Ексель моксель что это

Что такое Ёксель-Моксель и как он связан с Microsoft Excel

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Некоторые на полном серьезе считают, что ЁКСЕЛЬ-МОКСЕЛЬ – это такелажная снасть на парусных судах. Например, в сети гуляет выражение: «Ёксели поднять, стаксели опустить, моксели подтянуть!». Но это не более чем прикол. Ёкселей и мокселей в природе вообще не существует. А вот стаксель – да, это треугольный парус!

На самом деле ёксель-моксель – это выражение, заменяющее грубое ругательство. Оно не только заменяет ругательство, но и звучит беззлобно и даже ласково.

Какое отношение оно имеет к Microsoft Excel? Прямое.

На компьютерном сленге именно так называют эту программу – конечно, из-за схожести в произношении: excel – ёксель ))

***
Кстати, это выражение очень тяжело перевести на английский язык. Встретил в otvet.mail.ru замечательное пояснение по этому поводу:

Это тип выражений, в которых всем известные нецензурные слова заменяются «приличными».

Таким образом мы передаем сильную эмоцию, не нарушая правил приличия. В английском есть довольно ограниченный набор таких заменителей. Например слово shit заменяется абсолютно другим по смыслу словом shoot, но всем понятен смысл. Непристойно, например, употреблять имя Господа всуе, поэтому все наши эмоциональные «Боже мой! » некоторый тип людей заменяет на слова «Oh My Gosh!»

Так что дабы прилично выразить удивление и досаду, зашифрованные в изумительном «ёксель моксель», можно сказать: Holly cow! Holly shoot!

Источник

Что такое «ёксель-моксель»?

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

«ёксель-моксель» синоним-эвфемизм выражения типа «япона мать» или «. твою мать», означающее повышенную степень эмоционального состояния.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Такелажным снастям ёксель-моксель ни какого отношения не имеет, кроме слова «стаксель»

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

И первое и второе выражение являются эвфемизмами и употребляются в тексте, в разговоре, чтобы придать ему красок, эмоций.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Ёксель-моксель это просто обычное выражение, которым человек пытается выразить какую-нибудь значимую эмоцию. Как вы понимаете наш язык богат на подобные выражения, т.е. главное показать, что событие человека обрадовало.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Ексель-моксель это восклицание которое выражает собой недовольство, злость или досаду. Одно из таких выражений как: ек-макарек, екарный бабай и многие другие.

Все подобные выражения усиливают и делают более яркими эмоции, в момент произнесения.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Данное фраза имеет несколько значений, но что самое интересное имеет прямое отношение к компьютеру. Изначально данная фраза выражение повышенной эмоции говорящего. Но есть еще несколько применений данной фразы:

Ёксель-Моксель известный ресторан в Ставрополе. Наверное, его организовали местные программисты.

По умыслу товарища Нуралиева Моксель это формат табличного документа в 1С. Тем самым фраза Ёксель-моксель обретает новый смысл это нечто имеющее отношение к табличным документам.

Источник

Откуда пошло выражение «Ёксель-моксель»?

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

А люди стали использовать эту фразу чтобы выразить свои бурные эмоции.

То есть эта фраза заменяет маты и таким образом человек ругается безобидными словами, хотя подразумевает нечто иное.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Ёксели и моксели к такелажным снастям никакого отношения не имеют. Только стаксели.

Этот эвфимизм звучит в детской шуточной считалочке:

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

таких случаев замены можно найти много.

Словарь включает в себя больше тысячи устоявшихся выражений, заменяющих неприличные слова, производные от них и соответствующие им эвфемизмы. А так же примеры их в фольклоре, сленге и публицистике.

Другого значения кроме подмены понятия эти бессмысленные выражения не имеют.

Стакселем называется один из парусов, но ни ёкселя, ни мокселя в классическом литературном языке нет.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Данное выражение не является ругательством, такое сочетание непонятных слов называется-эвфемизм. И такое словосочетание используется в народе для того,чтобы обозначить свое состояние, к примеру удивления. Человек что то увидел и не может подобрать эпитета к увиденному и он так может сказать.

Когда человек до конца не может выразить свои эмоции, он говорит такое словосочетание и другому становится понятным, что что то не так. Это сленг своего рода и каждое слово по отдельности не имеет никакого значения. Это словосочетание является народным, и было бы трудно определить кто именно является его автором.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

«Ёксель-моксель» это можно сказать окультуренное ругательство. Употребляется тогда, когда эмоции возмущения зашкаливают, а выругаться то ли нельзя, то ли человек не хочет употребить более крепкие словечки. Не зря оно начинается с многозначительного «Ё».

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Источник

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

К Сергею Прокопьеву определения юморист и сатирик мало подходит. Он прежде всего — писатель. И если литература — зеркало жизни, то его рассказы, безусловно, подтверждают эту истину. Они отражают нашу жизнь, но под самобытным авторским углом. В большей степени Сергей Прокопьев, если так можно выразиться, иронист. Мягкая, беззлобная ирония пронизывает все его рассказы.

Расхожее утверждение, что народ жив, пока смеется над собой, сегодня надо применять осторожно: слишком заигрались, слишком много позволяем над собой смеяться: От щекотки тоже смеются. Таков смех у большинства современных эстрадных юмористов. Рассказы Прокопьева тоже вызывают улыбки и смех, но здесь смех — удивление, смех — восхищение, смех — грусть. Автор любит своих героев и никогда не позволит над ними насмешки.

СТЕРВЯТНИК ИЗ КУРЯТНИКА

Приснился мне тихий ужас — будто в бане в противогазе. В то время как я такая слабая на жару, даже в моечном отделении больше пяти минут не выдерживаю — сердце как рыба об лед бьется, а тут вдруг в парной да еще в глазастом наморднике. И две девахи, тоже в противогазах, в четыре веника меня охаживают. Я из-под веников вырваться хочу — глаза на противогазный лоб от нехватки воздуха лезут — и не могу. Всей противогазной головой на выход рвусь, да нижние с верхними конечности не включаются. Лежат пластом и ни тпру, ни ну, чтобы ползти, где дышать можно.

Кое-как проснулась из этого фильма с ужасом. И что вы думаете? В комнате аммиачный угар. Бьет в нос — не продохнуть.

Кот у нас, Филимон, не домашнее животное, а зараза! «Не зараза, а инфекция!» — муж всегда поправляет. Пусть будет инфекция, а все равно — зараза. Хотя и красивый. Лапки беленькие, сам серенький и в тигровую полоску. А уж зверюга — точно как из джунглей.

Облюбовал спать у меня в ногах. Да еще не смей его задеть во сне, потревожить лохматый покой. Разъяренным тигром набрасывается и рвет мое бело тело зубами-когтями. Обнаглел в стельку. Перед противогазной баней как раз жаркий бой выдержала. Задела во сне Филю пяткой — он как вцепится зубами! Еле отбросила пинком. Агрессор лохматый еще длиннее когти выпустил, будто я ему злейший враг, а не кормящая мясом и рыбой хозяйка. На его когти схватила тапочек и с одного удара приземлила зверюгу на пол. Удрал от воспитания! А я провалилась в сон с угарной баней.

Филимон, в отместку за бесцеремонное обращение, устроил мне аммиачный запах. Проснулась я и давай искать, где свершил грязное дело. Как юный следопыт, все углы обнюхала — везде сухо. От безрезультатных поисков перехотела спать. Ладно, думаю, посмотрю пока телевизор… Включила, а экран вспыхнул и погас. Я давай ручки крутить. Вот тут-то и почувствовала, где эта зараза акт возмездия устроил — на телевизоре, в прорези, что на задней стенке. Прямо народный мститель. Как теперь «Санту Бабару» смотреть? Запустила в него тапком, заскочил он на шкаф, рычит, глазами разбойничьими сверкает, а что толку — не работает телевизор. Надо мастера вызывать. Но стыдно… Молила, чтоб с атрофированным носом прислали…

— Двадцать лет работаю, — сказал мастер, выворачивая винты задней стенки, — такого еще не видел. Вы что, телевизор с туалетом перепутали? Или кино кому-то не понравилось?

Кот, говорю, зараза с инфекцией, холера ехидная…

— Вот уж, — обиделся мастер, — не надо с больной головы на здоровую пенять! Кошек, — говорит, — я знаю не хуже телевизоров! Это самое чистоплотное животное, в отличие от собаки и человека.

Мастер попался — кошатник, как клоун Куклачев. У него дома кошек больше, чем четверо детей. Поэтому принялся мне лекцию читать вместо ремонта.

— Вот, говорят, — отложил отвертку, — собака умнее кошки. Так это что — от ума у собак недержание? Ведь гадят на улице, где приспичит? Кошка разве позволит себе посреди дороги? Она — в укромном уголке, и обязательно зароет. А собака, этот друг человека, разве зароет? Еще и на виду у всех норовит! Мол, полюбуйтесь! И побежала довольная! Всех бы перетравил вместе с двуногими хозяевами, которые от своих собак научились. Говорят, человек — царь природы. Этот царь природу лифтов и подъездов так загадил, что на вызова скоро в противогазе придется ходить.

Хлопаю я на эту лекцию глазами, а что ему скажешь? Вдруг Филя со шкафа спрыгивает. Ну-ка, думаю, цапни этого кошачьего философа, чтоб не очень вашего брата расхваливал. Филя чужим не дает себя гладить, дичится, когти в ход пускает.

И вдруг этот хвостатый лицемер сам начал ластиться к мастеру. Ну, пай-котик, да и только. Мурлычет, о ногу трется.

