Для такого новичка как я интересна эта тема не с точки зрения каких то тех. характеристик, а с точки зрения музыкальности. Попробовал по «гуглить» толком ничего не нашел. Знаю, что есть на форуме асы в этом вопросе, интересно было бы узнать ваше мнение. Да и другим, таким как я думаю будет интересно.
Собственно вопрос как отличается звучание ламп EL84 или 6BQ5, от разных производителей? И на какое место среди них попадает 6П14П?
Просто довелось наблюдать эволюцию с Электро-хармоникс на самую обычную Тэслу EL34, Тэсла, даже не прогретая, ни оставила ни каких шансо ЭлХар. на жизнь. Но больше всего прочувствовался обратный регресс при выходе из строя одной Тэслы.
в принципе, амперекс багл бой, муллард, телефункен, филипс миниватт, вальво. стандартныйбезошибочный вывод. есть еще америка. при выборе рекомендую обращать внимание на коды, потому что разные бренды (амперекс, филипс, вальво) могут оказаться продуктом одного и того же завода есть еще 7189, «умощненная» версия ел84
никогда не ремонтируйте то, что вообще не должно было существовать
Читал их форумы, американцы сами признают (как им это не тяжело), что европейские лампы звучат лучше. И еще наши нерадивые продавцы им внушили, что 6П14П-ЕВ это лампы militari класса, вот они их и суют теперь куда ни попадя.
Поэтому вопрос (теоретически) как изменится звучание усилителя при замене вышеуказанной лампы, к примеру, на тот же мулард или филипс, конечно с последующей настройкой усилителя.
никогда не ремонтируйте то, что вообще не должно было существовать
У меня Тунсграм играет ровно, четко. При смене на Муллард, кажется в музыке добавили жира и веса, хотя может позаться, что за счет ВЧ. Муллард, правда, не НОС, а просто ОС.
Вот интересно, Миша, лампа с несколько выработанным ресурсом может терять «остроту» на ВЧ из-за износа?
никогда не ремонтируйте то, что вообще не должно было существовать
Re: 6П14П vs El84 или 6BQ5
Re: 6П14П vs El84 или 6BQ5
Re: 6П14П vs El84 или 6BQ5
Re: 6П14П vs El84 или 6BQ5
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6
Приглашаем 30 ноября всех желающих посетить вебинар о литиевых источниках тока Fanso (EVE). Вы узнаете об особенностях использования литиевых источников питания и о том, как на них влияют режим работы и условия эксплуатации. Мы расскажем, какие параметры важно учитывать при выборе литиевого ХИТ, рассмотрим «подводные камни», с которыми можно столкнуться при неправильном выборе, разберем, как правильно проводить тесты, чтобы убедиться в надежности конечного решения. Вы сможете задать вопросы представителям производителя, которые будут участвовать в вебинаре.
Приглашаем всех желающих посетить вебинар, посвященный технологии Ethernet и её новому стандарту 10BASE-T1S/L. Стандарт 802.3cg описывает передачу данных на скорости до 10 Мбит в секунду по одной витой паре. На вебинаре будут рассмотрены и другие новшества, которые недавно вошли в семейство технологий Ethernet: Synchronous Ethernet (SyncE), Precision Time Protocol (PTP), Time Sensitive Networking (TSN). Не останется в стороне и высокоскоростной 25G+ Ethernet от Microchip.
Обзор популярных радиоламп для аудио. Разбираемся с применением, маркировкой и аналогами ламп
Когда-то я думал, что лампы просты и делаются одинаково: если технология одинакова, то зачем делать лампы хуже, чем возможно? Но как оказалось, хоть и прошло много времени, а лампы выпускаются разные, и местами «недостаточно хорошие». Несколько раз натыкался на одно и то же — при всем возможном выборе обязательно попадётся не та лампа и всё пойдёт наперекосяк. Чтобы уберечься от некоторых типичных неприятностей, можно просто почитать мою новую статью на Датагоре.
Вопросом подбора ламп приходится заниматься любому музыканту, серьёзно относящемуся к музыке. Ведь ламповый аппарат требует планового обслуживания, своевременной замены ламп. В этом, на первый взгляд, простом действии скрыто много подводных камней. Неправильный выбор либо не даст желаемого эффекта, либо убьёт недешёвые лампы. В инструкциях к аппаратуре частенько не указывается, какие лампы должны стоять и каким требованиям отвечать.
Далее я попробую объяснить, что же нужно делать, какую лампу выбрать и как подобрать аналог.
Содержание / Contents
Многообразие ламп действительно огромное, каждый тип ламп со своей символикой, грейдами и индексами, и, не смотря на то, что определённые индексы предполагают строго определённую функцию лампы, каждый производитель понимает это по-своему.
Для начала давайте разберёмся с обозначением ламп и с тем, как и что называется.
Название радиоламп состоит из нескольких частей. В зависимости от страны производства, количество и смысловая нагрузка этих частей разная. Не вникая в подробности, будем делить их на 3 части: американская, советская и европейская. Да, у советского союза метод маркировки совпадает частично с американцами, частично с Европой. Связано это с тщательным копированием иностранной потребительской техники, дабы не затрачивать силу на разработку своей. Свои же силы тратились на военную технику.
Рассмотрим советскую маркировку:
Маркировка делится на 5 частей. 1 часть — число, указывает напряжение накала. В данном случае- 6.3 вольта (число 6). 2 часть — буква, указывает тип лампы, в данном случае двойной триод (буква Н). 3 часть — число, указывает модель конкретного типа лампы (число 2). 4 часть — буква или её отсутствие, указывает на вариант исполнения, в данном случае — стеклянный баллон пальчикового типа (буква П). 5 часть — грэйд, указывает на различные изменения в лучшую сторону от оригинальной модели, в данном случае — повышенная долговечность (буква Е) и повышенная механическая прочность (буква В)
Теперь рассмотрим европейскую маркировку:
И наконец, рассмотрим американскую маркировку:
Маркировка из 4 частей, отдельные маркировки весьма непонятные по причине нестабильности 4 части, но об этом по порядку. 1 часть — число, указывает на напряжение накала, в данном случае- 12.6 Вольт (число 12). 2 часть — буквы, указывают на тип лампы, в данном случае — вариант двойного триода с высоким усилением (буквы AX). 3 часть — число, обозначает модель данного типа лампы (число 7). 4 часть — чертовщина, это и грэйд, и производитель. Понимается 4 часть интуитивно.
Начнём с ламп предварительных каскадов.
↑ Лампы для преампов
За всю историю ламповой техники в роли ламп преампа побывало многое, столь многое, что сейчас уже всё и не упомнить. В то же время, в музыкальной технике последних 20-30 лет их ассортимент довольно узок и специфичен, потому именно на них мы и заострим внимание. Сегодняшние наши гости: ECC83 или она же 12AX7, ECC81 или она же 12AT7, 12AU7, 12AY7, ECC88, а так же отечественные аналоги 6Н1П, 6Н2П и 6Н23П. Начнём с лёгонького, оставим мозголомку на сладкое.
↑ 12AT7 / ECC81
↑ 12AU7
↑ ECC88
↑ 12AX7
Наверное, нет другой такой лампы, которая при одном названии была бы столь разнообразна. Эти лампы выпускаются большим количеством заводов и по сей день, причём выпускаются по-разному, со своими замашками и параметрами. Именно эти лампы используются почти во всех гитарных и бас — гитарных ламповых усилителях, и именно с ними больше всего проблем при выборе.
Катодные повторители встречаются в многоламповых усилителях, чаще всего на последней лампе преампа, перед фазоинвертором. Если есть ламповая петля эффектов (как, к примеру, в Masa/Boogie или Soldano SLO), то можно быть почти уверенным, что там 2 лампы в катодном повторителе. Встречаются они и в ламповых преампах.
у советской лампы больше всего гейна. Плюс к этому, она дешевле. Есть повод задуматься?
↑ Выходные лампы
Рассмотрим наиболее распространённые лампы, а именно EL84 и их аналог 6П14П, 6V6 и аналог 6П6С, 6L6 и аналог 6П3С, а оно же 5881 и KT66, и, наконец, EL34 и её вариант 6550.
Эти довольно распространённые лампы незаслуженно часто игнорируются музыкантами, как «недоросшие». Очень часто им приписываются различные низкокачественные свойства, вроде рыхлого звука, недостаточной массивности и детальности. Надо думать, что это происходит из-за их небольшого размера — стандартный пальчиковый корпус не так внушает, как огромный баллон октальной лампы. Однако, несмотря на все нападки, это лампа с весьма характерным звуком, великолепно звучащая на клине или кранче. Да, мощные искажения она передаёт с трудом, так же как и, перегружаясь, сама даёт очень странный звук. Но списывать в утиль её не следует, ибо в своём классе вряд ли можно найти что-то лучшее, что и доказывают старые усилители Laney.
При выборе этих ламп надо учесть следующее: этих ламп существует 2 основных типа вне зависимости от производителя: простая EL84 и лампа с грейдом M (military)- EL84M. Последняя лампа отличается тем, что может работать при гораздо более высоких напряжениях, позволяя получить с четвёрки этих ламп до 50 ватт (против 30 у EL84) и имеет более жёсткое, агрессивное звучание. Такой подход применяется, например, в упомянутых усилителях Laney. Разумеется, ставить вместо EL84M простую EL84 нельзя — лампа банально не выдержит нагрузки, что может привести к повреждению усилителя. А вот наоборот — можно!
У лампы EL84 (без грейда М!) есть советский аналог, 6П14П:
Вообще считается, что им является лампа 6П14П, но внимательно изучив характеристики можно заметить, что у некоторых существенные различия. Более близким аналогом является та же лампа, но с грейдом ЕВ: 6П14П-ЕВ. Лампы настолько аналогичны, что после замены одних на другие требуется только подстройка смещения, звучат они ну очень похоже. Перед покупкой этих ламп стоит уточнить, какое напряжение действует в усилителе. Бывает и так, что в очень старых усилителях на высоких напряжениях трудились и обычные EL84, и новые, например JJ EL84 просто не выдерживают, о чем есть множество тем на форумах. Если возможности узнать напряжение нет, то лучше раскошелиться на более дорогую военную EL84M.
Не смотря на свой размер и мощность, сопоставимую с EL84, эта лампа, на удивление, оценивается, как «взрослая». На удивление потому, что эта лампа начала свою карьеру в усилителе для начинающих «Fender Tweed Champ». Хотя, можно и понять такое отношение, ведь эта лампа ведёт себя как большие собратья, с лёгкостью передавая все, что на неё подадут, будь то чистый звук или тяжёлый перегруз. Сама лампа так же перегружается хорошо, давая взрослый перегруз.
Думаю, не многие видели оригинальную 6V6, выполненную в металлическом баллоне. Вариант, применяемый в усилителях, имеет прямой стеклянный баллон и грейд GT — 6V6GT. Именно они используются в усилителях как по одной, так и по 2 штуки.
Советской промышленностью выпускался полный аналог этих ламп 6V6GT под маркировкой 6П6С.
Советские лампы в нормальных условиях абсолютно равноценны, имеют сходное звучание и аналогичные характеристики.
При подборе данных ламп для усилителя стоит учесть одну особенность — лампы ранних годов выпуска делались с большим запасом по рабочему напряжению, что нещадно эксплуатировалось в усилителях Fender. Современные версии 6V6GT, как и 6П6С не способны выдержать такого напряжения, потому очень быстро помирают. Перед выбором стоит уточнить у производителя или у мастера, насколько высокое напряжение в усилителе. Если выше, чем возможности лампы, то стоит сделать выбор в пользу более дорогих, но и более устойчивых 6V6EH
Будучи старшим братом 6V6, эта лампа имеет долгую историю, за время которой нашла своё место в различных областях аудио — от домашних систем до профессиональных усилителей. Как и младший брат, лампа изначально выпускалась в металлических баллонах, но со временем преобразовалась в стеклянный, обретя маркировку 6L6GT. По сей день вариант со стеклянным баллоном используется в гитарных и Hi-End усилителях. Эту лампу многие копировали и дорабатывали, пока не выпустили более мощный вариант, названный EL34, не многим похожий на оригинал. Но были и копии 1 в 1:
Советский вариант, с маркировкой 6П3С:
Современный вариант с маркировкой 5881 (есть мнение, что это просто военная маркировка):
Современный вариант KT66:
Умощнённый вариант 6L6GC:
Стоит заметить тот факт, что оригинальная 6L6GT и советская 6П3С настолько похожи, что часто последнюю продают вместо оригинальной не только в России, но и на западе. Отличить их друг от друга довольно тяжело, а слабозаметную разницу в звучании можно списать на различия в производстве на разных заводах.
При выборе этих ламп для усилителя надо руководствоваться мощностью усилителя. Так рекомендуемый режим работы для оригинальной 6L6GT и её клонов позволяет получить не более 45-47 ватт. Если усилитель предполагается быть более мощным (о чем могут быть упоминания в руководстве или на панелях самого усилителя), то следует использовать более мощный и, соответственно, дорогой вариант 6L6GC. Невыполнение данного условия может привести к слишком быстрому износу ламп.
На этот раз это всё, что я хотел рассказать о лампах. Замечания об ошибках и полезные дополнения принимаются в комментариях. Надеюсь, что моя статья поможет вашим лампам работать хорошо и долго.
Приглашаем 30 ноября всех желающих посетить вебинар о литиевых источниках тока Fanso (EVE). Вы узнаете об особенностях использования литиевых источников питания и о том, как на них влияют режим работы и условия эксплуатации. Мы расскажем, какие параметры важно учитывать при выборе литиевого ХИТ, рассмотрим «подводные камни», с которыми можно столкнуться при неправильном выборе, разберем, как правильно проводить тесты, чтобы убедиться в надежности конечного решения. Вы сможете задать вопросы представителям производителя, которые будут участвовать в вебинаре.
Приглашаем всех желающих посетить вебинар, посвященный технологии Ethernet и её новому стандарту 10BASE-T1S/L. Стандарт 802.3cg описывает передачу данных на скорости до 10 Мбит в секунду по одной витой паре. На вебинаре будут рассмотрены и другие новшества, которые недавно вошли в семейство технологий Ethernet: Synchronous Ethernet (SyncE), Precision Time Protocol (PTP), Time Sensitive Networking (TSN). Не останется в стороне и высокоскоростной 25G+ Ethernet от Microchip.
Михалыч: 81-я вроде есть, вечерком посмотрю, созвонимся.
Сергеев Сергей: 6п14п не рекомендуется работа с фиксированным смещением. Уходит «вразнос»
Бокарёв Александр: Я тоже так думал. Но работа Покемона (Бокемона) с фиксированным смещением и с анодным напряжением 410 вольт (без единого косяка несколько лет) показала, что это не так. Кстати, венгерские ЕЛ84 в Покемоне разнесло в клочки, а чешские работали безотказно, равно как и наши 6п14-К и ЕВ.
kp307: Возможно, в цепи управляющей сетки резисторы с большим значением. При фиксированном смещении предельное значение для 6п14п нормируется.
Ilya.pro-rock: Возможно даже не более 200 кОм при условии что лампа в принципе легко уходит в разнос с фиксой. Кстати, Владимир, не ругайте так отечественные 6П14П, они очень даже ничего себе по качеству, если конечно не брать какие нить сделанные в 80-х. По крайней мере они, в отличии от многих импортных долговечнее, не микрофонят, да и звук их мне лично больше нравится.
Владимир Константино: Добрый день! redcat пишет: В Вашем случае антизвонные лучше не убирать, а резисторы утечки сделать меньшего номинала. Именно так и было сделано. 180 кОм утечка для трех сеток.
Ilya.pro-rock: Дааа, килоом антизвона для 6П14П надо иметь обязательно! Кстати замечу ещё что при пентодном включении (поёт волшебно, но это к слову) верхняя граница полосы пропускания может достичь единиц мегагерц! (конкретно при применении ФИ с разделённой нагрузкой Fверхн = около 15 МГц) Тогда в сетки уже необходимо таки будет дополнительно ставить не только резистор утечки, но и конденсатор, симулирующий миллеровскую ёмкость для образования ФНЧ и предупреждения превращения усилителя в радиопередатчик.
Ilya.pro-rock: Владимир! Замените общий резистор утечки 180 кОм на индивидуальные аналогичного номинала или 60 кОм обший. Получается что у Вас резистор эквивалентен 540 условным индивидуальным килоомам при фиксе.
Владимир Константино: Добрый день! Да что Вы такое говорите?! Еще пред перепахивать (+ 6 кондеров). Кстати, пред классный. Зарисовал, буду повторять. Да и усил уже неделю-две «заказчик» слушает и радуется.
Сергеев Сергей: Действительно, если усилитель уходит на сторону, то надежнее и долговечнее будет автосмещение.
nebazilik: А кто что скажет о EL83??
alexanderzas: Прочитал всю ветку. честно говоря не заметил проблем с фиксированным смещением 6п14п, но сеточный резистор утечки никогда не делал более 100к. при паралельном соединении такого большого количества ламп нужно в аноды ламп ставить мелкие проволочные резисторы хотябы 5 10 ом или надевать на анодный вывод феритовые бусины или и то и то. Лучший конечно способ паралелить такое количество ламп через магнитный поток то есть мотать первичку в 6 проводов и каждый анод соединять через свой провод.
elacom: http://wavebourn.com/forum/viewtopic.php?f=7&t=904 Анатолий, ну и какие по этому поводу выводы. Я менял обычным перетыком эти лампы и всё в порядке. Играют и не плохо. Единственно не получается пока померять частотные характеристики на выходе усилителя с обоими типами ламп.
Гoсть: Выводы такие: 6П15П более линейная лампа, у неё поведение в низкомощном диапазоне гораздо лучше, но при этом, естественно, требуется меньшее напряжение на экранной сетке, чем у 6П14П. Короче, с задачей разработчики справились хорошо, получили более линейную лампу, и напряжения на экранной сетке действительно требуются меньшие.