Endpoint rest что это
Автоматизация Для Самых Маленьких. Заметки. RESTful API
Эта статья — одна из обещанных коротких заметок по ходу цикла статей Автоматизация Для Самых Маленьких.
Поскольку основным способом взаимодействия с IPAM-системой будет RESTful API, я решил рассказать о нём отдельно.
Воздаю хвалы архитекторам современного мира — у нас есть стандартизированные интерфейсы. Да их много — это минус, но они есть — это плюс.
Эти интерфейсы взаимодействия обрели имя API — Application Programming Interface.
Одним из таких интерфейсов является RESTful API, который и используется для работы с NetBox.
Если очень просто, то API даёт клиенту набор инструментов, через которые тот может управлять сервером. А клиентом может выступать по сути что угодно: веб-браузер, командная консоль, разработанное производителем приложение, или вообще любое другое приложение, у которого есть доступ к API.
Например, в случае NetBox, добавить новое устройство в него можно следующими способами: через веб-браузер, отправив curl’ом запрос в консоли, использовать Postman, обратиться к библиотеке requests в питоне, воспользоваться SDK pynetbox или перейти в Swagger.
Таким образом, один раз написав единый интерфейс, производитель навсегда освобождает себя от необходимости с каждым новым клиентом договариваться как его подключать (хотя, это самую малость лукавство).
Содержание
REST, RESTful, API
Ниже я дам очень упрощённое описание того, что такое REST.
Начнём с того, что RESTful API — это именно интерфейс взаимодействия, основанный на REST, в то время как сам REST (REpresentational State Transfer) — это набор ограничений, используемых для создания WEB-сервисов.
О каких именно ограничениях идёт речь, можно почитать в главе 5 диссертации Роя Филдинга Architectural Styles and the Design of Network-based Software Architectures. Мне же позвольте привести только три наиболее значимых (с моей точки зрения) из них:
А API, который предоставляют RESTful WEB-сервисы, называется RESTful API.
REST — не протокол, а, так называемый, стиль архитектуры (один из). Развиваемому вместе с HTTP Роем Филдингом, REST’у было предназначено использовать HTTP 1.1, в качестве транспорта.
Адрес назначения (или иным словом — объект, или ещё иным — эндпоинт) — это привычный нам URI.
Формат передаваемых данных — XML или JSON.
Для этой серии статей на linkmeup развёрнута read-only (для вас, дорогие, читатели) инсталляция NetBox: netbox.linkmeup.ru:45127.
На чтение права не требуются, но если хочется попробовать читать с токеном, то можно воспользоваться этим: API Token: 90a22967d0bc4bdcd8ca47ec490bbf0b0cb2d9c8.
Давайте интереса ради сделаем один запрос:
То есть утилитой curl мы делаем GET объекта по адресу netbox.linkmeup.ru:45127/api/dcim/devices/1/ с ответом в формате JSON и отступом в 4 пробела.
Или чуть более академически: GET возвращает типизированный объект devices, являющийся параметром объекта DCIM.
Этот запрос можете выполнить и вы — просто скопируйте себе в терминал.
URL, к которому мы обращаемся в запросе, называется Endpoint. В некотором смысле это конечный объект, с которым мы будем взаимодействовать.
Например, в случае netbox’а список всех endpoint’ов можно получить тут.
И ещё обратите внимание на знак / в конце URL — он обязателен.
Вот что мы получим в ответ:
Это JSON (как мы и просили), описывающий device с ID 1: как называется, с какой ролью, какой модели, где стоит итд.
Так будет выглядеть HTTP-запрос:
Так будет выглядеть ответ:
А теперь разберёмся, что же мы натворили.
Структура сообщений HTTP
HTTP-сообщение состоит из трёх частей, только первая из которых является обязательной.
Стартовая строка
Стартовые строки HTTP-запроса и ответа выглядят по-разному.
HTTP-Запрос
Метод определяет, какое действие клиент хочет совершить: получить данные, создать объект, обновить его, удалить.
URI — идентификатор ресурса, куда клиент обращается или иными словами путь к ресурсу/документу.
HTTP_VERSION — соответственно версия HTTP. На сегодняшний день для REST это всегда 1.1.
HTTP-Ответ
HTTP_VERSION — версия HTTP (1.1).
STATUS_CODE — три цифры кода состояния (200, 404, 502 итд)
REASON_PHRASE — Пояснение (OK, NOT FOUND, BAD GATEWAY итд)
Заголовки
В заголовках передаются параметры данной HTTP-транзакции.
Например, в примере выше в HTTP-запросе это были:
Тело HTTP-сообщения
Тело используется для передачи собственно данных.
В HTTP-ответе это может быть HTML-страничка, или в нашем случае JSON-объект.
Между заголовками и телом должна быть как минимум одна пустая строка.
При использовании метода GET в HTTP-запросе обычно никакого тела нет, потому что передавать нечего. Но тело есть в HTTP-ответе.
А вот например, при POST уже и в запросе будет тело. Давайте о методах и поговорим теперь.
Методы
Как вы уже поняли, для работы с WEB-сервисами HTTP использует методы. То же самое касается и RESTful API.
Возможные сценарии в реальной жизни описываются термином CRUD — Create, Read, Update, Delete.
Вот список наиболее популярных методов HTTP, реализующих CRUD:
Давайте на примере NetBox разберёмся с каждым из них.
HTTP GET
Это метод для получения информации.
Так, например, мы забираем список устройств:
Метод GET безопасный (safe), поскольку не меняет данные, а только запрашивает.
Он идемпотентный с той точки зрения, что один и тот же запрос всегда возвращает одинаковый результат (до тех пор, пока сами данные не поменялись).
На GET сервер возвращает сообщение с HTTP-кодом и телом ответа (response code и response body).
То есть если всё OK, то код ответа — 200 (OK).
Если URL не найден — 404 (NOT FOUND).
Если что-то не так с самим сервером или компонентами, это может быть 500 (SERVER ERROR) или 502 (BAD GATEWAY).
Все возможные коды ответов.
Тело возвращается в формате JSON или XML.
Давайте ещё пару примеров. Теперь мы запросим информацию по конкретному устройству по его имени.
Здесь, чтобы задать условия поиска в URI я ещё указал атритбут объекта (параметр name и его значение mlg-leaf-0). Как вы можете видеть, перед условием и после слэша идёт знак «?», а имя и значение разделяются знаком «=».
Так выглядит запрос.
Если нужно задать пару условий, то запрос будет выглядеть так:
Здесь мы запросили все устройства с ролью leaf, расположенные на сайте mlg.
То есть два условия отделяются друг от друга знаком «&».
Из любопытного и приятного — если через «&» задать два условия с одним именем, то между ними будет на самом деле не логическое «И», а логическое «ИЛИ».
То есть вот такой запрос и в самом деле вернёт два объекта: mlg-leaf-0 и mlg-spine-0
Попробуем обратиться к несуществующему URL.
HTTP POST
POST используется для создания нового объекта в наборе объектов. Или более сложным языком: для создания нового подчинённого ресурса.
Уточнение от arthuriantech:
Включая, но не ограничиваясь. Метод POST предназначен для передачи данных на сервер с целью дальнейшей обработки — он используется для любых действий, которые не нужно стандартизировать в рамках HTTP. До RFC 5789 он был единственным легальным способом вносить частичные изменения.
roy.gbiv.com/untangled/2009/it-is-okay-to-use-post
tools.ietf.org/html/rfc7231#section-4.3.3
То есть, если есть набор devices, то POST позволяет создать новый объект device внутри devices.
Выберем тот же Endpoint и с помощью POST создадим новое устройство.
Здесь уже появляется заголовок Authorization, содержащий токен, который авторизует запрос на запись, а после директивы -d расположен JSON с параметрами создаваемого устройства:
Запрос у вас не сработает, потому что Токен уже не валиден — не пытайтесь записать в NetBox.
В ответ приходит HTTP-ответ с кодом 201 (CREATED) и JSON’ом в теле сообщения, где сервер возвращает все параметры о созданном устройстве.
Теперь новым запросом с методом GET можно его увидеть в выдаче:
«q» в NetBox’е позволяет найти все объекты, содержащие в своём названии строку, идущую дальше.
POST, очевидно, не является ни безопасным, ни идемпотентным — он наверняка меняет данные, и дважды выполненный запрос приведёт или к созданию второго такого же объекта, или к ошибке.
HTTP PUT
Это метод для изменения существующего объекта. Endpoint для PUT выглядит иначе, чем для POST — в нём теперь содержится конкретный объект.
PUT может возвращать коды 201 или 200.
Важный момент с этим методом: нужно передавать все обязательные атрибуты, поскольку PUT замещает собой старый объект.
Поэтому, если например, просто попытаться добавить атрибут asset_tag нашему новому устройству, то получим ошибку:
Но если добавить недостающие поля, то всё сработает:
Обратите внимание на URL здесь — теперь он включает ID устройства, которое мы хотим менять (18).
HTTP PATCH
Этот метод используется для частичного изменения ресурса.
WAT? Спросите вы, а как же PUT?
PUT — изначально существовавший в стандарте метод, предполагающий полную замену изменяемого объекта. Соответственно в методе PUT, как я и писал выше, придётся указать даже те атрибуты объекта, которые не меняются.
А PATCH был добавлен позже и позволяет указать только те атрибуты, которые действительно меняются.
Здесь также в URL указан ID устройства, но для изменения только один атрибут serial.
HTTP DELETE
Очевидно, удаляет объект.
Метод DELETE идемпотентен с той точки зрения, что повторно выполненный запрос уже ничего не меняет в списке ресурсов (но вернёт код 404 (NOT FOUND).
Способы работы с RESTful API
Curl — это, конечно, очень удобно для доблестных воинов CLI, но есть инструменты получше.
Postman
Postman позволяет в графическом интерфейсе формировать запросы, выбирая методы, заголовки, тело, и отображает результат в удобочитаемом виде.
Кроме того запросы и URI можно сохранять и возвращаться к ним позже.
Так мы можем сделать GET:
Здесь указан Token в GET только для примера.
Postman служит только для работы с RESTful API.
Например, не пытайтесь через него отправить NETCONF XML, как это делал я на заре своей автоматизационной карьеры.
Один из приятных бонусов специфицированного API в том, что вы можете в Postman импортировать все эндпоинты и их методы как коллекцию.
Для этого в окне Import (File->Import) выберите Import From Link и вставьте в окно URL netbox.linkmeup.ru:45127/api/docs/?format=openapi.
Далее, всё, что только можно, вы найдёте в коллекциях.
Python+requests
Но даже через Postman вы, скорее всего, не будете управлять своими Production-системами. Наверняка, у вас будут внешние приложения, которые захотят без вашего участия взаимодействовать с ними.
Например, система генерации конфигурации захочет забрать список IP-интерфейсов из NetBox.
В Python есть чудесная библиотека requests, которая реализует работу через HTTP.
Пример запроса списка всех устройств:
Снова добавим новое устройство:
Python+NetBox SDK
В случае NetBox есть также Python SDK — Pynetbox, который представляет все Endpoint’ы NetBox в виде объекта и его атрибутов, делая за вас всю грязную работу по формированию URI и парсингу ответа, хотя и не бесплатно, конечно.
Например, сделаем то же, что и выше, использую pynetbox.
Список всех устройств:
Добавить новое устройство:
SWAGGER
За что ещё стоит поблагодарить ушедшее десятилетие, так это за спецификации API. Если вы перейдёте по этому пути, то попадёте в Swagger UI — документацию по API Netbox.
На этой странице перечислены все Endpoint’ы, методы работы с ними, возможные параметры и атрибуты и указано, какие из них обязательны. Кроме того описаны ожидаемые ответы.
На этой же странице можно выполнять интерактивные запросы, кликнув на Try it out.
По какой-от причине swagger в качестве Base URL берёт имя сервера без порта, поэтому функция Try it out не работает в моих примерах со Swagger’ом. Но вы можете попробовать это на собственной инсталляции.
При нажатии на Execute Swagger UI сформирует строку curl, с помощью которой можно аналогичный запрос сделать из командной строки.
В Swagger UI можно даже создать объект:
Для этого достаточно быть авторизованным пользователем, обладающим нужными правами.
То, что мы видим на этой странице — это Swagger UI — документация, сгенерированная на основе спецификации API.
С трендами на микросервисную архитектуру всё более важным становится иметь стандартизированный API для взаимодействия между компонентами, эндпоинты и методы которого легко определить как человеку, так и приложению, не роясь в исходном коде или PDF-документации.
Поэтому разработчики сегодня всё чаще следуют парадигме API First, когда сначала задумываются об API, а уже потом о реализации.
В этом дизайне сначала специфицируется API, а затем из него генерируются документация, клиентское приложение, серверная часть и необходимы тесты.
Swagger — это фреймворк и язык спецификации (который ныне переименован в OpenAPI 2.0), позволяющие реализовать эту задачу.
Углубляться в него я не буду.
За бо́льшими деталями сюда:
Критика REST и альтернативы
Существует и такая, да. Не всё в том мире 2000-го года так уже радужно.
Не являясь экспертом, не берусь предметно раскрывать вопрос, но дам ссылку на небесспорную статью на Хабре.
Альтернативным интерфейсом взаимодействия компонентов системы сегодня является gRPC. Ему же пророчат большое будущее на ниве новых подходов к работе с сетевым оборудованием. Но о нём мы поговорим когда-то в будущем, когда придёт его черёд.
Можно также взглянуть на многообещающий GraphQL, но нам опять же нет нужды с ним работать пока, поэтому остаётся на самостоятельное изучение.
Важно
Токен a9aae70d65c928a554f9a038b9d4703a1583594f был использован только в демонстрационных целях и больше не работает.
Прямое указание токенов в коде программы недопустимо и сделано здесь мной только в интересах упрощения примеров.
Введение в REST API — RESTful веб-сервисы
Эта статья начинает серию постов о разработке REST API:
Intro to RESTful Web Services
REST означает REpresentational State Transfer (Википедия: «передача состояния представления»). Это популярный архитектурный подход для создания API в современном мире.
Вы изучите:
Что такое REST?
REST расшифровывается как REpresentational State Transfer. Это был термин, первоначально введен Роем Филдингом (Roy Fielding), который также был одним из создателей протокола HTTP. Отличительной особенностью сервисов REST является то, что они позволяют наилучшим образом использовать протокол HTTP. Теперь давайте кратко рассмотрим HTTP.
Краткий обзор HTTP
Давайте сначала откроем браузер и зайдем на веб-страницу:
А затем щелкните на одной из страниц результатов:
Далее мы можем нажать на ссылку на странице, на которой мы оказались:
И перейти на другую страницу:
Вот как мы обычно просматриваем веб страницы.
Когда мы просматриваем страницы в Интернете, за кулисами происходит много вещей. Ниже приведено упрощенное представление о том, что происходит между браузером и серверами, работающими на посещаемых веб-сайтах:
Протокол HTTP
Когда вы вводите в браузере URL-адрес, например www.google.com, на сервер отправляется запрос на веб-сайт, идентифицированный URL-адресом.
Затем этот сервер формирует и выдает ответ. Важным является формат этих запросов и ответов. Эти форматы определяются протоколом HTTP — Hyper Text Transfer Protocol.
Когда вы набираете URL в браузере, он отправляет запрос GET на указанный сервер. Затем сервер отвечает HTTP-ответом, который содержит данные в формате HTML — Hyper Text Markup Language. Затем браузер получает этот HTML-код и отображает его на экране.
Допустим, вы заполняете форму, присутствующую на веб-странице, со списком элементов. В таком случае, когда вы нажимаете кнопку «Submit» (Отправить), HTTP-запрос POST отправляется на сервер.
HTTP и RESTful веб-сервисы
HTTP обеспечивает базовый уровень для создания веб-сервисов. Поэтому важно понимать HTTP. Вот несколько ключевых абстракций.
Ресурс
Ресурс — это ключевая абстракция, на которой концентрируется протокол HTTP. Ресурс — это все, что вы хотите показать внешнему миру через ваше приложение. Например, если мы пишем приложение для управления задачами, экземпляры ресурсов будут следующие:
URI ресурса
Когда вы разрабатываете RESTful сервисы, вы должны сосредоточить свое внимание на ресурсах приложения. Способ, которым мы идентифицируем ресурс для предоставления, состоит в том, чтобы назначить ему URI — универсальный идентификатор ресурса. Например:
REST и Ресурсы
Важно отметить, что с REST вам нужно думать о приложении с точки зрения ресурсов:
Определите, какие ресурсы вы хотите открыть для внешнего мира
Используйте глаголы, уже определенные протоколом HTTP, для выполнения операций с этими ресурсами.
Вот как обычно реализуется служба REST:
Компоненты HTTP
HTTP определяет следующую структуру запроса:
Методы HTTP-запроса
Метод, используемый в HTTP-запросе, указывает, какое действие вы хотите выполнить с этим запросом. Важные примеры:
Код статуса ответа HTTP
Код состояния всегда присутствует в ответе HTTP. Типичные примеры:
Резюме
В статье приведен на верхнем уровне обзор архитектурного стиля REST. Подчеркивается тот факт, что HTTP является основным строительным блоком REST сервисов. HTTP — это протокол, который используется для определения структуры запросов и ответов браузера. Мы видели, что HTTP имеет дело главным образом с ресурсами, доступными на веб-серверах. Ресурсы идентифицируются с помощью URI, а операции над этими ресурсами выполняются с использованием глаголов, определенных протоколом HTTP.
Наконец, мы рассмотрели, как службы REST наилучшим образом используют функции, предлагаемые HTTP, для предоставления ресурсов внешнему миру. REST не накладывает никаких ограничений на форматы представления ресурсов или на определение сервиса.
REST, что же ты такое? Понятное введение в технологию для ИТ-аналитиков
Мы подготовили статью Андрея Буракова на основе его вебинара на нашем YouTube-канале:
Проектирование и работа с REST-сервисами стали повседневными задачами для многих аналитиков. Однако мы часто встречаемся на работе с различными или даже противоречащими друг другу трактовками таких понятий, как REST, RESTful-сервис, RESTAPI.
Сегодня мы разберём, какие принципы вложил в парадигму REST её автор и как они могут помочь нам при проектировании систем.
Выясним, почему существует терминологическая путаница вокруг REST и как нам научиться лучше понимать коллег.
Поговорим о том, как связаны HTTP и REST. А также почему REST противопоставляют SOAP.
Терминология
Формат представления данных
Давайте представим, что я живу в девятнадцатом веке и хочу отправить письмо своему клиенту, который заинтересован в покраске своего автомобиля. Разумеется, я должен написать в письме про то, какие цвета для покраски автомобиля имеются в автосалоне.
Перед тем, как отправить письмо, я беру лист бумаги и пишу клиенту, что в автосалоне сейчас доступны цвета: синий, зелёный, красный, белый, чёрный.
Но я мог бы написать это и на английском: blue, green, red, white, black.
Выходит, что одна и та же информация может быть представлена разными способами. И такой способ представления одной и той же информации разными способами будем называть форматом представления данных.
Plain text — это обычный текст, который я использовал при написании письма;
XML — язык разметки информации;
JSON — текстовый формат обмена данными;
Binary — бинарный формат.
Давайте запомним из этой части статьи что XML и JSON — это форматы представления данных.
Протокол передачи данных
Я написал письмо и теперь хочу его отправить. Что мне нужно для этого сделать? Как правило, я кладу письмо в конверт. В нашем случае таким конвертом будет такое понятие, как протокол передачи данных.
Протокол передачи данных — это набор соглашений, которые определяют обмен данными между различными программами. Эти соглашения задают единообразный способ передачи сообщений и обработки ошибок.
Аналогия протокола передачи данных с письмом в конверте
Если продолжать рассматривать аналогию с письмом, то стоит обратить, что:
1. конверт имеет структуру;
2. я наклеиваю на конверт марки, указываю определённую информацию: от кого письмо, куда я его отправляю, адрес и т.д.
Транспорт
Получил письмо в конверте, всё здорово! Но нужно его как-то отправить. Как мне его отправить? Я воспользуюсь услугами почты. Что для этого нужно сделать? Прийти на почту, отдать письмо. Затем его кто-то должен доставить, используя некоторый транспорт.
Транспорт — это подмножество сетевых протоколов, с помощью которых мы можем передавать данные по сети.
Такими протоколами могут быть, например: HTTP, AMQP, FTP.
Если продолжать аналогию с письмом, то почтовая служба может отправить это письмо с помощью голубя или, например, с помощью совы. Вроде бы, письмо одно и то же. Конверт (протокол) один и тот же, формат данных один и тот же, но, обратите внимание — транспорт разный.
Протокол HTTP
HyperText Transfer Protocol (HTTP) — это протокол передачи данных. Изначально для передачи данных в виде гипертекстовых документов в формате HTML, сегодня — для передачи произвольных данных.
Этот протокол имеет две особенности, которые должны учитывать все, кто работает с этим протоколом: ресурсы и HTTP-глаголы.
Ресурсы
Чтобы разобраться с понятием ресурса, давайте представим, что у нас имеется некоторая ссылка: http://webinar.ru/schedule/speech.
Это как раз и есть тот самый URL, который мы используем поверх HTTP. Рассмотрим, из чего состоит эта ссылка:
А вот как нам работать с этими объектами, нам говорят HTTP-глаголы (методы).
HTTP-глаголы
HTTP-глаголы — это элемент протокола HTTP, который используется в каждом запросе, чтобы указать, какое действие нужно выполнить над данным ресурсом.
GET/schedule/speech/id413 — получить информацию об объекте
Здесь мы видим некоторый объект (ресурс) с конкретным идентификатором с номером 413. Я могу использовать HTTP-глагол GET для, того чтобы получить информацию о выступлении 413.
Я могу воспользоваться каким-либо другим HTTP-глаголом, если мне необходимо выполнить какие-либо другие действия.
PUT/schedule/speech/id413 — создать или перезаписать объект
Или удалить объект:
Главное здесь то, что мы рассматриваем некоторые объекты (ресурсы) и совершаем над ними некоторые действия, которые определены в протоколе списком HTTP-методов: GET, PUT, POST, DELETE и т.д.
Что такое REST?
Какое же определение в понятие REST заложил его основатель Рой Филдинг?
Representational State Transfer — это архитектурный стиль взаимодействия компонентов распределённого приложения в сети. Архитектурный стиль – это набор согласованных ограничений и принципов проектирования, позволяющий добиться определённых свойств системы.
Но зачем нам REST? Зачем нам этот стиль? Что нам даст применение принципов REST?
Если мы обратимся опять же к первоисточнику — к работе Филдинга, то мы выясним, что назначение REST в том, чтобы придать проектируемой системе такие свойства как:
Гибкость к изменениям,
Это наиболее ценные свойства, с которыми встречается, например, аналитик при проектировании систем. В действительности их намного больше. Если внимательно посмотреть на эти свойства, то мы увидим ни что иное, как нефункциональные требования к системе, которых мы на своих проектах стремимся достичь.
Принципы REST
Каким образом REST может помочь нам достичь этих свойств и реализовать эти нефункциональные требования?
Чтобы это понять, давайте рассмотри 6 принципов REST — ограничений, которые и помогают нам добиться этих нефункциональных требований.
6 принципов REST:
Далее мы рассмотрим эти шесть принципов поподробнее.
Принцип 1. Клиент-серверная архитектура
Сама концепция клиент-серверной архитектуры заключается в разделении некоторых зон ответственности: в разделении функций клиента и сервера. Что это означает?
Например, мы разделяем нашу систему так, что клиент (допустим, это мобильное приложение) реализует только функциональное взаимодействие с сервером. При этом сервер реализует в себе логику хранения данных, сложные взаимодействия со смежными системами и т.д.
Что мы этим добиваемся и как могло бы быть иначе? Давайте представим, что клиент и сервер у нас объединены. Тогда, если мы говорим о мобильном приложении, каждое мобильное приложение каждого клиента должно было бы быть абсолютно самодостаточной единицей. И тогда, поскольку у нас единого сервера нет для получения/отправки информации, у нас получилась бы какая-то сеть единообразных компонентов – например, мобильные приложения общались бы друг с другом – такая распределённая сеть равноценных узлов.
Такие системы в реальной жизни есть и можно найти их примеры. Например, в блокчейне. Тем не менее, в случае с REST мы говорим о том, что разделяем ответственность. Например, отображение информации, её обработку и хранение.
Клиент-серверная архитектура
Также сервер может иметь базу данных (см. рисунок ниже). В данном случае надо понимать, что пара «сервер и БД» тоже будет парой «клиент-сервер». Только в данном случае сервером будет БД, а сам сервер — клиентом.
Трёхзвенная архитектура
Что дает клиент-серверная архитектура и зачем она нужна?
Во-первых, клиент-серверная архитектура дает нам определённую масштабируемость: есть сервер, есть единая точка обработки запросов. При необходимости выдерживать большую нагрузку мы можем поставить несколько серверов. Также к нему можно подключать достаточно большое количество клиентов (сколько сможет выдержать). Таким образом, клиент-серверная архитектура позволяет добиться масштабируемости.
Во-вторых, REST даёт определённую простоту поддержки. Если мы хотим изменить логику обработки информации на сервере, то выполним эти изменения на сервере. В данном случае мы можем и не менять каждого клиента, как если бы они были абсолютно равноценной сетью.
Конечно, есть и минусы. В случае с клиент-серверной архитектурой мы понимаем, что у нас есть единая точка отказа в виде сервера. Если отказал сервер и у нас нет дополнительных инстансов, то для нас это будет означать неработоспособность системы.
Также потенциально может увеличиться нагрузка, поскольку часть логики мы вынесли с клиента на сервер. Клиент будет совершать меньше каких-либо действий самостоятельно, соответственно, у нас возрастёт количество запросов между клиентом и сервером.
Принцип 2. Stateless
Принцип заключается в том, что сервер не должен хранить у себя информацию о сессии с клиентом. Он должен в каждом запросе получать всю информацию для обработки.
Пример реализации принципа Stateless. Запрос погоды на 20.06 в Москве
Представим, что у нас есть некоторый сервис прогноза погоды, в котором уже реализована клиент-серверная архитектура, и мы хотим получить сообщение о прогнозе погоды на завтра.
Что мы делаем в случае, если мы работаем с Stateless? Мы отправляем запрос «Какая погода?», отправляем место, где хотим погоду узнать, и дату. Соответственно, прогноз погоды отвечает нам — «Будет жарко».
Если я захочу узнать, какая будет погода через день, то опять укажу место, где хочу узнать погоду, укажу другую дату. Сервер получит этот запрос, обработает и сообщит мне, что там уже будет очень жарко.
Пример реализации принципа Stateless. Запрос погоды на 21.06 в Москве
Рассмотрим ситуацию: что было бы, если бы у нас не было Stateless? В таком случае у нас бы был Stateful. В этом случае сервер хранит информацию о предыдущих обращениях клиента, хранит информацию о сессии, какую-то часть контекста взаимодействия с клиентом. А затем может использовать эту информацию при обработке следующих запросов.
Приведём пример на рисунке:
Пример реализации принципа Stateful
Я всё так же хочу узнать, какая погода будет завтра: отправляю запрос, сервер его обрабатывает, формирует ответ и, помимо того, что он возвращает ответ клиентам, он еще сохраняет какую-то информацию (часть или всю) о том, какой запрос он получил. В случае, если я захочу узнать, какая погода будет через день, я могу сделать такой вызов: «А завтра?». Не сообщая ничего о месте и о дате.
В этом случае у сервера хранится некоторый контекст. Он понимает, что я у него спрашиваю про 21-е число и могу дать ответ на основе информации, хранимой у него в БД или в кэше. Один из примеров, где можно встретить подход Stateful в жизни — это работа с FTP-сервером.
Вернёмся к Statless-подходу. Почему в REST-архитектуре мы должны использовать именно Statless-подход?
Какие он даёт плюсы?
Уменьшение времени обработки запроса,
Возможность использовать кэширование.
В первую очередь, это масштабирование сервера. Если каждый запрос содержит в себе абсолютно весь контекст, необходимый для обработки, то можно, например, клонировать сервер-обработчик: вместо одного поставить десять таких. Мне будет абсолютно неважно, в какой из этих клонов придёт запрос. Если бы они хранили состояние, то либо должны были синхронизироваться, либо мне нужно было бы умело направлять запрос в нужное место.
Помимо этого, появляется простота поддержки. Каждый раз я вижу в логах, какое сообщение приходило от клиента, какой ответ он получал. Мне не нужно дополнительно узнавать о том, какое состояние хранил сервер.
Также подход Stateless позволяет использовать кэширование.
Какие проблемы может создать Stateless-подход?
Усложнение логики клиента (именно на стороне клиента нам нужно хранить всю информацию о состоянии, о допустимых действиях, о недопустимых действиях и подобных вещах).
Увеличение нагрузки на сеть (каждый раз мы передаём всю информацию, весь контекст. Таким образом, больше информации гоняем по сети).
Принцип 3. Кэширование
В оригинале этот принцип говорит нам о том, что каждый ответ сервера должен иметь пометку, можно ли его кэшировать.
Что такое кэширование?
Представим, что у нас всё так же есть сервис по прогнозу погоды, есть клиент, с которым взаимодействуют. Сам по себе этот сервис погоду не определяет. Погоду определяет метеостанция, с которой он связывается с помощью специальных удалённых вызовов. Что происходит, когда мы используем кэширование?
Например, клиент обратился к серверу с запросом «Хочу узнать погоду». Что делает сервер?
Если мы его только запустили и используем кэширование или если мы не используем кэширование вообще — сервер обратится к метеостанции, а она вернёт ему ответ. Перед тем, как сервер ответит клиенту, он должен сохранить эту информацию в кэше. И только потом вернуть ответ. Для чего?
Когда клиент в следующий раз отправит ровно такой же запрос, сервер сможет не обращаться к метеостанции. Он сможет извлечь прогноз из кэша и вернуть ответ клиенту.
Пример реализации архитектуры с использованием кэширования
Чего мы добились? Мы убрали одну часть взаимодействия между сервером и метеостанцией. Зачем нам это нужно? Это нужно и полезно, если у сервера часто запрашивают одинаковую информацию. Например, кэширование активно используется на новостных сайтах или в соцсетях (на веб-ресурсах, к которым происходит много обращений).
Какие у кэширования плюсы?
Уменьшение количества сетевых взаимодействий.
Уменьшение нагрузки на системы (не грузим их дополнительными запросами).
В каких-то случаях одинаковых обращений будет не так много. Тогда кэширование использовать нет смысла.
При этом важно понимать, что кэширование — это совсем не простая штука. Она бывает достаточно сложна и нетривиальна в реализации.
Также мы должны учитывать, что если отдаём какие-то данные, которые сохранили раньше, то важно помнить, что эти данные могли уже устареть.