— Разве такой культурный кот может нагадить? — снова завел обвинительную речь мастер.

Я сквозь землю чуть не провалилась. Мастер снял заднюю стенку.

— Фу! — сказал, — хоть противогаз надевай. Ладно, пусть проветрится, завтра зайду. Благодарите котика, так бы вообще ремонтировать не стал.

Я бы его поблагодарила. Развернул мастер телевизор на прежнее место и ушел. А этот зверюга, пока я на кухне крутилась, принялся зарывать содеянное. Стыдно перед мастером стало. Пахучие микросхемы — не песок, не нагребешь кучкой, Филимон начал книжками с полки, что над телевизором, забрасывать вонизм. Книга на заднюю панель кинескопа упала, и накрылся наш телевизор окончательно.

— Выкинуть кота, куда подальше, да и дело с концом! — муж говорит. — Со стола таскает! Обои дерет! Еще и телевизор испортил.

Ничего себе заявочки!

— Тебя самого, — говорю, — тем же концом по тому же адресу. Развыкидывался! Подумаешь, телевизор! Ящик железа! И смотреть по нему, кроме мордобоя да выборов, нечего. Я сама в него скалкой запустить хочу. А тут котик — живая душа! Пусть и зараза с инфекцией, а все равно, — говорю, — только через мой труп!

— Эт точно — сказал муж, — смотреть по телеку нечего. Так что не будем устраивать трупы, пускай живет инфекция.

А что он еще может сказать?

СТЕРВЯТНИК ИЗ КУРЯТНИКА

С легкой руки внука Савельича, Генки, петуха звали Рэмбо. И был он коршуном с гребнем, травоядным хищником дворового масштаба.

Кровожадный характер проявился у Рэмбо с младых когтей. Насмерть задолбал пять собратьев по выводку, основательно проредив подрастающее куриное племя Савельича.

Заматерев в петуха, вообще всю живность во дворе начал держать в страхе. Свиньи, кошки, утки — постоянно испытывали на себе бандитские выходки Рэмбо. Пес Амур, с доброго барана ростом, не стерпел сволочной жизни, ушел со двора куда глаза глядят.

Что живность? Рэмбо людей терроризировал, только успевай раны зализывать. Савельича, особенно его тросточку, побаивался, тогда как Лидку, невестку Савельича и маму Генки, со свету сживал. Она была писклявой и одевалась петухасто — уж если кофточка, то революционно красная или африкански желтая, платья с разрезами и вырезами и разноцветные аж в глазах рябит. Или в шорты, как исподнее моряка, полосатые вырядится, все мясистые лапы, то бишь, ноги, наружу. А уж парфюмерией разило — крылья у Рэмбо заворачивало.

Лидка, приезжая летом на выходные, прежде чем открыть калитку с радостным «здрасьте», искала палку поувесистее — отбиваться от стервятника из курятника. И не расставалась с ней днем и ночью.

Источник

Страна Моксель. Истоки украинских мифов. Древности.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Есть такой старый советский анекдот.
Едут в одном вагоне грузин и армянин. Грузин всю дорогу бубнит «Нээт, грузины лучше чем армяне, грузины лучше». Армянин терпел-терпел, потом не выдерживает и спрашивает:
— Ну чем, чем лучше?
— Чем армяне.

Сам автор по профессии мостостроитель. Судя по описанию, с юных лет коммуняки-москали пытались забить его свободную европейскую славянскую сущность. Но он не прогнулся и даже сделал неплохую карьеру в СССР, а на пенсии осчастливил мир светом Истины. Арийское происхождение и славянство сквозит даже во внешности. Вот фото В.Белинского в подтверждение.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Автор строит свои доводы на критике русских историков 19 века. Где удобно, цитирует их, где неудобно, распекает за имперскую пропаганду. А еще спорит с абстрактными «имперскими и советскими историками» приписывая им разные бредовые высказывания и с блеском (или неблеском) опровергает их. Правда автору забыли сказать что за последние 100-200 лет историческая наука сильно изменилась, и многое их того что он опровергает уже давно пересмотрено. А еще есть такая наука, как археология, о которой автор похоже совсем не в курсе. Вдобавок периодически проскакивает историческое и географическое невежество, логические нестыковки и противоречие самому себе буквально на одной странице. По способу изложения информации все время вспоминался другой анекдот.

Заниматься критикой самой книги не буду, смысла нет. Интерес представляют собранные в этой книге основные новоукраинские исторические мифы. По ним и хочу слегка пройтись. Поскольку ими болеют не только украинцы, но и наши сограждане, часто даже патриотически настроенные.

Откуда есть пошла «Страна Моксель».

Так что-за такой ёксель-моксель, о котором писал В.Белинский.

Из истории 13 века.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Спецификой мордвы было соседство со степью. Со всеми вытекающими последствиями. Тут и постоянные разорительные набеги, но в то же время торговые и культурные связи с большим миром. Периодически после очередной заварухи в степи к мордве прибивались волны переселенцев с юга. Археологи находят следы сожженных древних мордовских городищ, нашпигованных наконечниками скифско-сарматских стрел (бронзовые трехгранные), а рядом характерные для степной зоны захоронения-курганы. В мордовских поселениях первых веков попадаются образцы посуды и украшений из степи, Кавказа, Ближнего Востока и даже Китая.

Благодаря такому соседству у мордвы относительно рано начали складываться зачатки государственности. Захоронения знати начинают выделяться среди рядовых общинников уже во второй половине I тысячелетия. Наибольшего богатства они достигают в 7-8 веках. Связывают это с появлением Волжского торгового пути и формированием единого племенного образования. В мордовских легендах сохранились упоминания о «золотом времени» и первом правителе князе Тюште. Благополучие закончилось с приходом в эти края Хазарского Каганата. На несколько веков мордва попала под вассальную зависимость от хазар. Из-за чего кстати в мордовскую мифологию проникли элементы иудаизма. Правда сильно трансформированные элементы.

После разгрома Хазарского Каганата мордва и буртасы попадают под влияние Волжской Булгарии. Но в отличии от хазар здесь речь идет скорее о добровольном союзе, чем о вассалитете. На севере, на территории эрьзи образуется своего рода военно-торговая конфедерация под крылом булгар. Центром ее был Обран Ош (в переводе «город Абрама», наследие хазар) в месте слияния Волги и Оки. Это на территории современного Нижнего Новгорода. Местоположение позволяло контролировать торговый путь, быстро собираться по реке и принимать булгарское войско. На юге в это время формируется мокшанское протогосударство, которое начинает испытывать все большее давление со стороны степи. Ситуация сильно осложнилась во второй половине 11 века, после прихода кипачков (половцев). Мокше и буртасам пришлось частично оставить свои южные земли и сместиться на север. Центром этого союза стал город Мокша, ныне Наровчат Пензенской области.

А теперь приближаемся наконец к цели нашего повествования. В начале 13 века в русских летописях впервые упоминаются имена мордовских князей. Во главе северного союза эрьзян стоял инязор (князь) Пургас, во главе южного союза мокшан каназор (князь) Пуреш. Оба союза не были этнически однородными, разделение было скорее географическим. К эрьзянам примкнули часть бежавшей от крещения муромы, с мокшанами частично смешались мещера и буртасы, а в обоих было заметное количество беглых холопов из русских княжеств и их потомков. Пургас в защите от русского натиска все плотнее уходил под Волжскую Булгарию. Пуреш же наоборот, стал союзником владимирского князя. Дело чуть не дошло до крещения мокшан в 13 веке. В летописях сохранились упоминания о «Пургазовой руси», «Пургазовой волости» и «Пурешевой волости».

Под те события пытались подогнать найденное недавно Золотаревскре городище. Тем более в центре поселения обнаружили останки женщины-воина в богатых по тем временам доспехах и с булавой. Останки поторопились приписать Нарчат. Однако судя по всему город был разрушен осенью 1237 года, перед походом монголов на Русь. Есть неплохой фильм на тему «Золотаревского побоища». Многовато пафоса и романтики, но смотреть интересно

События той эпохи кстати надолго испортили отношения между мордовскими народами. Для эрзян слово «мокша» на века стало ассоциироваться с предательством.

Рождение легенды про Моксель.

К северу от этой области лежит Руссия, имеющая повсюду леса; она тянется от Польши и Венгрии до Танаида. Эта страна вся опустошена Татарами и поныне ежедневно опустошается ими.

Эта страна за Танаидом очень красива и имеет реки и леса. К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар. Если к ним прибудет купец, то тому, у кого он впервые пристанет, надлежит заботиться о нем все время, пока тот пожелает пробыть в их среде. Если кто спит с женой другого, тот не печалится об этом, если не увидит собственными глазами; отсюда они не ревнивы. В изобилии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Сзади них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они – Саррацины. За ними находится Этилия.

Название это так и осталась бы казусом пересказа рассказчиков, если бы в дело не включились украинствующие историки. Из фразы про «Руссия, которая только до Танаида (Дона)», делается вывод что к востоку от верховьев Дона русских не было. А восточнее Дона значит жили московиты, те самые Моксель Рубрука. Хотя Рубрук путешествовал сильно южнее и исследованием верховьев Дона не занимался.

