E commerce платформа что это
E-commerce платформы. Вступление. Часть 1
Ни для кого уже давно не секрет, что мировой объем продаж в интернете неумолимо растет из года в год. На данный момент онлайн-торговля составляет уже немногим более 5% мирового объема торговли. Только представьте себе, каждый двадцатый доллар, потраченный на покупки — тратится онлайн. Такая ситуация просто вынуждает владельцев не только крупного, но и среднего, и малого бизнеса выходить со своими товарами во Всемирную сеть. А вот тут и встает вопрос: как правильно попасть на рынок электронной коммерции? Одной из главных составляющих этого вопроса является выбор платформы для будущего интернет-магазина. Ведь таких платформ довольно много, как же правильно определить какая из них больше подходит под конкретные нужды? Давайте вместе попробуем разобраться в этом на примере нескольких систем.
Начнем, пожалуй, с WordPress. Эта платформа на PHP сейчас является самой популярной CMS. WordPress идеально подходит для новичков сайтостроения, благодаря своей хорошей документации и оперативности установки. Стоит отметить, что WordPress имеет ну уж очень широкое распространение, начиная от блогов и заканчивая e-commerce сайтами. Доля рынка этой CMS составляет 60,3%, что является внушительным показателем. Такая популярность обусловлена широким набором плагинов, виджетов для галерей, мультиязычностью, простотой администрирования. Но в тоже время, функционал WordPress простоват, поэтому зачастую его используют для новостных сайтов, блогов, но не для интернет-магазинов.
Joomla — следующая по популярности CMS (с долей в 3% от всех сайтов в интернете). Главным преимуществом Joomla является юзерфрэндли интерфейс. Но есть одно “но”… Невзирая на то, что чистая версия данной системы является одной из самых защищенных, дополнительные плагины и расширения вносят в CMS огромную проблему с безопасностью. Так как Joomla — это open-source проект, то любой программист может внести правки в общий депозиторий. Поэтому использование Joomla для e-commerce ставит дополнительные проблемы перед разработчиком по обеспечению безопасности сайта.
Следующей по популярности системой является Drupal (c долей рынка в 2%). Невзирая на большое количество преимуществ, которые включают в себя огромное число модулей, способных расширить функционал до бесконечности, наличие “хуков” позволяющих избежать сбоев в системе. Однако Drupal уж очень сложна в использовании.
Теперь, давайте поговорим о некоторых платформах, которые используются в преимущественно для крупных e-commerce проектов. Начнем, пожалуй, с Magento, так как по данным аналитиков W3Techs.com, за апрель 2014 года, данная платформа используется 1% всех веб-сайтов мира. А из 20 самых популярных платформ для электронной коммерции, Magento занимает долю в 34%. Тем более, по данным официального сайта, Magento обслуживает 34 компании из списка ТОП-500. Если же рассмотреть общую статистику этой платформы, то количество интернет-магазинов на Magento — более 150 000, а расширений больше 6400.
Причин такой популярности данной CMS очень много. Первое — это то, что Magento довольно стабильна, обновления выходят достаточно часто, что покрывает баги, которые появляются в системе. Также Magento поддерживает мультиязычность. Еще одним огромным плюсом Magento является наличие бесплатной community версии, а это возможность попробовать систему в действии, не потратив при этом ни копейки. Еще одна причина выбрать именно Magento состоит в том, что эта система очень гибкая. Это позволяет интегрировать ее как с социальными сетями, так и с бухгалтерскими программами. Не забываем и о том, что в “коробке” Magento идет сразу огромное количество виджетов, таких необходимых для нормальной работы интернет — магазина. Но, как говорится, идеальных вещей не бывает, поэтому и у Magento есть свои недостатки. Первым, и, наверное, наиболее важным, из них есть тот факт, что данная система, “от народа для народа” и поэтому багов в ней не избежать. Второй проблемой является квалификация администратора сайта, ведь данная работа не является такой уж простой. Для ознакомления с сайтами, работающими на Magento, стоит посетить сайты магазина одежды Rebel8 и онлайн-маркет сети Comfy.
Следующая платформа, на которую мы обратим внимание, будет Demandware. По данным официального сайта, на этой платформе в мире работает приблизительно 800 сайтов, в том числе и онлайн — магазины Adidas, Puma, HugoBoss.
Demandware — это очень сложная система, которая направлена исключительно на обслуживание крупного e-commerce. Платформа очень гибкая, легко интегрируется в различные системы и при всем этом сохраняет свою надежность. Решения Demandware для e-commerce включают в себя самые современные инструменты для онлайн — коммерции, кросс — платформенность и возможность расширенной аналитики. Но огромным минусом при выборе Demandware для своего интернет-магазина, является высокий порог входа бизнеса на рынок. Так с клиентов взымается лицензионный сбор в размере от 0.75% до 1,25% от месячного объема продаж через интернет-сайт. Так что, Demandware подходит исключительно для крупного бизнеса.
Последняя платформа в нашем кратком обзоре это IBM WebSphere Commerce. Эта очень большая и мощная платформа, позволяющая работать напрямую как с потребителями, с предприятиями, а также косвенно через партнеров.
IBM WebSphere Commerce включает в себя всю инфраструктуру промежуточного программного обеспечения, которая позволяют создать, запустить и поддерживать сайт 24х7. Для того чтобы ускорить интеграцию WebSphere, можно использовать ускорители, как SaaS с уже готовых решений. Большинство продуктов, включенных в платформу IBM WebSphere, можно назвать образцовыми в своих классах, особенно сообщение брокера WSMB или сервер приложений WAS. К примеру, на платформе WebSphere Commerce работают онлайн — маркеты таких компаний как Speedo, Champion, Jack & Jones и многие другие.
Так что выбор оптимальной платформы полностью лежит на ваших плечах. Главное помните, важно не только выбрать платформу, которая вам наиболее подходит, но и исполнителей, которые качественно сделают ваш интернет-магазин и смогут его поддерживать 24х7, 365 дней в году.
Более детальный обзор e-commerce платформ читайте в нашем блоге в дальнейшем.
Что такое e-commerce и как устроена онлайн-торговля
Содержание
В действительности, e-commerce — это не только финансовые или торговые транзакции, осуществляемые с помощью сетей, но и цепочки глобальных бизнес-процессов, связанных с проведением транзакций.
Сегодня к электронной коммерции относят электронную покупку или продажу товаров через онлайн-сервисы или через интернет, мобильную коммерцию, электронные переводы средств, управление цепочками поставок, интернет-маркетинг, онлайн-обработку транзакций, электронный обмен данными (EDI), системы управления запасами и автоматизированные системы сбора данных.
Виды e-commerce
Электронную торговлю можно классифицировать по двум признакам:
Что продают:
Кому продают:
Два самых распространенных типа — b2c и b2b.
Как развивается e-commerce в России и мире?
С ростом цифровизации и массовым переходом в онлайн e-commerce стала драйвером ключевых изменений в мировой экономике. Доступ к электронной коммерции сегодня возможен с любого смарт-устройства: на конец 2020 года в мире насчитывалось почти 10 млрд смартфонов, компьютеров и планшетов, подключенных к интернету. Это уже превышает население Земли (почти 8 млрд человек).
Вот главные цифры на сегодня:
По данным INFOLine, объем рынка электронной коммерции в России за 2020 год составил 2,7 трлн руб. Это на 34% больше, чем годом ранее.
Поддержка электронной коммерции в России на период до 2024 года регулируется нацпроектом «Цифровая экономика». Основными целями документа являются повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) минимум в три раза по сравнению с 2017 годом, и создание устойчивой, безопасной и общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных.
Самые успешные кейсы е-commerce
Alibaba
Модель Alibaba аналогична eBay: она выступает в качестве агрегатора для продавцов — физлиц, магазинов или производителей — которые сами отправляют товар покупателям.
JD.com
Главный конкурент Alibaba в Китае. В отличие от Alibaba, JD.com работает по модели Amazon: отгружает товары сторонних продавцов с собственного склада и отправляет через свою службу доставки. На конец 2020 года у компании было более 900 складов общей площадью 21 млн кв. м. В составе холдинга есть своя социальная платформа — Jingxi, а также сети магазинов у дома Xintonglu и JD New Markets и даже собственное направление коммерческой недвижимости. В ближайшем будущем JD планирует запустить свою цифровую валюту — e-CNY.
Amazon
Amazon — самый крупный розничный продавец в сфере e-commerce в США и один из крупнейших в мире. Компания располагает огромной сетью складов и сортировочных центров, а также собственной службой доставки, которая использует дронов и роботов, а в 2020 году приобрела еще и самолеты Boeing 767. Помимо основной b2c-платформы, есть также Amazon Business для клиентов-юрлиц.
Сейчас 60% дохода Amazon приносят ИТ-решения Amazon Web Services — облачные хранилища и сервисы. Компания регулярно запускает различные продукты и сервисы под своим брендом: электронные читалки Kindle, элементы «умного» дома, голосовой помощник Alexa, онлайн-кинотеатр Amazon Prime. У Amazon есть и офлайн-магазины Amazon Go. Они работают при помощи нейросетей с распознаванием лиц и компьютерным зрением: здесь нет касс и продавцов, а покупки оплачиваются автоматически через приложение.
eBay был создан в 1995 году как сервис онлайн-аукционов c2c: продавцы выставляли на аукцион вещи (часто подержанные), а покупатели делали ставки. Доставка товаров при этом лежит на продавце, а сам сервис берет комиссию за размещение лотов и занимается урегулированием споров. Позже на платформе появились коммерческие аккаунты частных предпринимателей и магазинов, а покупать стало можно и по фиксированной цене.
Wildberries
Wildberries продает одежду, обувь, аксессуары, бытовую технику и электронику, товары для дома. Все это компания доставляет с собственных складов через пункты выдачи (в 2020-м доля таких заказов составила 93%) или курьеров. В 2020 году оборот компании вырос на 96% по сравнению с 2019-м — до 437,2 млрд рублей, а число заказов — до 323,8 млн, достигнув 1,5 млн в сутки, что вдвое больше прошлогоднего показателя. Помимо России компания также работает в странах СНГ, Польше, Словакии, Израиле и планирует выйти на рынок Германии.
Компанию основали в 1991 году. Как и Amazon, первый интернет-гипермаркет в России начинал с торговли книгами. Сегодня 24% продаж Ozon приходится на электронику, остальное распределено между книгами, бытовой техникой, одеждой, косметикой, продуктами и прочими товарами. Как и Wildberries, маркетплейс сделал ставку на расширение пунктов самовывоза, причем с 2020 года делает это только под собственным брендом, а не через партнеров. Ozon доставляет товары в собственные постаматы и курьерами. Компания также запустила сервис по продаже авиабилетов Ozon.Travel.
«Яндекс.Маркет»
«Яндекс.Маркет» пришел на рынок 20 лет назад. До 2018 года развивался как агрегатор для интернет-магазинов, с 2018 года параллельно строил маркетплейс «Беру», который в 2020 году стал частью «Яндекс.Маркета». Сегодня это — маркетплейс, где магазины могут продавать свои товары, а пользователи — совершать покупки, выбирая из ассортимента в 4 млн товарных наименования.
Продавцам «Яндекс.Маркет» предлагает четыре модели сотрудничества с маркетплейсом:
Маркетплейс «Маркета» также предлагает другие сервисы для продавцов и покупателей: поиск по десяткам фильтров, сравнение цен на один и тот же товар, отзывы покупателей, рейтинги магазинов и платное продвижение.
На конец 2020 года на «Яндекс.Маркете» продавали свои товары более 8 тыс. продавцов, по рекламной модели размещалось 25 тыс. магазинов-партнеров, ежедневная аудитория достигла 6 млн уникальных посетителей. Оборот компании в 2020 году вырос в 1,5 раза — до 28,8 млрд руб.
Будущее электронной торговли
Среди глобальных трендов в развитии электронной торговли стоит выделить:
Другими словами, магазины стремятся сделать процесс покупки не только максимально быстрым и комфортным, но еще и увлекательным.
Электронная торговля берет курс на персонализацию: за счет «умного» поиска и подбора товаров, персональных рекомендаций, онлайн-стилистов и прочих инструментов. ИИ сможет анализировать все ваши покупки и предпочтения, составляя личные рекомендации с учетом ваших особенностей. Продуктовые сети уже реализуют подбор товаров на основе генетического теста и базовых медицинских показателей.
Подробнее о том, как будет развиваться онлайн-торговля продуктами и готовой едой — в материале РБК Трендов.
Еще один заметный тренд — гибридные форматы: когда офлайн-супермаркеты и розничные сети переходят в онлайн и открывают целые зоны для самовывоза или оформления покупок через интернет. Другой пример сочетания офлайн- и онлайн-формата — магазины Amazon Go: клиент может купить любой товар без касс и продавцов с помощью приложения и камер с распознаванием лиц.
Среди других трендов:
Что такое e-commerce?
Что такое e-commerce сегодня и каким будет завтра?
В понимании большинства электронная коммерция, или e-commerce, — это электронная покупка или продажа онлайн. Те, кто заглядывает дальше, скажут, что e-commerce — это не только финансовые или торговые транзакции, осуществляемые с помощью сетей, но, что важно, цепочки постоянно совершенствующихся, глобальных бизнес-процессов, связанных с проведением транзакций. Те же, кто смотрит в будущее, а возможно, просто хорошо знает статистику, свидетельствующую о значительных темпах роста цифровой экономики за последние годы, ответят, что e-commerce — это ядро стремительно нарождающейся в мире цифровой экономики и результат взрывных темпов развития телекоммуникационных мощностей за последнее десятилетие.
Правы будут все. Доступ к электронной коммерции сегодня возможен с любого смарт-устройства: так, по данным исследовательской компании Juniper Research, сегодня в мире к интернету подключены 7 млрд устройств, а к 2022 году их количество увеличится до 50 млрд. И это при том, что население планеты — около 8 млрд человек. Так глобализация интернета, доступ к которому еще 10 лет назад был менее чем у 20% населения планеты, а сегодня есть почти у 45%, и неотвратимый рост телекоммуникационных мощностей способствуют появлению все новых бизнес-моделей и ломают принципы работы существующих отраслей. Цифровизация — единственный способ сохранения конкурентоспособности в Индустрии 4.0. И это не только обязывает традиционные компании следовать цифровому тренду, но наделяет новой силой малых и средних предпринимателей по всему миру.
Как развивается e-commerce в России и мире?
С целью поддержки роста объемов e-commerce в РФ в период с 2019 по 2024 год создан нацпроект «Цифровая экономика». Основными целями нацпроекта являются повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее, чем в три раза по сравнению с 2017 годом, и создание устойчивой, безопасной и общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных. Российским экспортным центром создан целый ряд сервисов для поддержки e-commerce: РЭЦ уже помогает предпринимателям в части подбора инфраструктуры, площадок, образования, регистрации и, что важно, господдержки. Центры поддержки экспорта РЭЦ в регионах субсидируют затраты предпринимателей, желающих регистрироваться и продвигать свою продукцию на маркетплейсах. Форсированная интеграция России в цифровизацию торговли, переход от массового производства к таргетированному клиенту, от крупных производителей к средним и малым компаниям на электронных платформах — актуальные задачи РЭЦ.
Какие самые успешные кейсы е-commerce?
Для начала — показательная динамика: по данным, представленным РЭЦ, в 2008 году в списке 10 самых дорогих компаний мира была только одна компания из сферы IT — это Microsoft. В 2019 году в этом списке уже семь компаний, занятых в IT и электронной коммерции: Amazon, Microsoft, Google (Alphabet), Apple, Facebook, Alibaba и Tencent. Предположительно, еще через 10 лет в списке самых дорогих компаний мира банки и добывающие компании будут занимать места только во втором и третьем десятках.
Какие возможности дает электронная платформа каждому?
Продавать так же просто, как и покупать. Эксперты РЭЦ на сессии, посвященной e-commerce в рамках форума «Сделано в России», отметили, что электронная платформа — это возможность, которая есть сегодня у любого производителя, и неважно — что он производит. Маркетплейс позволяет найти своего клиента с минимальными издержками, снимая границы и барьеры. Продавцы, активно использующие интернет-каналы для расширения сферы своего влияния (международные площадки Amazon, eBay и прочие), получают возможность в десятки, сотни и даже тысячи раз расширить приток покупателей, увеличив доходы. И все это без крупных дополнительных временных и финансовых вложений. Сегодня Российский экспортный центр оказывает предпринимателям активное содействие в выборе бизнес-инструментов электронной коммерции и понимании их эффективного использования. Услуги РЭЦ по экспорту через каналы электронных продаж включают, среди прочего, методические пособия о доступе на международные торговые интернет площадки, консультирование по способам организации экспортной интернет-торговли и непосредственно размещение продукции на электронных торговых площадках с уже упомянутой ранее господдержкой. И если пример российской Wildberries кажется кому-то недосягаемым, то РЭЦ на сессии e-commerce представил гораздо более доступные: например, онлайн-магазин одежды для кукол Elenpriv молодой предпринимательницы Елены Передреевой. Своим звездным часом Елена назвала появление в России Paypal, позволившей студентке превратить хобби в бизнес и получать заказы из Японии, Италии и США. Сегодня Елена продает одежду для кукол в 55 стран мира, в компании заняты 40 человек, а в ближайшей планах — выход на Amazon.
Электронная коммерция
E-commerce или электронная коммерция – это предпринимательская деятельность, которая, так или иначе, связана с распространением, рекламированием, продвижением, продажей услуг или товаров через Интернет. Если упростить, то любые действия с коммерческим уклоном в глобальной сети подпадают под определение онлайн-коммерция. Эта сфера зародилась в США, потом получила развитие в Европе и в конце 90-х годов прошлого века стала активно развиваться в Китае и России.
Электронная коммерция объединяет такие глобальные категории – онлайн-продажи, интернет-банкинг, бронирования билетов и отелей, транзакции в платежных системах, онлайн-маркетинг и реклама.
В техническом плане электронная коммерция в Интернете стоит на трёх основах – сервер, база данных и система доставки товара или услуги покупателю. Критически важна первая составляющая – качественный и быстрый сервер. База данных нужна крупным объектам, а доставка электронных товаров или услуг не требует сложной логистики.
Виды электронной коммерции в Интернете
Сфера E-commerce подразделяется на виды в зависимости от целевой аудитории, с которой работает компания:
Сегодня большую часть занимают ниши В2В и В2С. Сектор госзакупок имеет достаточно высокий порог входа, поэтому не выделяется массовостью. Хорошо развиваются ниши G2C и С2С. В любом случае, интернет-коммерция должна включать следующие элементы:
Как работает электронная коммерция
Рассмотрим принцип работы E-commerce на примере с заказом товара в онлайн-магазине. Алгоритм следующий:
Шаг первый – покупатель, просматривая онлайн-каталог, решает выбрать продукт. Его ПК или мобильное устройство через браузер взаимодействует с сервером, на котором находится магазин.
Шаг второй – сервер, получив заявку пользователя, отправляет её менеджеру в систему обработки заказов.
Шаг третий – Менеджер делает запрос в базу данных о наличии товара на складе. Если товара нет, то делается запрос производителю, выясняется время поставки на склад, после чего клиенту предоставляется конкретная информация.
Шаг четвертый – если товар на складе, сотрудник магазина продолжает обработку заявки.
Шаг пятый – обращение к финансовой системе с запросом на обработку транзакции – оплаты от клиента.
Шаг шестой – финансовая система разрешает или блокирует проведение сделки в зависимости от ситуации со счетом клиента (недостаток денег, нерабочая карта и другое). Если сделка совершается успешно, то менеджер подтверждает транзакцию и уведомляет об этом сервер.
Шаг седьмой – сервер выводит покупателю сообщение, что оплата успешно проведена, заказ принят в обработку.
Шаг восьмой – заявка направляется на склад, где формируется товар для отправки по адресу клиента.
Шаг девятый – сотрудники логистического отдела доставляют товар клиенту.
Шаг десятый – после отправки заказа со склада, сервер высылает клиенту оповещение на e-mail или телефон (SMS), что товар находится в пути.
Алгоритм для онлайн-сервисов, интернет-банкинга примерно одинаковый за исключением, что услуги могут не иметь физического воплощения. Например, продажа доступа к полному функционалу программы, покупка электронных книг и другое.
Примеры электронной коммерции
Приведем несколько ниш успешной реализации E-commerce:
Начиная с 1998 года электронная коммерция плавно вышла на оборот 3-3,5 триллионов долларов за 20 лет деятельности. Лидеры E-commerce – Китай, США. Россия занимает 10 место в рейтинге, но имеет хорошие шансы подняться на несколько ступенек выше, благодаря плотному сотрудничеству с китайскими онлайн-гигантами – Али Экспресс, Тао-Бао и другими.
Преимущества и недостатки
Электронная коммерция, как и любая ниша на рынке, имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим подробнее.
Недостатки электронной коммерции:
Резюме
Мы изучили, что такое электронная коммерция. Узнали, какие виды E-commerce используются на рынке, в каких нишах активно развивается электронная торговля. Несмотря на серьезные вызовы для каждой компании, за бизнесом в сети будущее торговли.