Ефремов час быка о чем

Краткое содержание Ефремов Час быка

После того, как звездолёт покидает планету Торманс, небольшие изменения происходят в сознании колониальной планеты. И спустя 130 лет, пролетавший мимо корабль привез послание для Земли. Тормансы меняются и социальное устройство их жизни так же претерпевает изменения. Они встали на путь социализма.

Очень многое описанное в романе находит отражение в реальной жизни. Все устройство на планете Торманс, руководитель и правящая партия очень сильно похоже на существующий в то время Китай и его руководящую верхушку.

Вообще писатель постарался показать сценарий развития нашего будущего в стиле антиутопии. В основном все фантасты описывают грядущие катастрофы и гибель всего человечества. Ефремов же рассмотрел тот сценарий, в котором будущее не представляет опасности, а просто развивается по определенным законам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Ефремов. Все произведения

Час быка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В рассказе «Чистый Дор», созданном советским писателем Юрием Иосифовичем Ковалем, повествуется о жителях старинной деревушки с одноимённым названием.

Всё происходит во время ВОВ в Атамановке. В деревне тридцать дворов и каждый знает своего соседа. Герои повести – А. Гуськов и жена его Настя.

Великий писатель Марсель Пруст делится своими впечатлениями и переживаниями в своих творениях. Все произведения автора затрагивают жизненно – важные проблемы всего общества

Писатель Фирсов, оглядывая тихие окрестности Москвы, понимал, что в душе начинается приятная опустошенность, говорящая о том, что рождаются человеческие судьбы, которые появятся скоро в книге.

Источник

Час Быка

Из Википедии — свободной энциклопедии

Ефремов час быка о чем. Смотреть фото Ефремов час быка о чем. Смотреть картинку Ефремов час быка о чем. Картинка про Ефремов час быка о чем. Фото Ефремов час быка о чем
Первое отдельное издание романа
(1970)АвторИван ЕфремовЖанрНаучная фантастика, антиутопияЯзык оригиналарусскийОригинал издан1970ОформлениеГалина Бойко и Игорь ШалитоИздательМолодая гвардияВыпуск6.5.1970Страниц457ЦиклВеликое КольцоПредыдущая«Сердце Змеи»

Вместе с более ранними произведениями И. А. Ефремова: романом «Туманность Андромеды» (1956 год) и повестью «Cor Serpentis» (с лат. «Сердце Змеи» 1958 год), роман «Час Быка» образует трилогию.

События фантастического мира, происходящие в будущем планеты Земля, описанные в романе «Час Быка», происходят значительно позже, чем изложенные автором в предыдущих произведениях. Общих действующих персонажей нет, упоминаются (в качестве исторических личностей) персонажи «Туманности Андромеды» Рен Боз, Веда Конг, Эрг Ноор, Дар Ветер и Мвен Мас. Роман имеет самостоятельный сюжет, но в каюте Фай Ро́дис (руководительницы космической экспедиции землян на планету Торманс) находится «снимок» историка, исследователя прошедших эпох — Веды Конг, летящей на «платформе» над просторами степи.

Роман создавался на протяжении семи лет и был опубликован 1968—1969 годах в журналах «Техника — молодёжи» и «Молодая гвардия».

Первое книжное издание последовало в 1970 году.

Роман посвящён последней жене писателя Таисии Иосифовне Ефремовой (1929—2019).

Источник

Среди замечательных произведений Ивана Антоновича Ефремова особое место занимает роман «Час Быка». Этот роман не только принёс писателю ещё большее признание многомиллионной аудитории читателей, но и основательно изменил жизнь и судьбу его автора.

В интервью одному из журналов, в котором печатался роман, писатель сообщил:

«. первым толчком к написанию «Часа Быка» послужило желание поспорить, возразить некоторым авторам современных «антиутопий», романов-предупреждений. Это желание возникло у меня давно, в начале шестидесятых годов. Я обнаружил тенденцию в нашей научной фантастике (не говорю уже о зарубежной!) – рассматривать будущее в мрачных красках грядущих катастроф, неудач и неожиданностей, преимущественно неприятных. Конечно, и о трудностях, о неудачах, даже о возможных катастрофах надо писать. Но при этом писатель обязан показать выход из грозных ловушек, которые будущее готовит для человечества. А у авторов «антиутопий» выхода-то никакого нет. Все или фатально, или подчинено прорвавшимся диким, животным инстинктам человека. «.

По мнению И.А.Ефремова, большинство западных писателей-фантастов идёт от фрейдистских идей о неизбежной победе зооинстинктов человека над всем социальным, разумным и прогрессивным. Отсюда «предсказание» извечной борьбы или грызни между людьми, которые погрязли в звериных, эгоистических и половых инстинктах. Писателю представлялось необходимым что-то противопоставить всем подобным утопиям, равно как и «антиутопиям». Надо было опровергнуть тезисы современных фрейдистов о том, что «человек должен иметь свое жизненное пространство, и он его инстинктивно охраняет». Что он, этот человек, в основе своей «не земледелец, а охотник, бродяга и убийца», и что «инстинкт разрушения в человеке гораздо сильнее инстинкта созидания».

Писатель был категорически не согласен с подобными тезисами и решил противостоять им в своём новом произведении. Автору хотелось в художественной форме донести мысль о том, что человек перешел на другую ступень чисто биологического развития, биологической борьбы, что в нем главное теперь – его социальные, общественные взгляды. И подтверждение тому – история развития самого человека.

В «Часе Быка» использован фантастический мир будущего Земли, описанный автором в «Туманности Андромеды», и в качестве «исторических личностей» упоминаются персонажи последнего: Рен Боз, Веда Конг, Эрг Ноор, Дар Ветер, Мвен Мас. Однако события «Часа Быка» происходят значительно позже и общих с «Туманностью Андромеды» действующих персонажей нет, а сюжет романа вполне самостоятелен.

Произведение начинается с того, как в школе третьего цикла изучаются закономерности развития общества. По теории, общество в своём развитии должно перейти на высшую, коммунистическую фазу, либо погибнуть, самоуничтожившись. Ученики задают учителю вопрос о Тормансе — единственной известной им планете, где человечество не стало коммунистическим, но, тем не менее, выжило. Экспедиция землян на Торманс состоялась 130 лет назад. Учитель предлагает обсудить этот вопрос на отдельном занятии, которое проходит после посещения памятника участникам экспедиции на плоскогорье Реват. Ученики просматривают материалы экспедиции и узнают, что происходило на Тормансе больше века назад.

А происходило вот что. Космический корабль «Тёмное пламя» отправляется к удалённой звёздной системе, одна из планет которой, как предполагалось, колонизирована землянами ещё в период рассвета космической эры. Однако общество этой планеты по имени Торманс совершенно иначе устроено, чем коммунистическое общество Земли. И даже является полным антагонистом этому обществу. Торманс был колонизирован землянами в начале Эры Мирового Воссоединения (ЭМВ), когда часть землян, не смирившаяся с глобальными социальными преобразованиями и переходом к коммунизму на Земле, покинула планету на первых примитивных звездолётах.

Писатель отметил, что реальные события в мире повлияли на сюжет его романа:

«. В начале шестидесятых годов я побывал в Китае. Уже тогда мне бросились в глаза националистические тенденции, которые получили развитие сейчас. Обожествление «великого кормчего», желание держать народ в невежестве, в незнании того, что происходит в мире, и лишь заставлять тупо заучивать цитаты из «трудов Председателя», отношение к народу как к «чистому листу бумаги», на котором можно все, что угодно, «написать», – это, разумеется, не могло не отразиться на замысле романа. Вот и получилось, что планета Торманс в общественном отношении выглядела государством, выросшим как бы на слиянии того, что представляют собой современные США и современный Китай. Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что я, как писатель, как фантаст, постарался представить весьма отдаленное будущее. Общественный уклад жизни на планете Торманс ни в коей мере нельзя сравнивать с тем, что мы имеем сегодня на Земле. Я писал не памфлет. Вообще влияние международных событий неминуемо ощущают все фантасты, ибо мы, прежде всего, стараемся увидеть, каким будет общество далекого будущего. «.

И.А. Ефремов также отметил, что по первоначальному замыслу главной героиней романа должна была быть Чеди Даан. Но затем Чеди не смогла выдержать той психологической и идейной нагрузки, которая всё более возрастала по мере углубления сюжета романа. Чеди Даан постепенно отодвигалась на задний план, а носителем всех основных мыслей и чувств писателя в этом романе становилась Фай Родис.

На вопрос: «Составляете ли Вы предварительный план романа? С чего Вы начинаете работать над романом. » последовал такой ответ:

После такой подготовительной работы писатель может уже ясно и чётко представить структуру сюжета и завершающую часть произведения. И при написании романа не возникают ситуации, когда и сюжет, и главные герои произведения устраивают своеобразный «бунт» против замыслов автора. Ефремов однозначно утверждает, что все его произведения заканчиваются именно так, как он и предполагал, без всяких непредвиденных неожиданностей.

— Линии отдельных героев фабульно могут измениться, как это имело место с Чеди Даан и Фай Родис, но сюжетно герои, их судьбы не меняются. – уточнил писатель.

Проблема «бунта» героев произведений, которая часто имеет место в произведениях молодых авторов, по мнению И.А. Ефремова заключается в неясности и недостаточной продуманности сюжета. Писатель заметил, что такая проблема особенно характерна для молодых, начинающих фантастов:

Ефремов уточнил, что Фай Родис им не случайно выбрана начальником столь ответственной экспедиции:

Журналист, бравший интервью у автора «Час Быка», задал писателю и такой вопрос:

— Вы более других фантастов касаетесь эротических проблем будущего. Почему вы это делаете?

В ответ прозвучало:

В романе «Час Быка» вообще нет упоминания о Советском Союзе. Однако. Вопреки вышеприведённым утверждениям писателя о возможности и необходимости предотвращения «бунта» героев любого произведения, даже не герои, а весь роман «Час Быка» всё же «взбунтовался», вопреки желанию своего автора. Недаром Всеволод Ревич в книге «Перекрёсток утопий» напишет следующее: «. хотел того автор или не хотел, всё, что творилось на Тормансе, с неотвратимостью проецировалось на нашу страну. Ефремов даже заглянул вперёд — в книге просматриваются ассоциации с временами застоя и — как его следствия — нынешнего беспредела. «.

В романе «Час Быка» герои часто ссылаются на «философа и историка пятого периода ЭРМ» Эрфа Рома, имя которого является слегка завуалированными именем Эриха Фромма (1900—1980) — немецкого социолога, философа, социального психолога и психоаналитика, представителя Франкфуртской школы, одного из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Именно Фромм 1920-е годы ввёл понятие «общество потребления», широко применяемое для характеристики современного общества. В своей книге «Бегство от свободы» (1941) Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведёт к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Учёный провёл анализ периода становления личности эры капитализма — периода формирования новой философии, нового взгляда на человека и смысл его жизни. И показал необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой.

***
И.А. Ефремов, со свойственной ему прозорливостью, не зря назвал свой роман «Часом Быка». Вскоре этот час наступил, и в корне изменил жизнь писателя. Отдельные представители Верховной власти Советского Союза, усмотрели в романе покушение на устои и ценности развитого социализма. И хотя, в настоящее время, некоторые литературные и прочие критики называют И.А Ефремова «последним коммунистом Вселенной» (и даже снят о нём документальный фильм с аналогичным названием), в жизни писателя начались большие и малые неприятности. Иван Антонович, не выдержав «государственного пресса», скоропостижно скончался, а на книгу «Час Быка» был наложен негласный запрет, длившийся почти 18-лет.

Источник

Рецензии на книгу « Час быка » Иван Ефремов

Ефремов час быка о чем. Смотреть фото Ефремов час быка о чем. Смотреть картинку Ефремов час быка о чем. Картинка про Ефремов час быка о чем. Фото Ефремов час быка о чем

Положительная черта «Часа быка» в том, что он действительно пробуждает в читателе тоску по более идеальной, высокой и осмысленной жизни, даже если этот идеал видится читателю отличным от авторского.

Ну а к негативным чертам романа нужно отнести внутреннюю противоречивость мира, наивность авторских суждений о каких-то явлениях прошлого и наивность чаяний по отношению к будущему человечества и некоторою картонность персонажей, о большей части которых и сказать нечего. От внутренней противоречивости не спасает роман даже отсутствие конкретного описания того, как именно люди достигли уровня развития, имеющего место в романе. Герои, их поведение, их чувства внутри текста не соответствуют тому, что они сами о себе утверждают. Например, в романе говорится, что любовь и эротика в коммунистическом обществе достигли какого-то совершенно иного уровня, но когда эти Мэри и Марти Сью всё-таки демонстрируют наличие не совершенств, а каких-то чувств друг к другу, мы видим самую обыкновенную «земную любовь». И это не единственный пример, но чтобы не удлинять отзыв просто скажу, что персонажи Ефремова, с тем набором характеристик, которые пытается «диалектически совместить» автор (уж не говоря о том, что неясно, как они этого достигли) не могут существовать, и это слишком хорошо чувствуется.

В конце пару слов о сюжете (без спойлеров). От истории о том, как группа землян из совершенного мира отправляется на далёкую планету, куда в прошлом «эмигрировали» их несовершенные предки, ждёшь чего-то более масштабного и глобального, чем то, что представил нам автор. Настолько, что оглядываясь на 600 страниц, не понимаешь, на что именно они ушли?

Ефремов час быка о чем. Смотреть фото Ефремов час быка о чем. Смотреть картинку Ефремов час быка о чем. Картинка про Ефремов час быка о чем. Фото Ефремов час быка о чем

Час быка это не фантастический мир, где там совсем совсем далеко. Это не мир возможного или » ну если получится «. Мир из » Час быка» он вот там, посмотрите. Обратите взгляд в окно. Вы всё ещё уверены что вы на земле? нет, все мы вокруг это Торманс. Это не мы прилетели куда то, это к нам прилетели.
Это наша реальность,и мы в ней здесь пребываем. Мы застряли тут.
Проблемы книги это наши проблемы начиная с конца 80ых годов и по сей день.
Посмотрите в окно ещё раз, не бойтесь. Да это страшно, но это есть.
Выбор есть, не стоит забывать. Или Торманс или Земля Будущего? выбирай. Здесь и сейчас.

Ефремов час быка о чем. Смотреть фото Ефремов час быка о чем. Смотреть картинку Ефремов час быка о чем. Картинка про Ефремов час быка о чем. Фото Ефремов час быка о чем

Ефремов час быка о чем. Смотреть фото Ефремов час быка о чем. Смотреть картинку Ефремов час быка о чем. Картинка про Ефремов час быка о чем. Фото Ефремов час быка о чем

Источник

Иван Ефремов. Час быка. Откровение

«Уму непостижимо:
— обязательные для формирования нормального человека книги Ивана Ефремова не изучают в школах;
— фильмов и спектаклей по книгам Ивана Ефремова нет. Почему?
Выводы напрашиваются сами и это печально для нормальных людей!;»
Белла Дзарахохова 1 год назад

«Супер!! Слов просто нет. ))) Не зря видать не дали снять фильм по этой книге. Элита и современные жрецы теряют власть. Но закон времени неумолим. )))));»
Владимир Петрович 2 года назад

«Час Быка» — социально-философский научно-фантастический роман Ивана Антоновича Ефремова о путешествии людей будущего, уроженцев коммунистической Земли, на планету Торманс, куда ранее бежала с Земли часть людей и где в результате возникло статичное тоталитарное общество. Написан в 1968 году.

В «Часе Быка» использован фантастический мир будущего Земли, описанный автором в более раннем романе «Туманность Андромеды»; упоминаются (в качестве «исторических личностей») персонажи последнего: Рен Боз, Веда Конг, Эрг Ноор, Дар Ветер, Мвен Мас. Однако события «Часа Быка» происходят значительно позже и общих с «Туманностью Андромеды» действующих персонажей нет, а сюжет романа вполне самостоятелен.

Роман посвящён Таисии Иосифовне Ефремовой.

Содержание:
1 Сюжет
1.1 Главные концепции
1.2 Эры истории Человечества
2 Мир Торманса
3 Персонажи
4 История создания и публикации
5 Проблематика

Произведение построено по схеме «рассказ в рассказе». Действие начинается на Земле, в далёком коммунистическом будущем, в Эру Встретившихся Рук (ЭВР) — период, когда появление сверхсветовых звездолётов позволило достигать далёких миров в относительно короткие сроки и устанавливать прямой контакт с их разумными обитателями.

В школе третьего цикла изучаются закономерности развития общества. По теории, общество в своём развитии должно перейти на высшую, коммунистическую фазу, либо погибнуть, самоуничтожившись.

Ученики задают учителю вопрос о Тормансе — единственной известной им планете, где человечество не стало коммунистическим, но, тем не менее, выжило. Экспедиция землян на Торманс состоялась 130 лет назад.