Процитирую, каким образом совершил такое историческое открытие В.Белинский. Заодно оцените методы и слог автора:

По свидетельству Рубрука, севернее ставки Сартака проживал народ Моксель, жил он в лесах, был покорен во время похода Батыя, и их «государь» с военною дружиною принимал участие в походе татаро-монгольских войск в Европу, где и погиб.
Перед походом Хана Батыя в Европу, начавшимся в 1240 году и взятия Киева, Батый осуществил только один общий военный поход на Север в 1236–1238 годах, когда покорил Волжскую Булгарию и Ростово-Суздальские княжества, имевшие к тому времени «государственность». Других «государств» Российская официальная история в те времена на территории от Смоленска и Новгорода до Волги, и от сегодняшнего Воронежа и Пензы до Костромы и Ярославля, не знает, и никогда нам о них не сообщала.
И второе, ни один мировой или великорусский исторический первоисточник не зафиксировал факт существования государственного образования (наличие у народа государя-правителя) в 50 километрах от Рязани, Пронска и Мурома.
Возникает серьезнейший вопрос, когда вполне очевиден ответ: чей же «государь» принимал участие во главе моксельской дружины в татаро-монгольском походе в Европейские страны? Ответ может быть только один: то был князь династии Рюриковичей, входивший в состав Ростово-Суздальских княжеств, сдавшийся Батыю зимой 1237-38 года.

«Первоначально Р(язанью) наз(ван) центр Рязанского княжества, находившийся в 50 км к Ю(го) — В(остоку) от совр(еменной) Р(язани)» (БСЭ, третье издание, том 22, стр.468.)

То есть, старая Рязань и была обителью земли Моксель! Таковы парадоксы «истории, преимущественно Российской». Однако этому есть доказательства и в самой российской исторической «науке».

Уже в 13 в. терр(итория), населявшаяся мордвой, входила в состав Рязанского и Нижегородского княжеств». (БСЭ, третье издание, том 16, стр.567.)

При том, свидетели того далекого времени Плано Карпини и Рубрук вполне достоверно утверждают, что Ханы Орды старались низвести местных князей и знать, дабы передать владения своему роду непосредственно. Значит, прибрать народ Моксель к рукам Суздальские князья после 1238 года и до конца XIII века попросту не могли. Орда в том была не заинтересована. Зачем ей было отдавать один покоренный народ во власть иному.

Сами великороссы из той знаменитой Екатерининской «Комиссии» запустили откровенно глупую мысль о «Пургасовой Руси». По их утверждению, земля Мордвы в XII–XIII веках уже была обычной Русью и входила в состав «русских» Ростово-Суздальских княжеств.

Однако вернемся к Вильгельму де Рубруку. Читатель помнит, как богато и зажиточно жил народ Моксель, владея «свиньями, медом и воском, драгоценными мехами и соколами», проживая вокруг Рязани, Мурома и «впритык» к Нижнему Новгороду.

Обратите внимание, Рубрук ясно засвидетельствовал, что к 1253 году Моксель еще была некрещеной, однако разводила свиней, то есть, употребляла в еде свинину. Кстати, свинину ели князья и племена Ростово-Суздальской земли того времени, чего не употребляли волжские булгары и Мердас (мордва), жившие восточнее и северо-восточнее Моксель. Они были — «Саррацины», то есть, — мусульмане. Это очень ценное свидетельство. Моксель, будучи не христианской, уже в те годы придерживалась православных обычаев. Значит, к XIII веку все племена уже были разделены по религиозному признаку: одни примкнули к мусульманской Волжской Булгарии, а Моксель — к православным, Рязани и Владимиру.

Кстати, в своей «Истории государства Российского», Н.М.Карамзин дабы напустить больше «примеса лжи», передавая этот эпизод изложенный Рубруком, слово «свиньи» попросту выкинул.
Очень характерный для историка-великоросса прием — убирать невыгодное.

Хочу обратить внимание читателя на второй факт, поведанный нам великим путешественником. У Моксель в те времена водилось много соколов. Интересное свидетельство! Вспомни, уважаемый читатель, у Московских князей при дворе существовала даже должность Сокольничего.

Как помним, все племена той земли носили схожие названия: мокша, мурома, меря, мещера, но главное — говорили на породненном угро-финском языке. И поэтому нет ничего странного, что Рубрук поименовал их одним общим словом — Моксель! Было бы странным иное, если бы Рубрук, живя в ставке Сартака и повествуя о его землях и народах, упомянул о мелком племени Моксель и полностью умолчал об обширных владениях Хана, позже получивших в истории великороссов название Ростово-Суздальской земли. Это было бы даже более чем странным!

При этом учти, лично Рубрук засвидетельствовал, что земли и народа «Руссiи» между Доном и Волгой не существовало.

И последнее, на что хочу обратить внимание читателя: жил народ Моксель в глухих лесах, разрозненно, в неприглядных хижинах. Об этом факте лично поведал путешественник XIII века.А вот как о жизни простого человека Суздальской земли говорит российский профессор.
«Вот почему деревня в один или два крестьянских двора является господствующей формой расселения в северной России (Московии. — В.Б.) чуть не до конца XVII в.»
Великое единство и подобие со страной и народом Моксель просуществовавшее многие сотни лет!

Итак, князья Ростово-Суздальской земли, а по-старинному — «государи» племен мокши, веси, мери, муромы, мещеры и т. д., впервые двинулись на покорение Европы в составе татаро-монгольских войск. Это деяние им понравится и в дальнейшем станет нормой их жизни.

Великий путешественник XIII века Рубрук, посетив ставку Сартака в 1253 году, ясно и недвусмысленно указал, какой народ в «стране Сартаха» обитал в лесах от Дона до Волги. В те далекие времена на той земле проживали только два народа: Моксель и Мердинис. Первые, по тем временам, — ели свинину; вторые, — уже в те годы исповедовали мусульманскую религию.

Именно из племен Моксель, говоривших на породненных финно-угорских наречиях, и берет свое начало Ростово-Суздальская земля, а позже Московия.

Недавно группа генетиков во главе с Олегом Балановским провела генетическое исследование финно-угорских народов. Результаты также не обрадовали сторонников финноугорской общности. Разные фнноугорские народы генетически очень сильно отличаются. Часто они ближе к своим соседям, чем друг к другу. Другими словами финны и карелы генетически ближе к шведам и норвежцам, эстонцы к латышам и литовцам, мордва и марийцы к восточным славянам. В том числе и (о ужас. ) к украинцам. Причины этого в миграциях народов в глубокой древности.

Из этой же серии откровение про мордовских мусульман. В реале и мокша и эрьзя оставались язычниками вплоть до 17 века, а кое-где и 19 века. Во времена орды часть принимала ислам, но как правило они быстро тюркизовались и становились татарами.

Вообще В.Белинский о финноуграх имеет весьма отдаленное представление. Точнее никакого. Они ему не интересны. Он просто хотел сказать что русские такие отвратительно мерзкие потому что не славяне. А финоугры попали под руку, потому что больше никого не было. Поэтому финноугры у него оказались отвратительно мерзкими. Хотя в конце книги сам же стенает о бедных европейцах финнах, ставших жертвами москальской агрессии.

Со временем апологетам В.Белинского конечно указали на его косяк. Но для апологетов принципиально ничего не поменялось, «в главном-то он прав». Просто Моксель поменяли на Мокшу, а Москва превратилось в мокшанское слово. Хотя спроси любого этнического мокшу, как на их язык переводится «Москвы», он сделает круглые глаза.
Еще в ходу у укроозабоченных фраза про Мокшанские болота. Самое забавное что на роль обитателей болот подобрали наверно самый неподходящих для этого финно-угорский народ. Мокша, как уже писал, всегда жили в лесостепной зоне. А там с болотами напряг.

На этом с Белинским достаточно, переходим к мифам.

Миф 1. Неславянское Залесье.

В ответ наши квасные патриоты возражают, что никакого Залесья никогда не было, это все выдумки укронациков, а территория северо-восточной Руси исконно славянская.

На самом деле термин «Залесье» существовал на Руси. Так обитатели Киевщины и Черниговщины называли земли к северо-востоку, за брянскими лесами. Лесов вокруг Киева действительно много, почему же именно брянские называли Лесом? Дело в том что основными магистралями в те времена были реки. А чтобы добраться до Залесья нужно было подняться в верховья Десны или Сеймы и пройти около 100 км по глухим брянским лесам до верховьев Оки. Все реки в этих местах не впечатляют шириной. В самом же Лесу жили недружелюбные киевлянам вятичи со своими Соловьями-разбойниками. Поэтому в первые века Киевской Руси этот маршрут не пользовался популярностью.

И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

В 12 веке в северо-восточной Руси начался настоящий бум в градостроительстве. Появилось более 30 новых городов. Среди них Владимир, Москва, Переяславль-Залесский, Тверь, Тула, Звенигород, Кострома, Галич, Коломна. Названия многих дублируют названия городов южной Руси. В этот период миграция из южнорусских княжеств приобрела массовый характер. Термин Залесье к 12 веку был уже исключительно данью традиции.

О том что брянские леса перестали быть преградой говорят хотя бы регулярные походы войск из Владимира в Киев и обратно. А также карта Черниговского княжества начала 13 века

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Обращаем внимание на северо-восточную границу княжества. Проходит по верховьям Дона в районе Тулы и Новомосковска и по Оке в районе Серпухова. Это уже современная Московская область. Несложно догадаться куда ринулся основной поток мигрантов после того как татары в середине 13 века обосновали свои кочевья к югу от Киева и Чернигова. Уже к концу 13 веку аборигенные народы (голядь, меря, мурома, мещера) просто растворились среди переселенцев и полностью обрусели. Оставшаяся часть муромы и мещеры ушли на восток и смешались с мордвой.

Вклад финноугров в формирование великорусского (да и вообще древнерусского) этноса бесспорен. Еще в Повести временных лет призвание варягов описывается так:

В лето 6367(859). Варяги из заморья брали дань с чуди, и со словен, и с мери, с кривичей… В год 6370 (862) изгнали варяг за море и не дали им дани и стали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал рад на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли они за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.

Судя по этому описанию варягов призывало 2 славянских и 2 финноугорских племени. Однако масштабы влияния финноугров на геном и культуру русских сильно преувеличен.

Миф этот основан на незнании вклада в раннюю историю еще одной крупной группы восточноевропейских народов. Этой группой были балты. Даже любители истории часто имеют о них смутное представление. Хотя, согласно генетическим исследованиям того же Олега Балановского, именно балты были основным субстратом в формировании восточных и западных славян. Благодаря этому восточные и западные славяне довольно однородны генетически и резко отличаются от южных славян.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Но это фактически уже остатки большого балтского массива, в первых веках нашей эры простиравшегося от берегов Пруссии до верховий Оки.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Балты ближайшая к славянам языковая группа. Кроме языка у славян и балтов в древности были схожая материальная культура и религия. Настолько схожая, что когда в 19 веке появилась мода на неоязычество, религиозную иерархию восточных славян восстанавливали на основе литовской. Она была хорошо описана в письменных источниках.

Поэтому появилась новая теория, согласно которой славяне выделились из западных балтов намного позднее, как раз в 5-6 веке. Согласно этой теории группа западных балтов была отрезано от основного балтского массива миграциями готов, попала под влияние центральноевропейских кельтов и восточных германцев, впитала в себя клочки народов, разбросанных миграциями, и в 5 веке явилась миру как законченная языковая группа. Получается что славяне это такое детище эпохи великого переселения народов. Теория объясняла и отсутствие древних археологических культур, и языковые заимствования, и экспансивность с первого момента появления в истории, и языковую однородность ранних славян при культурной и антропологической разнородности.

Ассимиляция балтов славянами начинается с самого начала их появления. Пика процесс достиг в 7-8 веках. Сходство религий и культур с одной стороны упрощало процесс ассимиляции, с другой стороны затрудняло историкам и археологам идентификацию. Долгое время не могли сформировать однозначных маркеров, отличавших славян от балтов. Тем более многие славянские племена перенимали у балтов погребальный обряд и украшения. Так у вятичей, радимичей и кривичей с ходу были характерные для балтов шейные гривны, у других славян в то время малораспространенные. Косвенно можно определить по территориальным очертаниям. Так на месте балтской тушемлинской культуры 4-7 веков в 9 веке видим большое славянское племя кривичей, а на территории мощинской культуры появились славяне вятичи. Процесс полной ассимиляции происходил и в историческое время. Так ятвагов поглотили поляки и белорусы, пруссов поляки и немцы, голядь растворилась в русских.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

Таким образом великороссы, как и белоруссы и поляки, в большей мере потомки балтов, чем финно-угров. Южнорусские же племена изначально были помесью ранних славян с ираноязычныыми племенами (потомки скифов, сарматов и алан), и немного с остатками готов и фракийцев (черняховская культура).

Миф 3. Москва стоит на земле финноугров.

Москва представляет особый интерес для укроисториков. Классики русской истории называли Москву «собирателем земли русской». Значит, по логике укроисториков, если доказать что Москва не славянский город, то и собранные вокруг нее русские получается не славяне.

Ексель моксель что это. Смотреть фото Ексель моксель что это. Смотреть картинку Ексель моксель что это. Картинка про Ексель моксель что это. Фото Ексель моксель что это

В начале I тысячелетия до н.э. абашевцев и поздняковцей смело миграцией культуры сетчатой керамики, которую однозначно идентифицируют с финноуграми. Финноугры пришли с востока и к тому времени уже освоили земледелие и железную металлургию. Что скорее всего и привело к демографическому взрыву и экспансии. Произошло смешение пришлых финноугров со ставшими к тому времени местными поздняковцами, фатьяновцами и абашевцами. Этим и определяется генетическая близость приволжских финнов с восточными славянами. Позднефатьяновская культура была оттеснена еще на запад и вскоре поглощена балтской днепродвинской культурой. Граница между балтами и финноуграми проходила с северо-запада на юго-восток как раз по району Москвы. Сама Москва на разных картах расположена то на территории балтов, то финноугров.

Со временем стало сказываться соседство дьяковцев с балтами. Приграничная область Дьяковской культуры все больше впитывала черты балтской. Вероятно происходило и смешение населения. Некоторые археологи даже выделяют здесь самостоятельную финно-балтскую культуру москворецких городищ.

Второй интересующий нас народ жил к югу и западу от Москвы. В первых веках н.э. здесь, в верховьях Оки, сформировалась мощинская археологическая культура. Связывают ее с балтским народом голядь (или галинды). Народ тоже весьма своеобразный. Географически он вроде как должен принадлежать к восточным балтам. Однако судя по остаткам языка, он был ближе к западнобалтскому прусскому. Чтобы объяснить это появилась теория о миграции голяди из Пруссии. Правда непонятно каким маршрутом. Тем более археология говорит об очень древних истоках мощинской культуры. Возможно даже они были прямыми потомками поздних фатьяновцев.
Как уже писал, западнобалтские языки ближе к славянским, чем восточнобалтские. Также имеются некоторые элементы керамики и домостроения, характерные для ранних славян. Из-за чего некоторые спешат мощинскую культуру идентифицировать как раннеславянскую, а голядь четвертой ветвью славян. Типа очень восточные славяне.

Однако же основные черты материальной культуры у голяди явно балтские. Да и русские летописи идентифицировали их как «литву», т.е. балтов. Что до языка, неизвестно на каком диалекте разговаривали ассимилированные в 7-8 веках балты тушемлинской культуры. Возможно восточнобалтские народы были локализованы в восточной Прибалтике, а основная масса от Пруссии до Калуги говорила на западнобалтских языках. Кроме того, мощинцы как и славяне явно испытали влияние зарубинецкой археологической культуры. Получается что голядь еще на заре своего существования задели те же процессы, что и ранних славян. Отсюда и сходство.

В летописях голядь впервые упоминается в 11 веке. На тот момент они локализовались в верховьях рек Протва и Угра, между вятичами и кривичами, на границе современной Московской, Калужской и Смоленской областей. Длительное время они удерживали этот свой последний анклав, не пуская сюда славян. В 1248 году летописи сообщают о гибели московского князя Михаила Хоробрита в битве «с литвой» на Протве. Однако к концу 13 века голядь все же влилась в русский этнос. Хотя носители голядского языка возможно оставались еще до 15 века.

В процессе расширения вятичи многое заимствовали у голяди. Например нетипичный для славян ритуал захоронения в курганах с кольцевой оградой, характерный для балтов. А также специфические балтские украшения (многочисленные кольца на пальцах и шейные гривны) и керамику. Придя в в район Москвы, вятичи встретились здесь с той самой загадочной культурой «темных веков». Полностью их ассимилиовали только к началу 12 века, однако основная масса влилась в вятичей где-то к середине 10 века. Ну и третьей группой, ставшей субстратом вятичей, была часть мещеры. Вот из такой вот взрывоопасной смеси и получились упертые вятичи.

Вятичи последними из восточнославянских племен признали власть киевского князя. Впервые их покорил князь Светослав Игоревич в 966 году. Однако похоже ненадолго. Потому что в 981 и 982 году уже его сын Владимир (Ясно Солнышко который) совершил 2 похода против вятичей. Однако и после этого вятичи должно быть сохраняли автономию. Походы на вятичей совершали все киевские князья вплоть до Владимира Мономаха в конце 11 века. После 3-х походов Мономаха вятичи наконец окончательно признали власть Киева. Это обезопасило путь из Киева Чернигова в Залесье. Раньше проход брянскими лесами считался чуть ли не подвигом. Вспомним былинного богатыря Илью Муромца, который прошелся мрачными лесными дорогами из Мурома в Киев и встречу его с Соловьем-Разбойником.

Также долго вятичи отказывались принять христианство. Даже формально крестившись, продолжали хоронить умерших по языческому обряду. Особенно рьяно их пытался крестить проповедник Иоанн Кукша, году в 1113-м. Но перестарался и был обезглавлен вятичами-язычниками. Окончательно приняли христианство вятичи только к концу 12 века. Этот факт способствовал их растворению в общерусском этносе. А также факт строительства городов на их землях. Вместе с городами на территорию вятичей стали проникать и соседние славяне, размывая вятическую самобытность. К тому времени соседи уже утратили свою племенную самоидентификацию и были просто русскими. Получается и в этом процессе вятичи были последними. Полное растворение вятичей в русских можно датировать началом 13 века.

Итак, кто же жил в районе Москвы. К моменту основания города здесь уже полтора столетия жили вятичи. До этого в течении 300-500 лет народ, который пока не удается идентифицировать. До 5 века н.э здесь жили сильно балтизированные потомки дьяковцев, т.е. финнобалтская помесь. До них с 7-8 века до н.э. сами финноугры дьяковцы, еще раньше более 1000 лет индоевропейцы фатьяновцы. Которые сменили и долгое время сожительствовали с волосовцами. Кем были по языку волосовцы никто сказать не может. Вероятнее всего потомки палеоевропейского языка, родственного древнесаамскому.

Статья снова раздулась, а тема раскрыта хорошо если наполовину. Центральной темой получились финноугры. Есть еще мифы ордынского периода, Великого Княжества Литовского, лыцарей-сечевиков и пр. Поэтому о них чуть попозже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *