Егаис что это пиво
ЕГАИС для продажи пива в розницу
С 1 апреля 2021 по 31 августа 2022 года будет проводиться эксперимент по маркировке пива и пивных напитков (Постановление от 17.02.2021 № 204). После этого, скорее всего, изменят правила работы с такой алкогольной продукцией.
Но пока на вопрос: «Нужен ли ЕГАИС для пива?» ─ ответ утвердительный. Разбираемся с действующими правилами учета оборота слабоалкогольных напитков. А в конце расскажем, как упростить работу розничных продавцов.
Почему проще начать бизнес по реализации пива, а не крепких алкогольных напитков
Требования к продаже спиртосодержащих напитков, полученных методом ферментации, менее строгие.
Доступно для индивидуальных предпринимателей
Нет требований, главное, чтобы помещение было стационарным и со складом
Не менее 50 кв. м в городах;
не менее 25 кв. м в селах и деревнях
Не требуется. На пиво не наносят федеральные специальные марки. Поэтому не надо сканировать коды марок при продажах, а значит, информация из них в кассовых чеках не нужна
Соблюдение требований к розничной продаже алкоголя, перечисленных в ст.16 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, среди которых:
запрет продажи продукции несовершеннолетним,
реализация после 23.00,
Но есть и общие правила для предпринимателей и организаций, которые продают алкоголь:
регистрация в системе ЕГАИС;
фиксация закупок алкоголя — подтверждение накладных от склада поставщиков в день приемки, при этом статус накладной в ЕГАИС изменится;
фиксация розничных. Отражать в ЕГАИС розничную продажу пива через документы списания;
составление и сдача алкогольных деклараций.
Подробнее остановимся на каждой обязанности для розничных продавцов пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
Как начать работать с ЕГАИС для продажи пива
Чтобы работать в ЕГАИС надо:
1. Приобрести специальную КЭП (квалифицированную электронную подпись) для ЕГАИС и записать ее на крипто-ключ, например, JaCarta или Рутокен. Подпись нужна не только для регистрации в ЕГАИС, но и для работы с документами.
Обычная КЭП, которой подписывают бухгалтерскую и налоговую отчетность, не подходит.
КЭП выдают Удостоверяющие центры, аккредитованные Минсвязью РФ, а также компании, которые помогают настроить работу с пивом: зарегистрировать личный кабинет в ЕГАИС, установить необходимые программы и онлайн-кассу.
2. Зарегистрировать личный кабинет на сайте http://egais.ru/ и войти в него с помощью КЭП.
3. В личном кабинете сгенерировать RSA-ключ, он нужен для защищенного соединения с сервером системы.
4. Загрузить из личного кабинета, а затем установить на компьютере действующую версию УТМ (универсальный транспортный модуль) ─ программный модуль для настройки обмена информацией с ЕГАИС.
Для розничных продаж слабоалкогольной продукции, в том числе пива, ИП в ЕГАИС достаточно одного экземпляра УТМ. А организациям надо обеспечить наличие электронных подписей и УТМ в каждом магазине.
Важно! УТМ устанавливается на ПК (компьютер, планшет, ноутбук) с ОС Windows или Android. Не отчаивайтесь, если у вас таких нет, как вариант можно использовать онлайн-кассы на этих операционных системах, например, МТС Кассы 9″ ЕГАИС, и установить УТМ прямо на нее.
5. Подключить товароучетную программу (ТУ), которая интегрирована с ЕГАИС. Все дальнейшие взаимодействиям с ЕГАИС вы будете проводить именно через нее.
Мы рекомендуем использовать облачные товароучетные программы, а не коробочные. Так как в последних вы сможете работать только на тех ПК (компьютерах), на которых установлен УТМ. С облачными все гораздо проще и дешевле. Здесь вы работаете с любого устройства, подключенного к интернету.
Кстати, работать в товароучетной программе МТС вы можете прямо с МТС Кассы 9. Поэтому покупать и устанавливать ПК не обязательно.
6. Подключить онлайн-кассу. По сути особых требований у ФСРАР к кассовой технике для продажи пива нет, что не скажешь про жесткие требования к крепкому алкоголю. Но по опыту скажем, что для продажи пива не обойтись без некоторых особенных «пивных» опций. Например, интеграции с товароучетным сервисом, через который вы взаимодействуете с ЕГАИС. Так вам не придется вручную заполнять акты списания и алкодекларации. Также удобен функционал, который ограничивает продажу пива по часам, и еще для разливного пива ─ возможность «вскрытия тары».
Ведение учета пива в рознице
Закупка пивной продукции
Поставщики при отгрузке пива в магазин формируют бумажные и электронные ТТН (товарно-транспортные накладные). Первые отдают перевозчикам, а вторые отправляют в магазин через ЕГАИС.
Магазины обязаны:
при поступлении ТТН загружать из ЕГАИС в товароучетном сервисе;
проводить сопоставление алкогольной продукции по наименованиям, объему, количеству бутылок с документами, предоставленными оптовым поставщиком или производителем;
подтверждать накладные, если с поставкой все в порядке, или составлять акты о расхождении, если обнаружиться несоответствие.
После подтверждения закупки в ЕГАИС пиво переходит на баланс магазина.
Что если поставленная слабоалкогольная продукция не соответствует документам?
1 вариант. Составьте акт расхождений и передайте его в ЕГАИС.
2 вариант. В случае излишков запросите у поставщика дополнительную ТТН или верните продукцию, которой нет в документах.
При недостаче в объеме закупки договоритесь о привозе недостающего пива. Рекомендуем подтверждать ТТН только после того, как вам товар довезут.
3 вариант. Если поставщик ошибся в наименовании получателя или других реквизитах, от накладной следует отказаться.
При приемке слабоалкогольной продукции внимательно проводите проверку электронных накладных, чтобы в дальнейшем не было расхождений с ЕГАИС.
Как упростить приемку алкоголя?
Жить проще тем, у кого товароучетный сервис автоматически проверяет реквизиты ТТН, составляет акты расхождения, ставит поставку на баланс и создает карточки на новые товары.
Поэтому ответ очевидный, упростить можно исключительно за счет полезного функционала в вашем товароучетном сервисе. За неимением такового, вам придется зорко все проверять самостоятельно и делать операции вручную.
Обратите внимание на изменения в работе с ТТН
Акт о приемке, в том числе частичной, или отказе должен быть составлен в день поступления продукции. Это значит, что дата приемки товара в бумажной накладной ТОРГ-12 должна соответствовать дате акта подтверждения ТТН в ЕГАИС. Раньше на проверку накладных давалось до 7 дней (действует с 01.01.2021).
ЕГАИС отслеживает срок нахождения ТТН в пути. Если получатель не проверит накладные в течение 60 дней, пиво автоматически вернется на баланс отправителя. Чтобы списать продукцию с себя, поставщику надо отправить запрос в ФСРАР, предоставить документы по факту закупки и получения продукции. А магазин пива могут оштрафовать за нарушение правил учета по ст.14.19 КоАП (действует с 01.02.2021).
Списание пива и других слабоалкогольных напитков в ЕГАИС
Согласно п. 2.1 ст. 8 Закона № 171-ФЗ, в ЕГАИС не нужно учитывать реализацию слабоалкогольной продукции. Но в тоже время организации и ИП, которые продают пиво и других подобные напитки, обязаны передавать в ЕГАИС сведения об обороте, в том числе о закупках и запасах такой продукции.
Итак, давайте разбираться. Вы приняли пиво, и вам надо показать в ЕГАИС его реализацию.
Начнем с того, что при продаже пива Кассир просто формирует обычный чек, как на любой неалкогольный товар. То есть информация о продаже НЕ поступает в ЕГАИС через кассу. Списывать проданные литры вам придется самостоятельно через Акты списания.
Остановимся на этом подробнее. В ЕГАИС для учета пива предусмотрены два регистра:
первый регистр ─ склад;
второй регистр ─ торговый зал.
Эти регистры уже есть в товароучетном сервисе. После подтверждения накладных пиво попадает на регистр № 1.
Списывать пиво вы можете и с этого регистра, но в этом случае в Акте списания вам придется указывать Справки Б. И если списываете пиво вы не каждый день ─ процедура превратится для вас в настоящую головную боль. Мы рекомендуем переводить пиво для продажи на второй регистр и списать оттуда. Так проще, потому что данные о Справках не потребуются.
А чтобы остатки пива в торговой точке и в ЕГАИС совпадали, мы рекомендуем ежедневно списывать проданное и/или выбывшее по другим причинам пиво. Для этого составьте в товароучетном сервисе Акты списания с причиной «реализация» или другой. Документы будут зафиксированы в ЕГАИС. А если ваш товароучетный сервис интегрирован с кассой, Акт будет составляться автоматически.
И еще на основании Приказа ФСРАР от 17.12.2020 № 396, надо ежеквартально сдавать Декларацию об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме № 8. До 2021 года продавцы пива сдавали форму № 12. Естественно, обороты и остатки в декларации должны соответствовать цифрам в ЕГАИС.
Как вести учет пива в рознице
Вести эти дела с ЕГАИСом проще с товароучетным сервисом, который за вас делает всю основную работу.
Облачная товароучетная программа МТС как раз из таких:
ежедневно, в автоматическом режиме составляет за вас Акты списания на основе данных о продажах, поступающих из кассы.
сверяет остатки в учете магазина с информационной базой ЕГАИС и в случае расхождений формирует необходимые документы ─ Акты постановки на баланс и Акты списания,
Учет в ЕГАИС разливного пива
Разливное пиво привозят в кегах разного объема: 30, 50, 100 л, а продают порциями по 0,5, 1, 1,5 л. Обычно поставщики в ТТН используют единицу измерения «литры», но кто-то может применять и «штуки».
Рассмотрим как вести учет в обоих случаях:
ТТН в литрах. Подтверждайте накладную, ставьте на учет литры и продавайте литражом по 0,5, 1, 1,5 литра. Акт на списание тоже составляйте в литрах.
ТТН в штуках. В этом случае в магазине при вскрытии тары надо изменить единицу измерения в базе кассы со штук на литры или порции. И затем порции продавать обычным порядком через кассу. Акт на списание должен быть в литрах.
Важно! Продавцам разливного пива надо помнить, что полимерная тара, в которую они разливают пиво, не должна быть больше 1,5 л (п.2 ст.16 закона № 171-ФЗ).
Рассмотрим на примере. Магазину прислали 5 кег пива по 30 литров каждая и ТТН в «штуках». Накладную подтвердили, на баланс пришло 5 штук. При вскрытии тары с баланса должна уйти 1 кега и появиться 30 литров, которые магазин и будет продавать. Далее пиво продают в розлив разными объемами, кому-то 1 литр кому-то 0,5 или 1,5.
Кассир во время продажи при оформлении чека добавляет в каждый чек проданный объем. Допустим за день продали 20 литров пива. В конце смены составили Акт списания на это количество. На остатках и в магазине, и в ЕГАИС стало 4 кеги и 10 литров.
Чтобы переводить «штуки» в литры не обойтись без специальной функциональности кассовой программы. Поэтому при выборе решения для продажи пива в розлив обращайте внимание, есть ли у онлайн-кассы такая возможность. Называться эта опция может по-разному. В МТС Кассе, например, это назвали просто ─ «Вскрытие тары на кассе».
Изменения в работе с 2021 года
Установка сроков для корректировки информации в Актах списания. Отозвать документы для исправления можно только в течение 7 календарных дней. А если не успели ─ только через обращение в ФСРАР.
Отмена Журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции ─ Приказ РАР от 04.06.2020 № 183. Не нужно вести ни бумажный, ни электронный журнал.
Изменение формы Декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. Вместо формы № 12, начиная с отчетности за 1 квартал 2021 года, надо сдавать форму № 8.
Как рознице упростить работу с пивом
Учет пива не такой сложный, как у крепкого алкоголя. Но все-таки есть свои нюансы, плюс часто меняется законодательство. И поскольку для работы с УТМ нужна товароучетная программа, лучше выбирать такую, которая автоматизирует большинство процессов и застрахует от ошибок.
При выборе товароучетного сервиса ответьте на такие вопросы:
Сможете ли вы подключить к нему ту онлайн-кассу, которая у вас уже есть?
Какие функции есть в программе? В идеале, кроме стандартных: прием ТТН, постановка на баланс, запрос остатков, перемещение и списание продукции, должны быть такие, которые упрощают работу.
Устраивает ли вас график работы техподдержки и способы обращения?
Оценка товароучетного сервис МТС Кассы по приведенным критериям
Можно подключить практически любую ККТ
Функции, кроме стандартных, для работы с пивом
Автоматическое создание карточек на поступившую продукцию на основе данных из ТТН ─ оприходовать алкогольную продукцию можно быстро и без ошибок
Автоматическое создание Актов на списание пива в конце смены
Автоматическое формирование алкодеклараций по действующей форме. Документы надо только отправить в ФСРАР
Настройка ограничения по дням и времени продаж, чтобы из-за невнимательности или ошибок не нарушить закон и не платить штраф
Автоматическое выравнивание остатков ─ если между данными магазина и ЕГАИС будут расхождения, товароучетный сервис «подготовит» Акты списания и Акты постановки на баланс
График работы техподдержки
Круглосуточно, без выходных
Email, горячая линия, чат, при необходимости специалисты могут подключаться через удаленный доступ.
Итоги
Внедрение ЕГАИС позволяет государству отслеживать производство, все перемещения, продажи и списания товаров с содержанием спирта. К ЕГАИС подключены производители, импортеры, оптовики и розница. Государственный контроль за оборотом алкоголя в целом усиливается, но в основном более строгие правила пока устанавливаются для крепких спиртных напитков. В учете пива сильных изменений пока нет.
Подытожим, как продавцы пива взаимодействуют с ЕГАИС 3.0:
принимают и проверяют ТТН от поставщиков;
подтверждают накладные полностью или частично, или отказываются от документов;
переводят пиво, которое планируют продавать, с регистра № 1 (склад) на регистр № 2 (торговый зал);
каждый день составляют Акты на списание проданного пива или выбывшего по другим причинам;
ежеквартально сдают алкодекларацию по форме № 8 в личном кабинете на сайте ФСРАР.
Но так как пиво относится к алкогольной продукции, при нарушении порядка учета владельцев пивных магазинов ждет конфискация товаров и штраф в размере:
10 000 ─ 15 000 рублей на должностных лиц и ИП;
150 000 ─ 200 000 рублей на юрлиц.
Чтобы защитить себя от штрафов и в целом упростить работу, надо внимательно выбирать товароучетный сервис и онлайн-кассу для торговли алкоголем, тем более что цены на программы и технику плюс-минус одинаковые, а возможности могут существенно отличаться.
Дата публикации: 04.03.2021
Закупка и продажа пива через ЕГАИС: основные правила и требования
ЕГАИС – это единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для контроля производства и оборота алкогольной продукции, в том числе и пива. Все ИП и юрлица, занимающиеся производством, импортом и продажей пива, обязаны работать через данную систему. Розничные торговые точки обязаны работать через сервис в части закупок. Подключиться можно самостоятельно на официальном сайте Росалкогольрегулирования, или отправив запрос на подключение. За работу в обход системы предусмотрены штрафные санкции.
Производство, закупка и оптовая продажа пива и пивных напитков, как и прочей алкогольной продукции, подлежат строжайшему контролю со стороны государства. Федеральный закон №171-ФЗ от 22.11.1995 года (с изменениями от 03.08.2018 года № 289-ФЗ) предписывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям закупать и продавать пиво через ЕГАИС. Зарегистрироваться в системе можно на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка http://egais.ru/.
Назначение сервиса
Единая государственная автоматизированная информационная система ЕГАИС создана с целью учета производства и оборота в Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также этилового спирта. Контролируется также и оборот таких слабоалкогольных напитков, как пиво, сидр, пуаре, медовуха, но только в части производства и оптовых продаж и закупок. Если говорить простым языком, то благодаря этой системе можно отследить движение каждой единицы товара с момента его производства или ввоза в страну до его реализации конечному потребителю.
Справка! Этиловый спирт, идущий на производство фармацевтической продукции, не контролируется ЕГАИС. Не учитывается в системе и розничная продажа пива и прочих слабоалкогольных напитков, таких как медовуха, сидр, пуаре.
Кроме того, все продавцы и покупатели спиртосодержащей и алкогольной продукции обязаны осуществлять декларирование объемов производства и оборота.
Должны ли продавцы пива подключаться к ЕГАИС
Согласно законодательству, зарегистрироваться в системе обязаны все ИП и юридические лица, занимающиеся производством, импортом и оптовой или розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако розничные продавцы пива и пивных напитков обязаны регистрироваться в системе только для фиксации закупок. Фиксировать розничные продажи пива в магазинах или предприятиях общественного питания в ЕГАИС не нужно.
Подключение к ЕГАИС
В срок до 1 января 2018 года производители и продавцы алкогольной продукции, в том числе и пива, обязаны были подключиться к новой информационной системе. Вновь созданные юридические лица и ИП обязаны осуществить регистрацию до начала закупок или продаж.
Для организаций, производящих и торгующих пивом, подключение к ЕГАИС происходит по той же схеме, что и для всех остальных.
Порядок действий
На официальном сайте сервиса в левом боковом меню расположены подробные инструкции по подключению к системе для разных категорий деятельности. Они несколько отличаются друг от друга. В любом случае до регистрации требуется приобрести следующее оборудование:
Рис. 1. Общая схема подключения к ЕГИАС для закупки пива розничными торговыми точками.
Для получения сертификата электронной подписи понадобятся следующие документы:
После покупки оборудования необходимо выполнить следующие шаги:
О том, как правильно подключиться к ЕГАИС и установить УТМ, подробно рассказано в видео :
Требования к оборудованию и программному обеспечению
Для бесперебойной работы сервиса ИП и юрлица, занимающиеся закупкой или продажей пива и пивных напитков, должны иметь оборудование, соответствующее определенным требованиям.
Таблица 1. Системные требования для организаций и ИП, осуществляющих закупку, хранение и оптовую или розничную продажу алкогольной продукции. Источник: egais.ru
Тип оборудования или ПО | Характеристики |
Процессор | Частота от 1,8 ГГц, от 32 бита |
Сетевой контроллер | Ethernet, разъем RJ45, 100/1000 Mbps |
ОЗУ | Минимум 2 Гб |
Жесткий диск | Минимум 50 Гб |
Операционная система | Windows или Linux |
Обязательное ПО | Java 8.0 и выше |
Для производителей и импортеров требования существенно отличаются. Ознакомиться с ними можно, скачав файл в удобном формате.
Стоимость
Все программное обеспечение ЕГАИС для контроля торговли пивом выдается бесплатно. Сертификация не требуется. Оборудование может быть куплено в любой фирме.
Как работает сервис
Работа ЕГАИС по контролю оборота пива состоит из двух основных составляющих:
Оформление закупок
В части закупок пива схема работы аналогична закупке крепкого алкоголя:
Оформление продаж
В части контроля продаж пива работа касается исключительно опта и проходит по следующей схеме:
Рис. 2. Схема оптовых продаж пива через ЕГАИС.
Особенности учета разливного пива
Разливное пиво учитывается на сервере только в плане оптовых продаж и закупок. Если оно продается в кегах и кега является потребительской тарой, то учет ведется в штуках. В этом случае вернуть или списать ее можно только целиком.
Если кега является лишь транспортной тарой и учитывается в производстве по литрам, то и в системе она должна учитываться в литрах. Тогда возможно частичное списание.
Что касается документального оформления, то в случае продажи одновременно одному покупателю пива в кегах как фасованного товара, т.е. поштучно, так и как нефасованного, т.е. в литрах, оформляется только одна товарно-транспортная накладная. В ЕГАИС же необходимо создать два документа об отгрузке с одинаковым номером ТТН.
Списание остатков
По требованию законодательства, до 1 января 2017 года все продавцы, производители и покупатели пива и прочей алкогольной продукции обязаны были привести остатки в системе в соответствие с реальной ситуацией. В настоящий момент необходимо обеспечивать строгое соответствие остатков.
Организации и ИП при продаже пива в розницу также должны списывать его в системе. Поскольку регистрация продаж в ЕГАИС не требуется, то возможно два варианта:
В случае порчи, боя или утери списать пиво в ЕГАИС можно путем составления специального акта. Для этого необходимо в используемой организацией программе бухгалтерского учета:
После подтверждения статус документа должен быть «Проведен в ЕГАИС».
Возврат товара
В случае необходимости возможно оформление возврата алкоголя в ЕГАИС. Осуществляется он через кассовый аппарат. Для этого:
Штрафные санкции за работу без ЕГАИС
За неподключение к сервису и продажу пивной продукции в обход системы, а также за несоответствие остатков пива в ЕГАИС юрлица и ИП будут штрафовать:
Егаис что это пиво
6 МИН
Как работать в ЕГАИС
Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) помогает государству контролировать рынок алкогольной продукции, её производство и оборот. Бизнесу нужно фиксировать в ЕГАИС все сделки — от закупки до продажи алкоголя на кассе.
Кому нужно подключиться к ЕГАИС
В системе должны работать все, кто продаёт или покупает для продажи любой алкоголь: производители, владельцы магазинов, ресторанов и кафе (в том числе с алкогольными кофейными напитками типа ирландского кофе). Исключение — кондитеры: если они используют алкоголь для конфет или тортов, регистрация в ЕГАИС не нужна.
Индивидуальные предприниматели, продающие в розницу слабоалкогольные напитки (пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху), тоже должны подключиться к системе. Им понадобится только один сертификат КЭП, даже если обособленных подразделений несколько. Для продажи этих напитков не нужна лицензия, но в ЕГАИС придётся фиксировать закупку алкоголя и оборот.
Юрлица во всех случаях при работе с крепким алкоголем должны сначала получить лицензию на алкоголь, а потом — отдельный сертификат КЭП для каждого подразделения с уникальной комбинацией ИНН и КПП.
Как подключиться к ЕГАИС для розничной продажи алкоголя
Зарегистрируйте коды ОКВЭД
Примеры кодов ОКВЭД для магазинов:
Закажите и получите ключ для ЕГАИС
Он же криптоключ, сертификат КЭП и просто электронная подпись на флешке со специальной защитой. Ключ нужен, чтобы зарегистрироваться и работать в ЕГАИС, подписывать электронные документы (товарно-транспортные накладные, акты, чеки) перед тем, как фиксировать их в системе.
Оформлением сертификатов КЭП занимается АО «ЦентрИнформ» и компании-партнёры. Можете обратиться в филиал «ЦентрИнформа» и в любую другую официальную точку выдачи.
Для того чтобы заказать ключ, нужно сделать следующее:
Зарегистрироваться на сайте и заполнить анкету в «Личном кабинете».
Выбрать офис, в котором будете получать ключ (измените город, если геопозиция на сайте определилась неправильно), тип ключа («Рутокен» или «Джакарта» — для ЕГАИС разницы нет) и дополнительные услуги, если нужно.
Оплатить счёт в «Личном кабинете».
Скачать документы в «Личном кабинете» и распечатать. Для ИП и организаций списки будут разные. «ЦентрИнформ» просит каждый документ уместить на одном листе формата А4 и распечатать его в таком виде.
Вас пригласят, когда ключ будет готов. В центре выдадут программу для активации, ключ и два ПИН-кода.
Активируйте ключ
Для того чтобы активировать ключ и зарегистрироваться в ЕГАИС, нужен ноутбук, работающий на Windows, с оперативной памятью от 2 ГБ и процессором от 1,8 ГГц.
Вставьте в ноутбук флешку, запустите программу, которую выдали в центре (для активации ключа «Джакарта» или «Рутокен»), и следуйте инструкциям на экране. Не вынимайте ключ, пока активация не закончится.
Установите сертификат RSA
Здесь понадобятся два ПИН-кода, которые выдали в «ЦентрИнформе».