Учитель предлагает обсудить этот вопрос на отдельном занятии, которое проходит после посещения памятника участникам экспедиции на плоскогорье Реват. Ученики просматривают материалы экспедиции и узнают, что происходило на Тормансе больше века назад.

Космический корабль «Тёмное пламя», построенный с использованием новой технологии «прямого луча», позволяющей перемещаться (в нуль-пространстве) на гигантские расстояния за короткое время, отправляется к удалённой звёздной системе, одна из планет которой, как предполагается, была колонизирована землянами, бежавшими с Земли ещё в период кризиса, на заре космической эры. За тысячи лет на планете Торманс сложилось тоталитарное общественное устройство, противоположное коммунистическому обществу на Земле.

Роман рассказывает о взаимоотношениях экипажа звездолёта с жителями Торманса и об их действиях по преодолению инфернального устройства общества планеты. В ходе пребывания на Тормансе звездолётчики взаимодействуют с людьми самого разного ранга, от правителей планеты до представителей общественных низов. Некоторые из землян гибнут, включая руководителя экспедиции, женщину-историка Фай Родис. Астронавигатор Вир Норин в конце романа добровольно остаётся на Тормансе, чтобы помогать силам сопротивления. Остальные возвращаются на Землю.

В финале говорится о том, что контакт с землянами всё-таки помог людям Торманса найти путь к совершенствованию общества. По прошествии 130 лет звездолёт одной из цивилизаций, проходя неподалёку от Торманса, взял на борт послание для Земли. Вскоре на Тор-Ми-Осс (новое название Торманса) отправляется звездолёт с планеты Зелёного солнца — одного из заселённых землянами миров.

Инферно — природа как ад, средоточие зла для мыслящих, чувствующих существ.

Стрела Аримана — свойство инфернальных обществ автоматически направлять зло на лучших и честнейших своих представителей.

Коммунистическая Земля — общество свободных и ответственных людей, без денег и собственности, с всепланетными обсуждениями и прямым голосованием по всем вопросам, руководимое в каждой сфере деятельности Советами, состоящими из лучших и самых уважаемых специалистов.

Великое Кольцо — сообщество цивилизаций, общающихся посредством посылки радиосообщений. Время, когда Земля вступила в сообщество, называется Эрой Великого Кольца, она сменилась Эрой Встретившихся Рук — эпохой прямых контактов между отдельными цивилизациями.

Охранные системы, предохраняющие высокоразвитое общество от инфернальных пережитков человеческой психики.

Недопустимость существования цивилизаций, перекрывающих путь к знаниям для своих подданных:
«На это не имеет права ни одно государство, ни одна планета во вселенной. Священный долг каждого из нас — нарушать такое беспримерное угнетение. Кто смеет закрывать мыслящему существу путь к познанию мира? … когда в Великом Кольце обнаруживают государство, закрывающее своим людям путь к знанию, то такое государство разрушают. Это единственный случай, дающий право на прямое вмешательство в дела чужой планеты. … запрет познавать искусство, науки, жизнь других планет недопустим»

Эры истории Человечества:

На протяжении двух тысячелетий с XX века на Земле сменились:

ЭРМ — Эра Разобщённого Мира;
ЭМВ — Эра Мирового Воссоединения;
ЭОТ — Эра Общего Труда;
ЭВК — Эра Великого Кольца;
ЭВР — Эра Встретившихся Рук.

Торманс был колонизирован землянами в самом конце Эры Разобщённого Мира, когда часть землян, в связи с значительными социальными, медицинскими, экологическими и природными проблемами, а также угрозой глобального ядерного конфликта, покинула планету на примитивных звездолётах (после чего на Земле произошло Великое сражение, уничтожившее много материально-культурных достижений).

Этнически они, по всей видимости, состояли из европеоидов, родным языком которых был английский; и монголоидов, предположительно — китайцев. В силу ряда случайностей произошло их перемещение на огромное расстояние от Земли — к звезде, имеющей землеподобную планету.

Колонизация Торманса повторяла заселение Америки европейцами.
Изначально это была планета, богатая природными ресурсами, но когда население достигло 15 миллиардов, наступили 80 лет катастрофы «Эпохи Голода и Убийств». К моменту прилёта «Тёмного пламени», типичным ландшафтом планеты стали или скудные возделанные поля, или сухие степи.

— Люди живут в гигантских городах, главный город называется Средоточие Мудрости. На всей планете люди говорят на одном языке, представляющем собой своеобразный синтез языков Восточной Азии и английского.

Письменность представляет собою систему знаков — идеограмм и довольно сложную для землян, при этом существует упрощённый набор письменных знаков, каким обходятся тормансиане в повседневной жизни; язык имеет сложную фонетику, а смысл слов меняется при изменении интонации.

«Кжи» не получают образования, работают только физически и обязаны умереть в Храме Нежной Смерти по наступлении 25-летнего возраста (есть отдельные группы, переживающие 30-летие — те, кто работает в сфере развлечений. Напротив, ставшие инвалидами отправляются на «нежную смерть» раньше срока).

Они — источник быстро восполняемой рабочей силы, не создающий для общества дополнительной нагрузки в виде медицинского обслуживания или пенсионного обеспечения (большинство умирает здоровыми).

«Джи» — учёные, техники, люди искусства, представляющие ценность для общества благодаря своим знаниям и талантам.

В обществе Торманса существует и искусственно поддерживается антагонизм между этими двумя классами:
— «джи» и «кжи» презирают и ненавидят друг друга, они разделены и даже говорят по-разному.

Руководство обществом осуществляется сановниками-«змееносцами» (с нашивками в виде змей). Представители этой прослойки имеют максимально возможные в тормансианском обществе материальные блага.

Общественное устройство на планете — тоталитарное. Абсолютная власть принадлежит Совету Четырёх. В момент прибытия землян в Совет входят Ген Ши, Зет Уг, Ка Луф и его Председатель Чойо Чагас.

Власть последнего безгранична:
— даже планета была переименована в Ян-Ях — в честь его жены, при этом планета переименовывалась каждый раз именами других жён при их смене;
— тем не менее остальные члены Совета имеют свои собственные далеко идущие амбиции и готовы к схватке за власть.

Власть Совета Четырёх основывается на политике террора, периодически осуществляемую в отношении всех слоёв общества — от «кжи» до «змееносцев».

Таэль рассказывает Фай Родис:

«Никто не может устоять. То, что рассказывается в легендах о несгибаемых людях, — или ложь, или свидетельство недостаточного умения палачей… они под пытками также сломаются, превратясь из человека в забитое, полумёртвое животное, исполняющее в полусне приказы».

Следствием этого является отсутствие инициативы у руководящих органов, буквальное следование каждому пункту спускаемых сверху инструкций.

Широко используются методики управления психикой людей, направленные на выявление оппозиционных режиму настроений; тренировки абсолютно послушных работников личной охраны членов Совета Четырёх.

В результате значительного сокращения населения (как следствия института ранней смерти), значительные области планеты оказались заброшены.

В заброшенных городах обитают опустившиеся люди, оставившие общество и сплотившиеся в анархические банды («оскорбители двух благ» — долгой жизни и лёгкой смерти).

Центральное правительство и региональные органы власти ведут против них борьбу — постоянную и безуспешную, вследствие недостатка ресурсов.

Список персонажей приводит в начале романа сам автор:

Экипаж звездолёта «Тёмное пламя»:

Фай Родис — начальница экспедиции, историк
Гриф Рифт — командир звездолёта, инженер аннигиляционных устройств
Вир Норин — астронавигатор
Мента Кор — астронавигатор
Див Симбел — инженер-пилот
Гэн Атал — инженер броневой защиты
Нея Холли — инженер биологической защиты
Соль Саин — инженер вычислительных установок
Олла Дез — инженер связи и съёмки
Эвиза Танет — врач
Тивиса Хенако — биолог
Чеди Даан — социолог-лингвист, антрополог
Тор Лик — астрофизик и планетолог

Персонажи планеты Торманс:

Чойо Чагас — председатель Совета Четырёх, Владыка планеты
Гентло Ши (Ген Ши), Зетрино Умрог (Зет Уг), Кандо Лелуф (Ка Луф) — его заместители, члены Совета Четырёх
Янтре Яхах (Ян-Ях) — жена Чойо Чагаса
Эр Во-Биа — любовница Чагаса
Хонтээло Толло Фраэль (Таэль) — инженер информации
Ян Гао-Юар (Янгар) — начальник «лиловых»
Сю Ан-Те (Сю-Те) — девушка Торманса
Гзер Бу-Ям — предводитель «кжи»

Второстепенные персонажи Торманса:

История создания и публикации:

Словосочетание «час быка» встречается в научно-популярной книге Ефремова «Дорога ветров», посвящённой экспедициям в Монголию:

Словосочетание звучит и в эпиграфе, который представляет собой цитату из китайско-русского словаря епископа Иннокентия 1909 года: «Ди пхи юй чхоу — Земля рождена в час Быка (иначе Демона, два часа ночи)».

Название планеты Ефремов взял из романа Дэвида Линдсея «Путешествие к Арктуру». Последняя глава названа «Кораблю — взлёт!» — эта фраза была одним из любимых изречений Ефремова.

Роман задумывался в начале 1960-х годов как небольшая повесть «Долгая заря», анонсированная в «Технике — молодежи» в 1964 году. Однако публикация не состоялась, а повесть переросла в роман.

Он был написан за три года и впервые напечатан в:

— журнале «Техника — молодёжи» (1968, № 10 — 1969, № 7; с рисунками А. Побединского);
— журнале «Молодая гвардия» (1969, № 1—4);
— газете «Молодёжь Грузии» от 5.4.1969 года (отрывок).

Затем, спустя год, вышло первое книжное издание романа (с изменениями и дополнениями) в издательстве «Молодая гвардия» (1970), тиражом 200 000 экземпляров.

После этого на произведение был наложен негласный запрет: его изымали из библиотек в спецхраны, а в собрании сочинений 1975 года о нём не вспомнили даже в послесловии.

— После почти 18-летнего периода замалчивания роман (в авторском дополненном варианте) вышел в 1988 году в издательстве Московского полиграфического института и Волго-Вятском книжном издательстве.

— Собрание сочинений И. Ефремова, вышедшее в 1986—1989 году, было дополнено «Часом Быка» и другими произведениями, так что пятый том «разросся» до трёх книг. Роман неоднократно издавался в конце 1980-х — 1990-х годах. Был переведён на украинский, французский, болгарский, чешский языки.

Ефремов говорил, что роман возник из желания поспорить с авторами антиутопий:

Я обнаружил тенденцию в нашей научной фантастике (не говорю уже о зарубежной!) — рассматривать будущее в мрачных красках грядущих катастроф, неудач и неожиданностей, преимущественно неприятных.

Конечно, и о трудностях, о неудачах, даже о возможных катастрофах надо писать. Но при этом писатель обязан показать выход из грозных ловушек, которые будущее готовит для человечества.

А у авторов «антиутопий» выхода-то никакого нет. Всё или фатально, или подчинено прорвавшимся диким, животным инстинктам человека.

Ефремов новаторски переосмыслил жанр антиутопии, сочетая в одном романе как картину общества в условиях экологической и социальной катастрофы, так и альтернативное ему общество коммунистической Земли (ранее подробно описанное в «Туманности Андромеды»).

В книге достаточно намёков на Китай, поскольку роман был написан в период советско-китайского раскола.

Например, сады диктатора планеты Чойо Чагаса называются также садами «величайшего гения Цоам», что является очевидным перевёртышем имени Мао Цзэдун, а Совет Четырёх, управляющий планетой, легко ассоциируется с группой лидеров Коммунистической Партии Китая с 1966 по 1976 годы, названную после её отстранения от власти «Бандой четырёх».

Также в романе критикуется «гангстеризующийся капитализм», который смыкается с «муравьиным лжесоциализмом». Так, упоминание мифической прародины тормансиан — Белых Звёзд вызывает аллюзии на государственную символику США.

Однако в романе легко усматриваются и черты, характерные и для СССР. Всеволод Ревич пишет в книге «Перекрёсток утопий»:

…хотел того автор или не хотел, всё, что творилось на Тормансе, с неотвратимостью проецировалось на нашу страну.

Ефремов даже заглянул вперёд — в книге просматриваются ассоциации с временами застоя и — как его следствия — Нынешнего беспредела.

Интересно, что в книге вообще нет упоминания об СССР:

в разговорах героев о временах, когда на Земле кризис цивилизации, подобный тормансианскому, был преодолён, в качестве страны, «прошедшей по лезвию бритвы между капитализмом и муравьиным лжесоциализмом», называется Россия.

В романе «Час Быка» герои часто ссылаются на «философа и историка пятого периода ЭРМ» Эрфа Рома, имя которого, возможно, является слегка завуалированными именем мыслителя-фрейдомарксиста Эриха Фромма, а также анаграммой имени самого Ивана Ефремова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *