Джордано бруно полагал что бог

Тайны Джордано Бруно

«Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они — ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом».
С этого доноса, для Джордано Бруно началась долгая дорога к бессмертию.

В Ватикане корчились от ярости, читая «ереси» Джордано Бруно. Папа делал все возможное, чтобы схватить и осудить еретика. Но сделать это было непросто. Джордано Бруно поддерживал дружественные отношения с королями Франции Генрихом III и Генрихом IV, британской королевой Елизаветой I, императором Священной Римской империи Рудольфом II и многими другими европейскими «властителями». Книги Бруно печатались в лучших типографиях.
Но Джордано Бруно прославился вовсе не трудами по космологии, а великолепной памятью. Он развивал мнемонику (искусство памяти), которая была тогда модной у интеллектуалов. Джордано помнил наизусть сотни книг, начиная от Священного писания и заканчивая алхимическими трактатами. Искусству запоминания он научил Генриха III и Елизавету I, которая даже позволила Джордано заходить в свои покои в любое время, без доклада.

24 мая 1592 года венецианские инквизиторы арестовали Джордано Бруно по доносу богатого венецианца Джованни Мочениго.
История эта банальна. Бруно подрядился за большое вознаграждение обучить Мочениго искусству памяти. Однако венецианец оказался туповат и обучению не поддавался. Бруно, который иногда перебирал в своей прямолинейности, объявил ученику, что тот безнадежен и он прекращает обучение. Мочениго попытался уговорить Бруно остаться, но тот оказался непреклонным. Тогда ученик-неудачник написал донос в местную инквизицию, в котором утверждал, что его наставник попирал католические догматы, рассуждал о «бесконечных мирах» и называл себя представителем «новой философии».
В те времена, доносы инквизиции о попрании догматов церкви были самыми распространенными способами «сделать гадость» соседу, конкуренту, личному врагу. Инквизиция рассматривала все доносы, хотя многие из них не доходили до суда.

Джордано Бруно провёл под следствием восемь лет. Это рекорд для судопроизводства инквизиции! Для ведения следствия было привлечено аж девять кардиналов! Тем не менее, все девять инквизиторов не смогли подобрать слова к описанию «еретических» деяний монаха-доминиканца.
В приговоре фактически не было обвинительного заключения. Там было написано: «Сверх того, осуждаем, порицаем и запрещаем все вышеуказанные и иные твои книги и писания, как еретические и ошибочные, заключающие в себе многочисленные ереси и заблуждения. Повелеваем, чтобы отныне все твои книги, какие находятся в святой службе и в будущем попадут в её руки, были публично разрываемы и сжигаемы на площади св. Петра перед ступенями, и как таковые были внесены в список запрещенных книг, и да будет так, как мы повелели».
Несмотря на запрет инквизиции, книги Бруно можно было свободно купить в Риме и других итальянских городах до 1609 года.

Кто сгорел на костре?

Однако, «восемь положений» не указаны в тексте приговора. Речь идет лишь о доносе Мочениго. Нет ни слова об основаниях для вынесения приговора, если не считать выражения «тягчайшие заблуждения и ереси» и «упорство и непреклонность», которые на основания для смертного приговора «не тянут».
Утверждения историков, что Джордано Бруно был казнен как последователь системы Коперника, не соответствуют истине. Бруно был сожжен в 1600 году, а труды Коперника внесены в индекс запрещенных книг только в 1616-м.
Одна из версий гласит, что Джордано Бруно пострадал за свое учение о бесконечности вселенной и миров». Инквизиция много раз опрашивала свидетелей, использовала сокамерников Бруно в качестве доносчиков, дотошно допрашивала самого Джордано. Для приговора по поводу распространения учения о множественности миров было достаточно было только двух положений («сформулировал» и «распространял»). Но «еретических положений», послуживших для осуждения Бруно, было восемь. Куда делись оставшиеся шесть? И почему тезис о множественности миров не был внесен в текст приговора?
Протокол третьего венецианского допроса Бруно от 2 июня 1592 года:
«. в этой вселенной я предполагаю универсальное провидение, в силу которого все существующее живет, развивается, движется и достигает своего совершенства. Я толкую его двумя способами. Первый способ – сравнение с душой в теле: она – вся во всем и вся в каждой любой части. Это, как я называю, есть природа, тень и след божества. Другой способ толкования – непостижимый образ, посредством которого бог, по сущности своей присутствию и могуществу, существует во всем и над всем не как часть, не как душа, но необъяснимым образом».
Джордано не был христианином:
«Спрошенный: Утверждал ли, действительно ли признавал или признает теперь и верует в Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, единую в существе, но различающуюся по ипостасям, согласно тому, чему учит и во что верует католическая церковь?
Ответил: Говоря по-христиански, согласно богословию и всему тому, во что должен веровать каждый истинный христианин и католик, я действительно сомневался относительно имени Сына Божия и Святого Духа. »
При чтении этих протоколов создается впечатление, что Бруно откровенно издевался над инквизицией. Но процесс вели далеко не дураки, и можно предположить, что за подобные намеки Бруно обвинили, помимо всего прочего, в серьезном отклонении от учения господствующей церкви.
Из доноса Джованни Мочениго следовало, что Бруно «говорил. что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они – ослы». Инквизиторов заинтересовал жтот пункт доноса Мочениго:
«Спрошенный: Высказывался ли с осуждением о католических монахах, в особенности порицая за то, что имеют доходы?
Ответил: Я не только никоим образом не осуждал церковников за что бы то ни было, в частности за то, что они имеют доходы, но, напротив, я осуждал за то, что монахи вынуждены нищенствовать, когда не имеют доходов. Я был крайне поражен, когда наблюдал во Франции, как некоторые священники выходят на улицу с раскрытым требником и просят милостыни».
По сути, это очередное издевательство Бруно над следователями. В те времена, редкий монах зарабатывал себе на жизнь трудом. Основным своим занятием монахи почитали попрошайничать на улицах, что в общем-то приносило им неплохие доходы.

Путь Джордано Бруно на костер длился восемь лет – ровно столько не оглашенных публично пунктов обвинения было положено в основу приговора, подписанного генеральными инквизиторами.

Однажды, у папы Иоанна Павла II спросили, почему до сих пор не реабилитирован Бруно?
Папа ответил: «Вот когда найдете инопланетян, тогда и поговорим».

Источник

За что сожгли Джордано Бруно?

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Гипотезы измышляю!

Бруно был религиозным философом, а не ученым. Естественно-научные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление его взглядов на совсем не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д. Конечно, в эпоху становления науки эта разница (ученый или философ) была не столь очевидна, как сейчас. Вскоре после Бруно один из основоположников современной науки, Исаак Ньютон, определит эту границу так: «Гипотез не измышляю!» (т.е. все мои мысли подтверждены фактами и отражают объективный мир). Бруно «измышлял гипотезы». Собственно, больше ничем он и не занимался.

Самой точной и самой жизненной наукой для Бруно была. магия! Критериями его методологии оказываются стихотворный размер и луллиево искусство, а философия Бруно представляет собой своеобразное сочетание литературных мотивов и философских рассуждений, нередко слабо связанных между собой. Поэтому неудивительно, что Галилео Галилей, который, подобно многим своим современникам, признавал выдающиеся способности Бруно, никогда не считал его ученым, и тем более астрономом. И всячески избегал даже упоминания его имени в своих работах.

Принято считать, что воззрения Бруно были продолжением и развитием идей Коперника. Однако факты свидетельствуют о том, что знакомство Бруно с учением Коперника было весьма поверхностным, а в толковании трудов польского ученого ноланец допускал весьма грубые ошибки. Безусловно, гелиоцентризм Коперника оказал большое влияние на Бруно, на формирование его взглядов. Однако он легко и смело интерпретировал идеи Коперника, облекая свои мысли, как уже говорилось, в определенную поэтическую форму. Бруно утверждал, что Вселенная бесконечна и существует вечно, что в ней находится бесчисленное количество миров, каждый из которых по своему строению напоминает коперниковскую Солнечную систему.

Таким образом, Бруно нельзя назвать не только ученым, но даже и популяризатором учения Коперника. С точки зрения собственно науки, Бруно скоре компрометировал идеи Коперника, пытаясь выразить их на языке магических суеверий. Это неизбежно приводило к искажению самой идеи и уничтожало ее научное содержание и научную ценность. Современные историки науки полагают, что в сравнении с интеллектуальными экзерсисами Бруно не только система Птолемея, но и средневековый схоластический аристотелизм могут считаться эталонами научного рационализма. У Бруно не было никаких собственно научных результатов, а его аргументы «в пользу Коперника» были лишь набором бессмыслиц, которые в первую очередь демонстрировали невежество автора.

Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М.: Мартис, 1997. С. 57.

Почему инквизиторы боялись приговора

Из всего этого с неизбежностью следует, что, во-первых, взгляды Джордано Бруно нельзя охарактеризовать как научные. Поэтому в его конфликте с Римом не было и не могло быть борьбы религии с наукой. Во-вторых, мировоззренческие основания философии Бруно были весьма далеки от христианских. Для Церкви он был еретиком, а еретиков в то время сжигали.

Современному толерантному сознанию кажется весьма странным, что человека отправляют на костер за то, что он обожествляет природу и практикует магию. В любом современном бульварном издании публикуются десятки объявлений о порче, привороте и т.д.

Бруно жил в другое время: в эпоху религиозных войн. Еретики во времена Бруно не были безобидными мыслителями «не от мира сего», которых проклятые инквизиторы сжигали почем зря. Шла борьба. Борьба не просто за власть, а борьба за смысл жизни, за смысл мира, за мировоззрение, которое утверждалось не только пером, но и мечом. И если власть захватили бы, например, те, кому ближе были взгляды ноланца, костры, скорее всего, продолжали бы пылать, как пылали они в XVI веке в Женеве, где протестанты-кальвинисты сжигали католиков-инквизиторов. Все это, безусловно, не приближает эпоху охоты на ведьм к жизни по Евангелию.

К сожалению, полный текст приговора с обвинениями Бруно не сохранился. Из дошедших до нас документов и свидетельств современников следует, что те коперникианские идеи, которые по-своему выражал Бруно и которые также были включены в число обвинений, не делали погоды в инквизиторском расследовании. Несмотря на запрет на идеи Коперника, его взгляды, в строгом смысле слова, никогда не являлись для католической Церкви еретическими (что, кстати сказать, через тридцать с небольшим лет после смерти Бруно во многом предопределило и довольно мягкий приговор Галилео Галилею). Все это лишний раз подтверждает основной тезис этой статьи: Бруно не был и не мог быть казнен за научные взгляды.

Джордано бруно полагал что бог. Смотреть фото Джордано бруно полагал что бог. Смотреть картинку Джордано бруно полагал что бог. Картинка про Джордано бруно полагал что бог. Фото Джордано бруно полагал что богБарельеф на постаменте памятника Бруно в Риме «Суд»

Некоторые из воззрений Бруно в том или ином виде были свойственны и многим его современникам, однако на костер инквизиция отправила лишь упрямого ноланца. Что стало причиной такого приговора? Скорее всего, стоит вести речь о целом ряде причин, заставивших инквизицию принять крайние меры. Не стоит забывать, что расследование дела Бруно продолжалось 8 лет. Инквизиторы пытались подробнейшим образом разобраться в воззрениях Бруно, тщательно изучая его труды. И, судя по всему, признавая уникальность личности мыслителя, искренне хотели, чтобы Бруно отрекся от своих антихристианских, оккультных взглядов. И склоняли его к покаянию в течение всех восьми лет. Поэтому известные слова Бруно о том, что инквизиторы с большим страхом выносят ему приговор, чем он выслушивает его, можно понимать и как явное нежелание Римского престола этот приговор выносить. Согласно свидетельству очевидцев, судьи действительно были удручены своим приговором больше, чем ноланец. Однако упорство Бруно, отказывавшегося признавать выдвинутые против него обвинения и, следовательно, отрекаться от каких-либо своих взглядов, фактически не оставляли ему никаких шансов на помилование.

Коренным отличием позиции Бруно от тех мыслителей, которые также входили в конфликт с Церковью, были его сознательные антихристианские и антицерковные взгляды. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры. Материалы по делу Бруно рисуют портрет не безобидного философа, но сознательного и активного врага Церкви. Если тот же Галилей никогда не стоял перед выбором: Церковь или собственные научные взгляды, то Бруно свой выбор сделал. А выбирать ему пришлось между церковным учением о мире, Боге и человеке и собственными религиозно-философскими построениями, которые он называл «героическим энтузиазмом» и «философией рассвета». Будь Бруно больше ученым, чем «свободным философом», он мог бы избежать проблем с Римским престолом. Именно точное естествознание требовало при изучении природы опираться не на поэтическое вдохновение и магические таинства, а на жесткие рациональные построения. Однако Бруно менее всего был склонен к последним.

По мнению выдающегося российского мыслителя А.Ф.Лосева, многие ученые и философы того времени в подобных ситуациях предпочитали каяться не из-за страха пыток, но потому, что их пугал разрыв с церковной традицией, разрыв с Христом. Бруно во время процесса не боялся потерять Христа, так как эта потеря в его сердце, судя по всему, произошла гораздо раньше.

Литература по вопросу:

1. Барбур И. Религия и наука: история и современность. М.: ББИ, 2000.
2. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕР СЭ, 2000.
3. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1998.
5. Менцин Ю.Л. «Земной шовинизм» и звездные миры Джордано Бруно //Вопросы истории естествознания и техники. 1994, №1.
6. Философско-религиозные истоки науки. Отв. редактор П.П.Гайденко. М.: Мартис, 1997.

Справка «Фомы»:

Источник

8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно)

8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно)

Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе. Очевидно, что это – два противоположных варианта пантеизма. У Николая Кузанского речь идет прежде всего о Боге (природа растворена в Боге), а у Джордано Бруно, наоборот, – о природе (Бог растворен в природе). Первый вариант пантеизма поэтому можно назвать теологическим (theos – Бог), а второй – натуралистическим (natura – природа). Как видим, итальянского мыслителя интересуют природа, мироздание, космос, Вселенная, которая, по его мнению, пронизана Божественным началом, одухотворена, жива, едина. Из этого натуралистического пантеизма вытекают все основные положения философского учения Бруно.

Джордано бруно полагал что бог. Смотреть фото Джордано бруно полагал что бог. Смотреть картинку Джордано бруно полагал что бог. Картинка про Джордано бруно полагал что бог. Фото Джордано бруно полагал что бог

Так, например, если Вселенная божественна, то может ли она иметь границы, быть конечной? Разумеется, не может, Вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно.

Из этого положения неизбежно следует, что у мироздания нет центра и, стало быть, наше Солнце вовсе не является центром мира, как считал Коперник. Оно – центр только для нас, вернее, для нашей Солнечной системы. А вообще, если Вселенная бесконечна, то ее центр везде и поэтому нигде; любое небесное тело можно рассматривать в качестве относительного центра, абсолютного же – в принципе не может быть. Видимая нами сфера звезд, говорил итальянский философ, не есть граница мироздания, но всего лишь тот предел, которого достигает наше зрение, даже вооруженное разными оптическими приборами. Ночные звезды – это огромные раскаленные и светящиеся небесные тела, подобные нашему Солнцу. Иначе, это солнца других миров, которые, так же как и наше, имеют свои спутники-планеты. Однако мы не видим их вследствие малого размера, а также потому, что они тонут в блеске звездных лучей. Эти догадки были экспериментально подтверждены только в XX в., когда с помощью сложнейшей техники мы окончательно удостоверились в существовании иных планетных систем и галактик, разбросанных многими тысячами в бескрайних просторах Вселенной, и увидели множество небесных тел, недоступных для наблюдения невооруженным зрением.

Другим замечательным утверждением Джордано Бруно была мысль о том, что небо и Земля состоят из одних и тех же элементов. Раньше считалось, что вещества Земли и неба даже противоположны: Земля состоит из четырех грубых стихий – земли, воды, огня и воздуха, небо же образует более совершенное и тонкое вещество – эфир. Не случайно, наверное, противопоставлялись безупречность небесной сферы и несовершенство земной обители, а все идеальные и сверхъестественные сущности помещались человеком всегда на небо. Бруно утверждал, что между небесным и земным веществами нет противоположности: эфир – это не принципиальный материал неба, но всего лишь пятый элемент, такой же, как и четыре остальных, который выполняет роль связующего вещества: он объединяет четыре стихии в единое целое мироздания. Эта гениальная догадка, выраженная пусть и в художественной форме, была также подтверждена только в XX в., когда с помощью современных технических достижений мы смогли получить вещество разных планет и звезд, экспериментальным путем исследовать его химический состав и убедиться в том, что в различных частях Вселенной присутствуют те же самые, немногим более ста, химические элементы, что и на нашей Земле, которые заполняют Периодическую систему Д. И. Менделеева. В современной науке это утверждение обозначается термином «химически однородный состав Вселенной».

В вопросе о соотношении материального, вещественного, и идеального, духовного, Джордано Бруно придерживался пантеизма. Безусловно, что мир, нас окружающий, устроен разумно и правильно, утверждал он. Почему, например, все небесные тела неизменно движутся по стройным орбитам? Неразумная и неживая материя – вещество, лишенное духа и жизни, – никак не могла бы сама по себе устроиться гармонично и разумно. Значит, необходимо предположить, что вещество является живым и разумным, что материя одушевлена. В данном случае важно то, что в учении Бруно духовное начало перестает быть потусторонним по отношению к окружающему нас миру, оно переносится в него, растворяется во всем мироздании. Пропадает резкая противопоставленность материального и идеального, речь идет почти об их тождественности: материя является одушевленной, а духовное материализовано. Такой взгляд называется также гилозоизмом (от греч. hil? – вещество и zo? – жизнь).

Из этого утверждения следует весьма интересный и важный вывод: если Вселенная одушевлена и разумна, говорит Джордано Бруно, то не исключено, что миры, наполняющие ее бескрайние просторы и отстоящие от нас на колоссальные расстояния, так же как и наш мир, населены и обитаемы. Возможно, будущее убедит нас в том, что это действительно так…

1. Как Джордано Бруно доказывал, что Солнце не является центром мироздания?

2. Что говорил Джордано Бруно о веществе неба и земли? В чем заключалась новизна его утверждений по отношению к предыдущей эпохе?

3. Что такое гилозоизм?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. Прорыв в современность (Джордано Бруно)

3. Прорыв в современность (Джордано Бруно) Эпоха Возрождения ознаменовалась многими научными открытиями. Одним из наиболее выдающихся достижений был переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный польским ученым Николаем Коперником.С античных времен в

Развитие и возобновление Вселенной. Цикл Вселенной[5]

Развитие и возобновление Вселенной. Цикл Вселенной[5] Бесконечность пространства, равные расстояния между материальными, равными и вначале неподвижными точками, их взаимное притяжение – вот начальная картина Вселенной, или, вернее сказать, простейшая картина Вселенной.

§ 26. Прорыв в современность (Джордано Бруно)

§ 26. Прорыв в современность (Джордано Бруно) Эпоха Возрождения ознаменовалась многими научными открытиями. Одним из наиболее выдающихся достижений явился переворот во взглядах на строение мироздания, произведенный польским ученым Николаем Коперником. С античных времен

8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно)

8.3. Божественность Вселенной (Джордано Бруно) Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.

О жизни и судьбе Джордано Бруно

О жизни и судьбе Джордано Бруно Мы надеемся, что все сказанное выше будет полезным, для того чтобы принять ближе к сердцу судьбу и дело Титана эпохи Возрождения, великого философа, поэта, ученого и мистика Джордано Бруно. О нем часто говорят, что он родился раньше своего

Джордано Бруно. Божественность Вселенной

Джордано Бруно. Божественность Вселенной Исходным пунктом философских воззрений Джордано Бруно был пантеизм. Только если Николай Кузанский утверждал в духе пантеизма, что природа растворена в Боге, то Джордано Бруно исходил из того, что Бог растворен в природе.

5. Дж. Бруно

5. Дж. Бруно Воззрения Джордано Бруно (1548–1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум

Сожжение Джордано Бруно

Сожжение Джордано Бруно Неудовольствие инквизиции Бруно мог вызвать утверждением о возможности для героического энтузиаста возвыситься до Бога, «поднимаясь при помощи восприятия вида божественной красоты и доброты на крыльях ума и сознательной воли» (Там же. С. 86). Не

ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600)

ДЖОРДАНО БРУНО (1548–1600) Итальянский философ-пантеист. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленном множестве миров. Основные

ДЖОРДАНО БРУНО ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ДЖОРДАНО БРУНО ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХOmnia transit – все проходит. Только что невидимые Гении времени объявили конец еще одного века, еще одного тысячелетия бурной истории человечества. Странное, смешанное ощущение надежды и страха рождается вместе с

Источник

Джордано Бруно – учёный, которого сожгли на костре в Риме

Джордано бруно полагал что бог. Смотреть фото Джордано бруно полагал что бог. Смотреть картинку Джордано бруно полагал что бог. Картинка про Джордано бруно полагал что бог. Фото Джордано бруно полагал что бог

Джордано Бруно (Giordano Bruno) в настоящее время остаётся одной из самых противоречивых фигур эпохи Возрождения. До сих пор ведутся горячие споры, за что именно сожгли на костре философа? Учёные выдвигают самые разные предположения, которые сильно расходятся с официальной версией, но к общему выводу они так и не пришли.

Биография и жизнеописание

Джордано Бруно родился в городе Ноле (Nola) в 1548 году, который располагался неподалёку от Неаполя (Napoli). Когда будущий великий философ только родился, его нарекли именем Филиппо (Filippo). В те годы имена большое количество людей сочетали с местом их рождения, поэтому Джордано стали спустя некоторое время называть Бруно Ноланцем.

Семья Бруно состояла из отца, который был на тот момент наёмным солдатом, и матери-крестьянки.

Детство и юность

Когда Джордано исполнилось 11 лет, его семья отправила его в Неаполь для того, чтобы изучать такие науки, как литература, логика и диалектика. Мальчик окончил свою первую школу успешно, а после неё отправился на последующее обучение в монастырь святого Доминика (Monastero di San Domenico) – это произошло, когда он едва достиг своего пятнадцатилетия. Из-за чрезмерно общительного, дерзкого и неуёмного характера Джордано нередко вступал в словесные перепалки со старшими, что провоцировало многочисленные конфликты на разные темы.

В 1565 году Филиппо был пострижен в монахи, после чего и получил церковное имя Джордано. В Неаполе он провёл около десяти лет, после чего полноценно стал католическим монахом, и даже успел в 1568 году закончить первое сочинение под названием «Ноев ковчег» (arca di Noè). Этот труд он решил посвятить папе Пию V (Pius PP. V).

В возрасте 24 лет Джордано Бруно, провёл первую церковную службу. Свободные часы он проводил в местной библиотеке, которая располагалась при монастыре, изучая труды таких философов, как Аристотель (Aristotele) и Птолемей (Tolomeo).

Многих его братьев настораживал тот факт, что Джордано выносит из своей кельи иконы и оставляет только распятие. По этой причине спустя некоторое время юноша решил покинуть монастырь, поскольку монахи стали почти напрямую говорить ему о своих подозрениях.

Через несколько лет он получает титул учёного, который даёт будущему философу право читать лекции.

Период странствий

Для того чтобы не накликать на себя преследования и вытекающие из них неприятности, Джордано уехал сначала в Рим (Roma), а спустя некоторое время он решил перебраться ещё дальше, на север Италии. Но и там философ надолго не задержался. Бруно покидает страну в конце 70-х годов XVI века и уезжает в Швейцарию.

Далее философ сделал местом своего пребывания Лондон, но через несколько лет он решил перебраться в Оксфорд. Однако у Джордано возник небольшой конфликт с местными преподавателями, и это положение принудило его снова приехать в столицу Великобритании.

В этот же период, в 1584 году он издаёт один из крупнейших и знаменитых трудов под названием «О бесконечности вселенной и мирах» («sull’infinito dell’universo e dei mondi»).

В последующие годы, несмотря на то что Джордано пользовался поддержкой английских властей, он вновь был вынужден оставить обжитое место. Философ перебирается во Францию, поскольку здесь также является почитаемым деятелем, в частности, он пользовался покровительством французского посланника Мишеля де-Шатонеф-де-ла-Мовисьера.

Однако на территории Франции философ не задержался надолго. Практически сразу после своего прибытия в эту страну, он перебирается в Германию. Оттуда уже направляется в Марбург, но даже здесь ему всё равно запрещается читать лекции. Джордано Бруно в то время понимал, что тучи над ним постепенно начинают сгущаться, так как вокруг почти каждый третий подозревал его в ереси.

В 1586-1588 годах он находится в Виттенберге, который в те времена называли колыбелью протестантизма. В этом городе Джордано получил право читать свои лекции, но спустя небольшой промежуток времени также пришлось его покинуть. Когда он уже собрался уехать из Виттенберга, то произнёс свою хвалебную речь, которая посвящалась Лютеру.

Взгляды Лютера были близки Джордано, он постоянно восхищался ораторскими способностями этого молодого человека, полагая, что тот получил их от другого не менее известного деятеля тех времён – Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola).

Джордано в последующие годы сменял город за городом. Он жил в Праге, Гельмштедте и Цюрихе и Франкфурте-на-Майне. Только в конце века ему удалось вернуться на Родину.

Научная деятельность и преподавание

В течение всего времени странствий Джордано Бруно неустанно ищет работу преподавателя, но на одном месте он никогда долгое время не находился. Такому раскладу было несколько причин: во-первых, философ своими несколько отличающимися от общепринятых положений взглядами привлекал к себе внимание властей, а во-вторых, он давал другим священникам и преподавателям повод для написания доносов.

Однако Джордано не был из тех людей, которые любят держать язык за зубами, он никогда не боялся высказывать своих взглядов.

Как известно, такой подход к окружающему миру добром не кончается, поэтому Джордано славился своим потрясающим талантом при помощи пары фраз наживать себе врагов. Например, профессорам Оксфордского университета он любил представлять себя таким образом: «Я, Филотей (что обозначало, «друг Бога»), профессор чистой и безвредной мудрости, меня ненавидят лишь глупцы, но уважают и почитают учёные, знающие, что есть честность».

Хронология преподавания Джордано Бруно выглядит следующим образом:

Джордано за всё время своих странствий проявлял такие черты, которые были чужды многим его современникам. Например, не воспринимал традиций, с которыми не мог смириться его разум. Философ был слишком прямолинейным, поэтому никогда не стеснялся высказываться в отношении других профессоров. В Оксфорде Джордано время от времени позволял себе называть своих коллег глупцами и недоумками.

Бруно назывался гражданином мира, сыном Земли и Солнца, а также академиком без академии.

Открытия

Как таковых открытий Джордано Бруно не совершал. Этот философ прославился тем, что пропагандировал учение Коперника, а также на его основе создал собственное представление о нашей планете и Вселенной в целом.

А также философ прославился в своё время тем, что не раз высмеивал деятелей католической церкви, потешался над Папой Римским. Во времена жизни Джордано Папа Римский считался (как и сейчас) наместником Бога на Земле, а это априори подразумевало, что всё им содеянное – правильно.

Мировоззрения

Джордано Бруно является человеком, который в своё время объединил религию и науку, пускай это случилось внутри него самого, а не во внешнем мире. Практически в каждом своём сочинении этот философ не боялся напрямую называть тупость тупостью, так как он видел присутствующую во взглядах церкви абсурдность. Те догмы, которые расположились на страницах древних книг, он ни в какую не хотел воспринимать, потому что видел ценности в других сферах. Для него основой всех основ были свобода, любовь, а также стремление каждого человека к своему персональному счастью.

Джордано видел ненормальность в том, что выход из католической церкви в то время, когда он жил, сурово карался, а вход в неё осуществлялся через крещение, причём младенцев даже не спрашивали о том, хотят они это или нет.

В том случае, если человек утаивает что-либо от святого отца на исповеди или на разного рода собраниях в церкви, то это являлось серьёзной причиной для того, чтобы подвергнуть человека наказанию. Даже если человек пропускал одну или несколько церковных служб, он уже мог навлечь на себя гнев святой инквизиции.

Джордано было невыносимо видеть то, что святая инквизиция творила с людьми. Причём совсем необязательно человек мог окончить свою жизнь на костре. Философ видел худшей участью поломанную жизнь, под которой Джордано Бруно понимал отказ от собственных убеждений, а также травлю со стороны окружающих его людей за неподчинение католической церкви. Именно по этой причине, поскольку философ видел происходящие события изнутри, он и решил сбежать из родной страны в ту, которая находилась вне контроля Папы Римского и Ватикана (Stato della Città del Vaticano), в Швейцарию.

Великий философ был убеждён, что огромное пространство наполнено бесчисленным количеством звёзд, вокруг которых вращаются такие же планеты, подобные Земле. Между собой эти тела могут различаться яркостью излучения и размерами. Джордано предполагал, что где-то далеко есть звёзды, которые гораздо больше по размерам нашего Солнца. При этом планеты не имеют такого излучения, чтобы их можно было увидеть с Земли невооружённым глазом.

Отличительной чертой Джордано от представлений Коперника является то, что он отказывался от небесных сфер, то есть философ отказывался верить, что существуют прозрачные или невидимые поверхности, на которых располагаются все планеты и звёзды. Джордано не мог назвать конкретной причины, по которой эти тела находятся в невесомости, но он был твёрдо уверен, что никакой невидимой платформы под небесными телами не существует. Такие сферы были частью представлений о мире у Аристотеля, Птолемея, Коперника, они даже признавались самой библией. По мнению Джордано Бруно, подобное мировоззрение сильно тормозило развитие науки в прошлые времена.

Философ также был уверен, что вне нашей планеты имеют место другие миры, на которых присутствует разумная жизнь. Наряду с этим Джордано проводил многочисленные исследования, которые имели в себе магическую подоснову. Философ остановился всего на девяти магических формах.

Когда он задался вопросом о том, что собой представляет душа, Джордано решил посвятить этому ещё одно исследование. Не совсем ясно, как именно через эксперименты он хотел ответить на этот вопрос, но в процессе собственных действий он пришёл к выводу, что душа представляет собой метафизическое тело, которое наделено способностью передаваться от одного «сосуда» в другой. Как предполагают исследователи, этим Джордано делает отсылку к тому, что человек после смерти способен реинкарнировать.

Прочие достижения

Практически никому в настоящее время неизвестно, что помимо того, что Джордано Бруно был учёным, он также являлся талантливым поэтом. Философ писал стихи на самые разные тематики, но очень много места в своём творчестве выделял для сатиры. Это вполне естественно, ведь учитывая, насколько его представления о мире разнились с общепринятыми видениями, он не мог не считать окружающих глупцами.

Именно Джордано создал драматический стиль, который основывался на свободном изложении мыслей. В своих стихотворениях он очень живо и реалистично отображает нравы и был той эпохи, в которую ему довелось жить. Философ высмеивает на страницах произведений лицемерие, педантичность, суеверие и детскую наивность. Все эти качества он видел в своих современниках. Если прочесть смысл посланий между строк, то можно заметить, что несмотря на то, что философ потешается над этими чертами людей, он искренне печалится, что католическая церковь не даёт «рабам божьим» стать лучше.

Личная жизнь

О том, что происходило в личной жизни философа, какая-либо информация отсутствует. Известны только сведения, что у Джордано не было жены или детей, а также учеников или каких-либо последователей. Некоторые исследователи даже предполагают, что у великого философа были гомосексуальные наклонности. Стоит отметить, что гомосексуализм не являлся редкостью в Средневековье, причём он широко был распространён среди монахов и священников.

На портретах Джордано выглядит совсем хрупким и постоянно задумчивым юношей.

Джордано бруно полагал что бог. Смотреть фото Джордано бруно полагал что бог. Смотреть картинку Джордано бруно полагал что бог. Картинка про Джордано бруно полагал что бог. Фото Джордано бруно полагал что бог

Поэтому многие биографы не раз говорили о том, что увлечённость магией и наукой у философа была столь велика, что заменила ему плотские утехи с женщиной.

Суд и смерть

В 1591 году Джордано Бруно приглашает к себе в гости в Венецию (Venezia) юноша аристократического происхождения по имени Джованни Мочениго (Giovanni Mocenigo) под предлогом обучения мнемонике. В процессе познания Джованни расспрашивал Джордано о его мировоззрениях и о научной деятельности. Между ними, казалось бы, завязалась тёплая дружба, но уже 23 мая 1592 года аристократ посылает инквизитору свой первый донос на философа.

После этого святая инквизиция потребовали у Венеции выдать ей Джордано для того, чтобы совершить над ним суд. 27 февраля 1593 года философа доставляют в Рим и заключают в тюрьму в замке святого Ангела (Castel Sant’Angelo). Как бы философа ни истязали, он не признаёт за собой ереси и не отвергает собственных взглядов. Джордано железно уверен, что все его убеждения правильные, а католическая церковь, напротив, заставляет людей верить в ложь.

В следующем году, 9 февраля, трибунал святой инквизиции признаёт Джордано Бруно виновным по восьми положениям. После этого его отлучили от церкви и лишили сана священника. Как только все необходимые приготовления были завершены, Джордано приговорили к наказанию «без пролития крови». В те времена это означало сожжение на костре. Казнили великого философа 17 февраля в Риме на площади Кампо-деи-Фиори (Campo dei Fiori).

Последними словами Джордано Бруно были: «Сжечь – ещё не значит опровергнуть!».

За что сожгли Джордано Бруно в действительности

В настоящее время принято думать, что Джордано Бруно погиб из-за своего мировосприятия и научных взглядов, поэтому многие люди полагают, что он является своеобразным мучеником. В действительности научные представления философа не имеют практически никакого отношения к тому, что его приговорили к казни через сожжение.

Святая инквизиция приговорила его к такой участи только за то, что он отрицал догматы католической церкви. Но при этом Джордано никогда не был атеистом, напротив, он всегда считал себя глубоко верующим человеком. Он никогда не пропагандировал коперниканизм, это не являлось основной целью его жизни. Особенностью Джордано Бруно было то, что он видел мир несколько иначе, чем окружающие люди и католическая церковь, а идеи Коперника он использовал в качестве инструментов только для того, чтобы органично и правильно описать свои философские и научные концепции.

Джордано Бруно всю жизнь полагал, что он был рождён для какой-то особой, великой миссии. По этой причине когда его допрашивали инквизиторы, он не отказывался от собственных убеждений.

Как предполагают биографы, если бы философ не проявлял так часто свой неуёмный характер и амбиции, а вёл себя чуть скромнее, то он смог бы избежать подобной участи. Однако Джордано никогда не стыдился своих идей, а тех, кто его не понимал, считал олухами и дураками, причём не упускал возможности высказать это им в лицо.

Исследователи полагают, будь у философа чуть больше сдержанности и тактичности, его судьба наверняка сложилась бы несколько иначе.

Интересные факты

Джордано Бруно был для своей эпохи противоречивой и интересной личностью, поэтому за всё время его жизни с ним случилось множество любопытных событий:

Перечень трудов

За свою насыщенную жизнь Джордано Бруно написал несколько естественнонаучных трудов и художественных произведений. Среди научных сочинений наиболее значимыми называют:

Книги Джордано Бруно можно купить и читать онлайн на сайте Litres.ru

Джордано бруно полагал что бог. Смотреть фото Джордано бруно полагал что бог. Смотреть картинку Джордано бруно полагал что бог. Картинка про Джордано бруно полагал что бог. Фото Джордано бруно полагал что бог

Среди известных литературных произведений философа стоит назвать следующие:

Кроме этих произведений Джордано Бруно написал множество сонетов.

Цитаты

Среди наиболее известных цитат Джордано Бруно стоит выделить следующие:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *