, все ли факторы Вы учли при входе в сделку или стоило подождать, когда структура движения цены будем Вам более понятна.
5) Умейте дождаться своей позиции.
Это не секрет полишинеля, что без терпения, выдержки — на рынке делать нечего. Большинство рыночных ловушек (про них подробнее можете посмотреть в данном видео:
) располагаются в точках «максимального ажиотажа» — как правило это локальные экстремумы по цене — минимумы/максимумы и по времени — открытие торговой сессии в Европе и США. Пока нет четкого сигнала от Вашей торговой системы — не входите в сделку лишь по тому, что «ПОШЛА ДВИЖУХА». Помните, что очень часто именно на них происходят серьезные сливы депозитов.6) Определяйте точку Баланса и структуру движения цены.
7) Давайте цене расти, но не забывайте забирать свое.
Тут все просто — есть правило сейфа, немного мной доработанное. Суть такова — разбиваете свой ордер на несколько частей и первую часть закрываете, когда цена пройдет определенное количество пунктов, высчитанное математически на основе среднего импульса выбранной пары внутри дня (не новостного). Для пары GBPUSD (а я торгую на 90% именно ей) — это 20 пунктов по 4му знаку, по EURUSD меньше — 12-15 пп.
Когда срабатывает первый тейк по оставшимся сделкам я выставляю БУ и стараюсь удержать в долгу. Подробнее о правиле „Сейфа“ можно почитать здесь: https://www.spb-finance.com/post/правило-сейфа-2-0
8) Выводите заработанное.
Хотя бы половину, а лучше 2/3.
Можно делать отсечку по времени: раз в неделю/ раз в месяц.
Либо по сумме: заработали условные 100 долларов — 65 выведите.
Если рассматривать рынок, как источник заработка и не выводить деньги — это тоже самое, что пытаться переплыть бурлящую реку, не умея плавать. Не жадничайте в попытке разогнать депозит. Как говорил С. Кинг (вольный пересказ): „Если ты своим ремеслом можешь оплатить кварплату, купить продуктов в холодильник и сделать небольшой подарок близкому человеку — значит ты на верном пути. Если нет — подумай тем ли ты занимаешься по жизни“.
Желаю, Друзья, всем нам иметь стальную выдержку, принимать только взвешенные решения и работать над собой для достижения положительных, а главное стабильных результатов торговли!
Дядя Коля
Памяти монаха Николая (Муромцева)
1 июля исполняется 9 дней со дня кончины монаха Николая (Муромцева). Мы публикуем воспоминания выпускников Сретенской духовной семинарии об их любимом «дяде Коле».
Монах Николай (Муромцев) с мамой – Отец Николай был и останется для нас примером удивительно мирного, светлого и терпеливого человека. Его любили все – и братия, и студенты семинарии, и сотрудники монастыря, и прихожане. И называли его с любовью и запросто – «дядя Коля». Слабости и добродетели отца Николая были всегда на виду у всех. Он был воистину святая простота.
Он был воистину святая простота
Отец Николай, попав в молодости в страшную аварию, на всю жизнь остался инвалидом. Но никто не помнил, чтобы он кому-то жаловался и роптал на сильные боли, которые сопровождали его постоянно. Он был удивительно веселым, светлым и терпеливым человеком.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, брата нашего монаха Николая, и сотвори ему вечную память!
– Отец Николай был яркой незаурядной личностью с неповторимым лексиконом, который он, видимо, впитал на милицейской службе. Из-за этого не раз студенты подшучивали над его фразами, напоминающими перевод фильма «Властелин колец» по «Гоблину». Но в то же время все понимали, что такие словечки, как «шняга» (так он называл продукты питания), не являются в его обиходе нецензурной лексикой. Скорее, это был риторический прием, который помогал брату Николаю быть всегда на одной волне с молодежью. Поэтому студенты, любя, в шутку предлагали даже отцу Николаю преподавать в семинарии гомилетику.
Он был действительно близок к семинаристам по духу, и, кроме того, был замечательным организатором порядка в храме и общественных работ на улице. Если нужно было сделать проходы по храму при многолюдном стечении народа или быстро убрать двор монастыря от нападавших листьев, дядя Коля буквально «одной левой» и своими убедительными речами сразу запускал механизмы человеческой активности.
Решая вопросы со светскими людьми, он умел найти подход к каждому
Его любили не только за опрятность, таланты организатора и искрометный юмор, но и за «человеческий подход». Ведя переговоры по организации командировок с продавцами авиабилетов или решая вопросы со светскими людьми, он умел найти подход к каждому. «Какой же я вам ‟отец”? – со смирением по временам замечал он собеседникам. – Я просто дядя Коля!»
В последний раз я видел монаха Николая на Пасху Христову 2020 года. Я постучался в дверь с пасхальным приветствием «Христос воскресе!» Он открыл дверь своей келлии. Было видно, что ему нелегко и физически, и псилохогически. Но он, как всегда, улыбнулся, и на словах «Воистину воскресе!» мы расстались. Не думал я, что навсегда.
Светлая тебе память, дорогой во Христе брат Николай! Да будет Бог к тебе милостив и подаст удел вместе с теми мужами веры, которые, преодолевая немощи, всем сердцем устремлялись ко Господу!
С дядей Колей познакомились перед поступлением в семинарию, в период сдачи экзаменов. Он сидел на скамейке перед входом в книжный магазин, в расстегнутом подряснике, в греческой скуфье с кожаным поясом, украшенным выдающейся металлической пряжкой, в компании отца Арсения и отца Клеопы. Отец Николай сразу обратил на себя внимание в этой компании своими добрыми шутками и историями из жизни монастыря, а также заочно познакомил с насельниками. «Меня зовут дядя Коля, ‟Батя” – это отец Тихон, мы его так зовём, отца Иоанна вы уже видели» и т.д.
После поступления отец Николай открылся с другой стороны. В семинарии он нёс послушание дежурного помощника, а на службе следил за порядком, выстраивал студентов рядами на полиелее или во время Причастия, чтобы прихожане могли беспрепятственно подойти к Чаше и пройти на запивку, – называлось это «проходики». Стоит заметить, что отец Николай делал это всегда с особым воодушевлением. Даже огромные мужчины, не понимая, чего от них хотят, нередко сопровождая это речами: «Куда отходить? Я хочу стоять здесь!» – все же отходили – и только потом понимали, что это делается для их же удобства. Прихожанки расцветали, когда отец Николай выходил из братского придела Иоанна Предтечи на пении стихир «Господи, воззвах», чтобы сделать проход для диакона на каждении – к ним он шутливо и по-доброму обращался: «Девочки, расходимся. Так, проходики, проходики».
«Девочки, расходимся. Так, проходики, проходики»
На первом курсе, скажу честно, дядю Колю не мог выносить, потому что так случалось, что практически каждую неделю «залетал» на уборку в баню, а это был субботний вечер, и в этом время можно было выйти перед отбоем прогуляться в город. Случалось это из-за незначительных опозданий на службу или если был замечен за разговором с сокурсником. Не забуду случай, когда с однокурсником отмывал заржавевшую душевую кабину в спортивном зале, на цокольном этаже, в только что переданной монастырю школе. Было это после отбоя. Сколько же тогда было возмущения. Но только потом я понял, насколько мне это было необходимо. Когда я прошел эти физические испытания, подобные армейским, отец Николай открылся для меня по-другому, и я стал другим, и это мне помогло в дальнейшей учёбе и жизни.
Дальше мы с ним дружили, я помогал ему дежурить по храму, носил ему еду из трапезной, потому что самому ему было это делать тяжело. После серьёзной аварии в молодости он остался с одной рабочей рукой, которой он умело руководил, выстраивая эти самые проходики.
Совсем недавно мне удалось его проведать, зайти к нему в келлию, пообщаться. Как оказалось, это была последняя наша встреча. Спасибо, дядя Коля, за искренность и доброту. Вечная память.
«Илья Муромцев»
Монах Николай (Муромцев)
Он действительно был для каждого студента родным и близким дядей
У него было множество послушаний, но почти все они были своего рода связующей нитью нашей семинарии – это послушание дежурного помощника, формирование чтения Сретенской Неусыпаемой Псалтири и организация знаменитых сретенских «проходиков» в нашем храме.
Расскажу о каждом послушании в отдельности.
В функции дежурного помощника входили две важные задачи: возложение дополнительных послушаний на студентов и проверка личного состава. После окончания учебных занятий каждый студент с небольшой грустью в сердце отправлялся в кабинет к дежурному помощнику, чтобы получить свою дневную норму трудовых послушаний. Но вся печаль мигом проходила, когда распределял наши повинности дядя Коля: со своей вечной улыбкой, всегда в добром настроении, он с легкостью распределял все наши обязанности, сопровождая их такими шуточками и комментариями, что студенты шли на свои послушания в невероятно приподнятом настроении, словно им всем по медали выдали. Он часто любил обращаться к студентам «братка» или «военный», что весьма и весьма льстило нашим еще юным и невоенным (пока) душам. Дядя Коля был своего рода «отцом полка». Для каждого он находил время. И каждому мог помочь. И помочь именно по-мужски, по-армейски. Некоторые ребята могли на него обижаться за его несколько грубоватую манеру общения, но, пройдя армию, начинаешь понимать, что за этой грубостью скрывается простота и добросердечие настоящего золотого мужского сердца.
Для каждого он находил время. И каждому мог помочь именно по-мужски, по-армейски
Чтение синодиков – отдельная песнь для семинаристов. Отец Николай еженедельно составлял списки почасовых читающих: каждый час в нижнюю трапезную приходил студент или монах и читал огромные тома Сорокоустов… Вы только представьте, как было сложно встать в 2 или 3 часа ночи, чтобы, дойдя до трапезной, предстать перед увесистым томом заздравных или заупокойных книг. Искушение не встать было очень велико, но, благодаря неусыпному бдению нашего любимого дяди Коли, многие студенты благополучно справлялись с этим искушением и перебарывали себя, выходя победителями из этих еженощных борений. Дядя Коля был кузницей, где закалялась наша юная мужская воля.
Дядя Коля был кузницей, где закалялась наша юная мужская воля
И самое яркое послушание отца Николая – это создание «проходиков» в храме. На большие праздники или в воскресные дни наш монастырь был переполнен людьми, коих «было так много, как песчинок на морском берегу» (Суд. 7, 12). Надо сказать, что проходы в народе были нужны для совершения определенных обрядов (например, для совершения полиелея или для храмового каждения) или же для Причастия, чтобы люди могли спокойно подходить к Чаше и отходить от нее. Из-за огромного количества людей и благочестивых паломников, которые стремились встать в первый ряд, все христиане образовывали невероятный монолит! А надо ли вам говорить об особой категории молящихся – бабушек, которые, раз заняв какое-либо место в храме, не уступят его ни на пядь! Пускай возраст изъел морщинами ее лицо, пусть сердце в ее груди тяжело отбивает свой ритм, но дух этой бабушки обладает такой силой, что я сам видел, как здоровые и молодые парни отлетают от ее толчков, как мячики от бетонной стены. Именно поэтому, молясь среди таких исполинов, я ощущал себя самым настоящим легионером и знал, что наш сретенский легион никому не сломать!
И единственный человек во всем монастыре, который мог управляться с этим монолитом, который мог без страха ворваться во владения этих «стальных бабушек» – это был отец Николай. Он обладал удивительной харизмой, которая разрывала этот неприступный строй верующих, словно он был атомным ледоколом… Нет, не подумайте, он не был груб или не пытался всех силой растолкать (а надо понимать, что он был еще и инвалидом, у него была рабочей только одна рука). Просто он был таким человеком, что перед его обаянием, перед его задорным голосом: «Проходики, проходики! Матушки, проходики!» – весь этот монолит послушно расступался. И мы, робкие студенты, прячась за его широкой спиной, вставали на ключевых позициях, дабы закрепить эффект нашего любимого дяди Коли.
Сейчас с улыбкой вспоминаю эти богослужения, вспоминаю, как из боковой двери, прижатой людьми, выходил… нет, плавно выплывал наш дядя Коля, и весь храм преображался и приходил в движение. Он не был священником, и пусть лица наших замечательных прихожан были направлены на престол и алтарь, но, когда приходила пора отцу Николаю выполнять свое послушание, он становился флагманом всего богослужения в эту минуту. Как могущественный галеон, он плыл среди людей, и они расступались перед ним. А вслед за этим флагманским галеоном уже шествовала сама служба. Отец Николай был не просто частью богослужения, он был тем заботливым часовщиком, который следит за каждой деталью, чтобы все шло так, как и должно было идти.
Он был верным слугой божественного порядка, к которому приучил и многих наших ребят.
Никогда не унывал на наших глазах (хотя мы знали о его тяжелых болезнях и страданиях)
Никогда не унывал на наших глазах, никогда не грустил перед нами (хотя мы знали о его тяжелых болезнях и страданиях), ныне отец Николай, наш любимый дядя Коля, предстал перед Отцом нашим Небесным. Нашему монастырю и нам всем будет не хватать его… Но я верю и надеюсь, что в том, Светлом Мире он для каждого из нас, для каждого прихожанина Сретенского монастыря, для братии и студентов, для родственников – станет тем желанным Проводником, который сделает именно для нас наш последний «проходик» среди необъятного количества светлых душ в чертоги нашего Небесного Отца.
Царствие Небесное отцу Николаю, и да упокоится его душа с миром!
Алексей Видинеев:
– Отец Николай – прекрасной души человек, очень благородный и отзывчивый. Когда бы ты к нему ни пришел, он всегда дарил радость и улыбку, несмотря на все свои болезни. Таких людей ещё стоит поискать. Неся послушание на протяжении обучения в медпункте, часто приходилось его лечить, и поэтому видеть радость на его лице всегда было приятно и радостно. Смотря на него, сам пропитывался этой радостью, и все проблемы казались уже никчёмными по сравнению с этим человеком, у которого крепость духа была на самом высшем уровне. Даже когда его хоронили, чувствовалось его присутствие и утешение всем, кто молился за него. Очень светлый был человек, которого нам будет не хватать. Я очень благодарен Господу, что был с ним знаком.
А это поздравление от тогдашних студентов
Сретенской духовной семинарии,
подаренное отцу Николаю на именины в 2012 году
Иеромонах Афанасий (Дерюгин), диакон Матфей Сафари, Никита Никифоров:
Монах Николай (Муромцев) на Святой Земле Наши многочисленные прихожане, очень любя Сретенский монастырь, обычно всё-таки не очень знакомы с его братией. Отца Тихона, конечно, знают все. Многие знают наших иеромонахов. Но вот иеродиаконов знают уже немногие, а уж монахов и послушников – только избранные.
Но есть один человек в монастыре, который известен не только семинаристам и прихожанам – любой человек, который хоть раз побывал на праздничной службе в нашем монастыре, не мог его не заметить. Это – отец Николай, или, как он сам себя по-простому называет, дядя Коля.
У дяди Коли очень интересная судьба. До монастыря он был милиционером. Однажды он со своими друзьями попал в тяжёлую автокатастрофу и должен был по всем законам мира сего остаться парализованным на всю жизнь. Но Господь сотворил чудо – дядя Коля исцелился.
В Сретенский монастырь он попал, приехав в гости к своему другу, Диме Дементьеву. Приехал, посмотрел на монастырскую жизнь – ему понравилось. И вот, уже 14 лет он – насельник нашего монастыря.
Дядя Коля за это время нёс самые разные послушания – сидел на вахте в корпусе наместника, послушался в издательстве, в библиотеке. И сейчас на нём лежат несколько ответственных послушаний, так что без дяди Коли даже трудно себе представить жизнь монастыря. О каждом из этих послушаний стоит рассказать поподробнее.
Самое заметное из них, по крайней мере в глазах наших прихожан – это «проходики». На дяде Коле лежит ответственность за обеспечение порядка на праздничных службах. И главным делом здесь оказывается организация проходов между прихожанами для каждений, полиелея и Помазания. Отец Николай очень ревностно к этому относится. На каждой воскресной службе в нужный момент он выплывает из братского придела и начинает: «Так, матушки, пожалуйста, проходик делаем на ПомазАние».
Почему-то хорошо сделать «проходики» получается только у дяди Коли. Конечно, его помощники-студенты тоже пытаются. Но всё равно – дядя Коля обязательно после них пройдёт, проверит и ещё раз перераспределит народ.
Кто-то из народа, возможно, ропщет на то, что ими на службе так распоряжаются. Но всё же большинство наших прихожан относятся к дяде Коле с уважением.
Ревность дяди Коли в организации проходиков не имеет границ. Я помню, как-то раз он их делал даже на семинарской ночной литургии, когда в храме стояли одни семинаристы, знакомые с этой системой.
Ещё одно послушание дяди Коли, до боли знакомое всем семинаристам – он является старшим дежурным помощником проректора. Сейчас он дежурит по семинарии один день в неделю – в субботу вечером и воскресенье утром. Но в это время в семинарии царит идеальный порядок.
Эта картина достойна отдельного описания. В начале двенадцатого дверь келлии открывается, и заходит дядя Коля. Он обязательно с кем-нибудь из своих помощников, а то и с двумя – для большей важности. В этот момент все уже должны лежать под одеялами и отходить ко сну. Если же не так, дядя Коля делает нам серьёзное внушение: «Тук-тук, кто в теремочке живёт? Так, военные, я не понял? А чё это мы не спим? Что это у вас тут за полиелей? (так дядя Коля называет включённый большой свет). Ну-ка, быстро, мальчики-девочки, все спать!»
Монах Николай (Муромцев)
Семинаристы, конечно, побаиваются дядю Колю и стараются дисциплину не нарушать, по крайней мере в его дежурство. Но те, кто похитрее, заметили одну особенность. Если, когда дядя Коля заходит в келлию, подарить ему бутылку «Кока-колы» или «Байкала», он сразу становится добрым и даже прощает какие-то погрешности, вроде не выключенного света или беспорядка в келлии.
Так или иначе, семинаристы, хотя иной раз и ропщут на строгость отца Николая, всё же отзываются о нём как об очень весёлом и жизнерадостном дежпоме и относятся к нему с уважением.
Днём их найдёт дядя Коля и скажет: «Братка, ты там Псалтырьку не читал»
Дядя Коля является ответственным за чтение Псалтири. Семинаристы частенько, грешным делом, не читают Псалтирь ночью в положенное время. Но в таком случае все точно знают, что днём их найдёт дядя Коля и скажет: «Братка, ты там Псалтырьку не читал». Начинаешь оправдываться: «Да, дядя Коля, понимаете, к экзамену готовился…». «Ладно, не страшно, – отвечает дядя Коля. – Но ты всё-таки потом прочитай».
На отце Николае лежит ответственность за баню Сретенского монастыря. Здесь он обычно действует через своих помощников. Но и сам обязательно придёт в субботу вечером и посмотрит, как идёт работа в бане, всё ли там чисто. Однажды в бане после службы работало человек 20, наказанных за какую-то провинность. Блестело все. Когда дядя Коля пришёл проверять, как идут дела в бане, один из его помощников гордо сказал: «Ну что, дядя Коля. Найдите хоть одно грязное место!» «Хорошо», – сказал отец Николай и тут же нашел паутину.
Гостиница – ещё одно послушание дяди Коли (получается, уже пятое). Может быть, лично он и не моет гостиничные келлии. Но он руководит процессом, причём руководит отменно – никто из гостей, приезжавших в Сретенский монастырь, никогда не жаловался на плохие условия проживания.
Дорогой наш дядя Коля!
В день Вашего Небесного покровителя мы, семинаристы,
желаем Вам здравия телесного и душевного, помощи Божией в Ваших многочисленных послушаниях.
Дядя коля что ты делаешь
Лев Абрамович Кассиль
— Так-то вот лучше, — сказал он, когда сдавленная в его пухлых пальцах зеленая мушка перестала жалобно звенеть и сучить лапками. — Так-то лучше, — повторил он. Достал из сумки флакон, не спеша отвинтил пробку, капнул чем-то на ватку. Кругом запахло аптекой. Мальчики подвинулись еще ближе, стараясь заглянуть ему через плечо.
— Мухус-цокотухус обыкновенная, так и запишем, — нараспев, себе под нос, протянул веселый мухолов и насадил мушку на длинную булавку.
— Ничего, что мы смотрим? — спросил Ларик, чтоб как-нибудь начать разговор.
— Очень даже чего, — сказал мухолов, не обернувшись, — смотреть дозволительно, а подсматривать — форменный срам. А вы, молодые люди, подкрались тихонечко и именно подсматриваете. Я уже давно тени ваши вижу. Я все вижу. Вот я не оглядываюсь, а прямо вам скажу: у молодого человека, который стоит у меня слева за спиной, нос того… сыроват.
Ларик поспешно шмыгнул носом. Нос действительно был мокрый. Ларик немножко простудился вчера, бегая босиком по лужам после дождика. Но откуда об этом узнал мухолов? Ведь насморк на тени не выходит…
— Я все знаю, — продолжал мухолов, не оборачиваясь и продолжая возиться со своими коробками. — У меня там сзади, на затылке, глаз есть, под картузом, не видно только! Все знаю! Вы уже три дня все за мной ходите, по кустам прячетесь… Один из вас кудлатый, другой стриженый. Стриженый удочку держит.
— Это и я так могу, по тени, — сказал Вадька, приятель Ларика, — хитрый вы, тоже.
Мухолов обернулся и весело посмотрел на мальчиков.
Глаза у него были белесо-голубые, какие бывают у грудных младенцев, нос лоснился, красный и облупившийся. Мухолов улыбнулся, и у него смешно дернулась светлая мочальная бородка.
— Ну, ладно уж там, за спиной хорониться, — сказал он. — Заходите с красного крыльца. Милости прошу.
Мальчики обошли разложенные на земле банки, коробки, сачки и встали перед мухоловом. И Ларик и Вадька были весьма смущены. Действительно, они уже три дня высматривали из кустов этого странного дачника. Он ходил по лесу, бродил вдоль речки, выуживал что-то из воды. Размахивая большим зеленым сачком, он носился за бабочками. На дачнике-мухолове были широкие парусиновые брюки, чесучевая косоворотка, перепоясанная черным толстым шнуром с кистями, сандалии на босу ногу, черный, отливающий на солнце пиджачок из альпага, а на голове смешной картуз из люфы, вроде каски. «Спереди — здравствуй, сзади — прощай», называют такие картузы. Потому что у них два козырька: один спереди, другой сзади. В руках дачник носил, кроме сачков и удочек, небольшой длинный баульчик. Такой был нарисован на одной из карточек старого детского лото, которое подарила Ларику тетка. В лото это называлось: «Ботаническая коробка».
— Вот, молодые люди, — сказал мухолов, слегка и приятно о́кая, — собираю мушек, жучков ловлю, бабочек. Ну-с, а вы чем промышляете?
— Мы рыбу удим, — сказал Ларик, — только она никак не удится совсем. Не клюет никак, и все.
— Рыбу удите? Тоже превосходное занятие. Ну, я вас научу, я секреты рыбьи все наперечет знаю.
— Вы тут на даче тоже? Дачник? — спросил Ларик.
— Вот именно, — воскликнул веселый мухолов, — когда я в даче, я дачник, когда у дачи — удачник, когда не у дачи — неудачник, а если за дачей — задачник. Что, ловко? Вот то-то и оно-то!
Мальчики переглянулись: им понравился этот словоохотливый смешной человек.
— А вы где работаете? — спросил Вадька.
— Везде и повсеместно, — сказал мухолов и широким жестом обвел рукой лес, реку, небо, огороды вдали.
— В командировки ездите? — спросил Вадька.
— Природу изучаю, мир и его окрестности, служу науке.
— Я знаю, вы натуралист, — сказал Ларик, и Вадька посмотрел на приятеля с уважением, но тотчас сделал равнодушное лицо.
— А почему на вас картуз банный? — спросил он, — как все равно из мочалки?
— Не банный, а люфяной, — сказал мухолов. — Ну-с, юноши, будем продолжать охоту. Желаете помогать? Дружба — дружбой, а служба — службой. Так-то вот лучше. Пошли!
Кот Чернобрыс и пчела Жоржетта
И вот они идут по лесу: два друга и веселый мухолов — его, оказывается, зовут дядя Коля, а по-настоящему — Николай Петрович Сидоров. Все на свете знает мухолов! На каждом шагу, на любой тропинке, у всякого кустика он находит что-нибудь новенькое, удивительное, о чем мальчики и не подозревали. Он видит лисий помет, он находит летучую мышь в дупле, он вспугивает дятла с сосны, он показывает следы белочки на коре. Он здоровается с каждой травинкой, с каждым цветком. Весь лес ему знаком. Он видит насквозь муравейник и рассказывает ребятам очень смешные муравьиные истории. Папоротники, мхи, трут — все он замечает, про все он знает что-нибудь интересное. Потом они выходят из леса и идут мимо большого колхозного двора. И тут тоже все оказываются знакомцами дяди Коли. Всех он наделил смешными кличками и прозвищами. Вот возится в куче навоза хлопотливая курица Феклушка, вот сидит на стогу петух Кирик, зашипел у забора гусь Гога. Выскочила из ворот и завиляла хвостом собачка Фунтик. А с забора недовольно посмотрел на нее зеленоглазый кот Чернобрыс. Пролетела пчела Жоржетта. Ероша перья, скребя крыльями землю, растопырив веером хвост, заболтал, забормотал сердитый индюк Миклуха-Маклай. И со всеми с ними дядя Коля здоровается и каждого знает по имени.
С этого дня для Ларика началась совсем новая жизнь. Едва встав, он уже мечтал о встрече с дядей Колей. Ему казалось, что он уже ни одного дня не сможет прожить без этого удивительного и всезнающего человека. До того как появился в Клементьевке этот веселый дачник со своим баулом, Ларик очень скучал на даче. Дача была большая, просторная. Эту дачу подарили отцу Ларика, известному конструктору Ф. Отец строил замечательные самолеты, быстрые и красивые. Ему за это дали два ордена и отличную дачу. Но дача не нравилась Ларику. Она была слишком городская. Телефон, электричество, ванная, водопровод. Совсем как в городе. Ларику казалось, что гораздо интереснее было бы, если бы сквозь щели был виден сад. За водой надо было бы бегать к колодцу, и во время дождя с потолка бы капало… Тогда бы по крайней мере чувствовалась настоящая дача.
Мама уехала в Крым лечить почки. Отец приезжал из города и тотчас уходил к себе наверх, где у него был кабинет, мастерская с большими окнами. Он там что-то чертил, писал, и за большими стеклами поздно ночью горели яркие электрические лампы. А всем распоряжалась тетя Женя, которую Ларик обещал слушаться, когда мама уезжала. Но с теткой Ларик не ладил. Она была очень скучная и боялась мокриц и ящериц. То ли дело дядя Коля! Вот с этим можно было водиться всерьез.
Ранним утром Ларик и Вадька с нетерпением поджидали дядю Колю в условленном месте, у речки.
— Вон он идет, дядька этот, насекомый, — говорил Вадька, — ой, и чудак.
И дядя Коля появлялся в своих широких, растоптанных сандалиях, люфяном картузе, вооруженный удочками, сачком, со своим неизменным баульчиком. Ларик даже ревновал сперва дядю Колю к Вадьке. Но чудесный мухолов оказывал предпочтение Ларику, хотя Вадька был уже в третьем классе, а Ларик перешел только во второй.
«Общество Зеленого Сачка»
Мальчики помогали дяде Коле ловить жуков, бабочек. Они собирали гербарий. Они удили рыбу. Дядя Коля действительно знал секретное рыбье слово. «Чигорчух!» — восклицал он, закидывая блесну, ловко сматывал лесу, и рыба — тут как тут! — блестела, выдернутая из воды. Он знал сотни таких историй, что некогда моргнуть, когда их слушаешь. «Вот у нас на верховодье в Нижегородской бывшей губернии…» — начинал он, и ребята, широко раскрыв глаза, разинув рты, часами слушали его. Он знал повадки птиц, ежей. Он разгадывал хитрости рыбы и зверя. Только один раз ребятам удалось доказать, что и они знают кое-что такое, чего не знает дядя Коля. Они лежали в тот день на песке у пруда, они смотрели в небо. И в небе, урча, прошел от облака к облаку самолет.