В каких-то случаях это может быть приемлемо, но в каких-то случаях — абсолютно недопустимо. Соответственно, стоит ли использовать кэширование — всегда нужно обдумывать на конкретном примере.
Принцип 4. Единообразие интерфейса. HATEOAS
Hypermedia as the Engine of Application State (HATEOAS) — одно из ограничений REST, согласно которому сервер возвращает не только ресурс, но и его связи с другими ресурсами и действия, которые можно с ним совершить.
Рассмотрим пример. Возьмём HTTP-запрос, в котором я хочу получить определенный ресурс:
Пример запроса ресурса
Здесь мы используем HTTP-глагол GET, то есть хотим получить ресурс. Обращаемся к некоторому счёту с номером 12345.
Если бы мы не использовали подход HATEOAS, то получили бы примерно такой XML-ответ:
Пример ответа без использования принципа HATEOAS
Здесь указан номер счёта, баланс и валюта.
Что же предлагает HATEOAS? Если бы мы с учётом этого ограничения выполняли бы этот запрос, то в ответе получим не только информацию об этом объекте, но и все те действия, которые мы можем с ним совершить. И, если бы у него были бы какие-то важные связанные объекты, мы получили бы ещё и ссылки на них.
Пример ответа с использованием принципа HATEOAS
Получая такие ответы, клиент самостоятельно понимает, какие конкретные действия он может совершать над этим объектом и какую ещё информацию о связанных объектах он может получить. Мы даём клиентскому приложению намного больше информации и свободы действий. Логика клиента становится более гибкой, но при этом и более сложной.
Главный плюс этого подхода — клиент становится очень гибким в плане изменений на сервере с точки зрения изменения допустимых действий, изменения модели данных и т.д.
В качестве обратной стороны медали мы получаем сильное усложнение логики, в первую очередь, клиента. Это может потянуть за собой и усложнение логики на сервере, потому что такие ответы нужно правильно формировать. Фактически ответственность за действия, которые совершает клиент, мы передаём на его же сторону. Мы ослабляем контроль валидности совершаемых операций на стороне сервера.
Принцип 5. Layered system (слоистая архитектура)
В предыдущих схемах мы рассматривали сторону клиента и сторону сервера, но не думали, что между ними могут быть посредники.
В реальной жизни между ними могут быть, к примеру, proxy-сервера, роутеры, балансировщики — все, что угодно. И то, по какому пути запрос проходит от клиента до сервера, мы часто не можем знать.
Концепция слоистой архитектуры заключается в том, что ни клиент, ни сервер не должны знать о том, как происходит цепочка вызовов дальше своих прямых соседей.
Модель слоистой архитектуры
Знания балансировщика в этой схеме об участниках конкретно этой цепочки вызовов должны заканчиваться proxy-сервером слева и сервером справа. О клиенте он уже ничего не знает.
Если изменяется поведение proxy-сервера (балансировщика, роутера или чего-то ещё), это не должно повлечь изменения для клиентского приложения или для сервера. Помещая их в эту цепочку вызовов, мы не должны замечать никакой разницы. Это позволяет нам изменять общую архитектуру без доработок на стороне клиента или сервера.
Увеличение нагрузки на сеть (больше участников и больше вызовов, чем если бы мы шли один раз от клиента до сервера напрямую).
Увеличение времени получения ответа (из-за появления дополнительных участников).
Принцип 6. Code on done (код по требованию)
Идея передачи некоторого исполняемого кода (по сути какой-то программы) от сервера клиенту.
Модель архитектуры, реализующей принцип «Код по запросу»
Представьте, что клиент — это, например, обычный браузер. Клиент отправляет некоторый запрос и ждёт ответа — страницу с определённым интерактивом (например, должен появляться фейерверк в том месте, где пользователь кликает кнопкой мышки). Это всё может быть реализовано на стороне клиента.
Либо клиент, запрашивая данную страницу приветствия, получит в ответ от сервера не просто HTML-код для отображения, а ещё программу, которую он сам и исполнит. Получается, что сервер передаёт исходный код клиенту, а тот его выполняет.
Что мы за счёт этого получаем? Отчасти, это схоже с принципом HATEOAS. Мы позволяем клиенту стать гибче. Если мы захотим изменить цвет фейерверка, то нам не нужно вносить изменений на клиенте — мы можем сделать это на сервере, а затем передавать клиенту. Пример такого языка — javascript.
Насколько же сходятся идеи, которые вложил Рэй Филдинг в концепцию REST, с восприятием REST аналитиками?
Давайте рассмотрим наиболее частые заблуждения, которые вы можете встретить относительно концепции REST.
1. Ограничения REST опциональны (необязательны)
С точки зрения создателя этой концепции существует ровно одно необязательное ограничение — код по требованию. Все остальные ограничения должны выполняться. Если одно из них не выполняется — это уже не REST-подход.
2. REST — протокол передачи данных
REST — это не протокол передачи данных. Он не определяет правила о том, как мы должны передавать запросы, какая у них должна быть структура, что мы должны возвращать в ошибках. Единственное, что косвенно можно было бы приписать — это указание на то, что каждый ответ сервера должен содержать информацию о том, можно ли его кэшировать.
Но, в целом, REST — это концепция, парадигма, но не протокол. В отличие от HTTP, который действительно является протоколом.
3. REST — это всегда HTTP
С одной стороны, ни один из архитектурных принципов REST не говорит нам о том, какой транспорт мы должны использовать — HTTP или очереди.
Но при этом в жизни очень часто встречаются люди, для которых REST и HTTP — это аксиома.
Поэтому, если сказать человеку, что REST — это необязательно HTTP, то вас могут посчитать сумасшедшими.
Почему же все считают, что REST — это HTTP? Здесь нужно сделать ремарку, что одним из главных авторов протокола HTTP — это Рэй Филдинг, автор концепции REST. Рэй Филдинг стремился спроектировать HTTP так, чтобы с помощью него концепцию REST было максимально удобно реализовывать.
4. REST — это обязательно JSON
Почему так сложилось? Главная причина в том, что какое-то время назад сервисы вида JSON over HTTP стали противопоставлять SOAP. JSON одновременно стал популярным и стал антагонистом XML, как SOAP подходу. JSON использовался, потому что это не SOAP.
Модель зрелости REST-сервисов
Ричардсон выделил уровни зрелости REST-сервисов. Выделение происходило исходя из подхода, что REST — это, с точки зрения протокола, всё-таки HTTP. Соответственно, он спроектировал модель, по которой можно понять: насколько сервис REST или не REST.
Уровень 0
В первую очередь, он выделил нулевой уровень. К нему относятся любые сервисы, которые в качестве транспорта используют HTTP и какой-то формат представления данных. Например, когда мы говорим про JSON over HTTP – мы говорим про нулевой уровень.
Если более наглядно «пощупать ручками» с точки зрения использования протокола HTTP, то можно представить, что мы выставляем некоторый API. Мы начинаем с того, что объявляем единый путь для отправки команд и всегда используем один и тот же HTTP-глагол для совершения абсолютно любых действий с любыми объектами. Например: создай вебинар, запиши вебинар, удали вебинар и т.д. То есть мы всегда используем один и тот же URL и всегда используем один и тот же HTTP-метод, обычно POST.
Как один из примеров:
Пример 0-го уровня соответствия REST
Уровень 1
Следующий уровень — первый. Мы уже научились использовать разные ресурсы и делаем это не по одному URL. Но при этом всё ещё игнорируем HTTP-глаголы.
Мы просто разделяем явно наши объекты, как некоторые ресурсы. Например: спикер, курс, вебинар. Но, независимо от того, что мы хотим сделать — удалить, создать, редактировать, мы всё равно используем один и тот же HTTP-глагол POST.
Пример 1-го уровня соответствия REST
Уровень 2
Второй уровень — это когда мы начинаем правильно с точки зрения спецификации HTTP-протокола использовать HTTP-глаголы.
Например, если есть спикер, то, чтобы создать спикера и получить информацию о нём, я использую соответствующий глагол: GET, POST. Когда хочу создать или удалить спикера — я использую глаголы: PUT, DELETE.
По сути, второй уровень зрелости — это то, что чаще всего называют REST.
Надо понимать, что, с точки зрения изначальной концепции, если мы дошли до второго уровня зрелости, то это еще не означает, что мы спроектировали REST-систему/ REST-сервис. Но в очень распространённом понимании соответствие 2-ому уровню часто называют RESTfull сервисом.
RESTfull-сервис — это такой сервис, который спроектирован с учётом REST-ограничений. Хотя, в целом, правильнее сервис такого уровня зрелости называть HTTP-сервисом или HTTP-API, нежели REST-API.
Пример 2-го уровня соответствия REST
Уровень 3
Третий уровень зрелости — это уровень, в котором мы начинаем использовать концепцию HATEOAS. Когда мы передаём информацию, ресурсы, мы сообщаем потребителям (клиентам) о том, какие ещё действия необходимо совершить ресурсу, а также связи с другими ресурсами.
Пример 3-го уровня соответствия REST
Выводы, которые мы можем сделать из модели зрелости
Итак, как нам эта модель может помочь понять то, что наши коллеги называют RESTом в каждой отдельно взятой компании? REST у вас или не REST?
Первая распространенная трактовка термина REST — всё, что передаётся в виде JSON поверх HTTP.
Вторая, не менее популярная версия, REST — это сервис второго уровня зрелости, то есть HTTP-API, составленное в соответствии со спецификацией HTTP-протокола. Если мы правильно выделяем ресурсы, правильно используем HTTP-глаголы, а также выполняем некоторые требования HTTP-протокола, то у нас REST.
Что называют RESTом?
Подведём итоги
Во-первых, у каждого свой REST. Мнения о том, что такое REST, часто разнятся. Когда мы работаем с новыми проектами, новыми коллегами или специалистами, очень важно понять, что именно ваш коллега называет RESTом. Это полезно для того, чтобы на одном из этапов проектирования или разработки не оказалось, что мы половину проекта говорили о разных вещах.
Во-вторых, принципы REST мы часто применяем в жизни. Они очень полезны для осмысления. Кэширование, STATELESS и STATEFUL, клиент-серверная модель или код по требованию — это те вещи, которые аналитику полезно знать для понимания.
Третье — это то, что парадигма REST помогает нам выявить и определить важнейшие свойства архитектуры — масштабируемость, производительность и т.д.
1. Способы описания API
2. Инструменты для тестирования API